Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ПОДГОТОВКИ ТЕЛЕПРОГРАММ НА КРИМИНАЛЬНУЮ ТЕМАТИКУ'

ОСОБЕННОСТИ ПОДГОТОВКИ ТЕЛЕПРОГРАММ НА КРИМИНАЛЬНУЮ ТЕМАТИКУ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
763
68
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕЛЕВИДЕНИЕ / ЖУРНАЛИСТИКА / КРИМИНАЛЬНАЯ ЖУРНАЛИСТИКА / ТЕЛЕПРОГРАММА / ПРОГРАММА / ДОКУМЕНТАЛИСТИКА / РАССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ЖУРНАЛИСТИКА

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Фомина Елизавета Александровна

На современном телевидении на протяжении нескольких последних лет появляются и формируются передачи и фильмы расследования документального характера, которые основываются на поиске, а также глубокой аналитике и исследовании полученной информации. Каждое из действий подразумевает активное использование новейших разработок в технической и научной областях. Точно так же это касается и последних достижений в процессе визуализации комплексной информации. Авторы, работающие с расследовательской и криминальной информацией, в процессе набора данных сталкиваются с запутанными и скрытыми обстоятельствами современных и исторических происшествий и событий, а также производят работу с людьми, историческими документами и другими источниками получения информации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF THE PREPARATION OF TV PROGRAMS ON CRIMINAL TOPICS

Over the past few years, programs and films of an investigative documentary nature have been appearing and forming on modern television, which are based on search, as well as in-depth analysis and research of the information received. Each of the actions implies the active use of the latest developments in the technical and scientific fields. In the same way, this applies to the latest advances in the visualization of complex information. Authors working with investigative and criminal information, in the process of data collection, encounter confusing and hidden circumstances of modern and historical incidents and events, as well as work with people, historical documents and other sources of information

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ПОДГОТОВКИ ТЕЛЕПРОГРАММ НА КРИМИНАЛЬНУЮ ТЕМАТИКУ»

Mikheeva A.M. (2016). The influence of mass media on modern society // Scientific Journal, p. 101. (In Rus.).

Mokryak V.I. (2012). Mass media and ideological struggle at the present stage // M., p. 122. (In Rus.).

Nisnevich Yu.A. (2003). Problems of the state information policy of Russia // M., p.17. (InRus.).

Popov V.D. (2003). Information policy. Russian Academy of State Services under the President of the Russian Federation. - Moscow: Publishing House of RAGS., p. 460. (In Rus.).

The role of the media in the political process. [electronic resource]. - Access mode: [https://spravochnick.ru/politologiya/politicheskie_processy_ponyatie_i_osobennosti/rol_smi _v_politicheskom_processe/]. (Date of reference: 05/23/2022). (In Rus.).

Suleymanov E.A. (2017). Reflection of political reality in the media// Moscow, pp. 51-52. (In Rus.).

Suleymanova Sh.S., Ryabova E.L. (2018). Information in the XXI century: role and influence. - Moscow: International Publishing Center «Ethnosocium», pp. 5, 27. (In Rus.).

Sharkov F.I., Baranova V.I. (2005). Audience and media monitoring/In: Sociological research. No. 10 (258), pp. 106-110. (In Rus.).

Sharkov F.I., Nazarova E.A., Zhukov A.V. (2020). Digital literacy of the population and network communications: a sociological dimension/In: Communicology. Vol. 8. No. 3, pp. 52-62. (In Rus.).

Sharkov F.I., Yudina E.N. (2013). Regulation of relations in the modern media space/In: Communicology. Vol. 1. No. 1, pp. 36-43. (In Rus.).

■ ■ ■ Особенности подготовки телепрограмм на криминальную тематику

Фомина Е.А.

Институт государственной службы и управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации. Москва. Российская Федерация

Аннотация. На современном телевидении на протяжении нескольких последних лет появляются и формируются передачи и фильмы расследования документального характера, которые основываются на поиске, а также глубокой аналитике и исследовании полученной информации. Каждое из действий подразумевает активное использование новейших разработок в технической и научной областях. Точно так же это касается и последних достижений в процессе визуализации комплексной информации. Авторы, работающие с расследовательской и криминальной информацией, в процессе набора данных сталкиваются с запутанными и скрытыми обстоятельствами современных и исторических происшествий и событий, а также производят работу с людьми, историческими документами и другими источниками получения информации.

Ключевые слова: телевидение, журналистика, криминальная журналистика, телепрограмма, программа, документалистика, расследовательская журналистика.

Для цитирования: Фомина Е.А. Особенности подготовки телепрограмм на криминальную тематику // Коммуникология: электронный научный журнал. 2022. Том 7. №2.С. 42-51.

Сведения об авторе: Фомина Елизавета Александровна, магистрант факультета журналистики. Институт государственной службы и управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации. Адрес:119606, Москва, Проспект Вернадского, 84. E-mail: [email protected]

Статья поступила в редакцию 22.02.2022. Принята к печати: 12.06.2022. Введение

Основой для создания любого журналистского расследования становится поиск информации, которая не только тщательно проверена и достоверна, но и недоступна для открытого использования. Как правило, используемые данные скрываются от общественности, находясь под грифом «Совершенно секретно».

Журналисты, создающие материалы в жанре журналистского расследования, при построении композиции будущего документального фильма-расследования формирует программу таким образом, чтобы увеличивался градус напряжения. В процессе показа передачи открываются определенные подробности произошедших преступлений, которые, в свою очередь, формируются в журналистское расследование в качестве определенного набора фактов. Это повышает уровень популярности и распространения данного жанра среди аудитории. Каждый, смотрящий тот или иной выпуск, ожидает получить определенный результат просмотра - в данном случае это сюжетная развязка. Если подводить небольшой итог, то можно сказать о том, что за счет определенной последовательности построения сюжета жанр журналистского расследования получает схожие черты с настоящими детективными историями. И если говорить об одном из ключевых различий, то можно отметить, что в детективах все внимание направлено на следователя: его личность, поведение, рабочие методы и привычки. В жанре журналистского расследования центральной фигурой повествования выступает само дело и его негативные последствия.

Предмет журналистского расследования

В отличие от классического новостного сюжета, который можно сформировать из имеющейся информации в период от нескольких часов до нескольких дней, журналистское расследование требует большего количества времени на подготовку готового качественного материала.

Качественное расследование может затянуться на срок от одной-двух недель до нескольких месяцев или даже лет, если речь идет о громких делах, не раскрытых десятилетиями [Съедин: 48].

Как правило, предметом любого журналистского расследования становится событие или явление, получившее широкое распространение и оказавшее негативное влияние на умы общества. Такие случаи не проходят мимо социума и являются «из ряда вон выходящими» историями, требующими широкой огласки.

Можно разделить предметы журналистских расследований на три большие группы, которые, в свою очередь, различаются спецификой проводимого расследования

1. Дела, происшествия и преступления, которые нераскрыты на протяжении долгого периода, а виновники произошедшего не найдены. В качестве примера можно привести дела, связанные со смертями Листьева, Политковской, Боровика, Немцова и других известных личностей. Также к этой категории относятся такие дела, как, например, расследование о мистических загадках Бермудского треугольника. Говоря о данной специфике проведения журналистских расследований, необходимо отметить, что журналисты занимаются поиском истины в подобных ситуациях или происшествиях, поскольку у общественности наблюдается высокий интерес к результатам расследования. Помимо того, в подобных случаях журналистам помогают правоохранительные органы, которые предоставляют всю имеющуюся и незасекреченную информацию для использования, анализа и демонстрации в телевизионном выпуске собственного расследования;

2. Дела, происшествия или преступления, которые раскрыты на момент проведения журналистского расследования, но вызывающие при этом определенные сомнения. В случае проведения подобных дополнительных проверок и перепроверок со стороны профессиональных журналистов возникает потребность в поддержке официальными структурами, которые, в свою очередь, практически не участвуют в поддержке и помощи с данными делами. Иногда даже случаются ситуации, когда правоохранительные органы вмешиваются в процесс журналистского расследования и всячески стараются затормозить или полностью прекратить производство готовящегося для выхода в свет материала.

3. Дела, происшествия или преступления, по которым не производились полноценные расследовательские действия. Зачастую многие из таких дел скрываются от посторонних глаз и не затрагиваются правоохранительными органами. В такой ситуации журналисту предстоит двойная работа: помимо выдвижения собственных версий произошедшего ему также необходимо установить, было ли совершено данное преступление. Данная специфика проведения журналистских расследований является наиболее сложной для реализации, поскольку в

большинстве подобных случаев журналисту приходится скрывать факт того, что проводится какое-либо расследование по данным делам и происшествиям.

Каждое журналистское расследование создается в зависимости от того, будет ли журналист в процессе подбора и создания материала проявлять личную инициативу и прикладывать определенные усилия. В создании полноценного телевизионного выпуска, посвященного конкретному делу, расследуемому журналистом, необходимо с внимательностью и осторожностью подходить к подбору материала. Помимо того, в любом журналистском расследовании важно проводить сравнительные характеристики и анализ полученной информации, а также находить новые материалы или факты, проводя индивидуальные наблюдения и мини-расследования. Устанавливая в процессе работы предмет расследования, важно помнить о его целесообразном характере. Это, в свою очередь, будет предопределять поставленную цель в создаваемом телевизионном материале, а также удовлетворит потребность телезрителя в момент просмотра готового расследования. Иными словами, предмет расследования может изменяться в зависимости от поставленной в расследовании цели, которая должна нести определенную смысловую нагрузку и значимость для общественности.

Актуальные вопросы журналистского расследования

Начальной точкой повествования в любом журналистском материале становится появившийся в информационном поле повод. К нему может относиться какое-то событие, явление или небольшой факт, которые либо только появился в информационном пространстве и может стать главным предметом внимания, либо которые скрыты от массовой аудитории и при раскрытии могут дать общественности уникальную и эксклюзивную информацию.

Поскольку журналист является самостоятельным автором материала, он имеет право выбрать: выполнить все поставленные перед собой цели, сделав из этого одну основную задачу, или определиться с выполнением одной или нескольких целей.

Также актуальным вопросом любого журналистского расследования является формирование одновременно нескольких диаметрально противоположных догадок, подозрений и предположений, связанных непосредственно с проведением расследования.

Это является необходимым методом выявления истины, поскольку любая гипотеза позволяет продвинуться в необходимом направлении и ответить на заранее поставленные вопросы, поставленные перед журналистом для определения предмета журналистского расследования.

Этапы журналистского расследования

«После выдвижения гипотезы необходимо составить план расследования», - говорит В.С. Лаштаникина в своем пособии. - «План мероприятий особенно полезен при бригадном методе работы, когда разные журналисты отрабатывают разные направления одного большого журналистского расследования» [Лаштаникина].

Говоря о структуре и порядке составления определенной последовательности в процессе формирования журналистского расследования, стоит отметить, что каждое действие журналиста позволяет ему продвинуться к истине и выявлению ключевых моментов, а также обнаружить в процессе работы нужные в деле свидетельства. Для каждого расследования составляется индивидуальный план, после чего производится сбор, обработка и анализ первичных данных.

Одной из самых трудных частей при формировании полноценного журналистского расследования становится подкрепление выдвигаемых гипотез найденными фактами и собранным материалом. Это важно, поскольку любая гипотеза в процессе журналистской работы должна быть подкреплена, чтобы не оставаться всего лишь предположением конкретного журналиста.

Этот этап состоит из двух основных частей. Первая часть - сбор информации об объекте или событии по открытым источникам. Вторая часть - поиск объективной информации, зафиксированной в различных базах данных.

Следующим этапом сбора и переформирования полученной информации становится поиск необходимых данных, которые размещены в базах данных. Зачастую журналисту не обязательно обладать определенным набором специальных знаний, чтобы получить доступ к подобной информации. Эти данные позволят автору материала придать информационной составляющей определенный уровень достоверности, а также в некоторых случаях сделать обоснованные выводы или внести в расследование определенные предположения.

После сбора и систематизации полученной информации наступает следующий этап проведения журналистского расследования, а именно работа с источниками получаемой информации. На данном этапе необходимо понимать, обладает ли журналист или его коллеги определенным набором источников, из которых необходимо получить всю требуемую для расследования информацию. Речь идет, прежде всего, о людях. Если таковые источники есть, то с ними необходимо договориться о встрече и провести соответствующие беседы. В случае отсутствия подобных источников информации, важно найти подходящих людей (свидетелей, работников правоохранительных органов и др.), познакомиться с ними, и так же договориться о встрече и проведении необходимых для расследования бесед.

Далее наступает этап, в процессе которого происходит систематизация полученных данных. Если журналист обнаруживает, что

определенный объем информации не пригодится в конкретном расследовании, но можем послужить полезным материалом в других расследовательских журналистских работах, то ему необходимо создать хранилище или архив, в котором будут находиться эти данные. Современные технологии позволяют фиксировать подобную информацию в формате таблиц или иных видов инфографики, что позволяет в любой момент открыть материал и применить его в работе.

Следующий этап называется генеральным интервью. С.А. Михайлов в работе «Современная зарубежная журналистика: правила и парадоксы» пишет следующее: «Без генерального интервью настоящее журналистское расследование нельзя считать завершенным. Генеральное интервью необходимо не только для соблюдения этических норм - возможно, журналисту придется совершенно иначе расставить акценты в материале, потому что выяснятся нюансы, о которых он даже не догадывался» [Михайлов].

По завершению перечисленных шагов все полученные факты, документы и прочая информация должны быть проверены и верифицированы при помощи специализированной экспертизы, которую проводят профильные юристы. Готовый журналистский материал не войдет в сетку телевещания без визы квалифицированного специалиста в области юриспруденции.

В связи с тем, что расследования, проводимые журналистами и сотрудниками правоохранительных органов, имеют схожие особенности, авторам журналистских материалов необходимо иметь при себе доказательную базу и набор «улик», на основе которых должно строиться повествование.

В современном телевещании делается упор на развлекательную составляющую. Именно благодаря этому фактору профессиональным журналистам удается удержать внимание потенциальных зрителей за счет выпускаемых в эфир расследований, которые, в свою очередь, вызывают резко негативные эмоции. На психологическом уровне аудитория заостряет свое внимание на подобных видеоматериалах, поэтому журналистские расследования в сетке вещания занимают большое количество эфирного времени.

Заключение

Во многих расследовательских и криминальных телепередачах журналисты зачастую используют так называемую «лоскутную» композицию, которая позволяет собирать демонстрируемую историю в полноценную картину происходящего.

В самом начале расследования зрители погружаются в центр повествования: на экране показывают главного героя, который является либо преступником, совершившим определенное преступление или правонарушение, либо человеком, который стал пострадавшей стороной в

деле. Закадровый голос ведущего объясняет аудитории, что это за человек, и каким образом он пострадал или наоборот совершал преступное деяние.

Затем передача строится по следующей схеме: идет повествование о совершенном преступлении, где информационные вставки с закадровой озвучкой сменяются на стенд-ап ведущего, который поясняет определенные моменты проведенного расследования.

Очень часто в подобных телевизионных программах используются документальные съёмки, вставки в виде подкрепляющих документов или интервью с участниками или свидетелями происходящего. Помимо того, вставляются заранее снятые кадры, являющиеся своего рода реконструкцией произошедших событий.

Благодаря смене подобных кадров выстраивается «лоскутная» композиция, которая позволяет автору не идти по определенной сюжетной линии, а перемещаться по разным акцентам собранного материала, который выстраивается в единое расследование.

Развитие технологий СМИ сформировало у современного человека так называемое «клиповое сознание». Чем больше каналов, чем чаще они переключаются, тем больше восприятие привыкает к постоянной смене картинки. Это используется в видеоклипах, в которых достаточно редко от начала и до конца просматривается один сюжет. Эту технологию на вооружение взяли и авторы программы «Криминальная Россия. Развязка». При этом передача разделена на «главы», каждая из которых имеет свое заглавие. Авторы как бы следуют хронологии развития событий, постоянно перемежая свой рассказ различными вставками.

Хронологический порядок повествования позволяет демонстрировать совершенное преступление вплоть от завязки до развязки: на экране показывают кадры поимки преступников (или реконструкцию данных действий), демонстрируются используемые в деле документы и доказательная база в виде найденных улик, а также могут быть показаны процессы подготовки к судебным заседаниям. Иными словами, композиция журналистского расследования сильно напоминает структуру многих детективных рассказов и историй. Ключевым моментом повествования зачастую становится не определение виновного, а процесс поиска и поимки преступника.

Журналистское расследование получает свой уровень доверия у аудитории благодаря подкреплению повествования историческими фактами, документами и справками, а также мнениями специалистов в конкретных областях. Логическим завершением любого «лоскутного» повествования в расследовании становится поимка и заключение виновных под стражу. В некоторых случаях удается добиться раскаяния преступников, совершивших демонстрируемое в эфире деяние.

Исходя из всего вышеперечисленного, можно сделать вывод о том, что программы криминального характера имеют одинаковую смысловую структуру, построенную на четкой хронологии ведения того или иного

криминального происшествия. Повествование начинается обозначением ключевых моментов преступления, уликами и предположениями, а заканчивается логической развязкой - как правило, это поимка преступника и наказание всех виновных.

Криминальная журналистика как отдельный вид журналистского расследования раскрывает все доступные и засекреченные аспекты преступления, что держит аудиторию в процессе постоянного наблюдения за повествованием.

Источники

Константинов А.Д. (2006). Журналистское расследование: история метода и современная практика. М. 643 с.

Лазутина Г.В. (2000). Профессиональная этика журналиста. М. 176 с.

Лаштаникина В.С. (2013). Телевизионная программа «Среда Обитания» в контексте современного развития жанра журналистского расследования./ Пенза, 67 с.

Мельник Г.С. (2006). Основы творческой деятельности журналиста. СПб., 298 с.

Михайлов С.А. (2002). Современная зарубежная журналистика: правила и парадоксы. СПб., 741 с.

Сивашева М.Н. Журналистское расследование: от замысла до воплощения. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: [http://www.library.cjes.ru/online].

Симонов А. (2005). Журналист в поисках информации. // М.: Галерия, 219 с.

Съедин В.И. (2016). Журналистское расследование на современном российском телевидении: технологии получения информации, правовые и этические аспекты // Белгород, 182 с.

Шарков Ф.И., Баранова В.И. (2005). Аудитория и мониторинг СМИ/Социологические исследования. № 10 (258). С. 106-110.

Шарков Ф.И., Назарова Е.А., Жуков А.В. (2020). Цифровая грамотность населения и сетевые коммуникации: социологическое измерение // Коммуникология. Т. 8. № 3. С. 52-62.

Шарков Ф.И., Юдина Е.Н. (2013). Регулирование отношений в современном медиапространстве // Коммуникология. Т. 1. № 1. С. 36-43.

Шкрылев Д.В. (2013). Документальный фильм-расследование на современном телевидении // М., 548 с.

Шуйская Ю.В., Ананьева Е.А. (2015). «Лоскутная» композиция как способ построения современных телепередач (на примере программы «Криминальная Россия. Развязка», телеканал ТВ Центр). М., 419 с.

De Burgh, Hugo, ed. (2000). Investigative Journalism: Context and Practice. London and New York: Routledge. ISBN 978-0-415-19054-1.

Doug Husak (2012). Distraction and Negligence in L. Zedner and J. Roberts, eds.,Principles and values incriminal law and criminal justice:essays in honour of andrew ashworth, 85

Investigative Reporting: A Study in Technique (Journalism Media Manual), by David Spark, (paperback) 1999.

Kim Ferzan, Opaque Recklessness,91J.CRIM.L.&CRIMINOLOGY 597, 629-30 (2001) (preconsciousawareness of e.g. road conditions when driving).

McChesney, Robert W. (2004). The Problem of the Media: U.S. Communication Politics in the 21st century. Monthly Review Press. p. 81. ISBN 978-1-58367-105-4., citing Just, Marion; Levine, Rosalind; Regan, Kathleen (November-December 2002), "Investigative Journalism Despite the Odds", Columbia Journalism Review: 103ff

Raising Hell (1997). Straight Talk with Investigative Journalists, by Ron Chepesiuk, Haney Howell and Edward Lee (paperback)

Sloan, W. David; Parcell, Lisa Mullikin (2002). American Journalism: History, Principles, Practices. McFarland. pp. 211-213. ISBN 978-0-7864-1371-3.

Tell Me No Lies: Investigative Journalism That Changed the World, John Pilger, ed. (paperback) 2005.

Typewriter Guerillas (1977). Closeups of 20 Top Investigative Reporters, by J.C. Behrens (paperback)

Features of the preparation of TV programs on criminal topics

Fomina E.A.

Institute of Public Administration and Management of the Russian Academy of National Economy and Public Administration under the President of the Russian Federation. Moscow. Russian Federation

Abstract. Over the past few years, programs and films of an investigative documentary nature have been appearing and forming on modern television, which are based on search, as well as in-depth analysis and research of the information received. Each of the actions implies the active use of the latest developments in the technical and scientific fields. In the same way, this applies to the latest advances in the visualization of complex information. Authors working with investigative and criminal information, in the process of data collection, encounter confusing and hidden circumstances of modern and historical incidents and events, as well as work with people, historical documents and other sources of information.

Keywords: television, journalism, criminal journalism, TV program, program, documentary, investigative journalism.

For citation: Fomina E.A. Features of the preparation of TV programs on criminal topics//Communicology: electronic scientific journal. 2022. Vol. 7. No. 2, pp. 42-51.

Inf. about the author: Fomina Elizaveta Alexandrovna, graduate student of the Faculty of Journalism. Institute of Public Administration and Management of the Russian Academy of National Economy and Public Administration (RANEPA). Address: 84 Vernadsky Avenue, Moscow, 119606. E-mail: [email protected]

Received: 02.22.2022. Accepted: 12.06.2022. References

De Burgh, Hugo, ed. (2000). Investigative Journalism: Context and Practice. London and New York: Routledge. ISBN 978-0-415-19054-1.

Doug Husak (2012). Distraction and Negligence in L. Zedner and J. Roberts, eds.,Principles and values incriminal law and criminal justice:essays in honour of andrew ashworth, 85

Investigative Reporting: A Study in Technique (Journalism Media Manual), by David Spark, (paperback) 1999.

Kim Ferzan, Opaque Recklessness,91J.CRIM.L.&CRIMINOLOGY 597, 629-30 (2001) (preconsciousawareness of e.g. road conditions when driving).

Konstantinov A.D. (2006). Journalistic investigation: the history of the method and modern practice. M. 643 p. (In Rus.).

Lashtanikina V.S. (2013). The television program "Habitat" in the context of the modern development of the genre of investigative journalism./ Penza, 67 p. (In Rus.).

Lazutina G.V. (2000). Professional ethics of a journalist. M. 176 p. (In Rus.).

McChesney, Robert W. (2004). The Problem of the Media: U.S. Communication Politics in the 21st century. Monthly Review Press. p. 81. ISBN 978-1-58367-105-4., citing Just, Marion; Levine, Rosalind; Regan, Kathleen (November-December 2002), "Investigative Journalism Despite the Odds", Columbia Journalism Review: 103ff

Melnik G.S. (2006). Fundamentals of a journalist's creative activity. St. Petersburg, 298 p. (In Rus.).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Mikhailov S.A. (2002). Modern foreign journalism: rules and paradoxes. St. Petersburg, 741 p. (In Rus.).

Raising Hell (1997). Straight Talk with Investigative Journalists, by Ron Chepesiuk, Haney Howell and Edward Lee (paperback)

Sharkov F.I., Baranova V.I. (2005). Audience and media monitoring//Sociological research. No. 10 (258). pp. 106-110. (In Rus.).

Sharkov F.I., Nazarova E.A., Zhukov A.V. (2020). Digital literacy of the population and network communications: a sociological dimension//Communication. Vol. 8. No. 3. pp. 52-62. (In Rus.).

Sharkov F.I., Yudina E.N. (2013). Regulation of relations in the modern media space//Communication. Vol. 1. No. 1. pp. 36-43. (In Rus.).

Shkrylev D.V. (2013). An investigative documentary on modern television. // M., 548 p. (In Rus.).

Shuiskaya Yu.V., Ananyeva E.A. (2015). "Patchwork" composition as a way of constructing modern TV shows (on the example of the program "Criminal Russia. Denouement", TV channel TV Center). M., 419 p. (In Rus.).

Simonov A. (2005). A journalist in search of information. // Moscow: Galeria, 219 p. (In Rus.).

Sivasheva M.N. Journalistic investigation: from conception to implementation. [electronic resource]. - Access mode: [http://www.library.cjes.ru/online ]. (In Rus.).

Sloan, W. David; Parcell, Lisa Mullikin (2002). American Journalism: History, Principles, Practices. McFarland. pp. 211-213. ISBN 978-0-7864-1371-3.

Syedin V.I. (2016). Investigative journalism on modern Russian television: technologies for obtaining information, legal and ethical aspects. // Belgorod, 182 p. (In Rus.).

Tell Me No Lies: Investigative Journalism That Changed the World, John Pilger, ed. (paperback) 2005.

Typewriter Guerillas (1977). Closeups of 20 Top Investigative Reporters, by J.C. Behrens (paperback)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.