Научная статья на тему 'Особенности пограничной политики России в Азиатско-Тихоокеанском регионе'

Особенности пограничной политики России в Азиатско-Тихоокеанском регионе Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
97
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АЗИАТСКО-ТИХООКЕАНСКИЙ РЕГИОН / ASIA-PACIFIC REGION / ПОГРАНИЧНАЯ ПОЛИТИКА / BORDER POLICY / ПОГРАНИЧНОЕ ПРОСТРАНСТВО. / BORDER DOMAIN

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Ревякина Марина Александровна

В статье автор рассматривает особенности пограничной политики России в АТР. Раскрываются во-просы межгосударственного сотрудничества Российской Федерации с ведущими странами АТР в области пограничной политики, выявляются угрозы безопасности страны на государственной границе и пригранич-ных территориях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The author of the article deals with the specifics of the Russian border policy in the Asia-Pacific region. The issues of international cooperation of the Russian Federation with the leading coun-tries of the Asia-Pacific region in the field of border policy are analysed; the threats to the security of the country along the state border and in neighbour-ing areas are presented.

Текст научной работы на тему «Особенности пограничной политики России в Азиатско-Тихоокеанском регионе»

Особенности пограничной политики России в Азиатско-Тихоокеанском регионе

В эпоху глобализации возрастает роль стран Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР), который представлен на политической карте мира такими центрами силы, как США, Китай, Япония и Россия. Возросший политический, экономический, военный и демографический потенциал данных государств обусловливает необходимость переоценки представлений о дальнейшем векторе развития и взаимодействия государств региона как в условиях диалога, так и возможного конфликта цивилизаций. Именно в современных условиях народы, государства все более дифференцируются по этноконфессиальному и культурному признаку.

Об этом свидетельствует научные изыскания американского социолога, профессора С. Хантингтона, который в 1993 г. определил, что в нарождающемся мире после окончания «холодной войны» основным источником конфликтов будет уже не идеология и не экономика, а культура. Согласно его точке зрения наиболее значимые конфликты глобальной политики будут разворачиваться между нациями и группами, принадлежащими к разным цивилизациям, а столкновение цивилизаций станет доминирующим фактором мировой политики1. При этом само понятие «цивилизация» С. Хантингтон определяет как «культурную общность» и «культурную идентичность» людей, делает упор на субъективную самоидентификацию людей.

В этих условиях особое значение приобретает проблема обеспечения безопасности и защиты национальных интересов России в Дальневосточном регионе, который находится на стыке нескольких цивилизаций. Это во многом предопределяет особенности проведения здесь пограничной политики. Несмотря на достаточно большое количество научных и публицистических работ по данной проблематике сегодня, с учетом реалий

1С:\и8еге\р\Ве8кор\СтатьяСэмюэльХантингтон_Оголкновение цивилизаций_.mht (дата обращения:

18.04.2011).

глобализации, актуализируется вопрос о нейтрализации угроз и вызовов пограничной безопасности России в АТР.

По мнению позиции автора угрозы безопасности России в ее пограничном пространстве определяются:

- усилением соперничества за лидерство в регионе между США, Японией и Китаем, возрастающей потребностью последних в земельных и сырьевых ресурсах российского Дальнего Востока и Приморья;

- наличием территориальных притязаний со стороны Японии к России и Китаю;

- ростом трансграничной преступности;

- усилением демографической экспансии со стороны КНР;

- оттоком населения приграничных российских территорий, что обусловлено их слабым социально-экономическим развитием как по сравнению с европейскими территориями страны, так и приграничными регионами сопредельных стран.

В АТР сохраняется острое соперничество трех ведущих центров силы (США, Китай, Россия) за влияние. Учитывая эту геополитическую данность, России необходимо усилить свои позиции в регионе, проведя модернизацию и повысив свою конкурентоспособность как одного из региональных центров, обеспечить защиту своих интересов. Ослабление позиций может привести к ограничению ее возможностей по отстаиванию своих интересов в региональном пограничном пространстве, а также нарастанию экономического, военного, демографического и культурно-религиозного давления других государств. Следует отметить, что все более влиятельным «игроком» в АТР выступает Китай со стремительно развивающимся экономическим, военным и, безусловно, демографическим потенциалом, что во многом определяет особенности российской пограничной политики на Дальнем Востоке и в Приморье.

Рост влияния КНР в АТР очевиден. Несмотря на сохраняющуюся гегемонию США как единственной сверхдержавы Китай уже длительное

время проводит самостоятельную, неподконтрольную США международную политику. Развитие стратегических отношений нашей страны с Китаем является приоритетным для Дальневосточного региона и имеет долгосрочные перспективы. Политические позиции руководства стран по ключевым мировым проблемам совпадают, что не редко идет в разрез с интересами США и их союзников. На азиатских площадках Россия для Китая - естественный союзник против роста гегемонизма и диктата одной страны. Как известно, в перспективе у США создание в регионе американской системы ПРО, что это сближает Москву и Пекин в их обоюдном стремлении сохранить сложившийся стратегический баланс в АТР, противостоять политическому и военному давлению США.

Вместе с тем российско-китайские отношения не столь безпроблемны как это может показаться на первый взгляд. Россия и Китай имеют самую большую общую границу в рассматриваемом регионе, что не может не сказываться на пограничной политике обоих государств. Китай находится в стадии динамичного развития и последовательно превращается в ядерную сверхдержаву с мощным военно-экономическим потенциалом и неограниченными людскими ресурсами, что позволит ему оказывать решающее влияние на развитие военно-политической обстановки в мире и в первую очередь в АТР. В китайской пограничной политике по отношению к Российской Федерации доминирующим остается стремление к получению односторонних выгод и преимуществ, особенно в военно-политической и экономической областях.

Усиливается давление со стороны Китая на приграничные российские территории. Сегодня на китайской территории проживает 1,34 млрд. человек, что составляет почти четверть населения планеты1. Плотность населения Китая на территориях, прилегающих к границам России, неуклонно растет. Только в двух провинциях, расположенных у российских границ на Дальнем Востоке, проживает 141 млн. человек, а население самого Дальнего Востока

1 URL: http://www.rosbalt.ru/ (дата обращения: 05.05.2011).

около 6 млн. человек 1 . Учитывая экономические проблемы России, незаселенность ее приграничных территорий, это является благоприятным условием для решения Китаем своих исторически сложившихся демографических, территориальных и экономических проблем.

Процесс заселения китайцами указанных российских территорий уже в настоящее время является мало контролируемым и отчасти приобретает массовый характер. Согласно различным экспертным оценкам, в Сибири и на Дальнем Востоке России в результате такой «тихой экспансии» сегодня проживает от 400 тыс. до 1 млн. китайце . Это создает реальные предпосылки для возникновения конфликтной ситуации и возможной попытки со стороны Китая разрешить ее силовыми методами.

При этом просматривается лояльная пограничная политика России в отношении с КНР. Руководство страны, проводя добрососедскую политику, идет на уступки Китаю в решении спорных территориальных вопросов, возможно, упуская при этом стратегические приоритеты. Об этом, в частности, свидетельствуют последние события, связанные с передачей КНР островов Тарабаров и Большой Уссурийский, что разогревает территориальный «аппетит» у китайцев, и соответственно негативно сказывается на обеспечении безопасности Российского государства в пограничной сфере. Нельзя также не отметить, что на сегодняшний день КНР имеет возможность (согласно ст. 2 Протокола между Правительством РФ и Правительством КНР о плавании судов из р. Уссури в р. Амур) прохода военных судов в непосредственной близости от города Хабаровска -

-5

столицы Дальневосточного федерального округа .

Слабое экономическое и социальное развитие приграничных территорий Дальнего Востока заметно ослабляет позиции России в АТР, негативно отражается на темпах интеграции страны в мировое экономическое

1 URL: http://www.apn.ru/publications/article19835.htm (дата обращения: 05.05.2011).

2 URL: http://www.<

3 URL: обращения:20.04.2011).

2 URL: http://www.apn.ru/publications/article19835.htm (дата обращения: 05.05.2011).

3 URL: http://www.analysisclub.ru/index.php?page=chna&art=1886" (дата

сообщество, способствует «сползанию» на задворки глобализационных процессов. Отсутствие работы, развитой социальной инфраструктуры в приграничье способствует оттоку местного населения при демографическом и экономическом давлении со стороны соседнего государства. Создается потенциальная угроза территориальной целостности России. Руководитель Пограничной службы ФСБ России генерал армии В.Е. Проничев, учитывая в этой связи неблагоприятные демографические реалии с российской стороны, в выступлении перед членами Совета Федерации отметил, что если не принять мер по развитию приграничных районов, огромная территория вдоль государственной границы может оказаться незаселенной1. Таким образом, разность демографических потенциалов по обе стороны российско-китайской границы становится весомым геополитическим фактором, который оказывает самое непосредственное влияние на пограничную политику России в АТР.

Исходя из того, что в общественном мнении населения КНР по-прежнему присутствуют стереотипы, связанные с существованием пограничной проблемы в российско-китайских отношениях, не исключена возможность, что по мере роста населения, укрепления экономического и военного потенциалов территориальные претензии к России вновь станут частью официальной политики Пекина.

Гипотетически можно представить, что в случае дальнейшего ослабления нашей страны и при возникновении кризисной ситуации в двусторонних отношениях КНР может пойти на ввод своих вооруженных сил на территорию Российской Федерации под предлогом защиты безопасности и интересов, проживающих на Дальнем Востоке китайцев, количество которых с каждым годом увеличивается. При этом Китай, возможно, будет преследовать такие цели, как захват отдельных районов и установление контроля над стратегически важными коммуникациями. На этот счет отечественный ученый Е. Евдокимов прогнозирует: «... увеличится демографическое присутствие китайцев, причем не только в районах Сибири

1 Главный пограничник России озабочен коммерческой экспансией Китая на Дальнем Востоке. URL: http: // primamedia.ru/about/?a=251&s=1 (дата обращения: 18.04.2011).

и Дальнего Востока, но и в европейской части страны, возникнет прокитайское лобби в органах власти субъектов Федерации, а позже - и на федеральном уровне» 1 . Отечественный исследователь, анализируя возможности КНР реализовать свои интересы за счет России военными средствами, указывает: «Китай уже обладает абсолютным превосходством над Россией в обычных силах. Совокупность демографических, географических, транспортных, экономических, психологических и чисто военных факторов, складывающаяся в пользу Китая, сводит на нет его нынешнее отставание от России в техническом уровне оснащенности армии. Если китайцы атакуют российский Дальний Восток или Сибирь, сдержать эту атаку конвенциональными средствами Москва не сможет. ...сдержать Китай можно только ядерными средствами, причем даже не тактического, а стратегического уровня»2.

Однако следует признать, что утверждать об агрессивном характере военной стратегии Китая пока преждевременно. Да и Россия, исходя из геополитической ситуации в мире, ни сегодня, ни завтра, ни в более отдаленном будущем, не может позволить себе иметь Китай в качестве враждебного соседа или потенциального врага.

Российская стратегия выстраивается с учетом комплекса задач и мотиваций, связанных с необходимостью ускоренного развития Дальневосточного региона страны. Одна из проблем заключается в том, чтобы построить партнерские взаимовыгодные отношения с сопредельными странами и прежде всего с их приграничными территориями. Это будет способствовать выводу региона из экономического тупика. Такого рода отношения важны, в первую очередь, с Китаем, который последовательно превращается в лидера мировой экономики.

В данный момент спорные пограничные проблемы между Россией и КНР в основном разрешены. Отношения между двумя странами развиваются

1 Евдокимов А.Л. Военно-техническое сотрудничество РФ с КНР в контексте проблем обеспечения национальной безопасности РФ // Материалы конференции «Проблемы внутренней безопасности России в ХХ! веке» / Научный ред. А.А. Прохожев. М., 2003, с. 20.

2 Там же.

на основе поддержания стратегического партнерства и сохранения стабильности на российско-китайской границе, укрепления приграничных связей. Для создания благоприятной атмосферы в двусторонних отношениях в Москве был подписан Договор о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве между странами от 16 июля 2001 г. К наиболее существенным договоренностям необходимо отнести отказ сторон от угрозы применения друг против друга ракетно-ядерного оружия. Отмечена необходимость борьбы с терроризмом, сепаратизмом и религиозным экстремизмом. Документ отразил общее стремление России и КНР содействовать становлению многополярного мира.

В условиях глобализации национальные границы государств оказываются менее устойчивыми и могут изменяться под воздействием геополитических реалий. Вместе с тем государственный суверенитет продолжает иметь первостепенное значение. Принципиально важно, что Россия и Китай признают нерушимость границ, защиту целостности территории как один из основных принципов международных отношений, чтобы единство взглядов отвечало общественным и государственным интересам обеих стран, способствовало решению взаимных пограничных проблем.

Одним из мировых центров, с которым Россия граничит в АТР, является Япония. К окончанию холодной войны данное государство превратилась в экономическую супердержаву, превосходящую любую европейскую страну и способную на равных соперничать в сфере экономики с США. В настоящее время Япония - асимметричная держава, поскольку ее экономическая мощь не соответствует ее военному и политическому влиянию. Но она располагает возможностями для существенного увеличения военных расходов. О растущих политических амбициях свидетельствуют ее претензии на место в Совете Безопасности ООН в качестве постоянного члена.

Американо-японский союз в АТР остается достаточно прочным, проводится консолидированная политика по отношению к России, в том числе по военным вопросам и вопросам пограничного размежевания. Американская администрация солидарна с Японией в ее территориальном споре с нашей страной.

Возможно констатировать, что российско-японские отношения во многом определяются проблемами и противоречиями прошлой эпохи. Не ликвидированы принципиальные вопросы на пути их нормализации: территориальные притязания, отсутствие мирного договора по итогам Второй мировой войны. Также остро стоит вопрос разграничения территориального моря в международно-правовом отношении, поскольку государственная граница между Россией и Японией на море не оформлена, что осложняет реализацию пограничной политики нашей страны в регионе. При этом следует отметить, что в качестве основного условия для подписания мирного договора с Россией японская сторона по-прежнему выдвигает требование о передаче ей четырех островов Курильской гряды. Две страны продолжают поиск решения существующей территориальной проблемы, развивают сотрудничество в различных сферах, включая гуманитарную, что позволяет создать обстановку благоприятную для решения спорных проблем в будущем. Самое главное, что предпосылки для этого имеются.

Будет ошибочно не отметить, что к началу XXI в. российско-японские отношения достигли наиболее высокого уровня за всю историю. Они развиваются в различных сферах. Определенный импульс их развитию придал визит Президента Российской Федерации В.В. Путина в Японию в 2000 г. , когда была подписана «Программа углубления сотрудничества в торгово-экономической области между Российской Федерацией и Японией». В ней была подтверждена позиция обеих сторон о необходимости установления долгосрочных контактов в торгово-экономической области, изложены направления дальнейшего долгосрочного партнерства на основе

доверия и взаимной выгоды. Так, в Программе нашли отражение вопросы совместной борьбы с загрязнением окружающей среды и использования биоресурсов, модернизации транспортной инфраструктуры между странами, а также расширения сотрудничества на региональном уровне в районах Дальнего Востока1.

Немаловажное значение для улучшения межгосударственных отношений России и Японии имеет расширение гуманитарных и культурных обменов: между парламентариями, предпринимателями, учеными, журналистами, деятелями культуры, представителями отдельных регионов. Как представляется, именно культурные обмены способствуют повышению интереса народов друг к другу, активизации сотрудничества в различных сферах. В целом можно сказать, что для строительства новых российско-японских отношений в XXI в. необходимо делать последовательные взаимные шаги навстречу друг другу с учетом взаимных интересов народов двух стран.

Но нельзя не признать, что несмотря на некоторый прогресс в развитии двусторонних отношений Россия и Япония все еще далеки от заключения мирного договора и решения территориальной проблемы. Учитывая трудности, переживаемые Россией, японская сторона, по-видимому, будет стремиться использовать свои финансовые и экономические возможности, для того чтобы добиться в вопросе о спорных территориях окончательного территориального разграничения в свою пользу. Стремление Японии расширить свои государственные границы за счет «северных территорий», оказать воздействие на проживающее там приграничное население по-прежнему является камнем преткновения в российско-японских отношениях, отрицательно влияет на обстановку регионе.

В частности об этом свидетельствует болезненная реакция японской стороны на факт приезда Президента Российской Федерации Д.А. Медведева в ноябре 2010 г. на Кунашир - самый большой остров Курильской гряды.

1 См.: URL. http://www.infopravo.by.ru > fed2000/ch03/akt15048.shtm (дата обращения: 18.04.2011).

Японская сторона выразила крайнее недовольство, так как убеждена, что эти четыре острова являются частью ее территории. Указанное обстоятельство определяет особенности пограничной политики России в данном регионе, которая реализуется с учетом возможных дальнейших провокационных действий сопредельной стороны.

Таким образом, на сегодняшний день между Москвой и Токио остался один действительно неразрешимый вопрос - территориальный. Очевидно, что решение столь сложной проблемы может быть найдено только в процессе действительно активного развития двусторонних отношений, поиска возможных компромиссов на межгосударственном уровне, осуществления контактов между широкими слоями общественности обеих стран. Говоря другими словами, ее решение возможно путем интенсивного взаимодействия России и Японии в решении актуальных проблем современности, т. е. в условиях партнерства.

Единственной сверхдержавой в регионе выступает Америка. По финансовой, экономической и военной мощи с США не может сравниться ни одно государство региона. Только США обладает такой военно-политической мощью, которая позволяет им доставлять в любую точку земного шара необходимые вооруженные силы, способные решать любые задачи, связанные с американскими интересами. Соединенные Штаты Америки ставят целью создание условий для достижения главенствующего положения в региональных структурах и осуществления безраздельного контроля над интеграционными (дезинтеграционными) процессами в АТР. Сохраняя свое военно-стратегическое превосходство в регионе, США стремится не допустить усиления российского влияния в АТР, неофициально поддерживает территориальные притязания Японии к России.

Таким образом, геополитическая ситуация в АТР неоднозначна, сохраняются различного рода разногласия между Россией и соседними странами, что оказывает неблагоприятное воздействие на ее пограничную политику в данном регионе. Приграничные территории страны подвергаются

активному внешнему воздействию, что требует принятия комплекса мер по обеспечению пограничной безопасности. Не обеспечив свою пограничную безопасность, Россия может ослабить геополитические позиции в Азиатско-Тихоокеанском регионе.

М.А. РЕВЯКИНА адъюнкт Пограничной академии ФСБ России *

Ревякина М.А. Особенности пограничной политики России в Азиатско-Тихоокеанском регионе. В статье автор рассматривает особенности пограничной политики России в АТР. Раскрываются вопросы межгосударственного сотрудничества Российской Федерации с ведущими странами АТР в области пограничной политики, выявляются угрозы безопасности страны на государственной границе и приграничных территориях.

Ключевые слова: Азиатско-Тихоокеанский регион, пограничная политика, пограничное пространство.

Revyakina M.A. The specifics of border policy of the Russian Federation in the Asia-Pacific region.

The author of the article deals with the specifics of the Russian border policy in the Asia-Pacific region. The issues of international cooperation of the Russian Federation with the leading countries of the Asia-Pacific region in the field of border policy are analysed; the threats to the security of the country along the state border and in neighbouring areas are presented.

Key words: Asia-Pacific region, border policy, border domain.

* Ревякина Марина Александровна, e-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.