Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ПИЩЕВОГО ПОВЕДЕНИЯ У СТУДЕНТОВ-СПОРТСМЕНОВ С РАЗЛИЧНЫМ УРОВНЕМ РАЗВИТИЯ ВОЛИ'

ОСОБЕННОСТИ ПИЩЕВОГО ПОВЕДЕНИЯ У СТУДЕНТОВ-СПОРТСМЕНОВ С РАЗЛИЧНЫМ УРОВНЕМ РАЗВИТИЯ ВОЛИ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
313
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОЛЯ / ОГРАНИЧИТЕЛЬНОЕ ПИЩЕВОЕ ПОВЕДЕНИЕ / ПИЩЕВОЕ ПОВЕДЕНИЕ / ЭКСТЕРНАЛЬНОЕ ПИЩЕВОЕ ПОВЕДЕНИЕ / ЭМОЦИОГЕННОЕ ПИЩЕВОЕ ПОВЕДЕНИЕ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Петрова Е. А., Козырева В. В.

Цель исследования - определить специфику пищевого поведения студентов-спортсменов с различным уровнем развития воли. Методика и организация исследования. В педагогическом эксперименте приняли участие 60 студентов-спортсменов в возрасте от 20 до 23 лет. Для сбора эмпирического материала применялись: блок методик диагностики силы воли (тест на определение силы воли Р.С. Немова; тест самооценки силы воли Н.Н. Обозова) и блок методик диагностики пищевого поведения (анкета «Пищевое поведение» И.А. Савенкова (АПП); опросник пищевого поведения (ОПП); Голландский опросник пищевого поведения (ГОПП); тест отношения к приему пищи (ОКПП). Результаты исследования и выводы. В ходе исследования установлено, что для студентов-спортсменов с более высоким показателем развития воли характерно гармоничное пищевое поведение, сопровождающееся способностью владения собой, своими действиями и внешним проявлением эмоций, умение контролировать свое пищевое поведение в социальной среде, и даже в самых сильных стрессовых ситуациях. Для студентов-спортсменов с более низким показателем развития воли характерно наличие нарушений в пищевом поведении, сопровождающееся повышенной реакцией на внешние стимулы (экстернальное пищевое поведение), перееданием с целью избавления от негативных эмоций (эмоциогенное пищевое поведение), а также избыточным пищевым самоограничением и бессистемными строгими диетами (ограничительное пищевое поведение).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF EATING BEHAVIOR OF STUDENTS-ATHLETES WITH DIFFERENT LEVELS OF WILL DEVELOPMENT

Objective of the study was to determine the specifics of the eating behavior of student-athletes with different levels of will development. Methods and structure of the study. 60 student-athletes aged 20 to 23 took part in the pedagogical experiment. To collect empirical material, we used: a block of methods for diagnosing willpower (test for determining willpower by R.S. Nemov; self-assessment test of willpower by N.N. Obozova) and a block of methods for diagnosing eating behavior (questionnaire "Eating behavior" by I.A. Savenkov; Eating Behavior Inventory; Dutch Eating Behavior Inventory; Eating Attitude Test. Results and conclusions. The study found that student-athletes with a higher indicator of will development are characterized by harmonious eating behavior, accompanied by the ability to control themselves, their actions and the external manifestation of emotions, the ability to control their eating behavior in a social environment, and even in the most severe stressful situations. Student-athletes with a lower indicator of will development are characterized by the presence of disorders in eating behavior, accompanied by an increased reaction to external stimuli (external eating behavior), overeating in order to get rid of negative emotions (emotional eating behavior), as well as excessive food self-restriction and unsystematic strict diets (restrictive eating behavior).

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ПИЩЕВОГО ПОВЕДЕНИЯ У СТУДЕНТОВ-СПОРТСМЕНОВ С РАЗЛИЧНЫМ УРОВНЕМ РАЗВИТИЯ ВОЛИ»

ОСОБЕННОСТИ ПИЩЕВОГО ПОВЕДЕНИЯ У СТУДЕНТОВ-СПОРТСМЕНОВ С РАЗЛИЧНЫМ УРОВНЕМ РАЗВИТИЯ ВОЛИ

УДК/UDC 159.947.3

Поступила в редакцию 12.08.2020 г.

Доктор психологических наук, профессор Е.А. Петрова1 Кандидат психологических наук В.В. Козырева1

Фоссийский государственный социальный университет, Москва

FEATURES OF EATiNG BEHAVIOR OF STUDENTS-ATHLETES WiTH DIFFERENT LEVELS OF WILL DEVELOPMENT

Dr. Psych., Professor E.A. Petrova1 PhD V.V. Kozyreva1

1 Russian State Social University, Moscow

Информация для связи с автором: [email protected]

Аннотация

Цель исследования - определить специфику пищевого поведения студентов-спортсменов с различным уровнем развития воли. Методика и организация исследования. В педагогическом эксперименте приняли участие 60 студентов-спортсменов в возрасте от 20 до 23 лет. Для сбора эмпирического материала применялись: блок методик диагностики силы воли (тест на определение силы воли Р.С. Немова; тест самооценки силы воли Н.Н. Обозова) и блок методик диагностики пищевого поведения (анкета «Пищевое поведение» И.А. Савенкова (АПП); опросник пищевого поведения (ОПП); Голландский опросник пищевого поведения (ГОПП); тест отношения к приему пищи (ОКПП).

Результаты исследования и выводы. В ходе исследования установлено, что для студентов-спортсменов с более высоким показателем развития воли характерно гармоничное пищевое поведение, сопровождающееся способностью владения собой, своими действиями и внешним проявлением эмоций, умение контролировать свое пищевое поведение в социальной среде, и даже в самых сильных стрессовых ситуациях. Для студентов-спортсменов с более низким показателем развития воли характерно наличие нарушений в пищевом поведении, сопровождающееся повышенной реакцией на внешние стимулы (экстернальное пищевое поведение), перееданием с целью избавления от негативных эмоций (эмоциогенное пищевое поведение), а также избыточным пищевым самоограничением и бессистемными строгими диетами (ограничительное пищевое поведение).

Ключевые слова: воля, ограничительное пищевое поведение, пищевое поведение, экстернальное пищевое поведение, эмоциогенное пищевое поведение.

Abstract

Objective of the study was to determine the specifics of the eating behavior of student-athletes with different levels of will development. Methods and structure of the study. 60 student-athletes aged 20 to 23 took part in the pedagogical experiment. To collect empirical material, we used: a block of methods for diagnosing willpower (test for determining willpower by R.S. Nemov; self-assessment test of willpower by N.N. Obozova) and a block of methods for diagnosing eating behavior (questionnaire "Eating behavior" by I.A. Savenkov; Eating Behavior Inventory; Dutch Eating Behavior Inventory; Eating Attitude Test. Results and conclusions. The study found that student-athletes with a higher indicator of will development are characterized by harmonious eating behavior, accompanied by the ability to control themselves, their actions and the external manifestation of emotions, the ability to control their eating behavior in a social environment, and even in the most severe stressful situations. Student-athletes with a lower indicator of will development are characterized by the presence of disorders in eating behavior, accompanied by an increased reaction to external stimuli (external eating behavior), overeating in order to get rid of negative emotions (emotional eating behavior), as well as excessive food self-restriction and unsystematic strict diets (restrictive eating behavior).

Keywords: will, restrictive eating behavior, eating behavior, external eating behavior, emotional eating behavior.

Введение. Пищевое поведение индивидуально для каждого человека и социально обусловлено (потому что не всегда человек ест, когда хочется, иногда и за компанию). Пищевое поведение связано не только с приемом пищи, но и с отношением к еде [1, 2].

Сила воли занимает огромную роль в пищевом поведении, влияя на пищевые привычки. Пищевые привычки личности и их трансформация, самообладание перед пищей напрямую зависят от волевых усилий [4].

Цель исследования - определить взаимосвязь особенностей пищевого поведения и уровня развития воли студентов-спортсменов.

Методика и организация исследования. В эксперименте приняли участие 60 студентов-спортсменов в возрасте от 20 до 23 лет. Для сбора эмпирического материала применялись: блок методик диагностики силы воли (тест на определение силы воли Р С. Немова; тест самооценки силы воли Н. Н. Обо-зова) и блок методик диагностики пищевого поведения (анкета «Пищевое поведение» И. А. Савенкова (АПП); опросник пищевого поведения (ОПП); Голландский опросник пищевого поведения (ГОПП); тест отношения к приему пищи (ОКПП).

Результаты исследования и их обсуждение. Результаты взаимосвязей показателей пищевого поведения и силы воли представлены в таблице.

№4 • 2022 Апрель | April

http://www.teoriya.ru

Взаимосвязь характеристик пищевого поведения и показателей силы воли у студентов-спортсменов

□ и

£ г. CL

ч—

о

0J и

IS CL ' -о с

га

^

о

(U .с Н

Аббревиатуры методик диагностики пищевого поведения и шкалы соответствующих методик Методика «Самооценка силы воли» Методика «Определения силы воли»

Переедание - 0,028* 0,259

Синдром ночной еды 0,332 -0,035*

Очистительное поведение 0,583 0,588

Ожирение - 0,028* -0,007**

АПП Эмоциогенное поведение 0,233 0,171

Озабоченность проблемами питания и похудения 0,059 0,043*

Семейность пищевого поведения 0,249 0,166

Внешнее обусловленное потребление пищи 0,318 -0,007**

ОПП Ограничение в пище 0,448 0,491

Эмоциональное поведение 0,212 -0,026*

Эмоциональное пищевое поведение -0,016* -0,14

ГОПП Экстернальное пищевое поведение -0,029* -0,044*

Ограничительное пищевое поведение 0,279 0,016*

Шкала диеты 0,496 0,093

ОКПП Шкала булимии и пищевой озабоченности 0,274 0,207

Шкала орального контроля 0,062 0,15

* - p<0,05; **- p<0,01.

Примечание: АПП - анкета «Пищевое поведение» И.А. Савенкова;

ОПП - опросник пищевого поведения; ГОПП - голландский опросник

пищевого поведения; ОКПП - тест отношения к приему пищи.

Полученные результаты свидетельствуют о том, что:

• существует обратная взаимосвязь между эмоциональным пищевым поведением и уровнем силы воли. То есть для людей с низким уровнем воли характерно перерабатывать эмоции, прибегая к помощи еды, «заедать стресс», желание поесть у них часто возникает в ответ на негативные эмоциональные состояния, депрессию, стресс, различные переживания, страх;

• экстернальное пищевое поведение обратно коррелирует с силой воли. Волевые спортсмены действуют согласно индивидуальным особенностям и не подвержены влиянию внешней среды на пищевое поведение - они в меньшей степени склонны к перееданию в социальных ситуациях или тогда, когда еда находится в доступе. Спортсмены с более низкими показателями воли более безотказны в пищевом поведении. Для них сложно удержаться при виде еды, в компании они съедают больше, чем в одиночестве, часто для них характерны пищевые срывы, резкие колебания веса, желание поесть стимулирует не голод, а внешние факторы (вид еды, ее запах, люди, принимающие пищу);

• ограничительное пищевое поведение взаимосвязано с силой воли. Склонность к ограничению в пище, следование новым диетам больше характерно для спортсменов с высокими показателями силы воли;

• обнаружена обратная взаимосвязь переедания и уровня воли, это значит, что люди с более низким уровнем воли

больше подвержены бесконтрольному приему пищи под влиянием эмоций и внешних обстоятельств;

• существует обратная взаимосвязь ночного переедания и силы воли;

• доказана обратная взаимосвязь ожирения и силы воли. Люди с меньшим уровнем волевого контроля реже контролируют поступление пищи в организм (что приводит к отложению веса) и меньше расходуют энергию;

• озабоченность проблемами питания в целом и похудением в частности больше характерна для людей с высоким уровнем воли.

Пищевое поведение человека представляет сложный биологический физиологический и психологический процесс [3]. Питание в современных исследованиях часто рассматривается как один из способов поддержания физического здоровья.

Выводы. Воля и пищевое поведение взаимосвязаны. В пищевом поведении сила воли проявляется в решительности, выдержке и самообладании. Таким образом, гармоничное пищевое поведение больше свойственно спортсменам с высоким показателем силы воли. Для студентов-спортсменов с более высоким показателем развития воли характерно гармоничное пищевое поведение, сопровождающееся способностью контролировать себя, свои действия и внешние проявления эмоций, умение контролировать свое пищевое поведение в социальной среде и даже в самых сильных стрессовых ситуациях. Для студентов-спортсменов с более низким показателем развития воли характерно наличие нарушений в пищевом поведении по одному из трех типов: зависимое от внешних стимулов (экстернальное), призванное целью избавиться от негативных эмоций (эмоциогенное) или характеризуемое пищевым самоограничением и строгими бесконтрольными диетами (ограничительное).

Литература

1. Аристова Ю.В. Факторы формирования пищевых предпочтений в современном обществе / Ю.В. Аристова, Е.А. Петрова, А.А. Фомин и др. // Имидж деловой женщины в эпоху цифровых трансформаций: матер. IV международного женского конгресса. - М., 2017. - С. 73-80.

2. Бабич Е.Г. Проблема нарушения пищевого поведения в современном обществе / Е.Г. Бабич // Личность как объект психологического и педагогического воздействия: сборник трудов научной конференции. - Уфа: Аэтерна, 2017. - С. 25-28.

3. Завалишина С.Ю. Физиологически оправданный вариант формирования здорового образа жизни молодежи средствами физического воспитания / С.Ю. Завалишина // Теория и практика физ. культуры. - 2020. - № 7. - С. 15.

4. Кривова Е.С. История становления понятия «нарушение пищевого поведения» / Е.С. Кривова // История российской психологии в лицах. - 2017. - № 6. - С. 125-130.

References

1. Aristova Yu.V., Petrova E.A., Fomin A.A. et al. Faktory formirovaniya pishchevyh predpochtenij v sovremennom obshchestve [Factors in the formation of food preferences in modern society]. Imidzh delovoj zhenshchiny v epohu cifrovyh transformacij [The image of a business woman in the era of digital transformations]. Proceeding International Women's Congress. Moscow, 2017. pp. 73-80.

2. Babich E.G. Problema narusheniya pishchevogo povedeniya v sovremennom obshchestve [The problem of violations of eating behavior in modern society]. Lichnost kak obekt psihologicheskogo i peda-gogicheskogo vozdejstviya [Personality as an object of psychological and pedagogical influence]. Proceedings scientific conference. Ufa: Aeterna publ., 2017. pp. 25-28.

3. Zavalishina S.Yu. Fiziologicheski opravdannyj variant formirovaniya zdorovogo obraza zhizni molodezhi sredstvami fizicheskogo vospi-taniya [Physiologically justified variant of the formation of a healthy lifestyle of youth by means of physical education]. Teoriya i praktika fiz. kultury. 2020. No. 7. p. 15.

4. Krivova E.S. Istoriya stanovleniya ponyatiya «narushenie pishchevogo povedeniya» [The history of the formation of the concept of "eating disorder"]. Istoriya rossijskoj psihologii v licah. 2017. No. 6. pp. 125-130.

78

http://www.teoriya.ru

№4^ 2022 Апрель | April

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.