Научная статья на тему 'Особенности пластического языка Даши Намдакова'

Особенности пластического языка Даши Намдакова Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
157
67
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СКУЛЬПТУРА / ГРАФИКА / ЮВЕЛИРНОЕ ИСКУССТВО / ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ СТИЛЬ / ТЕМАТИКА / ОБРАЗЫ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Земляная Т. Н.

В статье рассматриваются особенности творчества российского скульптора Даши Намдакова.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности пластического языка Даши Намдакова»

4. Дэн Сидерхолм. CSS3 для веб-дизайнеров. - Издательство «Манн, Иванов и Фербер», 2013. - ISBN 978-5-91657-595-8.

5. Кит Джереми. HTML5 для веб-дизайнеров. - Издательство «Манн, Иванов и Фербер», 2013. - ISBN 978-5-91657-596-5.

6. Барвенко В.И., Орехов В.В. Творчески мотивированная интеграция в мультимедийных проектах // Наука и современность. - 2015. - № 35. -С. 30-35.

ОСОБЕННОСТИ ПЛАСТИЧЕСКОГО ЯЗЫКА ДАШИ НАМДАКОВА

© Земляная Т.Н.*

Инженерно-техническая академия Южного федерального университета, г. Таганрог

В статье рассматриваются особенности творчества российского скульптора Даши Намдакова.

Ключевые слова: скульптура, графика, ювелирное искусство, художественный стиль, тематика, образы.

Мы не должны отрываться от своих корней, от сил природы.

Земля, вода, воздух... Любви к стихиям не научишь.

Их надо чувствовать и черпать в них силы.

Даши Намдаков

Многочисленные выставки в музеях и галереях России, Америки, Европы и Азии уже принесли бурятскому скульптору международную известность [1].

Даши Намдаков - бурятский скульптор, график и ювелир, член Союза художников России, член-корреспондент Российской Академии Художеств, родился в 1967 году в Читинской области, окончил Красноярский художественный институт. Своеобразное преломление культурных традиций Европы и Азии - одна из главных особенностей его стиля. Даши Намдаков родился в бурятском селе Укурик, в Забайкалье. Полное имя - Дашинима («Даши Нима») - «Удачливое солнце». Намдаков, Даши Бальжанович.

Особенность и своеобразие творчества

Американский эстетик и психолог искусства Рудольф Арнхейм в книге «Искусство и визуальное восприятие» считает, что «острота наблюдения и правдивость памяти у первобытного человека была значительно выше, чем

* Доцент кафедры Инженерной графики и компьютерного дизайна, кандидат искусствоведения.

у людей более развитых цивилизаций» [2]. Эти строчки можно отнести и к творчеству нашего современника Даши Намдакова.

В произведениях Даши Намдакова явственно проступают образы древнего мира. Однако Даши - яркий пример современного искусства. Работы Даши как будто возрождают «забытые» формы и сюжеты прежних эпох, которые перенеслись в наш мир, неся свою энергию, силу и мощь. Древнее и забытое органично входит в художественный стиль Даши Намдакова.

В работах Намдакова объединяются шаманские легенды, мифология древних цивилизаций. В образах Даши Намдакова легко узнаются отдельные черты скифо-сибирского звериного стиля (манера изображения животных, которая была широко представлена в культурах позднего бронзового и раннего железного века евразийских степей, включая и территорию Южной Сибири).

Во многих произведениях Намдакова прослеживается влияние монгольского искусства Х-ХШ веков. В основном это характерные изображения головных уборов, одежды, оружия, сильно удлиненных масок монголоидных лиц. После этого появляются произведения, изображающие нереальных существ, зачаровывающие своей замедленностью, сказочностью, фантастичность. Они похожи на сновидения, но они становятся вполне реальными [1].

Тематика

Образы быков (Бык-тотем архетипический образ для многих культур и отсылает не только к мифологии бурят, но и рисункам пещерных животных, изображается Намдаковым как абстракция или аллюзия на божества Египта.

Воины в произведениях Намдакова разные: это какие-то исторические образы или наоборот - созданные легендами; имеющие вид старцев, согбенных и уставших, или наоборот, величественных, готовых к борьбе.

Тема Чингисхана является для бурята запретной, табу, которое «не хотелось нарушать». Но она настолько привлекает художника, что он постоянно обращается к ней. Впервые образ Чингисхана, сливающийся в легендах с образом коня Сэтэр, появляется в 2000 году, в 2003 правитель изображен как буддийское божество (создатель монгольского государства).

После нескольких ювелирных изделий, рисунков, Намдаков в 2012 году поставил скульптуру из бронзы в Лондоне - на выходе из Гайд-парка. Чингисхан здесь - сильный правитель, с короной, завитыми рогами, со священным монгольским оружием (рис. 1) [2].

Шаманы часто становятся героями произведений: «Шаман», «Хозяин» -словно фантастические гости из прошлого. Художник говорит, что, будучи погруженным в эту среду, наполняет свои произведения определенной энергией.

«Маленький Будда» - символ безмятежности и умиротворения, символ чистоты изначального сознания, способного все несовершенства мира превратить в бриллиант, символ дремлющего в человеке потенциала духовного совершенства, является особым выражением смысла и цели учения Будды в художественной форме.

Рис. 1. Чингисхан. 2011. Бронза, литьё, патенирование

Женщины. Большое количество работ художника посвящено женщинам -они нежны, хрупки, утонченны, изящны. Женщина для Намдакова синонимична фантазии, соединяет в себе природное начало и человеческое, стихию и красоту [3].

В работах Намдакова часто встречается наделение животных человеческими качествами (в том числе изображение богов в образах животных) или герои древних мифов и легенд, например, минотавр (рис. 2) [1].

Рис. 2. Минотавр. 2006. Бумага. Уголь

Кроме этого, в скульптуре Намдаков изображает кентавров - наполовину людей, наполовину лошадей - эти обычно воинственные существа у художника спят.

В ювелирном искусстве гладкое золото сочетается с неполированным, почти необработанным (рис. 3) [3]. Изделия дополнены драгоценными или полудрагоценными камнями. Ювелирные украшения Намдакова в виде фантастических насекомых, зверей и птиц изготовлены из драгоценных металлов и камней, а также некоторых необычных материалов, в том числе кости мамонта, которую традиционно используют в искусстве народы Тибета, Бурятии и Монголии.

Феномен Даши Намдакова как художника в том, что он сохранил национальные традиции, но представил их в совершенно новом, авангардистском стиле. Его почерк нельзя повторить: ощущение формы, пластики, движения, чувство пропорции и гармонии академичны, но наполнены самобытным характером и смыслом. Воссоединение классического, традиционного Востока с привычной европейской цивилизацией придает работам Даши неповторимую индивидуальность, стиль, своеобразие [4].

Список литературы:

1. Даши Намдаков [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.dashi-art.com.

2. Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие / Рудольф Арнхейм, сокращённый перевод с англ. В.Н. Самохина. - М.: Прогресс, 1974. - 393 с.

3. Каталог Даши Намдаков. Скульптура. 2008. - Издательство М-Сканрус.

4. Земляная Т.Н. Особенности образного и стилистического строя произведений М. Бойчука и его школы [Электронный ресурс] // Научное мнение. - 2013. - № 10. - С 77-83. - Режим доступа: http://unipress.pro/.

Рис. 3. Нагрудное украшение «Арсалан», 2004 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.