Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ПОТРЕБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ В ИНКЛЮЗИВНОМ ОБРАЗОВАНИИ'

ОСОБЕННОСТИ ПОТРЕБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ В ИНКЛЮЗИВНОМ ОБРАЗОВАНИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
257
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ДЕТИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ / ОЖИДАНИЯ РОДИТЕЛЕЙ / ИНТЕГРАЦИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ермекбаева Л.К.

В статье представлены результаты исследования особенности образовательных потребностей детей с ограниченными возможностями, и в какой мере родители детей с ограниченными возможностями ориентированы в удовлетворении потребностей на инклюзивное образование и соответствующие услуги и условия образования.Все участники эксперимента видят лишь преимущества в обучении в специальной школе. Во-первых, они отмечают, что программа, темп и режим обучения соответствует их возможностям. Во-вторых, дети удовлетворены наличием специальных технических средств и приспособлений в школе. В-третьих, дети считают, что в достаточной мере получают подготовку к получению жизненных и бытовых навыков, подготовку к будующей профессии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF NEEDS OF DISABLED CHILDREN IN INCLUSIVE EDUCATION

The article examines the peculiarities of the educational needs of children with disabilities, and to what extent parents of children with disabilities are oriented towards meeting the needs for inclusive education and related services and educational conditions.All participants in the experiment see only the advantages of training in a special school. Firstly, they note that the program, the pace and the mode of instruction correspond to their capabilities. Secondly, children are satisfied with the availability of special technical aids and adaptations in the school. Thirdly, children believe that they are sufficiently prepared to receive life and household skills, prepare for a future profession.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ПОТРЕБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ В ИНКЛЮЗИВНОМ ОБРАЗОВАНИИ»

МРНТИ 15.81.99

ОСОБЕННОСТИ ПОТРЕБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ В ИНКЛЮЗИВНОМ ОБРАЗОВАНИИ

Л.К. Ермекбаева1 'к.псих.н., ст. преподаватель, Казахский государственный женский педагогический университет, Казахстан, г. Алматы, e-mail: l.ermekbaeva@mail.ru

В статье представлены результаты исследованияособенности образовательных потребностей детей с ограниченными возможностями,и в какой мере родители детей с ограниченными возможностями ориентированы в удовлетворении потребностей на инклюзивное образование и соответствующие услуги и условия образования.

Все участники эксперимента видят лишь преимущества в обучении в специальной школе. Во-первых, они отмечают, что программа, темп и режим обучения соответствует их возможностям. Во-вторых, дети удовлетворены наличием специальных технических средств и приспособлений в школе. В-третьих, дети считают, что в достаточной мере получают подготовку к получению жизненных и бытовых навыков, подготовку к будующей профессии.

Ключевые слова: инклюзивное образование, дети с ограниченными возможностями, образовательные потребности, ожидания родителей, интеграция.

До недавнего времени в Казахстане люди с ограниченными возможностями имели возможность получать образование только в учреждениях специального образования: в коррекционных классах обычных школ, спецшколах и интернатах, домах-интернатах, либо обучаясь на дому и дистанционно. Основным и весьма существенным недостатком специального образования является то, что в ходе обучения дети-инвалиды общаются только с себе подобными. В результате они сталкиваются с постоянным акцентированием внимания на их болезни, что, в свою очередь, вызывает у них ощущение собственной «неполноценности» в сравнении с остальными, «здоровыми» людьми. Это приводит к дальнейшим сложностям, препятствующим успешному включению таких людей в социум. Индивиды, обучающиеся в специальных учреждениях и на дому, как правило, отличаются низкой степенью социальной адаптации и социальной активности, сталкиваются с проблемами социальной изоляции и исключенности. Как правило, круг общения таких людей ограничивается близкими родственниками, контакты с другими людьми практически отсутствуют, индивиды часто замыкаются в себе и страдают от чувства неудовлетворенности собой и своей жизнью, испытывают неуверенность и страх перед будущим. Именно на решение этих проблем направлено инклюзивное образование. Обучение совместно со здоровыми людьми способствует не только включению инвалидов в процесс обучения, но и дает им возможность интегрироваться в другие аспекты жизни учебного учреждения, в которых принимают участие все учащиеся (участие в досуговых мероприятиях, общение со сверстниками и т.д.).

Согласно Государственной программе развития образования Республики Казахстан на 2011 -2020 годы, планируется увеличить до 70% долю школ, создающих условия для инклюзивного образования. Развитие инклюзивного образования в Казахстане происходит в экспериментально-проектном режиме. В Законе об образовании РК [1] впервые в законодательной практике дано определение инклюзивного образования.

Инклюзивное образование - совместное обучение и воспитание лиц с ограниченными возможностями, предусматривающие равный доступ с иными категориями обучающихся к соответствующим образовательным учебным программам обучения, коррекционно-педагогическую и социальную поддержку развития посредством обеспечения специальных условий [2].

Инклюзивное образование сегодня с полным правом может считаться одним из приоритетов государственной образовательной политики Казахстана. Переход к нему предопределен уже тем, что наша страна ратифицировала Конвенции ООН в области прав детей, прав инвалидов. Однако, для целенаправленного проектирования процесса развития инклюзии в условиях общего образования необходимо иметь информационные данные о том, какова потребность детей с ограниченными

возможностями в инклюзивном образовании. Настоящее исследование посвящено данной проблематике.

Исследование образовательных потребностей детей с ограниченными возможностями обеспечивает управленческие задачи, связанные с проектированием изменений в системе образования, ориентированных на реализацию права на образование детей с ограниченными возможностями и их успешную социализацию в обществе. Результаты исследования позволят наметить необходимые преобразования в образовательной системе республики в направлении полноценного образования различных категорий детей с ограниченными возможностями, оценить необходимое обеспечение детей с ограниченными возможностями в целях полноценной социальной адаптации их в образовательной среде, выявить потребности семьи на образовательные услуги и запросы на образовательные условия [1].

Основная проблема исследования может быть сформулирована следующим образом: изучить, каковы особенности образовательных потребностей детей с ограниченными возможностями и их родителей, которые в самое ближайшее время придут в общеобразовательные школы, и в какой мере родители детей с ограниченными возможностями ориентированы в удовлетворении этих потребностей на инклюзивное образование и соответствующие услуги и условия образования.

Целью данного исследования является получение аналитической информации о потребностях детей с ограниченными возможностями в инклюзивном образовании для принятия управленческих решений и совершенствования работы с детьми с ограниченными возможностями в системе образования.

Предмет данного исследования - потребность детей с ограниченными возможностями в инклюзивном образовании.

Задачи исследования:

- выявление отношения родителей к совместному обучению обычных детей и детей с ограниченнымивозможностями и оценка осведомленности родителей об инклюзивном образовании;

- выделение особенностей образовательных потребностей детей с ограниченными возможностями;

- анализ ожиданий родителей, связанных с будущим образованием детей;

- характеристика выборки родителей, ориентированных на инклюзивную форму образования для своих детей;

- составление выводов на основе аналитической информации.

Обоснование выборки. Объектом опросасталиродители, так как они выступают основными заказчиками образовательных услуг для своих детей, как представители их интересов. Родители являются источником вербализации образовательной потребности ребенка. Именно они, а не дети, формулируют индивидуальный образовательный заказ к системе образования и ее возможностям. Таким путем образовательные потребности детей становятся потребностью, заказом на образовательные услуги семьи в целом.

1. Анкетирование родителей и детей с ограниченными возможностями.

2. Количественный и качественный анализ результатов опроса.

В качестве инструмента исследования использовалась специально разработанная анкета.

Анкета для опроса родителей представляет основные стороны образовательных потребностей детей. Анкета в оригинале состоит из 13 вопросов (составитель: городской ресурсный центр по развитию инклюзивного образования г. Москвы), нами был добавлен один вопрос («Как вы отнесетесь к зачислению Вашего ребенка в специальный класс общеобразовательной школы?»).

Все вопросы анкеты являются закрытыми и предполагают выбор предпочитаемого варианта из нескольких предложенных. В отдельных вопросах предусматривается возможность выбора нескольких вариантов ответов. Каждый из вопросов соответствует определенному показателю мониторинга и относится к одному из трех параметров. Ориентировочное время для заполнения анкеты - 10 мин.

Разработчиком исследования выступила лаборатория социальной работы Национального научно практического центра коррекционной педагогики (2014 - 2017 гг.).

Параметры, критерии, соответствующие номера вопросов анкеты

Параметры Показатели Вопрос анкеты

Отношение к совместному обучению и осведомленность родителей об инклюзивном образовании Ценностное отношение родителей к совместному обучению обычных детей и детей с ОВЗ 10, 11

Знание родителей о том, что такое инклюзивное образование 8

Осведомленность родителей в правовых вопросах инклюзивного образования 3

Осведомленность родителей об имеющихся территориальных возможностях выбора образовательного учреждения для своего ребенка 6

Образовательные потребности детей Трудности, которые ребенок испытывает в образовании 7

Виды помощи специалистов, которые получает ребенок в настоящее время 2

Предпочтение в выборе типа образовательного учреждения 12

Ожидания родителей, связанные с будущим образованием Ожидаемый результат обучения их ребенка в школе 9

Прогнозируемые трудности в процессе обучения ребенка в школе 13

Запрос на специальные условия образования 14

Первый параметр «Отношение к совместному обучению и осведомленность родителей об инклюзивном образовании» характеризуется с помощью четырех показателей:

- ценностное отношение родителей к совместному обучению обычных детей и детей с ограниченными возможностями;

- знание родителей о том, что такое инклюзивное образование;

- осведомленность родителей в правовых вопросах инклюзивного образования;

- осведомленность родителей об имеющихся территориальных возможностях выбора образовательного учреждения для своего ребенка.

Второй параметр «Образовательные потребности детей» раскрывается с помощью четырех показателей:

- трудности, которые ребенок испытывает в образовательном учреждении;

- виды помощи специалистов, которые получает ребенок в настоящее время;

- предпочтение в выборе типа образовательного учреждения.

- Третий параметр «Ожидания родителей, связанные с будущим образованием» включает три показателя:

- ожидаемый результат обучения ребенка в школе;

- прогнозируемые трудности в процессе обучения ребенка в школе;

- запрос на специальные условия образования.

Базу для проведения исследования составили специальные школы-интернаты. Всего в исследовании приняли участие 139 родителей детей с ограниченными возможностями. Из них:

- школа интернат №7 и 6 для детей с интеллектуальными нарушениями развития г. Алматы -37 человек;

- КГУ «Карагандинская областная школа-интернат для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата» - 11 человек;

- КГУ «Специальная общеобразовательная школа-интернат для детей с нарушением слуха» -35 человека;

- КГУ «Областная специальная школа-интернат №1 для детей с нарушением зрения» - 32 человека;

- КГУ «Областная специальная школа-интернат №3 для детей с ограниченными возможностями развития» - 5 человека.

Выводы по результатам исследования родителей

1. Более половины родителейдетей с ограниченными возможностями, не принимают идеи инклюзивного образования, не видят ценность такой формы образования для своих детей.

2. 76,3% родителей правильно понимают инклюзивное образование как совместное обучение детей с разными способностями, детей с нарушениями в развитии и обычных детей. Однако 23,7% родителей затрудняются в определении инклюзивного образования.

3. Родители детей с ограниченными возможностями в своем большинстве не знакомы с Законом РК «О социальной и медико-педагогической коррекционной поддержке детей и подростков с ограниченными возможностями», имеющим непосредственное отношение к их правам и возможностям.

4. Болшее половины родителей детей с ограниченными возможностями (57,5%) считают, что рядом с домом есть подходящая их ребенку школа. 29% родителей утверждают, что подходящая для ребенка школа расположена рядом с домом. Остальные не осведомлены об образовательных возможностях, которые им предоставляет микрорайон.

5. В целом, большинством родителей идея инклюзивного образования не понимается и не принимается.

6. Родители детей с ограниченными возможностями отдают предпочтение обучению своего ребенка в специальной коррекционной школе (78%). Школа надомного обучения не является востребованной.

7. Родители детей с ограниченными возможностями, как наиболее характерные для своих детей в настоящее время отмечают следующее трудности: учебные занятия, эмоциональная и поведенческая саморегуляция и общение. Более 29,5% родителей затруднились определить, в чем именно состоят трудности развития их детей.

8. Преобладающее число родителей прогнозирует наличие у своих детей трудностей в развитии, обучении, социализации в будущем. Родители прогнозируют нарастание сложностей с обучением и эмоциональной саморегуляцией, а также сохранение тех трудностей, которые есть у детей в общении с детьми и взрослыми [3, 4].

9. Среди видов помощи, оказываемых детям с ограниченными возможностями, в настоящий момент наиболее распространена дефектологическая, педагогическая и медицинская помощь.

10. Практически не распространены виды помощи, оказываемые индивидуальными помощниками и социальными работниками. Можно предположить, что это также обусловлено не объективным отсутствием потребностей в таких видах помощи у семей, воспитывающих ребенка с ограниченными возможностями, а отсутствием специалистов или их низкой профессиональной компетентностью [5, 6].

11. Потребности детей с трудностями в развитии в помощи педагогов-психологов в настоящее время полностью не удовлетворяются.

12. Родители детей с ограниченными возможностями в своем преобладающем большинстве ожидают, что для их детей школьное образование станет ступенью к профессиональному высшему или среднему образованию; 21% родителей главным результатом школьного образования называют социализацию их детей - получение опыта общения с разными детьми и взрослыми, жизненные навыки, умение легко адаптироваться, жить в современном обществе [7, 8].

13. В наибольшей степени потребностям детей с ограниченными возможностями в случае выбора инклюзивной школы отвечают такие специальные образовательные условия, как:

- индивидуальная программа обучения для ребенка;

- система психолого-педагогического сопровождения, включающая занятия с психологом,

логопедом, дефектологом.

14.Для большинства родителей, выбирающих инклюзивное образование, «специальные условия» - это, прежде всего,специализированная медико-психологическая и педагогическая помощь и особый режим освоения учебной программы (темп, размер группы, объем заданий и прочее).

15. Ожидания родителей, связанные с потребностью в тех или иных видах специальных образовательных условий для своих детей, не всегда подкреплены сознательным выбором вида образовательного учреждения или находятся в противоречии с возможностями выбранных образовательных учреждений.

По результатам нашего исследования выяснилось, что на уровне ценностного отношения к совместному обучению около 60% родители детей с ограниченными возможностями не принимают идеи инклюзивного образования, отрицательно относятся к зачислению своего ребенка в специальный класс общеобразовательной школы. Они отдают предпочтение обучению своего ребенка в специальной коррекционной школе (78%), в которой и обучают своих детей на данный момент. Причину отказа можно увидеть в прогнозировании нарастания сложностей с обучением и эмоциональной саморегуляции, социализации в будущем.

Дети с ограниченными возможностями, к внедрению инклюзивного образования проявляют условную готовность, некоторые из них предпочитают учиться в одной школе со здоровыми детьми, некоторые в одном классе. Их пугает боязнь столкнуться с трудностями в усвоении учебного материала, в построении отношений с другими детьми, в обучении в одном темпе со всеми детьми класса, в управлении своим поведением, эмоциями в случае интегрированного обучения [3, 4].

Все участники эксперимента видят лишь преимущества в обучении в специальной школе. Во-первых, они отмечают, что программа, темп и режим обучения соответствует их возможностям. Во-вторых, дети удовлетворены наличием специальных технических средств и приспособлений в школе. В-третьих, дети считают, что в достаточной мере получают подготовку к получению жизненных и бытовых навыков, подготовку к будующей профессии.

И самое главное, дети чувствуют себя в специальной школе достаточно комфортно, у них сформировались теплые взаимоотношения как со взрослыми, так и со сверстниками. Это говорит о хорошем морально-психологическом климате школы.

Что касается родителей детей с ограниченными возможностями, то они не готовы отдавать своих детей в обычные школы из-за страха, опасений, что с ребенком будут плохо обращаться остальные дети и учителя. Некоторые из них предпочитают обучать своих детей на дому из-за боязни «за свою репутацию», т.к. в нашем обществе распространено мнение о том, что большинство детей с ограниченными возможностями - это дети пьющих родителей, из неблагополучных семей и т.п.

Список литературы

1 Указ Президента Республики Казахстан от 1 февраля 2010 года № 922 «О Стратегическом плане развития Республики Казахстан до 2020 года»

2 Депутатский запрос от 16 июня 2016 года №ДЗ-65 «О проблемах инклюзивного образования»

3 Стребелева Е. А., Закрепина А. В. Современные формы помощи семье, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии / Дефектология, № 1, 2005. - С. 3

4 Ткачева В.В. Психокоррекционная работа с матерями, воспитывающими детей с отклонениями в развитии. Практикум по формированию адекватных отношений. - М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2000. - 64 с. (В помощь психологу)

5 Ткачева В.В. Инновационная модель организации психокоррекционной работы с семьями, воспитывающими детей с отклонениями в развитии / Коррекционная педагогика, № 5-6 (1112), 2006. - С. 65-67

6 Ткачева В. В. Работа психолога с матерями, воспитывающими детей с тяжелыми двигательными нарушениями / Дефектология, № 1, 2005.- С. 25

7 Управление образовательным учреждением, осуществляющим интегрированное образование детей с ограниченными возможностями здоровья. Методическое пособие для руководителей образовательных школ / Курс «Интегрированное обучение детей с особыми образовательными потребностями» - Самара: Изд-во ЦСО, 2004. - 80 с.

8 Шайжанова КУ., Сейщ^л А. Зияты за^ымдалган балаларды элеуметпк бешмделудщ психологияльщ ерекшелштерь Каза^ мемлекетпк цыздар педагогикальщ университетшщ Хабаршысы. 2016. № 6 (66). 129-133 бб.

МУМК1НД1КТЕР1 ШЕКТЕУЛ1 БАЛАЛАРДЬЩ ИНКЛЮЗИВТ1 Б1Л1М БЕРУГЕ ЦАЖЕТТ1Л1КТЕР1НЩ ЕРЕКШЕЛ1КТЕР1

Л.К. Ермекбаева1 1 псих.f.к., ага окытушы, 1 Казак мемлекеттiк цыздар педагогикалыц университетi, Казахстан, Алматы к;., e-mail: l.ermekbaeva@mail.ru

Мацалада мYмкiндiктерi шектеулi балалардыц бiлiм алуга цажеттыжтершщ ерекшелжтерш зерттеу нэтижелерi усынылган, жэне мYмкiндiктерi шектеулi балалардыц ата-аналары инклюзивт бiлiм беру цажеттыжтерш цагаттандыруга жэне тшсп цызмет пен бiлiм беру шарттарына цаншалыцты багдарланганы аньщталды.Арнайы мектептерде оцытылудыц артьщшыльщтарын экспериментке кщысушылардыцбарлыгы керш отыр. Бiрiншiден, багдарлама да, оцыту к;арк;ындылыгы мен оцыту тэртiбi де, олардыц мYмкiндiктерiне сэйкес екендiгiаталып керсетыген. Екiншiден, балалар мектептегi арнайы техникалыц куралдардыц жэне цондыргылардыц болуымен цанагаттанады^шшшщен, балалар емiрлiк жэне турмыстьщ дагдыларды, болашац мамандыкда даярлыцты жеткiлiктi дэрежеде аламыз деп ойлайды.

Тушн свзер: инклюзивт бiлiм беру, мYмкiндiктерi шектеулi балалар, бiлiм алуга к;ажеттШктер^ ата-аналардыц кYтулерi.

FEATURES OF NEEDS OF DISABLED CHILDREN IN INCLUSIVE EDUCATION

L.K. Yermekbayevai i Cand. Sci. (Psychology), senior lecturer, 1 Kazakh State Women's Teacher Training University, Almatу, Kazakhstan, e-mail: l.ermekbaeva@mail.ru

The article examines the peculiarities of the educational needs of children with disabilities, and to what extent parents of children with disabilities are oriented towards meeting the needs for inclusive education and related services and educational conditions.

All participants in the experiment see only the advantages of training in a special school. Firstly, they note that the program, the pace and the mode of instruction correspond to their capabilities. Secondly, children are satisfied with the availability of special technical aids and adaptations in the school. Thirdly, children believe that they are sufficiently prepared to receive life and household skills, prepare for a future profession.

Key words: inclusive education, children with disabilities, educational needs, parents' expectations.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.