Особенности планирования графика поставок СПГ в арктических условиях
о см о см
со
о ш т
X
<
т о х
X
Полаева Гозель Байгельдыевна,
кандидат экономических наук, доцент кафедры стратегического управления топливно-энергетическим комплексом РГУ нефти и газа (НИУ) имени И.М. Губкина, [email protected]
Зубарев Егор Валерьевич,
магистрант, факультет международного энергетического бизнеса Российского государственного университета нефти и газа (национального исследовательского университета) имени И.М. Губкина, [email protected]
В статье рассмотрены особенности организации поставок и производства сжиженного природного газа в арктических условиях. Продемонстрирован потенциал Арктического региона Российской Федерации, охарактеризованы главные производственные проекты. Исследованы ключевые потребители и оценены перспективы их развития.
В ходе исследования выявлена динамика добычи и потребления сжиженного природного газа (СПГ) в России и других странах, а также описан проект, направленный на достижение Российской Федерацией лидерства на мировом рынке. Описаны основные факторы, влияющие на организацию производственного процесса (от добычи до поставки). Проведен анализ потенциала региона: рост спроса и потребления, ожидаемые вложения, сроки реализации.
Проведена сравнительная характеристика поставок газа морским транспортом и при помощи трубопроводов. Выявлены этапы, необходимые для разработки конфигурации системы морской транспортировки СПГ. Приведена годовая программа поставок СПГ и ее основные задачи.
Ключевые слова: Арктика, производство сжиженного газа в условиях Арктики, график поставок СПГ, рынки сбыта СПГ, логистическое обеспечение Арктических проектов, потенциал СПГ в Арктике, годовая программа поставок СПГ.
Арктический регион Российской Федерации характеризуется огромной площадью, территориальной протяженностью, суровыми условиями климата, удаленностью от крупных промышленных центров и логистической инфраструктуры. С другой стороны, здесь сосредоточены огромные запасы углеводородов, среди которых природный газ занимает значительную долю.
Вопрос поставки сжиженного природного газа (СПГ) к местам потребления (и связанная с этим задача хранения) актуален и предполагает несколько вариантов решения. Реализация способов поставок и планирование их графиков упирается в финансовые возможности страны и частных инвесторов.
Как показал анализ, тема изучается, и уже давно. Активную роль в исследовании проблемы принимает ряд ученых, среди которых: Григорьев М., Климентьев А. Ю., Книжников А. Ю, Щеголькова А. А., Ульченко М. В. Несмотря на такое повышенное внимание, проблема не перестала быть актуальной. Нужно постоянно расширять список способов реализации тех или иных инженерных замыслов, особенно в последние годы, так как появляются новые факторы, которые ранее не учитывались (глобальное потепление, санкционные мероприятия, глобализация мировой экономики, развитие арктического региона). Поэтому, требуется актуализация проблемы с учетом наиболее важных тенденций политического и экономического свойства.
На сегодняшний момент перевозки сжиженного природного газа ориентированы по четырем направлениям. Можно выделить следующие основные рынки сбыта.
1. Крупнейшим является рынок Азиатско-Тихоокеанского региона, к которому относят ключевых потребителей в странах: Японии, Корее, Китае, Индии. Они выбирают в качестве поставщиков как близлежащие страны (Индонезии, Малайзии), так и экспорт СПГ из Австралии и из России, а также привлекают переток СПГ с ближневосточного рынка, в основном из Катара.
2. Спрос на европейском рынке обеспечивается притоком СПГ с Ближнего Востока, а также из Африки.
3. Ближневосточный рынок пока не характеризуется большими объемами спроса и обходится, в основном, внутренними резервами. С другой стороны, он обладает высоким потенциалом роста.
4. Американский рынок охватывает оба континента, а основным поставщиком являются США [5].
Повышенное внимание к СПГ подтверждается темпами роста производственных мощностей (рис. 1) [7].
Согласно проекту «Энергетической стратегии России», на период до 2035 года (в ред. от 21 октября 2019 г.) перед отраслью стоят 4 задачи:
- покрыть спрос на газ на внутреннем рынке в оптимальные сроки;
- учесть изменения на мировом рынке газа и выйти на новые рынки;
- развить существующее производство и расширить мощности отечественных производителей;
- увеличить потребление СПГ и газомоторного топлива (ГМТ).
около 1 млн. т. За счет реализации этого проекта российские компании входят в перечень лицензиаров технологий среднетоннажного СПГ. Примечательно, что уровень локализации оборудования для этой технологии достигает 95%. Таким образом, российские проекты СПГ начинают играть все большую роль для развития национальных инжиниринговых компаний и машиностроительной отрасли.
Арктический регион Российской Федерации характеризуется огромной площадью, территориальной протяженностью, достаточно суровыми условиями климата, удаленностью от крупных промышленных центров и логистической инфраструктуры.
Рисунок 1 - Мировой баланс спроса / предложения на СПГ до 2035 г.
Источник: Australia Pacific LNG and Sinopec sign binding agreements for LNG supply and 15% equity interest //Conoco Phillips Press release
Проект «Энергетической стратегии России» направлен на увеличение добычи газа на 27-38 % (по сравнению с 2018 г), для чего потребуется обеспечивать объем добычи газа в Российской Федерации в диапазоне 850924 млрд м3 [3]. Среди основных направлений развития выделяются внешние рынки.
Важно отметить, что общая газификация страны к 2035 г повысится на 2,2-5,2 % (исходя из выбора сценария), хоть и планируется рост газификации с 68,6 % до 82,9 % (в сравнении с 2018 г) и широкое распространение ГМТ.
Если оценивать перспективы роста экспорта газа, то к 2035 г он увеличится на 43-67 % (по нижнему и верхнему сценариям). Это позволит Российской Федерации оставаться мировым лидером по экспортному направлению. Ключевой фактор такого роста - увеличение продаж СПГ к 2035 г за счет рынка Азии (в основном), где энергетическая трансформация остается более отдаленной перспективой. Если удастся реализовать новые проекты, то доля РФ на мировом рынке СПГ возрастет до 15 % в ближайшие 5 лет, а к 2035 г составит более 25 % всего экспорта газа.
Так как Россия вышла на рынок СПГ относительно поздно (по сравнению с ключевыми игроками рынка), то войти в список лидеров планируется за счет арктических проектов. Уже к 2025 г в Арктической зоне должно производиться не менее 52 % всего СПГ страны, что составляет около 50 млн т. Такие показатели будут достигнуты за счет реализации инновационных инженерных решений мирового масштаба.
Несмотря на относительно поздний, по сравнению с другими производителями, момент входа на рынок СПГ, Россия старается не только наверстать упущенное, но и войти в перечень крупнейших производителей СПГ за счет арктических проектов. К 2025 г. в Арктике будет производиться 52 % российского СПГ или около 50 млн. т. Именно в Арктике российские компании уже сейчас реализуют инновационные решения мирового уровня (рис. 2) [4, C. 69].
История успеха «Ямал СПГ» привела к инициации новых арктических СПГ проектов, что позволяет России включиться в борьбу за первенство на глобальном рынке СПГ.
В середине 2020 г. в рамках проекта «Ямал СПГ» будет запущена четвертая линия проекта мощностью
Рисунок 2 - Схема размещения СПГ-заводов в Арктической зоне
Источник: Delivery of Liquefied Natural Gas (LNG) from Queensland Curtis LNG project//Tokyo Gas Press release
С другой стороны, здесь сосредоточены огромные запасы углеводородов, среди которых сжиженный природный газ (СПГ) занимает значительную долю. Так, только в Ямало-Гыданском бассейне уже зарегистрированы и подтверждены официально залежи более чем 15 трлн м3 газа [9, C. 114].
Морской транспорт имеет ряд преимуществ перед занявшим по существу монопольное положение в России газопроводным транспортом. Перевозки природного газа морем в жидком виде специализированными судами-газовозами (метановозами) в ряде случаев оказываются более предпочтительными по сравнению с трубопроводным транспортом в связи со следующим:
- «жёсткость» трубопроводной транспортной схемы привязывает поставщика к определённому покупателю на длительный срок, морской транспорт СПГ позволяет ориентироваться на нескольких покупателей одновременно, диверсифицировать направления перевозок в зависимости от конъюнктуры мирового рынка и исключить затраты, связанные с транзитом ПГ по территории других стран;
- потребность в земельном отводе для трубопроводных магистралей в несколько раз выше, чем для формирования портовой территории даже в случае размещения завода сжижения газа и парка ёмкостей для СПГ в береговом районе;
X X
о го А с.
X
го m
о
2 О
м о
о
CN О
сч оэ
о ш m
X
3
<
m О X X
- удельная металлоёмкость, энергоёмкость и трудозатраты по морскому транспорту по крайней мере вдвое ниже, чем по трубопроводному;
- благодаря научно-техническому прогрессу в последние 10-20 лет удалось снизить в 1,5-2 раза удельные капитальные вложения на 1 тонну газа в создании необходимого для морских перевозок завода сжижения;
- сжиженный газ является более высококачественным и дорогим продуктом, чем перекачиваемый по трубопроводам в газообразном состоянии [2].
Сразу следует сказать, что работа морского транспорта в условиях Арктики ставит в ряд первостепенных вопрос надёжности обеспечения ритмичного функционирования транспортной системы во взаимосвязи с технологическими особенностями производства СПГ в течение всего года, включая также зимний период, когда на акватории в районе порта погрузки и некоторой части маршрута плавания возникают ледовые явления, которые могут в какой-то степени затруднить судоходство. Это должно приниматься во внимание уже на самой ранней стадии обоснования транспортного проекта, основываясь на опыте и экспертных оценках, с необходимыми уточнениями на последующих проектных стадиях и на этапе реализации проекта, как это принято при решении сложных многофакторных технических проблем. Возможные задержки движения судов, обусловленные ледовой обстановкой, должны быть учтены так же, как учитываются случающиеся жестокие штормы в океане, пустынные ветры хансины, сносящие суда, несущие затмевающий видимость песок и вынуждающие приостанавливать проход судов, например, по одному из главных мировых судоходных каналов - Суэцкому, и т. п.
Рисунок 3 - Путь из Северной Европы в Японию при прохождении по Северному морскому пути будет практически в два раза короче
Источник: Project overview //INPEX
Северный морской путь - это единственный и экономически реалистичный путь к природным кладовым российского Севера, Сибири и Дальнего Востока. Он является альтернативным и кратчайшим водным путем между портами Европы и стран Азиатско-Тихоокеанского региона (рис. 3) [1, С. 54].
В 2019 г. российская компания «Совкомфлот» впервые в мире осуществила транзит нефти из Европы в Азию через Северный морской путь. Примечательно, что для этого применялись суда, которые используют СПГ в качестве моторного топлива. Практически была доказана эффективность и безопасность судоходства в Арктике на СПГ. В сочетании с растущей доступностью СПГ в Арктике и ужесточающимися требованиями к качеству судового топлива, сПг может стать основным топливом для судоходства в Арктике уже к 2050 г [8].
Рост глобальной конкуренции на рынке СПГ требует снижения издержек по всей цепочке стоимости. Создание терминалов СПГ в Мурманске и на Камчатке, в первую очередь, решают задачу снижения транспортных издержек. Плавучие терминалы СПГ будут выступать не только в качестве объектов для перевалки СПГ с газовозов ледового класса, но и выступают в качестве накопителей для снабжения СПГ потребителей Мурманской области и Камчатки. Географическое положение терминала СПГ на Камчатке позволяет рассчитывать, что со временем терминал может стать газовым хабом регионального уровня, в т. ч. обеспечивать перевалку СПГ, производимого на Аляске [6].
Под системой морской транспортировки применительно к данной задаче понимается суда-газовозы и хранилище сжиженного газа.
При разработке конфигурации системы морской транспортировки СПГ необходимо выполнить:
1. На этапе проектирования и строительства системы морской транспортировки СПГ:
- оценку вариантов параметров системы морской транспортировки сжиженного природного газа (количества и грузовместимости газовозов, емкости заводского хранилища СПГ) и определить оптимальный вариант по экономическим показателям;
- построить оптимальные графики движения судов-газовозов в направлении потенциальных потребителей СПГ;
- построить графики поставки СПГ каждому потенциальному потребителю;
- построить график наполняемости заводского хранилища СПГ.
2. На этапе функционирования транспортной системы:
- оценить возможности адаптации транспортной системы к изменяющимся требованиям потребителей СПГ;
- оценить и выбрать оптимальное изменение графиков транспортировки СПГ потребителям в условиях возникновения непредвиденных факторов, приведших к нарушению запланированных графиков транспортировки;
- определить риски и неопределенности и с учетом их оценки окончательно установить параметры транспортной системы.
Необходимо составление Годовой Программы Поставок, которая базируется на контрактных объемах (долгосрочные и спотовые). Исходя из необходимых объемов поставок планируется календарный план работы флота на период в один год. В составе программы
поставок планируется использование и организация движения транспортного флота по видам и направлениям перевозок.
В годовой программе поставок реализуется функция планирования организации транспортного процесса. Реализация этой функции обеспечивает: эффективное использование флота; наиболее полное использование имеющихся резервов провозной способности флота и пропускной способности портов; безопасность судоходства; оптимальную организацию судовых потоков на линии; согласованную работу всех звеньев, обслуживающих транспортный процесс (флота, портов, судопро-пускных сооружений и судоремонтных предприятий).
Расстановка флота с помощью годовой программы поставок состоит из трёх основных мероприятий.
1. Информационный обмен - необходимо постоянное пополнение информационного банка и непрерывная корректировка всей справочной, нормативной и оперативной информации. Практическая полная реализация годовой программы поставок возможна только при наличии развитой информационной системы.
2. Помесячное распределение грузов - необходимо грамотно и равномерно распределить грузы таким образом, чтобы была возможность постоянно поддерживать производство на высоком уровне. При неграмотном распределении грузов приходится сокращать производство. Также необходимо опираться на загруженность хранилищ, они не должны быть пустыми или переполненными.
3. Согласование конкретных дат поставок - необходимо согласовать даты поставок с покупателями, опираясь на договоры купли-продажи. При этом учитывается доступность судов и гибкость работы принимающих портов.
Грамотно разработанная годовая программа поставок - это комплексный план обоснования целесообразных потребностей судоходства в ресурсах и динамики их использования.
В зависимости от степени влияния на работу флота изменения условий плавания по периодам навигации и сезонной неравномерности перевозок график движения разрабатывают на всю навигацию.
Суточное диспетчерское планирование и оперативное регулирование работы флота вызваны необходимостью корректировки календарных диспетчерских планов.
Годовая программа поставок - это современная форма управления работой флота, в которой совмещены функции планирования и регулирования. Механизм планирования и регулирования в непрерывном графике позволяет производить расчёты показателей работы на скользящем интервале планирования в реальном масштабе времени по отношению к транспортному процессу.
Основными задачами годовой программы поставок являются:
- своевременная загрузка флота;
- сокращение порожних и балластных пробегов;
- равномерная подача судов в порты и на ремонт;
- эффективная сдача во фрахт и фрахтование судов;
- оперативное регулирование производственных и финансовых показателей.
Одним из основных аспектов успешности реализации проекта СПГ наряду с разработкой месторождений,
строительством завода СПГ, созданием соответствующей инфраструктуры является разработка оптимальной транспортной системы во взаимосвязи с технологическими особенностями производства СПГ.
Литература
1. Григорьев М. Прогноз развития минерально-сырьевых центров нефти и газа Арктической зоны с морской схемой транспортировки // Neftegaz.RU. - 2018. - № 5. - С. 50-57.
2. Климентьев А. Ю., Книжников А. Ю. Потенциал газификации Арктической зоны Российской Федерации сжиженным природным газом (СПГ). - М.: WWF, 2018. -84 с.
3. Климентьев А. Ю., Книжников А. Ю., Григорьев М. Аналитический обзор «Перспективы и возможности использования СПГ для бункеровки в арктических регионах России». - М.: WWF, 2017. - 60 с.
4. Климентьев А. Ю., Родичкин И. Г., Богданов Е. В. Арктические горизонты российского СПГ // Газовая промышленность. - 2019. - № 8. - С. 66-77
5. Новая Арктика. Развитие морских коммуникаций в условиях глобального потепления. uRL: https://magazine.neftegaz.ru/ articles/arktika/480737-novaya-arktika-razvitie-morskikh-kommunikatsiy-v-usloviyakh-globalnogo-potepleniya.
6. Опыт планирования логистического обеспечения проектов в труднодоступных регионах. URL: https://morproektru/articles/blog/588-opyt-planirovaniya-logisticheskogo-obespecheniya-proektov-v-trudnodostupnykh-regionakh
7. Потенциал газификации Арктики сжиженным природным газом. URL: https://magazine.neftegaz.ru/articles/arktika/520451-potentsial-gazifikatsii-arktiki-szhizhennym-prirodnym-gazom/
8. Производство и использование СПГ в Арктике. URL: https://roscongress.org/news/proizvodstvo-i-ispolzovanie-spg-v-arktike/
9. Щеголькова А. А., Ульченко М. В. Воспроизводство запасов природного газа в российской Арктике: экономический аспект // Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. - 2018. - №5 (113). - С.113-120.
10. Australia Pacific LNG and Sinopec sign binding agreements for LNG supply and 15% equity interest //Conoco Phillips Press release [Электронный ресурс] URL: http://www.conocophillips.com
11. Delivery of Liquefied Natural Gas (LNG) from Queensland Curtis LNG project // Tokyo Gas Press release [Электронный ресурс] URL: http://www.tokyo-gas.co.jp
12. Project overview // INPEX [Электронный ресурс] URL: http://www.inpex.com.au/our-projects/
Specifics of LNG supply scheduling in the Arctic conditions Polayeva G.B., Zubarev E.V.
Gubkin Russian State University of oil and gas (National Research University)
The article discusses the features of the organization of supplies and production of liquefied natural gas in arctic conditions. The potential of the Arctic region of the Russian Federation is demonstrated, the main production projects are characterized. Key consumers were investigated and the prospects for their development were assessed. The study revealed the dynamics of production and consumption of liquefied natural gas (LNG) in Russia and other countries, and also described a project aimed at achieving the leadership of
X X О го А С.
X
го m
о
2 О
м о
the Russian Federation in the world market. The main factors influencing the organization of the production process (from production to delivery) are described. The analysis of the potential of the region is carried out: the growth of demand and consumption, expected investments, terms of implementation. Comparative characteristics of gas supplies by sea transport and with the help of pipelines are carried out. The stages required to develop the configuration of the LNG sea transportation system are identified. The annual LNG supply program and its main objectives are presented. Key words: Arctic, liquefied gas production in the Arctic, LNG supply schedule, lNg sales markets, logistics support for Arctic projects, LNG potential in the Arctic, annual LNG supply program. References
1. Grigoriev M. Forecast of development of mineral and raw oil and
gas centers in the Arctic zone with a marine transportation scheme // Neftegaz.RU. - 2018. - № 5. - S. 50-57.
2. Klimentiev A. Yu., Knizhnikov A. Yu. Potential of gasification of
the Arctic zone of the Russian Federation with liquefied natural gas (LNG). - M.: WWF, 2018. - 84 p.
3. Klimentiev A. Yu., Knizhnikov A. Yu., Grigoriev A. Yu. Analytical
review «Prospects and possibilities of using LNG for bunkering in the Arctic regions of Russia». - M.: WWF, 2017. - 60 p.
4. 1. Klimentiev A. Yu., Rodichkin I. G., Bogdanov E. V. Arctic
horizons of Russian LNG // Gas Industry. - 2019. - № 8. - P. 66-77.
5. New Arctic. Development of sea communications in the context
of global warming. URL: https://magazine.neftegaz.ru/ articles / arktika / 480737-novaya-arktika-razvitie-morskikh-kommunikatsiy-v-usloviyakh-globalnogo-potepleniya.
6. Experience in planning the logistics of projects in hard-to-reach
regions. URL: https://morproekt.ru/articles/blog/588-opyt-
planirovaniya-logisticheskogo-obespecheniya-proektov-v-
trudnodostupnykh-regionakh
7. Potential for gasification of the Arctic with liquefied natural gas.
URL: https://magazine.neftegaz.ru/articles/arktika/520451-potentsial-gazifikatsii-arktiki-szhizhennym-prirodnym-gazom/
8. Production and use of LNG in the Arctic. URL: https://roscongress.org/news/proizvodstvo-i-ispolzovanie-spg-v-arktike/
9. Shchegolkova AA, Ulchenko MV Reproduction of natural gas
reserves in the Russian Arctic: the economic aspect // News of the St. Petersburg State University of Economics. - 2018. - № 5 (113). - P. 113-120.
10. Australia Pacific LNG and Sinopec sign binding agreements for LNG supply and 15% equity interest //Conoco Phillips Press release [Электронный ресурс] URL: http://www.conocophillips.com
11. Delivery of Liquefied Natural Gas (LNG) from Queensland Curtis LNG project // Tokyo Gas Press release [Электронный ресурс] URL: http://www.tokyo-gas.co.jp
12. Project overview // INPEX [Электронный ресурс] URL: http://www.inpex.com.au/our-projects/
о es о es
со
о ш m
X
3
<
m О X X