Научная статья на тему 'Особенности подготовки самостоятельно-мыслящих специалистов в процессе обучения'

Особенности подготовки самостоятельно-мыслящих специалистов в процессе обучения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
71
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОРГАНИЗАЦИЯ / ПРОЦЕСС ОБУЧЕНИЯ / САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА / ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ / ТЕХНОЛОГИЯ ИЗУЧЕНИЯ / ORGANIZATION / LEARNING PROCESS / INDEPENDENT WORK / THEORETICAL MATERIAL / TECHNOLOGY OF STUDY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Смирнов Николай Александрович, Емельянов Станислав Сергеевич, Шелаумов Александр Владимирович

Сегодня, как никогда, динамично развивающееся российское общество нуждается в личностях ярких, испытывающих потребность в активной деятельности, способных к осознанному выбору, обладающих позитивным мышлением. Создание условий для формирования такого рода личностей первостепенная задача и необходимое условие модернизации системы образования России. Приоритетными целями современной системы становятся качественное образование выпускников, расширение возможности выбора обучающимися индивидуального образовательного маршрута, формирование адаптивных умений. Это, в свою очередь, приводит к отказу от ориентации на «равномерность знаний» в различных образовательных областях, допускается возможность того, что в разных образовательных областях учащиеся могут иметь различный уровень образованности. При этом сама мыслительная деятельность, являющаяся основой учебной (так же как и профессиональной) деятельности, не «стихийна», то она должна быть рационально организована с использованием специальных методов и подходов. Они состоят, в первую очередь, в необходимости знания закономерностей учения и познания, структуры и особенностей человеческой деятельности в различных сферах. В статье рассмотрен ряд основных особенностей оптимизации мыслительной деятельности студентов в процессе обучения, выявлены основные условия, позволяющие повысить качество обучения специалиста в современных условиях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Смирнов Николай Александрович, Емельянов Станислав Сергеевич, Шелаумов Александр Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE CLUSTER APPROACH TO STABILIZATION OF FUNCTIONING OF SPHERE OF CONSUMER SERVICES

Today, more than ever, the dynamically developing Russian society needs bright personalities, who feel the need for active activity, capable of conscious choice, who have positive thinking. The creation of conditions for the formation of such individuals is a primary task and a necessary condition for the modernization of the Russian education system. The priority objectives of the modern system are high-quality education of graduates, expanding the choice of students of individual educational route, the formation of adaptive skills. This, in turn, leads to the abandonment of the focus on "uniformity of knowledge" in various educational areas, it is possible that in different educational areas students may have different levels of education. The article describes the main features of the optimization of mental activity of students in the learning process, identified the main conditions to improve the quality of specialist training in modern conditions.

Текст научной работы на тему «Особенности подготовки самостоятельно-мыслящих специалистов в процессе обучения»

педагогические науки

Смирнов Николай Александрович, Емельянов Станислав Сергеевич, Шелаумов Александр Владимирович ОСОБЕННОСТИ ПОДГОТОВКИ САМОСТОЯТЕЛЬНО-МЫСЛЯЩИХ ...

УДК 37.06

DOI: 10.26140/anip-2019-0803-0065

ОСОБЕННОСТИ ПОДГОТОВКИ САМОСТОЯТЕЛЬНО-МЫСЛЯЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ

© 2019

Смирнов Николай Александрович, кандидат экономических наук, старший преподаватель кафедры «Техническое обслуживание, организация перевозок и управление на транспорте» Емельянов Станислав Сергеевич, старший преподаватель кафедры «Техническое обслуживание, организация перевозок и управление на транспорте» Шелаумов Александр Владимирович, старший преподаватель кафедры «Техническое обслуживание, организация перевозок и управление на транспорте» Нижегородский государственный инженерно-экономический университет (606340, Россия, Княгинино, улица Октябрьская, 22, e-mail: shelaumov2013@yandex.ru)

Аннотация. Сегодня, как никогда, динамично развивающееся российское общество нуждается в личностях ярких, испытывающих потребность в активной деятельности, способных к осознанному выбору, обладающих позитивным мышлением. Создание условий для формирования такого рода личностей - первостепенная задача и необходимое условие модернизации системы образования России. Приоритетными целями современной системы становятся качественное образование выпускников, расширение возможности выбора обучающимися индивидуального образовательного маршрута, формирование адаптивных умений. Это, в свою очередь, приводит к отказу от ориентации на «равномерность знаний» в различных образовательных областях, допускается возможность того, что в разных образовательных областях учащиеся могут иметь различный уровень образованности. При этом сама мыслительная деятельность, являющаяся основой учебной (так же как и профессиональной) деятельности, не «стихийна», то она должна быть рационально организована с использованием специальных методов и подходов. Они состоят, в первую очередь, в необходимости знания закономерностей учения и познания, структуры и особенностей человеческой деятельности в различных сферах. В статье рассмотрен ряд основных особенностей оптимизации мыслительной деятельности студентов в процессе обучения, выявлены основные условия, позволяющие повысить качество обучения специалиста в современных условиях.

Ключевые слова: организация, процесс обучения, самостоятельная работа, теоретический материал, технология изучения.

THE CLUSTER APPROACH TO STABILIZATION OF FUNCTIONING OF SPHERE OF CONSUMER SERVICES

© 2019

Smirnov Nikolay Aleksandrovich, Ph. D., senior lecturer of the Department «Maintenance, organization of transport and transport management» Emelyanov Stanislav Sergeevich, senior lecturer of the Department «Maintenance, organization of transport and transport management» Shetoumov Alexander Vladimirovich, senior lecturer of the Department «Maintenance, organization of transport and transport management» Nizhny Novgorod state University of engineering and Economics (606340, Russia, Knyaginino, street Oktyabrskaya, 22, e-mail: shelaumov2013@yandex.ru)

Abstract. Today, more than ever, the dynamically developing Russian society needs bright personalities, who feel the need for active activity, capable of conscious choice, who have positive thinking. The creation of conditions for the formation of such individuals is a primary task and a necessary condition for the modernization of the Russian education system. The priority objectives of the modern system are high-quality education of graduates, expanding the choice of students of individual educational route, the formation of adaptive skills. This, in turn, leads to the abandonment of the focus on "uniformity of knowledge" in various educational areas, it is possible that in different educational areas students may have different levels of education. The article describes the main features of the optimization of mental activity of students in the learning process, identified the main conditions to improve the quality of specialist training in modern conditions.

Keywords: organization, learning process, independent work, theoretical material, technology of study.

Необходимость подготовки самостоятельно мыслящих специалистов выдвинула в сложившихся условиях на первый план новую проблему: получение студентами не только знаний в рамках изучения той или иной дисциплины, но и активизация мыслительной деятельности, рефлексивных процедур.

При этом следует уточнить, что к подобного рода интеллектуальной деятельности человек должен быть подготовлен, иметь четкое представление о последовательности действий. С этих позиций культура умственного труда, принципы организации самостоятельной работы, алгоритмические предписания методологического характера по самостоятельному выполнению заданий совершенно необходимы обучающимся как очной, так и заочной форм обучения при том, что самостоятельная работа является важным видом его учебной деятельности.

Наличие вышеуказанных условий позволяет оптимизировать «продуктивную» деятельность, в процессе которой он должен пройти, на наш взгляд, три взаимосвязанных этапа:

- знать, что делать (1 этап);

- видеть, как это делается на примере конкретной

дисциплины или иного конкретного примера (2 - этап);

- самостоятельно исполнять, действовать (3 этап).

В целях реализации данного подхода следует применять систему задач разных уровней, начиная от теоретических, представляющих материал в виде обобщенного познавательного алгоритма, и заканчивая профессиональными, приближенными к жизни. При подобном способе подачи материала студенту передается и информация, и метод её получения и обработки, тем самым традиционная последовательная цепочка «знания - умения - навыки» заменяется параллельным овладением знаниями и умениями. Данный подход приобретает особую важность, учитывая специфику заочной формы обучения, следовательно, вопросы научной организации самостоятельной работы студентов-заочников, перестают носить частный характер и нуждаются в серьезном внимании, так как доля данной формы обучения достаточно велика.

В связи с тем, что мыслительная деятельность, являющаяся основой учебной (так же как и профессиональной) деятельности, не «стихийна», то она должна быть рационально организована с использованием специальных методов и подходов. Они состоят, в первую

Smirnov Nikolay Aleksandrovich, Emelyanov Stanislav Sergeevich, Shelaumov Alexander Vladimirovich pedagogical

THE CLUSTER APPROACH TO STABILIZATION OF FUNCTIONING ... sciences

очередь, в необходимости знания закономерностей учения и познания, структуры человеческой деятельности. Также они состоят в применении этих общих знаний к конкретным элементам учебной деятельности, таким, как: чтение; работа на лекционных занятиях; конспектирование; выполнение контрольных заданий; решение проблемных задач; самостоятельная подготовка к экзаменам и т.д. Но для практической реализации этих задач, разумеется, следует привести в соответствие с ними и такие традиционные для данной формы обучения средства, как учебно-методические пособия и контрольные задания. Их необходимо модернизировать следующим образом:

1. Для эффективного управления самостоятельной работой студента заочной формы обучения целесообразно разработать по каждой дисциплине технологически современным методическим пособием модульного типа с полным комплексом наглядно-дидактических материалов разных уровней и технологией работы с ними.

2. Составить контрольные задания, соответствующие поставленным целям обучения и контроля и поэтапно проверяющие их усвоение. Все это позволит материализовать общие принципы организации самостоятельной работы, и более точно усвоить полученные знания.

На сегодняшний день существуют такие общекультурные ценности, без которых человек не может считаться образованным, а следовательно, не может воспринимать и информацию на должном уровне. В этом смысле усилия преподавателей, направленные на гуманитаризацию образования разной направленности, трудно переоценить [1; 3; 4; 9].

Важным условием подготовки мыслящего специалиста является развитие его умственной активности, которая направлена не на накопление, а на преобразование уже имеющихся знаний, их активную творческую переработку и получение на этой основе новых знаний. Но умение самостоятельно мыслить, понимать может быть результатом лишь особой организации процесса усвоения.

Психологическая наука представляет учение в виде сложного, триединого процесса: восприятие-осмысление-запоминание. Причем последовательность этих этапов достаточно определенна, а вот скорость для каждого этапа индивидуальна.

Смысловой этап - самый медленный (лимитирующий), в связи с чем он и определяет скорость познавательного процесса в целом, его временной масштаб. Полноценно усвоить полученные знания по мнению многих исследователей невозможно минуя процесс осмысления, внутренний этап, который требует собственной умственной деятельности студента.

Преподаватель же может и должен подсказывать пути подобного осмысления, способы организации такой деятельности. Этот этап присутствует в самостоятельной работе над учебным материалом при выполнении любых нестандартных заданий, исследовательской работе студентов, а также на семинарах, коллоквиумах, экзаменах.

При этом данному этапу непременно должен предшествовать чувственный, материальный (материализованный, модельный) этап восприятия со своими задачами, которые не в силах решить никакой другой - создание общей панорамы изучаемого, его образа, модели на основе известного «чувственного» опыта, то есть «схемное» видение материала, проблемы, ситуации. В связи с этим любое изучение должно начинаться с самого общего представления о материале на основе предыдущего опыта (учебного, жизненного, профессионального, чувственного). С этим связана незаменимость всех форм непосредственного общения с преподавателем на лекционных занятиях, где дается общая ориентировка изучаемого, а также всех других видов аудиторных занятий, прежде всего лабораторных.

В случае индивидуальной работы источником таких

260

знаний могут служить методические пособия, различные наглядные и справочные материалы, а также задания для самоконтроля на ознакомительном уровне, а не на уровне решения. Что касается работы с учебником, то эффект ориентировки дает первое прочтение текста, без фиксации деталей, а также оглавления тем, параграфов, разделов и т. д.

Восприятие, затрагивая эмоциональную сферу чувств, сферу подсознательного, достаточно часто игнорируется в процессе обучения, между тем именно оно в конечном счете определяет уровень образования. Этот этап во многом зависит от способности преподавателя увлечь, заинтересовать студента, однако нельзя и упрощать, так как в любом взаимодействии участвует не одна, а две стороны. Возможности восприятия в большой мере зависят и от развитости чувств студента, его психологической установки, уровня его общей культуры.

Наряду с вышеуказанными процессами (стадиями) следует указать важность процесса «запоминание» - обязательного этапа учения, являющегося естественным завершением первых двух. Не «зубрежка», а непроизвольное запоминание как следствие, итог процесса изучения, но не начало его. Запоминание в этом случае является результатом неоднократной, в различных связях и отношениях проработки материала, обязательной проверкой усвоения его посредством заданий для самоконтроля и самопостановкой вопросов.

Таким образом, учение должно осуществляться на основе разума (2 этап), но с помощью чувств (I этап). И только единство всех трех этапов учения может обеспечить надежные, целостные знания, которые помогут реально использовать их и одновременно развивать человека.

Многие исследователи утверждают, что усвоение знаний может происходить на разных уровнях. Есть уровень «знание-знакомство», когда знание узнается по каким-то случайным признакам, как уже встречавшееся. Вторым уровнем является - знание на основе запоминания, это знание-копия. На следующем уровне полученное знание можно использовать для решения типовых задач по образцу (знание-умение). Однако на более же высоком уровне знание должно применяться для решения нестандартных, проблемных заданий (знание-трансформация). Применение указанного уровня необходимо в высших учебных заведениях [2; 5; 6; 10].

Первые 3 уровня знаний обходятся в принципе без второго этапа - осмысления (достаточно только 1-го и 3-го), а для 4-го уровня он основной, решающий. Следовательно, умение мыслить самостоятельно - первооснова нового качества знаний, так как чтобы знать на уровне трансформации, необходимо обладать культурой мыслительной деятельности, включающей в себя две стороны мышления - рационально-логическую и образно-интуитивную.

Если рассматривать направления технического профиля, то в силу своей специфики в большей степени развивается логическое мышление в ущерб образному -ассоциативному, чувственному, то есть частному, единичному. При том, что диалектическое единство материального мира требует гармоничного развития обеих сторон мышления.

Так как материи присущи 5 форм движения (механическая, физическая, химическая, биологическая, социальная), любой реальный объект, явление должны изучаться системно во взаимосвязи и взаимообусловленности всех его сторон, что предполагает знание каждой отдельной стороны. Механическая форма, как самая фундаментальная, является наиболее простой, познаваемой, универсальной и присутствует во всех остальных. Каждая же последующая включает в себя все предыдущие, но не сводится к ним, имея свою специфику. И задача преподавания каждого предмета, с одной стороны, донести до студента его специфику, а с другой, показать

Azimuth of Scientific Research: Pedagogy and Psychology. 2019. Т. 8. № 3(28)

педагогические науки

Смирнов Николай Александрович, Емельянов Станислав Сергеевич, Шелаумов Александр Владимирович ОСОБЕННОСТИ ПОДГОТОВКИ САМОСТОЯТЕЛЬНО-МЫСЛЯЩИХ ...

связь с другими предметами, преемственность дисциплин на основе диалектического единства.

Трудно не заметить, что по мере усложнения форм движения материи и соответствующих форм преподавания дисциплин увеличивается доля образной составляющей мыслительной деятельности. Это означает, что изучение фундаментальных дисциплин, отвечающих более сложной форме движения (химия, биология, общественные науки), в большей степени развивает интуитивное мышление, чем, например, математика и физика. Необходимо учитывать, что общетехнические и специальные дисциплины являются производными от фундаментальных, роль последних в процессе подготовки творческого специалиста неизмеримо возрастает [11-19].

Резюмируя вышеизложенное следует признать, что двуединство обеих сторон мышления - логической и образной, в конечном счете заключается в сочетании, взаимосвязи, взаимопроникновении фундаментального и профессионального. А это значит, что общетеоретические дисциплины должны быть нацелены, выведены на инженерную профессию, в специальных же дисциплинах должны быть четко показаны их истоки, «корни», фундамент. Подобная система способна привести студента к активному овладению знаниями, а возможность постоянного обновления знаний не превратится в действительность без умения мыслить. Умение же мыслить, в свою очередь, не проявляется стихийно, само собой, на что и должен в большей степени быть направлен процесс обучения.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Анохина Г. М. Технология личностно адаптированной системы обучения //Школьные технологии. 2003. № 3. С.45-49.

2. Беляева Л. А. Философия воспитания как основа педагогической деятельности. Учебное пособие к спецкурсу. — Екатеринбург, 2003. 110 с.

3. Зеер Э. Ф. Психология профессионального образования. Учебное пособие. — Москва-Воронеж, 2003. 480 с.

4. Литвак Р. А. Социализация молодежи в деятельности молодежных общественных объединений. Челябинск: ЧГПУ, 2002. 178 с.

5. Макарова А. Н. Психолого-педагогические условия формирования готовности студентов инженерно-педагогического вуза к профессиональной деятельности. — Н. Новгород: ВГИПА, 2005. 92 с.

6. Маркова С. М. Моделирование педагогических систем. — Н. Новгород: ВГИПА, 2003. 143 с.

7. Шамин А.Е., Смирнов А.Н., Касимова Ж.В., Кириллов М.Н. Роль вуза, субъекта Российской Федерации, в развитии региональной экономики //Вестник НГИЭИ. 2018. № 8 (87). С. 114-129.

8. Шамин А.Е., Касимова Ж.В. Особенности предоставления образовательных услуг в региональных вузах // Вестник НГИЭИ. 2018. № 10 (89). С. 119-134.

9. Leontev M.G., Bondarenko N.G., Shebzuhova T.A., Butko S.S., Egorova L.I. Improving the efficiency of university management: teacher's performance monitoring as a tool to promote the quality of education // European Research Studies Journal. 2018. Т. 21. № 2. С. 527-540.

10. Золин И. Рынок труда в России: новые реалии и трудовая миграция //Государственная служба. 2007. № 4 (48). С. 130-135.

11. Изотова Н.Н. Влияние норм традиционной японской морали на формирование концепта «счастье» // Вестник МГИМО Университета. 2011. № 3 (18). С. 253-258.

12. Шарифзода Ф. Интегрированное обучение: развитие мышления и целостность восприятия мира // Балтийский гуманитарный журнал. 2017. Т. 6. № 3 (20). С. 317-321.

13. Митин А.Н. Облачные технологии в образовании // Вестник НГИЭИ. 2016. № 8 (63). С. 41-47.

14. Ильичева О.А., Поляков В.М. Терминированность профессионального мышления //Балтийский гуманитарный журнал. 2016. Т. 5. № 2 (15). С. 35-38.

15. Озина А.М., Чернышов А.Н. Методология и инструментарии создания региональной системы социального партнерства в здравоохранении и образовании //Вестник НГИЭИ. 2017. № 11 (78). С. 120-129.

16. Секинаева Б.Ш. Формирование математического мышления школьников как важная педагогическая проблема //Балтийский гуманитарный журнал. 2018. Т. 7. № 2 (23). С. 321-324.

17. Кузина Н.А., Добротворская С.Г., Хайруллина Э.Р. Условия формирования технического мышления у студентов в образовательном процессе // Вестник Марийского государственного университета. 2015. № 4 (19). С. 51-56.

18. Шарипов Ф.Ф., Мараджабов С.И. Теоретическая модель формирования алгоритмического мышления студентов вузов в процессе обучения объектно-ориентированному программированию // Балтийский гуманитарный журнал. 2017. Т. 6. № 3 (20). С. 313-316.

19. Васильев А.А., Горин Л.Н. Развитие технического мышления студентов среднего профессионального образования // Вестник

НГИЭИ. 2014. № 8 (39). С. 11-18.

Статья поступила в редакцию 21.07.2019 Статья принята к публикации 27.08.2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.