УДК 621.039
А. Н. Карелин
ОСОБЕННОСТИ ПОДГОТОВКИ ТЕХНИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛИСТОВ В ВУЗЕ В УСЛОВИЯХ ПРОЦЕССА ГЛОБАЛИЗАЦИИ В ЭКОНОМИКЕ
В статье рассматриваются вопросы подготовки специалистов «Реновация средств и объектов материального производства» в условиях филиала технического университета при необходимости учета требований и общемировых тенденций в области образования. Анализ проводится на основе квалификационного подхода.
«Болонским» принято называть процесс создания странами Европы единого образовательного пространства. Его начало было положено подписанием в 1999 г. в Болонье (Италия) Болонской декларации, в которой были сформулированы основные цели, ведущие к достижению сопоставимости и, в конечном счете, гармонизации национальных образовательных систем высшего образования в странах Европы. Источником Болонской декларации считают Великую хартию университетов (Болонья, 1988) и Сорбонскую декларацию (Париж, 1998). Предполагается, что основные цели Болонского процесса должны быть достигнуты к 2010 г. В Болонской декларации указаны основные задачи, решение которых, как предполагается, будет способствовать единению Европы в области образования. Это введение общепонятных, сравнимых квалификаций в области высшего образования, переход на двухступенчатую систему высшего образования (бакалавриат - магистратура), введение оценки трудоемкости (курсов, программ, нагрузки) в терминах зачетных единиц (кредитов) и отражение учебной программы в приложении к диплому, образец которого разработан ЮНЕСКО, повышение мобильности студентов, преподавателей и административно-управленческого персонала (в идеале, каждый студент должен провести не менее семестра в другом вузе, желательно зарубежном), обеспечение необходимого качества высшего образования, взаимное признание квалификаций и соответствующих документов в области высшего образования, обеспечение автономности вузов.
К настоящему времени принято говорить о десяти задачах: к ранее сформулированным добавляются введение аспирантуры в общую систему высшего образования (в качестве третьего уровня), придание «европейского измерения» высшему образованию (его ориентация на общеевропейские ценности) и повышение привлекательности, конкурентоспособности европейского образования, реализация социальной роли высшего образования, его доступность, развитие системы дополнительного образования (так называемое «образование в течение всей жизни»).
В совместном заявлении 29 министров образования европейских стран, сделанном в 1999 г. на совещании в городе Болонья, записано, что в течение первого десятилетия нового тысячелетия в Европе должно быть создано единое образовательное пространство. Европейские страны уже собираются вводить степень бакалавра с квалификацией, т.е. бакалавра-специалиста, а не ба-калавра-ученого. У нас до сих пор цель бакалавриата и магистратуры - подготовить ученого. Это академическая карьера. А они смело идут на внедрение практически ориентированной многоуровневой системы образования.
Вот одно из самых интересных, на мой взгляд, предложений. Через первые три года из вуза выходит «специалист-эксплуатационник» с дипломом, признаваемым на рынке труда. Еще два года обучения, сразу или спустя какое-то время практической работы, - и диплом получает «организатор производства», не только углубивший знания по полученной ранее специальности, но и освоивший навыки работы с людьми. Таких, по оценкам экспертов, должно быть не более 40% окончивших трехлетнюю программу. И еще три года (а всего восемь лет после средней школы) будут учиться претенденты на академическую степень доктора (РЬБ), предполагающие делать собственно научную карьеру. Наряду с этим после пятилетнего цикла предусматриваются примерно годичные программы для магистров, ориентированных на преподавательскую деятельность в вузах, и очень узко специализированные программы для инженеров-проектировщиков. Эта базовая массовая модель, ориентированная на общеевропейский рынок труда, не предусматривает сворачивания специализированных моделей вузов типа «Эколь Нормаль», готовящих национальную элиту в отдельных странах «для внутреннего пользования». Обязательным элементом обеспечения академической мобильности остается взаимное признание документов об образовании, основанное на непосредственных контактах вузов. Для разработки общей стратегии развития были приняты Болонская декларация 1999 г., документы встречи в Саламанке 2001 г., встречи в Праге 2001 г. и берлинской встречи министров образования в сентябре 2003 г. Основной рассматриваемый вопрос - о введении системы зачетных единиц - «кредитов», и проблема - введение двух степеней - бакалавр и магистр. На встрече в Саламанке, где участвовало более 300 европейских вузов, отмечалось: «Имеется достаточно общее мнение, что для получения первых степеней должна быть выполнена учебная работа, оцениваемая в переделах от 180 до 240 зачетных единиц ЕСТБ. Первые степени должны вести к возможной занятости на рынке труда или, главным образом, быть подготовительной ступенью для дальнейшего обучения на послестепенном уровне. При некоторых обстоятельствах университет может вводить интегрированные учебные планы, ведущие непосредственно к степени магистра. Важную роль в принятии таких решений имеют сети, созданные на основе однородности изучаемых дисциплин. Университеты убеждены в пользе на-копительно-перезачетной системы, основанной на ЕСТБ и на базовом праве принимать решения о приемлемости зачетов, полученных в другом месте». Была создана европейская комиссия, работавшая более 15 лет со 145 учебными заведениями и постепенно апробировавшая систему кредитных единиц. Эта комиссия сделала вывод о том, что эффективное обучение достигается при накоплении студентом 180-240 зачетных единиц, или кредитов, на первом уровне (бакалавр) и 90-120 кредитов - на втором уровне (магистр). Один кредит - это от 25 до 30 часов учебной нагрузки, включающей в себя и аудиторные часы, и самостоятельную деятельность. Однако в РФ есть свои особенности подготовки дипломированного специалиста, и у Российской высшей школы - свои традиции. В Российском законе о высшем образовании сказано: «1. Основные образовательные программы высшего профессионального образования могут быть реализованы непрерывно и по ступеням.
2. В Российской Федерации устанавливаются следующие ступени высшего профессионального образования (ВПО): ВПО, подтверждаемое присвоением лицу, успешно прошедшему итоговую аттестацию, квалификации (степени)
«бакалавр»; ВПО, подтверждаемое присвоением лицу, успешно прошедшему итоговую аттестацию, квалификации «дипломированный специалист»; ВПО, подтверждаемое присвоением лицу, успешно прошедшему итоговую аттестацию, квалификации (степени) «магистр». Многие российские вузы выступают против этой системы. Они считают, что образование по системе 4+2 будет менее серьезным, чем то, которое вузы дают сейчас за пять лет плюс три года аспирантуры. Много вопросов возникает и с определением ученых степеней. Сейчас Ph.D. приравнивается кандидату, но на самом деле кандидатская степень выше. Ректор МГУ Виктор Антонович Садовничий обратил внимание общественности на то, что к 2010 г. в России может быть отменена докторская степень. Звание магистра в Европе дается за учебную нагрузку.
В. А. Садовничий считает, что в Болонском процессе следует участвовать только на тех условиях, при которых не будут утрачены достоинства отечественного образования.
В РФ есть три квалификации, и стратификация их достигается за счет ГОСов - государственных образовательных стандартов. Решением Ученого совета «Исследовательского центра проблем качества подготовки специалистов (ИЦПКПС)», начиная с 20 мая 2004 г., организован постоянно действующий методологический семинар «Россия в Болонском процессе: проблемы, задачи, перспективы». Одна из актуальных тем по подготовки специалистов в рамках этого семинара - это тема «Компетентностный подход в современном профессиональном образовании: проектирование государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования (ГОС ВПО)». Оно основывается на конкретных моделях ГОС ВПО, выполненных с позиций компетентностного подхода.
Определения компетенций следующие. «Совокупность новообразований, знаний, системы ценностей и отношений, способствующая созданию ценностно-смысловых, поведенческих, мотивационных, эмоциональноволевых, когнитивных результатов личностной деятельности субъектов» (И. А. Зимняя). «Совокупность способностей реализации своего потенциала (знаний, умений, опыта) для успешной творческой деятельности с учетом понимания проблемы, представления прогнозируемых результатов, вскрытия причин, затрудняющих деятельность, предложения средств для устранения причин, осуществления необходимых действий и оценки прогнозируемых результатов» (Ю. Г. Татур). «Мера образовательного успеха личности, проявляющегося в ее собственных действиях в определенных профессионально и социально значимых ситуациях» (В. И. Байденко).
Рассмотрим на примере подготовки инженеров по специальности «Реновация средств материального производства» использование компетентно-стного подхода и конкретных моделей ГОС ВПО. В феврале 2005 г. в филиале Санкт-Петербургского государственного морского технического университета (Севмашвтузе) состоялся очередной выпуск. Из 445 молодых специалистов 61 получил диплом с отличием. По специальности «Реновация средств материального производства (морская техника)» выпуск прошел впервые; инженеры этого профиля особенно востребованы сейчас в связи с растущим объемом судоремонтных работ на северодвинских верфях. До половины дипломных проектов выполнено по заявкам предприятий ВПК, другие тоже связаны с потребностями производства. Федеральный компонент специальности 072100 «Реновация средств и объектов материального произ-
водства» включает следующие дисциплины: «Экономические и экологические проблемы реновационых процессов», «Теоретические основы реновации», «Технологические процессы реновации сваркой и наплавкой, литейными методами» и т.д. Подготовка специалистов по данной специальности в Севмашвтузе проводилась кафедрой № 9 «Инженерная защита среды и реновация техники».
Термин «реновация» может определяться по-разному. Реновация - это восстановление и модернизация действующих производственных объектов в минимальные сроки и при минимальных затратах - это специальность будущего. Наиболее общее определение реновации следующее. Реновация - это экономический процесс замещения выбывающих производственных основных фондов в результате морального и физического износа основного капитала новыми. Это необходимое условие обеспечения непрерывности производства. Реновация средств и объектов материального производства - это профиль подготовки активных специалистов широкого кругозора с изобретательским и предпринимательским уклоном, способных грамотно решать комплекс вопросов по продлению ресурса изделий различного назначения, использованию их по новому функциональному назначению (конверсия) или рациональной утилизации с учетом экологических факторов. Все это открывает перед выпускниками хорошие перспективы их последующей профессиональной деятельности.
Специалист по реновации должен обладать следующими навыками:
- владеть комплексом технологических, организационно-экономических и конструкторских знаний и умений, позволяющих системно и эффективно вести реновацию средств и объектов материального производства;
- создавать бизнес-планы, оценивать экономическую целесообразность принятия того или иного решения, спроектировать и реализовать систему организационно-технологических мероприятий для осуществления проекта;
- исследовать, разрабатывать и моделировать технологические процессы реновации с помощью персональных компьютеров;
- проводить маркетинг и производственный менеджмент;
- создавать производственные участки на предприятии и руководить их коллективами;
- исследовать, разрабатывать и использовать новейшие технологии (лазерные, электрофизические, плазменные и др.).
Специальность «Реновация средств материального производства (морская техника)» появилась на основе ряда других специальностей, подготовка по которым велась, в частности, на факультете кораблестроения и океанотех-ники Санкт-Петербургского государственного морского технического университета (СПбГМТУ). Факультет кораблестроения и океанотехники является старейшим ведущим факультетом СПбГМТУ. С 1899 по 1930 гг. история СПбГМТУ и история факультета кораблестроения и океанотехники являются неразрывным целым. Эта история началась в феврале 1899 г., когда император Николай Второй дал соизволение на устройство в составе отделения Императорского Санкт-Петербургского Политехнического института отдела судостроения. В 1930 г. кораблестроительный факультет Политехнического института был преобразован в самостоятельный Ленинградский кораблестроительный институт (ЛКИ). После 1930 г. кораблестроительный факультет обеспечивал кадрами инженеров верфи, конструкторские бюро и исследова-
тельские организации кораблестроительной отрасли. Подготовка велась по единой специальности - «Судостроение и судоремонт». Специалисты получали широкий инженерный профиль. В послевоенное время появились принципиально новые типы кораблей и судов, значительно усложнились проблемы их проектирования и постройки. До середины 50-х гг. выпуск инженеров-кораблестроителей проводился только кафедрой проектирования судов, затем статус выпускающих кафедр получили также кафедры конструкции судов, технологии судостроения, строительной механики корабля и сравнительно недавно - созданные кафедры сварки судовых конструкций (с 1934 г.) и гидромеханики (с 1949 г.). В специальности «Судостроение и судоремонт» появились специализации, при этом специализации по прочности, сварке и гидромеханике стали вскоре самостоятельными специальностями. К 1990 г. ЛКИ превратился в уникальный институт политехнического профиля, готовящий специалистов по всем основным направлениям, связанным с проектированием и постройкой кораблей, энергетических установок и оборудования, систем управления и специальных систем. В ноябре этого же года ЛКИ одним из первых в России получил статус технического университета, а в 1992 г., в связи с возвращением городу имени Санкт-Петербург, стал называться Санкт-Петербургский государственный морской технический университет.
В настоящее время головными институтами по подготовке специалистов по реновационному производству являются Калининградский государственный технический университет, МГТУ им. Э. Н. Баумана, МГТУ «Стан-кин», Брянский ГТУ, Рыбинская авиационно-технологическая академия.
Калининградский государственный технический университет - кафедра технологии обработки материалов, заведующий кафедрой - доктор технических наук, профессор, Заслуженный деятель науки РФ, заслуженный изобретатель РФ, академик Российской академии естественных наук Лев Аронович Гик. Кафедра технологии обработки материалов образована в составе механико-технологического факультета с 1 июля 1995 г. как общетехническая. С 1996 г. на кафедре открыта подготовка по специальности «Реновация средств материального производства в машиностроении». Кафедра проводит общеинженерную подготовку по дисциплинам «Материаловедение» и «Технология конструкционных материалов» для всех специальностей КГТУ. Базовые курсы, которые необходимо освоить студентам, следующие: «Материаловедение»; «Технология конструкционных материалов»; «Теоретические основы реновации»; «Основы теории резания и инструмент»; «Основы технологии машиностроения»; «Технологические основы реновации сваркой и наплавкой, литейными методами»; «Контроль и диагностика ресурсов работы объектов реновации»; «Метрология, стандартизация и сертификация» и др. Аудиторно-лабораторный фонд кафедры состоит из пяти учебных лабораторий общей площадью 280 м2. У кафедры налажены тесные международные связи с вузами Германии (Магдебург-ским и Вольфсбургским техническими институтами, Ростокским техническим университетом) и вузами Литвы (Каунасским технологическим университетом), а также с ведущими вузами РФ в области технологии машиностроения (МГТУ им. Э. Н. Баумана, МГТУ «Станкин», Брянским ГТУ, Рыбинской авиационно-технологической академией и др.). Практику студенты проходят на Люблинском авиаремонтном заводе, который является базовым предприятием кафедры.
Общее научное направление, определяемое в рамках госбюджетной тематики, имеет следующее название: «Повышение технологической, экономической и экологической эффективности процессов реновации средств и объектов материального производства». На кафедре создана, как структурное подразделение университета, «Испытательная лаборатория металлоизделий, инструмента и оснастки» (ИЛ «МИТО» КГТУ), которая аккредитована Госстандартом РФ в феврале 2001 г.
В Московском государственном технологическом университете «СТАНКИН» (МГТУ «СТАНКИН») подготовку по специальности 072100 проводит технологический факультет. Вопросы реновации изучаются также в рамках подготовки по специальности 05.08.04 «Технология судостроения, судоремонта и организация судостроительного производства».
Московский государственный технический университет им. Н. Э. Баумана также проводит подготовку инженеров по специальности «Реновация средств материального производства (по отраслям)». Практическая направленность работ связана с выбором первоочередного и приоритетных объектов реновации (восстановления или реконструкции), проверки систем на расчетные значения после проведения работ по реновации, с поиском оптимальных методов восстановления или реконструкции по комплексным показателям, проверка систем на совместимость после работ по реновации.
Рассмотрим вопрос формирования методик подготовки специалистов и их квалификационных характеристик на примере инженера-реноватора по специальности 07.21.00 «Реновация средств и объектов материального производства в машиностроении» направления 65.14.00 «Машиностроительные технологии и оборудование». Направление подготовки дипломированного специалиста 65.14.00 утверждено приказом Министерства образования Российской Федерации от 2 марта 2000 г. № 686. Одной из образовательных программ (специальностей), реализуемых в рамках данного направления подготовки дипломированного специалиста, является 072100 «Реновация средств и объектов материального производства и машиностроения». Современные Квалификационные характеристики выпусника по государственным образовательным стандартам высшего профессионального образования (ГОС ВПО) 2000 г. включают: области профессиональной деятельности (наука и техника, конкурентоспособная продукция); объекты профессиональной деятельности (производство, оборудование, техника, технология, технологическая оснастка, средства автоматизации, новые процессы); виды профессиональной деятельности (проектноконструкторская, технологическая, управленческая, научно-исследовательская, производственная); задачи профессиональной деятельности (подготовлен к решению задач по видам деятельности); квалификационные требования (что должен знать). Классификация компетенций (по В. И. Байденко): «деятельностные» (готовность, способность, самостоятельность, самооценка результатов); «персональные» (выявление, осмысление, оценка шансов своего развития, жизненность); «социальные» (социальное взаимодействие, изменяемость, адаптируемость, согласованность); «методологические» и «методические»; «образовательные», «инновационные»; «профессионально-предметные; «переносимые» (диагностика, анализ, синтез).
Дополнительно к типовым характеристикам, определяющим области, объекты, виды, задачи профессиональной деятельности и квалификационные требования, необходимо введение характеристик, ориентированных на сба-
лансированную совокупность: применения деятельностных, персональных, социальных, методологических компетенций; систематического использования ключевых компетенций для самоподготовки, самообучения, самовоспитания, саморазвития; возможностей интеграции образования, науки, производства, коммерции, социальной сферы. Общий подход к интеграции: образования, науки, производства, коммерции, социальной сферы. В компетент-ностном формате интеграция может быть представлена следующим образом: 1 - система (СИ) - по федеральным квалификационным, компетентностным требованиям; 2 - последовательность реализации процессов (П); 3 - стратегия получения результатов (Р); 4 - тактика доведения (Д) результатов до завершенного вида; 5 - методика сопровождения (СО) результатов во времени. Если определен вид информации для апробации стадий: система является руководящей информацией - СИ(РИ); процесс - учебно-методической, нормативной - П(УМ); результат - условно-переменной - Р(УП); доведение - архивной информацией для мониторинга Д(М); сопровождение - объектами интеллектуальной собственности для повышения уровня компетенции СО(УК), то таксономическая модель интеграции имеет вид пентады:
СИ(РИ)ГП(УМ)1Р(УП)ГД(М)1СО(УК).
Актуальность создания ГОС ВПО с компетентностным подходом определяет использование ключевых компетенций для интеграции деятельности сотен тысяч исполнителей различных стран мира при проектировании, создании и сопровождении объектов интеллектуальной собственности (ОИС).
Методика создания ГОС по специальности с компетентностным подходом:
1. Выделение по направлению ГОС образовательной программы специальности и создание гиперссылки на программу.
2. Создание инвариантной логической структуры учебных дисциплин с учетом сбалансированного соответствия количества, общего объема часов, гиперссылок на каждую учебную дисциплину.
3. Разработка учебных программ по каждой дисциплине и выделение гиперссылок на учебно-методический сетевой комплекс, включающий электронное содержание учебного материала, методик обучения и мониторинга.
4. Применение методологии функционально-сетевого мониторинга технологии подготовки расчетно-графических результатов по каждой дисциплине с доведением их до завершенного вида.
5. Применение SWOT-анализа для корректировки, синтеза и логистического развития инвариантной структуры учебных дисциплин по выделенной специальности.
6. Направление подготовки специалистов 65.14.00.
Квалификационная характеристика инженера-реноватора может быть
представлена следующим образом. Области применения профессиональной деятельности: области науки и техники, включающие совокупность средств, приемов, способов и методов реновационной деятельности, направленной на сопровождение конкурентоспособной продукции машиностроения и содержащей применение современных методов прогнозирования повышения ресурса работы сборочных узлов с учетом проектирования, математического, физического и компьютерного моделирования; использование для реновации средств конструкторской и технологической информатики и автоматизированного проектирования; создание управляющих и других технологических систем, ориентированных на повышение ресурса работы; проведение маркетинговых исследований по реновации.
Таким образом, в условиях филиала технического университета с использованием промышленной и научной базы градообразующих предприятий г. Северодвинска - Государственного российского центра атомного судостроения и с учетом квалификационного подхода можно осуществлять подготовку специалистов реновационного направления в рамках общемировых тенденций в области высшего образования, «Болонского процесса». При подготовке специалистов необходимо принимать во внимание особенности подготовки инженеров в РФ.
Автор выражает признательность заведующему кафедрой «Технология обработки материалов» КГТУ доктору технических наук, профессору, Заслуженному деятелю науки РФ, Заслуженному изобретателю РФ, академику Российской академии естественных наук Льву Ароновичу Гику за предоставленные материалы и конструктивные предложения по направлению совершенствования подготовки специалистов в вузе.
Список литературы
1. Материалы кафедры «Технология обработки материалов». - КГТУ, 2005.
2. Совместная декларация о гармонизации архитектуры европейской системы высшего образования (25 мая 1998 г.). - Сорбонна, 1998.
3. Зона европейского высшего образования. Совместное заявление европейских министров образования (19 июня 1999 г.). - Болонья, 1999.
4. Интеграция российской высшей школы в общеевропейскую систему высшего образования: проблемы и перспективы. Рекомендации Международного семинара (2-3 декабря 2002 г.). - СПб., 2002.
5. Абакумова, М. В поисках человеческих ресурсов / М. Абакумова, М. Акимов [и др.] // Прямые инвестиции. - 2003. - № 7(15).
6. Катькало, В. С. Исходные концепции стратегического управления и их современная оценка / В. С. Катькало // Российский журнал менеджмента. - 2003. -Т. 1. - № 1.
7. Виханский, О. С. Стратегическое управление : учебник / О. С. Виханский. -2-е изд. - М. : Гардарики, 2000.
8. Томпсон, А. А. (мл.) Стратегический менеджмент: концепции и ситуации : учебник для вузов / А. А. Томпсон (мл.), А. Дж. Стрикленд. - М. : ИНФРА-М, 2000.
9. Котлер, Ф. Маркетинг, менеджмент / Ф. Котлер. - СПб. : Питер Ком, 2002.
10. Мак-Дональд, М. Стратегическое планирование маркетинга / М. МакДональд. - СПб. : Питер, 2000. - С. 66-67.