И.К. ГАЛЕЕВ, А.Л. КРИЧЕВСКИЙ, Н.А. ГРЕБЕНКИНА
Кемеровский областной Центр медицины катастроф, г. Кемерово
ОСОБЕННОСТИ ПОРАЖЕНИЙ ПРИ КАТАСТРОФАХ В УГОЛЬНЫХ ШАХТАХ И ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ СПАСАТЕЛЕЙ, РЕАБИЛИТАЦИЯ КОТОРЫХ ВОЗМОЖНА В УСЛОВИЯХ САНАТОРИЕВ КУЗБАССА
Специфической особенностью Кузбасса является его расположение в главном угледобывающем регионе России, обеспечивающем страну основными запасами каменного угля, добыча которого, особенно в подземных условиях, сопряжена с вероятностью тяжелых одиночных и массовых поражений шахтеров.
Общий травматизм в угольных шахтах Кузбасса в 90-х годах снизился с 8-9 тысяч до 23 тысяч и менее.
Одной из причин такого снижения шахтного травматизма является сокращение количества шахт в Кузбассе. В Кузбассе количество угольных шахт сокращено с 98 в 1997 г. до 56 в 2003 г.
За последние 2-3 года снизился и травматизм со смертельным исходом. Если в 90-х годах 20-го столетия в Кузбассе на каждый миллион тонн добытого угля погибали 1-2 шахтера, а в угольных шахтах при катастрофах — 0,60,8, то в 2002-2003 гг. этот показатель снизился до 0,3-0,5.
Одной из причин такого снижения является повышение качества первой медицинской помощи пораженным шахтерам силами и средствами реанимационно-противошоковых групп (РПГ) ВГСО, с последующим их лечением в хорошо оснащенных лечебно-профилактических учреждениях Кузбасса, главным образом, в Федеральном лечебно-профилактическом учреждении Научно-клиническом центре охраны здоровья шахтеров (г. Ленинск-Кузнецкий).
По нашим расчетам, спасаемость тяжело пораженных шахтеров с участием РПГ увеличилась в 3 раза. Соотношение «погибший / пораженный» снизилось с 3:1 до 1:1, хотя по России этот показатель составляет 1:5. Изложенное не позволяет заключить, что данные о снижении шахтного травматизма напрямую связаны с ликвидацией его истинных причин. На сегодняшний день все 56 угольных шахт Кузбасса загазованы, а следовательно, взрывоопасны. Ежедневно в этих шахтах работают свыше 50000 шахтеров. Самая опасная катастрофа в угольной шахте Кузбасса — взрыв метана и угольной пыли — происходит систематически и, как правило, сопровождается жертвами и пораженными, количество которых так же непред-
сказуемо, как непредсказуем внезапный выброс метана из загазованных им угольных пластов шахт Кузбасса.
Самая радикальная мера ликвидации причин взрывов в шахтах — технология отделения метана от угля — в Кузбассе только начинает разрабатываться и, к тому же, не дает гарантии от возможности внезапных взрывов, а только уменьшает их вероятность. При этом, безопасность шахты от возможного взрыва должна быть обеспечена неукоснительным соблюдением правил техники безопасности на фоне адекватного проветривания шахты.
Взрыв в шахте, как правило, сопровождается комбинированным поражением, главным и самым опасным компонентом которого является выпадение функции жизненно-важной системы «кровь — легкое», связанное с отравлением крови угарным газом и баротравмой легкого взрывной волной. В последние годы часть тяжело пораженных шахтеров удается спасти дополнением объема помощи на догоспитальном этапе и в остром периоде травматической болезни инфузией кровезаменителя, поглощающего извне и переносящего в ткани кислород. В 2001-2003 гг. этот кровезаменитель был введен 9 шахтерам с тяжелыми комбинированными поражениями после взрывов в шахтах «Распадская», «Зиминка», «Аллардинская» и «Красногорская». Все они были спасены, но в последующем нуждались в лечении у травматолога, реабилитационном лечении в центрах реабилитации Фонда социального страхования РФ, а некоторые из них — в лечении у психотерапевта.
Так, из 9 спасенных шахтеров, 3 человека, после завершения временной нетрудоспособности, были выписаны к труду; у 2 пациентов учреждения медико-социальной экспертизы, по завершении временной нетрудоспособности, установили на один год 100 % и 90 % утраты профессиональной трудоспособности. В филиалы Регионального отделения ФСС РФ, для получения комплекса реабилитационных мероприятий (в частности, санаторно-курортного лечения), эти пострадавшие не обращались.
Трое из спасенных продолжают амбулаторное лечение в лечебно-профилактических учреждениях (ЛПУ) по месту жительства. Один
ЛЕЧЕНИЕ И РЕАБИЛИТАЦИЯ ПРОФЗАБОЛЕВАНИЙ И ЛИЦ, ТРАВМИРОВАННЫХ НА ПРОИЗВОДСТВЕ
□ ОСОБЕННОСТИ ПОРАЖЕНИЙ ПРИ КАТАСТРОФАХ В УГОЛЬНЫХ ШАХТАХ И ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ СПАСАТЕЛЕЙ. РЕАБИЛИТАЦИЯ КОТОРЫХ ВОЗМОЖНА В УСЛОВИЯХ САНАТОРИЕВ КУЗБАССА
шахтер умер в период временной нетрудоспособности — суицид по бытовой причине.
После ликвидации жизнеопасных осложнений ишемического токсикоза, требуют реабилитации и шахтеры, у которых при завалах в шахтах было длительное сдавление мягких тканей. Такие реабилитационные мероприятия во втором периоде травматической болезни проводятся в условиях соответствующих отделений специализированных лечебно-профилактических учреждений (г.г. Прокопьевск, Ленинск-Кузнецкий, Новокузнецк, Кемерово). В этих ЛПУ проводится соматическая реабилитация — восстановление движений в поврежденных сегментах опорно-двигательной системы, иннервации, восстановление, прежде всего, жизненно важных функций поврежденных внутренних органов брюшной полости, дыхательной функции легких при повреждениях грудной клетки, грубых неврологических расстройств при травмах черепа, позвоночника, головного и спинного мозга.
Комплексу реабилитации, рассчитанному на восстановление трудоспособности этой группы пораженных, наиболее подходит по своим возможностям Центр реабилитации Фонда социального страхования Российской Федерации «Топаз».
В комплекс реабилитации шахтеров с комбинированными поражениями после взрыва в шахте входит применение климатических и физиотерапевтических факторов, восстанавливающих дистрофические поражения миокарда угарным газом, дыхательную функцию поврежденных термофактором и ударной волной легких, функции центральной нервной системы, нарушение которых обусловлено посттравматической энцефалопатией, и т.д.
В условиях Центра реабилитации достаточно хорошо поддаются лечебным воздействиям последствия реперфузионного цитолиза ишимизиро-ванных при длительном сдавлении мышц травмированных конечностей. На восстановление их размеров, связанных с атрофией, и функции после длительной ишемии требуется достаточно длительное время — до одного года и более.
В Кузбассе насчитывается порядка 1500 спасателей. Их профессиональная деятельность протекает в условиях высокого физического и нервно-психического напряжения, вызванного воздействием различных по глубине и длительности экстремальных факторов.
Один из эффективных путей повышения качества профессиональной деятельности спасателей — психофизиологическая реабилитация, направленная на восстановление функциональных резервов, работоспособности и здоровья специалистов после работы в очагах ЧС.
С целью практического решения комплексных задач по психофизиологическому обеспечению специалистов аварийно-спасательных формирований и Службы медицины катастроф, участвующих в ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, в Кемеровском областном Центре медицины катастроф создана лаборатория психофизиологического обеспечения.
За 5 лет существования лаборатории ее специалисты организовали процесс психофизиологического обеспечения профессиональных контин-гентов аварийно-спасательных формирований, принимавших участие в ликвидации последствий ЧС, и начали психологическое обследование горноспасателей, спасателей МЧС и специалистов СМК.
При проведении профотбора и освидетельствования, 31 % обследованных было дано заключение «противопоказаний к предполагаемой работе не выявлено». Остальные 69 % специалистов были допущены к работам по ликвидации последствий ЧС, но им даны рекомендации по режиму труда и отдыха, с учетом их индивидуальных особенностей.
Из них, 13 % специалистов вошли в «группу риска» в связи с повышенной вероятностью возникновения болезненных состояний и неадекватных реакций на экзогенные воздействия, из-за специфических условий профессиональной деятельности в напряженных и экстремальных ситуациях. Очень важно отметить, что психологические критерии оценки общего состояния являются наиболее тонким инструментом, с помощью которого возможно не только улавливать едва начинающийся процесс дезадаптации, но и прогнозировать тип реакции у конкретной личности задолго до ситуации стресса.
Лица, выделенные в «группу риска», признаются «рекомендованными условно». Они в первую очередь нуждаются в систематической психологической помощи — коррекции неблагоприятных функциональных состояний и психоэмоциональных нарушений или отклонений. Для них также необходима соответствующая подготовка, направленная на формирование навыков психической саморегуляции в условиях стресса (обязательно с учетом индивидуально-типологических особенностей личности).
«Группа риска» — понятие динамическое. В процессе работы, при успешной адаптации, разрешении тех или иных социальных и личностных проблем, изменении состояния здоровья с помощью возможностей санаторно-курортного лечения данной категории лиц, «группа риска» может быть снята.
Остальные 56 % допущенных к работе специалистов — это лица, у которых «не выявлено существенных противопоказаний к участию в рабо-
тах по ликвидации ЧС». Такой вывод делается при наличии любых индивидуальных особенностей обследуемого человека, исключая обусловливающие принадлежности к «группе риска». Представители этой группы определены как активные, с адаптированной и адекватной реакцией на стресс.
По результатам обследования при проведении экспертизы трудоспособности после выхода из очага ЧС, выявлено, что 5 % сотрудников имеют противопоказания к дальнейшему участию в работах по ликвидации последствий в очагах ЧС. Это связано с развитием у них симптоматики хронического утомления (чувство усталости, снижение мышечной силы, закрепощенность и боли в работающих мышцах, вегетативные дисфункции, нарушение сна) и переутомления (перечисленные ранее симптомы плюс пограничные нервно-психические расстройства и обострение хронических заболеваний). Представителям этой группы рекомендовано повторное, углубленное психофизиологическое обследование и индивидуальное консультирование психолога, с целью перепроверить и дополнить полученные изначально результаты; решить вопрос о проведении реабилитационных мероприятий, в частности, в условиях санатория.
Остальные обследованные характеризуются незначительными отклонениями личностных особенностей от популяционных средних и первоначальных показателей, полученных при первичном освидетельствовании. У них выявлены признаки компенсируемого и острого утомления. Эти формы утомления, как правило, проходят после обычного отдыха со сном. Выявленные отклонения находятся на границе предельно допустимых норм и поэтому сделан вывод об отсутствии существенных противопо-
казаний к работе в условиях ЧС и частичном снижении уровня профессиональной пригодности и трудоспособности таких специалистов. Они также нуждаются в реабилитационных мероприятиях.
Таким образом, используя ряд методов и тестов, апробированных и рекомендованных к применению лабораторией психофизиологического обеспечения ВЦМК «Защита», среди всех обследованных было выделено три психологических группы:
1. Стресс-устойчивая, с высокой степенью адаптации и выраженной адекватной реакцией (31 % обследованных).
2. Стресс-устойчивая с адекватной реакцией (56 % обследованных).
3. «Группа риска»: стресс-лабильная с ажитиро-ванным компонентом реагирования (15 % обследованных) и стресс-лабильная с депрессивным компонентом реагирования (84,2 % обследованных).
Такие сугубо индивидуальные различия стресс-реакции обусловлены генетическими особенностями периферической нервной системы, с преобладанием либо симпатической нервной системы, либо системы блуждающего нерва.
На основании такого разделения, для предотвращения стрессовых последствий, необходимо проводить специфические профилактические мероприятия. И в этом отношении именно реабилитационное лечение в условиях Центров реабилитации может оказаться полезным. Оно особенно показано для лиц с остаточными явлениями заболеваний и нервно-психических нарушений, с пониженной профессиональной работоспособностью, после проведения реабилитационного лечения в амбулаторно-поликлинических или стационарных условиях.
ЛЕЧЕНИЕ И РЕАБИЛИТАЦИЯ ПРОФЗАБОЛЕВАНИЙ И ЛИЦ. ТРАВМИРОВАННЫХ НА ПРОИЗВОДСТВЕ