Научная статья на тему 'Особенности подготовки специалистов экономической направленности в техническом университете'

Особенности подготовки специалистов экономической направленности в техническом университете Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
302
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
управление научно-производственными системами / подготовка управленческих кадров в техническом университете / конкурентоспособность выпускни- ков / гуманитаризация высшего образования / scientific and production systems management / management training in technical university / graduates competitiveness / university education’s humanitarization.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Анискин Юрий Петрович

Рассматриваются выявленные в ходе более чем 20-летней практики подготовки управ-ленческих кадров особенности подготовки специалистов, владеющих методами, сред-ствами и формами управления экономическими процессами. Показано, что многолетниетрадиции подготовки технических специалистов благотворно влияют и на подготовкууправленческих кадров. Кроме того, студенты изучают отраслевые особенности экономи-ки, организации и управления наукоемкими предприятиями микро- и наноэлектроники,что повышает их готовность к работе в конкретной отрасли. Отмечено, что неформальноевзаимодействие студентов разных программ обучения вне учебного процесса повышаетконкурентоспособность будущих специалистов — выпускников МИЭТ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Particularities of Economics Specialists Training in Technical University

The author considers the particularities in training of specialists mastering economical processes management techniques, methods and forms, resulting from more than 20 years of management training practice. He did show that engineering specialists training’s longstanding traditions were beneficial for management training as well; besides, students are taught the patterns of economy, of knowledge-intensive industries in microand nanoelectronics, which heightens their readiness for work in specialized field. The author also notes that informal (outside the curriculum) communication of students following different training programs contributes to increase competitiveness of MIET graduates.

Текст научной работы на тему «Особенности подготовки специалистов экономической направленности в техническом университете»

УДК 378

Особенности подготовки специалистов экономической направленности

в техническом университете1

Ю. П. Анискин

Национальный исследовательский университет «МИЭТ»

Рассматриваются выявленные в ходе более чем 20-летней практики подготовки управленческих кадров особенности подготовки специалистов, владеющих методами, средствами и формами управления экономическими процессами. Показано, что многолетние традиции подготовки технических специалистов благотворно влияют и на подготовку управленческих кадров. Кроме того, студенты изучают отраслевые особенности экономики, организации и управления наукоемкими предприятиями микро- и наноэлектроники, что повышает их готовность к работе в конкретной отрасли. Отмечено, что неформальное взаимодействие студентов разных программ обучения вне учебного процесса повышает конкурентоспособность будущих специалистов — выпускников МИЭТ.

Ключевые слова: управление научно-производственными системами; подготовка управленческих кадров в техническом университете; конкурентоспособность выпускников; гуманитаризация высшего образования.

Переход России к рыночной экономике радикально изменил экономические отношения в сфере отраслей народного хозяйства и в международном сотрудничестве, что повлекло за собой необходимость подготовки специалистов новой формации. Радикально изменились условия и цели функционирования предприятий и других субъектов экономики. Появилась конкурентная среда, прибыль стала доминирующим показателем деятельности, возникли свободные внешнеэкономические связи отраслей народного хозяйства. Все эти радикальные изменения потребовали адаптации системы образования к новым технологиям и методам обучения при подготовке управленческих кадров для принципиально иных экономических отношений.

В этих условиях во многих технических вузах страны, наряду с техническими специальностями, началась подготовка специалистов по управлению,

© Анискин Ю. П.

обладающих новыми экономическими знаниями и способных обеспечить эффективное функционирование предприятий в рыночных условиях.

Не остался в стороне и Московский институт электронной техники. В его истории 1992 г. отмечен не только получением статуса технического университета, но и открытием экономикогуманитарного факультета (позднее преобразованного в институт экономики, управления и права — ИнЭУП), в котором готовились кадры в области менеджмента, маркетинга, государственного и муниципального управления, права и прикладной информатики.

Для обеспечения качественной подготовки управленческого персонала активно использовался международный опыт и соответствующие научные и учебные издания. Зарубежные стажировки и семинары позволили повысить методический и профессиональный уровень педагогического состава.

1 Публикация является частью материалов, подготовленных в рамках поддержанного РГНФ проекта № 15-02-00510.

Экономические и социально-гуманитарные исследования № 4 (8) 2015 13

К 50-летию Национального исследовательского университета «МИЭТ»

Опытные педагоги уже в первое пятилетие сумели сформировать основные учебно-методические комплексы, позволяющие осуществлять учебные процессы в соответствии с новыми редакциями образовательных стандартов.

Однако первый опыт использования знаний о рыночной экономике, переданных педагогами выпускникам, показал несостоятельность практического применения этого интеллектуального багажа, поскольку его содержание не отвечало условиям ведения российского бизнеса и менталитету персонала и бизнесменов. Педагогический состав факультета корректировал учебные пособия, адаптировал международные методики организации бизнеса к российской специфике, регулярно исследуя особенности наукоемкого бизнеса в условиях конкуренции. Так создавались основы управления деловой активностью компаний в условиях рыночной экономики.

Проводя исследования практической деятельности предприятий, студенты, аспиранты и преподаватели выявили проблемы неэффективного управления компаниями в новых условиях и создали механизмы организации и управления научно-производственными процессами. Результаты исследований регулярно публиковались в виде монографий [1—6], статей [7—12] и учебных пособий [13—18]. Активное использование материалов публикаций в учебных процессах способствовало развитию образовательных программ и повышению конкурентоспособности выпускников ИнЭУП. За 23 года выпущено около 4 000 специалистов по преподаваемым направлениям, подготовлено более 100 кандидатов и несколько докторов экономических наук.

Студенты нашего вуза, участвующие в олимпиадах, конференциях и конкурсах дипломных проектов, регулярно отмечались дипломами лауреатов, что

свидетельствует о росте качества образования по управленческим специальностям.

Успешность функционирования экономического факультета в рамках технического университета обусловлена тем, что при его создании педагогический состав использовал фундаментальные многолетние традиции образовательного процесса, созданные в техническом университете:

— большой объем и высокий уровень математической подготовки (количество часов превышало соответствующие объемы в специальных экономических вузах), позволившие повысить уровень математического мышления у выпускников;

— высокий уровень прикладной информатики для экономистов, значительно развивший способности студентов как пользователей компьютерных программ и разработчиков экономических моделей;

— отраслевая направленность обучения (в отличие от специальных экономических вузов), дающая возможность полнее раскрыть отраслевые экономические особенности микро- и наноэлектроники, которые необходимо учитывать при управлении наукоемкими предприятиями; знание отраслевых особенностей экономических, управленческих, маркетинговых процессов существенно повышает качество подготовки кадров для управления как отдельными предприятиями, так и отраслями;

— традиционно эффективная система обучения иностранным языкам, способствующая приобретению навыков общения и самообразования на иностранном языке, что расширяет возможности при трудоустройстве выпускников.

Перечисленные и другие особенности экономического обучения в техническом университете позволяют готовить конкурентоспособных

14

Экономические и социально-гуманитарные исследования № 4 (8) 2015

Анискин Ю. П.

специалистов по управлению для конкретной отрасли народного хозяйства. Внеучебное общение студентов экономического и технических направлений, их неформальное взаимодействие создают условия для появления стартапов и собственного бизнеса на основе перспективных технических идей.

Еще одним значимым событием в полувековой истории МИЭТ стало его принятие в декабре 2014 г. в члены Ассоциации ведущих вузов в области экономики и менеджмента. Признание университета одним из таких вузов доказывает, что для развития всех направлений обучения созданы необходимые условия, а взаимодействие студентов, обучающихся по различным образовательным программам, стимулирует взаимное обогащение знаниями, что способствует воспитанию творческих личностей.

В целом многолетний опыт функционирования института экономики, управления и права в рамках технического университета (с 2010 г. — Национального исследовательского университета) подтверждает целесообразность включения в образовательные программы технических вузов не только экономического, но и других направлений: дизайна, иностранных языков и социально-психологического, — в рамках стратегической линии гуманитаризации высшего образования.

Литература

1. Анискин Ю. П., Сергеев А. Ф., Ревяки-

на М. А. Финансовая активность и стоимость компании: аспекты планирования / Под ред. Ю. П. Анискина. М.: Омега-Л, 2005. 240 с. (Деловая активность).

2. Корпоративное планирование развития компании: сбалансированность, устойчивость, пропорциональность: [монография] / Национальный исследовательский университет «МИЭТ», Международная академия менеджмента, Международная академия науки и практики организации производства; под ред. Ю. П. Анискина. М.: Омега-Л, 2012. 360 с. (Деловая активность).

3. Корпоративное управление деловой активностью в неравновесных условиях: монография / Национальный исследовательский университет «МИЭТ», Международная академия менеджмента, Международная академия науки и практики организации производства; под ред. Ю. П. Анискина. М.: Омега-Л, 2015. 299 с. (Деловая активность).

4. Корпоративное управление инновационным развитием: монография / Ю. П. Анискин [и др.]; МГИЭТ (ТУ), Международная академия менеджмента; под ред. Ю. П. Анискина. М.: Омега-Л, 2007. 411 с. (Деловая активность).

5. Моисеева Н. К., Анискин Ю. П. Современное предприятие: конкурентоспособность, маркетинг, обновление: [монография]. М.: Внешторгиз-дат, 1993. Т. 1. 221 с.: ил., табл.; Т. 2. 304 с.: ил., табл.

6. Управление инвестиционной активностью: науч. изд. / Моск. гос. ин-т электрон. техники (Техн. ун-т) им. Н. Баумана, Ин-т экономики и упр. Междунар. акад. менеджмента; под ред. Ю. П. Анискина. М.: Омега-Л, 2002. 272 с.: ил. (Деловая активность).

7. Анискин Ю. П. Базовые теоретические положения организации и планирования развития интегрированных компаний // Организатор производства. 2009. № 2. С. 22—25.

8. Анискин Ю. П. Многоуровневая подготовка специалистов экономического профиля на основе инновационного подхода // Организационно-экономические проблемы современного производства в условиях глобализации экономики. М.: МИЭТ, 2009. С. 3—7.

9. Анискин Ю. П. Основные положения концепции цикличности деловой активности предприятий // Известия вузов. Электроника. 2000. № 4—5. С. 170—173.

10. Анискин Ю. П., Греков О. А. Планирование активности использования инновационного потенциала компании // Экономические и социально-гуманитарные исследования. 2015. № 3 (7). С. 3—7.

11. Анискин Ю. П., Кинякин С. Н. Особенности формирования механизма управления производственной активностью компании // Организатор производства. 2014. № 2 (61). С. 36—39.

12. Нарнов А. Б., Анискин Ю. П. Планирование в системе управления развитием инновационного предприятия // Вопросы радиоэлектроники. 2012. № 2. С. 172—181.

13. Анискин Ю. П. Внутрифирменное планирование: учебное пособие. М.: МИЭТ, 1994. 93 с.

14. Анискин Ю. П. Управление инвестициями: учебное пособие. М.: Омега-Л, 2002. 168 с.

15. Анискин Ю. П., Лукичева Л. И., Буда-ров А. Ю. Научно-производственный менеджмент: учебное пособие / М-во образования и науки РФ, Федеральное агентство по образованию, МГИЭТ (ТУ); под ред. Ю. П. Анискина. М.: МИЭТ, 2009. 100 с.

Экономические и социально-гуманитарные исследования № 4 (8) 2015

15

К 50-летию Национального исследовательского университета «МИЭТ»

16. Анискин Ю. П., Лукьянов А. И. Инновационный менеджмент: учебное пособие. М.: МИЭТ, 2000. 118 с.

17. Анискин Ю. П., Лякса-Тиминский В. Я.

Экономические проблемы научно-технического прогресса и методы расчета экономической эффективности: учебное пособие по курсу «Экономика электронной промышленности» / Под ред. А. В. Проскурякова. М.: МИЭТ, 1982. 134 с.

18. Анискин Ю. П., Павлова А. М. Планирование и контроллинг: учебник. М.: Омега-Л, 2003. 280 с.

Анискин Юрий Петрович — доктор экономических наук, профессор кафедры экономики и менеджмента (ЭиМ) МИЭТ. E-mail: [email protected]

16

Экономические и социально-гуманитарные исследования № 4 (8) 2015

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.