УДК 725.1:61(571.14)
ОСОБЕННОСТИ ПЕШЕХОДНОЙ ДОСТУПНОСТИ УЧРЕЖДЕНИЙ МЕДИЦИНСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ ГОРОДА НОВОСИБИРСКА
Ганжа С.Д., кандидат архитектуры, доцент Захаренок В.А., магистрант
Новосибирский государственный университет архитектуры, дизайна и искусств
Аннотация.В статье рассматривается проблема пешеходной доступности учреждений медицинского обслуживания для жителей Новосибирска. Актуальность обусловлена рассмотрением поликлинического звена как системы социальной структуры города. Также проанализирована оптимизация пешеходной доступности как составляющее звено целостной системы. Выявлена взаимосвязь поликлинических учреждений с внешней средой. Определены основные свойства внешней среды, влияющие на организационную структуру поликлиники. Указан принцип территориального разделения. Приведен обзор количественного соотношения медицинских учреждений Новосибирска, осуществленрасчет плотности населения, представлены расчетные показатели допустимой пешеходной доступности к поликлиникам как к объектам социальной инфраструктуры. Проанализировано территориальное расположение учреждений частных форм собственности и государственных организаций здравоохранения.
Ключевые слова:поликлиническое звено, организационная структура здравоохранения, поликлиника в социальной структуре города, пешеходная доступность,принцип территориальной доступности.
С ростом численности населения в современных мегаполисах на первый план выходит проблема качественного обеспечения граждан медицинскими услугами. Важными звеньями этой проблемы являются высокий рост количества медицинских учреждений и сложившаяся схема территориальной доступности для граждан объектов здравоохранения, которая не соответствует нормированию. Эти звенья определяют актуальность темы. В связи с этим целью статьи является рассмотрение поликлинического звена как системы социальной инфраструктуры города, а также возможности оптимизации пешеходной доступности как целостной системы.
Поликлиника является частью организационной структуры и системы здравоохранения в целом. Она работает с внутренними связями и внешней средой. При этом внешняя среда воздействует на поликлинику, а поликлиника, соответственно, на внешнюю среду. Так как внешняя среда может сказываться
не только положительно, но и отрицательно на работе поликлиники, последней необходимо менять свойства внешней среды:
- политические и правовые;
- экономические;
- экологические;
- социальные;
- технологические.
Если рассматривать природные и антропогенные (искусственно созданные человеком) системы, можно понять, что поликлиника является искусственно созданной системой. Выясним, какой же системой является поликлиника в социальной структуре города:
- по уровню сложности: сложная, обладаетподсистемами, сама считается подсистемой иной,наиболее широкой системы, имеет многоуровневую структуру, а также свои цели, которые не выходят за ее пределы, цели поликлиники подчинены сложной общей цели;
- по целевому назначению:социальная;
- по характеру функций:многофункциональная. Такая система выполняет несколько или много функций одновременно;
- по взаимодействию с окружающей средой:открытая;
- по степени динамичности:развивающаяся;
- по назначению: обслуживающая;
- по признаку управляемости: управляемая, такие организации регулируются административными положениями, законами;
- по виду структур: иерархическая [3].
В соответствии со статьей 41 Конституции РФ, статьями 12-14 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан, в Российской Федерации выделяют государственную, муниципальную и частную системы здравоохранения (рис. 1) [5].
Рис. 1. Схемасистемы здравоохранения (фрагмент)
Таблица 1
Статистика многофункциональных медицинских учреждений города Новосибирска
Тип МПМЦ Количество МПМЦ Доля %
Муниципальные 63 23
Государственные предоставляющие коммерческие услуги 22 8
Коммерческие (негосударственное) 190 69
В табл. 1 представлены статистические данные количественного соотношения медицинских учреждений города Новосибирска [8]. Видно, что коммерческие многофункциональные клиники в большинстве, а именно в процентном соотношении 31:69, что дает нам общую картину понимания количественного отношения государственных организаций к организациям частных форм собственности. С течением времени появилась потребность в разделении медицинских учреждений на многопрофильные и монопрофильные.
Поликлиники в России распределены согласно территориальному признаку и являются базовым уровнем медицинского обслуживания населения, а терапевтическая помощь считается более широким вариантом врачебной помощи. Территориальный терапевтический участок складывается из расчета 1700 взрослого населения, а на комплексном участке - 2000 и более человек взрослого и детского населения на одну должность участкового врача-терапевта и докторов иных специальностей: педиатров, хирургов, отоларингологов, гинекологов и др. Однако данный принцип полностью не распространяется на частную медицинскую практику, так как организации здравоохранения частных форм собственности имеют несколько иную структуру, что, в свою очередь, позволяет пациенту обращаться в то ЛПУ, которое он посчитает наиболее благоприятным для себя [4].
В современных социально-экономических условиях одним из важнейших принципов организации амбулаторной первичной медико-санитарной помощи является принцип территориальной доступности или, другими словами, максимальной приближенности территориальных поликлиник непосредственно к месту проживания обслуживаемого населения. Поэтому при планировании и реформировании первичного звена городского здравоохранения необходимо учитывать не только численность населения того или иного муниципального района, но и плотность населения [6].
Почему затронута тема именно пешеходной доступности в данной статье? Мы можем это разобрать на конкретном случае.
Давайте рассмотрим пример поведенческой реакции пациента в фактических обстоятельствах: данный пациент получил травму - перелом руки.
В связи с этим возникла необходимость в оперативном вмешательствеи потребность в получении высококвалифицированной медицинской помощи, осуществление которых стало возможным при обращении в организацию здравоохранения частной формы собственности, а именно в клинику «Авиценна» (на примере города Новосибирска). После первичного обращения требовалосьповторное посещение врача для дальнейшего обследования, которое указало бы, какие действия необходимы для восстановления первичных функций руки. Следующим действием пациента было обращение в государственную поликлинику № 20. В данной поликлинике пациент был направлен в филиал. Больной, находящийся в послеоперационном состоянии, был вынужден направиться из первичного пункта еще по одному адресу. Все это приводит к затруднительным ситуациям:
- во-первых, пациент с травмой вынужден передвигаться из одного пункта в другой, а иногда и в третий, что очень неудобно, а порой и вовсевлечет за собой ухудшение здоровья. Здесь необходимо упомянуть, что в поликлиники обращаются пациенты с различными заболеваниями, состояние которых значительно усугубляется при излишних или длительных нагрузках. По данным статистики, значительный процент трудоспособного населения страдают артериальной гипертонией-20-30 %, пациенты в возрасте старше 65 лет увеличивают этот процент до 50-65 %. При данном заболевании категорически запрещены чрезмерные физические нагрузки [2].
- во-вторых, приводит к большой трате времени. В связи с тем, что страдает рабочий процесс, работающим людям порою невозможно изыскать длительное время на лечение.
Чтобы понять, в каких местах необходимы поликлиники с удобной пешеходной доступностью, нам требуется выявить фактическую картину территориального расположения медицинских учреждений. И рассчитать плотность населения для города Новосибирска.
В качестве примера рассмотрим типичную для всего города Новосибирска зону центрального ядра и прилегающие к ней планировочные районы.Приведенплан количественного территориального расположения медицинских учреждений города (рис. 2).
Рис. 2. Территориальное расположение медицинских учреждений в зоне центрального ядра и прилегающих к ней планировочных районов (на плане разными цветами отмечены медицинские учреждения г. Новосибирска: розовым - государственные медучреждения;зеленым- коммерческие многофункциональные медучреждения;серым -коммерческие специализированные медучреждения)
Фактическая оценка выполнена на основании [7] и с использованием карты города Новосибирска. Из представленного выше анализа можно составить фактическую оценку территориального расположения медицинских учреждений. С учетом этого был выявлен частичный недостаток мощности медучреждений государственной организации здравоохранения и переизбыток в некоторых частях города организаций частных форм собственности, а также видимое преобладание частных над государственными организациями здравоохранения.
Плотность населения устанавливается из расчета средней численности жителей, приходящейся на один квадратный километр. Взята за основу карта Новосибирска.
Рис. 3.Расчет плотности населения в зоне центрального ядра и прилегающих к ней
планировочных районов
В настоящее время в городе Новосибирске проживает приблизительно 1,6 млн человек. Расчет производится на конкретном участке, показанном на рис. 3. Один участок сетки обозначает! км2. Наглядно видно, что в городе на первый триместр 2019 г. средняя плотность населения на один квадратный километр составляет примерно 3,2 тыс. человек. В соответствии со строительными нормами и правилами (СП 42.13330.2016 Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. Актуализированная редакция СНиП 2.07.01 -89*), радиус обслуживания поликлинических учреждений и их филиалов в городе равняется1000 м [1].
Учитывая, что в настоящее время организаций частной формы собственности много -190, анализ будет производиться по группам, будут проанализированы подробно представители групп медицинских учреждений,множество из которых разделено по признакуспециализации, функции: универсальные и специализированные. Специализированные -монопрофильные и универсальные - многопрофильные. Будут проанализированы организации частной формы собственности в количестве
30 (от общего числа). Также будут учтены государственные организации здравоохранения.
Рис. 4. Территориальное расположение медучреждений, радиус пешеходной доступности ф - организации частной формы собственности;
ф - организации государственной формы собственности, для взрослых;
ф - организации государственной формы собственности, для детей;
О - организации государственной формы собственности,планируемые на 2020 г.
Обратимся к территориальному расположению медучреждений, находящихся в центральной части города Новосибирска (рис. 4) (схема составлена В.А. Захаренок).
Для наглядности разными цветами обозначены государственные учреждения для взрослого населения, детские, частные поликлиники и поликлиники, которые планируют построить до начала 2020 г. Также отмечен радиус пешеходной доступности с шагом10 мин. В срединной зоне наблюдается некая концентрация поликлинических учреждений. По мере удаления от центра к периферии - разобщенность поликлиник, соответственно плотность учреждений уменьшается.
Рис. б.Радиус обслуживания организаций частной формы собственности
ф - радиусы обслуживания организаций частной формы собственности;
ф - радиусы обслуживания организаций государственной формы собственности, для
взрослых;
ф - радиусы обслуживания организаций государственной формы собственности, для детей;
О - радиусы обслуживания организаций государственной формы собственности, планируемые на 2020 г.
Проведен анализ зоны центрального ядра и прилегающих к ней планировочных районов. Рассчитаны и установлены радиусы обслуживания поликлиник с фактическим расположением на данной территории (рис. 5, 6):
1. Центральный планировочный район (зона центрального ядра). Данная зона является основным сосредоточением поликлинического звена -поликлиник для детей, взрослых, здесь преобладают поликлиники частной формы собственности.
2. Северный планировочный район (Ельцовская, Калининско-Мочищенская, Центральная прибрежная зоны). На данной территории находится 7 филиалов, относящихся к государственной поликлинике № 27.
3.Восточный планировочный район (Никитинская зона). Несмотря на то что в данном планировочном районе к 2020 г. планируется расположение двух новых поликлиник, очевидна нехватка мощности медучреждений.
4. Западный планировочный район (Левобережная прибрежная, Троллейная зоны). В этом районе полное отсутствие поликлинического звена. На данной территории находится жилая зона частного сектора. По требованиям расчета территориальный терапевтический комплексный участок должен обслуживать примерно 2000 человек. Исходя из того, что плотность населения на конкретном участке примерно 8 тыс., должно быть не менее 4 терапевтических участков и не менее 2 поликлиник, так как разграничен зат. Яринский. Жители Левобережной прибрежной зоны обслуживаются в поликлинике № 18, находящейся на территории Троллейной зоны.
В заключение необходимо отметить, что, согласно проведенному анализу, поликлиника, являясь частью системы здравоохранения, взаимодействует с инфраструктурой города. На изученных нами планировочных зонах недостаточно эффективное рассредоточение медицинских учреждений. Это обстоятельство влияет на то, что поликлиническое звено перестает находиться в сфере влияния пешеходной доступности. Так, например, многие организации государственной формы собственности находятся в разрозненных филиалах. В непрерывно расширяющемся городе отмечается обширное строительство. В связи с этим появляются новые микрорайоны, в которых имеющихся мощностей организаций здравоохранения становится недостаточно.
Отсюда - при дальнейшем строительстве необходимо учитывать численность и плотность населения, оптимальное рассредоточение медицинских учреждений, особенно в периферийных районах города.
Библиографический список
1. СП 42.13330.2016 Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. Актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89*).
2. Климов А.В., Денисов Е.Н., Иванова О.В. Артериальная гипертензия и еераспространенность среди населения // Молодой ученый. - 2018. -№ 50. - С. 86-90.
3. Системный анализ проблем функционирования поликлиники[Электронный ресурс]. - URL: otherreferats.allbest.ru/medicine/00313644_0.html.
4. ЛавриненкоВ.Н., ПутиловаЛ.М. Исследование социально-экономических и политических Процессов: учебник для бакалавров. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.:Эрайт, 2014. - 251 с. - Серия: Бакалавр. Базовый курс.
5. Организационные основы здравоохранения в Российской Федерации. Организационно-правовыеаспекты функционирования системыздравоохранения российской федерации[Электронный ресурс]. -URL:vmede.org/sait/?page=6&id=Obshesyvennoe_3d_shepin_2011&menu=O bshesyvennoe_3d_shepin_2011.
6. Барановский И.Ю. Территориальная организация сферымедицинского обслуживания населения Смоленской области: автореф. дис. ... канд. геогр. наук. - М., 2010 [Электронный ресурс]. - URL: textarchive.ru/c-1137288.html.
7. Поликлиники Новосибирска [Электронный ресурс]. - URL: prodoctorov.ru/novosibirsk/top/poliklinika/.
8. Официальный сайт городаНовосибирска. Новосибирск в цифрах [Электронный ресурс]. - URL:novo-sibirsk.ru/about/numbers/.
FEATURES OF PEDESTRIAN AVAILABILITY OF CITIZENS OF NOVOSIBIRSK, BEFORE THE MEDICAL SERVICE ESTABLISHMENTS
GanzhaS.D, Candidate of Architecture, Associate Professor Zakharenok V.A., MA Student
NovosibirskStateUniversity of Architecture, Design and Arts
Annotation. The article deals with the problem of pedestrian accessibility to the medical facilities of the citizens of Novosibirsk. The relevance is due to the consideration of polyclinic level, as a system of the social structure of the city. Also analyzed the optimization of pedestrian accessibility, as part of an integral system. The interrelation of polyclinic institutions with the external environment is revealed. The basic properties of the external environment that affect the organizational structure of the clinic are determined. The principle of territorial division is indicated. An overview of the quantitative ratio of medical institutions in the city of Novosibirsk is given, the population density is calculated, the calculated indicators of permissible pedestrian accessibility to polyclinics are presented, as well as social infrastructure facilities. Analyzed the territorial location of institutions of private ownership and public health organizations.
Keywords: polyclinic link, organizational structure of health care, polyclinic in the social structure of the city, pedestrian accessibility, the principle of territorial accessibility.