Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО ПОЛОЖЕНИЯ ОТДЕЛЬНЫХ КАТЕГОРИЙ ЛИЦ, УЧАСТВУЮЩИХ В АДМИНИСТРАТИВНОМ СУДОПРОИЗВОДСТВЕ'

ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО ПОЛОЖЕНИЯ ОТДЕЛЬНЫХ КАТЕГОРИЙ ЛИЦ, УЧАСТВУЮЩИХ В АДМИНИСТРАТИВНОМ СУДОПРОИЗВОДСТВЕ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
324
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АДМИНИСТРАТИВНОЕ СУДОПРОИЗВОДСТВО / ADMINISTRATIVE LEGAL PROCEEDINGS / КОДЕКС АДМИНИСТРАТИВНОГО СУДОПРОИЗВОДСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ / CODE OF ADMINISTRATIVE LEGAL PROCEEDINGS OF THE RUSSIAN FEDERATION / ГРАЖДАНСКИЙ ПРОЦЕССУАЛЬНЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ / CODE OF CIVIL PROCEDURE OF THE RUSSIAN FEDERATION / АРБИТРАЖНЫЙ ПРОЦЕССУАЛЬНЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ / CODE OF ARBITRATION PROCEDURE OF THE RUSSIAN FEDERATION / ЗАИНТЕРЕСОВАННЫЕ ЛИЦА / STAKEHOLDERS / ПРОКУРОР / PROSECUTOR / ОРГАНЫ / ОРГАНИЗАЦИИ И ЛИЦА / ОБРАЩАЮЩИЕСЯ В СУД В ЗАЩИТУ ИНТЕРЕСОВ ДРУГИХ ЛИЦ ИЛИ НЕОПРЕДЕЛЕННОГО КРУГА ЛИЦ / INSTITUTIONS AND PERSONS BRINGING LEGAL ACTION BEFORE THE COURT / AS WELL AS THE BODIES

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Соловьев А.А.

В статье продолжено исследование правового положения лиц, участвующих в деле, применительно к Кодексу административного судопроизводства Российской Федерации. Автор анализирует правовое положение заинтересованных лиц, прокурора, а также органов, организаций и лиц, обращающихся в суд в защиту интересов других лиц или неопределенного круга лиц, применительно к Кодексу административного судопроизводства Российской Федерации, а также проводит сравнительный анализ, относительно аналогичных участников процесса в Гражданском процессуальном кодексе Российской Федерации и Арбитражном процессуальном кодексе Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Соловьев А.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The peculiarities of the legal status of certain categories of persons involved in the administrative judicial procedure act

The article continues studying legal status of persons participating in the case in terms of the Code of Administrative Legal Proceedings of the Russian Federation. The author contemplates the legal status of relevant stakeholders, prosecutor, as well as the bodies, institutions and persons bringing legal action before the court to protect interests of other persons or any scope of persons with respect to the Code of Administrative Legal Proceedings of the Russian Federation, yet undertakes a comparative study regarding similar actors of proceedings under the Code of Civil Procedure of the Russian Federation and the Code of Arbitration Procedure of the Russian Federation.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО ПОЛОЖЕНИЯ ОТДЕЛЬНЫХ КАТЕГОРИЙ ЛИЦ, УЧАСТВУЮЩИХ В АДМИНИСТРАТИВНОМ СУДОПРОИЗВОДСТВЕ»

Административное право

ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО ПОЛОЖЕНИЯ ОТДЕЛЬНЫХ КАТЕГОРИЙ ЛИЦ, УЧАСТВУЮЩИХ В АДМИНИСТРАТИВНОМ СУДОПРОИЗВОДСТВЕ

СОЛОВЬЕВ Андрей Александрович,

профессор

Московского государственного юридического университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА), профессор Московского педагогического государственного университета (МПГУ), заместитель председателя Арбитражного суда Московской области. E-mail: sportaw2014@rambler.ru

Краткая аннотация: В статье продолжено исследование правового положения лиц, участвующих в деле, применительно к Кодексу административного судопроизводства Российской Федерации. Автор анализирует правовое положение заинтересованных лиц, прокурора, а также органов, организаций и лиц, обращающихся в суд в защиту интересов других лиц или неопределенного круга лиц, применительно к Кодексу административного судопроизводства Российской Федерации, а также проводит сравнительный анализ, относительно аналогичных участников процесса в Гражданском процессуальном кодексе Российской Федерации и Арбитражном процессуальном кодексе Российской Федерации.

Abstract: The article continues studying legal status of persons participating in the case in terms of the Code of Administrative Legal Proceedings of the Russian Federation. The author contemplates the legal status of relevant stakeholders, prosecutor, as well as the bodies, institutions and persons bringing legal action before the court to protect interests of other persons or any scope of persons with respect to the Code of Administrative Legal Proceedings of the Russian Federation, yet undertakes a comparative study regarding similar actors of proceedings under the Code of Civil Procedure of the Russian Federation and the Code of Arbitration Procedure of the Russian Federation.

Ключевые слова: административное судопроизводство, Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации, Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации, Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации, заинтересованные лица, прокурор, органы, организации и лица, обращающиеся в суд в защиту интересов других лиц или неопределенного круга лиц.

Keywords: administrative legal proceedings, Code of Administrative Legal Proceedings of the Russian Federation, Code of Civil Procedure of the Russian Federation, Code of Arbitration Procedure of the Russian Federation, stakeholders, prosecutor, as well as the bodies, institutions and persons bringing legal action before the court to protect interests of other persons or any scope of persons.

Продолжая анализ правового положения лиц, участвующих в деле, применительно к Кодексу административного судопроизводства Российской Федерации (далее также - КАС РФ, Кодекс), а также исследование различных институтов этого нормативного правового акта [411] остановимся на трех их видах: заинтересованные лица, прокурор, а также органы, организации и лица, обращающиеся в суд в защиту интересов других лиц или неопределенного круга лиц.

Важнейшим элементом правового положения этих субъектов является наличие у

них юридической заинтересованности в исходе административного дела (хотя данное свойство имеет определенную специфику, применительно к прокурору, а также органам, организациям и лицам, обращающимся в суд в защиту интересов других лиц или неопределенного круга лиц). Отметим также наличие у них права от своего имени совершать все процессуальные действия, посредством которых могут непосредственно влиять на развитие административного судебного процесса.

В статье обозначенные выше лица будут нами рассмотрены в сравнении с аналогич-

ными участниками процесса в Гражданском процессуальном кодексе Российской Федерации (далее - ГПК РФ) и Арбитражном процессуальном кодексе Российской Федерации (далее - АПК РФ).

Под заинтересованными лицами в административном судопроизводстве понимаются субъекты, права и обязанности которых могут быть затронуты при разрешении административного дела (статья 47 КАС РФ).

Таким образом, по правовому статусу заинтересованные лица в Кодексе сходны с третьими лицами, не заявляющими самостоятельные требования относительно предмета спора (статья 43 ГПК РФ и статья 51 АПК РФ).

Основанием для вступления заинтересованных лиц в административное дело является возможность, того, что судебный акт, вынесенный по результатам его рассмотрения, может повлиять на их права или обязанности по отношению к одной из сторон [12]. Заинтересованные лица вправе по собственной инициативе вступить в административное дело, как на стороне административного истца, так и административного ответчика в любой момент до вынесения судебного акта, которым заканчивается рассмотрение административного дела в суде первой инстанции: решение, определение об оставлении административного искового заявления без рассмотрения либо о прекращении производства по административному делу (часть 2 статьи 47 КАС РФ).

Заинтересованные лица могут быть привлечены к участию в административном деле также по ходатайству лиц, участвующих в деле, или по инициативе суда.

Например, по административным делам об оспаривании решений, действий (бездействия) комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости суд привлекает к участию в деле иных лиц, права и обязанности которых могут быть затронуты решением суда: собственника, сособст-венника, бывшего собственника, соарендатора объекта недвижимости (пуск 7 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2015 № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами

дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости»).

Касаемо объема процессуальных прав и обязанностей заинтересованных лиц, следует отметить, что он в целом совпадает с правами и обязанностями административного истца или административного ответчика (в зависимости от того, на чьей стороне заинтересованное лицо выступает).

В качестве исключения часть 3 статьи 47 КАС РФ выделяет право на изменение основания или предмета административного иска, отказ от административного иска, признание административного иска или заключение соглашения о примирении, подачу встречного административного иска.

Очевидно, что заинтересованные лица в силу особенностей своего процессуального положения не могут обладать рядом прав и нести ряд обязанностей, присущих исключительно сторонам (например правом на обращение в суд с административным исковым заявлением и сопутствующими этому праву обязанностями).

Вопрос о вступлении в административное дело заинтересованного лица либо о привлечении заинтересованного лица к участию в административном деле или об отказе в этом разрешается судом посредством вынесения определения (часть 4 статьи 47 КАС РФ).

Представляется, что отказ в удовлетворении ходатайства о вступлении (привлечении) к участию в деле заинтересованного лица возможен по двум основаниям:

- при невозможности предположения о том, что соответствующий судебный акт может повлиять на их права или обязанности по отношению к одной из сторон;

- в случае заявления такого ходатайства после принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение административного дела в суде первой инстанции.

Определение об отказе во вступлении в административное дело заинтересованного лица или об отказе в привлечении этого лица к участию в административном деле может быть обжаловано путем подачи частной жалобы лицом, подавшим соответствующее ходатайство (часть 5 статьи 47 КАС РФ). Соответственно,

право на такое обжалование принадлежит лишь лицу, которое подавало соответствующее ходатайство. Кроме того, определение о привлечении (вступлении) в административное дело заинтересованного лица обжалованию не подлежит.

Часть 6 статьи 47 КАС РФ устанавливает общее правило о том, что если заинтересованное лицо вступило в административное дело или привлечено к участию в административном деле после начала судебного разбирательства, подготовка к судебному разбирательству и судебное разбирательство начинаются сначала.

Говоря об особенностях правового положения прокурора в административном деле, следует отметить, что статьей 37 КАС РФ он включен в число лиц, участвующих в деле. Общие положения об участии прокурора в административном деле закреплены в статье 39 КАС РФ, которая предусматривает обращение прокурора в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод, законных интересов других лиц, а также вступление прокурора в процесс и дачу им заключения по административным делам, указанным в КАС и других федеральных законах (пункт 12 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27.09.2016 № 36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации»).

Прокурор может участвовать в административном судопроизводстве в двух формах: путем обращения с административным исковым заявлением и посредством дачи заключения по делу.

При этом статьей 35 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» предусмотрено, что прокурор участвует в рассмотрении дел судами в случаях, предусмотренных процессуальным законодательством Российской Федерации и другими федеральными законами. Прокурор в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации вправе обратиться в суд с заявлением или вступить в дело в любой стадии процесса, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом

интересов общества или государства.

Таким образом, поскольку основной целью участия прокурора в административном судопроизводстве является защита прав и охраняемых законом интересов других лиц, прокурор, выступая от своего имени в административном судебном процессе, тем не менее, защищает не собственный интерес, его заинтересованность носит лишь процессуальный характер (является так называемым «процессуальным истцом») [2].

Первой формой участия прокурора в административном деле является его обращение в суд с административным исковым заявлением (часть 1 статьи 39 КАС РФ) в защиту:

- прав, свобод и законных интересов граждан, являющихся субъектами административных и иных публичных правоотношений (только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд);

- прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц (например, по спорам, связанным с применением экологического, градостроительного законодательства);

-интересов Российской Федерации (например, по административным делам об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости);

-интересов субъектов Российской Федерации (например, в случае принятия РФ нормативного либо ненормативного правового акта, затрагивающего интересы субъекта Российской Федерации);

- интересов муниципальных образований (например, по вопросам, связанным с муниципальной собственностью или местным бюджетом).

- в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

Например, прокурор в случаях, предусмотренных статьей 39 Кодекса, вправе обратиться в суд с заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, интересов Российской Федерации, ее субъектов, муниципальных образований (пункт

6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2015 № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости»).

Прокурор вправе оспорить в судебном порядке постановление, действия (бездействие) судебного пристава-исполнителя и иных должностных лиц ФССП России в случаях, предусмотренных законом (часть 1 статьи 39 КАС РФ), на что указано в пункте 8 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17.11.2015 № 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства».

Отметим, что ряд оснований для обращения прокурора с административным исковым заявлением предусмотрен непосредственно в самом Кодексом (часть 3 статьи 208, часть 4 статьи 218, части 6-9, 11, 15 статьи 239, часть 4 статьи 270).

Кодексом также отдельно регламентированы вопросы, связанные с тем, в суд какого звена судебной системы Российской Федерации вправе обратиться прокурор того или иного уровня (часть 2 статьи 39):

- Генеральный прокурор Российской Федерации и заместитель Генерального прокурора Российской Федерации вправе обратиться в Верховный Суд Российской Федерации, верховный суд республики, краевой, областной суд, суд города федерального значения, суд автономной области, суд автономного округа, военный суд, районный суд;

- прокурор субъекта Российской Федерации, заместитель прокурора субъекта Российской Федерации и приравненные к ним прокуроры и их заместители - в верховный суд республики, краевой, областной суд, суд города федерального значения, суд автономной области, суд автономного округа, окружной (флотский) военный суд, гарнизонный военный суд, районный суд;

- прокурор города, района и приравненные к ним прокуроры - в гарнизонный военный суд, районный суд.

Административное исковое заявление

прокурора и прилагаемые к нему документы должны соответствовать специальным требованиям, предъявляемым к ним частями 6, 7 статьи 125, пунктом 1 части 1 статьи 126 КАС РФ. В частности, к административному исковому заявлению прокурора прилагаются уведомления о вручении или иные документы, подтверждающие вручение другим лицам, участвующим в деле, направленных в соответствии с частью 7 статьи 125 КАС РФ копий административного искового заявления и приложенных к нему документов, которые у них отсутствуют (пункт 12 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27.09.2016 № 36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации»).

В случае обращения прокурора в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина в административном исковом заявлении также должны быть указаны причины, исключающие возможность предъявления административного искового заявления самим гражданином. К числу таковых можно отнести болезнь, недееспособность, преклонный возраст, безвестное отсутствие лица. Указанные обстоятельства подлежат проверке и оценке судом на стадии решения вопроса о принятии административного искового заявления к производству.

Как нами уже указывалось выше, прокурор, обратившийся в суд с административным исковым заявлением, имеет особый правовой статус, не являясь субъектом спорного материального правоотношения (действует в чужом либо публичном интересе).

Соответственно, в административном судебном процессе он по общему правилу пользуется процессуальными правами и несет процессуальные обязанности административного истца. Вместе с тем, он лишен права на заключение соглашения о примирении и не несет процессуальные обязанности по уплате судебных расходов. На него также вполне обоснованно возложена дополнительная обязанность по уведомлению гражданина или его законного представителя о своем отказе от поданного им в интересах гражданина административного иска (часть 4 статьи 39 КАС РФ).

Прокурор вправе отказаться от админи-

стративного иска, поданного в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, являющихся субъектами административных и иных публичных правоотношений, а также от административного иска, поданного в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина (части 5 и 6 статьи 39 КАС РФ).

Для двух обозначенных правовых ситуаций Кодексом предусмотрены различные правовые последствия.

В первом случае, рассмотрение административного дела по существу продолжается. Если отказ прокурора от административного иска связан с удовлетворением административным ответчиком заявленных требований, суд принимает такой отказ и прекращает производство по административному делу.

Во втором случае суд оставляет соответствующее заявление без рассмотрения, если гражданин, обладающий административной процессуальной дееспособностью, его представитель или законный представитель гражданина, не обладающего административной процессуальной дееспособностью, не заявит об отказе от административного иска. В случае отказа этих лиц от административного иска суд принимает отказ от него, если это не противоречит закону и не нарушает права, свободы и законные интересы других лиц, и прекращает производство по административному делу.

Вместе с тем, Верховный Суд Российской Федерации в пункте 13 постановления Пленума от 27.09.2016 № 36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации» разъяснил, что по смыслу части 6 статьи 39, части 7 статьи 40 КАС РФ, в случаях, когда при отказе прокурора от административного иска, поданного в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина, данный гражданин, обладающий административной процессуальной дееспособностью, его представитель или законный представитель гражданина, не обладающего административной процессуальной дееспособностью, заявляет о том, что он поддерживает административный иск, суду следует рассмотреть принятый к производству административный иск по существу.

Аналогичные изложенным выше прави-

ла применяются в случаях отказа от административного иска, предъявленного в соответствии с законом в интересах публично-правового образования либо иного лица (часть 4 статьи 2 КАС РФ).

При последующем отказе в удовлетворении такого административного иска судебные расходы подлежат взысканию с лица, в интересах которого подан административный иск (статьи 111, 112, часть 2 статьи 114 КАС).

Второй формой участия прокурора в административном деле является вступление процесс с целью дачи заключения. Данное полномочие прокурора носит императивный характер и не может быть им использовано по собственному усмотрению.

Прокурор вступает в судебный процесс и дает заключение по административному делу в случаях, предусмотренных Кодексом (часть 7 статьи 39).

Таковыми являются административные

дела:

- об оспаривании нормативных правовых актов (часть 4 статьи 213 КАС РФ);

- о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ (часть 3 статьи 243 КАС РФ);

- о помещении иностранного гражданина, подлежащего депортации или реадмиссии, в специальное учреждение или о продлении срока пребывания иностранного гражданина, подлежащего депортации или реадмиссии, в специальном учреждении (часть 3 статьи 268 КАС РФ);

- об административном надзоре (часть 3 статьи 272 КАС РФ);

- о госпитализации гражданина в недобровольном порядке или о продлении срока госпитализации гражданина в недобровольном порядке (часть 3 статьи 277 КАС РФ);

- о психиатрическом освидетельствовании гражданина в недобровольном порядке (часть 4 статьи 280 КАС РФ);

- о недобровольной госпитализации гражданина в медицинскую противотуберкулезную организацию (часть 4 статьи 283 КАС РФ);

- о защите интересов несовершеннолетнего или лица, признанного в установленном порядке недееспособным, в случае отказа за-

конного представителя от медицинского вмешательства, необходимого для спасения жизни (часть 3 статьи 2853 КАС РФ).

Прокурор не дает заключение по административному делу, если административное дело возбуждено на основании его административного искового заявления, поскольку в этом случае он выступает в ином процессуальном статусе.

Кодексом регламентированы случаи обращения в суд в чужих интересах (других лиц, неопределенного круга лиц, членов общественного объединения) [1, 3].

Следует отметить, что статья 40 Кодекса (в отличие от статьи 47 ГПК РФ) не предусматривает возможности вступления в дело государственных органов, органов местного самоуправления по своей инициативе или по инициативе лиц, участвующих в деле, для дачи заключения по делу.

Таким образом, единственной формой участия в деле в защиту чужих интересов в порядке статьи 40 КАС РФ является именно обращение в суд с административным исковым заявлением.

Обращение в суд в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, публичных интересов (часть 1 статьи 40 КАС РФ) возможно в случаях, предусмотренных федеральными конституционными законами, Кодексом и другими федеральными законами. Таким правом обладают государственные органы, должностные лица, Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации, уполномоченный по правам человека в субъекте Российской Федерации.

Применительно к понятию «неопределенный круг лиц» следует отметить, что число лиц, в интересах которых имеет место обращение в суд, является значительным, а точное установление их количества не требуется. При этом все они оказались в одинаковой правовой ситуации.

Под публичным интересом понимаются охраняемые законом интересы общества и государства.

Как следует из положений подпункта 1 пункта 1 статьи 29 Федерального конституционного закона от 26.02.1997 года № 1-ФКЗ «Об

Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» Уполномоченный вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением (иском) в защиту прав и свобод (в том числе неограниченного круга лиц), нарушенных решениями или действиями (бездействием) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, а также лично или через своего представителя участвовать в процессе в установленных законом формах.

В качестве примера можно также привести положения подпункта 7 пункта 4 статьи 40 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей», в соответствии с которыми должностные лица Рос-потребнадзора вправе обращаться в суд с заявлениями в защиту прав потребителей, законных интересов неопределенного круга потребителей, а также с заявлениями о ликвидации изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации, импортера) либо о прекращении деятельности индивидуального предпринимателя (уполномоченного индивидуального предпринимателя) за неоднократное (два и более раза в течение одного календарного года) или грубое (повлекшее смерть или массовые заболевания, отравления людей) нарушение прав потребителей.

Обращение органов, организаций и граждан в суд в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц (часть 2 статьи 40 КАС РФ) возможно только в случаях, предусмотренных Кодексом и другими федеральными законами (Определение Верховного Суда Российской Федерации от 19.01.2017 № АКПИ16-1187).

Например, с пунктом 2 части 2 статьи 24 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» объединения юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, саморегулируемые организации вправе обращаться в суд в защиту нарушенных при осуществлении

государственного контроля (надзора), муниципального контроля прав и (или) законных интересов юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, являющихся членами указанных объединений, саморегулируемых организаций.

Для обращения в суд общественных объединений (часть 3 статьи 40 КАС РФ) установлено два требования: во-первых общественное объединение может обратиться в суд в защиту общих прав, свобод и законных интересов всех его членов (а не отдельной их части) и во-вторых такое обращение возможно лишь в случаях, предусмотренных федеральным законом.

Административное исковое заявление, поданное в связи с обращением в суд целях защиты прав, свобод и законных интересов других лиц или неопределенного круга лиц, должно соответствовать требованиям, предусмотренным частью 6 статьи 125 Кодекса (аналогично с общими требованиями, предъявляемыми к административному исковому заявлению, которое подается прокурором).

В остальном, порядок ведения дела в суде с участием органов, организаций и граждан, обративших в суд в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц или неопределенного круга лиц (части 4-7 статьи 40 КАС РФ) также сходен с аналогичным правовым регулированием участия прокурора в административном судопроизводстве (части 4-6 статьи 39 КАС РФ).

Они пользуются процессуальными правами и несут процессуальные обязанности административного истца (за исключением права на заключение соглашения о примирении и обязанности по уплате судебных расходов), а также обязанность по уведомлению гражданина или его законного представителя о своем отказе от поданного в интересах гражданина административного иска.

В случае отказа органов, организаций и граждан от административного иска, поданного в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, являющихся субъектами административных и иных публичных

правоотношений, рассмотрение административного дела по существу продолжается. В случае, если отказ от административного иска связан с удовлетворением административным ответчиком заявленных требований, суд принимает такой отказ и прекращает производство по административному делу.

В случае отказа органов, организаций и граждан от административного иска, поданного в защиту прав, свобод и законных интересов другого лица, суд оставляет административное исковое заявление без рассмотрения, если гражданин, обладающий административной процессуальной дееспособностью, в интересах которого было подано соответствующее исковое заявление, его представитель или законный представитель гражданина, не обладающего административной процессуальной дееспособностью, не заявит о том, что он поддерживает административный иск. В случае отказа указанных гражданина, представителя или законного представителя поддержать административный иск суд принимает отказ органов, организаций и граждан, если это не противоречит закону и не нарушает права, свободы и законные интересы других лиц, и прекращает производство по административному делу.

При этом в пункте 13 постановления Пленума от 27.09.2016 № 36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации», Верховный Суд Российской Федерации разъяснил, что по смыслу части 7 статьи 40 Кодекса, в случаях, когда при отказе органов, организаций и граждан от административного иска, поданного в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина, данный гражданин, обладающий административной процессуальной дееспособностью, его представитель или законный представитель гражданина, не обладающего административной процессуальной дееспособностью, заявляет о том, что он поддерживает административный иск, суду следует рассмотреть принятый к производству административный иск по существу.

Библиография:

1. Алиева И.Д. Защита гражданских прав прокурором и иными уполномоченными органами. - М.: Волтерс Клувер. -2006 // СПС «КонсультантПлюс».

2. Комментарий к Кодексу административного судопроизводства Российской Федерации (постатейный, научно-практический) / Д.Б. Абушенко, К.Л. Брановицкий, С.Л. Дегтярев и др.; под ред. В.В. Яркова. -М.: Статут. - 2016 // СПС «Кон-сультантПлюс».

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Кулакова В.Ю. К вопросу о специальных основаниях обращения в суд в защиту чужих интересов государственных органов, органов местного самоуправления, граждан и организаций // Законы России: опыт, анализ, практика. - 2012. - № 9. -С. 11-19 // СПС «КонсультантПлюс».

4. Соловьёв А.А. Высшее юридическое образование как обязательное квалификационное требование к судебным представителям // Вестник Арбитражного суда Московского округа. - 2015. - № 3. - С. 98-105.

5. Соловьёв А.А. Общие положения о представительстве в административном судопроизводстве Российской Федерации // Вестник гражданского процесса. - 2017. - № 3. - Т. 7. - С. 51-73.

6. Соловьёв А.А. О полномочиях представителя в административном судебном процессе Российской Федерации // Финансы: теория и практика. - 2017. - № 3. - С. 240-248.

7. Соловьёв А.А. Особенности рассмотрения мировыми судьями административных дел в порядке приказного производства // Мировой судья. - 2016. - № 7. - С. 31-40.

8. Соловьёв А.А. Приказное производство в административном судебном процессе: некоторые вопросы правоприменения // Юридическая мысль. - 2016. - № 4. - С. 79-84.

9. Соловьёв А.А. Процессуальные сроки в КАС России // Законы России: опыт, анализ, практика. - 2016. - № 5. - С.

48-55.

10. Соловьёв А.А., Огнева К.О. Приказное производство по делам о взыскании обязательных платежей и санкций: новеллы Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации // Административное и муниципальное право. -2018. - № 1. - С.1-13.

11. Соловьёв А.А., Огнева К.О. Рассмотрение дел о взыскании обязательных платежей и санкций в рамках административного и арбитражного судопроизводства // Право и государство: теория и практика. - 2017. - № 9. - С. 137-143.

12. Султанов А.Р. Борьба за право на обжалование судебного решения. - М.: Статут. - 2014 // СПС «КонсультантП-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.