УДК/UDC 378.1
DO110/54509/22203036_2024_1_133 EDN CCXSHQ
Молева Наталия Юрьевна
аспирант, ФГБОУ ВО «Самарский государственный институт культуры», г. Самара
■KïSitTjùл
Moleva Natalija Ju.
Postgraduate Student, Samara State Institute of Culture, Samara
ОСОБЕННОСТИ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ
В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ
FEATURES OF TRAINING TECHNICAL PROFILE STUDENTS IN MODERN CONDITIONS
Аннотация. Статья посвящена анализу внешних (связанных с социальными изменениями) и внутренних факторов, влияющих на качество подготовки специалистов технического профиля в современном вузе. Установлена взаимосвязь между трансформацией общества и мотивами учебной деятельности, диагностика которых была проведена при помощи тестирования. Обоснована своевременность применения компетентностно-антропологического подхода, в котором приоритетом становится сама личность и ее развитие, нежели набор функций. Рассмотрены особенности подготовки студентов технического профиля с выявлением ключевого направления модернизации - формирования системного мышления. В целях изучения осведомленности о его преимуществах и значимости для профессиональной инженерной деятельности было проведено анкетирование. Рассмотрена возможность применения учебных задач в качестве инструмента формирования системного мышления студентов технического профиля.
Abstract. The article is devoted to the analysis of external (related to social changes) and internal factors influencing the quality of training of technical specialists in a modern university. The correlation between the transformation of society and the motives of educational activities has been established, the diagnosis of motives was carried out using testing. The timeliness of application of competence-anthropological approach substantiated, in which the priority of personality development prevails over its functions. The features of training technical students are considered, identifying the key direction of modernization - the formation of systems thinking. In order to study awareness of its advantages and significance for professional engineering activities, a survey was conducted. The possibility of using educational tasks as a tool for developing systems thinking for technical students is considered.
Ключевые слова: техническое образование, мотивы учебной деятельности, компетентностно-антропологи-ческий подход, системное мышление.
Keywords: technical education, motives of educational activity, competence-anthropological approach, systems thinking.
Введение
Социальная реальность непрерывно трансформируется, поэтому, говоря об ингерентности системы профессионального образования, т.е. ее согласованности с окружающей общественной средой, стоит отметить происходящую на наших глазах коренную перестройку всех сфер жизни человечества. В настоящее время складываются тенденции негативного влияния внешних факторов на мотивацию учебной деятельности студентов. Кроме этого, существует противоречие между глобальным значением теоретической подготовки специалиста технического профиля и сокращением отведенных на нее учебных часов, высокими требованиями к уровню компетенций выпускника и преимущественно репродуктивным характером обучения, при котором отсутствует возможность развития поисково-аналитических способностей, системного подхода к решению задач. Использование студентами расчетных комплексов при отсутствии навыков к критическому анализу и обработке получаемых результатов приводит к выявлению важного направления педагогического исследования, а именно формирования системного мышления будущих инженеров.
Актуальность работы обусловлена многоаспектно-стью рассматриваемого круга вопросов, выявлением особенностей подготовки специалиста технического профиля путем определения множества факторов влияния на образовательный процесс: сменяемости пара-
дигм, учебной мотивации, смещения приоритетов принципов подготовки в современных реалиях.
Цель исследования - обосновать перспективность совершенствования подготовки специалистов технического профиля путем внедрения в образовательный процесс элементов формирования системного мышления с позиций повышения не только уровня знаний и компетенций, но и учебной мотивации обучающихся.
Методология
В качестве теоретико-методологической основы исследования выступили научные работы в области философии, психологии и педагогики. Зигмунт Бауман [1, с. 160] пишет о кризисе в эпоху постмодерна, который связан с тем, что классическая система обучения предназначалась для реальности другого типа, в которой университеты являлись единственными создателями стандартов образования. Университеты формировали ценности, отождествлялись со структурой власти, находились в ранге духовного авторитета. Сегодня в этой устоявшейся системе происходят коренные изменения, связанные с появлением глобальных корпораций, обладающих значительными финансовыми и техническими возможностями, открывающих возможность обучения или профессиональной переподготовки по самым востребованным на рынке профессиям (зачастую в области 1Т-технологий). Бауман обращает внимание на еще одну важную деталь - быструю устареваемость знаний на фоне стремительного технического развития [1, с. 164]. В таких условиях молодой человек, вероятно, отдаст предпочтение (по вложению сил, времени и внимания) краткосрочным курсам по востребованной и хорошо оплачиваемой на сегодняшний день профессии, нежели классическому уни-
верситетскому образованию с неизвестными финансовыми и карьерными перспективами. В этой связи можно выделить фактор необходимости учета мотивации студентов как одного из важнейших показателей эффективности профессионального обучения. Выбор ведущего мотива зависит от множества причин, в том числе уровня успеваемости студента, социальных условий жизни. Согласно психологическим исследованиям, он не остается постоянным, Р. С. Вайсман выявил изменчивость доминирующего мотива в разные годы обучения [2, с. 27]. Поскольку степень значимости образовательного процесса для обучающихся напрямую зависит от мотивов учебной деятельности, вопросом их систематизации и классификации занималось множество авторов (табл. 1):
С другой стороны, мотивация рассматривается как условие развития личности обучающегося (Л. И. Божо -вич, Л. С. Выготский, И. А. Зимняя, А. Н. Леонтьев, Н. А. Менчинская, С. Л. Рубинштейн, Д. Б. Эльконин и др.). На сегодняшний день учет индивидуальных качеств(мотивации,потребности в самообразовании, самосовершенствовании (самоуправляющих механизмов личности - СУМ)), а не только предметной компетентности (знаний, умений и навыков, далее - ЗУН) является крайне важным.
В исследовании Е. А. Максимовой [3, с. 113] рассматривается процесс сменяемости парадигм в профессиональном образовании:с деятельностно-ком-петентностного подхода при информационном укладе общества на компетентностно-антропологический при постинформационном. Деятельностно-компетентност-ный подход предполагает формирование универсальных профессионально значимых компетенций, а компе-тентностно-антропологический смещает фокус внима-
Таблица 1
Классификации мотивов учебной деятельности
Авторы Мотивы учебной деятельности
Школьники
А. К. Маркова Познавательные, социальные
Т. А. Ильина Непосредственно побуждающие, мотивы интеллектуального побуждения, перспективно побуждающие
Д. Б. Эльконин, П. Я. Гальперин, В. В. Давыдов Внутренние, внешние
Студенты
А. Н. Печников, Г. А. Мухина Профессиональные, личного престижа, прагматические (получить диплом о высшем образовании), познавательные
Р. Р. Бибрих, И. А. Васильев Социальные, профессиональные, познавательные, мотивы материального поощрения, утилитарные, мотив боязни неуспеха, мотив достижения
П. А. Рябов Профессионально значимые, личностно значимые
В. Э. Мильман Внутренние и внешние мотивы
Таблица 2
Сравнение деятельностно-компетентностного и компетентностно-антропологического подходов
Деятельностно-компетентностный подход Компетентностно-антропологический подход
Информационный уклад общества Постинформационный уклад общества
Формирование универсальных профессионально значимых компетенций Личностно-ориентированное построение учебного процесса
Субъект как функция Субъект как источник активности
Внешняя мотивационная обусловленность, ориентация на результат Опора на заинтересованность обучающихся, стремление к саморазвитию
ния на личность обучающегося. При компетентностно-антропологическом подходе субъект познания выступает как источник активности, а не пассивный потребитель готового учебного материала, следовательно, необходима его своевременная актуализация в соответствии с окружающими социальными условиями. В работе А. М. Новикова, Д. А. Новикова [4, с. 443] представлено сравнение компонентов парадигм учения в индустриальном и постиндустриальном обществе, согласно которому в новой реальности мотивация опирается на личную заинтересованность, а не на обязанность и долг. Ответственность в большей степени переходит на обучающихся, а не остается на контроле у педагога, который, в свою очередь, создает условия для самостоятельной работы, выстраивая динамичные структуры учебных дисциплин и применяя инновационные формы организации процесса обучения. Говоря о позициях участников образовательного процесса, отмечается его демократический, эгалитарный характер, взаимное партнерство преподавателя и обучающихся в противовес иерархическому авторитарному формату.
Ключевые характеристики деятельностно-компе-тентностного и компетентностно-антропологического подходов представлены в таблице 2.
Таким образом, можно заключить, что в условиях перехода в постинформационное общество существует запрос на необходимость пересмотра традиционных взглядов на высшее профессиональное образование. Реализация компетентностно-антропологического подхода предполагает построение системы обучения с опорой на развитие личности, стимулирование внутренней мотивации к освоению продуктивного мышления, создание условий для формирования собственного познавательного интереса.
Квалификационные требования к уровню знаний и сформированным компетенциям выпускника определяются Федеральным Государственным образовательным стандартом. Системное и критическое мышление, разработка и реализация проектов, командная работа и лидерство, коммуникация, межкультурное взаимодей-
ствие, самоорганизация и саморазвитие, безопасность жизнедеятельности, инклюзивная компетентность, экономическая культура, гражданская позиция относятся к перечню универсальных компетенций.
Среди категорий общепрофессиональных компетенций выделяют применение фундаментальных знаний в профессиональной деятельности, компьютерную грамотность, ответственность, эффективность и безопасность технических решений.
Особенностью подготовки специалистов технических направлений является сочетание фундаментальности (Э. В. Майков, С. Ф. Родионов, Г. П. Соколова, В. А. Елисеев, А. Е. Айзенцон, А. А. Гладун, М. М. Горунов и др.) и профессиональной направленности (А. В. Барабанщиков, А. Н. Крылов, Л. Д. Кудрявцев, А. Н. Лавре-нина, Л. В. Масленникова, С. Н. Потемкина, С. В. Плотникова и др.). Вопрос их количественного соотношения является предметом множества споров: существенное сокращение часов, отведенных под теоретическую фундаментальную подготовку в пользу практических дисциплин или поиск золотой середины. В настоящее время наблюдается устойчивая тенденция в пользу первой стратегии, обусловленной значительным разрывом (Education Gap) между качеством подготовки специалистов и быстроменяющимися техносферными реалиями. Инновационная перестройка концепции инженерного образования и отказ от ее фундаментализации рассматривается в работе В. И. Лившица [5]. С другой стороны, перевод обучения в практико-ориентированную плоскость приводит к ограничению круга решаемых задач в пользу репродуктивного подхода и в ущерб развитию личностных когнитивно-познавательных умений будущих инженеров. Говоря о характере этих умений, можно выделить следующую особенность подготовки специалистов технического профиля - формирование стиля мышления, позволяющего преобразовывать сложные многокомпонентные системы в теоретические модели (например, реальную строительную конструкцию в ее цифровую версию, составленную из пластин на базе расчетного комплекса). По мнению Н. Е. Эргановой [6, с. 61], изучаемые технические
объекты описываются понятиями, характеризующимися содержанием, объемом, связями и отношениями между ними. Система взаимосвязей отражается в законах, а объединение законов формирует теорию. Автор акцентирует внимание на том, что для понимания учебных дисциплин технического профиля требуется высокий уровень теоретического обобщения и степени абстракции, который не соответствует фактическому, что отчетливо отображается в ежегодной статистике результатов Единого государственного экзамена по физике и математике. Проблему усугубляет феномен «клипового мышления» современной молодежи, который К. Г. Фрумкин характеризует способностью быстрой обработки разрозненных информационных отрезков, но при этом возникновению сложностей в восприятии протяженной линейной текстовой последовательности [7].
Оснащение различных областей человеческой деятельности электронными инструментами привело к формированию негативной тенденции: использованию студентами расчетно-графических программ вслепую наподобие «черного ящика», при этом непониманию основ вычислений и, как следствие, отсутствию возможности выполнения подобного расчета вручную. Зачастую инженерные задачи носят нетиповой характер, следовательно, проблема формирования фундаментального понимания технических объектов и функционально-графических связей между ними сегодня особенно актуальна для педагогики высшей школы.
В соответствии с ФГОС ВПО 3++ системное мышление относится к перечню универсальных компетенций, формируемых у выпускников технических вузов. Оно характеризуется способностью к установлению связей и нахождением закономерностей (Л. И. Шрагина), логикой, системным подходом (В. А. Ширяева), целостностью, многомерностью (Ю. В. Федосеева), выявлением структуры (И. А. Сычев) [8-11]. В научно-педагогических исследованиях вопрос формирования системного мышления рассматривался с позиций эффективности применения компьютерных средств (Н. В. Городецкая, Ю. В. Федосеева, М. А. Науменко, Г. С. Молотков), в рамках преподавания отдельных дисциплин (Н. И. Стасюк, В. В. Кучугуров, Л. П. Русинова, В. В. Капи-нос, Р. М. Магомедов), на основе технологии контекстного типа (Н. А. Сапожкова), введения дополнительных спецкурсов (Н. В. Городецкая, Д. О. Данилов), применения инновационных дидактических средств (Т. А. Пося-гина) и т.д. [12-22].
Рассмотрим возможность применения учебных задач в качестве инструмента развития систем-
ного мышления и повышения учебной мотивации. По В. В. Давыдову, понятие «учебная задача» характеризуется движением от общего к частному, при котором путем анализа одного условия можно освоить общий способ действия, который применим для решения множества частных случаев [23, с. 151]. Опираясь на работы Л. С. Выготского, Л. В. Занкова, Д. Б. Эль-конина, В. В. Давыдова, А. Н. Леонтьева, П. Я. Гальперина, А. В. Запорожца, можно охарактеризовать ожидаемый результат обучения как овладение новыми способами умственных действий (СУД). По А. Н. Леонтьеву, это происходит благодаря переходу от действий вовне к внутренним процессам [24, с. 131]. Сущность деятельности раскрывается автором как преобразование действительности, т.е. целенаправленное видоизменение условий учебной задачи. Обучающийся не просто получает знание в готовом виде, а учится работать с ним, выстраивая индивидуальные пути абстрагирования и дедукции. Реализация процесса обучения осуществляется посредством создания условий для формирования теоретического продуктивного мышления: усвоения материала на уровне научных понятий, воспроизведения логики научного познания (Г. К. Селевко) [25]. Приоритет СУД перед ЗУН как характеристика перехода от компетентностного подхода (человек-функция) к компетентностно-антропологическому, в котором приоритетной целью является развитие самой личности обучающегося.
Субъект познания активен, более того, он проходит собственную трансформацию (Д. Б. Эльконин), совершенствуя и приобретая новые индивидуальные качества личности, что коррелирует с вышеизложенной тенденцией перехода к компетентностно-антропо-логическому подходу в профессиональном образовании. По В. В. Давыдову, приобретаемые обучающимся знания - есть не только результат умственных действий, но и сам процесс его получения. Этому процессу присуща эмоциональная, волевая окраска, поскольку в процессе усвоения материала учебная цель может трансформироваться в мотив. Задача преподавателя -организовать учебную деятельность таким образом, чтобы способствовать формированию мотивацион-ного аспекта, основанного на стремлении личности к самосовершенствованию. Известно, что психические функции, связанные с мышлением, развиваются в процессе обретения новых способов действий во внешней среде, а не являются врожденными характеристиками. Построение учебной системы отталкивается от типа ведущей деятельности, зависящей от возраста обучающегося, что в контексте периода студенчества является вопросом неоднозначным. В настоя-
щий момент в научной литературе приводятся различные варианты ведущей деятельности студентов: учебная, учебно-профессиональная и квазипрофессиональная (А. А. Вербицкий), учебно-профессиональная и профессионально-образовательная (Э. Ф. Зеер) и т.д. Согласно данным тестирования учебной мотивации, представленным в разделе «Результаты», можно заключить, что влияние профессиональной деятельности опережает учебно-познавательную, многие студенты стремятся как можно быстрее найти возможность трудоустройства (доминирование социальных и профессиональных мотивов) в параллель учебе и зачастую в ущерб последней. Благодаря применению специальной системы задач, опираясь на принцип познавательной активности, становится возможным преодоление исключительно формального подхода к обучению в вузе, укрепление учебно-познавательных мотивов за счет создания условий, стимулирующих развитие интереса к изучаемым дисциплинам посредством обретения ощущения личного открытия новых фактов и закономерностей. Рассмотрение профессиональной компетентности в двух аспектах, а именно ее предметной и личностной сторон (Л. П Меркулова) подчеркивает актуальность развития через обучение в пространстве современного вуза.
Результаты
В процессе исследования мотивации учебной деятельности студентов была выдвинута гипотеза о том, что в условиях капиталистических реалий мотив успеха и престижа влияет на среднестатистического студента в большей степени, нежели познавательный интерес. Для проверки этой гипотезы была проведена диагностика учебной мотивации студентов 1-го и 2-го курсов технических специальностей Самарского национального исследовательского университета имени академика С. П. Королева и Самарского государственного
университета путей сообщения (методика А. А. Реана, В. А. Якунина, модификация Н. Ц. Бадмаевой) в количестве 130 человек, в результате которой были выявлены следующие результаты:
1) социальные мотивы (уважение, статус) - 64,9% респондентов;
2) профессиональные мотивы (реализация способностей, желание стать специалистом) - 63,2 % респондентов;
3) коммуникативные мотивы (взаимодействие с важными людьми) - 47,4 % респондентов;
4) учебно-познавательные мотивы - 28,9 % респондентов.
Анализ проведенного опроса позволяет сделать вывод о том, что при построении современной методики обучения необходимо учитывать преобладающее влияние социальных и профессиональных мотивов. Потребность в социальном успехе продиктована не только извне, но и из внутренних побуждений, связанных с процессами саморефлексии, осознанием собственной роли в мире. В связи с этим в организации учебной деятельности важна акцентуация и на внутреннюю составляющую: личность, повышение качества знаний и умений студента как способ формирования успешного будущего.
В целях изучения осведомленности о системном мышлении и его применении в профессиональной инженерной деятельности было проведено анкетирование среди студентов Самарского государственного университета путей сообщения (табл. 3-4). Рассматривался вопрос повышения учебной мотивации при помощи ориентации на личностное развитие, а именно формирование навыков системного мышления (табл. 5).
Анализ полученных результатов показывает, что на констатирующем этапе исследования в экспериментальной группе выявлены более высокие показа-
Таблица 3
Характеристики системного мышления будущего инженера
Экспериментальная группа
Умение видеть взаимосвязи между элементами Умение видеть структуру системы в целом Умение строить логические цепочки Способность концентрироваться на деталях Умение работать с формулами и графиками
80% 70% 50% 70% 10%
Контрольная группа
Умение видеть взаимосвязи между элементами Умение видеть структуру системы в целом Умение строить логические цепочки Способность концентрироваться на деталях Умение работать с формулами и графиками
75% 85% 77% 31 % 7%
тели степени важности системного мышления для инженерной профессии (табл. 4), а также потенциала его развития в целях повышения учебной мотивации студентов (табл. 5). Выбор главных характеристик системного мышления обусловлен тем, что в экспериментальной группе были рассмотрены примеры заданий, направленных на установление взаимосвязей между понятиями, выявление важных деталей, позволяющих выстраивать структуру, что и отражено в результатах тестирования (табл. 3). В контрольной группе, не будучи ознакомленной со спецификой задач на развитие системного мышления, первой характеристикой выбрано умение видеть структуру (85 %), а уже затем установление связей между элементами (75%). Между тем построение структуры теоретического блока учебной темы без первичного анализа отдельных понятий и определения их взаимовлияния невозможно. В процессе решения специально разработанных заданий это умение закрепляется и трансформируется в устойчивый паттерн организации данных, функционирующий автоматически без приложения усилий, что позволяет говорить о приобретении навыков системного мышления.
На поисково-обучающем этапе эксперимента диссертационного исследования в рамках дисциплины «Теоретическая механика» студентам были предложены задания нескольких типов: направленные на выявление главных отличий изучаемых понятий друг от друга и их классификацию в зависимости от выделенных признаков; построение структурной схемы из разрозненных фрагментов формул и схем; установление логико-смысловой взаимосвязи между наименованием объекта/системы и его/ее техническими характеристиками. Специфической особенностью задач является скорость их выполнения (3-5 минут), что существенным образом отличается от классического подхода, состоящего в подробном решении отдельно взятого примера, который может занимать порядка 10-15 минут. В ходе последующей дискуссии была зафиксирована вовлеченность большинства обучающихся в процесс обсуждения и анализа полученных данных, что позволяет говорить об активизации процессов рефлексии и саморефлексии. Отмечается повышение мотивационных показателей, что отражается в статистике решения заданий - постепенном увеличении количества их выполнения большим числом студентов. Охарактеризовать направленность проводимой работы на формирование системного мышления можно по ряду критериев: необходимость выполнения абстрактно-логических преобразований, а именно сопоставления формулы (символьной абстракции) и ее практического отражения в конкретном расчетном слу-
Таблица 4
Степень важности системного мышления для инженерной профессии
Экспериментальная группа
Низкая Средняя Высокая Очень высокая
20% 20% 60%
Контрольная группа
Низкая Средняя Высокая Очень высокая
23% 62% 15%
Таблица 5
Возможность повышения интереса к учебному процессу благодаря его акцентуации на развитие системного мышления
Экспериментальная группа
Да Нет Затрудняюсь ответить
90% - 10%
Контрольная группа
Да Нет Затрудняюсь ответить
77% 8% 15%
чае; процесс систематизации разрозненных элементов путем их сравнения и установления ключевого признака; многоаспектный характер связей с ранее выявленными закономерностями и т.д.
Суммируя вышеизложенное, можно заключить, что для подготовки специалистов технического профиля актуальным направлением развития является возможность внедрения в образовательный процесс элементов формирования системного мышления. Помимо приобретения студентами новых навыков работы с формульно-графической информацией, ее структуризации, возможно повышение мотивационно-волевого аспекта к обучению, а также частичная компенсация сокращения учебных часов, посвященных фундаментальной теоретической подготовке. Целевой компонент построения учебного процесса, способствующего формированию у обучающихся системного мышления, включает в себя такие элементы, как приобретение практических навыков работы со знанием, умения выполнять логико-смысловое моделирование, устанавливать связи между компонентами изучаемого материала, преимущество СУД перед ЗУН.
Заключение
Таким образом, необходимость пересмотра отдельных аспектов системы обучения в современном тех-
ническом вузе продиктована множеством причин, в том числе естественной сменяемостью парадигм социально-общественных отношений, ускорением темпов жизни, стремительностью технологической революции. Следствием этих процессов является изменение мотивационно-волевого аспекта обучающихся, а именно смещение приоритета в сторону социальных и ослабление учебно-познавательных мотивов. Трансформация образовательного процесса с опорой на личность, развитие качеств обучающегося позволяют преодолеть накопившиеся противоречия, повысить степень значимости учебного предмета за счет актуальности приобретаемых в ходе работы навыков и умений. Эффективность усвоения технических дисциплин напрямую зависит от способностей к логико-смысловому моделированию, установлению связей между научными понятиями, быстрому анализу и систематизации формульных и графических данных. Путем разработки специальных учебных задач, направленных на формирование системного мышления, возможно преодоление фрагментарности знания, стимулирование познавательной активности и личной заинтересованности обучающихся, что соответствует идеям компетентностно-антропологического подхода. Организация процесса обучения, направленного на формирование системного мышления студентов технического профиля способствует улучшению качества подготовки будущих инженеров, как следствие - их конкурентоспособности, а также повышению учебной мотивации, что особенно актуально на сегодняшний день.
Литература
1. Бауман З. Индивидуализированное общество // пер. с англ. под ред В. Л. Иноземцева. М. : Логос, 2005. 390 с.
2. Вайсман Р. С. Психология мотивов творчества. М. : Наука, 2003. 302 с.
3. Максимова Е. А. Концепция развития профессионального образования в России при смене научно-технологических укладов : автореф. дис. ... д-ра пед. наук. Саратов, Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н. Г Чернышевского, 2021. 39 с.
4. Новиков А. М., Новиков Д. А. Методология. М. : СИНТЕГ 2007. 668 с.
5. Лившиц В. И. Современные концепции инженерного образования // Инновационные проекты и программы в образовании. 2014. № 5. С. 61-66.
6. Эрганова Н. Е. Методика профессионального обучения. М. : Издательский центр «Академия», 2008. 160 с.
7. Фрумкин К. Г Клиповое мышление и судьба линейного текста [Электронный ресурс] // Топос : литературно-философский журнал, 2010. URL: http://www.topos.ru/article/7371 (дата обращения: 17.11.2023).
8. Шрагина Л. И. Системное мышление в контексте педагогики и психологии мышления [Электронный ресурс]. URL: http://psyfactor.org/lib/shragina3.htm. (дата обращения: 17.11.2023).
9. Ширяева В. А. Развитие системно-логического мышления учащихся в процессе изучения теории решения изобретательских задач (ТРИЗ) : автореф. дис. ... канд. пед. наук. Саратов, 2000. 20 с.
10. Федосеева Ю. В. Развитие системного мышления студентов колледжа на основе использования информационных технологий : автореф. дис. ... канд. пед. наук. Магнитогорск, 2009. 24 с.
11. Сычев И. А. Педагогические условия формирования элементов системного мышления учащихся старших классов : автореф. дис. ... канд. пед. наук. Барнаул, 2009. 23 с.
12. Городецкая Н. В. Развитие системного мышления студентов вуза с использованием информационных и коммуникационных технологий : автореф. дис. ... канд. пед. наук. Екатеринбург, 2004. 23 с.
13. Науменко М. А. Формирование системного стиля мышления студентов вуза в процессе компьютерного моделирования математических задач : автореф. дис. . канд. пед. наук. Ставрополь, 2010. 24 с.
14. Молотков Г. С. Технология формирования системного мышления студентов информационных специальностей при обучении проектированию баз данных : автореф. дис. ... канд. пед. наук. Красноярск, 2006. 21 с.
15. Стасюк Н. И. Технология формирования системно-эволюционного стиля мышления студентов инженерных специальностей в курсе общей физики : автореф. дис. . канд. пед. наук. Тольятти, 2002. 25 с.
16. Кучугуров В. В. Формирование системно-комбинаторного мышления студентов при изучении физико-технических основ вычислительной техники : автореф. дис. . канд. пед. наук. Ставрополь, 2001. 22 с.
17. Русинова Л. П. Формирование системно-пространственного мышления студентов технических вузов: на примере преподавания начертательной геометрии : автореф. дис. ... канд. пед. наук. Ижевск, 2007. 22 с.
18. Капинос В. В. Применение метода системного анализа в процессе обучения студентов колледжа: на примере специальных дисциплин : автореф. дис. ... канд. пед. наук. Ульяновск,
2006. 22 с.
19. Магомедов Р. М. Формирование системно-логического мышления будущего учителя информатики при изучении объектно-ориентированного программирования : автореф. дис. . канд. пед. наук. Москва, 2002. 16 с.
20. Сапожкова Н. А. Формирование системного мышления будущего педагога в вузе на основе технологии контекстного типа: автореф. дис. . канд. пед. наук. Воронеж, 2022. 24 с.
21. Данилов Д. О. Формирование системного мышления учащихся в процессе обучения физике на основе исследовательского метода : автореф. дис. . канд. пед. наук. Томск,
2007. 25 с.
22. Посягина Т. А. Формирование системных познавательных умений студентов технического вуза : автореф. дис. . канд. пед. наук. Уфа, 2009. 25 с.
23. Давыдов В. В. Проблемы развивающего обучения: опыт теоретического и экспериментального психологического исследования. М. : Педагогика, 1986. 240 с.
24. Леонтьев А. Н. Избранные психологические произведения : в 2-х т. М. : Педагогика, 1983. Т. I. 392 с.
25. Селевко Г К. Энциклопедия образовательных технологий : в 2-х т. М. : Народное образование, 2005. Т. 2.
References
1. Bauman Z. Individualizirovannoe obshhestvo obsh^hestvo [The Individualized Society]. Moscow, 2005. 390 p. (In Russian).
2. Vajsman R. S. Psihologija motivov tvorchestva [Psychology of creativity motives]. Moscow, 2003. 302 p. (In Russian).
3. Maksimova E. A. Koncepcija razvitija professional'nogo obra-zovanija v Rossii pri smene nauchno-tehnologicheskih ukladov. Avtoref. dis. ... d-ra ped. nauk [The concept of the development of vocational education in Russia during a change in scientific and technological structures. Extended Abstract of Dr. habil. thesis]. Saratov, 2021. 39 p. (In Russian).
4. Novikov A. M., Novikov D. A. Metodologija [Methodology]. Moscow, 2007. 668 p. (In Russian).
5. Livshic V. I. Sovremennye koncepcii inzhenernogo obrazovanija [Modern concepts of engineering education]. Innovacionnye proekty i programmy v obrazovanii, 2014, no. 5, pp. 61-66. (In Russian).
6. Jerganova N. E. Metodika professional'nogo obuchenija [Professional training methodology]. Moscow, 2008. 160 p. (In Russian).
7. Frumkin K. G. Klipovoe myshlenie i sud'ba linejnogo teksta [Clip thinking and the fate of linear text]. Topos : literaturno-filosofskij zhurnal, 2010. URL: http://www.topos.ru/article/7371 (accessed 17.11.2023). (In Russian).
8. Shragina L. I. Sistemnoe myshlenie v kontekste pedagogiki i psihologii myshlenija [Systems thinking in the context of pedagogy and psychology of thinking]. URL: http://psyfactor.org/lib/ shragina3.htm. (accessed 17.11.2023). (In Russian).
9. Shirjaeva V. A. Razvitie sistemno-logicheskogo myshlenija uchash-hihsja v processe izuchenija teorii reshenija izobretatel'skih zadach (TRIZ). Avtoref. dis. ... kand. ped. nauk [Development of system-logical thinking of students in the process of studying the theory of solving inventive problems. Extended Abstract of Ph. D. habil thesis]. Saratov, 2000. 20 p. (In Russian).
10. Fedoseeva Ju. V. Razvitie sistemnogo myshlenija studentov kolledzha na osnove ispol'zovanija informacionnyh tehnologij. Avtoref. dis. ... kand. ped. nauk [Development of systems thinking among college students based on the use of information technology. Extended Abstract of Ph. D. habil. thesis]. Magnitogorsk, 2009. 24 p. (In Russian).
11. Sychev I. A. Pedagogicheskie uslovija formirovanija jelementov sistemnogo myshlenija uchashhihsja starshih klassov. Avtoref. dis. . kand. ped. nauk [Pedagogical conditions for the formation of elements of systemic thinking among high school students. Extended Abstract of Ph. D. habil. thesis]. Barnaul, 2009. 23 p. (In Russian).
12. Gorodeckaja N. V. Razvitie sistemnogo myshlenija studentov vuza s ispol'zovaniem informacionnyh i kommunikacionnyh tehnologij. Avtoref. dis. . kand. ped. nauk [Development of systems thinking of university students using information and communication technologies. Extended Abstract of Ph. D. habil. thesis]. Ekaterinburg, 2004. 23 p. (In Russian).
13. Naumenko M. A. Formirovanie sistemnogo stilja myshlenija studentov vuza v processe komp'juternogo modelirovanija matemat-icheskih zadach. Avtoref. dis. . kand. ped. nauk [Formation of a systematic style of thinking among university students in the process of computer modeling of mathematical problems. Extended Abstract of Ph. D. habil. thesis]. Stavropol, 2010. 24 p. (In Russian).
14. Molotkov G. S. Tehnologija formirovanija sistemnogo myshlenija studentov informacionnyh special'nostej pri obuchenii proektiro-vaniju baz dannyh. Avtoref. dis. ... kand. ped. nauk [Technology of formation of systems thinking of students of information specialties when teaching database design. Extended Abstract of Ph. D. habil. thesis]. Krasnoyarsk, 2006. 21 p. (In Russian).
15. Stasjuk N. I. Tehnologija formirovanija sistemno-jevoljucionnogo stilja myshlenija studentov inzhenernyh special'nostej v kurse obshhej fiziki. Avtoref. dis. ... kand. ped. nauk [Technology of formation of a system-evolutionary style of thinking among engineering students in a course of general physics. Extended Abstract of Ph. D. habil. thesis]. Tolyatti, 2002. 25 p. (In Russian).
16. Kuchugurov V. V. Formirovanie sistemno-kombinatornogo myshlenija studentov pri izuchenii fiziko-tehnicheskih osnov vychislitel'noj tehniki. Avtoref. dis. . kand. ped. nauk [Formation of system-combinatorial thinking of students when studying the physical and technical foundations of computer technology. Extended Abstract of Ph. D. habil. thesis]. Stavropol, 2001. 22 p. (In Russian).
17. Rusinova L. P. Formirovanie sistemno-prostranstvennogo myshlenija studentov tehnicheskih vuzov: na primere prepodavanija nachertatel'noj geometrii. Avtoref. dis. . kand. ped. nauk [Formation of system-spatial thinking of students of technical universities. Extended Abstract of Ph. D. habil. thesis]. Izhevsk, 2007. 22 p. (In Russian).
18. Kapinos V. V. Primenenie metoda sistemnogo analiza v processe obuchenija studentov kolledzha: na primere special'nyh discip-lin. Avtoref. dis. . kand. ped. nauk [Application of the system analysis method in the learning process of college students: the example of special disciplines. Extended Abstract of Ph. D. habil. thesis]. Ulyanovsk, 2006. 22 p. (In Russian).
19. Magomedov R. M. Formirovanie sistemno- I ogicheskogo myshlenija budushhego uchitelja informatiki pri izuchenii ob"ektno-orientirovannogo programmirovanija. Avtoref. dis. . kand. ped. nauk [Formation of system-logical thinking of a future computer science teacher when studying object-oriented programming. Extended Abstract of Ph. D. habil. thesis]. Moscow, 2002. 16 p.
20. Sapozhkova N. A. Formirovanie sistemnogo myshlenija budush-hego pedagoga v vuze na osnove tehnologii kontekstnogo tipa. Avtoref. dis. . kand. ped. nauk [Formation of systematic thinking of a future teacher at a university based on context-type technology. Extended Abstract of Ph. D. habil. thesis]. Voronezh, 2022.
24 p. (In Russian).
21. Danilov D. O. Formirovanie sistemnogo myshlenija uchashhihsja v processe obuchenija fizike na osnove issledovatel'skogo metoda. Avtoref. dis. ... kand. ped. nauk [Formation of systematic thinking of students in the process of teaching physics based on the research method. Extended Abstract of Ph. D. habil. thesis]. Tomsk, 2007. 25 p. (In Russian).
22. Posjagina T. A. Formirovanie sistemnyh poznavatel'nyh umenij studentov tehnicheskogo vuza. Avtoref. dis. . kand. ped. nauk [Formation of systemic cognitive skills of technical university students. Extended abstract of Ph. D. habil. thesis]. Ufa, 2009.
25 p. (In Russian).
23. Davydov V. V. Problemy razvivajushhego obuchenija: Opyt teo-reticheskogo i jeksperimental'nogo psihologicheskogo issle-dovanija [Problems of developmental education: Experience of theoretical and experimental psychological research]. Moscow, 1986. 240 p. (In Russian).
24. Leont'ev A. N. Izbrannye psihologicheskie proizvedenija [Selected psychological works]. Moscow, 1983, part 1, 392 p. (In Russian).
25. Selevko G. K. Jenciklopedija obrazovatel'nyh tehnologij [Encyclopedia of Educational Technologies]. Moscow, 2005, part 2. (In Russian).