4. Смирнова И. Развитие системы транспортного обслуживания населения [Электронный ресурс] Spravochnick.ru: информационно-справочный портал. // URL: https://spravochnick.ru/gosudarstvennoe_i_municipalnoe_upravlenie/razvitie_sistemy_transportnogo_ ob sluzhivaniya_naseleniya/.
5. Краснодарский край в 2024 г закупит для муниципалитетов 270 единиц общественного транспорта [Электронный ресурс] www.interfax-russia.ru: онлайн - журнал. // URL: https://www.interfax-mssia.ru/south-and-north-caucasus/news/krasnodarskiy-kray-v-2024g-zakupit-dlya-municipalitetov-270-edinic-obshchestvennogo-transporta.
6. Постановление Губернатора Краснодарского края от 11.12.2023 № 1020 «Об утверждении государственной программы Краснодарского края «Развитие транспорта» [Электронный ресурс] Publication.pravo.gov.ru: информационно-правовой портал. // URL: http://publication.pravo.gov.ru/document/2300202312190004?index=3.
EDN: EBXMQO
А.Е. Сенникова - к.э.н., доцент кафедры статистики и прикладной математики, Кубанский государственный аграрный университет, Краснодар, Россия, [email protected],
A.E. Sennikova - candidate of economic sciences, Associate Professor of the Department of Statistics and Applied Mathematics, Kuban State Agrarian University, Krasnodar, Russia;
Н.С. Жминько - к.э.н., доцент кафедры статистики и прикладной математики, Кубанский государственный аграрный университет, Краснодар, Россия,
N.S. Zhminko - candidate of economic sciences, Associate Professor of the Department of Statistics and Applied Mathematics, Kuban State Agrarian University, Krasnodar, Russia;
С.А. Шепилов - обучающийся, Кубанский государственный аграрный университет, Краснодар, Россия,
S.A Shepilov - student, Kuban State Agrarian University, Krasnodar, Russia.
ОСОБЕННОСТИ ПОСТРОЕНИЯ ВЫБОРКИ СИСТЕМНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ СЕЛЬСКИХ ТЕРРИТОРИЙ FEATURES OF CONSTRUCTION OF A SYSTEM RESEARCH SAMPLE RURAL TERRITORIES
Аннотация. В статье рассмотрены способы и виды выборочного обследования, которое представляет собой не что иное, как способ получения надежной информации, а любая работа по планированию выборки может начинаться лишь после того, как определены и четко зафиксированы цели исследования. Планирование доброкачественной выборки для проведения обследования сельских территорий стоит как проблема обеспечения репрезентативности информации, получаемой в результате обследования, что предполагает определение набора переменных, по которым должна обеспечиваться и контролироваться репрезентативность. Центральное место в методическом аспекте проблем занимают вопросы, связанные с установлением основ выборки, выбором единицы отбора и собственно планированием выборки, которые не могут рассматриваться изолированно друг от друга и без учета характерных особенностей изучаемого объекта и целей исследований. Необходимо-достаточный объем выборки по выделенному набору показателей должен обеспечить точность получаемых результатов с допустимой величиной предельной ошибки. Изучены ключевые моменты комплексного и системного изучения сельских территорий, для которых наиболее приемлема такая схема формирования выборочной совокупности, при которой основная выборка, носящая достаточно универсальный характер, дополняется рядом частных и специализированных выборок, ориентированных на конкретные задачи, решаемые в рамках общей цели.
Absrtract. The article discusses the methods and types of sample survey, which is nothing more than a way to obtain reliable information, and any work on sampling planning can begin only after the objectives of the study have been determined and clearly stated. Planning a good-quality sample for a survey of rural areas faces the problem of ensuring the representativeness of the information obtained as a result of the survey, which involves determining a set of variables for which representativeness should be ensured and controlled. The central place in the methodological aspect of the problems is occupied by issues related to the establishment of sampling frames, the choice of a sampling unit and the sampling planning itself, which cannot be considered in isolation from each other and without taking into account the characteristic features of the object being studied and the objectives of the research. A necessary and sufficient sample size for a selected set of indicators should ensure the accuracy of the results obtained with an acceptable maximum error. The key points of a comprehensive and systematic study of rural areas have been studied, for which the most appropriate scheme for forming a sample population is in which the main sample, which is quite universal in nature, is supplemented by a number of private and specialized samples focused on specific tasks solved within the framework of a common goal.
Ключевые слова: выборочный метод, изучение, анализ, способы, сельские территории.
Keywords: sampling method, study, analysis, methods, rural areas.
В настоящее время важной задачей для обеспечения комплексного развития сельских территорий является построения репрезентативной выборки при планировании исследования, что в свою очередь дает возможность достичь обоснованности выводов, а это, в значительной степени, определяется степенью репрезентативности выборки, которая позволяет делать надежные обобщения на основе изучения небольшой части всей совокупности [1].
В общем виде задача заключается в нахождении такой комбинации процедур отбора объектов и оценки параметров, при которой минимизируется риск от распространения выводов на всю генеральную совокупность при фиксированных затратах либо при заданной точности выводов минимизируются затраты на обследование.
Целью исследования является оценка количественной характеристики комплексного влияния совокупности факторов на основные показатели уровня жизни на сельских территориях.
При любом научно организованном выборочном обследовании следует, прежде всего, разделить изучаемую совокупность на единицы отбора, составляющие основу самого процесса отбора. В статистических исследованиях жителей сельских территорий, единицей наблюдения чаще всего является индивид или группа индивидов. Вместе с тем единицами отбора могут служить как отдельные лица, так и их группы, а также территориальные, производственные объекты.
Вопрос о выборе единицы отбора решается применительно к каждому конкретному обследованию, исходя из его специфики и ступеней отбора. В зависимости от задач проводимого исследования сельских территорий при изучении в качестве единиц отбора могут выступать: сельские жители, семьи, работники, а также населенные пункты, организации, бригады, фермы, сельские административные районы. Методические проблемы построения выборки рассматриваются применительно к любому исследованию. Вместе с тем, основные
324
Международный журнал
принципы планирования выборочного обследования носят достаточно общий характер и могут быть использованы для различного рода социально-экономических исследований. Построение перечня выделенных единиц отбора, составляющих основу выборки, на практике часто бывает достаточно сложным и трудоемким, особенно в тех случаях, когда единицы отбора не совпадают с единицами учета, принятыми в статистике.
В качестве примера основ выборки, пригодных для обследования населения, можно привести списки отдельных лиц (например, картотека работников организации, списки избирателей и т. п.), списки домохозяйств или жилищ для определенной территории, планы и карты населенных пунктов, списки административно-территориальных единиц. Так, при планировании выборочного обследования жителей сельских территорий на различных ступенях отбора использовались следующие основы выборки: списки сельских районов с их основными характеристиками, списки сельских советов, населенных пунктов и хозяйственные книги внутри населенного пункта.
Системный подход к изучаемому объекту определяет особые требования к формированию выборочной совокупности [2]. Необходимость одновременного получения репрезентативной информации относительно объектов разного рода (всей системы в целом, ее отдельных подсистем и связей между ними) значительно усложняет построение выборки.
Если бы отдельные элементы системы изучались независимо друг от друга, то, исходя из требований соответствия выборки целям и задачам конкретного исследования, следовало бы использовать ряд различных выборок, каждая из которых оптимальна с точки зрения данной цели. Они могли бы базироваться на разных единицах отбора (например, для изучения проблем производства - организация, духовного развития - дом культуры, образования - школа, колледж) и строиться по различным схемам. Однако увязать результаты, полученные по таким выборкам, практически невозможно.
Специфика системного исследования требует, чтобы единицы отбора, на которых базируется выборка, отражали все основные структурные элементы системы и могли использоваться для ее целостного описания.
На наш взгляд, при системном изучении сельских территорий в качестве таких единиц могут выступать различные звенья иерархии территориальной организации: регион, административный район, сельсовет, поселение. Будучи территориальными общностями разного уровня, они концентрируют в себе население и специфическую среду его обитания, определяющую весь комплекс условий жизнедеятельности. Поэтому именно такие объекты можно рассматривать в качестве единичных представителей сложной социально-экономической системы, какой в настоящее время являются сельские территории.
Системное описание изучаемого объекта может быть получено на основе результатов нескольких видов исследований. Условно мы называем их основным исследованием (направлено на изучение общих характеристик системы и ее элементов), частными (обеспечивают углубленное описание отдельных элементов системы, например, ее подсистем) и специализированными (изучаются проблемы, вытекающие из системной концепции объекта, непосредственно не описывающие его отдельные структурные элементы) исследованиями.
Все в целом с точки зрения сбора информации они могут рассматриваться как система взаимосвязанных исследований разного рода с определенной степенью интеграции. Использование независимых друг от друга выборок, ориентированных на частные или специализированные задачи при этом нецелесообразно. Сопоставление результатов подобных исследований должно в значительной степени обеспечиваться за счет соответствующей организации выборки.
В этих условиях разумным является принятие некоторого компромиссного решения, обеспечивающего репрезентативную выборку с точки зрения различных целей.
Для реализации данного подхода целесообразно воспользоваться многоступенчатой схемой отбора объектов, поскольку именно она придает отбору необходимую гибкость, отсутствующую при более простых схемах [2]. Благодаря этому создается возможность использования общей выборки единиц верхних ступеней для ряда исследований с различными целями.
Выборка же объектов на низших ступенях представляет собой либо некоторое «компромиссное» решение, при котором согласуются цели общего и частных исследований, либо систему специализированных выборок на низшей ступени, каждая на которых строится в соответствии с целью специализированного исследования, проводимого в рамках системного.
Подобная схема отбора более удобна и экономична, чем ряд независимых выборок, узкоспециализированных на решении отдельных задач, что связано в первую очередь с тем, что значительная доля затрат средства и времени является общей для ряда частных обследований. Но главное состоит в том, что такая схема организации выборочного обследования сельских территорий обеспечивает возможность увязки результатов основного и частных обследований.
Кроме того, многоступенчатый отбор дает возможность пользоваться естественным делением изучаемого материала, считая те или иные естественные группы единицами отбора на различных ступенях. Так, при планировании выборочных обследований сельского населения целесообразно использовать схему отбора, включающую следующие ступени: район, сельский совет, сельский населенный пункт, сельскую семью.
Одно из преимуществ многоступенчатого отбора заключается в том, что на всех ступенях может производится только лишь отбор объектов, наблюдение же единиц производится только на последней стадии.
Благодаря этому в крупномасштабных обследованиях сельских территорий непосредственный сбор дан-
ных удается сосредоточить на сравнительно ограниченной площади (например, опрашивать лишь те семьи, которые проживают в населенных пунктах, расположенных на территории отобранных сельсоветов), сокращая тем самым затраты на проведение обследования, связанные с организацией работ и переездами интервьюеров [1]. Однако при этом следует иметь в виду и отрицательные стороны концентрации обследования, обусловливающей так называемый «эффект гнезда», когда отбор близлежащих объектов влечет за собой увеличение внутригрупповой корреляции. Безусловно, мы также отдаем себе отчет в том, что многоступенчатый отбор ведет к увеличению общей ошибки выборки за счет накапливания ошибок на отдельных ступенях, однако удачным сочетанием способов отбора на различных ступенях можно добиться достаточной точности результатов.
Основной путь совершенствования схемы отбора состоит в использовании стратификации на верхних ступенях.
Построение на высших ступенях стратифицированной выборки дает возможность, с одной стороны, увеличить точность общих выборочных оценок, с другой - обеспечить необходимое представительство в выборке характерных типов изучаемого явления. Это не означает отхода от основного принципа теории выборки -принципа равной вероятности попадания в выборку изучаемых единиц совокупности, поскольку стратифицированную выборку можно считать равносильной ряду случайных выборок на подсовокупности типических районов. Вместе с тем при умелом использовании стратификация почти всегда приводит к меньшей дисперсии оценок, чем простая случайная выборка.
На практике оправдывает себя принцип сочетания стратифицированного отбора на высших ступенях с собственно случайным отбором низших. Использование такого принципа при планировании комплексного и всестороннего обследования сельского населения стратифицированная выборка территорий с механическим отбором семей в пределах отобранных сельсоветов, обеспечило получение репрезентативной. Популярность стратифицированных выборок в крупных социологических исследованиях в первую очередь связана с характером изучаемой совокупности, то есть ее большим объемом и крайней неоднородностью [5].
Применение к такой совокупности рациональных принципов классификации позволяет выделить группы более однородные, чем вся совокупность в целом. По сравнению с простой случайной выборкой это часто приводит к сокращению дисперсии оценок, поскольку ошибка стратифицированной выборки обусловлена лишь вариацией внутри группы.
Общий принцип оптимального разбиения совокупностей сводится к минимизации внутригрупповой дисперсии. Решение подобной задачи существенно усложняется необходимостью классификации в пространствах большой размерности. Для изучения социально-экономических проблем одномерные критерии оказываются недостаточными. Применявшиеся же на практике приемы построения выборки в лучшем случае ограничивались одним-двумя признаками, при этом разбиение проводилось по каждому отдельно взятому признаку, а выборка строилась на основе компромиссного решения.
При построении многомерных стратифицированных выборок представляется оправданным использование аппарата распознавания образов. Но одной из задач системного исследования является изучение процесса или явления в развитии, отсюда статическое обследование, обеспечивающее возможность фиксации явления в определенный момент времени, каким бы точным оно ни было, недостаточно.
Информацию о развитии изучаемого объекта и характере этого процесса можно получить лишь с помощью повторяющихся обследований с целью создания единой системы и периодически пополняемой информации.
Источники:
1. Шаталова Г.В. Реформа местного самоуправления: социально-политические аспекты реализации (социологический анализ); автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата социологических наук / ФГОУ ВПО «Российская академия государственной службы при Президенте Российской Федерации». Москва, 2010
2. Колесников, М.В. Адаптивная идентификация трендов развития сложных социально-экономических процессов/М.В. Колесников, А.М. Ляховецкий, А.Е. Сенникова//Вестник Университета (Государственный университет управления). 2012. № 14-1. С. 164-167.