Научная статья на тему 'Особенности пищевого статуса детей в различных экологических условиях'

Особенности пищевого статуса детей в различных экологических условиях Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
426
86
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
Ключевые слова
ПИЩЕВОЙ СТАТУС / ДЕТИ И ПОДРОСТКИ / ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ / NUTRITIONAL STATUS / CHILDREN AND ADOLESCENTS / ENVIRONMENTAL CONDITIONS

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Бермагамбетова С. К., Каримов Т. К., Тусупкалиев Б. Т., Зиналиева А. Н.

Особенности пищевого статуса детей, проживающих в различных экологических условиях, определяются такими показателями, как физическое развитие детей, уровень содержания гемоглобина, сывороточного железа и ферритина. Более выраженное неблагоприятное влияние на пищевой статус детей отмечается в нефтегазоперерабатывающих регионах и Приаралье.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Бермагамбетова С. К., Каримов Т. К., Тусупкалиев Б. Т., Зиналиева А. Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PECULIARITIES OF FOOD STATUS OF CHILDREN IN DIFFERENT ECOLOGICAL CONDITIONS

Features of the nutritional status of children living in different environmental conditions, are determined by such factors as the physical development of children, level of hemoglobin, serum iron and ferritin. More pronounced adverse effect on the nutritional status of children observed in the oil and gas processing regions and the Aral Sea region.

Текст научной работы на тему «Особенности пищевого статуса детей в различных экологических условиях»

О КОЛЛЕКТИВ АВТОРОВ, 2012 УДК 613.95:572.52]614.7

C. К. Бермагамбетова, Т. К. Каримов, Б. Т. Тусупкалиев, А. Н. Зиналиева

ОСОБЕННОСТИ ПИЩЕВОГО СТАТУСА ДЕТЕЙ В РАЗЛИЧНЫХ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЯХ

Западно-Казахстанский государственный университет им. Марата Оспанова, Актобе, Республика Казахстан

Особенности пищевого статуса детей, проживающих в различных экологических условиях, определяются такими показателями, как физическое развитие детей, уровень содержания гемоглобина, сывороточного железа и ферритина. Более выраженное неблагоприятное влияние на пищевой статус детей отмечается в нефтегазоперерабатывающих регионах и Приаралье.

Ключевые слова: пищевой статус, дети и подростки, экологические условия

S. K. Bermagambetova, T. K. Karimov, B.T. Tusupkaliev, A. N. Zinalieva — PECULIARITIES OF FOOD STATUS OF CHILDREN IN DIFFERENT ECOLOGICAL CONDITIONS

West Kazakhstan State Medical University named after M. Ospanov

Features of the nutritional status of children living in different environmental conditions, are determined by such factors as the physical development of children, level of hemoglobin, serum iron and ferritin. More pronounced adverse effect on the nutritional status of children observed in the oil and gas processing regions and the Aral Sea region.

Key words: nutritional status, children and adolescents, the environmental conditions

Среди социальных и биологических факторов, которые определяют оптимальное развитие и жизнедеятельность растущего организма детей и подростков, здоровое питание занимает доминирующее положение. Нарушение структуры питания, дисбаланс или дефицит основных макро- и микронутриентов приводят к развитию алиментарно-зависимых заболеваний или ухудшению показателей физического и интеллектуального развития, снижению иммунобиологического статуса и сокращению продолжительности жизни [2, 6].

В Западном регионе Республики Казахстан Актюбин-ская область занимает ведущее место по функционированию промышленных производств черной металлургии, нефтегазодобычи и переработке, таких как Актюбинский завод ферросплавов, производственное объединение "Актюбемунайгаз" и др. Следует также отметить, что в экологическом плане Актюбинская область относится к региону Северного Приаралья, что и определяет комплексность экологических и технологических факторов, отрицательно влияющих на качество основных параметров окружающей среды и снижение уровня здоровья населения, прежде всего детей и подростков, ибо они являются основным индикатором, остро реагирующим на изменения качества окружающей среды [3, 4].

По мнению казахстанских ученых-нутрициологов, для правильной оценки пищевого статуса школьников по антропометрическим показателям необходимо использовать индексы рост/возраст, масса тела/рост, масса тела/возраст и индекс массы тела (ИМТ) [5]. Также установлено, что важнейшим показателем соответствия адекватности питания состоянию здоровья людей является масса тела, биохимические показатели белкового обмена, содержание гемоглобина, сывороточного железа и ферритина [1].

Бермагамбетова С. К. — канд. мед. наук, доц., рук. каф. гигиены питания и гигиены детей и подростков (b.saule74@mail. ru); Каримов Т. К. — д-р мед. наук, проф. каф. гигиены питания и гигиены детей и подростков, чл.-кор. АН; Тусупкалиев Б. Т. — д-р мед. наук, проф. каф. детских болезней № 1; Зиналиева А. Н. — канд. мед. наук, препод. каф. гигиены питания и гигиены детей и подростков.

Цель исследования — провести сравнительный анализ нутриционального статуса детей, проживающих в различных экологических ситуациях, на примере Ак-тюбинской области путем изучения физического развития (ФР), уровня содержания гемоглобина, сывороточного железа и ферритина.

Материалы и методы

Объект исследования — дети в возрасте 7—17 лет, обучающиеся в общеобразовательных школах, проживающие в Актобе (вблизи хромперерабатывающих предприятий) — 54 ребенка, 1-я группа, в районном центре Шалкар — 58 детей, 2-я группа, Мугалжарском районе (вблизи Жанажольского нефтегазового предприятия) — 62 ребенка, 3-я группа. Контрольную группу составили 72 ребенка, проживающих в Кобдинском районе, где нет промышленных предприятий. Всего было обследовано 246 детей, из них из Актобе 22%, из Шалкара 23,6%, из Мугалжарского района 25,2%, контрольную группу составили 29,2%. Детей в возрасте 7—10 лет было 81 (32,9%), 11—14 лет — 78 (31,7%), 15—17 лет — 87 (35,4%). Девочек было 132 (53,6%), мальчиков — 114 (46,4%) человек.

Результаты оценки ФР во всех группах позволили выделить 3 группы: 1-я группа — дети с нормальным ФР, 2-я — группа риска, 3-я — с отклонениями в ФР. В регионе, где нет промышленных предприятий (контрольная группа), детей с нормальными показателями ФР было 67,0±7,7%, тогда как таких же детей среди жителей района вблизи хромперерабатывающих предприятий — 46,7±6,5%, региона Приаралья — 37,0±6,1%; проживающих в населенных пунктах, расположенных вблизи нефтегазодобывающих предприятий, — всего 27,0±5,5%. 18,0±5,7% обследованных детей из населенных пунктов, не имеющих вблизи промышленных предприятий, вошли в группу риска, из региона Приаралья — 25,0±5,5%, из нефтегазоносного региона — 30,0±6%, из хромперерабатывающего региона — 33,0±6,2%. Детей с отклонениями в физическом развитии в контрольной группе было 15,0±4,0%, в хромперерабатывающем регионе — 20,3±5,3%, в Приаралье — 38,0±6,2%, в нефтегазоносном регио-

57

[гиена и санитария 3/2012

не — 43,0±6,2%. Сравнительный анализ результатов оценки ФР показал, что дети с нормальным физическим развитием выявляются в нефтегазоносном регионе Актюбинской области в 27±5,5% случаев, в регионе Приаралья число таких детей 37±6,1%, что в 1,4 раза больше по сравнению с числом детей, проживающих в нефтегазоносном регионе. Среди детей, проживающих вблизи хромперерабатывающих предприятий, нормальное физическое развитие выявлено у 46,7±6,5%, что больше по сравнению с предыдущими двумя группами детей (с нефтегазоносным регионом p < 0,01, с Приаральемp > 0,05). Число детей с нормальным ФР в контрольной группе — 67±5,9%, что достоверно больше по сравнению со всеми тремя опытными группами (p1 < 0,001, p2 < 0,01, p3 < 0,05). Детей из группы риска в контрольной группе было 18±4,2%, что меньше по сравнению со всеми тремя опытными группами. Эта разница недостоверна (p > 0,05) только по отношению к детям Приаралья. Детей с отклонениями в ФР больше всего выявлено в нефтегазоносном регионе — 43±6,2%. При этом надо отметить, что разница с регионом Приаралья небольшая (5%) и недостоверная. Число детей с отклонениями в физическом развитии в контрольной группе составило 15±4,2%, что меньше в

2,8 раза (p < 0,01) по сравнению с нефтегазоносным и в 2,5 раза (p < 0,01) — с регионом Приаралья. Разница с хромперерабатывающим регионом недостоверная (p > 0,05). Из всех обследованных в возрасте 7—10 лет детей 9 (11,1%) имеют ИМТ до 11,9. В контрольной группе таких детей только 1 (5%), а в опытных группах: 2 (10%) в хромперерабатывающем регионе и по 3 (15%) в нефтегазоносном регионе и Приаралье. Около 1/3 детей имеют ИМТ в пределах 12—14,9. Таких детей больше всего выявляется в нефтегазоносном регионе (42,8%), тогда как в других опытных регионах процент таких детей значительно не отличается от такового в контрольной группе. Детей с ИМТ 15—17,9 в опытных группах заметно меньше. Исключение составляют дети этого возраста, проживающие в регионе Приаралья, что, по-видимому, связано с большим пропорциональным отставанием в физическом развитии. В диапазонах индекса 18 и выше также больше детей в опытных группах. В хромперерабатывающем регионе выявлена 1 девочка с ИМТ больше 24. Среди детей в возрасте 11—14 лeт в контрольной группе не выявлены дети с ИМТ ниже 11,9, тогда как во всех опытных регионах такие дети выявляются в 5% случаев. В этой возрастной группе в регионе без промышленных предприятий ИМТ 12—14,9 в контрольной группе представлен 15%. В Приаралье и хромперерабатывающем регионах он больше на 10%, а в нефтегазоносном регионе — на 25%. В контрольной группе 50% детей имеют ИМТ 18—20,9, в нефтегазоносном регионе и регионе При-аралья их меньше на 30%, а в хромперерабатывающем регионе — на 15%. Основная масса детей контрольной группы (55%) имеют ИМТ в пределах 18—20,9, а в опытных регионах таких детей 45% и меньше. Так, в нефтегазоносном регионе 30%, хромперерабатывающем регионе 35%, Приаралье 20% детей имеют ИМТ 15—17,9, т. е. низкий по сравнению с детьми контрольной группы.

Таким образом, нутрициональный статус по оценке физического развития и ИМТ детей, проживающих в опытных регионах, отличается от такового в контрольной группе, и каждый регион имеет свои ообенности.

Дети контрольной группы (69,9% обследованных) имеют содержание гемоглобина выше 110 г/л, т. е. у 30,1% имела место анемия различной степени, тогда как в опытных группых детей с подобными показателями гемоглобина (выше 110 г/л) намного меньше: в Приаралье — 38%, в хромперерабатывающем — 44,8%, в нефтегазоносном регионе — 45,2%. Содержание гемоглобина в пределах 109,9—90 г/л в хромперерабатыва-ющем регионе отмечалось у 29,2%, в Приаралье — у 35,5%, в нефтегазоносном регионе — у 33,8%. Необходимо отметить, что в контрольной группе детей с уровнем гемоглобина выше 110 г/л больше в 1,8 раза по сравнению с детьми, проживающими в Приаралье, в 1,6 раза по сравнению с детьми, проживающими в нефтегазоносном и хромперерабатывающем регионах. Детей, имеющих уровень гемоглобина 109,9—90 г/л в контрольной группе в 1,7 раза меньше по сравнению с детьми, проживающими в хромперерабатывающем регионе, и почти в 2 раза меньше по сравнению с проживающими в Приаральском и нефтегазоносном регионах, при этом меньше в хромперерабатывающем по сравнению с двумя другими опытными регионами, но разница недостоверна (p > 0,05). Детей с уровнем гемоглобина 89,9—70 г/л в контрольной группе меньше по сравнению с Приаральем и хромперерабатывающим регионом, больше по сравнению с нефтегазоносным регионом. Дети с минимальным уровнем гемоглобина (69,9 г/л и ниже) в контрольной группе составили 2,5%, что в 2,6 раза меньше по сравнению с жителями хром-перерабатывающего региона и почти в 5 раз меньше по сравнению с двумя другими опытными регионами. При этом таких детей (Hb 69,9 г/л и ниже) в хромпе-рерабатывающем регионе почти в 2 раза меньше по сравнению с двумя другими регионами. При сравнении Приаралья и нефтегазоносного региона отмечается, что детей с анемическим состоянием больше в первом регионе (на 7,5%). Там же несколько больше детей с более легким снижением уровня гемоглобина, хотя тяжелые проявления встречаются одинаково часто. В контрольной группе детей с содержанием сывороточного железа (СЖ) от 14,0 до 20,0 мкмоль/л — 44,3%,

примерно столько же их в хромперерабатывающем регионе, а среди жителей двух других регионов таких детей почти в 2 раза меньше. Детей с содержанием СЖ в пределах 13,9—9 мкмоль/л больше в Приаралье по сравнению со всеми остальными регионами. Эта разница более выражена по сравнению с регионом, где нет промышленных предприятий (контрольный регион; p < 0,01), и регионом хромперерабатывающих предприятий (p < 0,01). С нефтегазоносным регионом разница недостоверна (p < 0,05). Детей с показателями СЖ в пределах 8,9—6 мкмоль/л несколько больше в контрольном регионе. Однако эта разница недостоверна. При этом в нефтегазоносном и Приаральском регионах больше детей, имеющих уровень СЖ в пределах

5,9 мкмоль/л и ниже. В контрольной группе подобных детей достоверно меньше. Число детей контрольной группы с содержанием сывороточного ферритина (СФ) выше 40 нг/мл составляет 37,8%, что достоверно выше по сравнению с жителямими Приаралья и региона хромперерабатывающих предприятий. Разница с детьми нефтегазоносного региона заметна слабо. Число детей с содержанием СФ в пределах 39,9—30 нг/мл в контрольном и хромперерабатывающем регионах особо не развивается, а в нефтегазоносном регионе и Приаралье

58

количество детей с СФ в пределах. 39,9—30 нг/мл заметно меньше по сравнению с предыдущими двумя регионами. При этом четко выявляется увеличение числа детей с более низкими содержанием СФ в крови. Так, в Приаралье число детей, имеющих СФ 19,9 нг/мл и ниже, в 3,5 раза больше по сравнению с контрольной группой.

Результаты наших исследований показывают, что пищевой статус детей по показателям физического развития, уровню гемоглобина, СЖ и СФ в различных экологических регионах имеет свои особенности. Неблагополучное воздействие на формирование пищевого статуса детей более выражено в нефтегазоносном регионе и Приаралье.

Литер атур а

1. Айджанов К., Кожахметова A. H., Килыбаева Б. А. // Здоровье и болезнь. — 2007. — № 8 (64). — С. 59—63.

2. Васильев А. В., Хрущева Ю. В. // Клин. диетол. — 2004. — №

1. — С. 4—13.

3. СмолянскийБ. Л., Лифляндский В. Г., Диетология: Новейший справочник врачей. — СПб.: Сова; М.: Эксмо, 2003.

4. Тутельян В. А. // Материалы IX Всероссийского съезда гигиенистов и санитарных врачей. — М., 2001. — С. 703—708.

5. ХуратоваБ. Г. и др. // Материалы конгресса "Здоровое питание населения России". — М., 2003. — С. 544—555.

6. Шарманов Т. Ш. // Доклад на Международной конф. ЮНДП, ЮНИСЕФ, ВОЗ. — Алматы, 27—28 марта — 1996 г.—С. 3—17.

Поступила 21.11.11

© КОЛЛЕКТИВ АВТОРОВ, 2012 УДК 613.84-053.5:616.2-092:612.017.1

О. В. Никитина, И. Н. Чайникова, М. А. Скачкова, С. В. Барсукова

ОСОБЕННОСТИ СИСТЕМНОГО И МЕСТНОГО ИММУНИТЕТА ДЫХАТЕЛЬНЫХ ПУТЕЙ ПРИ ТАБАКОКУРЕНИИ У ЗДОРОВЫХ ПОДРОСТКОВ

ГБОУ ВПО Оренбургская государственная медицинская академия Минздравсоцразвития РФ

Работа посвящена исследованию показателей системного и местного иммунитета дыхательных путей при табакокурении у здоровых подростков. Цель работы — характеристика показателей системного и местного иммунитета дыхательных путей при курении у здоровых подростков. Исследование местного иммунитета проводилось в индуцированной мокроте с использованием 0,1%раствора дитиотреитола. В исследовании использовались тесты оценки иммунного статуса I и IIуровней. Активное курение у здоровых подростков индуцирует местные и общие иммунологические признаки воспаления: в мокроте увеличивается содержание ИЛ-1а и клеток с активационными маркерами (CD45 и HLA-DR); в периферической крови повышаются уровни ИЛ-6, ИЛ-8, ФНОа, CD19+- клеток, IgE и ИЛ-4 в сочетании со снижением количества CD3+-, CD4+-, CD8+-лимфоцитов и депрессией фагоцитарной активности нейтрофилов.

Ключевые слова: иммунитет, курение, подростки

O. VNikitina, I. N. Chainikova,M. A. Skachkova, S. VBarsukova. — FEATURES OF IMMUNITY IN TOBACCO SMOKING AMONG ADOLESCENTS

The State Education Institution of Higher professional education "The Orenburg State Medical Academy of Federal Agency in Public Health and Social Development"

The work is devoted to the study of indicators of systemic and local immunity in the respiratory tract in healthy adolescent tobacco use/ The aim of the work is to characterize indices of general and local immunity of the respiratory tract during smoking in healthy adolescents. The study of local immunity was performed in induced sputum with the use of 0.1% solution of dithiothreitol. The study used tests assessing immune status I and II level. Active smoking in healthy adolescents induces a local and general immunological signs of inflammation: in sputum - elevation ofIL-1a level and number of cells with activation markers (SD45 and HLA-DR); in the peripheral blood - the rise of levels of IL-6, IL-8, TNF, CD19 + - cells, IgE and IL-4 in combination with a reduction in the number of CCD3+-, CD4+-, CD8+-lymphocytes and depression of the phagocytic activity of neutrophils.

Key words: immunity, smoking, adolescents

Введение

Широкое распространение табакокурения является одной из основных причин возникновения и прогрессирования болезней органов дыхания [3,4]. Наиболее чувствительными к токсическому и аллергизирующе-му воздействию табачного дыма являются дети и под-

Никитина О. В. — заочный асп. каф. госпитальной педиатрии (andreyavdrey33@yandex.ru); Чайникова И. Н. — д-р мед. наук, проф. каф. микробиологии, вирусологии, иммунологии (probllab. orenburg@mail.ru); Скачкова М. А. — зав. каф. госпитальной педиатрии, д-р мед. наук, проф.; Барсукова С. В. — студ. IV курса педиатрического фак.

ростки. Негативное влияние табакокурения обусловлено действием компонентов табачного дыма на организм курящего [5]. Одной из систем организма, чувствительной к воздействию неблагоприятных факторов окружающей среды, является иммунная система [1]. Под воздействием факторов внешней среды, включая токсические компоненты табачного дыма, в организме человека возникают изменения, которые на начальном этапе не сопровождаются клиническими проявлениями, но обнаруживаются при иммунологическом обследовании задолго до появления симптомов заболевания. Особенности местного и системного иммунитета при табакокурении исследованы преимущественно среди взрослой популяции [2].

59

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.