Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ПОСТРОЕНИЯ КАРЬЕРНОГО МАРШРУТА СТАРШЕКЛАССНИКАМИ С РАЗНЫМ УРОВНЕМ САМООЦЕНКИ'

ОСОБЕННОСТИ ПОСТРОЕНИЯ КАРЬЕРНОГО МАРШРУТА СТАРШЕКЛАССНИКАМИ С РАЗНЫМ УРОВНЕМ САМООЦЕНКИ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
184
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАРЬЕРА / КАРЬЕРНЫЕ МАРШРУТЫ / САМООЦЕНКА ЛИЧНОСТИ / ПРЕСТИЖНОСТЬ ПРОФЕССИЙ / ВЫБОР ПРОФЕССИИ / ПРОФОРИЕНТАЦИЯ ШКОЛЬНИКОВ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ / СТАРШЕКЛАССНИКИ / ПОНЯТИЙНЫЙ АППАРАТ / CAREER / CAREER ROUTES / PERSONALITY SELF-ESTEEM / PRESTIGE OF PROFESSIONS / CHOICE OF PROFESSION / VOCATIONAL GUIDANCE FOR SCHOOLCHILDREN / VOCATIONAL GUIDANCE / PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION / HIGH SCHOOL STUDENTS / CONCEPTUAL APPARATUS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Усольцева Виктория Владимировна

Статья посвящена проблеме исследования построения карьерного маршрута старшеклассниками с разной самооценкой. Рассматривается понятие карьерного маршрута в сравнении с карьерой. Исследование карьерного маршрута у старшеклассников обусловливается тем, что карьера прежде все ассоциируется с молодым специалистом, а также тем, что карьерный маршрут воспринимается как первоначальная версия профессиональной карьеры специалиста, более характерная для старшего подросткового возраста. В соответствии с актуальностью для профессионального самоопределения старшеклассника карьерный маршрут предлагается изучать с помощью проективной игры - методики авторской разработки. Основная цель исследования заключается в том, чтобы сравнить особенности карьерного маршрута у старшеклассников с высоким, средним и низким уровнями самооценки. В статье представлены результаты исследования, полученные с помощью количественного, качественного и сравнительного анализа, а также методов математической обработки данных. Результаты исследования, представленные в статье, позволяют увидеть схожесть и различие построения карьерного маршрута у старшеклассников с разным уровнем самооценки. Представлены примеры результатов проективной методики. Выводы позволяют определить схожесть карьерных маршрутов старшеклассников с высокой и низкой самооценкой по параметрам низкой содержательности и прагматичности. Полученные результаты позволяют сформировать практические рекомендации по построению карьерного маршрута для профориентаторов образовательных учреждений с учетом самооценки старшеклассника. С помощью разработанного диагностического инструментария можно будет выявлять такие особенности построения карьерного маршрута, как престижность выбираемой профессии, содержательность, достижимость самого карьерного маршрута и сферы деятельности для успешной реализации карьеры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF CONSTRUCTION CAREER COURSE SENIOR PUPILS WITH DIFFERENT SELF-ESTEEM

The article is devoted to the problem of studying the construction of a career route by high school students with different self - esteem. The concept of a career route in comparison with a career is considered. Research the career path of high school students is caused by the fact that the career first of all associated with the young professional and what career route is perceived as the original version of the professional career of a specialist, more typical of older adolescents. In accordance with the relevance for professional self - determination of a high school student, the career route is proposed to be studied using a projective game - a method of author’s development. The main goal of the study is to compare the features of the career route in high school students with high, medium and low self - esteem. The article presents the results of research obtained using quantitative, qualitative and comparative analysis, as well as methods of mathematical data processing. The results of the research presented in the article allow us to see the similarity and difference of building a career route in high school students with different levels of self - esteem. Examples of the results of the projective method are presented. The presented conclusions allow us to determine the similarity of career paths of high school students with high and low self - esteem in terms of low content and pragmatism. The results obtained allow us to form practical recommendations for building a career route for career guidance specialists in educational institutions, taking into account the self - esteem of a high school student. Using the developed diagnostic tools can identify such features of construction of the career route as the prestige of the chosen profession, meaningful, achievable the career route and activities for the successful implementation of career.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ПОСТРОЕНИЯ КАРЬЕРНОГО МАРШРУТА СТАРШЕКЛАССНИКАМИ С РАЗНЫМ УРОВНЕМ САМООЦЕНКИ»

УДК 37.048.45 DOI 10.26170/po20-04-20

ББК Ч420.052.6 ГРНТИ 15.31.31 Код ВАК 19.00.01

Усольцева Виктория Владимировна,

кандидат психологических наук, доцент кафедры практической психологии, Омский государственный педагогический

университет; 644099, Россия, г. Омск, наб. Тухачевского, 14; e-mail: vikitory@yandex.ru

ОСОБЕННОСТИ ПОСТРОЕНИЯ КАРЬЕРНОГО МАРШРУТА СТАРШЕКЛАССНИКАМИ С РАЗНЫМ УРОВНЕМ САМООЦЕНКИ

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: карьера; карьерные маршруты; самооценка личности; престижность профессий; выбор профессии; профориентация школьников; профессиональная ориентация; профессиональное самоопределение; старшеклассники; понятийный аппарат.

АННОТАЦИЯ. Статья посвящена проблеме исследования построения карьерного маршрута старшеклассниками с разной самооценкой. Рассматривается понятие карьерного маршрута в сравнении с карьерой. Исследование карьерного маршрута у старшеклассников обусловливается тем, что карьера прежде все ассоциируется с молодым специалистом, а также тем, что карьерный маршрут воспринимается как первоначальная версия профессиональной карьеры специалиста, более характерная для старшего подросткового возраста. В соответствии с актуальностью для профессионального самоопределения старшеклассника карьерный маршрут предлагается изучать с помощью проективной игры-методики авторской разработки. Основная цель исследования заключается в том, чтобы сравнить особенности карьерного маршрута у старшеклассников с высоким, средним и низким уровнями самооценки. В статье представлены результаты исследования, полученные с помощью количественного, качественного и сравнительного анализа, а также методов математической обработки данных. Результаты исследования, представленные в статье, позволяют увидеть схожесть и различие построения карьерного маршрута у старшеклассников с разным уровнем самооценки. Представлены примеры результатов проективной методики. Выводы позволяют определить схожесть карьерных маршрутов старшеклассников с высокой и низкой самооценкой по параметрам низкой содержательности и прагматичности. Полученные результаты позволяют сформировать практические рекомендации по построению карьерного маршрута для профориентаторов образовательных учреждений с учетом самооценки старшеклассника. С помощью разработанного диагностического инструментария можно будет выявлять такие особенности построения карьерного маршрута, как престижность выбираемой профессии, содержательность, достижимость самого карьерного маршрута и сферы деятельности для успешной реализации карьеры.

ДЛЯ ЦИТИРОВАНИЯ: Усольцева, В. В. Особенности построения карьерного маршрута старшеклассниками с разным уровнем самооценки / В. В. Усольцева. - Текст : непосредственный // Педагогическое образование в России. - 2020. - № 4. - С. 162-168. - DOI: 10.26170/Р020-04-20.

Usoltseva Victoria Vladimirovna,

Candidate of Psychology, Associate Professor of the Department of Practical Psychology, Omsk State Pedagogical University,

Omsk, Russia

FEATURES OF CONSTRUCTION CAREER COURSE SENIOR PUPILS WITH DIFFERENT SELF-ESTEEM

KEYWORDS: career; career routes; personality self-esteem; prestige of professions; choice of profession; vocational guidance for schoolchildren; vocational guidance; professional self-determination; high school students; conceptual apparatus.

ABSTRACT. The article is devoted to the problem of studying the construction of a career route by high school students with different self-esteem. The concept of a career route in comparison with a career is considered. Research the career path of high school students is caused by the fact that the career first of all associated with the young professional and what career route is perceived as the original version of the professional career of a specialist, more typical of older adolescents. In accordance with the relevance for professional self-determination of a high school student, the career route is proposed to be studied using a projective game-a method of author's development. The main goal of the study is to compare the features of the career route in high school students with high, medium and low self-esteem. The article presents the results of research obtained using quantitative, qualitative and comparative analysis, as well as methods of mathematical data processing. The results of the research presented in the article allow us to see the similarity and difference of building a career route in high school students with different levels of self-esteem. Examples of the results of the projective method are presented. The presented conclusions allow us to determine the similarity of career paths of high school students with high and low self-esteem in terms of low content and pragmatism. The results obtained allow us to form practical recommendations for building a career route for career guidance specialists in educational institutions, taking into account the self-esteem of a high school student. Using the developed diagnostic tools can identify such features of construction of the career route as the prestige of the chosen profession, meaningful, achievable the career route and activities for the successful implementation of career.

FOR CITATION: Usoltseva, V. V. (2020). Features of Construction Career Course Senior Pupils with Different Self-Esteem. In Pedagogical Education in Russia. No. 4, pp. 162-168. DOI: 10.26170/po20-04-20.

Для выпускников школы выбор профессии - это серьезный шаг, к которому многие старшеклассники не относятся с должной ответственностью. Но основная проблема в том, что они плохо ориентируются в собственном самоопределении, важным показателем которого является самооценка. Адекватная самооценка наблюдается, к сожалению, у малого количества старшеклассников. Они склонны либо переоценивать себя, либо недооценивать, что в профессиональном выборе может привести к разочарованию [7]. Поэтому мы можем говорить о противоречии, состоящем, с одной стороны - в максимально возможных условиях для выбора профессии (подвижный темповый рынок труда и практически неограниченное поступление в любое профессиональное образовательное учреждение), с другой - в самооценке как одном из важных факторов профессионального самоопределения старшеклассника, ограничивающим его выбор профессии.

Актуальность: полученные результаты позволят скорректировать программы профориентационной работы в соответствии со спецификой построения карьерного маршрута у старшеклассников с разной самооценкой.

В современных реалиях рынок труда развивается по новой траектории. Сайтом «Атлас профессий» уже были сформулированы тенденции развития рынка профессий, которые не могут не оказывать влияние на выбор профессии старшеклассниками с разной самооценкой: изменения в обществе, в отраслевых структурах; технические изменения; изменения рабочего места и практики производства. Это приводит к появлению новых профессий, специалисты которых смогут справиться с новыми задачами [2; 6]. Условия выбора профессии современными старшеклассниками требуют более содержательного отношения к выбору профессии как процесса и к себе как носителю определенной самооценки. Необходимо в рамках профориентации старшеклассника работать не столько над выбором профессии как сферы будущей деятельности, а готовить его к построению карьерного маршрута как пошаговой карьеры с обязательным рассматриванием условий для эффективной реализации каждого шага.

На основании заявленной проблемы была определена цель нашей работы - исследование построения карьерного маршрута у старшеклассников с разным уровнем самооценки.

В научных работах в основном определены такие понятия, как карьера, карьерный план, карьерные ориентации [3; 13-15]. Вопросы карьеры рассматриваются в раз-

ных науках, но в большинстве случаев под карьерой понимают продвижение по служебной лестнице, в процессе которого происходит развитие профессиональных навыков, способностей, умений, повышаются квалификационные возможности специалиста [4; 5; 10-12]. Карьера в основном выстраивается специалистом, работающим в определенной профессии. Используемое нами понятие карьерный маршрут имеет непосредственное отношение к старшеклассникам как один из шагов в формировании представлений о профессии и их последовательной реализации. Как правило, карьерный маршрут определяется как смысл, который человек хочет реализовать при выборе и осуществлении своего профессионального развития, это индивидуальное сочетание и последовательность реализации будущего в своей профессиональной сфере.

В психологии самооценка рассматривается как феномен самопознания. Самооценка в профессии - «оценка, которую человек дает своим способностям, соответствующим или не соответствующим специфике профессии» [8, с. 34].

По определению Т. В. Барласа, «самооценка - это оценка человеком самого себя: своих качеств, возможностей, способностей, особенностей своей деятельности. Самооценка формируется в единстве двух составляющих ее факторов: рационального, отражающего знания человека о себе, и эмоционального, отражающего то, как он воспринимает и оценивает эти знания, диапазон здесь может быть очень широк - от веры в собственную идеальность до безоглядного самоуничижения» [1, с. 119]. По результатам множества исследований установлено, что самооценка имеет ряд характеристик: правильная или неправильная, высокая или низкая, устойчивая или неустойчивая, адекватная или неадекватная. Особенностью зрелой личности считается дифференцированная самооценка. Такое рассмотрение самооценки дает возможность понять и выделить сильные и слабые стороны, а затем с учетом анализа ставить цели и стремиться достичь успеха в той области, к которой есть склонности и способности.

Наше исследование позволило установить характеристики карьерного маршрута для старшеклассников с разным уровнем самооценки. В исследовании принимали участие десятиклассники (10-1 и 10-2 классы) в количестве 39 человек: 23 девочки и 16 мальчиков. Исследование проводилось в БОУ г. Омска «Гимназия № 12 имени Героя Советского Союза В.П. Горячева». Данные подверглись количественному, качественному и сравнительному анализу, а также методам математической обработки данных

© Усольцева В. В., 2020

с помощью критерия углового преобразования Фишера.

Исследовали самооценку старшеклассников с помощью опросника по изучению самооценки Г. Н. Казанцевой [9]. Для исследования характеристик карьерного маршрута была разработана проективная игра-методика «Точки». Данная игра-методика направлена на определение карьерного маршрута и его особенностей. На бланке указывается начальная точка (нижняя граница), а именно окончание школы, и конечная - это та профессия, должность, к которой старшеклассник будет стремиться после получения аттестата (высшая граница). Эту точку старшеклассник определяет сам. После этого подростки должны поэтапно расписать свою будущую карьеру, то, какие шаги им придется пройти, чтобы получить выбранную профессию.

Анализ заполненных бланков осуществлялся с помощью следующих критериев: содержательность - простой карьерный маршрут (до 4 пунктов) или сложный карьерный маршрут (5 и более пунктов); однонаправленный (один путь) или разнонаправленный (может содержать два и более вариантов планирования карьерного маршрута, приводящих к одной и той же цели). Простой карьерный маршрут мы рассматриваем как неумение старшеклассника осознать свой дальнейший профессиональный план. Сложный карьерный маршрут позволяет более полно осознать сферы, которые учащийся в будущем будет осваивать на пути к выбранной профессии. Содержательность связана с глубоким информированием о профессиональных планах с целью наиболее точного описания карьерного маршрута.

Достижимость и реалистичность в достижении основной цели. Это критерий того, насколько планы старшеклассника реальны, достижимой ли является выбранная профессия и выбранный карьерный маршрут. Реалистичность - это способность личности разделять в представлениях карьерного маршрута реальность и фантазию,

Показатели критериев карьер, с разным уров

концентрацию усилий на том, что имеет реальные основания для реализации карьерного маршрута.

Сферы, включаемые в карьерный маршрут: профессиональное образование, развитие практических умений, опыт, дополнительное образование и т. д.

Престиж профессии. Критерий того, насколько важен статус выбранной профессии среди старшеклассников. Статус профессии определяется ее популярностью в обществе, статусная профессия та, при которой человек обретает власть, славу и деньги.

Таким образом, при анализе бланков проводится качественная обработка данных, позволяющая увидеть особенности карьерных маршрутов старшеклассников. Также возможна количественная обработка данных, позволяющая подсчитать количество испытуемых с тем или иным карьерным маршрутом и математическая обработка данных с помощью критерия углового преобразования Фишера.

По данным исследования опросника по самооценке Н. Г. Казанцевой выявлено, что 53% - это учащиеся с низкой самооценкой, 33% - со средней самооценкой и 14% - с высокой. Низкий уровень самооценки сопровождают страх, неуверенность в себе, неспособность к быстрой адаптации, что мешает правильному выбору карьерного маршрута. При среднем уровне самооценки человек уважает себя, но знает свои слабые стороны и стремится к самосовершенствованию. Не зациклен на неудачах и стремится к реальным целям. Данные условия, на наш взгляд должны способствовать более адекватному выбору карьерного маршрута, учитывая способности и умение ставить перед собой реальные цели. Старшеклассников с высокой самооценкой отличает идеализированный образ своей личности. Они могут переоценивать свои возможности, ориентироваться на успех, не анализировать неудачи. Ставят нереальные цели.

В таблице 1 представлены основные результаты исследования карьерных маршрутов.

Таблица 1 маршрута у старшеклассников самооценки (%)

Критерий Уровень самооценки Степень выраженности критерия

Простой Сложный (1-линейный) Сложный (2-линейный)

Сложность Высокий 57 43 0

Средний 38 59 3

Низкий 64 36 0

Достижимость Высокий Недостижимый Достижимый

44 56

Средний 62 38

Низкий 64 36

Сферы Высокий Проф. обр. Доп. обр. Проф. умения Опыт

100 7 56 22

Средний 100 15 77 23

Низкий 86 0 85 21

Престиж Высокий Непрестижные Престижные

33 67

Средний 54 46

Низкий 57 43

Нами выявлено, что с точки зрения сложности карьерного маршрута у большинства старшеклассников с высокой и низкой самооценкой преобладает простой карьерный маршрут (не более 4 пунктов), 57% и 64% соответственно, что подтверждает и результат математической статистики (ф=1,018 не достоверные различия). Старшеклассники со средней самооценкой (62%) в отличие от высокой (ф=2,708) и низкой (ф=з,72б) самооценки выбирают сложные маршруты карьеры. При этом данный процент можно подразделить на две подгруппы: 59% - односложный маршрут (более 5 пунктов) и 3% -двухсложный маршрут, включающий две линии развития событий в прохождении карьерного маршрута. Показатель достижимости также различен в отдельных группах старшеклассников. Похожее распределение у старшеклассников со средней и низкой самооценкой: большинство учащихся 62% и 64% выбрали недостижимый карьерный маршрут (ф=0,297). У старшеклассников с высокой самооценкой распределение более равномерное: 56% - достижимый карьерный маршрут и 44% - недостижимый. По данному критерию различия между старшеклассниками с высокой и средней / низкой самооценкой достоверно различаются (ф=2,56 /

2,857). Похожее распределение мы видим и по критерию престижности выбираемой профессии. У старшеклассников со средней (54%) и низкой (57%) самооценкой большинство составляют не престижные по современным меркам профессии (ф=3,019 / 3,444). Старшеклассники с высокой самооценкой (67%) характеризуются выбором престижной профессии.

При построении карьерного маршрута старшеклассниками выбираются одинаковые сферы деятельности, необходимые для успешного карьерного маршрута и в одинаковой пропорции. Практически 100% и приближенные к данному показателю (86%) у всех старшеклассников - это профессиональное образование. Значимым показателем являются профессиональные умения для старшеклассников с высокой и средней самооценкой, а также не значимым, но заявляемым показателем - опыт профессиональной деятельности.

Количественные результаты недостаточно полно отражают общую картину нашего исследования, поэтому в таблицах 2, 3 и 4 представлены примеры карьерных маршрутов, характерных для групп старшеклассников с разной самооценкой.

Сложность Простой Сложный (1-линейный)

Пример маршрута №1. Окончание школы. №2. Поступить в военный вуз. №3. Проучиться 5 лет. №4. Стать военнослужащим. №1. Окончание школы. №2. Поступить в институт. №3. Получить образование врача. №4. Проработать год по профессии. № 5. Окончить курсы косметолога. №6. Найти специалистов разных специальностей (в области красоты). №7. Арендовать помещение и набрать еще сотрудников. №8. Открыть салон красоты.

Достижимость Недостижимый Достижимый

Пример маршрута №1. Окончание школы. №2. Поступить в вуз. №3. Получить высшее образование и получить звание лучшего игрока России. №4. Участие в соревнованиях мирового масштаба, получение звания заслуженного мастера спорта. №1. Окончание школы. №2. Поступить в медицинский университет. №3. Окончить вуз. №4. Начать практику. №5. Набраться опыта. №6. Открыть частную клинику. №7. Помогать людям и зарабатывать деньги. №8. Стать высококвалифицированным врачом.

Престиж Престижная профессия

Пример маршрута №1. Окончить школу. №2. Повысить свои спортивные навыки. №3. Поучаствовать в нескольких турнирах и сдать «экзамен» на красный пояс.

Таблица 2

Карьерные маршруты старшеклассников с высокой самооценкой

№4. Победить на турнире в Казани.

№5. Сдать «экзамен» на черный пояс.

№6. Пройти практику судейства.

№7. Тренер федерации ГТФ.

Большинство старшеклассников с высокой самооценкой планируют простой карьерный маршрут, но при этом выбирают престижную профессию, которая в большей степени является недостижимой, основными сферами для достижения высшей точки

карьеры являются образование и развитие практических умений. Престиж профессии является немаловажным условием выбора профессии среди старшеклассников с завышенной самооценкой.

Таблица3

Карьерные маршруты старшеклассников со средней самооценкой

Достижимость Недостижимый Достижимый

Пример маршрута №1. Окончание школы. №2. Окончание университета. №3. Работа по специальности. №4. Звание генерала. №1. Окончание школы. №2. Поступить в вуз. №3. Повышение квалификации. №4. Пройти практику. №5. Упорно работать. №6. Руководитель отдела маркетинга.

Сферы Проф. обр. | Доп. обр. Проф. умения | Опыт

Пример маршрута №1. Окончить школу. №2. Поступить в политехнический университет и окончить с красным дипломом. №3. Сдать на права и купить машину. №4. Повышение квалификации. №5. Найти работу по своей специальности. №6. Стать директором нефтехимического завода.

Большинство старшеклассников со средней самооценкой планируют сложный карьерный маршрут и осознают особенности будущей профессии, при этом учащиеся имеют достижимые цели при построении

карьерного маршрута. Основными сферами в карьерном маршруте также остаются образование и развитие практических умений, престиж профессии не играет важную роль в ее выборе.

Таблица 4

Карьерные маршруты старшеклассников с низкой самооценкой

Сложность Простой Сложный (1-линейный)

Достижимость Недостижимый Достижимый

Пример маршрута №1. Окончание школы. №2. Поступить в институт. №3. Устроиться на работу. №4. Стать миллиардером. №1. Поступить в ВШНИ. №2. Работать, развивать свои навыки. №3. Поступить в питерскую академию художеств. №4. Стать успешным в области искусств.

Престиж Непрестижная профессия Престижная профессия

Пример маршрута №1. Окончание школы. №2. Лучше разбираться в ремонте автомобилей. №3. Купить большой гараж. №4. Купить специальное оборудование. №5. Стать автослесарем. №6. Заниматься автомобильным перекупом. №1. Окончание школы. №2. Поступить в СибГУФК. №3. Выучиться. №4. Набрать группу танцоров. №5. Начать преподавать и стать тренером спортивных бальных танцев.

Большинство старшеклассников с низкой самооценкой не в полной мере осознают план реализации карьерного маршрута и опираются на поверхностные представления о будущей карьере, но при этом имеют недостижимые цели в выборе профессии; предпочитаемыми сферами являются образование, работа и развитие практических умений. Также престиж профессии является не самым важным условием выбора профессии среди старшеклассников с заниженной самооценкой.

Таким образом, полученные результаты позволяют нам сделать следующие выводы.

Карьерные маршруты, которые выстраивают старшеклассники с разной самооценкой, имеют ряд общих и отличительных характеристик. Схожими карьерные маршруты являются по критерию «сферы, включаемые в карьерный маршрут», у представителей каждой подгруппы в карьерном маршруте присутствует профессиональное образование. К отличительным характеристикам старшеклассников с высокой самооценкой относятся простые маршруты с большей престижностью и достижимостью. По большому количеству простых маршрутов старшеклассники с высокой и низкой

самооценкой схожи между собой. Старшеклассники со средней самооценкой предпочитают более сложные маршруты. Старшеклассники с низкой самооценкой, в отличие от тех, у кого самооценка высокая, выбирают обычные непрестижные профессии. Старшеклассники со средним уровнем самооценки отличаются выбором не всегда достижимых профессий.

На основании полученных результатов можно рекомендовать изменение профори-

ентационных программ в соответствии с особенностями построения карьерных маршрутов старшеклассниками с разным уровнем самооценки. Профориентационные программы должны включать формы работы, направленные на более точное и конкретное планирование получения выбираемой профессии, профессионального образования, развитие личностных характеристик, соответствующих профессиональному выбору.

ЛИТЕРАТУРА

1. Барлас, Т. В. Популярная психология. От конфликтов к обретению «Я» / Т. В. Барлас. - М. : Академия, 1997. - 160 с.

2. Бедарева, Т. 100 популярных профессий. Психология успешной карьеры для старшеклассников и студентов / Т. Бедарева, А. Грецов. - СПб. : Питер, 2008. - 272 с.

3. Беляева, Е. В. Становление карьерных ориентаций студентов на завершающем этапе вузовского обучения / Е. В. Беляева, Н. А. Галкина // Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. - 2019. - Т. 1, № 2 (50). - С. 234-241.

4. Беляцкий, Н. П. Менеджмент: Деловая карьера / Н. П. Беляцкий. - Минск : Вышэйшая школа, 2001. - 303 с.

5. Бендюков, М. А. Ступени карьеры: азбука профориентации / М. А. Бендюков. - СПб. : Речь, 2006. - 236 с.

6. Будущее рынка труда. - Текст : электронный // Атлас новых профессий. - URL: http://atlas100.ru/ future/ (дата обращения: 25.06.2020).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Зеер, Э. Ф. Психология профессионального самоопределения в ранней юности : учебное пособие / Э. Ф. Зеер, О. А. Рудей. - М. : Издательство Московского психолого-социального института ; Воронеж : Издательство НПО «МОДЭК», 2008. - 256 с.

8. Зимбардо, Ф. Формирование самооценки. Самосознание и защитные механизмы личности / Ф. Зимбардо. - Самара : Бахрах, 2003. - 432 с.

9. Казанцева, Г. Н. Опросник по изучению самооценки / Г. Н. Казанцева. - URL: https: //psylist.net/praktikum/00351.htm (дата обращения: 25.06.2020). - Текст : электронный.

10. Климов, Е. А. Психология профессионального самоопределения / Е. А. Климов. - Ростов-на-Дону : Феникс, 1996. - 304 с.

11. Маркова, А. К. Психология профессионализма / А. К. Маркова. - М. : Знание, 1996. - 312 с.

12. Минюрова, С. А. Психология саморазвития человека в профессии / С. А. Минюрова. - М. : Спут-ник+, 2008. - 298 с.

13. Пряжников, Н. С. Профессиональное самоопределение: теория и практика / Н. С. Пряжникова. -М. : Академия, 2007. - 503 с.

14. Пряжников, Н. С. Методы активизации профессионального и личностного самоопределения : учебно-методическое пособие / Н. С. Пряжников. - 2-е изд., стер. - М. : Издательство Московского психолого-социального института ; Воронеж : Издательство НПО «МОДЭК», 2003. - 400 с.

15. Терновская, О. П. Особенности карьерных ориентаций студентов на завершающем этапе обучения в вузе / О. П. Терновская // Прикладная психология и психоанализ. - 2006. - № 2. - С. 65-73.

REFERENCES

1. Barlas, T. V. (1997). Populyarnaya psikhologiya. Ot konfliktov k obreteniyu «Ya» [Popular psychology. From conflicts to finding "I"]. Moscow, Akademiya. 160 p.

2. Bedareva, T., Gretsov, A. (2008). 100 populyarnykh professiy. Psikhologiya uspeshnoy kar'ery dlya starsheklassnikov i studentov [100 popular professions. The psychology of a successful career for high school students and students]. Saint Petersburg, Piter. 272 p.

3. Belyaeva, E. V., Galkina, N. A. (2019). Stanovlenie kar'ernykh orientatsiy studentov na zavershayush-chem etape vuzovskogo obucheniya [Formation of career orientations of students at the final stage of higher education]. In Uchenye zapiski. Elektronnyy nauchnyy zhurnal Kurskogo gosudarstvennogo universiteta. Vol. 1. No. 2 (50), pp. 234-241.

4. Belyatskii, N. P. (2001). Menedzhment: Delovaya kar'era [Management: Business career]. Minsk, Vysheyshaya shkola. 303 p.

5. Bendyukov, M. A. (2006). Stupeni kar'ery: azbuka proforientatsii [Career steps: the ABC of career guidance]. Saint Petersburg, Rech'. 236 p.

6. Budushchee rynka truda [The future of the labor market]. In Atlas novykh professiy. URL: http://atlas100.ru/future/ (mode of access: 25.06.2020).

7. Zeer, E. F., Rudey, O. A. (2008). Psikhologiya professional'nogo samoopredeleniya v ranney yunosti [Psychology of professional self-determination in early adolescence]. Moscow, Izdatel'stvo Moskovskogo psikhologo-sotsial'nogo instituta, Voronezh, Izdatel'stvo NPO «MODEK». 256 p.

8. Zimbardo, F. (2003). Formirovanie samootsenki. Samosoznanie i zashchitnye mekhanizmy lichnosti [Formation of self-esteem. Self-awareness and personality defense mechanisms]. Samara, Bakhrakh. 432 p.

9. Kazantseva, G. N. Oprosnik po izucheniyu samootsenki [Self-Assessment Questionnaire]. URL: https://psylist.net/praktikum/00351.htm (mode of access: 25.06.2020).

10. Klimov, E. A. (1996). Psikhologiyaprofessional'nogo samoopredeleniya [Psychology of professional self-determination]. Rostov-on-Don, Feniks. 304 p.

11. Markova, A. K. (1996). Psikhologiyaprofessionalizma [Psychology of professionalism]. Moscow, Znanie. 312 p.

12. Minyurova, S. A. (2008). Psikhologiya samorazvitiya cheloveka v professii [Psychology of human self-development in the profession]. Moscow, Sputnik+. 298 p.

13. Pryazhnikov, N. S. (2007). Professional'noe samoopredelenie: teoriya i praktika [Professional self-determination: theory and practice]. Moscow, Akademiya. 503 s.

14. Pryazhnikov, N. S. (2003). Metody aktivizatsii professional'nogo i lichnostnogo samoopredeleniya [Methods for enhancing professional and personal self-determination]. 2nd edition. Moscow, Izdatel'stvo Mos-kovskogo psikhologo-sotsial'nogo instituta, Voronezh, Izdatel'stvo NPO «MODEK». 400 p.

15. Ternovskaya, O. P. (2006). Osobennosti kar'ernykh orientatsiy studentov na zavershayushchem etape obucheniya v vuze [Features of career orientations of students at the final stage of study at the university]. In Pri-kladnaya psikhologiya i psikhoanaliz. No. 2, pp. 65-73.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.