Научная статья на тему 'Особенности построения контекстных высказываний у младших школьников с задержкой психического развития'

Особенности построения контекстных высказываний у младших школьников с задержкой психического развития Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
358
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗАДЕРЖКА ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ / КОНТЕКСТНАЯ РЕЧЬ / БАЗАЛЬНЫЕ ФАКТОРЫ / МЕХАНИЗМ ОСМЫСЛЕНИЯ / МОТИВАЦИЯ / MENTAL RETARDATION / CONTEXT SPEECH / BASAL FACTORS / THE MECHANISM OF UNDERSTANDING / MOTIVATION

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Савина Галина Михайловна

Субстратом содержания данной статьи является анализ фактического материала, полученного в результате проведения экспериментального исследования, направленного на выявление своеобразий связного продуцирования у детей младшего школьного возраста с задержанным развитием.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности построения контекстных высказываний у младших школьников с задержкой психического развития»

КОРРЕКЦИОННАЯ ПЕДАГОГИКА (СУРДОПЕДАГОГИКА И ТИФЛОПЕДАГОГИКА,

ОЛИГОФРЕНОПЕДАГОГИКА И ЛОГОПЕДИЯ)

Особенности построения контекстных высказываний у младших школьников с задержкой психического развития Савина Г. М.

Савина Галина Михайловна / Savina Galina Mikhailovna - кандидат психологических наук,

учитель-логопед,

Пушкинский лицей № 1500, г. Москва

Аннотация: субстратом содержания данной статьи является анализ фактического материала, полученного в результате проведения экспериментального исследования, направленного на выявление своеобразий связного продуцирования у детей младшего школьного возраста с задержанным развитием.

Abstract: a substrate of the contents of this article is to analyze the actual material obtained as a result of the pilot study, aimed to identify the originality of a coherent production of primary school children with delayed development.

Ключевые слова: задержка психического развития, контекстная речь, базальные факторы, механизм осмысления, мотивация.

Keywords: mental retardation, context speech, basal factors, the mechanism of understanding, motivation.

Недостаточная сформированность речевой функции является причиной дисгармонии всего психического развития ребёнка. Раскрыть мысль можно только в контекстном сообщении, предназначенном для постороннего слушателя или читателя. Контекстная речь соотносится в психологии с развёрнутым речевым высказыванием, которое не требует дополнительных пояснений, эта речь «понятна, исходя из ее собственного содержания» [11].

Включение системы речевых связей в значительное число психических процессов является важнейшим фактором формирования высших психических функций [4], [11]. К сожалению, у детей с задержкой психического развития (ЗПР) отмечается существенное недоразвитие речевой деятельности, проявляющееся в отставании становления планирующей функции речи, трудностях в кодировании и декодировании речевых текстов [3], что свидетельствует о нарушениях смысловой структуры высказываний [9] и затруднениях понимания и осмысления текста учебника [7].

Среди поликаузальной обусловленности нарушений связного продуцирования у детей, авторы выделяют недостаточную сформированность базальных факторов [1], оперативной памяти [5] и речевого прогнозирования [10].

Исходя из социализирующей роли речи и положения о речевой опосредованности ВПФ [4], [11], проблема формирования контекстных высказываний у детей с ЗПР является особенно актуальной. Существующие методики и программы по её развитию недостаточно эффективны: отражая взгляд на речь как на деятельность, традиционная система работы над связным высказыванием не выходит за рамки речевого действия, ориентированного, прежде всего, на его содержательную сторону и не учитывающего мотивационную [8]. Изучение состояния речи и ее функций только вербальными методами неправильно, потому что данные методы способны лишь констатировать наличие дефекта, но никогда не приведут к пониманию его природы и механизмов

41

[11]. В связи с этим становится очевидным тот факт, что проблема выявления специфических особенностей контекстной речи у детей с ЗПР и процесс её формирования в настоящее время является малоизученной. Значительная практическая ценность этой проблемы и дефицит научных исследований побудили нас заняться решением данной задачи.

В изучении состояния контекстной речи у младших школьников приняли участие 118 обучающихся, из них 78 учащихся были с диагнозом ЗПР (задержка психического развития) и 40 учащихся - с НПР (нормальным психическим развитием).

Для анализа возможностей построения связных сообщений младшими школьниками с ЗПР и выявления особенностей формирования у них механизма осмысления был подобран следующий комплекс методик: а) модифицированнй вариант «Диагностики речевых нарушений школьников» [2]; б) психолингвистическая методика «Оценка содержательности текста» [6]; 3)

нейропсихологический метод диагностики нарушений речевого развития [1]. Стимульные пробы включали пересказ, рассказ по серии сюжетных картинок и составление рассказа на заданную тему. На основании выделенных оценочных критериев были разработаны 4 уровня сформированности контекстной речи. Полученные результаты представлены на рисунке.

%

ЗПР

НПР

Рис. 1. Распределение испытуемых по сводным уровням сформированности контекстной речи

На рис. 1 отчетливо видно, что дети НПР опережают испытуемых с ЗПР по уровню возможностей осмысления предмета речи и продуцирования развёрнутых связных высказываний. Для популяции учащихся с ЗПР наиболее типичным вариантом сформированности интегративной речевой способности оказался III-й уровень (61,3 %). Данный факт свидетельствует о том, что эта категория испытуемых не сможет самостоятельно овладеть монологической речью. Они нуждаются в оказании им всесторонней помощи. Кроме этого, нейропсихологический анализ выявил значительные различия в структуре речевых нарушений. Было установлено, что в основе нарушений связных высказываний лежит ведущая недостаточность пространственного фактора (58,5 %) и кинетического (32 %).

Результаты проведённого анализа позволили определить следующие типичные особенности и закономерности построения развернутых связных высказываний детьми с ЗПР:

42

- младшие школьники с ЗПР могут лишь в общих чертах сформировать замысел контекстного сообщения, что свидетельствует о недостаточной устойчивости речевой мотивации, исключающей осознание темы высказывания и цели речевой деятельности;

- у испытуемых отмечается недостаточная сосредоточенность на точности отображения предмета речи, его анализе, вследствие чего наблюдаются пропуски смысловых моментов действия при осуществления планирования и программирования высказываний;

- дети с ЗПР не умеют целенаправленно производить отбор языковых средств соответствующих речевой задаче, поэтому большинство их связных сообщений характеризуются неадекватностью как лексического, так и грамматического оформления;

- при пересказе текста испытуемые с ЗПР дословно воспроизводят 45 % исходной лексики, дети группы НПР - 58 %. Вся остальная лексика подвержена реконструкциям. Дети с НПР преобразуют оригинальный текст в основном по типу синонемических замен (20 %), остальная часть преобразованной лексики приходится на обобщающие замены и лексические повторы. Дети с ЗПР в качестве замен применяют далёкие вербальные парафазии (17 %), синонимы (9,7 %), стереотипы (12,3 %), повторы (14,4 %) и шаблоны;

- снижение продуктивности высказываний детей с ЗПР связано: с

многочисленными возвратами к разрабатываемой раннее теме; усложнениями семантической структуры текста; побочными ассоциациями; паузами и недостаточностью контроля за речевой деятельностью;

- испытуемые способны улучшить качество осмысления речевой продукции при условии оказания им организующей и побуждающей помощи со стороны педагога.

Таким образом, экспериментальные данные позволили увидеть наиболее характерные негативные и в то же время позитивные особенности построения контекстных высказываний обучающимися ЗПР. Полученные результаты исследования могут быть использованы в практической деятельности специалистов.

Литература

1. Алле А. Х., Власенко И. Т., Голод В. И. Нейропсихологический подход к диагностике нарушений речевого развития // Методы обследования речи детей / Под общей редакцией Г. В. Чиркиной. - М., 2003. - С. 159-187.

2. Ахутина Т. В., Фотекова Т. А. Диагностика речевых нарушений школьников. - М., 2002.

3. Борякова Н. Ю. Особенности формирования речевого высказывания старших дошкольников с ЗПР. Дисс ... канд. психол. наук. - М., 1983. - 180 с.

4. Выготский Л. С. Предыстория письменной речи // Онтология гуманной педагогики. М., 1996. - 222 с.

5. Жинкин Н. М. Речь как проводник информации. - М., 1982. - 154 с.

6. Зачесова И. А., Павлова Н. Д.Подход к оценке содержательности текста. // Психологические и психофизиологические исследования речи / Под общей редакцией Т. Н.Ушаковой. - М., 1985. - С. 82-94.

7. Зикеев А. Г. Развитие речи учащихся специальных (коррекционных) образовательных учреждений. - М., 2000. - 198 с.

8. Капинос В. И. Работа по развитию речи в свете теории речевой деятельности // Русский язык в школе. - 1978. - № 4. - С. 58-66.

9. Лалаева Р. И. Логопедическая работа в коррекционных классах. - .М, 1999. - 220 с.

10. Лапп Е. А. Формирование связной письменной речи младших школьников с ЗПР средствами графического моделирования. Дисс . канд. пед. наук. - М., 2006.

11. Лурия А. Р. Письмо и речь: Нейролингвистические исследования. - М., 2002. - 352 с.

43

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.