УДК 658.5;658.012.2
КРИТЕРИИ И ФАКТОРЫ ФОРМИРОВАНИЯ РАЦИОНАЛЬНОЙ
ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ ПРЕДПРИЯТИЯ
Э.В. Хлынин
Рассмотрен современный подход к формированию рациональной производственной программы предприятия, основанный на изучении рынков сбыта продукции и его конкурентов, а также исследовании производственной мощности предприятия. Установлены критерии формированию рациональной производственной программы предприятия. Определены основные факторы, учитываемые в планировании объемов выпуска продукции.
Ключевые слова: производственная программа, емкость и доля рынка, инвестиции, производственная мощность, критерий рациональности.
Одной из важнейших задач планирования производства является формирование производственной программы машиностроительного предприятия с учетом его производственных мощностей и ресурсов.
В рамках планирования производственной программы определяются ассортимент и объем выпуска продукции, а также ее качество. Задачей планирования качества является выяснение, возможности изготовления продукции с требуемым качеством при имеющихся экономических ресурсах. В случае невозможности достижения требуемого уровня качества необходимо или закупить недостающее оборудование, или изменить свойства выпускаемой продукции. Задачей планирования ассортимента является обеспечение компромиссов между сбытом, заинтересованным в изготовлении широкого ассортимента, и производством, которое напротив не заинтересовано в нем так, как при этом возникает необходимость в специальном оборудовании, частой его переналадке. Все это, безусловно, ведет к росту затрат [1]. Компромиссным вариантом при многообразии ассортимента является унификация многочисленных компонентов выпускаемых изделий. Выходом из этой ситуации является также уменьшение собственной доли в стоимости конечного продукта путем передачи изготовления ряда узлов изделия на предприятия, специализирующиеся на их выпуске, т.е. использование аутсорсинга.
Задачами планирования производственной программы является согласование объема производства с объемом сбыта продукции [2, 3]. Планирование объема производства в значительной степени усложняется при выпуске предприятием продукции нескольких видов.
При выпуске одного вида продукции ее объем должен приспосабливаться к сбыту. Необходим лишь страховой запас готовой продукции на случай приостановки производства.
При выпуске нескольких изделий необходимо согласовать объемы, а также учитывать, что отдельные изделия могут выпускаться различными
партиями, практически все оборудование может быть задействовано на изготовление всех видов продукции. Это усложняет процесс согласования производства и спроса. В этой ситуации, если предприятие стремится получить максимальную прибыль, то оно должно выпускать больше таких видов продукции, при изготовлении которых требуется меньшее количество различного оборудования при одновременном получении большей прибыли в расчете на одно изделие.
В каждом конкретном случае формирование производственной программы предприятия осуществляется индивидуально, так как часто продукция, приносящая максимальную прибыль, требует более интенсивного использования оборудования. Однако, в любом случае, в условиях рыночной экономики объем производства должен определяться на основе учета спроса на продукцию.
Учитывая вышеизложенное, можно предложить следующие четыре основные этапа формирования рациональной производственной программы предприятия:
1. Изучение рынка сбыта продукции предприятия и его конкурентов;
2. Исследование производственной мощности предприятия;
3. Установление и реализация критерия рациональности производственной программы предприятия;
4. Оценка возможности улучшения финансово-хозяйственных показателей деятельности предприятия в результате формирования рациональной производственной программы.
На первом этапе предусматривается комплексное исследование товарного рынка, включающее изучение конъюнктуры, его емкости, доли рынка сбыта предприятия по каждой ассортиментной группе в процентах и натуральном выражении, а также позволяющее выявить зависимость доли товарного рынка, принадлежащего предприятию, от цены реализации выпускаемой продукции.
Емкость рынка в стоимостном выражении определяется как произведение емкости рынка в натуральном выражении Е на рыночную цену продаж единицы товара:
Ес = Ен
• Р пр
где пр - рыночная цена продаж единицы товара, численно равная плановой цене реализации продукции по соответствующей ассортиментной группе.
Значения емкости рынка и объема реализации продукции по соответствующей ассортиментной группе позволяет определить долю рынка, принадлежащую предприятию, по формулам:
ан = • 100% ас = ^ • 100%
или
Ен т"? с
или Е
_.н
где а - доля рынка, принадлежащая предприятию, в натуральном выражении; ас - доля рынка, принадлежащая предприятию, в стоимостном выражении; Р - рыночная цена.
Использование этих формул может привести к получению одного и того же результата. Однако, нередки ситуации, когда расчеты по этим формулам приводят к получению различных значений. Это связано с тем, что предприятие, стремясь увеличить долю рынка сбыта своих товаров, реализует выпускаемую продукцию по ценам ниже рыночных.
Следует отметить, что между долей рынка и ценой реализации продукции существует взаимосвязь, которая может иметь линейный характер, и устанавливаться на относительно небольшом интервале цен, так как при их существенном отклонении на тот или иной вид продукции предприятия линейная зависимость обычно искажается. В общем виде, взаимосвязь между этими показателями можно представить следующими аналитическими зависимостями:
а
' ас - ан 1 ас - ан
ан
О = — • Ен = 0,01 • Ен • 100
Рпр - Р
ан
• р
+--р р
у Р пр - Р у к или
г Г Н Л
ас - ан
• р
+ 0,01 • Ен •
ас - ан
Рпр - Р
• р р
Рпр - Р
где а - доля рынка сбыта продукции предприятия в процентах, являющаяся функцией цены реализации; О - доля рынка сбыта продукции предприятия в натуральном выражении, являющаяся функцией цены реализации;
Р р
р - изменяющаяся цена реализации продукции предприятия, являющаяся аргументом функции, описывающей долю рынка.
Изучение рынка сбыта продукции дает возможность определить верхнюю границу выпуска продукции по формуле:
Я пл ^ О
и рыночную цену по каждой ассортиментной группе, позволяющих предприятию обеспечить своевременную реализацию своей продукции без ее пролеживания на складах и повышение прибыли.
Второй этап составления производственного плана предприятия предусматривает: проведение исследования его производственной мощности, оценку производственного потенциала и решение вопроса о минимально возможном уровне производства, позволяющем наилучшим образом использовать находящиеся в распоряжении предприятия производственные ресурсы.
Производственная мощность характеризует максимальный объем продукции, которую может произвести предприятие, или отдельные его структурные подразделения (цеха, участки), или конкретная группа оборудования за определенный период времени. Следовательно, это предельный результирующий показатель функционирования предприятия (цеха, участка, оборудования), который непосредственно характеризует его производственный потенциал.
Если продукция пользуется спросом и имеет большую емкость рынка, то производственная мощность производителя может стать ограничителем ее объема выпуска и реализации.
Среди компонентов имущества наибольшую роль в формировании производственной мощности играет движимое имущество: машины, оборудование, приборы и различные установки. Производственная мощность в первую очередь зависит от производительности и работоспособности этих объектов. Недвижимое имущество также оказывает влияние на производственную мощность с точки зрения достаточности площадей для нормального расположения машин и оборудования и создания благоприятного микроклимата и безопасных условий труда.
Производственная мощность совокупного имущественного комплекса предприятия зависит от многих факторов, среди которых главными являются производительность оборудования, рациональная организация труда и производства, соответствие между технологическими возможностями парка оборудования и характером производимой продукции, эффективная работа системы управления и др. В связи с этим изменения в ассортименте, освоение новой продукции, как правило, приводят к изменению производственной мощности.
Производственная мощность может оцениваться как по отдельным видам и ассортиментным группам продукции, так и в целом по всей номенклатуре. Однако для планирования производства большее значение имеет оценка мощности по ассортиментным группам продукции, выпускаемой предприятием. Мощность по ассортиментным группам продукции может измеряться в натуральном, условно-натуральном и денежном выражении. В однономенклатурном производстве имеет смысл оценивать производственную мощность в натуральных единицах (штуках, комплектах и т.д.). В случае, когда производство многономенклатурное, а изделия технологически однородные, то производственную мощность выражают в условно-натуральных измерителях, то есть в количестве производимых изделий-представителей.
Стоимостная оценка производственной мощности применяется в крайних случаях при изготовлении предприятием разнородной продукции. Денежное выражение производственной мощности имеет недостаток, связанный с ее зависимостью от динамики цен на выпускаемую продукцию. Поэтому для производственной мощности, выраженной в рублях, необхо-
димо оговаривать момент времени, на который она определена, а сравнение выполнять в одинаковых ценах.
Производственная мощность предприятия, отдельных его цехов и участков зависит, с одной стороны, от состава, объемности и производительности имеющегося оборудования, с другой стороны, от технологической сложности и трудоемкости изготавливаемых изделий [4].
В условиях рыночной экономики предприятию необходимо иметь стратегический резерв по мощности, который можно использовать для реализации перспективных планов по изменению ассортимента, внедрению новых технологий и других инноваций, а также для осуществления некоторого маневра в ходе реконструкции и технического перевооружения. Стратегический резерв может охватывать как действующее, так и временно законсервированное оборудование.
Размер стратегического резерва зависит от проводимой стратегии развития предприятия. Он может колебаться в пределах от 3 % до 10 %.
Режимная производственная мощность равна проектной мощности за вычетом стратегического резерва. Она определяется в первую очередь режимом функционирования имущественного комплекса (сменностью работы, продолжительностью рабочей смены, плановыми остановками на обслуживание, переналадку и ремонт, количеством нерабочих дней в плановом периоде).
Расчет режимной производственной мощности ведется по основному технологическому оборудованию, установленному на участках и принятому в эксплуатацию. Режимная производственная мощность операционного имущественного комплекса (цеха или участка) зависит от мощности первичных производственных ячеек, из которых этот комплекс состоит. Под первичной производственной ячейкой понимается группа однотипного оборудования, которая выполняет какую-либо операцию в производственном процессе. Режимная мощность такой производственной ячейки определяется в общем случае как отношение суммарного фонда рабочего времени единиц оборудования, входящих в данную группу, к норме времени изготовления или обработки одного изделия. Следует отметить, что производственная мощность зависит от величины, так называемых, наложенных потерь времени, связанных с действием экзо- и эндогенных факторов [5].
Планируемый объем выпуска продукции устанавливается в пределах оперативно используемой мощности. Оперативно используемая мощность равна режимной производственной мощности за вычетом планового (страхового) резерва. Плановый (страховой) резерв предназначен для того, чтобы защититься от рисков, связанных с отказами оборудования и организационными сбоями в работе. Восстановление работоспособности оборудования и всей производственной системы после произошедшего отказа сопряжено с простоями оборудования и затратами средств. С ростом частоты отказов и сбоев снижается производительность оборудования, и воз-
растают эксплуатационные затраты. Практически плановый (страховой) резерв мощности назначается в виде планового допустимого коэффициента загрузки оборудования во времени [5].
Объем выпуска продукции, обеспечивающий минимально допустимое использование производственной мощности, рассчитывается по формуле:
В = к исп •М, (1)
где к исп - планируемое значение коэффициента минимально допустимого использования производственной мощности для рассматриваемой ассортиментной группы; М - производственная мощность предприятия для анализируемой ассортиментной группы.
Применение формулы (1) позволяет определить нижнюю границу объема выпуска продукции по каждой ассортиментной группе, который обеспечит наиболее полную загрузку производственного оборудования и более эффективное использование имеющихся трудовых ресурсов.
Производственная программа предприятия по рассматриваемой продукции варьируется в пределах от минимально до максимально допустимого использования производственной мощности.
Это условие формирования производственной программы можно записать в следующем виде:
В ^ Япл ^ М. (2)
Программа, предусматривающая выпуск продукции в объеме меньшем рассчитанного, приведет к тому, что оборудование предприятия будет иметь низкий уровень загрузки, а соответственно коэффициент использования производственной мощности будет меньше запланированного. В противном случае, т.е. при формировании производственной программы выше уровня производственной мощности, на ее выполнение будет оказывать значительное влияние отказы в работе оборудования предприятия, рост эксплуатационных затрат и возникновение организационных сбоев. Таким образом, с позиций производственного потенциала предприятия рациональное значение производственной программы лежит в границах, определяемых выражением (2).
Разработка и реализация критерия рациональности производственной программы предприятия является результатом проведения третьего этапа формирования плана производства. Учитывая основную цель финансово-хозяйственной деятельности предприятия, можно предположить, что использование критерия должно приводить к достижению возможного размера конечных финансовых результатов.
В условиях рыночной экономики любое предприятие должно стремиться к осуществлению эффективной финансово-хозяйственной деятельности. Существуют различные критерии определения экономической эффективности проводимых мероприятий и осуществляемых работ. Одним
из самых надежных и часто используемых критериев является оценка экономической эффективности путем сравнения величины прибыли предприятия до и после проведения мероприятия.
Учитывая, что прибыль предприятия является основным критерием эффективности осуществляемой хозяйственной деятельности, то будем считать производственную программу сформированной рационально, если размер конечных финансовых результатов в конкретной ситуации достигает своего максимума. Тогда критерий формирования рациональной производственной программы предприятия может быть представлен в виде:
n
Прл = !(Рпл -c) • q пл ^ max
1=1 , (3)
где Рпл - плановая цена реализации; с - себестоимость продукции; n - количество ассортиментных групп.
Суммирование ведется по всем ассортиментным группам продукции, выпускаемой предприятием. Достаточно высокий уровень замкнутости, обособленности и самостоятельности производственных циклов изготовления продукции приводит к ослаблению взаимосвязи объемов выпуска по различным ассортиментным группам. При этом каждая составляющая критерия формирования рациональной производственной программы вносит свой вклад в максимизацию прибыли предприятия. Планируя по каждой ассортиментной группе такой объем выпуска продукции, при котором достигается наибольший размер прибыли, получим максимальную общую величину конечного финансового результата.
Анализируя предложенный критерий формирования рациональной производственной программы, заметим, что планируемый объем выпуска продукции и цена ее реализации тесно взаимосвязаны. Зависимость между ними характеризуется уравнениями связи доли рынка и цены реализации, которые получены для каждой ассортиментной группы в результате изучения рынка сбыта продукции предприятия. Каждое из этих уравнений, в общем виде, можно записать как:
qпл = a0 - a1 • рпл,
где a°'ai - коэффициенты уравнения связи доли рынка и цены реализации.
Тогда плановая цена реализации определяется по формуле:
р пл • q пл
a1 a1 . (4)
Подставляя полученное выражение (4) в критерий (3) формирования рациональной производственной программы предприятия, получим:
n
Прл = 1
i=1
С \
ao - c
V a1 У
2
• q пл • q пл a1
^ max
Полученное выражение для критерия формирования рациональной производственной программы позволяет учитывать требования рынка сбыта продукции предприятия.
Каждая составляющая общей прибыли от реализации продукции предприятия (каждое слагаемое критерия рациональности) является функцией, описывающей параболу. Учитывая, что коэффициент при величине 2
Я пп отрицательный, то ветви параболы опущены вниз. Это означает, что по каждой ассортиментной группе существует такой объем выпуска продукции, при котором достигается максимум прибыли от реализации. Для его определения необходимо первую производную каждого слагаемого критерия рациональности производственной программы приравнять к нулю. Тогда получим:
а
¿Я
пл
ас а1
- с
• Я пл
1 2 — • Я пл а1
Я пл
а± 2
= 0
(
£0 , а1
£0 а1
—
— • Я пл = 0 а1
— I
Полученное соотношение позволяет определить рациональный объем выпуска продукции по каждой ассортиментной группе, при котором достигается максимум прибыли от ее реализации.
На критерий формирования рациональной производственной программы предприятия накладывается ограничение (2), связанное с соблюдением производственных возможностей предприятия.
Таким образом, рациональный объем выпуска продукции по каждой ассортиментной группе должен не только приводить к максимуму прибыли от ее реализации, но и находиться в пределах значений ограничения (2). В случае выхода рациональной производственной программ плана выпуска продукции за эти пределы, ее значение, принимается равной величине (минимальной или максимальной) производственной мощности предприятия.
Заключительным этапом формирования рациональной производственной программы является оценка улучшения финансово-хозяйственных показателей деятельности предприятия. Основными критериями рациональности разработанной производственной программы предприятия могут быть:
- увеличение прибыли от реализации и общей рентабельности продукции;
- рост товарной и реализованной продукции;
- уменьшение остатка готовой продукции на складах предприятия;
- снижение издержек производства и реализации продукции;
- увеличение коэффициента использования производственной мощности;
- расширение рынков сбыта выпускаемой продукции;
- повышение платежеспособности и финансовой стабильности предприятия;
- ряд других экономических и финансовых показателей, производных от вышеперечисленных.
Улучшение хотя бы одного из вышеперечисленных финансово-экономических критериев, без снижения остальных, свидетельствует о рациональности производственной программы, разработанной предприятием. Особого внимания заслуживает ситуация, когда значения одних критериев улучшаются при одновременном ухудшении других. В такой ситуации необходимо пересмотреть критерий рациональности и попытаться переформировать производственную программу.
Список литературы
1. Хлынин Э.В., Сорвина О.В. Разработка модели стратегического управления производственными затратами предприятия // Финансовая аналитика: проблемы и решения. 2014. № 30. С. 2-13.
2. Хлынин Э.В., Сорвина О.В. Организация эффективной снаб-женческо-сбытовой деятельности предприятия на основе построения логистической системы // Известия Тульского государственного университета. Экономические и юридические науки. 2015. № 4-1. С. 424-431.
3. Хлынин Э.В., Гахраманов М.И.О. Повышение эффективности деятельности предприятия на основе оптимизации логистических процессов // Известия Тульского государственного университета. Экономические и юридические науки. 2013. № 2-1. С. 253-260.
4. Хлынин Э.В., Папян Г.Р. Особенности взаимодействия технических резервов и факторов роста производительности труда // Russian Journal of Management. 2016. Т. 4. № 1. С. 65-74.
5. Мельников Г.Н., Вороненко В.П. Проектирование механосборочных цехов. Учебник // Под ред. А.М. Дальского. М.: Машиностроение, 1990. 352 с.
Хлынин Эдуард Валентинович, д-р экон. наук, профессор кафедры, [email protected], Россия, Тула, Тульский государственный университет
CRJTERIA AND FACTORS OF FORMATION OF THE RATIONAL PRODUCTION
PROGRAM OF THE ENTERPRISE
E.V. Khlynin
The modern approach to formation of the rational production program of the enterprise, based on studying of commodity markets of production and his competitors, and also research of capacity of the enterprise is considered. Criteria to formation of the rational production program of the enterprise are established. The major factors which are taken into account in planning of volumes of output are determined.
Key words: the production program, capacity and a share of the market, the investment, capacity, criterion of rationality.
Khlynin Edward Valentinovich, doctor of economics, professor of chair, [email protected], Russia, Tula, Tula State University
УДК 658.152/. 153
ПРИНЦИПЫ ПРОЕКТНОГО ФИНАНСИРОВАНИЯ, ИСПОЛЬЗУЕМОГО ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ КРУПНЫХ ИНВЕСТИЦИОННЫХ ВЛОЖЕНИЙ В ОСНОВНОЙ КАПИТАЛ
ПРЕДПРИЯТИЯ
Э.В. Хлынин
Рассмотрен современный подход к финансированию инвестиционных проектов предприятия, основанный на привлечении различных участников и оптимальном распределении между ними всех рисков, связанных с проектом. Определены основные принципы проектного финансирования, на основе которых осуществляются инвестиции в крупные проекты предприятия, связанные с техническим перевооружением средств труда предприятия.
Ключевые слова: проектное финансирование, финансовая модель, участники проек-та, управление рисками, основной капитал.
За последние годы в России наблюдается бурное развитие нефтегазового и потребительского секторов, строительства, энергетики, металлургии, тяжелого машиностроения. Одной из причин такого экономического роста является развитие рынка банковского кредитования.
В настоящее время практически все крупные предприятия используют возможность привлечения заемного капитала для финансирования операционной и инвестиционной деятельности. Однако в условиях нарастающего экономического кризиса необходим поиск новых форм и методов привлечения заемных средств в качестве инвестиционных ресурсов.
Одним из условий предоставления банковского кредита, кроме финансового состояния заемщика, является наличие обеспечения. Традиционно существуют два основных подхода к обеспечению кредита: собственно поручительство и залоговое обеспечение, которое должно быть ликвидным. Реализовать первый подход к обеспечению кредита, связанного с получени-