Научная статья на тему 'Особенности построения системы корпоративного управления в вузе'

Особенности построения системы корпоративного управления в вузе Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
275
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
Корпоративное управление / инновационный менеджмент / вуз / образовательное пространство / новая экономика / corporate governance / innovative management / high school / the educational space / new economy

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Е И. Аксенова, Е М. Наркевич

В статье приводится краткий анализ подходов к построению системы корпоративного управления в вузе, обосновывается роль и место корпоративного управления в государственном образовательном учреждении, анализируются существующие проблемы перехода, достаточно подробно излагаются существующие особенности управления медицинским вузом в России. Также в статье описывается современная модель по построению системы корпоративного управления и перспективам совершенствования менеджмента в образовательном учреждении.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF CONSTRUCTION OF SYSTEM OF A CORPORATE GOVERNANCE IN HIGH SCHOOL

The summary analysis of the approaches for corporative management system building in higher education institution is outlined. The role and status of the corporate management system building in higher education institution is justified, as well as current transition challenges. Existent peculiarities of the medical institution management are discussed.

Текст научной работы на тему «Особенности построения системы корпоративного управления в вузе»

УДК 378.1

Е.И. Аксенова, кандидат экономических наук, кандидат педагогических наук Е.М. Наркевич, кандидат медицинских наук (г. Москва)

ОСОБЕННОСТИ ПОСТРОЕНИЯ СИСТЕМЫ КОРПОРАТИВНОГО

УПРАВЛЕНИЯ В ВУЗЕ

Статья рекомендована к печати доктором медицинских наук, профессором, академиком РАН, РАМН МА. Пальцевым, кандидатом экономических наук И.В. Аржановой.

Аннотация. В статье приводится краткий анализ подходов к построению системы корпоративного управления в вузе, обосновывается роль и место корпоративного управления в государственном образовательном учреждении, анализируются существующие проблемы перехода, достаточно подробно излагаются существующие особенности управления медицинским вузом в России. Также в статье описывается современная модель по построению системы корпоративного управления и перспективам совершенствования менеджмента в образовательном учреждении.

Ключевые слова: Корпоративное управление, инновационный менеджмент, вуз, образовательное пространство, новая экономика.

Принципы корпоративного управления в государственном образовательном учреждении: сущность, роль, место, проблемы

Корпоративное управление, согласно документу, одобренному Организацией экономического сотрудничества и развития (она объединяет 29 стран с развитой рыночной экономикой) -это комплексная деятельность специалистов учреждения в ходе проведения деловык операций, т.е. управление сосредоточено на механизмах ведения деятельности. Функционирование системы корпоративного управления подразумевает решение трех основнык задач [3, 5]: обеспечение эффективного развития деятельности учреждения; выполнение бюджета и привлечение инвестиций; выполнение юридических и соци-альнык обязательств. Система корпоративного управления предполагает наличие системы принципов, норм, правил, методов поведения, определяющих достижение определенный еди-нык для учреждения целей. Внедрение системы корпоративного управления является «базисом», обеспечивающим реализацию стратегии организации, воплощение корпоративных интересов в результаты деятельности и достижение поставленных целей. Корпоративное управление базируется на принципах (С.Д. Могилевский):

1. Принцип централизации управления, т.е. сосредоточение наиболее важных, стратегических решений в одних руках. Централизация должна иметь умеренный характер, и эффективна тогда, когда решения в акционерном обществе принимаются людьми, обладающими высокими профессиональными навыками, знающими все аспекты работы общества в комплексе; при этом обеспечивается единая финансовая, научно-техническая, производственная и кадровая политика.

2. Принцип децентрализации, т.е. ослабление централизации посредством передачи ряда вопросов на решение нижестоящим органам управления, структурным подразделениям. Объективная необходимость соблюдения данного принципа связана с ростом масштабов производства и его усложнением, когда один человек, например, генеральный директор, либо узкая группа лиц более не в состоянии определять и контролировать исполнение всех решений, а тем более выполнять их.

3. Принцип координации деятельности предполагает переход от прямого управляющего воздействия на объект управления к согласованию действий объектов корпоративного управления для достижения единой цели.

4. Принцип законности - все решения, принимаемые в процессе осуществления корпоративного управления, должны соответствовать действующему законодательству.

5. Принцип информационного обеспечения корпоративного управления.

6. Принцип добросовестности и разумности. Принцип добросовестности и разумности закрепляет отвечающее требованию эффективности управления положение управляющего по отношению к обществу.

Одной из ключевых функций системы корпоративного управления является обеспечение максимально эффективной работоспособности учреждения.

Среди наиболее значимых проблем построения и дальнейшего развития системы корпоративного управления в образовательном учреждении можно выделить исторически сложившуюся линейно-функциональную организационную структуру управления; неразвитость законодательной базы корпоративного управления для государственных учреждений; недостаточность финансового обеспечения кадрового потенциала, в т.ч. отсутствие возможностей привлечения высокопрофессиональных специалистов в области менеджмента для оптимизации модели управления учреждением; а также развитость бюрократических механизмов ведения деятельности.

Характеристика составляющих системы

корпоративного управления в вузе

В рамках реализации инновационной образовательной программы в вузе будет создана и внедрена система корпоративного управления вузом. Система корпоративного управления включает в себя: стратегическое планирование, маркетинг, управление финансами, управление персоналом, управление рисками, инновационный менеджмент, управление качеством, управление ресурсами, управление комплексом деятельности вуза (образовательная, научная, клиническая), информационная система управления [6].

В силу того, что человеческий потенциал в вузе является одним из ключевых ресурсов, предполагается наиболее активно развивать

подсистему управления персоналом. Программа основана на современных подходах коучин-га, стратегического менеджмента, управленческого консалтинга. Для каждого сотрудника будет разрабатываться индивидуальная образовательная траектория, которая реализуется в системе непрерывного профессионального развития. Такой подход обеспечивает дальнейшее эффективное использование личностных и профессиональных качеств каждого сотрудника, комплексное развитие их компетенций. Также будет разработана программа мотивации и поощрений различных категорий сотрудников. Реализация мероприятий программы развития персонала направлена на формирование современной корпоративной культуры в вузе. Начать можно с создания тренинг-центра для сотрудников, в котором будут обучать по наиболее приоритетным образовательным программам, а именно менеджмент в образовательном учреждении; управление проектами в условиях организационных изменений; антикризисное управление в образовании и здравоохранении; информационные технологии в образовании и медицине и др.

При этом прогрессивные изменения в содержании, организации образовательного процесса, компетенциях сотрудников не дадут желаемого эффекта, если не создать объективную, внешнюю систему качества образования. Понимая это, предполагается в течение всего периода реализации инновационной образовательной программы, совершенствовать существующую систему управления качеством образования. Существующая в вузе система управления качеством образовательной деятельности будет оптимизирована и сертифицирована по международным стандартам менеджмента качества (ГОСТ ИСО 9001:2001) и принципам Всеобщего менеджмента качества (TQM).

Все более актуальным становится задача внедрения в деятельность принципов инновационного менеджмента [1, 2]. Инновационный менеджмент направлен, в первую очередь, на достижение или поддержание необходимого уровня жизнеспособности и конкурентоспособности вуза с помощью механизмов управления

инновационными процессами. Для решения поставленных задач рационально создание комплекса взаимосвязанных структур, обеспечивающих реализацию инновационной образовательной деятельности вуза. К таким структурам относятся международный центр дистанционного образования; компьютерные парки, сеть инновационных лабораторий, центр для отработки практических навыков студентов, виртуальная операционная; учебно-научный и методический GMP-центр для повышения квалификации специалистов в области инновационных клеточных технологий; тренинг-центр для повышения квалификации административных работников вуза с учетом существующих мировых стандартов в области образования, науки медицины и фармации, клинической практики, информационных технологий, менеджмента качества, ключевых компетенций в маркетинге, управлении, стратегическом планировании; виртуальные представительства (электронная библиотека, музей истории медицины). Для обеспечения наиболее эффективного функционирования всех этих инновационных структур необходима корпоративная информационная среда.

Механизмы построения системы

корпоративного управления в вузе

Построение системы корпоративного управления в вузе должно осуществляться в несколько этапов [4]. Первым этапом предполагается провести проблемный анализ существующей модели управления в вузе с помощью методов GAP-анализа. Использование такого подхода позволит определить уровень соответствия или несоответствия компонентов существующей системы управления компонентам целевой системы управления. Для более детального изучения существующих бизнес-процессов используется методология процессного подхода, в основе которого лежит принцип TQM - всеобщего управления качеством. На основе результатов проведенного комплексного анализа будет проектироваться модель управления и оптимальной организационной структуры . От правильного выбора модели управления зависит эффек-

тивность развития компонент системы управления: организационной структуры вуза, структуры процессов в вузе, структуры взаимодействия между подразделениями. Внедрение перспективной модели управления тесно связано с изменениями в организационной структуре. Именно поэтому модуль управления Программой формирования инновационного образовательного пространства в вузе рассматривается как пилотный участок для отработки новой модели управления, совершенствования организационной структуры подразделений.

Следующим этапом является формализация стратегии развития и приоритетных направлений, уточнение миссии учреждения, постановка стратегических целей и определение путей их достижения. На основе проведенных обследований и выработанной стратегии будут разрабатываться ключевые показатели деятельности для эффективного моделирования и прогнозирования деятельности, а также принятия управленческих решений и контроля за их исполнением.

В силу того, что каждый вуз имеет распределенную сложную организационную структуру, необходимо разработать политики по каждому из блоков деятельности: образовательный, клинический, научный. Описание политик по каждому направлению включает цели, задачи развития направления; принципы и технологии развития; руководство по развитию направления; план мероприятий по развитию направления.

Построение системы корпоративного управления в вузе также предполагает регламентацию всех процессов деятельности. Этот этап является одним из наиболее трудоемких, но при этом и очень важным. Правильное описание существующих процессов и их оптимизация с целью сокращения дублирований, уменьшения уровня устаревших операций и пр., позволит выстроить соответствующим образом процессы в деятельности в вузе, а затем разработать регламенты. Регламенты позволят полностью описать и упорядочить информационные потоки поддержки управления. Создание регламентов и их выполнение сотрудниками не даст

значительных положительных результатов, если они будут реализованы лишь на бумажный носителях, необходимо максимально автоматизировать эти процессы.

Перспективы развития системы корпоративного управления

Совершенствование создаваемой системы корпоративного управления в вузе связано с автоматизацией процессов управления посредством создания интегрированной информационной системы управления. В рамках этого проекта целесообразным является создание системы «Электронный ректорат», «Электронный деканат», системы управления проектами, электронный документооборот, системы поддержки принятия решений и пр. Система «Электронный ректорат» является комплексом информационных подсистем, автоматизирующих основные функции отделов, в частности, бухгалтерию, кадры, финансовое планирование и контроль и др. Система «Электронный деканат» позволит полностью автоматизировать деятельность деканатов, в том числе формировать расписание занятий, учебные планы, внутривузовскую и федеральную отчетность. Система поддержки принятия управленческих решений должна содержать сводную аналитическую, статистическую информацию, оперативные стратегические данные, позволяющие максимально быстро принимать решения на уровне руководства ректората. Система управления проектами позволит автоматизировать проектную деятельность вуза, формировать единые планы проведения мероприятий, реализации проектов, проводить проблемный анализ и хранить отчетные

документы по проектам, отслеживаты резулы-таты выполнения проектов и др. Информационная система тестирования позволит прово-диты централизованное тестирование, оперативно получаты статистическую информацию о тестировании, анализироваты резулытаты тестирования, уменышиты риски необыектив-ной оценки студентов, поборов со стороны преподавателей и пр.

Содержателыные изменения в системе корпоративного управления будут связаны, прежде всего, с развитием матричной организационной структуры вуза, внедрением принципов проектного менеджмента, развитием команды топ-менеджеров.

Литература:

1. Горфинкель, В.Я. Коммуникации и корпоративное управление / В.Я. Горфинкелы, В.С. Торопцев, В.А. Швандар. - М.: Юнити-Дана, 2005. - 128 с.

2. Гринь, A.M. Управление бюджетом вуза / А.М. Грины // Университетское управление. - 2003. - № 4. - С. 1624

3. Голубков, Д.Ю. Особенности корпоративного управления в России / Д.Ю. Голубков - М., 1999.

4. Клюев, A.K. Структурные подразделения вуза с правомочиями юридического лица: стратегия, проблемы, перспективы/ А.К. Клюев // Университетское управление. - 1999. - 3-4(10-11). С. 3-7.

5. Мальцева, Г.В. Аутсорсинг, трансфертное ценообразование, проектно-ориентированное бюджетирование, внутренний контролы и аудит эффективности исполызования ресурсов при реализации финансовой стратегии вуза / Г.В. Малыцева, Т.В. Романенко // Управление экономикой и финансами вуза. - 2006. -С. 71-78

6. Морган, Э. В. Диверсификация источников финансирования в системе высшего образования: сравни-телыный обзор / Э. В. Морган // Университетское управление: практика и анализ. - 2004. - № 2(31). - С. 8190.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.