УДК 797.212.4
Особенности подготовительного этапа тренировочного процесса
пловчих - стайеров
Карпова С.Н.1'2*
1 Санкт-Петербургский государственный университет аэрокосмического
приборостроения г. Санкт-Петербург, Россия 2Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого
г. Санкт-Петербург, Россия ORCID: 0000-0002-6874-2217, [email protected]*
Аннотация: Одной из самых значимых и актуальных задач тренерского штаба является учет закономерностей и принципов подготовки на всех этапах роста мастерства в выбранной спортивной специализации, преемственность в средствах и методах. На всем протяжении этого пути происходит направленное развитие спортсменки в соответствии с ее генетической предрасположенностью к определенного вида нагрузкам, приводящее к реализации способностей. Для этого необходимо учитывать множество особенностей, влияющих на процесс становления занимающейся от уровня новичка до призера крупных международных соревнований. Перечисленные в работе особенности имеют значение, и для успешности выступлений в будущем необходимо учитывать их значимость с самого раннего возраста занимающихся. Научная новизна работы заключается в определении степени их влияния в зависимости от этапа подготовительного процесса. Результаты исследований работы обладают большой практической значимостью, поскольку полученные данные могут быть учтены при планировании тренировочной программы на каждом из этапов. Материалы. В статье приведены основные особенности подготовительного этапа процесса тренировки пловчих - стайеров и степень их влияния на разных этапах многолетней подготовки. Методы исследования. Основными методами исследования явились теоретический анализ психолого-педагогической литературы для определения особенностей подготовки, наблюдение за ходом тренировок, анализ критериев отбора, контрольных нормативов, состязательной деятельности пловчих на всех этапах - от начальной подготовки до высшего спортивного мастерства, анкетирование специалистов в плавании. Результаты. Выявлены десять важных особенностей в тренировке пловчих-стайеров. Они имеют значение и для успешности выступлений в будущем необходимо их учитывать с самого раннего возраста занимающихся. Однако, степень их влияния различна в зависимости от этапа многолетней подготовки занимающихся. Заключение. Достижение высоких результатов в плавании начинает проявляться примерно через десять лет непрерывных тренировок. На всем протяжении этого пути происходит направленное развитие спортсменки в соответствии с ее генетической предрасположенностью к определенного вида нагрузкам, приводящее к реализации способностей. Соблюдение выявленных особенностей - сложный, трудоемкий процесс, требующий творческого подхода от тренерского состава, предполагающий работу как со спортсменками, специалистами разного профиля, так и с родителями и родственниками занимающихся.
Ключевые слова: плавание, квалифицированные пловчихи, тренировочный процесс, стайерские дистанции.
Для цитирования: Карпова С.Н.* Особенности подготовительного этапа тренировочного процесса пловчих - стайеров. Педагогико-психологические и медико- биологические проблемы физической культуры и спорта. 2024; 19(3): .
Features of the training process preparatory stage for stayer- swimmers
Svetlana N. Karpova1'2*
1St.Petersburg State University of Aerospace Instrumentation St. Petersburg, Russia 2Peter the Great St. Petersburg Polytechnic University St. Petersburg, Russia ORCID: 0000-0002-6874-2217, [email protected]*
Abstract: One of the most significant and urgent tasks of the coaching staff is to take into account the patterns and principles of training at all stages of skill growth in the chosen sports specialization, continuity in means and methods. Throughout this path, there is a directed development of the athlete in accordance with her genetic predisposition to a certain type of stress, leading to the realization of abilities. To do this, it is necessary to take into account many features that affect the process of becoming a student from the beginner level to the winner of major international competitions. The features listed in the work are important, and for the success of performances in the future, it is necessary to take into account their importance from the earliest age of those involved. The novelty of the work lies in determining the degree of their influence depending on the stage of the preparatory process. The research results of the work have great practical significance, since the data obtained can be taken into account when planning. Materials. The article presents the main features of the training process preparatory stage for stayer-swimmers and the degree of their influence at different stages of long-term training. Research methods. The main research methods were the theoretical analysis of psychological and pedagogical literature to determine the characteristics of training, monitoring the progress of training, analysis of selection criteria, control standards, competitive activity of swimmers at all stages - from initial training to higher sports skills, questioning of swimming specialists. Results. Ten important features in the training of stayer- swimmers have been identified. They are important and for the success of performances in the future, they must be taken into account from the earliest age of those involved. However, the degree of their influence varies depending on the stage of long-term training of students. Conclusion. Achieving high results in swimming begins to manifest itself after about ten years of continuous training. Throughout this path, there is a directed development of the athlete in accordance with her genetic predisposition to a certain type of stress, leading to the realization of abilities. Compliance with the identified features is a complex, time-consuming process that requires a creative approach from the coaching staff, involving work with athletes, specialists of various profiles, as well as with parents and relatives of those involved.
Keywords: swimming, qualified swimmers, training process, stayer distances.
For citation: Svetlana N. Karpova*. Features of the training process preparatory stage for stayer-swimmers. Russian Journal of Physical Education and Sport. 2024; 19(3): .
Введение
Спорт в жизни миллионов людей занимает одну из ведущих позиций. Болельщики, спортсмены, любители активного двигательного отдыха получают массу положительных эмоций от соприкосновения с миром соперничества, азарта и стремления к новым достижениям. Главной ключевой фигурой помимо самого атлета является его тренер -человек, который своим трудом и мастерством участвует в достижении самых амбициозных спортивных планов [3].
На тренера, взаимодействующего со спортсменами с самого их юного возраста, ложится огромная работа по осуществлению выдающихся результатов [6]. Как правило, с возрастанием квалификации, спортсмен переходит к другому наставнику, у которого больше наработанного практического материала в области спортивного совершенствования. Одной из самых значимых задач тренерского штаба является учет закономерностей и принципов подготовки на всех этапах роста мастерства в выбранной спортивной специализации, преемственность в средствах и методах [2,4]. Для этого необходимо учитывать множество особенностей, влияющих на процесс становления занимающегося от уровня новичка до призера крупных международных соревнований [1].
Материалы и методы
В статье приведены основные особенности подготовительного этапа процесса тренировки пловчих - стайеров и степень их влияния на разных этапах многолетней подготовки. Основными методами исследования явились теоретический анализ психолого-педагогической литературы для определения особенностей подготовки, наблюдение за ходом тренировок, анализ критериев отбора, контрольных нормативов, состязательной деятельности пловчих на всех этапах - от начальной подготовки до высшего спортивного мастерства, анкетирование специалистов в плавании.
Результаты и обсуждение
Для полного понимания процесса достижения высокой результативности в женском стайерском плавании на соревнованиях самого высокого уровня, необходимо рассматривать особенности процесса тренировки, которые выявляются уже с отбора на этапе начальной подготовки [5].
1. Отбор перспективных детей на основе учета особенностей энергообеспечения мышечной деятельности.
2. Оценка качества подготовки на основе критериев, отражающих тип биологического созревания, соматической и функциональной зрелости спортсменок.
3. Влияние взаимосвязи морфофункциональных показателей с результативностью выступлений на соревнованиях при выборе специализации в плавании.
4. Прогнозирование степени влияния сторон подготовленности и практического опыта пловчих- стайеров в зависимости от этапа многолетней подготовки.
5. Адекватность тренировочной программы сенситивному периоду индивидуального развития физического качества выносливости, являющегося ведущим для пловчих- стайеров.
6. Соблюдение принципов тренировочного процесса, являющихся основополагающими в системе подготовки квалифицированных пловчих-стайеров, отражающих индивидуальный подход.
7. Планирование учебно-тренировочного процесса в соответствии с факторами, влияющими на выбор организационно-методического обеспечения - уровень квалификации, возраст, график соревнований, научно-педагогический персонал, материальная база, врачебный контроль, климат (регион проживания).
8. Направленная работа с компонентами, имеющими непосредственное отношение -тренировочная деятельность, восстановительные мероприятия, врачебный контроль, соревновательная деятельность, материально-техническое оснащение, и опосредованное отношение - мотивационные установки, социальная среда (условия жизни), спортивный менеджмент, финансирование, социальная значимость спорта, отношение к тренировочному процессу.
9. Соответствие средств и методов моделям подготовки квалифицированных пловчих - стайеров в зависимости от длины соревновательной дистанции.
10. Повышение квалификации тренеров, включающей теоретическую подготовку по спортивной специализации и смежных с ней направлений.
Перечисленные особенности имеют значение и для успешности выступлений в будущем необходимо их учитывать с самого раннего возраста занимающихся. Однако, степень их влияния различна в зависимости от этапа многолетней подготовки занимающихся. В таблице 1 приведены сведения о величине влияния, которое разделено на четыре категории: о -определяющее; б - большое; с - существенное; н- незначительное.
Таблица 1
Степень влияния особенностей процесса тренировки пловчих на разных этапах _многолетней подготовки_
Этап подготовки особенности подготовительного этапа процесса тренировки
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Начальная подготовка о о н б н н н б н н
Начальная спортивная специализация о о о о н с с б н с
Углубленная тренировка н о б о о б о б б о
Совершенствования спортивного мастерства н с н о о о о о о о
Высшего спортивного мастерства н с н о о о о о о о
На этапах совершенствования спортивного мастерства и высшего спортивного мастерства первая и третья особенность имееют незначительную степень влияния. Это
связано с тем, что к данным этапам большинство спортсменок определилось со своими специализациями, однако, если занимающиеся относятся к универсальному типу, то даже в зрелом спортивном возрасте они могут результативно выступать и на других дистанциях.
Заключение
Достижение высоких результатов в плавании начинает проявляться примерно через десять лет непрерывных тренировок. На всем протяжении этого пути происходит направленное развитие спортсменки в соответствии с ее генетической предрасположенностью к определенного вида нагрузкам, приводящее к реализации способностей. Соблюдение выявленных особенностей - сложный, трудоемкий процесс, требующий творческого подхода от тренерского состава, предполагающий работу как со спортсменками, специалистами разного профиля, так и с родителями и родственниками занимающихся.
Список литературы
1. Болотин А.Э., Бакаев В.В., Ван Цвиетен К.Я., Понимасов О.Е., Мотовичев К.В. Дифференцированная подготовка пловцов-марафонцев к соревнованиям на открытой воде с учетом типов энергетического метаболизма. Теория и практика физической культуры. 2020; 10: 37-39.
2. Карпова С.Н., Журавлев А.А. Анализ влияния на общую подготовленность принципов индивидуализации тренировочного процесса пловчих-стайеров на разных этапах многолетней подготовки. Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. 2023; 18(3): 53-56.
3. Карпова С.Н. Роль и значение тренера в управлении индивидуализацией спортивной подготовки пловчих-стайеров. Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. 2023; 18(4): 40-43.
4. Карпова С.Н. Современные требования, предъявляемые к подготовленности пловчих-стайеров. Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2023; 7(221): 169172.
5. Карпова С.Н. Факторы, влияющие на выбор организационно-методического обеспечения высококвалифицированных пловчих-стайеров. Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2024; 2(228): 81-83.
6. Mischenko N., Kolokoltsev M., Vorozheikin A., Romanova E., Tarasov A., Aganov S., Karpova S. Media project to improve digital competencies of sports coaches. Journal of Physical Education and Sport. 2021; 21(6): 3527-3533.
References
1. Bolotin A.E., Bakaev V.V., Van Sviten K.Ya., Ponimasov O.E., Motovichev K.V. Differentiated training of marathon swimmers for open water competitions, taking into account the types of energy metabolism. Teoriya I praktika fizicheskoj kul'tury = Theory and practice of physical culture. 2020; 10: 37-39 [In Russ., In Engl.].
2. Svetlana N. Karpova, Aleksandr A. Zhuravlev. Analysis of the impact on the overall fitness of the principles of individualization of the training process of stayer swimmers at different stages of longterm training. Pedagogiko-psihologicheskie I mediko-biologicheskie problem fizicheskoj kul'tury I sporta = Russian Journal of Physical Education and Sport. 2023; 18(3): 5356 [In Russ., In Engl.].
3. Svetlana N. Karpova. The role and importance of the coach in the management of stayerswimmers' sports training individualizationg. Pedagogiko-psihologicheskie I mediko-biologicheskie problem fizicheskoj kul'tury I sporta = Russian Journal of Physical Education and Sport. 2023; 18(4): 40-43 [In Russ., In Engl.].
4. Karpova S.N. Modern requirements for the fitness of stayer swimmers. Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta. 2023; 7(221): 169-172 [In Russ.].
5. Karpova S.N. Factors influencing the choice of organizational and methodological support for highly qualified stayer swimmers. Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta. 2024; 2(228): 81-83 [In Russ.].
6. Mischenko N., Kolokoltsev M., Vorozheikin A., Romanova E., Tarasov A., Aganov S., Karpova S. Media project to improve digital competencies of sports coaches. Journal of Physical Education and Sport. 2021; 21(6): 3527-3533.
Статья поступила в редакцию: 17.08.2024
Карпова Светлана Николаевна - кандидат педагогических наук, доцент, Санкт-Петербургский государственный университет аэрокосмического приборостроения, 190000, Россия, г.Санкт-Петербург, ул. Б.Морская дом 67; Санкт-Петербургский политехнический универ-ситет Петра Великого, 194064, Россия, г. Санкт-Петербург, ул. Политехническая, дом 29, e-mail: karpova090878@,mailru