Научная статья на тему 'Особенности подготовки современного преподавателя инженерного вуза (по итогам 42-го международного симпозиума IGIP)'

Особенности подготовки современного преподавателя инженерного вуза (по итогам 42-го международного симпозиума IGIP) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
167
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ / ИНЖЕНЕРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ЦЕНТРЫ ИНЖЕНЕРНОЙ ПЕДАГОГИКИ IGIP / ENGINEERING EDUCATION / SUSTAINABLE DEVELOPMENT / CENTERS FOR ENGINEERING EDUCATION IGIP

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Приходько Вячеслав Михайлович

Предложено рассматривать цель инженерной деятельности в рамках концепции«устойчивого развития» – с точки зрения возможности удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений людей при сохранении благоприятной окружающей среды и природно-ресурсного потенциала. Качество подготовки инженеров определяется ежедневным трудом преподавателя, его компетенциями. Обсуждаются пути согласования программ подготовки преподавателей в центрах инженерной педагогики IGIP с поставленной целью, а также с необходимостью решения актуальных проблем инженерного образования в РФ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

“SUSTAINABLE DEVELOPMENT” AS THE MODERN OBJECTIVE OF ENGINEERING EDUCATION

In this paper we propose to consider the purpose of engineering education as opportunities to improve the quality of humankind’s life (in the framework of «sustainable development»). It is proposed coordination of teacher training at the Centers for Engineering Education IGIP for this purpose, as well as the need to address this preparation to the problems of engineering education in Russia.

Текст научной работы на тему «Особенности подготовки современного преподавателя инженерного вуза (по итогам 42-го международного симпозиума IGIP)»

Литература

1. Бьюкенен У.У. Переходить ли на МООК? Соответствие онлайн-курсов компетент-ностному подходу в обучении [Buchanan W.W. To MOOC or Not - Online Courses Fit Well with Competency-based Education] // ASEE Prism. 2013. Vol. 22. No. 9. Pp. 41-42.

2. Бьюкенен У.У. Перевод студентов: под-

держка ASEE двухгодичных колледжей [Buchanan W.W. The Transfer Option: ASEE Should Bolster Opportunities Offered by Community Colleges] // ASEE Prism. 2013. Vol. 22. No. 6. Pp. 37-38.

3. TEAM Website. URL: http://blinnteam.

tamu.edu/

В.М. ПРИХОДЬКО, ректор Московский автомобильно -дорожный государственный технический университет (МАДИ)

Особенности подготовки

современногопреподавателя

инженерного вуза

(по итогам 42-го Международного

симпозиума Ю^)

Предложено рассматривать цель инженерной деятельности в рамках концепции «устойчивого развития » - с точки зрения возможности удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений людей при сохранении благоприятной окружающей среды и природно-ресурсного потенциала. Качество подготовки инженеров определяется ежедневным трудом преподавателя, его компетенциями. Обсуждаются пути согласования программ подготовки преподавателей в центрах инженерной педагогики IGIP с поставленной целью, а также с необходимостью решения актуальных проблем инженерного образования в РФ.

Ключевые слова: устойчивое развитие, инженерная деятельность, Центры инженерной педагогики IGIP

В наше время во многих странах престиж ряда инженерных специальностей в глазах выпускников средних школ значительно снизился, что создает трудности при комплектовании контингента студентов технических вузов. Между тем в постиндустриальном обществе потребность национальных экономик в инженерных кадрах отнюдь не уменьшилась, напротив, поле их деятельности и приоритеты существенно расширились. Проблемами инженерного образования занимаются ученые из разных стран, многие являются членами нескольких десятков образовательно-научных обществ. Значимое место среди них занимает Международное общество по инженерной педагогике (IGIP). «IGIP » является аббревиатурой немецкого названия этого общества -Internationale Geselschaft für Ingenieurpädagogik. Российские преподаватели тех-

нических вузов уже около двух десятков лет довольно хорошо с нею знакомы. Главная цель, записанная в уставе Ю1Р, - повышение качества инженерного образования в соответствии с динамикой объективных требований производства и общества в целом. Основное направление деятельности общества - подготовка и повышение квалификации преподавателей технических вузов -осуществляется в так называемых центрах инженерной педагогики. Центры инженерной педагогики (ЦИП), аккредитованные Ю1Р, расположены во многих странах. Отрадно, что наибольшее количество из них (14) в настоящее время действуют в вузах Российской Федерации. Все аккредитованные центры работают по утвержденному Ю1Р учебному плану.

Московский автомобильно-дорожный государственный технический университет - один из активных участников этого сотрудничества. На базе МАДИ работает Российский мониторинговый комитет (РМК) Ю1Р. Основными задачами РМК являются: координация деятельности ЦИП на территории РФ, экспертиза заявок, представленных центрами для аккредитации в Ю1Р, сопровождение аттестации преподавателей на звание «Международный преподаватель инженерного вуза - ING-PAED Ю1Р » [1]. В текущем году 36 преподавателей из 8 российских вузов были аттестованы Международным мониторинговым комитетом Ю1Р, что свидетельствует о привлекательности такого статуса.

Актуальность совершенствования инженерно-педагогической подготовки отмечена в указе Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 594 «О Президентской программе повышения квалификации инженерных кадров на 2012-2014 годы». Например, одна из задач Президентской программы сформулирована так: «... формирование банка актуальных дополнительных профессиональных образовательных программ повышения квалификации и стажировок инженерных кадров,

реализуемых на базе российских образовательных учреждений» [2].

Таким образом, в рамках выполнения Президентской программы необходимо проведение глубоких научно-методических разработок и практических действий в области инженерной педагогики, направленных на существенное изменение содержания и форм подготовки, а также аттестации преподавательских кадров. Совершенно очевидно, что для модернизации российской системы повышения квалификации преподавателей, наряду с отечественными разработками, целесообразно использовать международный опыт [3; 4].

Изучение требований, предъявляемых к современному инженеру, позволило сформулировать основные подходы, реализуемые в ЦИП при профессионально-педагогической подготовке преподавателей технических дисциплин:

1) совершенствование содержания технического образования и методов преподавания технических дисциплин;

2) разработка и внедрение учебных планов, ориентированных на приобретение междисциплинарныхзнаний и их активное использование в деятельности, направленной на удовлетворение потребностей и студентов, и работодателей;

3) широкое и эффективное использование технических и мультимедийных средств обучения инженеров;

4) особое внимание к преподаванию в технических вузах дисциплин гуманитарного цикла;

5) поощрение деятельности, способствующей формированию у будущих инженеров навыков менеджмента;

6) пропаганда знаний о защите окружающей среды; формирование экологической культуры инженера.

За последние годы в журнале «Высшее образование в России » опубликован ряд статей, посвященных деятельности Ю1Р [5-8]. Мы возвращаемся к этой теме в связи с осмыслением итогов 42-го Международного

симпозиума по инженерной педагогике, проходившего в Казани 25-27 сентября 2013 г. под девизом «Глобальные вызовы в инженерном образовании», а также других международных конференций, проведенных с участием IGIP в 2013 г. [9; 10].

Прежде всего отметим, что во многих выступлениях на первый план выходит обсуждение понятия «sustainable development» (в буквальном переводе с английского - «устойчивое развитие»:), предложенного около 40 лет назад в научных трудах по экономике. Это емкое понятие дает в сжатой форме ответ на вопрос, о каких «глобальных вызовах» идет речь. Как известно, Указом Президента Российской Федерации от 1 апреля 1996 г. № 440 была утверждена «Концепция перехода Российской Федерации к устойчивомуразвитию». В Преамбуле этого документа говорится: «Следуя рекомендациям и принципам, изложенным в документах Конференции ООН по окружающей среде и развитию (Рио-де-Жанейро, 1992), и руководствуясь ими, представляется необходимым и возможным осуществить в Российской Федерации последовательный переход к устойчивому развитию, обеспечивающий сбалансированное решение социально-экономических задач и проблем сохранения благоприятной окружающей среды и при-родно-ресурсного потенциала в целях удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений людей ».

Концепция «устойчивого развития» является междисциплинарной теорией, объединяющей ресурсы экономики, социологии, философии, экологии, здравоохранения. Понятие «устойчивое развитие» тесно смыкается с понятием «качество жизни ». Последнее обозначает определенный набор условий и характеристик жизни человека, рассмотренный с позиции его собственной удовлетворённости этими условиями и характеристиками [11]. Оно включает такие объективные и субъективные факторы, как состояние здоровья и продолжительность

жизни, условия окружающей среды, удовлетворение материальных и культурных потребностей и т. д. Многие авторы считают, что социально-экономическая ситуация в государстве, благоприятность окружающей среды для человеческого здоровья являются непосредственным или опосредованным результатом инженерной деятельности. Следовательно, ее можно трактовать с точки зрения возможностей повышения качества жизни людей. Данную формулировку можно даже принять в качестве девиза, под которым должна проходить подготовка в инженерном вузе. Поэтому в терминах, принятых в стратегическом менеджменте, формулировка «сверхцели» инженерной подготовки выглядит так: формирование компетенций, которые позволяют инженеру в своей деятельности руководствоваться концепцией «устойчивого развития».

Очевидно, что этот подход должен быть распространен и на подготовку преподавателей технических вузов. Необходимо ставить конкретные цели, реализация которых позволила бы приобщить преподавателей кидеям «устойчивого развития», с одной стороны, и решить назревшие «здесь и сейчас» проблемы в инженерном образовании - с другой. Сформулированные выше принципы деятельности Ю1Р могут, на наш взгляд, этому способствовать.

Так, пятый пункт («поощрение деятельности, способствующей формированию у будущих инженеров навыков менеджмента») и шестой пункт («пропаганда знаний о защите окружающей среды; формирование экологической культуры инженера») находят свое отражение при разработке дипломного проекта. К сожалению, не всегда формальное наличие экономической и экологической составляющих в дипломном проекте свидетельствует о сформированное™ компетенций, позволяющих реализовать идеи концепции «устойчивого развития». Требуются дополнительные научно-методические исследования для согласования экономического и экологического

измерений с технической частью проекта. Один из возможных вариантов - ноксоло-гический подход к изучению безопасности жизнедеятельности - изложен в работе [12], где предложено дидактическое наполнение, обеспечивающее приобретение навыков и умений в этой области.

К сожалению, в рамках 42-го симпозиума не было представлено докладов, посвя-щенныхизучению социально-экономических последствий инженерной деятельности. Мы считаем, что для формирования навыков системной оценки влияния инженерных проектов на социально-экономическое положение тех или иных слоев населения необходимо всемерно развивать четвертое направление деятельности Ю1Р из обозначенных выше - «включение в программы инженерного образования дисциплин гуманитарного цикла ». Сформировать у студента компетенции в столь разнородных областях знаний можно только на основе муль-тидисциплинарного подхода, который в приведенном нами списке занимает второе место. Замечание об учете интересов студентов и работодателей имеет под собой достаточно веские основания и является предметом многолетней дискуссии о том, кто является «заказчиком образовательной услуги» - студент, работодатель, государство, общество. Не вдаваясь в существо дискуссии, отметим, что именно наличие мультидисциплинарных знаний позволяет выпускнику вуза быть конкурентоспособным; интересы студента, работодателя, государства и общества здесь совпадают.

Остановимся теперь на некоторых проблемах инженерного образования в нашей стране и тех подходах к их решению, которые реализуются в работе центров инженерной педагогики Ю1Р.

Во-первых, это проблема «разрыва» поколений. Большинство преподавателей высшей технической школы достигли предпенсионного и пенсионного возраста. Они обладают богатым опытом преподавания, но зачастую не владеют как современными

промышленными технологиями, так и современными технологиями преподавания. Мо-лодыхже преподавателей необходимо снабдить «классическими » понятиями психологии и педагогики, рассказать им о методах и формах педагогического общения. Следовательно, необходима дифференцированная по возрасту подготовка преподавателей.

Во-вторых, это проблема, связанная с существенным изменением нормативной и правовой базы высшего образования. В Российской Федерации массовый прием в «бакалавриат» начался лишь в 2011 г. По сути дела, программы обучения бакалавров и магистров еще недостаточно «обкатаны». Разработка программ и их апробация ложатся на плечи преподавательского корпуса. С 1 сентября 2013 г. вступил в действие «Закон об образовании в РФ », где аспирантура трактуется как ступень высшего образования, что требует обновления подходов к подготовке научно-педагогических кадров в высшей школе.

В-третьих, это проблема оторванности высшей технической школы от запросов промышленности. На 42-м симпозиуме IGIP несколько докладов были посвящены успешному опыту сотрудничества ряда инженерных вузов с крупными промышленными объединениями. Однако для тех вузов, выпускники которых направляются в отрасли, где отсутствуют крупные предприятия, проблема остается нерешенной. Как отмечает А.Б. Соболев в работе «Проблемы и перспективы подготовки инженерных кадров в Российской Федерации», во многих отраслях промышленности отсутствует научно обоснованный прогноз потребности в инженерных кадрах, что затрудняет планирование инженерной подготовки по направлениям и специальностям. В этом случае до 50% выпускников вузов покидают производство, не проработав на предприятии и одного года [13].

Подводя итоги, заметим, что план работы ЦИП (так называемый curriculum IGIP) регулярно обновляется в соответ-

ствии с требованиями времени. Последнее обновление относится к марту 2013 г. Гибкость вариативной части обновленного плана позволяет российским центрам инженерной педагогики решать упомянутые выше проблемы, а также перестраивать работу с преподавателями в направлении достижения обозначенной выше «сверхцели ».

Литература

1. Приходько В.М, Петрова Л.Г., Соловьев

А.Н, Макаренко Е.И. О деятельности Российского мониторингового комитета IGIP // Высшее образование в России. 2011. № 12. С. 39-47; Сазонова З.С. Центр инженерной педагогики МАДИ: актуальные задачи // Высшее образование в России. 2010. № 11. С. 77-82.

2. Президентская программа повышения ква-

лификации инженерных кадров на 20122014 годы. URL: http:// www.news.kremlin.ru/ media/ events/ files/ 41d3e9dc62c0fe48ebce.pdf

3. Приходько В.М, Петрова Л.Г., Соловьев

А.Н, Макаренко Е.И. Значение международного сотрудничества вузов для интеграции российского высшего технического образования в мировое образовательное пространство // Вестник Тверского государственного университета. 2011. № 26. С. 141-151.

4. Приходько В.М, Петрова Л.Г., Соловьев

А.Н. Новый формат реализации задач

международной интеграции инженерного образования // Высшее образование в России. 2013. № 8-9. С. 18-24.

5. Melezinek A, Auer M. IGIP and the Trends in

Engineering Education // Высшее образование в России. 2011. № 12. С. 36-39.

6. Ауэр М, Приходько В.М. К предстоящему

Международному симпозиуму по инженерной педагогике: Казань - 2013 // Высшее образование в России. 2012. № 11. С. 63-67.

7. Барабанова С.В, Кайбияйнен А.А. Филлах

- Казань: глобальные тренды инженерного образования // Высшее образование в России. 2012. № 11. С. 76-81.

8. Приходько В.М, Соловьев А.Н. IGIP и тен-

денции инженерной педагогики в России и в мире // Высшее образование в России. 2013. № 6. С. 26-32.

9. Prikhodko V., Solovyev А. Training of

international engineering educators according to the new IGIP curriculum // 16th International Conference on Interactive Collaborative Learning (ICL). Kazan, 25-27 Sept., 2013. Kazan: KNRTU, 2013. P. 299-305. URL: http:// ieeexplore.ieee.org/ xpl/ conferences. jsP

10. Melezinek A, Prikhodko V, Solovyev A. Update of the IGIP Curriculum for Technical Universities' Teacher Training // Дополнительное профессиональное образование в стране и в мире. 2013. № 5. С. 35-37.

11. Качество жизни // Новая философская энциклопедия: В 4 т. Т. 2. М.: Мысль. 2010. С. 237.

12. AleksandrovA.A, Devisilov V.A. Conceptual and Didactic Bases of Engineering Skills Training in the Safety Area // 16th International Conference on Interactive Collaborative Learning (ICL). Kazan, 25-27 Sept., 2013. Kazan: KNRTU, 2013. P. 413-420. URL: http:// ieeexplore.ieee.org/ xpl/ conferences. jsp.

13. Sobolev A. Problems and Prospects of Engineering Personnel Training in the Russian Federation // 16th International Conference on Interactive Collaborative Learning (ICL). Kazan, 25-27 Sept., 2013. Kazan: KNRTU, 2013. P. 574-575. URL: http://ieeexplore. ieee.org/ xpl/ conferences.jsp

В.Г. ИВАНОВ, профессор, первый проректор по учебной работе Казанский национальный исследовательский технологический университет Л.Р. АБЗАЛИЛОВА, зам. генерального директора ОАО «Татнефтехиминвест-холдинг»

Государственная политика в сфере инженерного образования: региональный взгляд

В статье рассматриваются актуальные вопросы развития современного инженерного образования, которые с учетом российской специфики требуют государственного участия, а с учетом общемировых тенденций - внимания работодателей.

Ключевые слова: инженерное образование, нефтегазохимический комплекс, проектное обучение, частно-государственное партнерство

Становление и развитие инженерного образования в России на протяжении всей его истории сопровождалось различными государственными решениями и необходимыми юридическими актами. Сегодня инженерное образование, поставляющее кадры для производства, вновь оказалось в сфере государственного внимания, поскольку от его эффективности в значительной степени зависит результативность экономической деятельности государства, устойчивое развитие общества. Вместе с тем гарантировать специалисту успех на рынке труда могут только правильно выбранная, востребованная обществом профессия и качество полученного образования.

Согласно статистическим данным и многим источникам, техническое образование в России было всегда востребованным, а профессия инженера - уважаемой и почетной. В первую очередь это объяснялось высокими темпами промышленного роста

(9% в 1913 г.) и потребностями отечественных предприятий. 100 лет назад по уровню развития технического образования Россия входила в пятерку ведущих стран мира. При этом предусматривались особые меры поддержки интереса к инженерным профессиям: большая часть инженерного корпуса имела военные чины, а руководящая часть - генеральский статус. Преподаватели технических вузов получали очень высокую зарплату, сопоставимую с заработной платой высших государственных чиновников, они считались государственными служащими высокого ранга. 15 государственных инженерно-промышленныхвузов обучали 23,5 тыс. студентов, в то время как негосударственное образование (частное и общественное, или «вольное ») - всего около 2 тыс. студентов [1].

Развитие высшего, в том числе инженерного, образования в Советском Союзе также не оставалось вне поля зрения государ-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.