https://doi.org/10.30853/manuscnpt.2020A23
Иоселиани Аза Давидовна
Особенности повседневной жизни человека в цифровом мире
Цель исследования - показать особенности трансформации повседневной жизни современного человека в связи с цифровизацией его бытия и широким распространением Интернета и его возможностей во все сферы жизни глобального общества. В статье рассмотрен интернет-банкинг (онлайн-банкинг) как инновационное социальное явление, ведущее жизнь людей к качественно иному типу взаимоотношений. Раскрываются сложности адаптационного, психологического и социального характера онлайн-банкинга, анализируются его преимущества и недостатки. Научная новизна исследования заключается в выработке логико-философских конструктов в анализе новых детерминантов современной социальной жизни людей. В работе также исследуются социально-философские и научно-технические основания трансформации общественной жизни в современном техногенном мире.
Адрес статьи: www.gramota.net/materials/9/2020/4/23.html
Источник Манускрипт
Тамбов: Грамота, 2020. Том 13. Выпуск 4. C. 115-119. ISSN 2618-9690.
Адрес журнала: www.gramota.net/editions/9.html
Содержание данного номера журнала: www .gramota.net/mate rials/9/2020/4/
© Издательство "Грамота"
Информация о возможности публикации статей в журнале размещена на Интернет сайте издательства: www.gramota.net Вопросы, связанные с публикациями научных материалов, редакция просит направлять на адрес: [email protected]
УДК 1 Дата поступления рукописи: 15.03.2020
https://doi.org/10.30853/manuscript2020A23
Цель исследования - показать особенности трансформации повседневной жизни современного человека в связи с цифровизацией его бытия и широким распространением Интернета и его возможностей во все сферы жизни глобального общества. В статье рассмотрен интернет-банкинг (онлайн-банкинг) как инновационное социальное явление, ведущее жизнь людей к качественно иному типу взаимоотношений. Раскрываются сложности адаптационного, психологического и социального характера онлайн-банкинга, анализируются его преимущества и недостатки. Научная новизна исследования заключается в выработке логико-философских конструктов в анализе новых детерминантов современной социальной жизни людей. В работе также исследуются социально-философские и научно-технические основания трансформации общественной жизни в современном техногенном мире.
Ключевые слова и фразы: интернет-банкинг; дистанционный банкинг; электронный банкинг; социальная трансформация; информационное общество; техногенный мир; культура; духовность.
Иоселиани Аза Давидовна, д. филос. н., проф.
Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, г. Москва aza-i@yandex. т
Особенности повседневной жизни человека в цифровом мире
Введение
Одной из характерных черт общественного развития в современной цивилизации является цифровизация бытия, то есть перевод бытия на язык чисел, ускоренное и повсеместное развитие и распространение технологий на расстоянии. Интернет, являющийся глобальной сетью, и цифровизация бытия оказали огромное влияние на все сферы человеческой деятельности, включая повседневную жизнь, культуру, духовную сферу, экономику и бизнес. Многие ученые, исследователи современного цивилизационного развития концентрируют свое внимание на выработке модели развития и прогнозирования будущего человечества в контексте тех изменений, которые происходят в современном мире. Именно это и делает данную проблематику актуальной.
Целью работы является рассмотрение сложного инновационного явления, которое существенно изменило жизнь человека и которое быстро стало близким, понятным, необходимым для каждого члена общества. Речь идет о цифровизации, или, как ее еще называют, - «диджитализации» социальной жизни; это услуга дистанционного банковского обслуживания «Инновационный банкинг».
Исследовательской задачей работы является логико-философский анализ новой повседневности, новых факторов современной социальной жизни, трансформирующих бытие человека.
Научная новизна исследования состоит в выработке логико-философских конструктов в анализе новых детерминантов современного социального бытия.
Методологическую основу данной работы составляют принципы социально-философского и логического единства, конкретности, объективности, объема рассмотрения, а также анализа рефлексивных представлений об изучаемом объекте. Для достижения научных результатов в статье используются методы анализа, применяемые в современной социальной философии, логике и методологии науки, эвристике научных исследований. К таким методам относятся диалектические, логические, историко-научные, сравнительные и другие.
Банковский сектор, как и другие сферы общества, развивается в общем смысле последних изменений и достижений науки и техники [7].
Главным принципом инновационного банковского обслуживания является дистанционный обмен различной информацией между клиентом и банком и выполнение различных транзакций. Особое значение в этом вопросе имеет обеспечение высокой безопасности и конфиденциальности.
Клиенту даются огромный выбор возможностей, таких, как удаленный доступ к своим счетам, переводам, платежам, управлению депозитами, а также получение информации о курсах валют или местонахождении ближайших банкоматов и т.д. [2, с. 158-160].
Чтобы использовать удобства удаленного банковского обслуживания, клиент должен иметь доступ к мобильным и интернет-соединениям, а также к техническому устройству с подходящим программным обеспечением и специальным продуктом, предоставляемым банком.
Эксперты называют дистанционный банкинг электронным банкингом, и термин «интернет-банкинг» также подходит. Эти понятия достаточно точно отражают сущность и характер банковского сектора [5; 6].
В современном техногенном мире основными видами дистанционного обслуживания в банковском секторе являются интернет-банкинг с использованием мобильной связи, Интернет и специальные устройства самообслуживания (банкоматы и терминалы).
Проведенные аналитическими компаниями исследования указывают на быстрый рост количества онлайн-транзакций, которые становятся доминирующими тенденциями в современном обществе. Кроме того, он-лайн-банкинг из популярного сегодня дополнения превращается в неотъемлемый компонент розничных банков (в этом отношении его можно сравнить с банковскими картами с момента их появления). Ряд функций и удобств в использовании привели к повышению интереса со стороны клиентов.
Одной из целей интернет-банкинга является повышение качества обслуживания клиентов. Инновационная банковская система имеет следующие преимущества:
- высокий уровень эффективности;
- платежи без задержек;
- экономия времени;
- платежи, сделанные в любых городах и странах мира;
- возможность проводить различные операции круглосуточно без посещения банковских отделений;
- отслеживание выполненных процедур;
- управление несколькими аккаунтами параллельно;
- денежные переводы;
- безналичные платежи;
- контроль собственных счетов 24 часа в сутки;
- возможность открыть счет в любом банке.
Современный интернет-банкинг также удобен для клиента и тем, что нет необходимости бумажные купюры носить с собой [5].
Следует отметить, что интернет-банкинг, который предлагает множество преимуществ, привлекателен для киберпреступников. Поэтому современная система интернет-услуг, предоставляемая банком, должна обеспечивать надежную защиту финансовых ресурсов клиентов.
Система дистанционного банковского обслуживания в России, по сравнению с Европой и США, отстает, но она быстро развивается, банки успешно доминируют в интернет-пространстве, качество услуг растет, а уровень обслуживания - улучшается.
Как известно, сложные социальные явления имеют как положительные, так и отрицательные характеристики. Так же интернет-банкинг. Наряду с перечисленными преимуществами имеет и негативные стороны, создающие определенные опасности и риски. К недостаткам удаленного банкинга можно отнести: отсутствие защиты базы клиентов, их денег от кибер-мошенничества, отсутствие грамотного руководства по использованию системы интернет-банкинга, психологические сложности, которые вызывают страх и недоверие у клиентов, а также проблемы с применением цифровой подписи и т.д.
Социально-философские и научно-технические основания трансформации современной жизни людей
В современном техногенном мире проблемы, определяющие качественные изменения в повседневной жизни человека, имеют глубокие социальные, философские и научно-технические корни.
В социальной среде люди общаются, испытывают чувства, думают, находят свое личностное «я». В этом процессе человек проходит через сложные и значительные преобразования. Люди переходят на уровень социальных и коммуникативных пространств, которые поддерживаются различными технологиями и устройствами. В современной жизни люди неразрывно связаны с технологиями. Люди становятся одним целом с технологиями [3, с. 103-105].
Современный человек изучает реальность, активно используя технологии, которые обладают огромным потенциалом, но вместе с тем они загоняют людей в рабство. Наблюдение за природой больше не интересно людям, они почти все 24 часа погружены в экраны.
Новые высокие информационные технологии объединяют мир в глобальных сетях. Общение с применением различных методов, используемых компьютерными технологиями, привело к появлению большого количества сообществ, которые существуют исключительно в виртуальном, абстрактном мире.
Информационное сообщество сделало первые шаги к осознанию того, что идентичность как организационный критерий должна доминировать. Идентичность - это процесс, посредством которого социальный фактор распознает себя, формирует значения, прежде всего, на основе определенного культурного качества или набора качеств, отказываясь от более широкого сравнения с другими социальными структурами.
Если идентичность установлена, в любом случае ее можно сравнить с другими идентичностями (в качестве примера можно привести женщин и мужчин). Он также может охватывать все общество под эгидой своей идентичности (например, религиозные фундаменталисты стремятся обратить как можно больше людей в свою веру). Таким образом, модернизация не ограничивается экономическими и политическими изменениями, на этом она не заканчивается. Внутреннее содержание модернизации как процесса развития - это смещение ценностных приоритетов личности.
Новое общество, возникающее как часть такой глубокой трансформации, является одновременно капиталистическим и информационным. В различных государствах такое общество создает множество характерных разновидностей, в соответствии со спецификой национальной культуры, национальных институтов и собственной истории в соответствии с информационными технологиями.
Одной из дефиниций человека является "homofaber" - существо, которое создает инструменты, облегчающие работу и жизнь. Тем не менее технология - это совокупность инструментов, которые позволяют получать отличные результаты с минимальной потерей энергии и сил. Проблемы людей нашего времени связаны с тем, что часто жизненные цели заменяются средствами жизни. Этот процесс может доминировать настолько, что цель в конечном итоге исчезнет из человеческого разума. Технического смысла жизни не существует, может существовать только технический инструмент, технические средства. Цели жизни и смысл существования следует искать в других областях, сфере духа.
Представленная учеными и футурологами, новая социальная картина постепенно приобретает более четкие очертания:
- в первую очередь, формируется единое информационное, компьютерное сообщество из людей, которые живут в домах, оснащенных различными электронными устройствами и различными «интеллектуальными» устройствами;
- происходит зарождение и развитие новых отраслей производства, которые формируются в рамках использования информационных технологий и наукоемких отраслей;
- меняется культурное содержание в общественном развитии: меняются приоритеты, развиваются виртуальные музеи, используются различные формы коммуникации между людьми;
- и, наконец, процесс обеспечения повседневной жизни людей осуществляется с применением инновационных средств производства, оплаты товаров и услуг (электронных денег, интернет-банкинга, мобильного банкинга, WAP-банкинга, SMS и других).
Отмеченные изменения оказывают комплексное влияние на все общество в целом, что приводит к существенной трансформации производственной и духовной жизни человека.
В обществе повышение адаптационных свойств людей происходит за счет увеличивающихся объемов знаний, техники, технологических инноваций и широкодоступной информации, однако уменьшается сила естественной природы человека из-за «рационализации» условий труда, создания комфортных условий жизни.
В связи с этим довольно ярко высказывается Н. Бердяев: «Техника является виновницей страшных поражений душевной жизни, и, в первую очередь жизни эмоциональной, людских чувств. В современной цивилизации происходит угасание душевно-эмоциональной стихии... Сердцу сложно выдержать касание холодного металла, оно не в состоянии существовать в металлической среде» [1, с. 500-501].
Массовое использование компьютеров обеспечивает доступ к любой информации, бережет людей от выполнения рутинных задач, ускоряет процесс принятия оптимальных решений и автоматизирует обработку информации. Поэтому движущей силой развития компании является производство информационного продукта, а не материала. Материальный продукт становится обширным, а его стоимость во многом зависит от объема инноваций, примененных в его структуре.
Деятельность людей сосредоточена главным образом на обработке информации, а производство энергии и материальных продуктов возложено на машины.
В контексте философской антропологии человек является главной фигурой в развитии информационного общества. В области философии Homo-Sapiens считается сложным мыслящим существом с комплексом многомерных универсальных качеств. Когда человек преобразует природу и формирует объекты информации, в какой-то момент возникает необходимость осознать совершаемую им трансформацию природы и самого себя. Такая философия интегрирована в область информационной деятельности человека и создает много вопросов, включая проблемы, связанные с рациональностью и прагматичностью такой деятельности.
В современном мире именно информационная деятельность приводит к появлению наиболее значимых проблем человечества. И даже сам человек, в результате описанной деятельности, находится под угрозой существования. Принимая во внимание тот факт, что эта проблема невероятно острая, современная философия тщательно анализирует поставленный вопрос.
Информация - это мощный инструмент, который позволяет влиять на человека и общество. Обладатель большого количества информации о конкретной проблеме имеет преимущество перед другими людьми.
Способ существования человека с точки зрения истории характеризуется следующими отношениями: человек - инструмент - технология.
На протяжении веков сбор и систематизация определенной информации о том, что окружает человека, помогли ему выжить в трудных обстоятельствах: способность производить инструменты и охотиться передавалась из поколения в поколение, одежда и целебные продукты создавались на постоянной основе. Постоянно обновлялся и увеличивался объем информации, впитывая новую информацию, каждое проанализированное явление дает возможность перейти к чему-то новому, к явлению с более сложной структурой. Со временем много информации об окружающем нас мире привело к научно-техническому прогрессу, например, в какой-то момент люди научились контролировать разные виды энергии и вещества.
Современный мир как результат практической деятельности человека в плане исторического развития представляет собой информационно-технологическое пространство. Следует отметить, что сам человек смог технологизировать и свою природу, он существует в технически определенном пространстве и реализуется на основе законов природы, а также на основе законов технической сферы.
Необходимо было изучить и реализовать не только естественные законы, но и ценности и концепции общества (речь идет об архитектуре, искусстве, книгах и т.д.). В этом контексте следует отметить некоторые негативные последствия компьютерной революции в традиционном образе жизни. К ним относится тот факт, что письменность и книга перешли на задний план, уступая место Интернету и печати текстов на клавиатуре.
Появление новых форм общения, трансформация традиций, изменение социальных ценностей - все это осуществляется настолько быстро, что массовое сознание общества и многие специалисты, изучающие эти процессы, обозначают компьютерную революцию как кризис культуры.
Нет сомнений в том, что культурный генезис XXI века невозможно представить без использования персональных компьютеров, информационных технологий, Интернета и телевидения. Используя эти инструменты, можно выбирать информационные потоки. Перечисленные факторы по-разному влияют на восприятие человеком мира, и не всегда позитивно.
В последнее время возрос интерес к возможностям искусственного интеллекта. Основной причиной этого явления можно назвать растущую потребность в информационных системах. Бытовая техника становится все более сложной, а программные обеспечения - более интеллектуальными.
В современном мире люди имеют право (более того, обязаны) понимать, что означает информационная революция для себя, для своего существования в качестве живых и реальных существ, наделенных разумом.
Учитывая, что общество становится все более информационным, важность авторитарных тенденций возрастает. Дело в том, что компьютерные сети человеку предлагают такие возможности, как манипулирование сознанием масс, получение подробной информации о каждом члене общества. Вполне возможно возникновение времени, когда одна категория людей, например, правящая элита, сможет знать все и обо всем, а другая часть общества будет находиться в неведении.
В связи с тем, что электронные системы проникают во все сферы человеческого существования, нам нужны новые формы организации человеческих отношений. Для работы с высокими технологиями требуется высокий уровень профессионализма, интеллектуальной зрелости и личной ответственности. Когда нарушается гармония с технологией (она развивается быстрее, чем моральные ресурсы общества), то происходит дегуманизация различных аспектов существования человека.
На наших глазах формируется и расширяется искусственная социальная псевдо-среда, в которой люди могут общаться как с реальной средой. Имеется в виду виртуальная реальность. Компьютерные технологии стали частью жизни современного человека с раннего возраста: они заменяют театр, книги, друзей, снижая интенсивность традиционного, живого общения. Компьютеры формируют реальность, которая оказывает мощное, непрогнозируемое влияние на психику человека. Среди прочего, можно назвать погружение людей в компьютерные игры, превращающее их в своего рода зомби.
Информационное общество диктует новые правила для человека. Прежде всего, речь идет о желании изменить деятельность, способности поддерживать высокий уровень мобильности, способности переучиваться и изучать новые профессии.
Антропогенная цивилизация основана на следующем: человек является главной ценностью функционирования общества в целом и его отдельных подсистем.
Можно предположить, что в будущем появятся и другие негативные последствия технизации и роботизации бытия, которые активно воздействуют на людей и общество. Человек как существо, которое несет ответственность во всех случаях, принимает любые решения, связанные с трансформацией окружающей среды. Однако инфосфера вносит свои коррективы в такое положение дел [4].
Чем глубже внедрение технологий, которые можно использовать для выполнения сложных вычислительных процессов, тем выше риск того, что в какой-то момент люди не смогут понять суть машинных решений, логический путь, на котором эти решения были основаны. Это одна из важнейших задач, стоящих перед специалистами, занимающимися созданием искусственного интеллекта. Если данный вопрос не будет решен, возникнет опасность техногенных бедствий, несчастных случаев и хаоса, причиной которых станет отсутствие эффективных средств и методов контроля интеллектуальных помощников [9].
Вполне возможно, что в будущем появятся настолько надежные машины, что необходимость вмешательства человека исчезнет. Однако при таком развитии событий риск ухудшения способности реагировать на изменения внешних условий и принимать управленческие решения в случае серьезных сбоев может стать очевидным.
Еще одна проблема, связанная с интеллектуализацией, касается уровня образования членов общества (требования к их квалификации и навыкам возрастут). Потребность общества в неквалифицированном труде уменьшится. Возможно, в связи с этим увеличится число безработных. В результате государству придется их защищать и оказывать поддержку.
Желание человека компьютеризировать свое существование нельзя остановить (это стремление у человека всегда было).
Станет ли человечество слишком зависимым от бездушных машин? А не станет ли Homo-Sapiens рабом компьютера? Каковы физическое, психологическое и социальное влияния стремительной компьютеризации? Как может защитить человек себя и свое сознание от терабайтов информации, которые обрушиваются на него? Может ли современная реклама быть классифицирована как насилие против человека?
Одни эксперты делают прогнозы крайне негативного влияния на человека массовой компьютеризации и цифровизации. Так, В. Вольперт [10, 8. 35] утверждает следующее: компьютеры негативно влияют на психику и творческие способности людей, они вызывают серьезные психофизические отклонения, бьют жизненной активностью человека и разрушают его творческий характер.
Другие исследователи считают, что эти претензии имеют право на жизнь, но все эти проблемы могут быть решены. Например, К. Хефнер предлагает создать компьютеризированное и человеческое общество, сформировать человеческие и тщательно продуманные отношения между компьютерами и людьми [8].
Будущее развитие должно основываться на главном: человечество должно сохранить Жизнь, сокровище, подаренное ему в процессе эволюции. Однако это не означает, что мы должны отказаться от инновационной науки. Мы должны предложить новый подход к жизни и инновациям с учетом того, что техническая цивилизация диктует свои ценности и приоритеты. Одним из его основных приоритетов является новое социальное пространство, новый тип коммуникации и условия социальной жизни, которые определяют приоритеты конкуренции, соперничества и прагматизма.
Выводы
Преобразование и цифровизация общественной жизни, внедрение сложных удаленных технологий, в том числе интернет-банкинга, не ограничиваются экономическими и политическими изменениями, они ведут жизнь людей к качественно иному типу бытия и взаимоотношений.
Глубокие и противоречивые изменения происходят во всех сферах жизни, в общении людей. Однако в этих процессах наиболее существенные изменения претерпевают ценностные ориентации индивида как ядро процесса модернизации. Техническая цивилизация навязывает свои ценности и приоритеты. К ним можно отнести новое социальное пространство, новый тип коммуникации, иные условия социального бытия, которое обуславливает приоритеты конкуренции и выгоды. Поэтому новое общество, которое формируется в рамках этих преобразований, формирует большое количество конкретных вариаций в соответствии с отличительными особенностями национальной культуры и истории, а также отношениями с цифровыми технологиями.
Цифровизация бытия и усложнение интеллектуальных систем могут радикально изменять повседневную социальную жизнь, но вопрос в том, что это за влияние и насколько человек как мыслящее существо защищен.
Список источников
1. Бердяев Н. А. Философия творчества, культуры и искусства: в 2-х т. М.: Искусство; Лига, 1994. Т. 1. 542 с.
2. Еремин И. Исламский банкинг: экономика и духовность // Актуальные вопросы экономики и управления в условиях модернизации: коллективная монография. Смоленск: Универсум, 2018. С. 156-160.
3. Иоселиани А. Д. Искусственный интеллект vs человеческий разум // Манускрипт. 2019. № 4. С. 102-106.
4. Иоселиани А. Д. Формирование инфосферы: социально-философский ракурс [Электронный ресурс]. URL: https://www.gramota.net/materials/3/2016/3-1/18.html (дата обращения: 11.03.2020).
5. Кириченко Л. П., Булавенко О. А. Система интернет-банкинга в России [Электронный ресурс] // Фундаментальные исследования. 2013. № 11-5. С. 991-995. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=21093264 (дата обращения: 11.03.2020).
6. Трифонов Д. А., Коршунова С. В. Современные проблемы банковского корпоративного кредитования в России // Экономика и бизнес: теория и практика. 2016. № 12. С. 48-52.
7. Цифровая Россия: новая реальность [Электронный ресурс]. URL: http://www.tadviser.ru/images/c/c2/Digital-Russia-report.pdf (дата обращения: 11.03.2020).
8. Haefner K. Mensch und Computer im Jahre 2000. Basel - Boston - Stuttgart, 1984. 396 S.
9. Ioseliani A. D. Man as a subject of Internet communication // Ubiquitous Computing and the Internet of Things: Prerequisites for the Development of ICT. Switzerland: Springer, 2018. Р. 449-453.
10. Vоlpert W. Macht die Arbeit am Computer stumpf? // Bild der Wissenschaft. 1984. № 11. S. 21-37.
Specificity of Human Everyday Life in the Digital World
Ioseliani Aza Davidovna, Doctor in Philosophy, Professor Financial University under the Government of the Russian Federation, Moscow
aza-i@yandex. ru
The paper aims to reveal peculiarities of the modern human's everyday life transformation due to digitalization of his daily activities and intensive penetration of Internet technologies in all the spheres of social life. The article examines online-banking as an innovative social phenomenon that promotes a new type of interpersonal relations. The complicated adaptive, psychological and social nature of online-banking is revealed, its advantages and shortcomings are analysed. Scientific originality of the study involves development of logical and philosophical foundations for analysing new determinants of modern social life. Social-philosophical and scientific-technical prerequisites for transformation of social life in the modern technogenic world are considered.
Key words and phrases: online-banking; distant banking; e-banking; social transformation; information society; technogenic world; culture; spirituality.
УДК 1:7/9 Дата поступления рукописи: 14.03.2020
https://doi.org/10.30853/manuscript.2020.4.24
В статье анализируется, каким образом большие данные становятся частью современных социальных исследований. Для этого рассматриваются не только основные характеристики больших данных, но и вызовы, связанные с ними. Эти вызовы принципиально меняют процесс познавательной деятельности и приводят к радикальному пересмотру моделей социальной реальности. В статье обосновывается предположение, что большие данные являются всего лишь «следами» человеческой активности, требующими интерпретации, помещения в определенный социальный контекст, отнесения к социальной теории.
Ключевые слова и фразы: большие данные; социальная теория; социальное знание; эпистемология; социальная онтология.
Платонова Светлана Ипатовна, д. филос. н., доц.
Ижевская государственная сельскохозяйственная академия [email protected]
Большие данные: создание вызовов и возможностей в социальных науках
Актуальность исследования. Десять лет назад термин «большие данные» (Big Data) был малознаком или вообще незнаком подавляющему большинству обществоведов. Однако за последнее десятилетие количество