Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ПОСТРОЕНИЯ НОМИНАТИВНОГО ПОЛЯ ХУДОЖЕСТВЕННОГО КОНЦЕПТА «СРЕДНЕВЕКОВАЯ АНГЛИЯ» (НА ОСНОВЕ АНГЛОЯЗЫЧНОЙ ПРОЗЫ)'

ОСОБЕННОСТИ ПОСТРОЕНИЯ НОМИНАТИВНОГО ПОЛЯ ХУДОЖЕСТВЕННОГО КОНЦЕПТА «СРЕДНЕВЕКОВАЯ АНГЛИЯ» (НА ОСНОВЕ АНГЛОЯЗЫЧНОЙ ПРОЗЫ) Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
концептосфера / текст / номинативное поле / архитектоника / концепт / субконцепт / интерпретативный формат / conceptosphere / text / nominative field / architectonics / concept / subconcept / interpretive format

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — В.Г. Суслова

В данной статье рассматриваются особенности построения номинативного поля концепта на основе концептосферы художественного текста, представленной в виде ядерно-переферийной структуры культурных элементов. Исследуется архитектоника концепта «Средневековая Англия», интерпретируемого в художественной англоязычной прозе Элизабет Чедвик. Проведен когнитивно-герменевтический анализ ее контекстов и составлены номинативного поля субконцептов, входящих в полевую структуру художественного концепта «Средневековая Англия».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONSTRUCTION FEATURES OF THE NOMINATIVE FIELD OF THE LITERARY CONCEPT "MEDIEVAL ENGLAND" (BASED ON ENGLISH LANGUAGE PROSE)

This article examines the features of constructing the nominative field of a concept based on the conceptual sphere of a literary text, presented in the form of a nuclear-peripheral structure of cultural elements. The article examines the architectonics of the concept of "Medieval England", interpreted in the artistic English-language prose by Elizabeth Chadwick. A cognitivehermeneutic analysis of its contexts has been carried out and a nominative field of subconepts included in the field structure of the artistic concept "Medieval England" has been compiled.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ПОСТРОЕНИЯ НОМИНАТИВНОГО ПОЛЯ ХУДОЖЕСТВЕННОГО КОНЦЕПТА «СРЕДНЕВЕКОВАЯ АНГЛИЯ» (НА ОСНОВЕ АНГЛОЯЗЫЧНОЙ ПРОЗЫ)»

ОСОБЕННОСТИ ПОСТРОЕНИЯ НОМИНАТИВНОГО ПОЛЯ ХУДОЖЕСТВЕННОГО КОНЦЕПТА «СРЕДНЕВЕКОВАЯ АНГЛИЯ» (НА ОСНОВЕ АНГЛОЯЗЫЧНОЙ ПРОЗЫ)

В.Г. Суслова, ассистент

Севастопольский государственный университет (Россия, г. Севастополь)

DOI:10.24412/2500-1000-2024-5-6-39-42

Аннотация. В данной статье рассматриваются особенности построения номинативного поля концепта на основе концептосферы художественного текста, представленной в виде ядерно-переферийной структуры культурных элементов. Исследуется архитектоника концепта «Средневековая Англия», интерпретируемого в художественной англоязычной прозе Элизабет Чедвик. Проведен когнитивно-герменевтический анализ ее контекстов и составлены номинативного поля субконцептов, входящих в полевую структуру художественного концепта «Средневековая Англия».

Ключевые слова: концептосфера, текст, номинативное поле, архитектоника, концепт, субконцепт, интерпретативный формат.

Текст того или иного произведения может быть представлен в виде концептосферы. Академик Д. Лихачев утверждал, что, «чем богаче культура отдельно взятого народа - его литература, наука, изобразительное искусство - тем богаче его концептосфера» [1]. Концептосфера соотносится с «накопленным историческим опытом и религиозными представлениями народа. Ученый также отметил, что кон-цептосфера образована всеми потенциями концептов носителей языка» [1].

Примечательно, что И.А. Стернин и З.Д. Попова понимают под концептосфе-рой «упорядоченную совокупность концептов народа, информационную базу мышления» [2]. Они также отмечают, что данное понятие - «сущность ментальная (мыслительная), ненаблюдаемая и что концептосфера человека является информационной базой когнитивной картины мира, обеспечивает ее упорядоченность, структурированность и системность, обеспечивает во многом понимание воспринимаемой человеком действительности, но не исчерпывает когнитивную картину мира, которая предполагает, кроме системы ментальных единиц-опор еще и динамические механизмы познания, когнитивные стереотипы восприятия и др.» [2].

Существуют речевая и языковая репрезентации художественного концепта. И.А. Тарасова разделяет следующие типы художественного концепта: «концепты-гештальты, топологические концепты, эмоциональные концепты и т.д.» [3]. Также И.А. Тарасова предлагает выделять концептуальные слои при изучении особенности отдельных художественных концептов.

Известно, что концепт состоит из ядерно-периферийной структуры, иначе говоря, он наделен полевым описанием, так как при его описании исследователи руководствуются терминами ядра и периферии. Ядро концепта составляют номинанты с наиболее ярко окрашенными образами с наибольшей частотностью, а периферию -абстрактные образы. Номинанты, располагающиеся в периферийной зоне ядра, важны не менее, чем номинанты, которые располагаются в приядерной зоне. Они позволяют дать более точную оценку определенному концепту и наиболее подробно репрезентировать его.

За основу исследования взят роман Э. Чедвик «Сокровища короля», а на рисунке 1 можно увидеть составленное номинативное поле субконцептов, входящих в полевую структуру художественного концепта «Средневековая Англия».

Рис. 1. «Номинативное поля концепта «Средневековая Англия»

Для экспликации взаимосвязи номинативного поля концепта с особенностями архитектоники художественного произведения нам предстоит использовать когнитивно-герменевтический анализ художественного текста. Данный анализ позволит дать объективную характеристику смысловой направленности произведения. Ха-

рактер и способы репрезентации художественного концепта позволят определить особенности концептосферы текста, написанного тем или иным автором.

В качестве примера мы взяли контекст субконцепта «быт Средневековой Англии», когнитивно-герменевтический анализ которого представлен на рисунке 2.

НОМИНАНТ ЯДРО ПРИЯДЕРНЫЙ КОМПОНЕНТ

wooden bread-cnpboard / деревянный буфет bread-cupboard / буфет wooden / деревянный

the burnished cauldron suspended over the hearth / над очагом висел щтщенщшш до &5еска_ котел о к cauldron / котелок 1. burnished начищенный до блеска 2. suspended подвесной

the kindling laid ready together with a hod of dry timber / рядом в ведерке лежали сухие дрова timber / дрова dry /сухие

candles in the holders . свечи в подсвечннках candles / свечи in the holders / в подсвечннках

walls of wattle and daub gleamed with new lime-wash, of which there

was a strong aroma / на обмазанных глиной стенах сняла свежая побелка, запах которой еще не выветрился

the main room with its central hearth / комната с очагом в

the walls / стены

1 .wattle and daub / глина, мазанка

2. lime-wash/ побелка

3. йшммшпа / запах, который еще не выветрился

room комната

1. main / главная

2. with its central hearth / с отагом в центре

the heavy oak door / тяжелая the door/ дверь 1. heavy / тяжелая

дубовая дверь 2. oak / дубовая

Рис. 2. Когнитивно-герменевтический анализ субконцепта «Быт Средневековой Англии»

Так как каждая из моделей-реконструкций, выделенных нами субконцептов представляет собой различные контексты, наполненные лингвокультурема-ми, по подобию анализа контекста субконцепта «быт Средневековой Англии» с

помощью когнитивно-герменевтического анализа были исследованы контексты оставшихся 4х субконцептов. А при помощи структурно-компонентного анализа - выявленные в них номинанты.

Рис. 3. Структурно-компонентный анализ художественного концепта «Средневековая Англия»

Номинативное поле концепта, как утверждают исследователи, представляет собой «совокупность языковых средств, объективирующих (вербализирующих, репрезентирующих) концепт в определенный период развития общества» [4]. Структура номинативного поля неоднородна. Она может содержать как прямые номинанты концепта, то есть номинанты, составляющие ядро концепта, так и номи-нанты его отдельных признаков, находящиеся в периферийной зоне номинативного поля.

Таким образом, совокупность компонентов смысла составляет концепт-элемент. Единство концептов-элементов образуют субконцепт. Совокупность суб-

концептов представляет собой концепт и составляет его номинативное поле. Единство номинативных полей художественных концептов текста - это концептосфера художественного произведения.

Моделирование концептосферы художественного текста основывается на исследовании языка текста моделируемой концептосферы, в то время, как моделирование номинативного поля художественного концепта как одного из элементов концептосферы художественного текста базируется на результатах анализа отдельно взятых фрагментов этнокультурной концептосферы, отображенной в художественном тексте.

Библиографический список

1. Лихачёв Д.С. Концептосфера русского языка / Д.С. Лихачёв // Вопросы когнитивной лингвистики: науч.-теор. журн. - 1993. - № 1. - С. 3-9.

2. Стернин И.А. Очерки по когнитивной лингвистике. - Воронеж: «Истоки», 2002. -191 с.

3.Тарасова И.А. Художественный концепт: диалог лингвистики и литературоведения / И.А. Тарасова // Вестник Нижегородского ун-та им. Н.И. Лобачевского. Сер.: лингвистика и межкультурная коммуникация. - 2010. - № 4. - С. 759-762.

4. Стернин И.А. Константы и лакуны / И.А. Стернин, Г.В. Быков // Языковое сознание: формирование и функционирование. - М.: Наука, 1997. - С. 55-67.

CONSTRUCTION FEATURES OF THE NOMINATIVE FIELD OF THE LITERARY

CONCEPT "MEDIEVAL ENGLAND" (BASED ON ENGLISH LANGUAGE PROSE)

V.G. Suslova, Assistant Sevastopol State University (Russia, Sevastopol)

Abstract. This article examines the features of constructing the nominative field of a concept based on the conceptual sphere of a literary text, presented in the form of a nuclear-peripheral structure of cultural elements. The article examines the architectonics of the concept of "Medieval England", interpreted in the artistic English-language prose by Elizabeth Chadwick. A cog-nitive-hermeneutic analysis of its contexts has been carried out and a nominative field of sub-conepts included in the field structure of the artistic concept "Medieval England" has been compiled.

Keywords: conceptosphere, text, nominative field, architectonics, concept, subconcept, interpretive format.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.