Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ПОДГОТОВКИ ПЕДАГОГОВ К РАБОТЕ В ЦИФРОВОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ В РАМКАХ ТРЕХ БИЗНЕС-МОДЕЛЕЙ: HITECH, EDTECH И EDDEV'

ОСОБЕННОСТИ ПОДГОТОВКИ ПЕДАГОГОВ К РАБОТЕ В ЦИФРОВОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ В РАМКАХ ТРЕХ БИЗНЕС-МОДЕЛЕЙ: HITECH, EDTECH И EDDEV Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
27
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БИЗНЕС-МОДЕЛИ В СФЕРЕ ЦИФРОВОГО ОБРАЗОВАНИЯ / HI-TECH / EDTECH / EDDEV / ЦИФРОВАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ / ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ СРЕДНЕГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ / СЕТЕВАЯ ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Трифонов Александр Анатольевич

В статье на основе анализа научной литературы выделяются бизнес-модели в сфере цифрового образования: HiTech, EdTech и EdDev. Рассматриваются особенности подготовки педагогов к работе в цифрой образовательной среде, характерные для каждой из моделей. Отдельно анализируются особенности EdDev-проектов, реализованных компанией «Мобильное Электронное Образование». Это позволяет показать трансформацию подходов к подготовке педагогов к работе в цифровой образовательной среде в рамках разных бизнес-моделей в сфере цифрового образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF PREPARING TEACHERS TO WORK IN A DIGITAL EDUCATIONAL ENVIRONMENT WITHIN THREE BUSINESS MODELS: HITECH, EDTECH AND EDDEV

Based on the analysis of scientific literature, the article identifies business models in the field of digital education: HiTech, EdTech and EdDev. The features of preparing teachers for work in a digital educational environment, characteristic for each of the models, are considered. Separately, the features of EdDev-projects implemented by the company «Mobile Electronic Education)) are analyzed. This allows us to show the transformation of approaches to preparing teachers to work in a digital educational environment within the framework of different business models in the field of digital education.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ПОДГОТОВКИ ПЕДАГОГОВ К РАБОТЕ В ЦИФРОВОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ В РАМКАХ ТРЕХ БИЗНЕС-МОДЕЛЕЙ: HITECH, EDTECH И EDDEV»

Научная статья

УДК 373.1

DOI: 10.25688/2072-9014.2023.63.1.04

ОСОБЕННОСТИ ПОДГОТОВКИ ПЕДАГОГОВ К РАБОТЕ В ЦИФРОВОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ В РАМКАХ ТРЕХ БИЗНЕС-МОДЕЛЕЙ: HITECH, EDTECH И EDDEV

Александр Анатольевич Трифонов

ООО «Мобильное Электронное Образование», Москва, Россия, aa.trifonov@inbox.ru, https://orcid.org/0000-0003-2671-387X

Аннотация. В статье на основе анализа научной литературы выделяются бизнес-модели в сфере цифрового образования: HiTech, EdTech и EdDev. Рассматриваются особенности подготовки педагогов к работе в цифрой образовательной среде, характерные для каждой из моделей. Отдельно анализируются особенности EdDev-проектов, реализованных компанией «Мобильное Электронное Образование». Это позволяет показать трансформацию подходов к подготовке педагогов к работе в цифровой образовательной среде в рамках разных бизнес-моделей в сфере цифрового образования.

Ключевые слова: бизнес-модели в сфере цифрового образования; HiTech; EdTech; EdDev; цифровая образовательная среда; повышение квалификации; проектная деятельность; федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования; сетевая преемственность.

Original article

UDC 373.1

DOI: 10.25688/2072-9014.2023.63.1.04

FEATURES OF PREPARING TEACHERS TO WORK IN A DIGITAL EDUCATIONAL ENVIRONMENT WITHIN THREE BUSINESS MODELS: HITECH, EDTECH AND EDDEV

Alexander A. Trifonov

LLC «Mobile Electronic Education», Moscow, Russia, aa.trifonov@inbox.ru, https://orcid.org/0000-0003-2671-387X

Abstract. Based on the analysis of scientific literature, the article identifies business models in the field of digital education: HiTech, EdTech and EdDev. The features of preparing teachers for work in a digital educational environment, characteristic for each of the models, are considered. Separately, the features of EdDev-projects implemented by the company «Mobile Electronic Education» are analyzed. This allows us to show

© Трифонов А. А., 2023

the transformation of approaches to preparing teachers to work in a digital educational environment within the framework of different business models in the field of digital education.

Keywords: business models in the field of digital education; HiTech; EdTech; EdDev; digital educational environment; training; project activity; federal state educational standard of secondary general education; network succession.

Для цитирования: Трифонов, А. А. (2023). Особенности подготовки педагогов к работе в цифровой образовательной среде в рамках трех бизнес-моделей: HiTech, EdTech и EdDev. Вестник МГПУ. Серия «Информатика и информатизация образования», 1(63), 48-57. DOI: 10.25688/2072-9014.2023.63.1.04

For citation: Trifonov, A. A. (2023). Features of preparing teachers to work in a digital educational environment within three business models: HiTech, EdTech и EdDev. MCU Journal of Informatics and Informatization of Education, 1(63), 48-57. https://doi.org/10.25688/2072-9014.2023.63.L04

Введение

Процесс информатизации образования в России насчитывает несколько десятилетий. Как отмечается в научных публикациях [1-2], толчком для информатизации отечественного образования стало Постановление Верховного Совета СССР от 12.04.1984 № 13-XI «Об основных направлениях реформы общеобразовательной и профессиональной школы», когда в программу общеобразовательной школы был введен учебный предмет «Основы информатики и вычислительной техники». Но переломные изменения в применении цифровых технологий в образовании произошли в 2020 году, когда из-за пандемии коронавируса образовательным организациям пришлось быстро переходить к применению дистанционных образовательных технологий и электронного обучения. Вступившие в силу с 1 сентября 2022 года обновленные требования федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО) предусматривают включение в рабочие программы учебных предметов цифровых образовательных ресурсов при изучении каждой темы, а с 2023 года запланировано постепенное подключение образовательных организаций к федеральной государственной информационной системе «Моя школа»1.

В период пандемии основной акцент был сделан на применении дистанционных образовательных технологий в образовательном процессе: в школах

1 Официальный интернет-портал правовой информации. (2022, 15 июля). Постановление Правительства Российской Федерации от 13.07.2022 № 1241 «О федеральной государственной информационной системе "Моя школа" и внесении изменения в подпункт "а" пункта 2 Положения об инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг и исполнения государственных и муниципальных функций в электронной форме». Дата опубликования: 15.07.2022. URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/ View/0001202207150030 (дата обращения: 05.12.2022).

не хватало цифрового образовательного контента, инструментов видео-конфе-ренц-связи, сервисов для выдачи, выполнения и проверки домашних заданий. По оценкам специалистов аналитического агентства Technavio, доля рынка цифрового образования с 2021 по 2026 год увеличится до 133,05 млрд долларов США, а темпы роста рынка ускорятся при среднегодовом темпе роста в 17,79 %2. В России рынок цифрового образования тоже растет: по данным «Нетологии», в 2020-2021 годах объем инвестиций частных фондов в сферу цифрового образования увеличился почти в 8 раз — с 11 до 86 млн долларов3.

При этом в ряде публикаций отмечается, что текущие подходы к применению цифровых технологий в образовательном процессе не решают проблем, стоящих перед мировым сообществом4. По мнению авторов статей, существующие цифровые образовательные решения (EdTech) исходят из двух положений: во-первых, цифровое представление учебной информации повышает вовлеченность обучающихся в образовательный процесс и ведет к образовательным успехам; во-вторых, расширение доступа к образованию благодаря цифровым образовательным платформам само по себе положительно влияет на качество образования. Но обозначенные положения не реализуются в полном объеме.

В связи с этим особую актуальность приобретает совершенствование подходов к подготовке педагогов к работе в цифровой образовательной среде с учетом существующих в цифровом образовании бизнес-моделей.

Методы исследования

В целях исследования был проведен анализ научной литературы. Основное внимание было уделено публикациям, посвященным истории информатизации образования и применению цифровых технологий в образовательном процессе. Это позволило выделить бизнес-модели в сфере цифрового образования и определить особенности подготовки педагогов к работе в цифровой

2 Technavio. (2022, July). EdTech Market Growth, Size, Trends, Analysis Report by Type, Application, Region and Segment Forecast 2022-2026. Published: July 2022. URL: https://www.technavio.com/report/ edtech-market-industry-analysis?v1=&utm_source=prnewswire&utm_medium=pressrelease&utm_ campaign=T25v3%28RS%29_rep1_wk8_001_2022&utm_content=IRTNTR71093&nowebp (дата обращения: 04.12.2022).

3 Медиа нетологии. (2022, 9 июня). Исследование российского рынка онлайн-образования: построение EdTech-экосистем, усиление роли государства, выход на международный рынок. Дата опубликования: 09.06.2022. URL: https://netology.ru/blog/06-2022-edtech-research (дата обращения: 04.12.2022).

4 Kucirkova, N. (2022, July 12). EdTech has not lived up to its promises — here's how to turn that around. Published: 12.07.2022. The World Economic Forum. URL: https://www.weforum.org/agenda/2022/07/ edtech-has-not-lived-up-to-its-promises-heres-how-to-turn-that-around/ (дата обращения: 04.12.2022); EdTech не оправдал надежд? Цифровые технологии в образовании. Дайджест Института цифрового образования МГПУ, вып. 45-46, июнь - июль 2022. URL: https://www.mgpu.ru/wp-content/uploads/2022/08/Digest_Ide_45-46_2022.pdf (дата обращения: 04.12.2022).

образовательной среде. Также была проанализирована деятельность компании «Мобильное Электронное Образование» по осуществлению подготовки педагогов к работе в цифровой образовательной среде при реализации региональных и муниципальных инновационных проектов.

Результаты исследования

Вопросы информатизации образования достаточно широко освещаются в научной литературе. В конце XX - начале XXI века публикуются научные монографии [3; 4], многочисленные доклады и прогнозы о настоящем и будущем образования и роли цифровых технологий в происходящей трансформации [5-8]. На основе анализа научных публикаций можно выделить бизнес-модели в сфере цифрового образования (см. рис. 1), а также охарактеризовать особенности подготовки педагогов к работе в цифровой образовательной среде в рамках каждого из типов.

HiTech (англ. high technology — высокие технологии). В 1980-е годы появились высокие технологии, которые стали проникать в сферу образования. В образовательных организациях началось применение компьютеров, интерактивных досок, проекторов и т. п. Основное направление бизнеса на данном этапе — поставка в образовательные организации компьютерного оборудования, а ключевая цель подготовки педагогов — овладение компьютерной грамотностью и умением использовать компьютеры, интерактивные доски, проекторы и другое компьютерное оборудование в образовательном процессе.

В 2010-х годах появился высокотехнологичный бизнес в сфере образования — EdTech (англ. educational technology — образовательные технологии). На данном этапе были разработаны механизмы вовлечения обучающихся в образовательный процесс и произошло расширение доступности обучения. Помимо компьютерной грамотности, педагогам потребовалось владеть специальным программным обеспечением, позволяющим решать отдельные образовательные задачи, такие как заполнение электронного журнала, проведение автоматизированного оценивания, выдача и проверка домашнего задания в электронном формате и др.

Главной формой подготовки педагогов в рамках HiTech и EdTech были курсы повышения квалификации.

Однако к 2022 году исследователи стали отмечать, что EdTech не решает задач, стоящих перед мировым сообществом, и применим только для обучающихся с высокой самостоятельностью в учении [6-7]. В качестве недостатков EdTech в литературе также выделяется отсутствие научного подхода, опоры на исследования и оценки эффективности и безопасности предлагаемых решений.

Поэтому стали появляться публикации, затрагивающие вопросы стратегического взаимодействия бизнеса, науки, образования и разработчиков цифровых продуктов.

(71

Ы

подходит только для обучающихся ^

с высокой самостоятельностью и

в учении >

о

я

Рис. 1. Типы бизнеса в сфере цифрового образования в

Образование

Бизнес

Образование

Технологии

Бизнес

Технологии

Бизнес

HiTech (1980-е гг.-...)

высокие технологии компьютеры интерактивные доски проекторы и др.

^ЕсЮеу (2022-...)

высоконаукоемкий и высокотехнологичный бизнес по созданию конвергентной социокультурной образовательной среды общества (ЦОС) во взаимодействии всех участников образовательных отношений (новая дидактика)

: Ёатёей"(2010 - 2021)

■ высокотехнологичный бизнес в сфере образования

разработаны механизмы вовлечения в образовательный процесс расширение доступности обучения

В июне 2022 года на конференции «Цифровая индустрия промышленной России» А. М. Кондаковым был представлен доклад «Дидактика XXI века или EdDev? Управление цифровой трансформацией общего образования»5, затем исследователем была опубликована статья «EdDev — прорыв в эволюции образования»6. Автор отмечает, что в 2022 году начался переход к новому типу бизнеса в сфере цифрового образования — EdDev (англ. educational development — образование в целях развития, или развивающееся образование).

Понятие educational development используется в зарубежной педагогической литературе с конца ХХ века и относится преимущественно к сфере высшего образования. Например, на сайте Сети профессионального и организационного развития в высшем образовании (англ. The Professional and Organizational Development (POD) Network in Higher Education) приводится несколько определений данного понятия7:

- «помощь колледжам и университетам по эффективному функционированию как сообществам, осуществляющим преподавание и обучение» (Felten, Kalish, Pingree, & Plank, 2007, p. 93);

- «деятельность, направленная на улучшение преподавания» (Amundsen, & Wilson, 2012, p. 90);

- «ключевой рычаг для обеспечения институционального качества и поддержки институциональных изменений» (Sorcinelli, Austin, Eddy, & Beach, 2005, p. xi).

В данной статье под EdDev понимается высоконаукоемкий и высокотехнологичный бизнес по созданию конвергентной социокультурной образовательной среды общества во взаимодействии всех участников образовательных отношений (новая дидактика).

Главным продуктом EdDev становятся проекты, которые разрабатываются и реализуются на основании научных исследований, современных требований к организации образовательного процесса, высоких технологий и бизнес-подхода.

Реализация EdDev-проекта проходит несколько этапов:

1. Аудит текущего положения образовательной системы. На данном этапе проводится мониторинг профессиональных дефицитов, скрининги, аналитические сессии.

2. Реализация проекта, которая предполагает проведение стратегических сессий, проектных интенсивов, фокус-групп, семинаров, практикумов, а также консультации педагогов и руководителей.

5 С материалами секции «Цифровая трансформация общего образования» можно ознакомиться по ссылке: Новостной канал конференции «Цифровая индустрия промышленной России» (ЦИПР). URL: https://cipr.ru/stream-2022/ (дата обращения: 02.09.2022).

6 EdExpert. URL: https://edexpert.ru/eddev-proryv-v-evolyucii-obrazovaniya (дата обращения: 04.12.2022).

7 The Professional and Organizational Development (POD) Network. (2016, June). What is Educational Development. Revised by POD Network Executive Committee, June 2016. URL: https:// podnetwork.org/about/what-is-educational-development (дата обращения: 04.12.2022).

3. Экспертиза эффектов включает в себя: мониторинг изменений, экспертизу эффектов, произошедших в системе образования, а также внедрение ресурсных практик.

Каждый EdDev-проект имеет свой паспорт, в который входят: цель, задачи и результаты проекта; организационная схема и дорожная карта проекта с планируемыми мероприятиями. Обязательным для всех EdDev-проектов является проведение отчетной научно-практической конференции и подготовка итогового отчета.

Таким образом, в рамках EdDev от педагога требуется не только владение компьютерной грамотностью и специализированным программным обеспечением, но и навыки проектной деятельности.

Компания «Мобильное Электронное Образование» начала реализовывать региональные и муниципальные инновационные проекты с 2020 года. Одним из первых стал проект «Внедрение федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования (ФГОС СОО) в условиях цифровой образовательной среды». Проект был направлен на сопровождение перехода школ на ФГОС СОО, вступавшего в силу с 1 сентября 2020 года. В проекте приняли участие управленческие команды школ из Ханты-Мансийского автономного округа (Югры), Ленинградской, Воронежской и Свердловской областей. В первом потоке проекта было 20 образовательных организаций. Всего в проекте приняли участие более 60 образовательных организаций.

Задачами проекта стали:

- формирование школьных управленческих команд, способных реализо-вывать ФГОС СОО;

- разработка основной общеобразовательной программы среднего общего образования и локальных актов;

- реализация индивидуальных учебных планов и индивидуальных проектов обучающихся с использованием цифровой образовательной среды;

- повышение профессиональной компетентности педагогов по реализации ФГОС СОО с использованием возможностей цифровой образовательной среды.

Ключевая деятельность управленческих команд была направлена на формирование портрета выпускника среднего общего образования и разработку с опорой на него основной общеобразовательной программы и локальных актов. Цифровая образовательная среда «Мобильное электронное образование» (МЭО) выступала инструментом реализации основной общеобразовательной программы, разработанной с учетом портрета выпускника.

Основным вектором подготовки педагогов было обучение их не навыкам работы в цифровой образовательной среде, а навыкам проектирования образовательного процесса школы с использованием возможности цифровой образовательной среды. Методология подготовки педагогов к работе в цифровой образовательной среде, разработанная в рамках проекта,

была опубликована в учебном пособии «Портрет выпускника как основа проектирования образовательной политики школы» [9].

EdDev-проект «Сетевая преемственность дошкольного и начального общего образования» реализуется в Перми с 2021 года. Он базируется на научных разработках, проведенных специалистами компании «Мобильное Электронное Образование». Одной из главных задач проекта является профессиональное развитие педагогов, формирование компетенций по реализации сетевой преемственности дошкольного и начального общего образования с использованием возможностей цифровой образовательной среды. К числу задач проекта относятся:

- подготовка педагогов к использованию цифровой образовательной среды для обеспечения преемственности между дошкольным и начальным общим образованием;

- управление профессиональными дефицитами педагогических работников;

- осуществление программы педагогических стажировок и практик, курсов повышения профессионального мастерства педагогов дошкольного и начального общего образования для успешной реализации программы сетевой модели преемственности;

- проектирование и реализация дополнительных профессиональных программ управленческих стажировок и практик, курсов для административных команд образовательных учреждений.

Технологическим решением проекта выступает цифровая образовательная среда МЭО, которая включает в себя инструменты и сервисы коммуникации, организации и управления образовательным процессом, и цифровой образовательный контент, обеспечивающий преемственность дошкольного и начального общего образования.

Заключение

Таким образом, основные направления подготовки педагогов к работе в цифровой образовательной среде при разных типах бизнеса различаются: для HiTech — это приобретение общей компьютерной грамотности и умения использовать компьютерное оборудование в образовательном процессе; для EdTech — овладение специальным программным обеспечением, позволяющим решать отдельные образовательные задачи; для EdDev — повышение профессиональной компетентности в сфере проектной деятельности и приобретение умения проектировать образовательный процесс с использованием возможности цифровой образовательной среды.

Список источников

1. Гриншкун, В. В., Заславская О. Ю. (2001). История и перспективы развития программ информатизации образования. Вестник МГПУ. Серия «Информатика и информатизация образования», 1(21), 5-13.

2. Трифонов, А. А., Свирина, О. А. (2021). Нормативно-правовое регулирование цифрового образования в Российской Федерации. Методические рекомендации (А. М. Кондакова (науч. ред.)). Киров: Изд-во МЦИТО.

3. Асмолов, А. Г. (2018). Mobilus in mobili: личность в эпоху перемен. Москва: Издательский дом ЯСК. 546 с.

4. Гусельцева, М. С. (2021). Антропология современности: человек и мир в потоке трансформаций. Монография: в 3 ч. Ч. 1. Москва: Акрополь. 464 с.

5. Skoltech. (2014). Будущее образования: глобальная повестка. Доклад (Re-engineering futures; оператор проекта: Skoltech - Сколковский институт науки и технологий). Москва: Skoltech, АСИ. 56 c.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Коллектив авторов (2018). Образование для сложного общества. Доклад Global Education Futures (под ред. П. Лукши, П. Рабиновича, А. Асмолова). Москва. 211 с.

7. Коллектив авторов (2019). Массовая уникальность. Глобальный вызов в борьбе за таланты. Москва: Worldskills Russia; BCG; Росатом. 58 с.

8. Спенсер-Кейс, Дж., Лукша, П., Кубиста, Дж. (2020). Образовательные экосистемы: возникающая практика для будущего образования. Москва: МШУ Сколково; Global Education Futures. 186 с.

9. Кондаков, А. М., Карпова, О. В., Карпушин, Н. Я., Павлова, С. А., Самигул-лина, Л. М., Трифонов, А. А., Червинская, М. В. (2021). Портрет выпускника как основа проектирования образовательной политики школы. Учебное пособие. Киров: Издательство МЦИТО.

References

1. Grinshkun, V. V., & Zaslavskaya, O. Yu. (2001). History and development prospects of educational informatization programs. MCU Journal of Informatics and Informatization of Education, 1(21), 5-13. (In Russ.).

2. Trifonov, A. A., & Svirina, O. A. (2021). Legal regulation of digital education in the Russian Federation. Guidelines (A. M. Kondakova (Scientific Ed.)). Kirov: MCITO Publishing House. (In Russ.).

3. Asmolov, A. G. (2018). Mobilus in mobili: Personality in the Era of change. Moscow: Publishing House YASK. 546 p. (In Russ.).

4. Guseltseva, M. S. (2021). Anthropology of Modernity: man and the world in a stream of transformations. Monograph: in 3 parts. Part 1. Moscow: Acropolis. 464 p. (In Russ.).

5. Skoltech. (2014). The future of education: a global agenda. Report (Re-engineering futures; Project Operator: Skoltech - Skolkovo Institute of Science and Technology). Moscow: Skoltech, ASI. 56 p. (In Russ.).

6. Team of authors. (2018). Education for a complex society. Global Education Futures Report (Edited by P. Lukshi, P. Rabinovich, A. Asmolov). Moscow. 211 p. (In Russ.).

7. Team of authors. (2019). Mass uniqueness is a global challenge in the fight for talents. Moscow: Worldskills Russia; BCG; Rosatom. 58 p. (In Russ.).

8. Spencer-Case, J., Luksham, P., & Kubista, J. (2020). Educational ecosystems: Emerging practices for future education. Moscow: MSU Skolkovo; Global Education Futures. 186 p. (In Russ.).

9. Kondakov, A. M., Karpova, O. V., Karpushin, N. Ya., Pavlova, S. A., Samigul-lina, L. M., Trifonov, A. A., & Chervinskaya, M. V. (2021). Portrait of a graduate as a basis for designing the school's educational policy. Textbook. Kirov: Publishing house of the ICITO. (In Russ.).

Статья поступила в редакцию: 26.09.2022; The article was submitted: 26.09.2022;

одобрена после рецензирования: 01.11.2022; approved after reviewing: 01.11.2022; принята к публикации: 05.12.2022. accepted for publication: 05.12.2022.

Информация об авторе /Information about author:

Александр Анатольевич Трифонов — заместитель генерального директора по методической работе и продвижению, ООО «Мобильное Электронное Образование», Москва, Россия.

Alexander A. Trifonov — Deputy General Director for Methodological Work and Promotion, LLC «Mobile Electronic Education», Moscow, Russia.

aa.trifonov@inbox.ru, https://orcid.org/0000-0003-2671-387X

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.