Научная статья на тему 'Особенности подготовки молодых квалифицированных баскетболистов в переходном периоде годичного макроцикла'

Особенности подготовки молодых квалифицированных баскетболистов в переходном периоде годичного макроцикла Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
211
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОЛОДЫЕ БАСКЕТБОЛИСТЫ / ПЕРЕХОДНЫЙ ПЕРИОД / ГОДИЧНЫЙ МАКРОЦИКЛ / УРОВЕНЬ ТЕХНИЧЕСКОЙ И ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ / АКТИВНЫЙ ОТДЫХ / МЕТОДИЧЕСКАЯ ГРАМОТНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Юдашкина Е.Е., Бодров И.М., Выприков Д.В., Шутова Т.Н.

В статье рассмотрены вопросы поиска путей повышения эффективности индивидуальной самостоятельной подготовки баскетболистов в период, когда отсутствует командная подготовка, а именно в переходный период годичного цикла. Увеличение соревновательного сезона привело к сокращению и, как следствие, к нехватке времени в подготовительном периоде на индивидуальную подготовку баскетболистов, что в свою очередь способствовало медленному росту индивидуального мастерства особенно молодых баскетболистов, а также, несмотря на качественное медицинское обеспечение, увеличению количество травм у спортсменов. Необходимость пробиться, в условиях жестокой конкуренции, в состав команд, отбор в которые, начинается уже в подготовительном периоде потребовал, чтобы спортсмены уже к началу подготовительного периода имели довольно высокий уровень подготовки. Следовательно, акцент на индивидуальную подготовку молодых баскетболистов должен смещаться на вторую половину переходного периода. Таким образом, возникает необходимость поиска путей повышения эффективности индивидуальной самостоятельной подготовки баскетболистов в период, когда отсутствуют командная подготовка, а именно в переходный период годичного цикла. Можно выявить основные противоречия между требованиями практики и имеющимися научными и методическими данными, а именно: современная практика проведения соревнований в профессиональном баскетболе, значительный рост коммерческих игр привела к необходимости коррекции структуры и содержания переходного периода годичного цикла подготовки молодых квалифицированных баскетболистов; сокращение времени на индивидуальную подготовку российских молодых квалифицированных баскетболистов, в связи с сокращением времени на индивидуальное совершенствование в подготовительный и соревновательный периоды командной подготовки, существенно замедляет темпы роста спортивного мастерства и не позволяет им успешно конкурировать с иностранными легионерами профессиональными баскетболистами в условиях сокращения длительности подготовительного периода возникла необходимость введения этапа (мезоцикла) индивидуальной самостоятельной подготовки молодых баскетболистов, кандидатов в профессиональные команды в переходный период годичного цикла, что позволит повысить конкурентноспособность, повысит темпы их профессионального спортивного роста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности подготовки молодых квалифицированных баскетболистов в переходном периоде годичного макроцикла»

Особенности подготовки молодых квалифицированных баскетболистов в переходном периоде годичного макроцикла

Юдашкина Елена Евгеньевна,

старший преподаватель, ФГБОУ ВО Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова, referee8888@mail.ru

Бодров Игорь Михайлович,

старший преподаватель, ФГБОУ ВО Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова, poweru@mail.ru

Выприков Дмитрий Викторович,

кандидат педагогических наук, доцент, ФГБОУ ВО Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова, drevobrad@mail.ru

Шутова Татьяна Николаевна,

кандидат педагогических наук, доцент, ФГБОУ ВО Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова, tany-156@rambler.ru

В статье рассмотрены вопросы поиска путей повышения эффективности индивидуальной самостоятельной подготовки баскетболистов в период, когда отсутствует командная подготовка, а именно в переходный период годичного цикла. Увеличение соревновательного сезона привело к сокращению и, как следствие, к нехватке времени в подготовительном периоде на индивидуальную подготовку баскетболистов, что в свою очередь способствовало медленному росту индивидуального мастерства особенно молодых баскетболистов, а также, несмотря на качественное медицинское обеспечение, увеличению количество травм у спортсменов.

Необходимость пробиться, в условиях жестокой конкуренции, в состав команд, отбор в которые, начинается уже в подготовительном периоде потребовал, чтобы спортсмены уже к началу подготовительного периода имели довольно высокий уровень подготовки. Следовательно, акцент на индивидуальную подготовку молодых баскетболистов должен смещаться на вторую половину переходного периода. Таким образом, возникает необходимость поиска путей повышения эффективности индивидуальной самостоятельной подготовки баскетболистов в период, когда отсутствуют командная подготовка, а именно в переходный период годичного цикла. Можно выявить основные противоречия между требованиями практики и имеющимися научными и методическими данными, а именно:

- современная практика проведения соревнований в профессиональном баскетболе, значительный рост коммерческих игр привела к необходимости коррекции структуры и содержания переходного периода годичного цикла подготовки молодых квалифицированных баскетболистов;

- сокращение времени на индивидуальную подготовку российских молодых квалифицированных баскетболистов, в связи с сокращением времени на индивидуальное совершенствование в подготовительный и соревновательный периоды командной подготовки, существенно замедляет темпы роста спортивного мастерства и не позволяет им успешно конкурировать с иностранными легионерами - профессиональными баскетболистами

- в условиях сокращения длительности подготовительного периода возникла необходимость введения этапа (мезоцикла) индивидуальной самостоятельной подготовки молодых баскетболистов, кандидатов в профессиональные команды в переходный период годичного цикла, что позволит повысить конкурентноспособность, повысит темпы их профессионального

■¡у спортивного роста.

с Ключевые слова: молодые баскетболисты, переходный период, " годичный макроцикл, уровень технической и физической подго-5 товки, активный отдых, методическая грамотность.

0

(Ч *

01 г

Актуальность. Современный этап развития профессионального баскетбола характеризуется возрастанием значения индивидуальной самостоятельной подготовки баскетболистов в годичном цикле подготовки. Это обусловлено тем, что соревновательный период достиг своего предела длительности и продолжается до 9-10 месяцев в году, в процессе которого баскетболисты проводят до 80 и более игр. Такое увеличение количества игр объясняется тем, что профессиональный спорт стал одной из сфер коммерческого шоу-бизнеса, приносящего акционерам клубов многомиллионные прибыли (свыше миллиона долларов только за одну игру).

Рост продолжительности соревновательного сезона (периода) привел к тому, что в процессе командных тренировок в подготовительном и соревновательном периоде возможностей для индивидуальной подготовки спортсменов практически не стало. Все время учебно-тренировочных занятий отводится отработке групповых и командных технико-тактических действий и подготовке к очередной игре с конкретным соперником. Поэтому в современном профессиональном баскетболе за рубежом процесс индивидуальной подготовки спортсменов сместился с подготовительного периода на время переходного периода, т.к. по контракту спортсмен должен к началу сезона прибыть в состоянии определенной довольно высокой индивидуальной спортивной формы. Индивидуальная подготовка не только 16-18 летних баскетболистов, но и всех профессиональных игроков в больше степени, проводится в переходном периоде. Во время этого периода спортсмен обязан достичь определенного довольно высокого уровня индивидуальной подготовки, которого можно достичь двумя способами. На сегодняшний день, уровень подготовки 16-18 квалифицированных российских баскетболистов не соответствует требованиям профессионального баскетбола, не позволяющий успешно интегрироваться в профессиональные команды. При этом, если уровень физической подготовленности по нормативным показателям физической подготовленности, разработанным для групп спортивного совершенствования спортивных школ олимпийского резерва в стране соответствовал оценке «удовлетворительно», то согласно требованиям, разработанным для молодых баскетболистов Национальной Баскетбольной Ассоциации США, ведущей профессиональной баскетбольной лиги мира - преимущественно оценке «неудовлетворительно».

Цель статьи - изучение особенности подготовки молодых квалифицированных баскетболистов в переходном периоде годичного макроцикла

Методы и организация исследования. В работе применялись методы функциональной диагностики и спортивно-педагогическое тестирование. Исследование проводилось на базе ПБК «Химки».

Результаты исследования. В ходе обследования выявилось несовершенство и несоответствие принятых нормативных оценочных требований по физической и технической подготовленности молодых квалифицированных баскетболистов. Сравнение существовавших нормативов в предыдущей программе для групп спортивного совершенствования ПБК «Химки» 1984-х годов рождения и современной 2004-го года рождения показало, что, во-первых, в новой программе уровень требований почему-то снизился от 10% и больше, несмотря на то, что современные уровень физической подготовленности профессиональных игроков-баскетболистов значительно вырос и, во-вторых, предложенные нормативы не учитывают существенное отличие и особенность процесса развития и подготовленности баскетболистов разных игровых функций (защитников, нападающих и центровых), обусловленную антропометрическими и функциональными особенностями организма спортсменов. Кроме того, было выявлено существенное отличие российских оценочных требований с соответствующими оценочными нормативами разработанными специалистами НБА США. Требования российских программ значительно ниже требований НБА.

Анализ динамики подготовленности молодых квалифицированных баскетболистов в переходном периоде выявил, что за время отпуска (переходного периода) уровень подготовленности молодых спортсменов существенно снижается: выявлено статистически достоверное снижение показателей, характеризующих силу различных мышечных групп и, особенно, работоспособности спортсменов. В технической подготовленности зафиксировано статистически значимое снижение точности в наиболее значимых для результата игры технических приемах: в штрафных бросках и бросках мяча по кольцу с дальних дистанций (табл. 1).

Выявленное снижение не позволяет баскетболистам достигать необходимого роста уровня индивидуального спортивного мастерства, что в свою очередь не позволяет им успешно конкурировать с иностранными легионерами. Не только на рынке профессиональных спортсменов в Европе (в Европейских профессиональных командах практически нет российских баскетболистов). Но и в России, т.к. ведущие позиции в российских командах заняли иностранные спортсмены-легионеры). Во всех командах-участницах чемпионата страны в суперлиге ведущие позиции (свыше 50 спортсменов) заняты легионерами из-за рубежа [4].

В процессе работы была разработана принципиальная модель структуры, организации и программы индивидуальной подготовки в переходном периоде с учетом реалий современного профессионального баскетбола, учетом игровых функций,

выполняемых спортсменом и статуса спортсмена в команде (новичок, игрок основного состава, игрок стартовой пятерки). Включающей два этапа: этап активного отдыха; этап индивидуальной самостоятельной подготовки.

Таблица 1

Динамика технической подготовленности баскетболистов в начале и конце переходного периода годичного цикла 2017/2018 г.

Передви- Ком- Штра Ди-

жение в плекс- фные стан-

защитном ный брос- цион-

стоике тест, ки(%) ные

6х5м (с) (с) броски (%)

Х±т

Защитни- Исходный уро- 7,6±0,7 28,8±1, 79,0±3, 49,0±3,

ки вень 6 0 0

п=16 В конце перех. 7.8±0,8 29,3±1, 77,0±4. 44,0±3,

периода 6 0 0

W 0,05 й 31 Р < 0,05 32 Р > 0,05 33 Р > 0,05 Р < 0,05

Напада- Исходный уро- 7,7±0,9 31,2±0, 79,0±3, 48,0±4.

ющие вень 1.4 0 0

п=18 В конце перех. 8,1±0,7 31,9±1, 75,0±3, 41,0±3,

периода 6 0 0

W 0,05 й 41 Р < 0,05 43 Р > 0,05 Р < 0,05 Р < 0,05

Центро- Исходный уро- 8,2±1.1 35,1±1. 73,0,0± 43,0±5,

вые вень 2 5,0 0

п=12 В конце перех. 8,9±0,9 36,4±1, 68,0± 38,0±3,

периода 6 6,0 0

W 0,05 й 15 Р < 0,05 Р < 0,05 Р < 0,05 Р < 0,05

Длительность этих этапов определялась напряженностью и успешностью предыдущего соревновательного сезона, и общим временем отпуска спортсменов. Основными задачами периода являлись восстановление, лечение и реабилитация спортсменов после напряженного годичного цикла, а также поддержание уровня индивидуальной физической и технической подготовленности необходимого для обеспечения роста профессионального мастерства в следующем годичном цикле, успешной конкуренции за место и повышения статуса спортсмена (положение в команде) в команде [3]. Акцент делался на некоторые правила (табл. 2).

Таблица 2

Основные правила, структуры, организации и программы индивидуальной подготовки в переходном периоде баскетболистов

№ правила Основные характеристики

1 правило Эмоциональное переключение от профессиональной деятельности.

2 правило Правило проведения свободного времени

3 правило Соблюдение режима питания.

4 правило Неспецифическая физическая активность.

5 правило Профилактика профессионального травматизма, лечение травм.

Выводы. Для повышения эффективности процесса индивидуальной подготовки молодых квалифицированных баскетболистов необходимо выполнять ряд практических рекомендаций (принципов) подготовки спортсменов в переходном периоде.

о о и и т

г

т

О т э т й А

X £ т О

х О т

0

01 и А ы О и А X X т

0

сч *

01 Z

Формирование у баскетболистов стойких мотивов и интереса к постоянной работе для повышения своей физической и технической подготовленности необходимых для успешного карьерного роста как профессиональных спортсменов. Без формирования таких мотивов практически любая методика, организация тренировочного процесса бессильна. Пока у молодых спортсменов отсутствуют мотивы необходимости индивидуального профессионального совершенствования, все усилия тренеров не дадут должного эффекта.

Повышение методической грамотности молодых баскетболистов. Это относится к глубокому знанию всех нюансов правил игры, необходимое для их рационального использования в соревновательной деятельности и, особенно, знанию методики и формирования навыков индивидуальной самостоятельной физической и технической подготовки.

Обучение спортсменов рациональному проведению отпускного времени - переходному периоду, как важному периоду сохранения спортивной формы и подготовки к подготовительному периоду-периоду начала командных тренировок.

Внедрение оптимальной структуры и программы подготовки в переходном периоде включающей: этап активного отдыха и этап самостоятельной индивидуальной физической и технической подготовки.

Поддержание уровня физической и технической подготовки на этапе самостоятельной предсезонной подготовки, высокий уровень которых необходим, чтобы успешно выдержать большие нагрузки в подготовительном периоде командной подготовки годичного цикла и для успешной конкурентной борьбы за место в команде. На этом этапе переходного периода баскетболисты начинают целенаправленно готовиться к новому сезону, к началу командных тренировок в подготовительном периоде. Индивидуальные тренировки проводятся пять раз в неделю. Примерный недельный микроцикл физической подготовки, который уточняется в зависимости от игровых функций и особенностей уровня подготовленности спортсмена включает: ежедневную утреннюю специализированную тренировку длительностью 4560 минут и ей отводится вторая часть вечерней тренировки (один час) после работы над техникой игры. Это время используется на выполнение специальных легкоатлетических и общеразвивающих упражнений с собственным весом тела, или занятиями в тренажерном зале.

Литература

1.Абаренов, Д. Баскетбольная революция в России /Д. Абаренов // Советский спорт. 2008. С. 10-11.

2. Баскетбол: учебник для ВУЗов физической культуры [Текст] / Под ред. Ю.М. Портного. - М: Физкультура и спорт, 2013. - 309 с.

3. Гайворонская, А.А. Методика использования средств прикладной аэробики в подготовке баскетболистов на этапе начальной специализации: автореф. дис. ... канд. пед. наук / А.А. Гайворонская, Волгоград, 2008. - 23с.

4. Гатмен Билл. Все о тренировке юного баскетболиста / Билл Гатмен, Том Финнеган: пер. с англ. Т.А. Бобровой. М.: АСТ: Астрель, 2007. -303с.

5. Пономарев, П.Л. Педагогическое воздействие тренера на баскетболистов высокой квалификации в тренировочной и соревновательной деятельности: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.04 / П.Л. Пономарев М., М.: РГУФКСТ. 2007. - 24 с.

6. Бочкарева, С.И. Исследование понимания сущности физической культуры современными студентами // С.И. Бочкарева, Т.П. Высоцкая, Н.Е. Копылова, Е.В. Малахова, А.Г. Ростеванов // Культура физическая и здоровье. - 2018. - № 1 (65). - С. 27-29.

7. Иванов, В.А. Фитнес-технологии как фактор повышения функционального и физического состояния студентов / В.А. Иванов, Н.М. Нуцалов, Д.М. Гаджиев, Р.И. Заппаров. В сборнике: Спорт-дорога к миру между народами. Материалы III международной научно-практической конференции под редакцией Х.Ф. Нассралах, 2017. - С. 103108.

8. Подоруев, Ю.В. Современные средства обучения по физической культуре для студентов специальности "Экономическая безопасность" / Ю.В. Подоруев, С.Ю. Витько, Р.Р. Пихаев, Д.М. Гаджиев // Теория и практика физической культуры. - 2018. -№ 4. - С. 74-76.

9. Волков, И. Борис Тихоненко: Результат игры

- показатель совместной работы /И. Волков //Вестник донской экономики.- 2006.- 18 ноября.- С. 4-7.

10. Починкин, А.В. Современные тенденции развития мирового профессионального коммерческого спорта: сравнительный анализ американской, европейской и российской моделей /А.В. По-чинкин //Современность как предмет исследования социальных наук: Материалы 1 научно-практической конференции- Малаховка: МГАФК, 2002.- С. 33-42.

Features of training young qualified basketball players in the

transitional period of the one-year macrocycle Yudashkina E.E., Bodrov I.M., Vyprikov D.V., Shutova T.N.

Plekhanov Russian University of Economics The article describes questions of finding ways to increase efficiency of individual self-training of basketball players in the period with team training absence, specifically in the transitional period of the one-year macrocycle. Competition season increasing brought about reduction and, as a result, shortage of individual training time of athletes. In their turn, it promoted the slow individual skills growth of young basketball players, as well as, despite qualified medical care, increase in the number of sportsman injuries. In the face of fierce competition, the need to fight into the teams, the selection of which begins during the preparatory period, requires that athletes have a high level of training by the beginning of the period. Accordingly, the emphasis on individual training of players should shift to the second half of the transition period. Thus, there is a need to find ways to increase efficiency in the period with team training absence, specifically in the transitional period of the one-year macrocycle. It is possible to identify the main contradictions between the requirements of the practice and the available scientific and methodological data, namely:

- modern practice of holding competitions in professional basketball

and a significant increase in commercial games have led to the

need to correct the structure and content of the transition period of young qualified basketball players training;

- time reduction for individual training of Russian young qualified

basketball players due to lack of time for individual improvement in the preparatory and competitive periods of team training significantly slows down the growth rate of sportsmanship and prevents them from successfully competing with foreign legionnaires - professional basketball players;

- in the context of reducing the duration of the preparatory period, it

became necessary to introduce a stage (mesocycle) of individual self-preparation of young basketball players and professional teams candidates during the transitional period of the annual cycle, which will increase competitiveness and increase the pace of their professional sports growth. Key words: young basketball players, transitional period, one-year macrocycle, technical and physical training level, active leisure, methodological literacy. References

1. Abarenov, D. Basketball Revolution in Russia / D. Abarenov //

Soviet Sport. 2008. p. 10-11.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Basketball: a textbook for universities of physical culture [Text] /

Under ed. Yu.M. Tailor. - M: Physical Culture and Sport, 2013. -309 p.

3. Gaivoronskaya, A.A. Methods of using applied aerobics in the

preparation of basketball players at the initial specialization stage: author. dis. ... Cand. ped. Sciences / A.A. Gaivoronskaya, Volgograd, 2008. - 23s.

4. Gutman Bill. All about the training of a young basketball player /

Bill Gatman, Tom Finnegan: Trans. from English T.A. Beaver. M .: AST: Astrel, 2007. - 303s.

5. Ponomarev, P.L. Pedagogical impact of a coach on highly qualified basketball players in training and competitive activities: dis. ... Cand. ped. Sciences: 13.00.04 / P.L. Ponomarev M., M .: RSUFKST. 2007. - 24 p.

6. Bochkarev, S.I. Study of the understanding of the essence of

physical culture by modern students // SI. Bochkareva, T.P. Vysotskaya, N.E. Kopylova, E.V. Malakhov, A.G. Rostevanov // Culture physical and health. - 2018. - № 1 (65). - p. 27-29.

7. Ivanov, V.A. Fitness technology as a factor in improving the functional and physical condition of students / V.A. Ivanov, N.M. Nutsalov, D.M. Gadzhiev, R.I. Zapparov In the collection: Sport is the road to peace among nations. Proceedings of the III International Scientific Practical Conference, edited by Kh.F. Nassralah, 2017. - p. 103-108.

8. Podoruev, Yu.V. Modern means of training in physical culture for

students of the specialty "Economic Security" / Yu.V. Podoruev, S.Yu. Vitko, R.R. Pikhaev, D.M. Hajiyev // Theory and practice of physical culture. - 2018. - № 4. - p. 74-76.

9. Volkov, I. Boris Tikhonenko: The result of the game is an indicator of collaboration / I. Volkov // Bulletin of the Don Economy .- 2006.- November 18.-p. 4-7.

10. Pochinkin, A.V. Modern trends in the development of world professional commercial sports: a comparative analysis of American, European and Russian models / A.V. Pochinkin // Modernity as a subject for the study of social sciences: Proceedings of the 1st scientific-practical conference-Malakhovka: MGAFK, 2002.- P. 33-42.

o

o

00

■o

m

5

m

X

X

o

m

n

m

b

A

-i

O

-i

X

£

m

O

X

o

m

O

Ol

■o

A

u

o

n

A

X

X

m

69

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.