И.К. Селезнев
ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО ПОЛОЖЕНИЯ ГОСУДАРСТВА КАК УЧАСТНИКА ЧАСТНОПРАВОВЫХ ОТНОШЕНИЙ
В данной статье раскрываются основные особенности положения государства как участника частноправовых трансграничных отношений, которые зачастую носят различный характер.
Автором проанализирована современная кодификация международно-правовых норм в области юрисдикции государств как участников трансграничных частноправовых отношений.
Ключевые слова: государство, частноправовые отношения, трансграничные частноправовые отношения, правовой статус государства.
В системе международных отношений центральное место занимает государство. Государство в качестве субъекта гражданско-правовых отношений часто становится участником гражданско-правовых отношений международного характера, т. е. осложненных иностранным элементом1. Например, государство арендует или покупает в иностранном государстве участок земли для дипломатической миссии или для иных нужд; арендует, покупает или строит дома на территории иностранного государства; фрахтует иностранное судно для перевозки своих грузов; заключает договор подряда с иностранной фирмой для строительства или реконструкции своих зданий. Государство выступает в качестве наследника, выпускает облигации на территории иностранного государства, хранит деньги в иностранных банках и т. д.
Если государство выступает в них только в качестве одной стороны, то эти отношения регулируются нормами не международного права, а международного частного права. Государство может: - предоставлять и получать кредит (Российская Федерация может заключать как заемщик кредитные соглашения с кредитными организациями, иностранными государствами и между-
© Селезнев И.К., 2014
народными финансовыми организациями. Кредитные соглашения и договоры могут заключать и субъекты федерации);
- использовать форму займов, осуществленных путем выпуска ценных бумаг (от имени Российской Федерации);
- предоставлять гарантии по займам и кредитам (Россия может заключать договоры о предоставлении государственных гарантий в России. Решение о предоставлении государственных гарантий принимается правительством РФ в порядке, определяемом постановлением Правительства РФ от 14 февраля 2009 г. № 1032 и Правилами предоставления в 2009-2010 годах государственных гарантий Российской Федерации по кредитам, привлекаемым организациями, отобранными в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (утв. постановлением Правительства РФ от 14 февраля 2009 г. № 103)3);
- заключать концессионные соглашения с иностранным инвестором (пока, в отличие от ряда государств СНГ, в России этот вопрос не урегулирован, хотя и был подготовлен проект закона о концессиях4;
- заключать соглашения о разделе продукции, и прежде всего соглашения о крупных капиталовложениях, рассчитанных на длительный период, в первую очередь в нефтедобывающую и нефтеперерабатывающую промышленность (в России регулируются законом о соглашениях о разделе продукции5 1995 г. с последующими изменениями и дополнениями);
- приобретать и арендовать за границей земельные участки;
- продавать и сдавать в аренду принадлежащие ему за границей земельные участки, здания и сооружения;
- заключать контракты на выполнение подрядных работ для государственных нужд;
- заключать соглашения о покупке и продаже товаров, предоставлении услуг и т. д.;
- от своего имени гарантировать исполнение контрактов любого рода, заключенных юридическими лицами;
- выступать за границей в качестве наследника выморочного имущества, оставшегося после смерти российских граждан, или в качестве наследника по завещанию.
В области имущественных отношений государство выступает как особый субъект права, поскольку оно не является юридическим лицом.
Современная концепция участия государства в гражданско-правовых отношениях, которая стала складываться в 90-е гг. в
СССР, а затем в России, получила отражение в основах гражданского законодательства 1991 г. и ГК РФ. Согласно ст. 124 ГК, государство участвует в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, на равных началах с другими участниками этих отношений. По своим гражданско-правовым обязательствам государство отвечает принадлежащим ему на праве собственности имуществом, не закрепленным за юридическими лицами на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.
Для российского законодательства характерно отрицательное отношение к выступлениям государства в качестве непосредственного субъекта внешнеторговых сделок6. Эта возможность у государства имеется, но она должна быть ограничена, поскольку любой такой случай может повлечь за собой возникновение универсальной ответственности государства. Государство - Российская Федерация, ее субъекты и муниципальные образования - осуществляет внешнеторговую деятельность непосредственно только в случаях, установленных федеральными конституционными законами, федеральными законами, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Когда государство должно нести ответственность, оно само становится стороной в отношениях такого рода (кредитные соглашения, инвестиционные соглашения, соглашения о разделе продукции и др.). Либо, когда оно дает гарантии по сделкам юридических лиц и тем самым, в случае невыполнения обязательства этими юридическими лицами, оно должно будет нести ответственность по соответствующим обязательствам. В таких случаях (участие государств в гражданско-правовых отношениях) особое значение приобретает решение вопроса о праве, применимом к таким соглашениям. В части третьей раздел VI ГК установлено следующее положение: к гражданско-правовым отношениям, осложненным иностранным элементом, с участием государства, правила настоящего раздела применяются на общих основаниях, если иное не установлено законом (ст. 1204). Так, в этом разделе кодекса предусмотрено действие принципа автономии воли сторон, в силу которого стороны могут выбрать право, подлежащее применению.
Однако в ст. 6 закона о соглашениях о разделе продукции 1995 г. указано, что такие соглашения заключаются в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В нашей литературе обращалось внимание на то, что в случае применения ст. 6 отпадает вопрос о выборе применимого права, поскольку она не дает возможности применить иное право, кроме российского.
Такой же подход должен быть проявлен в отношении применения права к обязательствам по займам. В принципе к ним должно применяться право страны, выпустившей заем. Согласно положениям бюджетного кодекса РФ (в ред. Федерального закона от 5 августа 2000 г.)7, государственным долгом Российской Федерации являются долговые обязательства Российской Федерации перед физическими и юридическими лицами, иностранными государствами, международными организациями и иными субъектами международного права, включая обязательства по государственным гарантиям, предоставленным Российской Федерацией.
Государственный долг Российской Федерации обеспечивается всем находящимся в федеральной собственности имуществом, составляющим государственную казну.
В объем государственного внешнего долга Российской Федерации включаются: объем основного долга по полученным Российской Федерацией кредитам правительств иностранных государств, кредитных организаций, фирм и международных финансовых организаций, а также объем обязательств по государственным гарантиям, предоставленным Российской Федерацией.
Российская Федерация не несет ответственности по долговым обязательствам субъектов Российской Федерации, если указанные обязательства не были гарантированы Российской Федерацией, а субъекты РФ не отвечают по долговым обязательствам Российской Федерации. Как правило, при заключении контрактов РФ или субъектов РФ с иностранными юридическими лицами и гражданами должно применяться российское право. Если же предусматривается выбор иного права, то такое условие должно быть тщательно проработано с учетом всех возможных последствий, вытекающих из установления возможности применения иностранного права, а не российского8.
В принципе особое положение государства как участника международных хозяйственных отношений выражается в том, что к обязательствам государства может применяться только его право, кроме случаев, когда государство прямо выразило свое согласие на применение иностранного права. Поэтому правоотношения по договору государства с иностранной компанией или иностранным гражданином регулируются внутренним законодательством государства -стороны в договоре, а не законодательством другого государства или международным правом, если в договоре не предусмотрено иное.
Ответственность государства по его обязательствам должна определяться его собственным правом. Российское государство отвечает по своим обязательствам принадлежащим ему на праве собственности имуществом; кроме того, имуществом, которое
закреплено за государственными юридическими лицами на праве хозяйственного ведения или оперативного управления. Эти юридические лица не отвечают по обязательствам государства, а последнее не несет ответственности по их обязательствам9. Таким образом, имущество, не закрепленное за государственными предприятиями, входит в государственную казну. Кроме этого имущества в казну входят также средства государственного бюджета. И именно имуществом государственной казны Россия как государство должна отвечать по своим обязательствам.
Примечания
1 Международное частное право: Учебник / Под ред. Г.К. Дмитриевой. 2-е изд. М., 2004. С. 248.
2 Постановление Правительства РФ от 14 февраля 2009 г. № 103 «О предоставлении в 2009-2010 годах государственных гарантий Российской Федерации по кредитам, привлекаемым организациями, отобранными в порядке, установленном Правительством Российской Федерации» [Электронный ресурс] // Информационно-правовое обеспечение «Гарант». URL: http://base.garant.ru/12165209 (дата обращения: 15.02.2014).
3 Там же.
4 Доронина Н.Г. Комментарий к Закону об иностранных инвестициях [Электронный ресурс] // СПС «КонсультантПлюс».
5 Федеральный закон от 30 декабря 1995 г. № 225-ФЗ «О соглашениях о разделе продукции» (ред. от 19.07.2011) [Электронный ресурс] // СПС «КонсультантПлюс». URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=117376 (дата обращения: 15.02.2014).
6 Богуславский M.M. Международное частное право: практикум. М.: Юрист, 2005. С. 186.
7 Бюджетный кодекс РФ от 31 июля 1998 г. № 145-ФЗ (ред. от 05.08.2000 № 116-ФЗ). Ст. 6 [Электронный ресурс] // СПС «КонсультантПлюс». URL: http://base. consultant.ru/cons/cgi/on!ine.cgi?req=doc;base=LAW;n=150300;fld=134;dst=42949 67295;rnd=0.7786344652295881 (дата обращения: 15.02.2014).
8 Там же.
9 Комментарий к части первой Гражданского Кодекса РФ для предпринимателей [Электронный ресурс] // Библиотекарь.Ру. URL: http://www.bibliotekar.ru/ codex-predprinimateley-1/index.htm (дата обращения: 15.02.2014).