О. В. Лагутин
ОСОБЕННОСТИ ПОЛИТИЧЕСКИХ КАРЬЕР В ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ И ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ НА РЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ 1
В статье рассматривается проблема формирования моделей политической карьеры законодателей региональных представительных органов власти. Главная задача исследования — выявление моделей построения политической карьеры у представителей региональных парламентов на основе базовых элементов индивидуальной карьерной политики. Элементами, формирующими карьерную модель политиков, выступают такие наборы признаков, как мотивы индивидуальной карьерной политики, привлеченная ресурсная база для выстраивания карьеры, характер ее конструирования, тип карьерной стратегии. Для решения данной проблемы в работе использовались различные статистические методы обработки данных многомерного характера в статистическом пакете SPSS.
Ключевые слова: политическая карьера, карьерная мотивация, карьерный ресурс, характер конструирования политической карьеры, карьерная стратегия.
Результативность политической модернизации, о которой так много и часто говорят представители высшего руководства государства Российского, зависит от создания механизма выдвижения народа во власть на всех уровнях профессионально мыслящих в категориях национального и государственного развития. Главнейшая задача реформы российской политической системы — создать управленческую модель администрирования конкурентов. Данная проблема заключается в создании реального института «конкурентного федерализма», который предусматривает «передачу полномочий и соответственно источников их финансирования на возможно более низкие уровни власти, которые должны конкурировать друг с другом за продажу социальных услуг населению в обмен на собираемые налоги» (Прохоров, 2002, с.167). При реализации этих замыслов одновременно должно произойти совмещение централизованного и децентрализованного управления, т. е. российское общество подобно западному окажется в двух противоположных фазах — количественного роста и качественного развития, что позволит осуществить инновационный прорыв собственными силами.
© О. В. Лагутин, 2013
1 Работа выполнена в рамках гранта ИНОП «Рекрутирование политических лидеров муниципального и регионального уровня в современной России: проблемы оптимизации и повышения общественно-политической эффективности».
Для решения этих судьбоносных задач требуется тщательное изучение проблем механизма обновления политической элиты. Речь в данном случае идет о принципе кооптации в политическую элиту. Бюрократический тип политической карьеры, а он в современной России является доминирующим, основанный на патрон-клиентских отношениях, ведет к «старению» и дальнейшей деградации элиты. Только включение меритократических принципов построения политической карьеры создаст условия высокой политической эффективности элиты и осуществления модернизационных планов. На сегодняшний день, по словам В. И. Кучумова, определены три основных источника пополнения региональной элиты: администрация регионального и федерального уровня, бизнес, политические партии. Политическое и административное продвижение в большинстве субъектов Федерации обеспечивают не личные качества, а принадлежность к той или иной группе влияния или ее поддержка (Кучумов, 2007, с.150).
Принцип конкурентного федерализма предусматривает сильную и автономную власть на местах, и чтобы он был реализован, необходимо знать, как и каким образом делается политическая карьера в современной России, с какими целями приходят люди в политику. Выявление определенных моделей политической карьеры представителей элит регионального уровня является одной из актуальнейших задач отечественной политической науки. В рамках гранта ИНОП «Рекрутирование политических лидеров муниципального и регионального уровня в современной России: проблемы оптимизации и повышения общественно-политической эффективности» было проведено эмпирическое исследование с использованием глубинных интервью с представителями региональной и местной элиты в девяти регионах страны. В каждом из обследуемых регионов были взяты интервью у десяти респондентов, представляющих разные социально-профессиональные группы.
Цель исследования состояла в определении возможностей и ограничений существующих механизмов развития политической карьеры лидеров местного и регионального уровней в современной России для выявления наиболее перспективных путей совершенствования процессов ротации, обновления и «омоложения» политических элитных групп данных уровней.
Одной из задач исследования являлось структурирование моделей карьеры в зависимости от объективных характеристик профессиональной политической деятельности лидера (административная элита, собственно политическая элита, строящая карьеру в публичном политическом пространстве на основе выборов, политически активная деловая элита и т.д.).
Задачей нашего исследования является выявление моделей построения политической карьеры у представителей региональных парламентов на основе базовых элементов индивидуальной карьерной политики. В качестве элементов, формирующих карьерную модель политиков, выступают следующие наборы признаков: мотивы индивидуальной карьерной политики, привлеченная ресурсная база для выстраивания карьеры, характер ее конструирования, тип карьерной стратегии.
Предполагается, что полученная модель адекватно опишет изучаемый объект, используя характеристики элементов, поведение которых объясняет различные связи, присущие данному объекту (Ожига-нов, 2009, с.13).
Для каждого политика существует определенный набор объективных и субъективных факторов, повлиявших на формирование политической карьеры. Респондентам был предложен следующий набор факторных переменных, которые могут оказать влияние на карьерный рост:
— значимость престижности позиции в обществе для карьеры;
— важность признания среди коллег для успешного карьерного роста;
— роль личных связей в Вашей карьере;
— степень значимости материальных стимулов в Вашей карьере;
— значимость опыта работы для карьерного роста;
— значимость опыта работы в других сферах для карьерного роста;
— значимость отношения руководителя к перспективным сотрудникам для успешного карьерного роста;
— принадлежность к партии для карьеры;
— важность репутации для карьеры.
С помощью метода многомерного шкалирования, результаты которого отображены на диаграмме (рис. 1), распределена степень значимости по девяти вышеупомянутым признакам, выявлены векторы факторных размежеваний у региональных парламентариев в виде двухмерного графического изображения взаимного их расположения. Многомерное шкалирование было построено по индивидуальной матрице для соответствующей социально-профессиональной группы. Чем больше различия между тестируемыми признаками факторно-карьерного размежевания у депутатов в исходной матрице, тем дальше они находятся друг от друга на диаграмме.
Для депутатов региональных парламентов на основе распределения тестируемых объектов по оси абсцисс выделяются две противоположные тенденции развития карьеры региональных законодателей — «корпоративная ориентация» и «ориентация на общественное признание». Правый вектор включает переменные
«значимость опыта работы в других сферах для карьерного роста», «степень значимости материальных стимулов в Вашей карьере», «принадлежность к партии для карьеры», «роль личных связей в Вашей карьере». Для депутатов, сориентированных к данному вектору развития карьеры, приоритетны опыт, а следовательно, и связи с предыдущими сферами профессиональной деятельности, интересы которых они могут представлять в региональном парламенте. Для них же характерны ставка на личные связи для карьерного роста, высокая степень материальных стимулов в работе и принадлежность к конкретной политической партии.
Левый вектор факторной направленности включает депутатов, развитие карьеры которых зависит от общественного признания среди своих коллег, избирателей и общественности в целом. Также для этой категории законодателей делается ставка на высокую репутацию и поддержку вышестоящего руководства.
Euclidean distance model Социально-профессиональный статус: депутат регионального парламента
1,5
1,0
о
с 0,0
ш
Е
Ь -0,5 -1,0 -1,5
v78 О v72,1 п v59 О v79 О v58 v74
v68 О v71 О v67
-3-2-1 0 1 2
Dimension 1
Рис. 1. Модель развития карьеры для депутатов региональных парламентов v58 — значимость престижности позиции в обществе для карьеры; v59 — важность признания среди коллег для успешного карьерного роста; v67 — роль личных связей в Вашей карьере;
v68 — степень значимости материальных стимулов в вашей карьере;
v71 — значимость опыта работы для карьерного роста;
v72.1 — значимость опыта работы в других сферах для карьерного роста;
v74 — значимость отношения руководителя к перспективным сотрудникам
для успешного карьерного роста; v78 — принадлежность к партии для карьеры; v79 — важность репутации для карьеры.
Таким образом, из представленного перечня признаков, влияющих на построение политической карьеры, сгенерированы два фактора, указывающих на предрасположенность депутатов на инструментальный выбор построения политической карьеры: либо в сторону корпоративной ориентации, либо с акцентом на общественном признании.
Изучение вопросов мотивации политической карьеры у представителей различных элитных групп является важной содержательной частью любого исследовательского проекта, изучающего проблемы рекрутирования политической элиты. Региональные парламентарии — это специфический вид политической элиты, имеющей свои характеристические особенности в процессе конструирования политической карьеры.
Для данной проблемы используем процедуру факторного анализа для выявления новых признаков, характеризующих мотивацию прихода во власть. Для этой задачи в обработку были включены следующие переменные:
— мотивы смены работы — внешние политико-экономические события;
— мотивы смены работы — личные взгляды, убеждения;
— мотивы смены работы — личные обстоятельства;
— мотивы смены работы — рекомендации других лиц;
— влияние политико-экономических событий на карьеру;
— рекомендация других лиц для карьерного роста;
— влияние событий — личных обстоятельств на карьеру;
— влияние личных взглядов, убеждений на карьеру.
Первые четыре признака характеризуют мотивацию для респондентов, рассматривающих возможность смены профессиональной деятельности, а последние четыре признака свойственны респондентам, уже осуществившим смену своей деятельности.
В табл. 1 представлена матрица, полученная методом главных компонент с использованием ортогонального вращения.
Результатом факторного анализа явилось получение четырех новых признаков латентного характера. Интерпретация полученных четырех мотивационных факторов приведена ниже.
Фактор 1 — «Рекомендация как инструмент построения карьеры» формируется для политиков, которые для построения политической карьеры уже использовали рекомендации других лиц под влиянием личных обстоятельств. Также в случае влияния разного рода событий с перспективой смены работы они используют в первую очередь рекомендации других лиц.
Фактор 2 — «Влияние внешнего политико-экономическое фактора на карьерный рост» характеризуется подверженностью влияния событий
политико-экономического свойства на выстраивание карьерной стратегии с возможностью смены сферы профессиональной деятельности.
Таблица 1. Мотивация построения карьерных стратегий
Матрица повернутых компонента
Компонента
1 2 3 4
Мотивы смены работы — рекомендации других лиц ,774
Влияние событий — личных обстоятельств на карьеру ,749
Рекомендация других лиц для карьерного роста ,651
Мотивы смены работы — внешние политико-экономические события ,831
Влияние политико-экономических событий на карьеру ,788
Влияние личных взглядов, убеждений на карьеру ,836
Мотивы смены работы — личные взгляды, убеждения ,687
Мотивы смены работы — личные обстоятельства ,920
Примечание:
Метод выделения: Анализ методом главных компонент. Метод вращения: Варимакс с нормализацией Кайзера. а. Вращение сошлось за 5 итераций.
Фактор 3 — «Личные взгляды (убеждения) как мотив смены сферы профессиональной деятельности» формируется для той части политиков, которая не только рассматривала возможность смены работы по личным обстоятельствам, убеждениям, но и реализовала данный мотив в своей карьерной практике.
Фактор 4 — «Личные обстоятельства как причина смены сферы профессиональной деятельности» формируется для респондентов, которые рассматривали смену места своей работы под влиянием событий — личных обстоятельств.
Таким образом, для региональных парламентариев свойственны четыре мотива «прихода» в политику — это рекомендации других лиц; комплекс политико-экономических событий, повлиявших на новый профессиональный выбор; личные убеждения; личные обстоятельства.
Следующим элементом карьерного роста является ресурсная база регионального депутатского корпуса. Здесь необходимо указать: для респондентов были предложены признаки, которые так или иначе уже сыграли роль ресурса для достижения настоящего политического ста-
туса. Для выявления видов ресурсов, способствующих карьерному росту, также была использована процедура факторного анализа на основе следующих изначальных признаков:
— помогали ли в Вашей карьере рекомендации?
— помогали ли в Вашей карьере знакомства?
— помогала ли в Вашей карьере репутация?
— помогали ли в Вашей карьере знания?
— помогал ли в Вашей карьере опыт?
В табл. 2 представлена матрица полученная методом главных компонент с использованием ортогонального вращения.
Таблица 2. Ресурсы, способствующие карьерному росту
Матрица повернутых компонента
Компонента
1 2
Помогал ли в Вашей карьере опыт? ,769
Помогали ли в Вашей карьере знания? ,738
Помогали ли в Вашей карьере знакомства? ,706
Помогала ли в Вашей карьере репутация? ,873
Помогали ли в Вашей карьере рекомендации? ,512 ,681
Примечание:
Метод выделения: Анализ методом главных компонент. Метод вращения: Варимакс с нормализацией Кайзера. а. Вращение сошлось за 3 итераций.
В ходе обработки данных были получены два следующих фактора:
Фактор 1 — «Профессиональный капитал и связи» сформирован на основе таких признаков, как личный профессиональный опыт и знания, которые оказали помощь в построении карьеры. Третий по значимости признак в данном факторе — «знакомства» подразумевает наличие личностных связей — профессиональных, дружеских, которые сформированы в течение предыдущего карьерного пути и очень тесно коррелируют с опытом как карьерным ресурсом.
Фактор 2 — «Символический капитал и связи» сформирован на таких внешних факторах, которые способствовали построению карьеры как рекомендации, репутация.
Важное значение в политической деятельности имеет характер выстраивания карьерного пути, другими словами — характер карьерной стратегии.
Для выявления характера конструирования карьеры были построены пять факторов на основе следующих признаков:
— использование внешних ресурсов;
— практика неформальных связей;
— благоприятная карьерная среда;
— членство в клубах как фактор успешной карьеры;
— лояльность партии как фактор успешной карьеры;
— использование опыта работы в других сферах;
— опыт работы как фактор успешной карьеры;
— ставка на лидерские качества;
— использование семейного капитала;
— использование родительского капитала;
— укорененность как фактор успешной карьеры;
— комбинация горизонтального и вертикального типов карьеры;
— специализация как фактор успешной карьеры;
— высокий уровень самооценки;
— возраст вхождения в политику.
В табл. 3 представлена матрица, полученная методом главных компонент с использованием ортогонального вращения.
Фактор 1 — «Корпоративность» складывается на основе профессионального опыта как такового, и в других (помимо политической) сферах. Высокая степень корреляции с переменной «специализация» придает этому фактору корпоративный характер.
Фактор 2 — «Опора на благоприятную внешнюю институциональную карьерную среду» формируется комбинацией таких признаков, как наличие внешних ресурсов, неформальных связей, благоприятной карьерной среды, лояльности политической партии.
Фактор 3 — «Опора на семейный-родительский капиталы».
Фактор 4 — «Ступенчато-центростремительный характер карьеры» формируется для политиков, входящих в неформальные клубы и использующих комбинацию горизонтально-вертикальных типов карьеры.
Фактор 5 — «Возраст вхождения в политику» сформирован одноименной переменной, которая получила слабую корреляцию с другими характеристическими признаками. Для пояснения данного фактора приведем ниже диаграмму 2 одномерного распределения частот по переменной «Необходимое время для успешной карьеры», из которой видно, что более четверти депутатов считают возможным достижение успехов в карьере от 5 до10 лет работы на политическом поприще. А 50% депутатов считают, что политическую карьеру можно сделать после 10 лет политико-профессиональной деятельности. Однако чуть более 20% респондентов считают, что карьеру в политике необходимо делать быстро, не задерживаясь более пяти 5 лет на одном месте, и желательно в молодом возрасте. Только тогда карьеру можно назвать успешной.
Таблица 3. Характер конструирования карьеры
Матрица повернутых компонент1
Компонента
1 2 3 4 5
Использование опыта работы в других сферах ,897
Специализация как фактор успешной карьеры ,812
Опыт работы как фактор успешной карьеры ,728
Ставка на лидерские качества ,589 ,574
Укорененность как фактор успешной карьеры -,516 ,437
Использование внешних ресурсов ,880
Практика неформальных связей ,751 ,412
Лояльность партии как фактор успешной карьеры ,682 ,435
Благоприятная карьерная среда ,591
Высокий уровень самооценки ,500 -,569
Использование семейного капитала ,934
Использование родительского капитала ,926
Членство в клубах как фактор успешной карьеры ,921
Комбинация горизонтального и вертикального типов карьеры ,751
Возраст вхождения в политику ,883
Примечание:
Метод выделения: Анализ методом главных компонент. Метод вращения: Варимакс с нормализацией Кайзера. а. Вращение сошлось за 7 итераций.
Полученные выше факторы можно причислить к определенным тактикам, использование которых позволяет достигать карьерного роста, и как любая тактика имеет дело с настоящим временем. Депутатская деятельность — это четко фиксированный срок, после которого политику необходимо делать выбор будущего, то есть выстроить стратегию своей карьеры. Каждый политик имеет пределы своего ви-
до 3 лет от 3 до 5 лет от 5 до 10 лет более 10 лет
Рис. 2. Необходимое время для успешной карьеры
дения будущей карьеры, и в зависимости от этих пределов строится карьерная стратегия в политике.
Для выявления типов карьерных стратегий были задействованы следующие признаки:
— достигнутый статус респондента как «трамплин» карьерного роста;
— связываете ли Вы будущее с политико-административной деятельностью?
— наличие планов по окончании карьеры;
— наличие профессиональной альтернативы;
— наличие потенциала у респондента для карьеры в «большой политике»;
— успешный, состоявшийся ли Вы человек?
В табл. 4 представлена матрица, полученная методом главных компонент с использованием ортогонального вращения.
Фактор 1 — «Перспективный политик» характеризует категорию респондентов, связывающих свое будущее с политико-административной деятельностью на федеральном уровне, рассматривающих свой достигнутый статус как «трамплин» для карьерного роста, т. е. имеющих четкие политико-карьерные планы.
Фактор 2 — «Бесперспективный политик» характеризует категорию респондентов, не связывающих свое будущее с политико-административной деятельностью, имеющих планы по окончании данного вида карьеры с наличием профессиональной альтернативы.
Таблица 4. Типы карьерных стратегий
Матрица повернутых компонента
Компонента
1 2 3
Достигнутый статус респондента как «трамплин» карьерного роста ,835
Связываете ли Вы будущее с политико-административной деятельностью? ,792
Наличие профессиональной альтернативы ,843
Наличие планов по окончании карьеры ,798
Успешный, состоявшийся ли Вы человек? -,836
Наличие потенциала у респондента для карьеры в «большой политике» ,663
Примечание:
Метод выделения: Анализ методом главных компонент. Метод вращения: Варимакс с нормализацией Кайзера. a. Вращение сошлось за 5 итераций.
Фактор 3 — «Потенциальный политик» характеризует категорию респондентов, которые считают себя не вполне успешными и состоявшимися людьми, но обладающими немалым потенциалом для вхождения в «большую политику». Четких планов данного уровня карьеры нет, но они рассматриваются.
На диаграмме рис. 3 выполнена трехмерная процедура рассеяния, где представлены диспозиции парламентариев исследуемых 9 регионов относительно трех осей координат, на каждую из которых был положен определенный тип карьерной стратегии. Оси Х соответствует фактор «перспективный тип карьеры», оси Y — «бесперспективный тип карьеры», оси Z — «потенциальный тип карьеры». Согласно этой диаграмме, можем наблюдать, что для парламентариев Кубани характерен чистый тип стратегии «перспективного политика», чистый тип карьерной стратегии «бесперспективного политика» относится к депутатам парламентов Ленинградской области, Омска, Республики Татарстан, Воронежской области. Смешанный тип «потенциаль-ный»/«бесперспективный» характерен для депутатов Перми, Санкт-Петербурга, Республики Коми, Алтайского края.
Таким образом, результаты построения представленных выше факторных матриц дают нам возможность определиться с элементами моделей построения политической карьеры. Эти элементы включают в себя:
1) мотивы карьеры;
2) карьерный ресурс;
3) характер конструирования карьеры;
4) тип карьерной стратегии.
□ Депутат о Депутат 0 Депутат ^ Депутат
* Депутат О Депутат
* Депутат О Депутат Ж Депутат
регионального регионального регионального регионального регионального регионального регионального регионального регионального
парламента СПб парламента Татарстан парламента Коми парламента Воронеж парламента Ленобласть парламента Алтай парламента Пермь парламента Кубань парламента Омск
преспекгивныи тип карьеры
потенциальным тип карьеры
Рис. 3. Региональное распределение депутатов по типам карьерных стратегий
Полученные типы карьерных стратегий возьмем за центральные элементы в построении моделей, поскольку именно стратегическое мышление конкретного политика действует в пределах расширения его цели и возможностей.
Теперь построим кластерный анализ с первыми тремя группами элементов поочередно. На дендрограмме рис. 4 представлены результаты кластерного анализа, где по мере близости и удаленности расположились мотивационные факторные переменные с выявленными в ходе факторного анализа типами карьерных стратегий.
Из дендрограммы рис. 4 видно, что такой инструмент построения карьеры, как рекомендация других лиц, явился главным мотивацион-ным фактором построения политической карьеры для респондентов, относящихся к «потенциальному» и «бесперспективному» типам карьерной стратегии, а в случае представленной возможности дальнейшего карьерного роста данные типы политиков будут в качестве основного мотива использовать рекомендации других лиц. Для респондентов, относящихся к «перспективному» типу карьерной стратегии, в качестве мотива смены сферы профессиональной деятельности выступают личные взгляды (убеждения), т. е. в плане мотивации этот тип политика выбрали по призванию и вполне осознанно.
РАС2_4 2
Дендрограмма с использованием метода межгрупповых связей Объединение кластеров по масштабированному расстоянию
10
15
-I-
20
РАС1 1 4
РАСЗ_4 3
> РАС1_4 1
РАСЗ_1 б
РАС2_1 5
РАС4_1 7
Рис. 4. Типы карьерных стратегий и мотивы выбора политической деятельности
FAC3_4 — «Потенциальный политик»; FAC1_1 — рекомендация как инструмент построения карьеры; FAC1_4 — «Перспективный политик»; FAC2_1 — влияние внешнего политико-экономическое фактора на карьерный рост; FAC2_4 — «Бесперспективный политик»; FAC3_1 — личные взгляды (убеждения) как мотив смены сферы профессиональной деятельности; FAC4_1 — Личные обстоятельства как причина смены сферы профессиональной деятельности.
На дендрограмме рис. 5 представлены результаты кластерного анализа, где по мере близости и удаленности расположились ресурсные факторные переменные с выявленными типами карьерных стратегий.
Результаты кластерного анализа показывают, что для карьерной стратегии «Потенциальный политик» характерно использование профессионального капитала и связей в качестве ресурса для карьерного роста. Для карьерной стратегии «Перспективный политик» характерно использование символического капитала в качестве ресурса. Тип карьерной стратегии «Бесперспективный политик» не образовал совместное кластерное объединение с каким-либо видом ресурса, но все-таки находится ближе к символическому виду капитала.
расз 4 з
Дендрограмма с использованием метода межгрупповых связей Объединение кластеров по масштабированному расстоянию
10
-и
15
-и
20
-и
25
-и
РАС1_2 4
> РАС1 4 1
РАС2_2 5
РАС2_4 2
Рис. 5. Типы карьерных стратегий и вид ресурсного капитала
FAC3_4 — «Потенциальный политик»; FAC1_2 — профессиональный капитал и связи; FAC1_4 — «Перспективный политик»; FAC2_2 — символический капитал и связи; FAC2_4 — «Бесперспективный политик».
На дендрограмме рис. 6 представлены результаты кластерного анализа, где по мере близости и удаленности расположились факторы конструирования карьеры с типами карьерных стратегий.
По результатам анализа для респондентов, относящихся к «потенциальному» типу карьерной стратегии, конструирование карьеры основано на семейном/родительском капитале при условии благоприятной внешней институциональной карьерной среды. Для респондентов, относящихся к «бесперспективному» типу карьерной стратегии, характерна ставка на возрастной критерий. Для «перспективных» политиков свойственен ступенчато-центростремительный характер карьеры.
Теперь дадим характеристику моделей политической карьеры, которые были получены в ходе факторного и кластерного анализов.
Дендрограмма с использованием метода межгрупповых связей Объединение кластеров по масштабированному расстоянию
РАС5 3 8
РДС4_3 7
10
-и
15
-и
0
2
РАС1_4 1
>
РАС3_4 3
РАС3_3 6
РАС2_3 5
РАС1_3 4
Рис. 6. Типы карьерных стратегий и особенности конструирования политической карьеры FAC3_4 — «Потенциальный политик»; FAC5_3 — возраст вхождения в политику; FAC1_3 — корпоративность; FAC1_4 — «Перспективный политик»; FAC2_3 — благоприятная внешняя институциональная карьерная среда; FAC2_4 — «Бесперспективный политик»; FAC3_3 — опора на семейный/родительский капиталы; FAC4_3 — ступенчато-центростремительный характер карьеры.
Первая модель («Профессиональный политик») характерна для депутатов, которые выбрали политику как профессию, имеющих планы на будущее и свою персональную политическую карьерную стратегию. Региональный уровень для них является промежуточным карьерным звеном, и настоящий социально-профессиональный статус они рассматривают как «трамплин» в большую политику. Основным мотивом прихода в политику были личные убеждения, что может говорить о выборе политической деятельности по призванию. Для избрания депутатом регионального парламента был использован символический ресурсный капитал, вполне характерный для публичной политики, — это репутация среди коллег и общественное признание,
плюс рекомендация как внешний инструмент, способствующий вхождению во власть. Другими славами, этот тип депутатов обладает авторитетом и поддержкой в «своей» элитарной группе и электоральной. «Ступенчато-центробежный» характер конструирования карьеры не только совмещает элементы вертикальной и горизонтальной карьеры, но и имеет скрытый характер, предполагающий динамичное продвижение к властному «центру».
Вторая модель («Политик-специалист») политической карьеры свойственна для политиков, пришедших во власть по рекомендации и при поддержке каких-либо политических сил — это явилось для них ключевым мотивом смены своей деятельности. В качестве ресурсной базы для построения политической карьеры ими используется профессиональный капитал, т. е. определенный набор знаний, профессиональная квалификация и опыт. Также здесь следует добавить, что связи корпоративного характера с прежнего места работы или сферы общественной деятельности могут выступать в качестве организационного ресурса. Характер конструирования политической карьеры основан на использовании благоприятной внешней институциональной карьерной среды, т. е. привлечение неформальных связей, поддержка конкретной политической партии, патронаж вышестоящего руководства как к перспективному сотруднику. Для достижения своей цели данная категория политиков использует комбинацию родительского и (или) семейного капиталов. Политическая карьера рассматривается в данном случае как одна из ключевых профессиональных альтернатив. В политику эти депутаты попадают по воле сложившихся обстоятельств посредством рекомендаций, т. е. в отличие от депутатов, относящихся к модели «Перспективный политик» они не ставили изначально конкретных целей осуществить карьерный прорыв в политической сфере. Также их карьерная стратегия имеет по большому счету среднесрочный характер, так как эти депутаты имеют существенный потенциал для перехода в «большую политику», но четких планов дальнейшей политической деятельности у них либо нет, либо очень «размыты». Они готовы и дальше заниматься политикой, если для этого будут благоприятные обстоятельства и возможности, и всегда имеют возможность вернуться на прежнее место работы или сделать карьеру вне политики, т. е. профессиональная альтернатива как запасной аэродром у данной категории депутатов всегда есть в наличии.
Третья модель («Случайный политик») формируется депутатами, пришедшими во власть по воле случая. Они не имеют планов на предмет дальнейшей деятельности в политической сфере, как собственно и соответствующего потенциала для «большой политики», однако имеют четкие планы по окончании политической карьеры. Основным
мотивом смены работы и прихода в политику является, как и в предыдущей модели, рекомендация. Символический вид карьерного ресурса выражен в наличии общественного признания и соответствующей репутации, что и послужило основной базой политической победы на выборах. Также для данной модели свойственен корпоративный характер конструирования карьеры, т. е. ставка на профессиональную специализацию предыдущего места работы.
Из всех респондентов, представляющих региональные парламенты, редко встречаются депутаты с карьерными моделями «Профессиональный политик» и «Случайный политик», а модель «Политик-специалист» наиболее широко распространена. Причем иногда модели «Случайный политик» и «Политик-специалист» имеют свойство пересекаться, так как депутаты, относящиеся к этим моделям, имеют идентичный мотив смены основной профессиональной деятельности на политическую, и краткосрочную или среднесрочную карьерную стратегию, что говорит о пассивном характере ее выстраивания в отличие от сторонников модели «Профессиональный политик».
Литература
Кучумов В.И. Особенности формирования региональных элит в современной Рос-сии//Известия РГПУ им. А.И. Герцена. СПб., 2007. С. 144-150 (Kuchumov V.I. Peculiarities of the formation of the regional elites in the modern Russia//News-RGPU. A.I. Herzen. St. Petersburg, 2007. P. 144-150).
ПрохоровА.П. Русская модель управления. М., ЗАО «Журнал Эксперт», 2002. 383 с. (ProkhorovA.P. The Russian management model. M., ZAO «Expert Journal», 2002. 383 p.).
Ожиганов Э.Н. Моделирование и анализ политических процессов. М.: РУДН, 2009. 189 с. (Ozhiganov E.N. Modeling and analysis of political processes. M.: RUDN, 2009. 189 p.).