Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ ПРИ ДЕЙСТВИИ СТИМУЛЯТОРОВ НЕРВНЫХ ПРОЦЕССОВ У ДЕВУШЕК - СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКОГО УНИВЕРСИТЕТА'

ОСОБЕННОСТИ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ ПРИ ДЕЙСТВИИ СТИМУЛЯТОРОВ НЕРВНЫХ ПРОЦЕССОВ У ДЕВУШЕК - СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКОГО УНИВЕРСИТЕТА Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
60
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
FORCIPE
Ключевые слова
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ / ВНИМАНИЕ / КОФЕИН / СТУДЕНТЫ / ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ СПОСОБНОСТИ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Клименко Д.И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ ПРИ ДЕЙСТВИИ СТИМУЛЯТОРОВ НЕРВНЫХ ПРОЦЕССОВ У ДЕВУШЕК - СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКОГО УНИВЕРСИТЕТА»

Материалы всероссийского научного форума студентов с международным участием «СТУДЕНЧЕСКАЯ НАУКА - 2021» 411

особенности познавательных процессов при действии стимуляторов нервных процессов у девушек — студентов медицинского университета

Клименко Д. И.

Научный руководитель: к.пс.н Парфенова Д.А., к.х.н. доцент Попов А.С., к.п.н., доцент Иванова И.С.

Кафедра психотерапии, медицинской психологии и сексологии.

Кафедра биологической и общей химии им. В.В. Соколовского.

ФГБОУ ВО СЗГМУ им. И.И. Мечникова Минздрава России, Санкт-Петербург

контактная информация: Клименко Дмитрий Иванович — студент 2 курса лечебного факультета. E-mail: dima. klimenko999@mail.ru

ключевые слова: познавательные процессы, внимание, кофеин, студенты, интеллектуальные способности.

Актуальность: Учебная деятельность требует высокой интеллектуальной активности. Некоторые студенты используют кофеиносодержащие напитки для повышения тонуса, активизации учебно-познавательной деятельности. В ситуации перехода на дистанционный формат обучения для многих студентов это стало еще более актуальным. В связи с этим было актуально исследовать, каким образом стимулирование высшей нервной деятельности приводит к изменениям познавательных процессов студентов.

цель: Определение влияния кофеина на познавательные процессы девушек-студентов медицинского университета.

Материалы и методы: Для определения концентрации внимания использовалась методика «Корректурная проба» Бурдона. Оценка избирательности внимания проводилась с помощью методики Мюнстерберга. Определение интеллектуальных особенностей осуществлялось с помощью методики «Тест структуры интеллекта Р. Амтхауэра».

В исследовании принимали участие девушки-студенты 1 и 2 курса СЗГМУ им. И.И. Мечникова. Объем выборки — 34 человека в возрасте 18-20 лет. Исследование проводилось в период с ноября 2020 по январь 2021 года.

Результаты исследования: исследование состояло из двух этапов: 1. Анализ особенностей до воздействия кофеина. 2. Анализ особенностей после воздействия кофеина. Для статистического анализа был взят непараметрический критерий Т-Вилкоксона.

У респондентов после принятия кофеина достоверно повышается избирательность внимания (р < 0,001). Также статистически значимо повышается скорость обработки информации (р <0,01), уменьшается количество ошибок в корректурной пробе (р < 0,001) и повышается концентрация внимания (р <0,001), что тоже сопровождается увеличением медиан после фармакологического влияния.

Рассматривая результаты интеллектуальных способностей можно сказать, что при воздействии кофеина достоверно положительно изменяется значение субтеста «Обобщение» (р <0,05). Субтест «Аналогии» в тенденции выше до воздействия кофеина. Показатели субтеста «Числовые ряды» у респондентов статистические достоверно выше до воздействия кофеина (р <0,001). Субтест «Кубики» также статистически значимо выше до приема кофеина, чем после экспериментального воздействия (р <0,01).

Вывод: 1. Кофеин положительно влияет на внимание: увеличивается скорость обработки материала, также увеличивается концентрация внимания, при этом уменьшается количество ошибок. Данные результаты подтверждают, что кофеин является стимулятором высшей нервной деятельности и может оказывать прямое воздействие на познавательные процессы. 2. Выявилось неравномерное изменение интеллектуальных способностей при воздействии кофеина, в частности: ниже стали показатели пространственного (субтест «Кубики») и счетно-математического субтестов (субтест «Числовые ряды»), один из словесных субтестов («Аналогии»), при этом способность к словесному обобщению (субтест «Классификация») статистически

forcipe

том 4 спецвыпуск 2021

elSSN 2658-4182

Abstracts Nationwide scientific forum of students with international participation «STUDENT SCIENCE - 2021»

значимо повысилась. Неравномерное изменение интеллектуальных способностей может являться результатом специфического действия кофеина. Литература

1. Андронникова Е.А., Заика В.И. Методы исследования восприятия, внимания и памяти: Руководство для практических психологов. — Харьков, 2011. — 116 с.

2. Сидоров, К. Р. Количественная оценка продуктивности внимания в методике «корректурная проба» Б. Бурдона / К. Р. Сидоров. — Текст : электронный // Вестник Удмуртского университета. Серия 3. Философия. Социология. Психология. Педагогика. — 2012. — №4. — С. 50-57. — URL: https://znanium.com/catalog/product/525871 (дата обращения: 21.03.2021). — Режим доступа: по подписке.

3. Lieberman HR, Tharion WJ, Shukitt-Hale В, Speckman KL, Tulley R. Effects of caffeine, sleep loss, and stress on cognitive performance and mood during U.S. Navy SEAL training. Sea-AirLand. Psychopharmacology (Berl). 2002 Nov;164(3):250-61. doi: 10.1007/s00213-002-1217-9. Epub 2002 Sep 5. PMID: 12424548.

FORCIPE

VOL. 4 SUPPLEMENT 2021

ISSN 2658-4174

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.