Научная статья на тему 'Особенности построения тренировочного процесса дзюдоисток на основе учета типов темперамента'

Особенности построения тренировочного процесса дзюдоисток на основе учета типов темперамента Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
124
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Дьяконова Т. В., Седых Н. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности построения тренировочного процесса дзюдоисток на основе учета типов темперамента»

Обследование, проведенное в конце семестра (декабрь), выявило достоверные различия (p<0,05) между группами в показателях, отражающих уровень развития, быстроты, скоростно-силовых и силовых качеств. При этом более высокие значения отмечались у студентов опытной группы I.

Так, результаты показателей прыжка вверх, тройного с места и беге на 30 м с хода были соответственно на 1,4 см, 3,2 см и 0,21 c выше по сравнению с опытной-М.

Результаты длины прыжка с места и подтягивания на перекладине в опытной-I зарегистрированы соответственно 251,1 см и 13,0 раз, а в опытной-М - 244,5 см и 10,2 раза.

В группах также выявлена положительная тенденция к улучшению своих значений показателей развития выносливости (бег 1000 м), при этом более высокие значения зарегистрированы в опытной-I - 7,5 с, против 4,2 с в опытной-М.

Полученные результаты позволяют предполагать, что методика применения средств общей и специальной подготовки при чередовании различных по направленности микроциклов, принятая в подготовке опытной группы-I, во многом способствовала более эффективному развитию физических качеств занимающихся, где наибольшие улучшения отмечаются в уровне проявления быстроты, силовых и скоростно-силовых способностей.

Результаты проведенного исследования свидетельствуют, что включение в подготовку студентов на занятиях физическим воспитанием различных по направленности микроциклов значительно повышает эффективность подготовки. При этом контрастность тренировочных требований, определяемая сущностью микроциклов, наилучшим образом обеспечивает не только развитие физических и воспитание волевых качеств, но и способствует росту функциональных возможностей занимающихся. Вместе с тем включение различных по характеру тренировочных требований позволяет устранить монотонность занятий и решить быстрое восстановление функций различных систем организма.

Т.В. Дьяконова, Н.В. Седых

Особенности построения тренировочного процесса дзюдоисток на основе учета типов темперамента

Среди тренеров, физиологов и психологов существуют две основные точки зрения на вопрос об индивидуально-типологических особенностях нервной системы спортсменов. Теоретики считают, что подавляющее большинство спортсменов относится к типу с сильной

225

нервной системой и его разновидностям, что психологические свойства обусловлены прежде всего силой, уравновешенностью и подвижностью нервных процессов (Верхошанский Ю.В., 1993; Клещев В.Н., 1984). Такой же точки зрения придерживаются и специалисты-практики. Однако другие исследователи, опираясь на накопленный в психофизиологии опыт компенсации отдельных свойств, а также на факты приспособления свойств нервной системы к требованиям двигательной деятельности, утверждают, что не только спортсмены, обладающие силой, подвижностью и уравновешенностью нервных процессов, но и с противоположными свойствами могут добиться значительных успехов в спорте (Бойко В.В., 1987; Горская Г.Б., 1995; Ивлев В.Г., 1990).

В исследовании участвовало 47 девушек - кандидатов в мастера спорта и перворазрядников по дзюдо (из них в экспериментальной - 27, в контрольной - 20 спортсменок).

На первом этапе исследования девушки экспериментальной группы были распределены по свойствам темперамента следующим образом: экстраверты - 15, интроверты - 12; из них эмоциональной устойчивостью обладали 8 девушек, 14 - эмоционально впечатлительны и 5 спортсменок - с расшатанной нервной системой. Для каждой из подгрупп разработаны специальные комплексы физических упражнений общей и специальной физической подготовки с учетом свойств темперамента спортсменок, технико-тактической и психологической подготовленности к соревновательной деятельности.

Анализ результатов тестирования в различных двигательных заданиях специальной физической подготовки показал, что в экспериментальной группе большинство анализируемых показателей достоверно улучшились, о чем свидетельствуют результаты тестирования: «забегание на мосту влево 5 раз, вправо - 5 раз» - на 27,13 % (р<0,01), «переворот на мосту 10 раз» - на 11,46 % (р<0,05), «10 бросков партнера через бедро» - на 41,27 % (р<0,01), «вставание на мост из стойки 5 раз» - на 24,12 % (р<0,05), «переходы с переднего моста на задний и обратно 5 раз» - на 45,49 % (р<0,01), «входы на бросок через спину 10 раз с отрывом от ковра, выходы на бросок через спину за 30 с» - на 39,33 % (р<0,01), «переворот соперника на болевой прием из положения высокого партера 5 раз» -на 49,02 % (р<0,001), «уходы с удержания сбоку через борцовский мост 5 раз» - на 45,12 % (р<0,01) и «набрасывание двух партнеров: бросок через бедро за 10 с» - на 45,12 % (р<0,01).

В контрольной группе достоверные изменения выявлены только в 1, 3, 5, 6 и 9 тестах. Другие показатели специальной физической подготовленности у спортсменок этой группы изменились недостоверно.

226

С помощью педагогического наблюдения выявлено, что у спортсменок экспериментальной группы значительно снизился уровень предсоревновательного эмоционального возбуждения. Как показали первичные исследования перед разминкой спортсменки экспериментальной группы были слегка взволнованы, дыхание было учащенным, движения - координированные, свободные, но несколько напряженные. В поведении особых отклонений не наблюдалось, внешне девушки выглядели спокойно, но алгоритм предстартовых действий выполнялся не совсем четко и последовательно. В речи спортсменок преобладали слова о том, что соперники очень сильные, лучше подготовлены. Девушки контрольной группы отличались спокойствием, ровным, спокойным дыханием, сосредоточенным поведением и четким выполнением алгоритма предстартовых действий. После разминки непосредственно перед боем все исследуемые показатели как в экспериментальной, так и в контрольной группах значительно ухудшались.

В процессе исследования в зависимости от свойств темперамента девушкам экспериментальной группы предлагалось регулярно использовать следующие приемы, способствующие снятию предстартовой тревожности: самоприказы, целенаправленное представление ситуаций, разнообразные способы отвлечения, сознательное управление мышечным тонусом, дыхательные упражнения как средство саморегуляции и использование физических упражнений для управления физическим состоянием.

К моменту окончания исследования в данных педагогического наблюдения за девушками контрольной и экспериментальной групп наблюдались значимые по сравнению с первым этапом изменения. Повторное тестирование после разминки перед ответственными соревнованиями показало, что дзюдоистки, занимающиеся по экспериментальной методике, внешне спокойны, несмотря на то что несколько напряжены позы и движения и наблюдается легкий тремор пальцев. В речи спортсменок преобладали слова о том, что победа над соперником возможна. В то же время спортсменки контрольной группы были возбуждены и не уверены в победе над соперником.

Естественно, это отразилось на результатах соревнований. Анализ боевых действий спортсменок позволил отметить следующее: в экспериментальной группе спортсменки по сравнению с первым этапом исследования, на 37,4 % эффективнее выполняли броски партнера через бедро, на 22,2 % - броски через спину, показали на 38,5 % больше эффективных атак и на 50,0 % меньше пропущенных приемов. В контрольной группе эти показатели возросли лишь на 11,2, 13,3, 20,0 и 16,4 % соответственно.

227

Следовательно, предположение о том, что занятия по экспериментальной методике способствовали формированию готовности к соревновательной деятельности, еще раз нашло свое подтверждение в данных боевых действиях дзюдоисток.

Т. П. Елисеева, С. В. Бульбанович

Управленческая готовность выпускников факультета физической культуры

Новые социально-экономические отношения обусловливают изменение традиционных подходов к развитию физической культуры и спорта, что в свою очередь приводит к повышению требований к профессиональной подготовке выпускников физкультурных и педагогических вузов.

Профессиональная подготовка - процесс, ведущий к состоянию готовности к профессиональной деятельности. Следовательно, профессиональная готовность специалиста определяется как результат профессиональной подготовки в вузе, которая ориентирована не только на создание образовательного пространства, обеспечивающего активное овладение знаниями и практическими навыками самостоятельного эффективного управления, но и на осознание ответственности за принимаемые решения, содействующие поиску и внедрению в учебно-воспитательный процесс оптимальных управленческих и научно-методических инновационных решений (Т.Н. Пильщиков, 2008 и др.).

Управленческую готовность следует рассматривать как составную часть профессиональной готовности специалиста.

Анализ литературных источников свидетельствует о наличии относительно небольшого количества фундаментальных работ по формированию управленческой готовности специалистов по физической культуре (Е.Л. Чеснова, 2007; К.В. Локшин, 2008; Т.Н. Пильщиков, 2008 и др.), несмотря на бесспорную значимость этой проблемы для нашего переходного общества, ориентированного на интеграцию в мировое пространство.

Управленческая готовность педагога-менеджера физической культуры - это интегративное качество личности, предусматривающее овладение функциональной подготовкой в процессе изучения дисциплины «Менеджмент в физической культуре и спорте» и формирование личностной подготовленности к продуктивному решению управленческих задач (К.В. Локшин, 2008 и др.).

Изучение дисциплины «Менеджмент в физической культуре и спорте» дает возможность студентам расширить теоретические

228

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.