Научная статья на тему 'Особенности периодизации жизни человека в некоторых странах мира'

Особенности периодизации жизни человека в некоторых странах мира Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
952
106
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РАЗВИТИЕ / DEVELOPMENT / ВОЗРАСТ / AGE / ПЕРИОДИЗАЦИЯ / PERIODIZATION / ВОЗРАСТНОЙ ЭТАП / AGE STAGE

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Подгорбунская Елизавета Валерьевна

В статье проанализированы главные отличия и особенности периодизации развития человека в разных странах мира. Охарактеризованы главные признаки, критерии перехода от одного возрастного периода к другому. Показано различие в отношении к основным возрастным этапам жизни человека в разных странах мира.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PECULIARITIES OF THE PERIODIZATION OF THE LIFE OF MAN IN SOME COUNTRIES OF THE WORLD

The article analyzes the main differences and features of the periodization of human development in different countries of the world. Characterized by the main signs, the criteria for the transition from one age period to another. The difference in attitude towards the main age stages of human life in different countries of the world is shown.

Текст научной работы на тему «Особенности периодизации жизни человека в некоторых странах мира»

УДК 159.9

Подгорбунская Елизавета Валерьевна,

студентка АСА ДГТУ, г. Ростов-на-Дону e-mail: elizabet22p@mail.ru

ОСОБЕННОСТИ ПЕРИОДИЗАЦИИ ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА В НЕКОТОРЫХ СТРАНАХ МИРА

Аннотация: В статье проанализированы главные отличия и особенности периодизации развития человека в разных странах мира. Охарактеризованы главные признаки, критерии перехода от одного возрастного периода к другому. Показано различие в отношении к основным возрастным этапам жизни человека в разных странах мира. Ключевые слова: развитие, возраст, периодизация, возрастной этап.

Podgorbunskaya Elizaveta Valeryevna,

student of the Academy of Construction and Architecture of DSTU, Rostov-on-don

e-mail: elizabet22p@mail.ru

PECULIARITIES OF THE PERIODIZATION OF THE LIFE OF MAN IN SOME COUNTRIES OF THE WORLD

Abstract: The article analyzes the main differences and features of the periodization of human development in different countries of the world. Characterized by the main signs, the criteria for the transition from one age period to another. The difference in attitude towards the main age stages of human life in different countries of the world is shown. Keywords: development, age, periodization, age stage.

Периодизация человеческой жизни охватывает обширный промежуток времени от нахождения в утробе матери до его смерти. Сейчас существует множество вариантов систематизации возрастных периодов жизни человека, их особенностей и продолжительности, они изменяются в зависимости от эпохи, в которой мы живем, от культурного и социального развития общества. С древних времен, ученые из разных стран по-разному представляли себе периоды человеческой жизни, моменты перехода от

одной ступени развития, к другой. Например, ученые из Китая предложили разделить жизнь человека на 7 фаз. Самым лучшим возрастом они назвали возраст около 65 лет. В этом периоде максимально развивалась человеческая мудрость

Пифагор, ученый из Древней Греции провел связь между этапами жизни человека и временами года. Каждому этапу он присвоил продолжительность в 20 лет. Гиппократ выделил 10 жизненных фаз, продолжительностью в 7 лет. Согласно трудам Федосеенкова А.В., Борцова Ю.С., Веселой Т.В. и ряда других ученых[1], возрастная периодизация - обозначение продолжительности возрастных этапов в жизни человека. Переход от одного возрастного периода к другому, как правило, влечет за собой возникновение кризисов, то есть переломных моментов в жизни. Кризисы - сложнейшие моменты в жизни человека, вызывающие негативные эмоции как у самого человека, преодолевающего переход от одного этапа жизни к другому, так и у окружающих его людей. Трудности наступают в связи с изменениями в физиологии и сознании человека.

Рассмотрим периодизацию жизни человека и признаки перехода от одного периода к другому в разных странах мира. 1.Индонезия.

Как и во многих других странах, в Индонезии, основными периодами жизни человека являются детство, зрелость и старость. Также часто выделяется период младенчества, характеризующийся ярко выраженной близостью между матерью и ребенком. Он заканчивается обрядом, называемым "ступание на землю", ознаменовывающим начало детства. Согласно исследованиям Кона И. С. [3], детство индонезийцы разделяют на две части: до преподавания ребенку норм и правил поведения и после. Обычно граница между этими стадиями приходится на возраст в пять -шесть лет. Затем, в 12-14 лет, происходит переход от стадии детства к

стадии юности. Для девочек нет жестких правил перехода между этими стадиями, в некоторых районах девочкам осуществляют неглубокий символический разрез и отпаивают снадобьями, после этого они становятся "девушками". Для мальчиков же устраивается особый обряд -сунат (обрезание). Одновременно обряд проходят несколько детей в возрасте от 9 до 16 лет. Созывается множество гостей, которые подбадривают мальчиков, дарят подарки, ободряют их. После проведения суната мальчик имеет право назваться мусульманином и может присоединиться к компании старших ребят, поэтому многие дети часто спешат провести обряд, желая скорее стать взрослыми. В Индонезии ярко выражено уважение к старикам. Старших не просто чтят и уважают - им поклоняются. Они решают самые важные вопросы, и перечить им никто не смеет. Индонезия - одна из немногих стран, в которых возраст входа на пенсию мужчин и женщин одинаков и довольно низок - 58 лет. Многие индонезийцы продолжают работать в пенсионном возрасте ввиду низких пенсионных выплат, но при этом, согласно статистике, уровень депрессии у ли пожилого возраста в этой стране достаточно низок, по сравнению с другими странами, например, по сравнению с Южной Кореей и Японией. 2.Африка

Африканские дети проводят первые год жизни на руках у матери, в это время очень сильна связь между ними. Мать долго не отрывает от себя ребенка, оберегает его и вскармливает молоком из-за нехватки продуктов питания. Страны Африки отличаются особой жесткостью в проведении обрядов посвящения мальчиков в юноши, а затем во взрослые. Чтобы иметь право считаться взрослым, им нужно выдержать ряд суровых испытаний, пройти обучение охоте, как правило - в лесу. Также мальчики должны стойко переносить боль. Будущим мужчинам делают глубокие надрезы, втирая в них травы и пепел убитых животных, избивают дубиной, заставляют лежать на прикрытом травой костре. И, конечно же, мальчики

должны выдержать это достойно, не проронив ни звука, иначе на него падет позор, за такого мужчину не выйдет замуж ни одна девушка. Впоследствии, когда мальчик станет мужчиной, количество и глубина его шрамов будет служить основанием для уважения к нему. Для девушек не существует жестоких обрядов инициаций, их всю жизнь готовят быть кроткими и послушными, готовя к замужеству. В африканских странах детям приходится быстро взрослеть. Средний возраст вступления в брак, например, в Нигере - 15,5 лет, в Уганде - 17,9 лет, в Сьерра-Леоне - 17 лет. К молодежи здесь относятся не очень уважительно, больше ценятся пожилые люди, их опыт. Так как уровень образования в Африке критически низок, то практически единственным источником знаний здесь являются старики, поэтому жизнь пожилого человека ценится гораздо больше, чем жизнь молодого или ребенка. Старость здесь начинается в 60 лет, когда человек освобождается от любых работ по дому и переезжает в дом своего старшего ребенка, как правило, к дочери. 3. Япония

Согласно исследованиям Гаджиевой Е.А. [2], в Японии детство ребенка условно разделено на периоды:

1)С рождения до пяти лет — «царь». Это период вседозволенности, когда родители не смеют сказать ребенку "нет"

2)От пяти до десяти — «раб». Здесь на ребенка сваливают всю работу по дому, приучают к дисциплине и послушанию.

3)От десяти до пятнадцати — «друг». Когда ребенку привили манер, сформировали у него понятие о добре, честности, сострадании, к ребенку начинают относиться как к равному.

Японских детей с раннего детства учат вести себя в обществе, им прививают стремление быть одобренными, стремление быть приобщёнными к обществу. Совершеннолетие в Японии наступает в 20 лет. В Японии наступление совершеннолетия всегда было одним из

величайших событий, а с 1948 года стало официальным праздником. На японском языке этот праздник называется "сэйдзин-но хи"- праздник вступления во взрослую жизнь. В этот день молодые люди и девушки надевают костюмы и платья и шумно отмечают свое совершеннолетие. С 20 лет молодым людям официально разрешается пить, курить и участвовать в выборах. Старость для японцев - это время, когда можно наконец-то заниматься тем, то тебе нравится, путешествовать, знакомиться с новыми людьми и пробовать что-то новое. В Японии также, как и в Индонезии пенсионный возраст одинаков для мужчин и для женщин - 65 лет. Японец может выйти на пенсию раньше - в 60 лет, но он потеряет примерно 25% величины пенсии, также он может выйти на пенсию на 5 лет позже - в 70,прибавив тем самым к своей пенсии 25% 3) США

Согласно исследованиям Майданского А.Д., Полухина О.Н. и ряда других ученых[4], детей в США с раннего возраста приучают к взрослой жизни, их рано оставляют на попечение воспитателей и нянь. К детям рано начинают относиться как к равным, предоставляя им свободу действий. Например, в США распространен салон красоты для маленьких девочек, в которых они могут почувствовать себя по-настоящему взрослыми. Также, в Америке проходят детские конкурс красоты. На маленьких красавиц надевают накладные ресницы, яркие костюмы, накладывают тонны грима и сложные причёски, тащат в солярии, лишая их детства с шести лет и раньше. До 14 лет детей считают недееспособными. В 14 лет им предоставляются определенные права, например, право на брак для мальчиков (девочкам это право предоставляется в 12 лет), право самостоятельно выбрать себе опекунов. В 16 лет подростки получают право водить машину, но взрослыми они еще не считаются. В США возраст вступления в совершеннолетие равен 18ти годам, так определили поти все штаты. Исключения составляют некоторые штаты, например,

Алабама - 19 лет, Нью-Йорк - 21 год. Если 18-ти летний молодой человек обучается в школе, его не считают совершеннолетним. Также, выделяется полное совершеннолетие, которое обуславливается возрастом в 21 год. Молодые люди получают право голосовать и служить в полиции. В США нет определенного возраста входа на пенсию. В среднем для мужчин это возраст 67 лет, для женщин — 65 лет. Выйдя на пенсию, люди начинают жить в свое удовольствие, не участвуя в воспитании внуков. Как правило, они переезжают в южные штаты, купив там дом на накопления, сделанные в течение жизни.

Таким образом, можно отметить следующие особенности периодизации в разных странах мира:

1. Не смотря на значительные отличия стран в культурной, светской и религиозной жизни, периодизация человеческой жизни, как правило, всегда делится на стандартные этапы: детство, зрелость, старость.

2. Чем меньше развита страна в плане экономическом и социальном, тем сложнее становится для человека переход от одного этапа жизненного пути к другому.

3. Также бросается в глаза, что во всех рассмотренных странах отношение людей к старости определенно положительное, практически все считают этот этап временем для совершения давно намеченных целей, временем, когда тебя уважают и почитают.

Список литературы

1. Борцов Ю.С., Веселая Т.В., Драч Г.В., Запрудский Ю.Г., Коновалов В.Н., Королев В.К., Коротец И.Д., Лубский А.В., Фомина С.И., Федосеенков А.В., Чичина Е.А., Штомпель Л.А., Штомпель О.М. Человек и общество (культурология): Словарь-справочник. Ростов-на-Дону: Феникс, 1996. - 544 с.

2. Гаджиева Е. А. Страна восходящего солнца : история и культура Японии. Ростов-на-Дону: Феникс, 2006. - 249 с.

3. Кон И. С. Этнография детства. Традиционные формы воспитания детей и подростков у народов Восточной и Юго-Восточной Азии. М.: Наука, 1988. - 191 с.

4. Майданский А.Д., Полухин О.Н., Федосеенков А.В. Деятельностный подход и принцип рефлексивности в науке // Научные ведомости Белгородского государственного университета. - 2015. Т. 33. - № 14. - С. 28-33.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.