Научная статья на тему 'Особенности политического участия организаций некоммерческого сектора в странах демократического транзита'

Особенности политического участия организаций некоммерческого сектора в странах демократического транзита Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
413
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОРГАНИЗАЦИИ НЕКОММЕРЧЕСКОГО СЕКТОРА / ПОЛИТИЧЕСКОЕ УЧАСТИЕ / ПОЛИТИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС / ИНСТИТУТ ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВА / ЭЛЕКТОРАЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ / ДЕМОКРАТИЧЕСКИЙ ТРАНЗИТ / ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ / ПРАВЯЩАЯ ПАРТИЯ / NONPROFIT ORGANIZATIONS / POLITICAL PARTICIPATION / POLITICAL PROCESS / REPRESENTATIVE INSTITUTE / ELECTORAL PROCESSES / DEMOCRATIC TRANSITION / SOCIAL RELATIONS / RULING PARTY

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Кахриманов Давуд Мугудинович

В статье рассмотрены особенности политического участия организаций некоммерческого сектора в странах демократического транзита. Показано, что в условиях слабой политико-партийной системы, а также недостатка присутствия государства в проблемных зонах некоммерческие организации включаются в политический процесс посредством реализации собственных программ развития и участия в электоральных процессах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE FEATURES OF POLITICAL PARTICIPATION OF NONPROFIT ORGANIZATIONS IN COUNTRIES OF DEMOCRATIC TRANSITION

The article considers the features of political participation of nonprofit organizations in counties of democratic transition. It is shown that in the context of the weak political party system and in the face of the lack of government’s participation in problem areas, nonprofit organizations are involved in the political process through implementation of own development programs and participation in electoral processes.

Текст научной работы на тему «Особенности политического участия организаций некоммерческого сектора в странах демократического транзита»

УДК 327.83

Кахриманов Давуд Мугудинович

аспирант кафедры политологии и социологии Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова

ОСОБЕННОСТИ ПОЛИТИЧЕСКОГО УЧАСТИЯ ОРГАНИЗАЦИЙ НЕКОММЕРЧЕСКОГО СЕКТОРА В СТРАНАХ ДЕМОКРАТИЧЕСКОГО ТРАНЗИТА

Kakhrimanov Davood Mugudinovich

PhD student,

Political Science and Sociology Department, Plekhanov Russian University of Economics

THE FEATURES OF POLITICAL PARTICIPATION OF NONPROFIT ORGANIZATIONS IN COUNTRIES OF DEMOCRATIC TRANSITION

Аннотация:

В статье рассмотрены особенности политического участия организаций некоммерческого сектора в странах демократического транзита. Показано, что в условиях слабой политико-партийной системы, а также недостатка присутствия государства в проблемных зонах некоммерческие организации включаются в политический процесс посредством реализации собственных программ развития и участия в электоральных процессах.

Ключевые слова:

организации некоммерческого сектора, политическое участие, политический процесс, институт представительства, электоральные процессы, демократический транзит, общественные отношения, правящая партия.

Summary:

The article considers the features of political participation of nonprofit organizations in counties of democratic transition. It is shown that in the context of the weak political party system and in the face of the lack of government's participation in problem areas, nonprofit organizations are involved in the political process through implementation of own development programs and participation in electoral processes.

Keywords:

nonprofit organizations, political participation, political process, representative institute, electoral processes, democratic transition, social relations, ruling party.

В последние десятилетия организации некоммерческого сектора становятся важными участниками политической жизни стран демократического транзита. С одной стороны, их включение в политические процессы является закономерностью развития современного государства. С другой стороны, в странах с неразвитым гражданским обществом, «гибридным» режимом, слабыми горизонтальными отношениями, а порой и нестабильной политической системой некоммерческие организации сталкиваются с проблемой поиска собственной ниши в системе циркуляции общественных импульсов и выявления релевантных каналов для реализации преследуемых целей.

Признанным является факт, что политические преобразования не будут до конца эффективными при осуществлении их в условиях отсутствия налаженного механизма взаимодействия власти и гражданского общества. Не меньшее значение имеет возможность построения эффективной модели проецирования интересов индивидуумов, социальных групп в правовом пространстве государства. Безусловно, одним из индикаторов устойчивой политической системы является возможность для индивида заявлять о своих интересах, в том числе посредством институтов политического участия. Это касается и групп лиц, объединенных для достижения общих целей, особенно если они выражают интерес более широких слоев населения [1, р. 136-137].

Для политологов и социологов участие некоммерческих организаций в политическом процессе является предметом научного интереса преимущественно в силу того, что эта проблематика относится к сути демократического участия и проявлению гражданской активности. В свете этого деятельность организаций некоммерческого сектора и их влияние на общественные процессы имеют значимый потенциал для исследования.

В политологической литературе представлено множество подходов к интерпретации феномена политического участия. Отметим лишь несколько, на наш взгляд, наиболее фундаментальных определений данного явления. Классическое определение термина «политическое участие» дает американский политолог Дж. Нагель. По его мнению, это действие, посредством которого рядовой член политической системы влияет или пытается влиять на результаты ее деятельности [2, р. 19-20]. С. Хантингтон и Дж. Нельсон определяют политическое участие как деятельность частных лиц с целью оказать влияние на принятие политического решения [3, р. 3]. С. Верба выделяет прямое воздействие на принятие или реализацию публичной политики и косвенное воздействие через оказание влияния на людей, принимающих политические решения [4, р. 38]. Таким образом, политическое участие может пониматься как деятельность политических

субъектов, направленная на достижение предвосхищаемого результата в рамках существующей политической системы.

Не будет преувеличением утверждать, что в современном мире достаточно сложно представить политическую систему без включения в нее в том или ином качестве политических организаций. Более того, за счет расширения сфер «мира политического», важных трансформаций в сфере социальных коммуникаций, а также глобалистских тенденций стало возможным выделение новых областей исследования политического участия. Новые формы участия в политическом процессе становятся предметом научного изыскания, где само политическое участие рассматривается в более широком контексте [5, р. 350-352]. В результате помимо традиционных субъектов политического процесса - политических организаций, исследователи выделяют «квазиполитические группы», включая в понимание этого термина группы давления, инициативные группы и иные объединения, имеющие неочевидное либо опосредованное отношение к политике [6, р. 114].

В отличие от политических партий, стремящихся контролировать правительства, инициативные группы являются каналом для формирования «спроса» по отдельным вопросам, поэтому чаще всего стремятся оказать влияние на принятие решений представителями законодательной или исполнительной власти [7, р. 312-313]. В свете этого политическое участие организаций некоммерческого сектора может рассматриваться в широком и узком смыслах. В широком смысле речь идет о прямом или косвенном участии организаций некоммерческого сектора в политических процессах, деятельности, влияющей на государственную политику. В узком смысле политическая активность некоммерческих организаций включает в себя деятельность, направленную на поддержку или оппозицию кандидатам на государственную должность, поддержку конкретных политических партий, лоббирование за или против того или иного закона, включение в политические обсуждения и др. [8, р. 8].

Участие организаций некоммерческого сектора в политических процессах, как представляется, имеет два импульса: снизу, посредством институционализации запросов общества на решение определенного круга проблем при помощи политических механизмов и процедур, и сверху, за счет использования политическими структурами (государством, партиями) социального капитала некоммерческих организаций для достижения политических целей. Как справедливо отмечает М.В. Данилов, «диалектическая природа процессов политизации и деполитизации предполагает, что не только гражданское общество политически форматируется, но и политическая сфера насыщается "гражданским" (некоммерческим, неправительственным) содержанием. Поэтому политизация "третьего сектора" имеет обоюдоострый характер» [9, с. 343].

Внезапные и зачастую неожиданные политические изменения, повлекшие существенные институциональные, демографические преобразования, экономические и социальные трансформации, позволили объединениям, изначально ориентированным на предоставление разовых социальных услуг, оказать значимое влияние на политический процесс. В связи с этим важным представляется обозначить эволюцию вовлечения организаций некоммерческого сектора в политические процессы.

Наиболее последовательной представляется предложенная Д. Кортеном концепция развития организаций некоммерческого сектора в политическом разрезе, в которой он выделял три поколения объединений [10, р. 147-149]. Первое поколение некоммерческих организаций занималось предоставлением преимущественно разовых социальных услуг, включая помощь бедным, пострадавшим от стихийных бедствий и др. Однако то обстоятельство, что организации первого поколения оказывали помощь отдельно взятому человеку, оставляя за скобками проблему в целом, дало толчок развитию некоммерческих организаций второго поколения. Организации второго типа взяли на себя ответственность по работе над проектами общественного развития в таких сферах, как профилактическая медицина, земледелие и животноводство, региональная инфраструктура и др. Иными словами, деятельность организаций второго поколения уже была направлена на реализацию долгосрочных проектов вне зависимости от продолжительности участия некоммерческих организаций. На этом этапе организации некоммерческого сектора включаются в политическую повестку. Третье поколение некоммерческих организаций было ориентировано на развитие устойчивых систем за счет участия в проблемных областях государственной политики путем вступления в союз с другими общественными организациями и движениями.

В оценке политического участия некоммерческих организаций выделяются два фундаментальных подхода: институциональный и функциональный, в рамках которых рассматриваются влияние деятельности некоммерческих организаций на развитие политической конкуренции, диверсификация политического процесса «на входе», в том числе за счет выделения еще одного измерения политической борьбы [11, р. 50].

Данное положение подтверждается на примере ряда стран Латинской Америки и Южной Азии, характеризующихся переходной моделью политической культуры, где включение неком-

мерческих организаций в политический процесс было обусловлено неразвитостью политико-партийной системы. Так, например, в Мексике в 1980-х гг. это обстоятельство позволило организациям некоммерческого сектора активно участвовать в электоральных процессах в качестве локомотива той или иной политической партии либо наблюдателей на выборах, способствуя тем самым их открытости [12, с. 7-11]. К. Бейли отмечает положительный аспект мониторинга со стороны некоммерческих организаций финансовых аспектов электоральных процессов, а также их информационного освещения, которые в значительной степени уравняли шансы политических партий в период электоральных кампаний [13, р. 46]. В Чили некоммерческие организации помогали Народным экономическим организациям и организациям взаимопомощи на выборах 1992 г. В Бразилии организации некоммерческого сектора поддержали Рабочую партию и их кандидата Л. Силва на президентских выборах 1990 г. [14, р. 44].

Диверсификация политического процесса «на входе» стала возможной за счет того, что в ряде стран с зарождавшимися демократическими институтами некоммерческим организациям удалось включить в политическую повестку ранее не представленные социальные группы. Как отмечают Х. Сетхи и Д. Шетх, начиная с середины 1970-х гг. политические партии Индии игнорировали важные вопросы, касающиеся низших каст, племенных объединений, бедных и безземельных групп населения страны. Партии потеряли общенациональный характер, их роль во включении новых социальных групп в политический процесс, а также в решении экономических вопросов была существенно снижена. Это привело к возросшему влиянию некоммерческих организаций страны в кризисных областях, там, где государственные институты были наиболее слабо представлены [15, р. 75; 16, р. 275-276]. Похожая ситуация сложилась на Филиппинах, где в начале 1990-х гг. самая крупная политическая партия в конгрессе страны «Движение демократических Филиппин» имела в своем составе лишь 1,5 тыс. членов по всей стране, а в коммунистическую партию страны входили немногим больше 3 тыс. чел. к концу 1980-х гг. [17, р. 41].

В некоторых случаях организации некоммерческого сектора действовали в качестве противовеса идеологической интервенции «сверху», уходя таким образом в оппозицию официальным структурам. В Индонезии, например, многие некоммерческие организации противостояли попыткам правящей партии «Голкар» монополизировать интерпретацию национальной идеологии «Панча Сила», стремясь расширить ограниченное политическое пространство для институтов гражданского общества. В Бангладеш при авторитарных режимах З. Рахмана и Х. Эршада некоммерческие организации достаточно успешно боролись за обретение большей автономии своих действий, в результате объединив 10-20 % бедного населения страны [18, р. 45].

Организации некоммерческого сектора сыграли значимую роль в стабилизации общественных отношений переходных обществ, поддерживая те области, которые были ослаблены политикой структурной перестройки, а также ограничены в финансовой помощи со стороны государства. Тем не менее отчасти справедливой является критика относительно того, что некоммерческие организации, получавшие финансирование из-за рубежа, становились более чуткими к требованиям зарубежных фондов, зачастую отдавая предпочтение, по выражению социолога С. Камат, «неолиберальной однородности», самоопределению и независимой стратегии развития [19, р. 170].

Помимо обвинений в зависимости некоммерческих организаций от стран «глобального Севера», стремящихся реализовать политику неоколониализма в странах «глобального Юга», критике также подвергается их аффилированность политическим течениям, которая зачастую приводит к открытому противостоянию между некоммерческими организациями. Так, например, Дж. Кларк отмечает, что в конце 1980-х - начале 1990-х гг. в странах Латинской Америки и на Филиппинах крупные землевладельцы и коммерческие круги финансировали некоммерческие организации, придерживавшиеся правых взглядов, которые «терроризировали» некоммерческие организации второго и третьего поколения [20, р. 43].

Действуя в условиях формирования демократических институтов, организации некоммерческого сектора внесли значимый вклад в развитие общественно-политических отношений. Отличительной чертой политического участия организаций некоммерческого сектора от профессиональной деятельности партий является прежде всего стремление оказать влияние на принятие политического решения и на государственную политику в той или иной сфере общественной жизни, тогда как сама публичная власть остается за рамками целеполагания.

Характерной особенностью политической деятельности некоммерческих организаций, как показано на примере ряда стран Центральной Америки и Южной Азии, является тот факт, что их активизация наблюдается в условиях существования значимых пробелов в работе института представительства. Данная тенденция была обусловлена, с одной стороны, политическим доминированием правящей партии (Мексика, Бангладеш, Индонезия), с другой - слабым представительством самих партий в общенациональном масштабе (Филиппины, Индия).

Кроме того, площадкой для укрепления позиций некоммерческих организаций стали те сферы общественной жизни, в которых ощущалось наиболее слабое государственное присутствие. В ряде стран с переходной политической культурой организации некоммерческого сектора заполняли институциональный, а порой и идеологический вакуум, образовавшийся в результате трансформаций политико-экономических систем, а также содействовали диверсификации политического процесса «на входе». Поэтому одной из главных заслуг деятельности некоммерческих организаций в развивающихся странах является их роль в изменении политического климата в сторону демократических преобразований. В то же время, будучи включенными в политическую повестку, организации некоммерческого сектора в ряде случаев перенесли политическую борьбу на межорганизационный уровень, поспособствовав формированию дополнительной арены для политического противостояния.

Ссылки:

1. Brown D.S., Brown J.C., Desposato S.W. Promoting and preventing political change through internationally funded NGO activity // Latin American Research Review. 2007. № 42 (1). Р. 126-138.

2. Nagel J.H. Participation. New York, 1970. 194 p.

3. Huntington S.P., Nelson J.M. No easy choice: Political participation in developing countries. Cambridge, 1976. 202 p.

4. Verba S., Schlozman K.L., Brady H. Voice and equality: civic voluntarism in American politics. Cambridge, 1995. 640 p.

5. Riley C.E., Griffin C., Morey Y. The case for 'everyday politics': Evaluating neotribal theory as a way to understand alternative forms of political participation, using electronic dance music culture as an example // Sociology. 2010. № 44 (2). Р. 345-363.

6. Rush M. Politics and Society. London ; New York, 1992. 272 p.

7. Ross M.H. Political Participation // Cross-Cultural Research for Social Science. Englewood Cliffs, 1998. Р. 299-318.

8. Political Activities of NGOs: International Law and Best Practices // International Journal of Not-for-Profit Law. 2009. Vol. 12 (1). Р. 5-44.

9. Данилов М.В. Институты, механизмы и технологии политизации общества в постсоветской России (1990-е - 2000-е годы) : дис. ... д-ра полит. наук. Саратов, 2015. 477 c.

10. Korten D.C. Third Generation NGO Strategies: A Key to People-Centered Development // World Development. 1987. Vol. 15. P. 145-159.

11. Clarke G. Non-Governmental Organizations (NGOs) and Politics in the Developing World // Political Studies. 1998. Vol. 46 (1). Р. 36-52.

12. Данилов М.В. Указ. соч. С. 7-11.

13. Bailey K.M. NGOs Take to Politics: The Role of Non-Governmental Organizations in Mexico's Democratization Effort. Washington, 1998. Р. 7-11.

14. Clarke G. Op. cit. P. 44.

15. Sethi H. Some notes on micro-struggles: NGOs and the state // Asian Exchange Arena Bulletin. 1993. Vol. 9 (1-2). Р. 73-89.

16. Sheth D.L. Politics of Social Transformation: Grassroots Movements in India // The constitutional foundation of world peace. Albany, 1993. Р. 275-287.

17. Clarke G. Op. cit. P. 41.

18. Ibid. P. 45.

19. Kamat S. The privatization of public interest: Theorizing NGO discourse in a neoliberal era // Review of International Political Economy. 2004. № 11 (1). Р. 155-176.

20. Clarke G. Op. cit. P. 43.

References:

Bailey, KM 1998, NGOs Take to Politics: The Role of Non-Governmental Organizations in Mexico's Democratization Effort, Washington, pp. 7-11.

Brown, DS, Brown, JC & Desposato, SW 2007, 'Promoting and preventing political change through internationally funded NGO activity', Latin American Research Review, no. 42 (1), pp. 126-138.

Clarke, G 1998, 'Non-Governmental Organizations (NGOs) and Politics in the Developing World', Political Studies, vol. 46 (1), pp. 36-52.

Danilov, MV 2015, Institutions and mechanisms of politicization of society technologies in post-Soviet Russia (1990-2000s), D.Phil. thesis, Saratov, 477 p., (in Russian).

Huntington, SP & Nelson, JM 1976, No easy choice: Political participation in developing countries, Cambridge, 202 p. Kamat, S 2004, 'The privatization of public interest: Theorizing NGO discourse in a neoliberal era', Review of International Political Economy, no. 11 (1), pp. 155-176.

Korten, DC 1987, 'Third Generation NGO Strategies: A Key to People-Centered Development', World Development, vol. 15, pp. 145-159.

Nagel, JH 1970, Participation, New York, 194 p.

'Political Activities of NGOs: International Law and Best Practices' 2009, International Journal of Not-for-Profit Law, vol. 12 (1), pp. 5-44.

Riley, CE, Griffin, C & Morey, Y 2010, 'The case for 'everyday politics': Evaluating neotribal theory as a way to understand alternative forms of political participation, using electronic dance music culture as an example', Sociology, no. 44 (2), pp. 345-363. Ross, MH 1998, 'Political Participation', Cross-Cultural Research for Social Science, Englewood Cliffs, pp. 299-318. Rush, M 1992, Politics and Society, London; New York, 272 p.

Sethi, H 1993, 'Some notes on micro-struggles: NGOs and the state', Asian Exchange Arena Bulletin, vol. 9 (1-2), pp. 73-89. Sheth, DL 1993, 'Politics of Social Transformation: Grassroots Movements in India', The constitutional foundation of world peace, Albany, pp. 275-287.

Verba, S, Schlozman, KL & Brady, H 1995, Voice and equality: civic voluntarism in American politics, Cambridge, 640 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.