Научная статья на тему 'Особенности понятия “новость” и “информация” в экономической журналистике'

Особенности понятия “новость” и “информация” в экономической журналистике Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
2684
196
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ НОВОСТЬ / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ИНФОРМАЦИЯ / ТОВАР / ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ИНФОРМАЦИОННОЕ АГЕНТСТВО

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Алексеенко Д.И.

В данной статье выявляются особенности информации и новости в контексте работы экономического журналиста информационного агентства. В ходе исследования автор приходит к выводу о том, что экономическая информация (экономическая новость) существует в двух измерениях: как товар и как продукт духовного производства. Экономическая журналистика рассматривается как деятельность, существующая на стыке экономики и теории информации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности понятия “новость” и “информация” в экономической журналистике»

ФИЛОЛОГИЯ И ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ

25

ФИЛОЛОГИЯ И ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ

ОСОБЕННОСТИ ПОНЯТИЯ “НОВОСТЬ” И “ИНФОРМАЦИЯ”

В ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЖУРНАЛИСТИКЕ

Д. И. Алексеенко

Российско-армянский (Славянский) университет, Ереван.

В данной статье выявляются особенности информации и новости в контексте работы экономического журналиста информационного агентства. В ходе исследования автор приходит к выводу о том, что экономическая информация (экономическая новость) существует в двух измерениях: как товар и как продукт духовного производства. Экономическая журналистика рассматривается как деятельность, существующая на стыке экономики и теории информации.

Ключевые слова: экономическая новость, экономическая информация, товар, экономическое информационное агентство.

В современном мире информация и экономика тесто связаны между собой. Сегодня можно говорить о том, что в функционировании экономики информация играет ключевую роль. Экономисты рассматривают информацию в качестве товара, который только определенным образом отличается от других товаров. По мнению экономиста, нобелевского лауреата Кеннета Эрроу [11], информация отличается от обычного товара тем, что одну и ту же информацию можно продавать много раз, в то время, как обычный товар продается только один раз. При этом важен также и тот факт, что, хотя ее и можно продать, но, предыдущий (первоначальный) владелец, продавший ее, продолжает ею обладать и может снова и снова ее продавать. Это ключевой момент, потому что возможность продавать вызывает и противоположное желание - покупать. Поэтому ровное и обоснованное определенным образом поведение, которого мы обычно ожидаем от слаженного рынка, может быть неожиданно нарушено.

Исследователь называет основные характеристики информации.

Информация, которую получает человек, не задана кем-то: это предмет выбора.

Информация сама по себе дорого стоит.

Информация бывает не только о предметном мире и его законах, но и о действиях других людей.

Действия других людей, по мнению Кеннета Эрроу [11], в свою очередь, тоже зависят от их осведомленности. В современном мире информация является ресурсом, который способствует развитию глобального мира за счет того, что информации вовлечена в рыночные отношения и выступает в качестве одного из важнейших элементов инфраструктуры.

Информация в сфере экономики выступает в разных аспектах:

- вид экономической деятельности;

- инструмент рынка (объект купли и продажи и фактор конкурентной борьбы);

- общественное благо, которое необходимо социуму для обеспечения его нормального существования.

Особое внимание привлекают исследования И. Н. Деминой, где экономическая информация рассматривается как продукт, как товар и как общественное благо. По ее мнению, если информация производится на частном медиапредприятии, то она является товаром, если ее производителем является государственное медиапредприятие, то информация яв-

26

ЧЕЛЯБИНСКИМ ГУМАНИТАРИИ 2014 № 1 (26)

ляется общественным благом. В этом случае потребитель экономической информации - аудитория, общественность, юридические и физические лица [3]. Высказанные И. Н. Деминой суждения представляются нам несколько дискуссионными, прежде всего потому, что товар - это «продукт труда, способный удовлетворить человеческую потребность и специально произведенный для обмена» [3]. Как видим из словарного определения, в типологические свойства товара не входит характер производителя. Кроме того, общественные блага может предоставлять аудитории не только государство, а, например, некоммерческие общественные организация, деятельность которых носит, как правило, благотворительный характер. Кроме того, в отличие от таких общественных благ, как воздух и вода, экономическая информация общественным благом не является, поскольку за нее практически всегда нужно платить.

В контексте изучения особенностей информации в сфере экономики обратимся к информационным агентствам, основным ее производителям, и к способам передачи экономической информации.

Рассмотрев особенность информации как товар, мы можем утверждать, что информационные агентства с одной стороны, ориентированы на получение максимально возможной прибыли от своей деятельности, поскольку для них информация - это основной источник дохода. Однако здесь следует отметить, что это особое производство. Исследователь С. М. Гуревич [2] говорит о том, что производство информации - это разновидность духовного производства. «Журналистская информация имеет двойственную природу. С одной стороны, это продукт духовного производства, создаваемый с целью воздействия на сознание человека, побуждение его к определенной деятельности... С другой стороны, эта информация поступает на рынок и становится товаром» [2. C. 74]. Как полагает исследователь, информация, как и всякий товар, обладает потребительской стоимостью и просто стоимостью. Стоимость, по Гуревичу, означает, что информация удовлетворяет информационную потребность его покупателя. Цена означает цену затрат труда, необходимого для производства этого товара. Рассматривать экономическую информацию, которую производят СМИ, используя только инструменты экономики, невозможно. Экономическую информацию, как и всякую другую информацию, которая проходит по массовым информационным каналом, то есть массовую информацию, по мнению Е. П. Прохорова [9], отличает:

- направленность на массу (общество, народ, класс, регион, профессию);

- соответствие нуждам этой массы в информации, ориентирующей в социально значимых явлениях и проблемах;

- доступность информации для массы (бесплатное поступление информации или за небольшую плату, удобный режим потребления, простота формы;

- возможность одновременного получения массовой аудитории информации;

- открытая возможность для всех желающих участия в работе средств массовой.

Массовая информация, наряду со специальной, которая соответствует профессиональным занятиям, увлечениям, общественной деятельности, создает основу духовного мира личности, как заметил Е. П. Прохоров «информационный базис системы ее отношений и деятельности» [9. C. 32]. Это подтверждает мысль о том, что журналистская информация (в нашем случае экономическая) товаром в традиционном смысле слова не является, поэтому рассматривать ее только с позиции экономических знаний без учета место и роли СМИ в жизни общества ошибочно.

Экономическая информация передается по массовым каналам посредством цифр, текстов, графиков. Цифровая информация в основном применяется для передачи знания фактов из деятельности фондовых рынков. Она сообщается в выпусках новостей бегущей строкой с индексами и котировками на биржах. Текстовая информация охватывает широкий спектр событий, она рассчитана на широкий круг потребителей. Гра-

ФИЛОЛОГИЯ И ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ

27

фическая информация представляет собой способ передачи экономической информации через графические изображения. Данный вид информация используется при построении динамических рядов, в ходе экономического анализа или при изучении определенных тенденций. Такая информация показывает на небольшой картинке большое количество показателей экономических процессов. Так на одном графике может содержаться информация о финансовом состоянии нескольких объектов рынка в сравнении с прошлыми годами и в сопоставлении между собой. Особое внимание привлекает функциональная предназначенность экономической информации. Экономическая информация дифференцируется по следующим функциям:

- описательная,

- обучающая,

- трансформационная,

- спекулятивная.

Так, описательная функция экономической информации представляет собой общее проявление информации в экономической сфере, а точнее - передачу сведений об экономических событиях. Обучающая экономическая информация представляет собой сведения, которые направлены на повышение экономической грамотности населения. Так, например ролики о том, как собрать документы для получения кредита или как работает накопительная пенсионная система являются социальными рекламами с экономическим контентом для обучения граждан. Трансформационная экономическая информация в некотором смысле является провоцирующей изменения в обществе. Например, информация о создании альтернативных источников энергии приведет к резкому спаду акций энергетических компаний на фондовом рынке. Данное падение повлияет на национальные экономики стран, которые они представляют. Данная информация помимо ознакомления несет в себе возможности изменения экономической конъюнктуры. Спекулятивная информация представляет собой сведения, которые были сфальсифицированы и попали в каналы коммуникации с целью осуществления спекулятивных действий.

В процессе организации информационного сопровождения экономических событий, особое внимание привлекает понятие «экономическая новость». Итак, сердцевиной массовой информации является новость. Словарные определения говорят о том, что новость - это нечто новое, свежая информация о событиях, которые произошли в ближайшем прошлом. Ясно одно, что новость - это явление многогранное и, как в случае с информацией, единого определения к ней применить невозможно. С философской точки зрения новость является связующим звеном между быстро меняющейся действительностью и сознанием людей, она помогает им своевременно реагировать на происходящее. Роберт Парк выявил следующие особенности новости: «...оперативная форма знания, которая отражает самые свежие изменения в обществе» [1. С. 135].

По мнению Г. В. Лазутиной, новость представляет собой особый феномен действительности, который обладает определенным онтологическим смыслом: то, что возникло или произошло, чего не было ранее, результат изменений. Данный результат, согласно исследователю, может быть представлен в виде события, решения или подведения неких итогов деятельности. «Общим для всех перечисленных случаев является то, что в объективной реальности появляется факт, меняющий ранее сложившееся положение дел» [5. C. 28]. Н. И. Шапшай определяет новость как понятие, восходящее к понятию «информация» [10].

Таким образом, новость является результатом изменения действительности, сообщение о котором дошло до человека и было воспринято им.

В свете тотального внедрения передовых технологий в повседневную жизнь человека привлекает внимание “новость” в условиях Интернета. Исследователи активно обсуждают вопрос о новой философии новости. Исследователь М. М. Лукина [6] определяет Ин-

28

ЧЕЛЯБИНСКИМ ГУМАНИТАРИИ 2014 № 1 (26)

тернет как новую медийную среду, которая задает новые параметры новости. Прежде всего, новость становится общедоступной, Интернет позволил узнавать об изменениях действительности быстро максимальному количеству людей, что прямо или косвенно отразилось на состоянии общества. В свете популяризации новости и свободного доступа к ней потребителей увеличился и доступ производителей к своему потребителю, что привело к росту количества новостных текстов. Процессы конвергенции также повлияли на характер новости. И. Кирия [4] отмечает, что конвергентная редакция, в которой работают универсальные журналисты, производит новость в режиме реального времени.

Переходя к рассмотрению экономической новости, важно отметить, что это специализированная новость, которая представляет собой сообщение об изменениях действительности в сфере производства, распределения и потребления материальных благ. Под материальным благом мы понимаем все существующие объекты использования и потребления и процесс их производства, распределения и потребления, что представляет собой бесконечно большой цикл, который охватывает все аспекты экономической деятельности. Здесь важно отметить, что зачастую экономическая новость сама становится причиной изменений. К примеру, новость с фондового рынка о различных котировках порождает моментальную реакцию инвесторов, которые стремятся оптимизировать свой инвестиционный портфель в свете новых сведений, вследствие чего меняется конъюнктура рынка.

Процессы, происходящие сегодня в экономике, говорят о том, что глобализация затронула все экономические субъекты и концентрировала их в крупные корпорации. Слияние экономического капитала способствовало организации транснациональных корпораций, деятельность которых контролирует и определяет вектор развития целых секторов мировой экономики. Индикатором стабильности данных корпораций являются котировки их финансовых инструментов на фондовом рынке. Любое изменение в экономике отражается на изменениях стоимости акций компаний, что влияет на экономику в целом. Получается, что, с одной стороны, новость является информационным контейнером, который доводит до общества сведения об изменениях, а с другой стороны, новость приводит соответствующие механизмы в действие. В этой связи мы считаем обоснованным при определении экономической новости рассматривать ее в двух ипостасях: экономическая новость как порождение изменчивого экономического мира, и экономическая новость как фактор изменения в нем.

Экономическая новость порой выходит за рамки сообщения об изменениях в экономике и несет в себе не экономические последствия. К примеру, новость об отставке президента страны является, в принципе, политической новостью. Но ввиду того, что отставка президента порождает у инвесторов волнения по поводу стабильности страны, сообщение об отставке приводит к спаду цен акций компаний-резидентов или компаний, связанных с данным государством.

Производством и распространением информации экономической направленности является прерогативой экономической журналистики, понятие, которое прочно вошло в теорию журналистики. На сегодняшний день, данный термин рассматривается с разных сторон:

- практическая деятельность (информационно-массовая и одновременно производственная),

- система произведений экономической тематики;

- медиа-предпрятия, которые являются субъектами рынка (информационные экономические агентства сегодня - основные поставщики информации на финансовые рынки).

Изначально экономическая журналистика определялась как часть деловой журналистики, которая появилась в России в первой половине 90-х годов. Общеизвестно, что в СССР, где была плановая экономика, экономическая журналистика как отдельное на-

ФИЛОЛОГИЯ И ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ

29

правление журналистики активно не развивалась, ввиду отсутствия рынка как саморегулирующегося механизма.

Исследователи полагают, что появление экономической журналистики в современной России обусловлено особым «социальным заказом» на новое качество и содержание коммуникаций в сфере деловой жизни и рыночных отношений. Экономическая журналистика представляет собой наиболее активно развивающуюся область СМИ, цель которой формировать у аудитории экономическое мышление, способствовать развитию экономического пространства и удовлетворять потребность людей в знании об очевидных изменениях экономики.

Экономическую журналистику часто отождествляют с деловой журналистикой. Е. И. Мордавская определяет деловую журналистику как «вид журналистской деятельности, направленной на создание и обеспечение функционирования средств массовой информации, «призванных обслуживать главным образом категорию людей, причастных к экономике и бизнесу» [95. С. 49]. Однако деловая пресса может освещать не только вопросы экономики, но и вопросы науки, образования, политики, но обращение к этим вопросам у журналистов вызвано экономическими интересами. Несмотря на то, что экономическая и деловая журналистики рассматриваются часто как идентичные понятия, многие исследователи говорят о не тождественности этих терминов. Д. А. Мурзин [8] указывает на то, что деловая информация, в принципе, шире политэкономической, экономической или собственно бизнес-информации, которые являются принадлежностью более узких сфер, поскольку конкретизированы. Он отмечает, что в самом общем виде деловая журналистика оперирует любой информацией, отражающей состояние на рынке или способной оказать влияние на поведение агентов рынка. Исследователь особо подчеркивает, что в деловой информации в отличие от экономической, не обязательно должны доминировать факты экономического или финансового характера.

Определение экономическая журналистика в активный научный словарь ввела И. Н. Демина [3], по мнению которой экономическая журналистика - это часть общественной и производственной деятельности по сбору, обработке и периодическому распределению актуальной экономической информации. Нам представляется данное определение недостаточно полным ввиду того, что экономическая журналистика выходит далеко за грани распространения экономической информации.

Экономическая информация представляет собой информацию об общественных процессах производства, распределения, обмена и потребления материальных благ. Описанные нами примеры показали, что «привязывать» понятие экономической журналистики к какой-либо сфере деятельности общества ошибочно. Предметом освещения экономической журналистики является любое событие, которое может привести к изменениям экономической конъюнктуры или описывает уже произошедшие в ней изменения.

Таким образом, экономическая журналистика - это деятельность профессиональных участников рынка информации по сбору, обработке и систематическому распределению информации, прямым или косвенным образом относящейся к экономической действительности.

Обобщая сказанное, можно утверждать, что экономическая новость является продуктом специфической деятельности журналиста, она отражает изменения действительности в экономической сфере, одновременно фиксируя, а порой и порождая изменения в политической, социальной, культурной, духовной сферах жизни общества.

Список литературы

1. Бакулев, Г. П. Массовая коммуникация: Западные теории и концепции: учебное пособие [Текст] / Г. П. Бакулев. - М. : Аспект Пресс, 2005. - 230 с.

30

ЧЕЛЯБИНСКИМ ГУМАНИТАРИИ 2014 № 1 (26)

2. Гуревич, С. М. Экономика отечественных СМИ: учебное пособие для вузов [Текст] / С. М. Гуревич. - М. : Аспект Пресс, 2004. - 315 с.

3. Демина, И. Н., О сущности массовой экономической коммуникации. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://cyberleninka.m/artide/n/o-suschnosti-ekonomicheskoy-massovoy-kommunikatsii/. Дата обращения: 28.10.2013.

4. Журналистика и конвергенция: почему и как традиционные СМИ превращаются в мультимедийные; под ред. А. Г. Качкаевой. - М., 2010. [Электронный ресурс]. - URL: www. vmuvol .com.ua/upload/.

5. Лазутина, Г. В. Основы творческой деятельности журналиста: учебное пособие для вузов обуч. по направлению и специальности “Журналистика [Текст] / Г. В. Лазутина. -М. : Аспект Пресс, 2011. - 240 с.

6. Лукина, М. М. Интернет СМИ, теория и практика: учебное пособие для студентов вузов [Текст] / М. М. Лукина. - М. : Аспект Пресс, 2010. - 245 с.

7. Мордовская, Е. И. Перспективы развития деловой прессы в России [Текст] / E. И. Мордовская // Вести МГУ! Серия 10, Журналистика. - МГУ, 1997. - № 5.

8. Мурзин, Д. А. Очерк типологии деловой прессы / Д. А. Мурзин // Вестн. МГУ Сер. Журналистика. - 2003, № 2; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://ru.scribd.com/ doc/68443788/Мурзин.

9. Прохоров, Е. П. Введение в теорию журналистики: учебник для студентов ВУЗов, обучающихся по направлению и специальности «Журналистика» [Текст] / Е. П. Прохоров. - М. : Аспект Пресс, 2012. - 322 с.

10. Шапшай, Н. И. Новостные материалы в региональной печати: структурные и жанровые особенности (на публикациях газет владимирской области): автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд филол. наук: 10.01.10 [Текст] / Н. И. Шапшай. - М., 2009. - 28 с.

11. Эрроу, К. Дж. Коллективный выбор и индивидуальные ценности [Текст] / Дж. К. Эрроу. - М. : ГУ ВШЭ, 2004. - 204 с.

FEATURES OF CONCEPT “INFORMATION”

AND “NEWS” IN ECONOMIC JOURNALISM

D. I. Alekseyenko

Российско-армянский (Славянский) университет, Ереван. d.alekseyenko@gmail.com

This article identifies features of “information” and “news” in the context of the economic news agency journalist. The author concludes that the economic information (economic news) exists in two dimensions as a commodity and as a product of the spiritual production. Economic Journalism is described as an activity that exists at the intersection of economics and information theory.

Keywords: economic news, economic information, commodity, economic news agency

References

1. Bakulev, G. P. (2005), Massovaya kommunikatsiya: Zapadnyye teorii i kontseptsii: ucheb-noyeposobiye [=Mass communication: western theories and concepts: manual], Aspekt Press, Moscow, 230 p. (in Russ.).

2. Gurevich, S. M. (2004), Ekonomika otechestvennykh SMI: uchebnoye posobiye dlya vu-zov [=Economics of Russian mass-media: manual], Aspekt Press, Moscow, 315 p. (in Russ.).

3. Demina, I. N. (2013) O sushchnosti massovoy ekonomicheskoy kommunikatsii. [=About mass communication], available at: http://cyberleninka.ru/article/n/o-suschnosti-ekonomi-cheskoy-massovoy-kommunikatsii/, accessed 20.05.2014 (in Russ.).

ФИЛОЛОГИЯ И ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ

31

4. Zhurnalistika i konvergentsiya: pochemu i kak traditsionnyye SMI prevrashchayutsya v mul’timediynyye. Pod red. A. G. Kachkayevoi (2010) [Journalism and convergention: why and how traditional mass-media become multimedia], available at:www.vmuvol.com.ua/upload/, accessed 20.05.2014 (in Russ.).

5. Lazutina, G. V (2011), Osnovy tvorcheskoy deyatel’nosti zhurnalista: uchebnoye poso-biye dlya vuzov obuch. po napravleniyu i spetsial’nosti “Zhurnalistika [Foundation of creative activity in journalism: manual], Aspekt Press, Moscow, 240 p. (in Russ.).

6. Lukina, M. M. (2010), Internet SMI, teoriya i praktika: uchebnoye posobiye dlya studen-tov vuzov [=Internet-media, theory and practice: manual], Aspekt Press, Moscow, 245 p. (in Russ.).

7. Mordovskaya, E. I. (1997), “Perspektivy razvitiya delovoy pressy v Rossii” ^Perspectives of development of business press in Russia], in: Vestnik MGU [=Bulletin of MSU]. Seriya 10, Zhurnalistika, MGU, № 5 (in Russ.).

8. Murzin, D. A. (2003), Ocherk tipologii delovoy pressy [=Review of typology of business press], in: Vestnik MGU. [=Bulletin of MSU]. Seriya 10, Zhurnalistika, MGU, № 2 (in Russ.), available at: http://ru.scribd.com/doc/68443788/Murzin accessed 20.05.2014 (in Russ.).

9. Prokhorov, E. P. (2012), Vvedeniye v teoriyu zhurnalistiki: uchebnik dlya studentov VU-Zov, obuchayushchikhsya po napravleniyu i spetsial’nosti «Zhurnalistika» [= Introduction to the theory of journalism: manual], Aspekt Press, Moscow, 322 p. (in Russ.).

10. Shapshay, N. I. (2009), Novostnyye materialy v regional’noy pechati: strukturnyye i zhanrovyye osobennosti (na publikatsiyakh gazet vladimirskoy oblasti): avtoref. dis. na soisk. uchen. step. kand filol. nauk: 10.01.10 [= News of regional press: structural and genre peculari-ties], Moscow, 28 p. (in Russ.).

11. Errow, C. J. (2004), Kollektivnyy vybor i individual’nyye tsennosti [=Collective choice and individual values], GU VSHE, Moscow, 204 p. (in Russ.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.