ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО МЕХАНИЗМА ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЗАКОННОСТИ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
В.А. Приходько, магистрант
Научный руководитель: Е.В. Миллеров, канд. юр. наук Ростовский филиал Российской таможенной академии (Россия, г. Ростов-на-Дону)
DOI: 10.24411/2500-1000-2019-10822
Аннотация. В статье рассмотрены особенности правового механизма обеспечения законности в деятельности таможенных органов Российской Федерации, проанализированы основные источники и направления обеспечения законности должностными лицами указанного ведомства, сделаны собственные авторские выводы по данной проблеме исследования.
Ключевые слова: таможенные органы, деятельность, законность, правовой механизм, особенности, обеспечение.
Основным принципом, которым регламентируется деятельность таможенных органов Российской Федерации, является принцип законности. Данный принцип нашел свое закрепление в ст. 254 Федерального закона от 03.08.2018 №289-ФЗ [1].
Принцип законности находит свое выражение в том, что применение административного принуждения допустимо только на основаниях и в порядке, установленных законом.
Правовой механизм обеспечения законности в деятельности таможенных органов Российской Федерации многогранен, его составляют следующие правовые инструменты:
- ведомственный контроль;
- ведомственный порядок рассмотрения жалоб таможенными органами;
- прокурорский надзор;
- судебный контроль.
Ведомственный контроль в таможенных
органах регламентирован ст. 263 вышеуказанного ФЗ РФ [1]. Он заключается в том, что в случае выявления действующего таможенного законодательства вышестоящий таможенный орган (либо вышестоящее должностное лицо) имеет право отменить решение нижестоящего таможенного органа (либо должностного лица), а так же принять иные предусмотренные действующим законодательством меры в связи с нарушением таможенного законодательст-
ва. Сам порядок осуществления ведомственного контроля в таможенных органах РФ предусмотрен подзаконными актами ФТС России.
Ведомственный порядок рассмотрения жалоб таможенными органами Российской Федерации предусмотрен главой 51 неоднократно упомянутого выше ФЗ [1], он заключается в том, что лицо, считающее нарушенным свое право в области таможенного дела имеет право подать жалобу на действия (либо бездействие) и решения должностных лиц таможенных органов в вышестоящий таможенный орган. Причем нельзя не отметить, что подача такой жалобы в вышестоящий таможенный орган абсолютно не препятствует подачи аналогичной жалобы в суд.
Прокурорский надзор за законностью деятельности таможенных органов осуществляют транспортные прокуратуры, которые являются специализированными органами в системе органов прокуратуры Российской Федерации. Свои полномочия по надзору за законностью в деятельности таможенных органов транспортные прокуратуры осуществляют путем проведения проверок, а также при рассмотрении жалоб, поступающих в данные прокуратуры на действия (бездействие) или решения таможенных органов. В случаях нарушения действующего законодательства транспортными прокурорами принимаются в отношении руководства таможенных
органов меры прокурорского реагирования, предусмотренные ФЗ РФ «О прокуратуре» [2].
Если же говорить об особенностях обеспечения законности в рамках админи-стративно-юрисдикционной деятельности таможенных органов, то здесь предполагается соблюдение:
- требований норм о сроках рассмотрения материалов по привлечению к ответственности;
- административно-процедурных требований составления процессуальных документов по фактам выявленных нарушений законодательства;
- сроков рассмотрения административных дел и т.д. [3, с. 108].
Как справедливо подчеркивают своих трудах некоторые авторы, основная проблема при нарушении законности со стороны должностных лиц таможенных органов заключается в том, что лица данного ведомства действуют от имени государства, соответственно, нарушая закон они подрывают авторитет как таможенных ор-
Современная таможня сегодня, безусловно, это высокий уровень обеспечения законности ее деятельности, обеспечение соблюдения законных прав и интересов участников таможенных правоотношений. Соответственно качественное обеспечение законности в деятельности таможенных органов фактически равно высокой правовой культуре таможенников [5, с. 153]. Причинами несоблюдения законности со стороны должностных лиц таможенных органов могут быть различны: низкий профессионализм, коррупционные интересы. Относительно второго сегодня ФТС России проводит полномасштабную работу по противодействию коррупции в рядах своего ведомства [6, с. 142-147].
Таким образом, можно сделать вывод о том, что многогранный (комплексный) механизм обеспечения законности в деятельности таможенных органов Российской Федерации положительно влияет на обеспечение соблюдения законных прав и интересов участников таможенных правоотношений.
ганов в целом, так и государства [4, с. 18].
Библиографический список
1. Федеральный закон от 03.08.2018 №289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»: Режим доступа: СПС «Консультант Плюс».
2. Федеральный закон от 17.01.1992 № 2202-1-ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации»: Режим доступа: СПС «Консультант Плюс».
3. Бочина Н.Е. Проблемы обеспечения законности в административно-юрисдикционной деятельности таможенных органов // Академический вестник Ростовского филиала Российской таможенной академии. - 2013. - №1 (14).
4. Мясников А.П. Обеспечение законности в административно-юрисдикционной деятельности таможенных органов // Академический вестник Ростовского филиала Российской таможенной академии. - 2015. - №2 (19).
5. Смоленский М.Б., Миллеров Е.В., Шаля В.М. Таможенный сервис как приоритетное направление оптимизации современной таможенной культуры: социально-этические и административно-правовые аспекты: монография - Ростов н/Д: Ростовский филиал РТА. 2014.
6. Смоленский М.Б., Миллеров Е.В., Коваль В.Д. Вопросы эффективности применения административно-правовых методов в процессе формирования антикоррупционной мотивации как обязательной составляющей правовой культуры должностных лиц таможенных органов: монография - Ростов н/Д: Ростовский филиал РТА. 2015.
FEATURES OF THE LEGAL MECHANISM OF ENSURING LEGALITY IN THE ACTIVITIES OF THE CUSTOMS BODIES OF THE RUSSIAN FEDERATION
V.A. Prikhodko, graduate student
Supervisor: E.V. Millerov, candidate of legal sciences, associate professor Rostov branch of the Russian customs academy (Russia, Rostov-on-Don)
Abstract. In the article the peculiarities of the legal mechanism of ensuring legality in the activities of the customs bodies of the Russian Federation, analyzed the main sources and areas of law officials designated office, made my own conclusions on the research problem. Keywords: customs authorities, law, legal mechanism, features, software.