Обследование, проведенное в конце семестра (декабрь), выявило достоверные различия (p<0,05) между группами в показателях, отражающих уровень развития, быстроты, скоростно-силовых и силовых качеств. При этом более высокие значения отмечались у студентов опытной группы I.
Так, результаты показателей прыжка вверх, тройного с места и беге на 30 м с хода были соответственно на 1,4 см, 3,2 см и 0,21 c выше по сравнению с опытной-М.
Результаты длины прыжка с места и подтягивания на перекладине в опытной-I зарегистрированы соответственно 251,1 см и 13,0 раз, а в опытной-М - 244,5 см и 10,2 раза.
В группах также выявлена положительная тенденция к улучшению своих значений показателей развития выносливости (бег 1000 м), при этом более высокие значения зарегистрированы в опытной-I - 7,5 с, против 4,2 с в опытной-М.
Полученные результаты позволяют предполагать, что методика применения средств общей и специальной подготовки при чередовании различных по направленности микроциклов, принятая в подготовке опытной группы-I, во многом способствовала более эффективному развитию физических качеств занимающихся, где наибольшие улучшения отмечаются в уровне проявления быстроты, силовых и скоростно-силовых способностей.
Результаты проведенного исследования свидетельствуют, что включение в подготовку студентов на занятиях физическим воспитанием различных по направленности микроциклов значительно повышает эффективность подготовки. При этом контрастность тренировочных требований, определяемая сущностью микроциклов, наилучшим образом обеспечивает не только развитие физических и воспитание волевых качеств, но и способствует росту функциональных возможностей занимающихся. Вместе с тем включение различных по характеру тренировочных требований позволяет устранить монотонность занятий и решить быстрое восстановление функций различных систем организма.
Т.В. Дьяконова, Н.В. Седых
Особенности построения тренировочного процесса дзюдоисток на основе учета типов темперамента
Среди тренеров, физиологов и психологов существуют две основные точки зрения на вопрос об индивидуально-типологических особенностях нервной системы спортсменов. Теоретики считают, что подавляющее большинство спортсменов относится к типу с сильной
225
нервной системой и его разновидностям, что психологические свойства обусловлены прежде всего силой, уравновешенностью и подвижностью нервных процессов (Верхошанский Ю.В., 1993; Клещев В.Н., 1984). Такой же точки зрения придерживаются и специалисты-практики. Однако другие исследователи, опираясь на накопленный в психофизиологии опыт компенсации отдельных свойств, а также на факты приспособления свойств нервной системы к требованиям двигательной деятельности, утверждают, что не только спортсмены, обладающие силой, подвижностью и уравновешенностью нервных процессов, но и с противоположными свойствами могут добиться значительных успехов в спорте (Бойко В.В., 1987; Горская Г.Б., 1995; Ивлев В.Г., 1990).
В исследовании участвовало 47 девушек - кандидатов в мастера спорта и перворазрядников по дзюдо (из них в экспериментальной - 27, в контрольной - 20 спортсменок).
На первом этапе исследования девушки экспериментальной группы были распределены по свойствам темперамента следующим образом: экстраверты - 15, интроверты - 12; из них эмоциональной устойчивостью обладали 8 девушек, 14 - эмоционально впечатлительны и 5 спортсменок - с расшатанной нервной системой. Для каждой из подгрупп разработаны специальные комплексы физических упражнений общей и специальной физической подготовки с учетом свойств темперамента спортсменок, технико-тактической и психологической подготовленности к соревновательной деятельности.
Анализ результатов тестирования в различных двигательных заданиях специальной физической подготовки показал, что в экспериментальной группе большинство анализируемых показателей достоверно улучшились, о чем свидетельствуют результаты тестирования: «забегание на мосту влево 5 раз, вправо - 5 раз» - на 27,13 % (р<0,01), «переворот на мосту 10 раз» - на 11,46 % (р<0,05), «10 бросков партнера через бедро» - на 41,27 % (р<0,01), «вставание на мост из стойки 5 раз» - на 24,12 % (р<0,05), «переходы с переднего моста на задний и обратно 5 раз» - на 45,49 % (р<0,01), «входы на бросок через спину 10 раз с отрывом от ковра, выходы на бросок через спину за 30 с» - на 39,33 % (р<0,01), «переворот соперника на болевой прием из положения высокого партера 5 раз» -на 49,02 % (р<0,001), «уходы с удержания сбоку через борцовский мост 5 раз» - на 45,12 % (р<0,01) и «набрасывание двух партнеров: бросок через бедро за 10 с» - на 45,12 % (р<0,01).
В контрольной группе достоверные изменения выявлены только в 1, 3, 5, 6 и 9 тестах. Другие показатели специальной физической подготовленности у спортсменок этой группы изменились недостоверно.
226
С помощью педагогического наблюдения выявлено, что у спортсменок экспериментальной группы значительно снизился уровень предсоревновательного эмоционального возбуждения. Как показали первичные исследования перед разминкой спортсменки экспериментальной группы были слегка взволнованы, дыхание было учащенным, движения - координированные, свободные, но несколько напряженные. В поведении особых отклонений не наблюдалось, внешне девушки выглядели спокойно, но алгоритм предстартовых действий выполнялся не совсем четко и последовательно. В речи спортсменок преобладали слова о том, что соперники очень сильные, лучше подготовлены. Девушки контрольной группы отличались спокойствием, ровным, спокойным дыханием, сосредоточенным поведением и четким выполнением алгоритма предстартовых действий. После разминки непосредственно перед боем все исследуемые показатели как в экспериментальной, так и в контрольной группах значительно ухудшались.
В процессе исследования в зависимости от свойств темперамента девушкам экспериментальной группы предлагалось регулярно использовать следующие приемы, способствующие снятию предстартовой тревожности: самоприказы, целенаправленное представление ситуаций, разнообразные способы отвлечения, сознательное управление мышечным тонусом, дыхательные упражнения как средство саморегуляции и использование физических упражнений для управления физическим состоянием.
К моменту окончания исследования в данных педагогического наблюдения за девушками контрольной и экспериментальной групп наблюдались значимые по сравнению с первым этапом изменения. Повторное тестирование после разминки перед ответственными соревнованиями показало, что дзюдоистки, занимающиеся по экспериментальной методике, внешне спокойны, несмотря на то что несколько напряжены позы и движения и наблюдается легкий тремор пальцев. В речи спортсменок преобладали слова о том, что победа над соперником возможна. В то же время спортсменки контрольной группы были возбуждены и не уверены в победе над соперником.
Естественно, это отразилось на результатах соревнований. Анализ боевых действий спортсменок позволил отметить следующее: в экспериментальной группе спортсменки по сравнению с первым этапом исследования, на 37,4 % эффективнее выполняли броски партнера через бедро, на 22,2 % - броски через спину, показали на 38,5 % больше эффективных атак и на 50,0 % меньше пропущенных приемов. В контрольной группе эти показатели возросли лишь на 11,2, 13,3, 20,0 и 16,4 % соответственно.
227
Следовательно, предположение о том, что занятия по экспериментальной методике способствовали формированию готовности к соревновательной деятельности, еще раз нашло свое подтверждение в данных боевых действиях дзюдоисток.
Т. П. Елисеева, С. В. Бульбанович
Управленческая готовность выпускников факультета физической культуры
Новые социально-экономические отношения обусловливают изменение традиционных подходов к развитию физической культуры и спорта, что в свою очередь приводит к повышению требований к профессиональной подготовке выпускников физкультурных и педагогических вузов.
Профессиональная подготовка - процесс, ведущий к состоянию готовности к профессиональной деятельности. Следовательно, профессиональная готовность специалиста определяется как результат профессиональной подготовки в вузе, которая ориентирована не только на создание образовательного пространства, обеспечивающего активное овладение знаниями и практическими навыками самостоятельного эффективного управления, но и на осознание ответственности за принимаемые решения, содействующие поиску и внедрению в учебно-воспитательный процесс оптимальных управленческих и научно-методических инновационных решений (Т.Н. Пильщиков, 2008 и др.).
Управленческую готовность следует рассматривать как составную часть профессиональной готовности специалиста.
Анализ литературных источников свидетельствует о наличии относительно небольшого количества фундаментальных работ по формированию управленческой готовности специалистов по физической культуре (Е.Л. Чеснова, 2007; К.В. Локшин, 2008; Т.Н. Пильщиков, 2008 и др.), несмотря на бесспорную значимость этой проблемы для нашего переходного общества, ориентированного на интеграцию в мировое пространство.
Управленческая готовность педагога-менеджера физической культуры - это интегративное качество личности, предусматривающее овладение функциональной подготовкой в процессе изучения дисциплины «Менеджмент в физической культуре и спорте» и формирование личностной подготовленности к продуктивному решению управленческих задач (К.В. Локшин, 2008 и др.).
Изучение дисциплины «Менеджмент в физической культуре и спорте» дает возможность студентам расширить теоретические
228