Научная статья на тему 'Особенности планирования производственной деятельности предприятия в современных условиях'

Особенности планирования производственной деятельности предприятия в современных условиях Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1989
156
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Давыдов Р. М.

В статье изложены особенности планирования производственной деятельности предприятия в условиях рыночной трансформации. Исследуется проблема обоснования плана производства продукции как центрального звена системы планирования на предприятии. Сформулирована цель разработки производственной программы. Раскрыты этапы ее формирования. Проанализированы функции основных категорий персонала предприятия в процессе разработки производственной программы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF PLANNING OF INDUSTRIAL ACTIVITY OF THE ENTERPRISE IN MODERN CONDITIONS

In clause, features of planning of industrial activity of the enterprise in conditions of market transformation are stated. The problem of a substantiation of the plan of production as central part of system of planning at the enterprise is investigated. The purpose of development of the production program is formulated. Stages of its formation are opened. Functions of the basic categories of the personnel of the enterprise during development of the production program are analyzed.

Текст научной работы на тему «Особенности планирования производственной деятельности предприятия в современных условиях»

♦

сти предприятий соответствует международным принципам бухгалтерского учета и широко используется в настоящее время в так называемой нормативной оценке при определении стоимости чистых активов акционерных обществ и в процессе приватизации государственных или муниципальных предприятий, т.е. в тех случаях, когда речь идет о сделках с государственным или муниципальным имуществом.

Методика замещения заключается в определении расходов в текущих ценах на строительство предприятия, имеющего с оцениваемым аналогичную полезность, но построенного в новом, современном стиле, с использованием прогрессивных проектных и технологических нормативов, применением прогрессивных материалов, конструкций и оборудования. При реализации методики замещения вносятся поправки на физический, функциональный и экономический износ оцениваемого предприятия.

Наиболее сложно при реализации данной методики оценки предприятий определить удельную стоимость предприятия - функционального аналога. В настоящее время Центральный научно-исследовательский институт экономики и управления РФ активно осуществляет разработку показателей стоимости на потребительскую

единицу строительной продукции (в том числе для производственных зданий и сооружений).

Данная методика расчета стоимости предприятия (замещения) всегда использовалась в практике оценки при разработке технико-экономических обоснований строительства объекта. В настоящее время эксперты-оценщики могут использовать ее для приблизительных расчетов рыночной стоимости предприятия.

1 См.: Могилевский В.Д. Методология систем. М., 1999. С. 88.

2 См.: Григорьев В. Особенности оценки несостоятельных предприятий // Антикризисное управление. 2000. № 1 - 2. С. 36.

3 См.: Теория и практика антикризисного управления: Учеб. для вузов / Г.З. Базаров, С .Г. Беляев, Л.П. Белых и др. М., 1996.

4 См.: Риполь-Сарагоси Ф.Б. Основы оценочной деятельности. М., 2001. С. 23.

5 См.: Федеральные законы «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», «О несостоятельности (банкротстве)», а также Государственные стандарты РФ ГОСТ Р 51195 002.98 «Единая система оценки имущества. Основные положения».

6 См.: Григорьев В.В., Островкин И.М. Оценка предприятий: имущественный подход. М., 2000. С. 40.

7 См.: Оценка бизнеса. М., 1999. С. 153.

УДК 338.26

ОСОБЕННОСТИ ПЛАНИРОВАНИЯ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

Опыт управления экономическими системами организаций свидетельствует о том, что эффективных бизнесменов и менеджеров отличает способность представить себе, как будет выглядеть их успех. В процессе управления такое видение рано или поздно принимает форму плана, который становится основой для принятия других управленческих решений. Никакое управление невозможно без планирования деятельности организации, установления ее целей, направлений и принципов функционирования и развития.

Теорией и практикой управления в условиях рыночного хозяйства доказано, что план производства продукции (производственная программа) - это центральный раздел системы планирования предприятии. Он формируется в соответствии с принятым планом продаж. Количество продукции, которое подлежит изготовлению в плановом периоде, учитывает планируемое количество поставок потребителям, а также изменение остатков готовой продукции на складе на конец и начало планового периода.

Производственная программа в первую очередь предполагает выпуск конкурентоспособной и доходной для изготовителя продукции. Это обязывает систематически заниматься всеми видами планирования производственной программы - долгосрочным (стратегическим), текущим и оперативно-календарным.

Основой формирования долгосрочного плана производства продукции могут являться генеральная цель, базовая стратегия, а также выбранная на их основе перспективная концепция маркетинга. По сути, принятая в стратегическом плане базовая стратегия может быть производственной или товарной. Содержание производственной стратегии (перспективной концепции маркетинга) заключается в том, что развитие предприятия, в частности рост сбыта продукции, может быть реализовано за счет повышения уровня производственного потенциала предприятия. Суть товарной стра-

Р.М. Давыдов,

кафедра экономики, ПАГС

ВЕСТНИК 2007. № 16(2)

♦-

тегии - диверсификация производства, т.е. расширение и обновление номенклатуры продукции и видов деятельности фирмы.

Выбор той или иной стратегии определяется как внешними, так и внутренними факторами. К важнейшим из них можно отнести емкость и степень активности рынка, тенденции изменения рыночной конъюнктуры (внешние факторы), а также стадии жизненного цикла предприятия и выпускаемой продукции, технико-экономический уровень производства (внутренние факторы).

Содержание производственной и товарной стратегии уточняется в показателях долгосрочного и текущего планов.

Формирование производственной программы предприятия следует осуществлять по этапам в такой последовательности , как:

1) разработка стратегического плана, определение генеральной цели развития, базовой и вспомогательных стратегий;

2) выбор перспективной концепции маркетинга, прогноз сбыта;

3) разработка перспективного и текущего планов сбыта (продаж);

4) формирование «пакета заказов» (перечень заключенных с заказчиками договоров на поставку продукции) - плана поставок;

5) составление плана производства продукции в натуральном выражении с календарным распределением внутри планового периода;

6) расчет производственной мощности предприятия и основных цехов, составление баланса производственных мощностей;

7) обоснование плана производства расчетами требуемых для его выполнения основных фондов, материальных, трудовых и финансовых ресурсов;

8) расчет изменения остатков готовой продукции на складе, изменения остатков незавершенного производства;

9) обоснование ценовой политики предприятия;

10) расчет стоимостных показателей плана производства - товарной и реализованной продукции;

11) расчет качественных показателей плана - коэффициенты обновления продукции, индексов качества и сортности, показателей конкурентоспособности продукции;

12) составление графика отгрузки продукции в номенклатурном разрезе и по потребителям;

13) планирование цеховых производственных программ;

14) контроль над выполнением плана производства продукции и его анализ.

Активное участие в разработке производственной программы должны принимать все категории персонала предприятия - его управленческие службы и производственные подразделения.

Плановые показатели производственной программы (номенклатура, объем, качество, сроки) составляются в целом по предприятию, а затем доводятся до цехов, т.е. процесс планирования идет сверху вниз. Иногда возможен и обратный процесс (снизу вверх), когда под воздействием ряда производственных обстоятельств (например, отсутствия сырья, рабочих) цеха осуществляют встречное планирование.

При разработке плана производства возможна и другая ситуация. Плановые органы вынуждены отказаться от первоначального варианта производственной программы, так как он не позволяет получить желаемый размер прибыли. В этом случае технические и управленческие службы и цехи должны заняться выявлением внутрипроизводственных резервов по снижению издержек производства и росту производительности, т.е. в этом случае происходит интерактивный процесс планирования - одновременно сверху вниз и снизу вверх.

Заслуживает также внимания практика ситуационного планирования, используемая в американских и японских компаниях. Его суть сводится к следующему.

1. Определяются факторы внешней среды (как бла -гоприятные, так и неблагоприятные), которые могут оказать влияние на выполнение производственной программы.

2. Составляется нормативный план, в котором заранее предусматриваются обычные условия производства продукции.

3. Для каждого вида продукции, включенного в план, определяются наиболее характерные отклонения, возникающие по тем или иным причинам, как зависящие от внутренних условий организации производства на предприятии, так и не зависящие от него (состояние рынка, сокращение его емкости, изменение рыночной конъюнктуры).

4. С учетом этих отклонений составляется новый ав -тономный план, учитывающий различные ситуации (в первую очередь ухудшающие производственную деятельность фирмы). Ситуационный план составляется в укрупненном варианте и предписывает управленческому персоналу комплекс действий по ликвидации прежде всего негативных отклонений от нормативного плана. Уточняется момент переключения с нормативного плана на его ситуационный вариант.

Ситуационное планирование играет значительную роль в условиях нестабильной рыночной конъюнктуры, активных действий, конкурентных сил и прочих негативных факторов. Оно является одним из методов разработки производственной программы. К другим методам следует отнести прогнозирование объема продаж и прибыли, линейное программирование, диверсификацию, повышение качества и конкурентоспособности продукции.

Производственная программа измеряется натуральными, условно-натуральными, трудовыми и стоимостными показателями.

Объем производства продукции в натуральном вы -ражении характеризуется номенклатурой и ассортиментом в физических единицах (мерах веса, длины, объема).

Ассортиментная политика, которая должна производиться каждым предприятием, имеет исключительное значение. К ней необходимо предъявлять следующие требования.

1. Номенклатура и ассортимент производимой продукции должны соответствовать требованиям рыночной конъюнктуры, а также производственным и финансовым возможностям фирмы.

2. Номенклатура производственной программы должна обеспечивать максимальную доходность фирмы и ее конкурентоспособность.

3. Объем производимой продукции должны обеспечивать максимально возможный уровень использования производственной мощности.

4. Распределение выпуска изделий по календарным отрезкам времени должно быть равномерным (для основной профильной продукции), равномерно нарастающим (для новой продукции), равномерно снижающимся (для старой продукции). Иными словами, календарное распределение производственной программы по плановым периодам должно обеспечивать ритмичность производства и равномерную работу всех подразделений предприятия.

На основе анализа информации о рыночной конъюнктуре и производственных возможностях фирмы выбирается тот ассортимент продукции, который в наибольшей степени приспособлен к отдельным сегментам рынка. Иными словами, фирма должна выбрать свою рыночную «нишу», т.е. наиболее благоприятный рыночный сегмент.

Важным критерием отбора номенклатуры продукции для включения в производственную программу являются показатели доходности, стадий жизненного цикла, обновляемости продукции.

УДК 331.526

УПРАВЛЕНИЕ ЖЕНСКОЙ ЗАНЯТОСТЬЮ НА МУНИЦИПАЛЬНОМ УРОВНЕ

В сложившейся экономической ситуации проблема поддержки занятости женщин одна из наиболее актуальных. Уровень занятости женщин и структура использования их труда являются своего рода экономическим и социальным барометром, отражающим особенности социально-экономического развития общества, качества жизни его членов. Особенности использования труда женщин определяются тем, что, помимо участия в общественном производстве, женщины выполняют свою биологическую материнскую функцию, а также исторически сложившуюся в России, как и во многих странах, семейно-бытовую.

Существовавшая в нашей стране практика занятости женщин в ущерб ее другим общественным функциям в определенной мере обусловила последствия. Это прежде всего относительно низкая конкурентоспособность женщин во многих сегментах рынка труда, что делает невыгодным использование труда женщин работодателями (соблюдение особых режимов рабочего времени, обустройство рабочих мест, всевозможные запреты по охране труда и т.п.); общая маргинализация женской рабочей силы на рынке труда современной России, что находит свое проявление в самых разнообразных формах, начиная с растущего вытеснения женщин на малооплачиваемые непрестижные рабочие места в нижней части иерархической лестницы и далее, в сфере неформальной занятости, и кончая прямой дискриминацией по полу при трудоустройстве и усилением стереотипов массового сознания в отношении жизненной роли женщины и ее качеств как работника.

При решении проблемы занятости женщин на муниципальном уровне в 1997 г в Саратовской области были открыты ГУ «Центры по содействию занятости женщин» в г Саратове и г. Балаково. Балаковский центр по содействию занятости женщин работал 3 года до срока ликвидации Фонда занятости. Был накоплен определенный опыт трудоустройства вообще, в том числе женщин. В центре работал психолог по подбору работы, проводились консультации. Центр по содействию занятости женщин занимался не только трудоустройством, но и подготовкой, переподготовкой, организацией новых рабочих мест.

В период перестройки без денежных средств, на долги предприятий в Фонд занятости, по системе взаимозачетов, на базе бывшего воинского городка было организовано 30 новых рабочих мест. Была создана ферма по выращиванию кроликов, свиней, крупного рогатого скота и овец, где трудились вынужденные переселенцы (из них 80% женщин), но, так как не было определенной поддержки со стороны руководителей муниципальных образований по содержанию жилья, отопления, воды, электроэнергии, весь социальный блок ложился на затраты предприятия, в результате пришлось через 9 лет закрыть это предприятие как нерентабельное. Отсюда вывод:

Т.А. Зарубина,

директор НОУ «Балаковский институт профессиональной подготовки и повышения квалификации»

ВЕСТНИК 2007. № 16(2)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.