УДК 378
Особенности подготовки специалистов экономической направленности
в техническом университете1
Ю. П. Анискин
Национальный исследовательский университет «МИЭТ»
Рассматриваются выявленные в ходе более чем 20-летней практики подготовки управленческих кадров особенности подготовки специалистов, владеющих методами, средствами и формами управления экономическими процессами. Показано, что многолетние традиции подготовки технических специалистов благотворно влияют и на подготовку управленческих кадров. Кроме того, студенты изучают отраслевые особенности экономики, организации и управления наукоемкими предприятиями микро- и наноэлектроники, что повышает их готовность к работе в конкретной отрасли. Отмечено, что неформальное взаимодействие студентов разных программ обучения вне учебного процесса повышает конкурентоспособность будущих специалистов — выпускников МИЭТ.
Ключевые слова: управление научно-производственными системами; подготовка управленческих кадров в техническом университете; конкурентоспособность выпускников; гуманитаризация высшего образования.
Переход России к рыночной экономике радикально изменил экономические отношения в сфере отраслей народного хозяйства и в международном сотрудничестве, что повлекло за собой необходимость подготовки специалистов новой формации. Радикально изменились условия и цели функционирования предприятий и других субъектов экономики. Появилась конкурентная среда, прибыль стала доминирующим показателем деятельности, возникли свободные внешнеэкономические связи отраслей народного хозяйства. Все эти радикальные изменения потребовали адаптации системы образования к новым технологиям и методам обучения при подготовке управленческих кадров для принципиально иных экономических отношений.
В этих условиях во многих технических вузах страны, наряду с техническими специальностями, началась подготовка специалистов по управлению,
© Анискин Ю. П.
обладающих новыми экономическими знаниями и способных обеспечить эффективное функционирование предприятий в рыночных условиях.
Не остался в стороне и Московский институт электронной техники. В его истории 1992 г. отмечен не только получением статуса технического университета, но и открытием экономикогуманитарного факультета (позднее преобразованного в институт экономики, управления и права — ИнЭУП), в котором готовились кадры в области менеджмента, маркетинга, государственного и муниципального управления, права и прикладной информатики.
Для обеспечения качественной подготовки управленческого персонала активно использовался международный опыт и соответствующие научные и учебные издания. Зарубежные стажировки и семинары позволили повысить методический и профессиональный уровень педагогического состава.
1 Публикация является частью материалов, подготовленных в рамках поддержанного РГНФ проекта № 15-02-00510.
Экономические и социально-гуманитарные исследования № 4 (8) 2015 13
К 50-летию Национального исследовательского университета «МИЭТ»
Опытные педагоги уже в первое пятилетие сумели сформировать основные учебно-методические комплексы, позволяющие осуществлять учебные процессы в соответствии с новыми редакциями образовательных стандартов.
Однако первый опыт использования знаний о рыночной экономике, переданных педагогами выпускникам, показал несостоятельность практического применения этого интеллектуального багажа, поскольку его содержание не отвечало условиям ведения российского бизнеса и менталитету персонала и бизнесменов. Педагогический состав факультета корректировал учебные пособия, адаптировал международные методики организации бизнеса к российской специфике, регулярно исследуя особенности наукоемкого бизнеса в условиях конкуренции. Так создавались основы управления деловой активностью компаний в условиях рыночной экономики.
Проводя исследования практической деятельности предприятий, студенты, аспиранты и преподаватели выявили проблемы неэффективного управления компаниями в новых условиях и создали механизмы организации и управления научно-производственными процессами. Результаты исследований регулярно публиковались в виде монографий [1—6], статей [7—12] и учебных пособий [13—18]. Активное использование материалов публикаций в учебных процессах способствовало развитию образовательных программ и повышению конкурентоспособности выпускников ИнЭУП. За 23 года выпущено около 4 000 специалистов по преподаваемым направлениям, подготовлено более 100 кандидатов и несколько докторов экономических наук.
Студенты нашего вуза, участвующие в олимпиадах, конференциях и конкурсах дипломных проектов, регулярно отмечались дипломами лауреатов, что
свидетельствует о росте качества образования по управленческим специальностям.
Успешность функционирования экономического факультета в рамках технического университета обусловлена тем, что при его создании педагогический состав использовал фундаментальные многолетние традиции образовательного процесса, созданные в техническом университете:
— большой объем и высокий уровень математической подготовки (количество часов превышало соответствующие объемы в специальных экономических вузах), позволившие повысить уровень математического мышления у выпускников;
— высокий уровень прикладной информатики для экономистов, значительно развивший способности студентов как пользователей компьютерных программ и разработчиков экономических моделей;
— отраслевая направленность обучения (в отличие от специальных экономических вузов), дающая возможность полнее раскрыть отраслевые экономические особенности микро- и наноэлектроники, которые необходимо учитывать при управлении наукоемкими предприятиями; знание отраслевых особенностей экономических, управленческих, маркетинговых процессов существенно повышает качество подготовки кадров для управления как отдельными предприятиями, так и отраслями;
— традиционно эффективная система обучения иностранным языкам, способствующая приобретению навыков общения и самообразования на иностранном языке, что расширяет возможности при трудоустройстве выпускников.
Перечисленные и другие особенности экономического обучения в техническом университете позволяют готовить конкурентоспособных
14
Экономические и социально-гуманитарные исследования № 4 (8) 2015
Анискин Ю. П.
специалистов по управлению для конкретной отрасли народного хозяйства. Внеучебное общение студентов экономического и технических направлений, их неформальное взаимодействие создают условия для появления стартапов и собственного бизнеса на основе перспективных технических идей.
Еще одним значимым событием в полувековой истории МИЭТ стало его принятие в декабре 2014 г. в члены Ассоциации ведущих вузов в области экономики и менеджмента. Признание университета одним из таких вузов доказывает, что для развития всех направлений обучения созданы необходимые условия, а взаимодействие студентов, обучающихся по различным образовательным программам, стимулирует взаимное обогащение знаниями, что способствует воспитанию творческих личностей.
В целом многолетний опыт функционирования института экономики, управления и права в рамках технического университета (с 2010 г. — Национального исследовательского университета) подтверждает целесообразность включения в образовательные программы технических вузов не только экономического, но и других направлений: дизайна, иностранных языков и социально-психологического, — в рамках стратегической линии гуманитаризации высшего образования.
Литература
1. Анискин Ю. П., Сергеев А. Ф., Ревяки-
на М. А. Финансовая активность и стоимость компании: аспекты планирования / Под ред. Ю. П. Анискина. М.: Омега-Л, 2005. 240 с. (Деловая активность).
2. Корпоративное планирование развития компании: сбалансированность, устойчивость, пропорциональность: [монография] / Национальный исследовательский университет «МИЭТ», Международная академия менеджмента, Международная академия науки и практики организации производства; под ред. Ю. П. Анискина. М.: Омега-Л, 2012. 360 с. (Деловая активность).
3. Корпоративное управление деловой активностью в неравновесных условиях: монография / Национальный исследовательский университет «МИЭТ», Международная академия менеджмента, Международная академия науки и практики организации производства; под ред. Ю. П. Анискина. М.: Омега-Л, 2015. 299 с. (Деловая активность).
4. Корпоративное управление инновационным развитием: монография / Ю. П. Анискин [и др.]; МГИЭТ (ТУ), Международная академия менеджмента; под ред. Ю. П. Анискина. М.: Омега-Л, 2007. 411 с. (Деловая активность).
5. Моисеева Н. К., Анискин Ю. П. Современное предприятие: конкурентоспособность, маркетинг, обновление: [монография]. М.: Внешторгиз-дат, 1993. Т. 1. 221 с.: ил., табл.; Т. 2. 304 с.: ил., табл.
6. Управление инвестиционной активностью: науч. изд. / Моск. гос. ин-т электрон. техники (Техн. ун-т) им. Н. Баумана, Ин-т экономики и упр. Междунар. акад. менеджмента; под ред. Ю. П. Анискина. М.: Омега-Л, 2002. 272 с.: ил. (Деловая активность).
7. Анискин Ю. П. Базовые теоретические положения организации и планирования развития интегрированных компаний // Организатор производства. 2009. № 2. С. 22—25.
8. Анискин Ю. П. Многоуровневая подготовка специалистов экономического профиля на основе инновационного подхода // Организационно-экономические проблемы современного производства в условиях глобализации экономики. М.: МИЭТ, 2009. С. 3—7.
9. Анискин Ю. П. Основные положения концепции цикличности деловой активности предприятий // Известия вузов. Электроника. 2000. № 4—5. С. 170—173.
10. Анискин Ю. П., Греков О. А. Планирование активности использования инновационного потенциала компании // Экономические и социально-гуманитарные исследования. 2015. № 3 (7). С. 3—7.
11. Анискин Ю. П., Кинякин С. Н. Особенности формирования механизма управления производственной активностью компании // Организатор производства. 2014. № 2 (61). С. 36—39.
12. Нарнов А. Б., Анискин Ю. П. Планирование в системе управления развитием инновационного предприятия // Вопросы радиоэлектроники. 2012. № 2. С. 172—181.
13. Анискин Ю. П. Внутрифирменное планирование: учебное пособие. М.: МИЭТ, 1994. 93 с.
14. Анискин Ю. П. Управление инвестициями: учебное пособие. М.: Омега-Л, 2002. 168 с.
15. Анискин Ю. П., Лукичева Л. И., Буда-ров А. Ю. Научно-производственный менеджмент: учебное пособие / М-во образования и науки РФ, Федеральное агентство по образованию, МГИЭТ (ТУ); под ред. Ю. П. Анискина. М.: МИЭТ, 2009. 100 с.
Экономические и социально-гуманитарные исследования № 4 (8) 2015
15
К 50-летию Национального исследовательского университета «МИЭТ»
16. Анискин Ю. П., Лукьянов А. И. Инновационный менеджмент: учебное пособие. М.: МИЭТ, 2000. 118 с.
17. Анискин Ю. П., Лякса-Тиминский В. Я.
Экономические проблемы научно-технического прогресса и методы расчета экономической эффективности: учебное пособие по курсу «Экономика электронной промышленности» / Под ред. А. В. Проскурякова. М.: МИЭТ, 1982. 134 с.
18. Анискин Ю. П., Павлова А. М. Планирование и контроллинг: учебник. М.: Омега-Л, 2003. 280 с.
Анискин Юрий Петрович — доктор экономических наук, профессор кафедры экономики и менеджмента (ЭиМ) МИЭТ. E-mail: [email protected]
16
Экономические и социально-гуманитарные исследования № 4 (8) 2015