Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ПОСТРОЕНИЯ ДЕМОКРАТИЧЕСКОГО ОБЩЕСТВА В УЗБЕКИСТАНЕ'

ОСОБЕННОСТИ ПОСТРОЕНИЯ ДЕМОКРАТИЧЕСКОГО ОБЩЕСТВА В УЗБЕКИСТАНЕ Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
111
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЦИОНАЛЬНЫЕ И УНИВЕРСАЛЬНЫЕ ПРИНЦИПЫ / СУВЕРЕНИТЕТ / ДЕМОКРАТИЧЕСКОЕ ГОСУДАРСТВО / ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Жиянова Ш.М.

В данной статье освещено национальные и универсальные принципы построения демократического общества в Узбекистане.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF BUILDING A DEMOCRATIC SOCIETY IN UZBEKISTAN

This article highlights the national and universal principles of building a democratic society in uzbekistan.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ПОСТРОЕНИЯ ДЕМОКРАТИЧЕСКОГО ОБЩЕСТВА В УЗБЕКИСТАНЕ»

UDK 34

Жиянова Ш.М., магистр преподаватель

Юридический техникум Ферганской области

ОСОБЕННОСТИ ПОСТРОЕНИЯ ДЕМОКРАТИЧЕСКОГО ОБЩЕСТВА В УЗБЕКИСТАНЕ

Аннотация: В данной статье освещено национальные и универсальные принципы построения демократического общества в Узбекистане.

Ключевые слова: национальные и универсальные принципы, суверенитет, демократическое государство, гражданское общество.

Jiyanova Sh.M., master teacher

FEATURES OF BUILDING A DEMOCRATIC SOCIETY IN

UZBEKISTAN

Abstract: This article highlights the national and universal principles of building a democratic society in uzbekistan.

Keywords: national and universal principles, sovereignty, democratic state, civil society.

Исторически сложилось так, что в краткосрочной перспективе была разработана и принята Конституция нашей страны - наш главный закон. Наша Родина, как суверенное государство, заняла подобающее ей место в мировом сообществе. В Узбекистане были созданы основы современной государственности и заложен конституционный строй. Были определены три независимые ветви государственной власти - законодательная, исполнительная и судебная. Было построено в буквальном смысле конституционное государство. Созданы Вооруженные силы, способные надежно защищать суверенитет и государственную независимость Республики Узбекистан, нерушимость наших границ, мирную жизнь нашего народа и наши национальные интересы.

Демократия — самый справедливый и желательный вид общества, которого народ и человек могут достигнуть в своей борьбе. В таком обществе духовное совершенство человека должно быть высоким. То есть, всесторонне развитые и духовно богатые люди, объединяясь, могут построить демократическое общество. Именно так представляли справедливое общество великие мыслители и философы прошлого. В частности, в Х веке Абу Наср Фароби посвятил свой «Трактат о взглядах

жителей добродетельного города», в котором он подчеркивает, что насколько люди, образующие общество, будут добродетельными, нравственными, насколько их вера будет прочной, настолько и общество будет прочными, управление будет легким, власть не захватят случайные люди. Человек пользуется правами и свободами, закрепленными в Законе, его деятельность направлена на улучшение жизни, удовлетворение потребностей, он имеет право делать все, что необходимо для его совершенства и совершенства его детей. Однако, и демократия, как и любой другой вид общества, предполагает сохранение правопорядка, общественной стабильности, властного управления. То есть и в таком обществе есть подчинение, подчинение Закону и правительству, избранному по воле большинства. Таким образом, власть в демократическом обществе превращается в выразителя народной, национальной воли.

Насколько народ, нация будет просвещенными, культурно развитыми, настолько эта воля будет жизнеутверждающей, эффективной. Это значит, что духовное совершенство народа и нации есть главный фактор для построения демократического общества. Народ Узбекистана в построении демократического общества опирается на восточные традиции, духовные родники узбекского народа. Мудрость Востока, традиции, обряды и обычаи узбекского народа, исламское учение являются первой основой строящегося демократического общества в Узбекистане. Как известно, опираясь только лишь на традиции, и не обращая внимания на мировой опыт, нельзя достигнуть цели. Поэтому восточные национальные традиции необходимо сочетать с демократическими идеями. Следовательно, общечеловеческие идеи, ценности являются второй основой для построения демократического общества. Укрепление независимости и переход к рыночным отношениям ставят задачу создания "благоустроенной и свободной родины".

Решение этой задачи возлагается на народ, любящий свою Родину и готового сделать все во имя ее процветания. В этом смысле, третьей основой построения демократического общества можно считать патриотизм и самоотверженность народа. Верность национальным традициям, идея самосознания, идея сочетания ее с общечеловеческими ценностями должны укреплять и усиливать чувство патриотизма. Свободная личность — это человек, любящий свою родину, готовый отдать, если надо, свою жизнь за свою страну, за свой народ. Наша свобода тесно связана со свободой Родины. Насколько Узбекистан будет сильным и могущественным, настолько и каждый гражданин будет свободным и сильным, умножит свои возможности. В демократическом обществе есть большая ответственность свободы. Человек всегда ответственен перед собой, перед другими семья, махалля, коллектив), перед Родиной.

Если человек не чувствует эту ответственность, он не может стать духовно зрелым. Духовно богатый человек вместе с любовью к своему народу, уважает и другие народы, стремится освоить культурные, научные достижения других народов. Для духовно богатого человека Закон — большая опора, он законопослушный гражданин.

Демократическое общество — общество гласности, это здоровая среда, где главенствует разнообразие мнений. При этом, обладатели высокой духовности занимают важную роль, так как если духовность, нравственность и мышление массы не будет высоким, нельзя будет различить кто прав, а кто не прав, различить истину от лжи. Духовность и национальные ценности составляют фундамент национальной идеологии. Национальная духовность, как и язык, имеет особенность объединять и организовывать народ. При этом возрождение национально-духовных ценностей сыграли большую роль. Так как в результате восстановления духовных ценностей, обеспечения национального согласия, переосмысления истории, узбекский язык и религия ислам обрели свой статус, стало широко изучаться наследие предков.

Народ Узбекистана гордится тем, что за короткий срок реформирования экономики и общества, наша страна признана мировым сообществом, в котором занимает свое достойное место. Сегодня Узбекистан многонациональное и многоконфессиональное государство. Все нации и народности, представители всех религиозных конфессий живут в одном пространстве, поэтому национальная и религиозная толерантность является одной из важных граней политики нашего государства. Переход к рыночным отношением привел к некоторым сложностям и затруднениям в сфере духовности. Как известно, при рыночных отношениях коренной вопрос общества — собственность. После восстановления частной собственности понятия, связанные с ней — польза, выгода — тоже восстановились. Начались конкуренция и соперничество. Конкуренция, с одной стороны, развивает ум, поощряет личную инициативу и предприимчивость. достижение еще лучшего личного благосостояния, улучшения и укрепления собственности становится целью действий. В результате этого, изменяется понимание значения таких понятий, как сочувствие, сострадание, снисхождение, жалость, милосердие, благоразумие, деликатность, осмотрительность и т. д. Конкуренция не знает жалости и сострадания. Со второй стороны, именно конкуренция становится критерием справедливости в здоровой конкуренции, так как при здоровой конкуренции человек начинает верить в свои силы, потребитель побеждает (товары становятся качественнее и лучше), сфера деятельности развивается. В условиях рыночных отношений, развития конкурентности духовно-нравственное воспитание занимает первостепенное значение.

Разрешение некоторых отступлений, национальных ограничений в этом отношении может привести к невероятно большим потерям. Еще одной региональной ценностью, имеющей большое социальное и образовательное значение, является общественное мнение.

При этом во всех проводимых в жизнь ключевых реформах Узбекистан руководствовался такими принципами как наиболее полный учёт менталитета народа, его исторических и национальных особенностей, традиций, обычаев, как гарантии успешного осуществления модернизации общества, а также опирался на открытость государства миру, стремление глубже учитывать глобальные процессы, приобщиться к достижениям современной цивилизации, накопленному развитыми странами огромному опыту демократического строительства, рыночного хозяйствования.

Использованные источники:

1. Жалилов Ш. Кучли давлатдан - кучли жамият сари: Тажриба, тахлил, амалиёт. - Т.: «Узбекистон», 2001,

2. Farxodjonova N. F. THE IMPORTANCE OF THE SPIRITUAL HERITAGE OF THE JADIDS IN THE DEVELOPMENT OF SOCIETY //Экономика и социум. - 2022. - №. 10-2 (101). - С. 33-35.

3. Жураев С. Фукаролик жамияти: назария ва амалиёт (илмий-тахлилий маколалар туплами). — Т.: 2003.

4. Farxodjonova N. F. (2020). Formation of national idea through factors of national culture. mirovaja nauka. - 2020.

5. Nodira F., Egamberdi R. DISTINCTIVE FEATURES OF YOUTH SPIRITUALITY IN THE DEVELOPMENT OF SOCIETY //E Conference Zone. - 2022. - С. 46-50.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.