Научная статья на тему 'Особенности планирования дентальной имплантации в подбородочном отделе нижней челюсти'

Особенности планирования дентальной имплантации в подбородочном отделе нижней челюсти Текст научной статьи по специальности «Клиническая медицина»

CC BY
276
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕНТАЛЬНАЯ / DENTAL / ИМПЛАНТАЦИЯ / IMPLANTATION / НИЖНЯЯ ЧЕЛЮСТЬ / LOWER JAW / ФЕНОТИП / PHENOTYPE / ТРАВМА НЕРВА / ПЕРЕДНЯЯ ПЕТЛЯ / ANTERIOR LOOP / ПОДБОРОДОЧНЫЙ НЕРВ / CHIN NERVE / NERVE TRAUMA

Аннотация научной статьи по клинической медицине, автор научной работы — Бураева Илона Сафаровна, Шарипов Евгений Миндигалимович, Гандылян Кристина Семеновна, Шарипова Татьяна Валерьевна

В статье освещены актуальные вопросы дентальной имплантации в подбородочном отделе нижней челюсти. Изучена встречаемость передней петли канала нижней челюсти на компьютерных томограммах. На основании результатов проведенного исследования даны рекомендации по предоперационному планированию дентальной имплантации и профилактике возможных осложнений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по клинической медицине , автор научной работы — Бураева Илона Сафаровна, Шарипов Евгений Миндигалимович, Гандылян Кристина Семеновна, Шарипова Татьяна Валерьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF PLANNING DENTAL IMPLANTATION IN THE JAW OF THE LOWER JAW

The article highlights current issues of dental implantation in the jaw of the lower jaw. The occurrence of anterior loop of the canal of the lower jaw on computer tomograms was studied. Based on the results of the study, recommendations for preoperative planning of dental implantation and prevention of possible complications are given.

Текст научной работы на тему «Особенности планирования дентальной имплантации в подбородочном отделе нижней челюсти»

СТОМАТОЛОГИЯ

особенности планирования дентальной имплантации

в подбородочном отделе нижней челюсти

И. С. Бураева, Е. М. Шарипов, К. С. Гандылян, Т. В. Шарипова

Аннотация. В статье освещены актуальные вопросы дентальной имплантации в подбородочном отделе нижней челюсти. Изучена встречаемость передней петли канала нижней челюсти на компьютерных томограммах. На основании результатов проведенного исследования даны рекомендации

по предоперационному планированию дентальной имплантации и профилактике возможных осложнений.

Ключевые слова: дентальная, имплантация, нижняя челюсть, фенотип, травма нерва, передняя петля, подбородочный нерв.

features of planning dental implantation in the jaw of the lower jaw

I. Buraeva, E. Sharipov, K. Gandylian, ^ Sharipova studied. Based on the results of the study, recommendations for

preoperative planning of dental implantation and prevention of Annotation. The article highlights current issues of dental possible complications are given. implantation in the jaw of the lower jaw. The occurrence of anterior Keywords: dental, implantation, lower jaw, phenotype, nerve loop of the canal of the lower jaw on computer tomograms was trauma, anterior loop, chin nerve.

актуальность

Подбородочный отдел нижней челюсти многие врачи полагают безопасной областью для дентальной имплантации. Такой точке зрения способствует отсутствие значимых внутрикостных анатомических образований, что позволяет максимально использовать объем кости, проводя забор аутокости и устанавливая имплантаты вплоть до нижнего края нижней челюсти для бикортикальной фиксации [4, 5].

Однако подбородочному отделу присущи собственные анатомические особенности, которые необходимо учитывать при дентальной имплантации во избежание осложнений.

Первым фактором риска является фенотип костной ткани. По классификации С. Е. Misch в данной области часто встречается фенотип D1 или иначе первый тип кости, представленный почти полностью гомогенным компактным веществом при малом количестве губчатого вещества. Недостатком данного фенотипа является риск осложнений из-за слабого кровоснабжения и трудностей при подготовке ложа [3, 4, 5].

Другим важным анатомическим фактором является так называемая передняя петля канала нижней челюсти. Она образуется внутри кости следующим образом. Канал нижней челюсти продолжается медиально на несколько миллиметров кпереди от проекции подбородочного отверстия, а затем поворачивает и следует дис-тально и вверх до подбородочного отверстия [3, 6].

При дентальной имплантации травма нерва, находящегося в передней петле, приведет к потере чувствительности в зоне его иннервации (половина нижней губы и подбородочной области). Во избежание этого осложнения рекомендуется выполнять препарирование кости не менее, чем на 5 мм медиальнее края подбородочного отверстия [1, 5].

На основе изучения секционного материала Arzouman и соавт. выявили наличие передней петли подбородочного нерва в 100% случаев [3].

Однако на компьютерных томограммах в некоторых случаях мы не обнаруживали переднюю петлю, что послужило основанием к проведению данного исследования.

цель исследования

Изучить встречаемость передней петли канала нижней челюсти на компьютерных томограммах.

материалы и методы

Работа выполнена на основе анализа компьютерных томографий лицевого скелета, полученных на спиральном

томографе Городской больницы скорой медицинской помощи г. Ставрополя. Данное обследование проводилось пациентам с диагностическими целями при различной патологии челюстно-лицевой области.

Был проведен анализ 100 компьютерных томограмм. Средний возраст пациентов составил 38 лет. Среди пациентов было 47 мужчин (47%), 53 женщины (53%). Условием отбора для исследования было отсутствие костно-деструк-тивных изменений в области подбородочного отверстия.

результаты и их обсуждение

Поскольку подбородочные отверстия парные, то изучение проводилось у каждого пациента с двух сторон. Таким образом, общее количество составило 200 наблюдений.

У 6 пациентов переднюю петлю канала нижней челюсти не удалось обнаружить с обеих сторон, что составило 12 случаев (6%). Еще в 7 случаях (3,5%) передняя петля не определялась с одной стороны (3 случая слева и 4 случая справа). Таким образом, передняя петля не обнаружена на компьютерных томограммах в 19 случаях (9,5%).

У 8 пациентов передняя петля была слабо выражена, что отмечалось у 2 пациентов с обеих сторон (4 случая) и у 6 пациентов — с одной стороны (6 случаев). Следовательно, передняя петля канала нижней челюсти недостаточно выражена в 10 случаях (5%). Данный показатель весьма субъективен, поэтому он показывает только то, что в некоторых случаях при оценке компьютерных томограмм переднюю петлю трудно заметить.

В 171 случае (85,5%) передняя петля канала нижней челюсти хорошо визуализировалась.

выводы

Результаты проведенного исследования показывают, что при планировании дентальной имплантации в подбородочном отделе по данным компьютерной томографии передняя петля канала нижней челюсти в 9,5% случаев не определяется. Наши результаты не противоречат данным Arzouman и соавт. [5], полученным при изучении секционного материала. Передняя петля канала нижней челюсти существует в 100% случаев, но возможности компьютерной томографии как метода исследования не всегда позволяют ее обнаружить.

Таким образом, знание и учет расположения передней петли канала нижней челюсти в предоперационном планировании и операции дентальной имплантации позволят предупредить возможные осложнения.

www.akvarel2002.ru

гаврлч

СТОМАТОЛОГИЯ

литература

1. Альфаро Ф. Э. Костная пластика в стоматологической имплантологии. Описание методик и их клиническое применение / Ф. Э. Аль-фаро; издатель А. Островский; пер. Е. Ханин, Р. Кононов. — М.: Азбука, 2006. — 235 с.

2. Архипов В. Д., Архипов А. В. Конусно-лучевая компьютерная томография при планировании дентальной имплантации // Российский вестник дентальной имплантологии. — 2012. — №2. — С. 42—44.

3. Бер М., Патрик М., Джованьоли Ж.-Л. Устранение осложнений имплантологического лечения. — М.: Издательский дом «Азбука», 2007. — С. 214.

4. Иванов А. С. Основы дентальной имплантологии: Учебное пособие. — 2-е изд., стер. — СПб.: СпецЛит, 2013. — 63 с.

5. Какачи К. Справочник по дентальной имплантологии. — М., 2009. — 272 с.

6. Серова Н. С. Лучевая диагностика в стоматологической имплантологии // Автореф. дис. док. мед. наук. — М., 2010. — 47 с.

авторская справка

ФГБОУ ВО «Ставропольский государственный медицинский университет» МЗ РФ (СтГМУ), кафедра хирургической стоматологии и челюстно-лицевой хирургии, г. Ставрополь

Бураева Илона Сафаровна, e-mail: buraeva.ilona@mail.ru;

Шарипов Евгений Миндигалимович — кандидат медицинских наук, доцент, e-mail: sharipovem@mail.ru;

Гандылян Кристина Семеновна — доктор медицинских наук, профессор, заведующая кафедрой, e-mail: gandylyanks@mail.ru; Шарипова Татьяна Валерьевна, e-mail: sharipovem@mail.ru.

стоматология:

БОРЬБА С ПОТРЕБИТЕЛЬСКИМ ЭКСТРЕМИЗМОМ

Ю. Клоуда, А. Григорьянц, Д. Левин

Аннотация. Статья освещает тему потребительского экстремизма в стоматологии, то есть недобросовестного поведения пациентов с целью заработать на лечении зубов, подав на клинику

в суд, и предлагает решения для защиты от подобных действий.

Ключевые слова: потребительский экстремизм; юридическое

оформление клиник; конфликты с пациентами; причины конфликтов; претензии пациентов стоматологии; методы борьбы с недобросовестными пациентами.

dentistry: oppose the consumer extremism

Yu. Klouda, A. Grigoryants, D. Levin

Annotation. This article refers to consumer extremism in the field of dentistry

meaning infair purchaser who comes to a dental clinic to earn money by applying to a court. The article also suggests some measures against those actions.

Keywords: consumer extremism; legalities of dental clinics; conflicts with patients; causes of conflicts; dental patients' claims; methods of controlling the unfair clients.

Закон №2300—1 «О защите прав потребителей» принят в Российской Федерации 7 февраля 1992 года, и мало кто сомневается в его необходимости. Но иногда недобросовестные потребители пытаются, и нередко успешно, выжать с помощью этого закона из стоматологии компенсацию за уже оплаченное и при том качественное лечение. Как клинике защитить свою репутацию и доброе имя врачей? Ответы на эти вопросы дает Юлия Клоуда, руководитель экспертного журнала о стоматологии Startsmile.ru и агентства стоматологического маркетинга Skydental.

ДЕНЬГИ — ГЛАВНАЯ ПРИЧИНА ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО ЭКСТРЕМИЗМА Вышеупомянутая компенсация на самом деле является очень лакомым кусочком, поскольку состоит из нескольких частей. Фактически это пятикратное возмещение расходов пациента: суд вменяет клинике вернуть стоимость лечения, выплатить неустойку (до 100% стоимости лечения), штраф в пользу пациента, штраф в пользу государства (и тот, и другой — до 100% от цены услуги), возместить судебные расходы, а порой — еще и перелечивание клиента в другой, более дорогой стоматологии. Например, пациент судится с клиникой эконом-класса, а перелечиваться намерен в стоматологии премиум-сегмента. Так что выгода налицо.

КАК ВЫЯВИТЬ ПОТРЕБИТЕЛЯ-ЭКСТРЕМИСТА? Вопрос отнюдь не праздный, более того — подрывающий доверительные отношения между врачом и пациентом, что негативно сказывается на ходе лечения. Особое

подозрение у докторов вызывают клиенты, которые пришли перелечиваться после недавнего лечения. Как же узнать угрозу заранее?

Увы, практически никак: разве что внимательно отнестись к жалобам пациента и тщательно провести диагностику. Так можно выяснить, действительно ли работа предыдущего врача выполнена ненадлежащим образом, или же клиент недоволен лишь потому, что хочет сменить цвет виниров. То же самое касается и жалоб на боль, кровоточивость десен, невозможность привыкнуть к конструкции. Однако юридического способа оградить себя от аферы потребителя-экстремиста нет: взятые заранее расписки не имеют юридической силы и к тому же ущемляют права пациента.

Андрей Григорьянц, руководитель Научно-клинического центра челюстно-лицевой хирургии и стоматологии Sanabilis, полагает, что один из способов избежать проблем — подробное инструктирование и открытое общение между врачом и пациентом: «Основная причина конфликтов — исключительно недоинформирование пациента о сроках, о результатах, о том, как выглядит процесс, о том, что человек испытывает во время лечения, какую ответственность несет пациент и что он должен делать сам в процессе лечения. Это все должно быть очень подробно донесено до пациента».

Так как же бороться с потребительским экстремизмом?

ТЩАТЕЛЬНОЕ ИНФОРМИРОВАНИЕ Дабы избежать обвинений в навязывании беспочвенно дорого лечения, врач должен подробно и тщательно информировать пациента о ходе и результатах

октябрь (58) • 2017

www.akvarel2002.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.