Вестник Самарской гуманитарной акалемии. Серия «Психология». 2010. № 1 (7)
ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ
ОСОБЕННОСТИ ОЦЕНКИ ПЕРЕЖИВАНИЯ ВРЕМЕНИ ПОДРОСТКАМИ
© О. А. Кожурова
Кожурова
Оксана Анатольевна
кандидат психологических наук
доцент кафедры психологии управления
Самарская гуманитарная академия
В статье рассматриваются современные взгля&ы на феноменологию психолотическото времени, показано влияние возраста на точность восприятия времени, а также описываются результаты прове&енного эмпирического иссле&ования, которое позволило выявить различия в оценке своего личного прошлого, настоящего и бу&ушего по&ростками четырна&цати и семна&цати лет.
Ключевые слова: психологическое время, временная перспектива, восприятие времени, факторы восприятия времени.
В настоящее время в связи с изменением социально-экономической и политической ситуации в нашей стране наблюдается значительная переоценка ценностей человеком, следствием чего для многих является «размытый» образ будущего, неясность жизненной перспективы, «разрыв» временных зон. Наряду с этим та же самая реальность требует от человека развитой социально и лич-ностно необходимой способности к рациональной организации деятельности во времени, что способствует повышению эффективности всякой деятельности, как профессиональной, так и коммуникативной. Отсюда изучение проблем временной организации деятельности, специфики осознания и переживания времени, его роли в организации жизнедеятельности, человеческого бытия в целом теоретически и практически актуально [4].
Проблема времени обладает особым статусом в жизни человека и является одной из
центральных тем психологии. Интерес психологической науки к проблеме времени неслучаен и объясняется, прежде всего, тем, что все основные объекты исследования в психологии являются динамичными, развивающимися во времени образованиями. Изучением вопросов, касающихся психологического времени, занимались такие ученые, как К. Левин, С. Л. Рубинштейн, Б. Г. Ананьев, К. А. Абульханова-Славская, Д. Г. Элькин, Б. И. Цуканов, А. С. Дмитриев и многие другие.
Анализ работ, посвященных изучению проблемы времени, позволяет выделить несколько условно независимых направлений исследований [5]. Первое направление связано с выявлением основных закономерностей психического времени. Второе направление исследований связано с представлениями субъекта о времени, различении прошлого, настоящего, будущего, влиянии различных факторов, прежде всего, индивидуально-психологических на процесс восприятия времени. В русле второго направления исследуются психологические особенности и факторы восприятия временных характеристик.
Другим важным направлением в изучении восприятия времени является исследование социальной обусловленности этого процесса. В этом случае восприятие времени являет собой социально-психологический феномен, а сам процесс восприятия времени включается в контекст социальной жизни личности. Одним из важных социокультурных факторов является возраст человека, который обуславливает многие стороны жизни индивида. В настоящем исследовании мы изучим влияние этого фактора на субъективную оценку времени.
Особенности субъективного восприятия человеком своего собственного прошлого, настоящего и будущего являются одной из важнейших индивидуально-личностных характеристик. В работах, посвященных изучению субъективного времени жизни, отсутствует общепризнанный адекватный термин для наименования временного конструкта, содержащего прошлое, настоящее и будущее субъекта. Это создает ситуацию, при которой большое количество эмпирических данных получает частичную или противоречивую интерпретацию; имеющийся фактический материал при своем анализе и трактовке обедняется из-за скудости концептуального аппарата.
Впервые вопрос о существовании единиц психологического времени был поставлен К. Левином, который установил взаимосвязь между прошлым, настоящим и будущим. Такое включение будущего и прошлого жизни в контекст настоящего К. Левин назвал временной перспективой (time perspectives), отмечая, что восприятие человеком своего настоящего положения неминуемо связано с его ожиданиями, желаниями, представлениями о прошлом и будущем [1].
По мнению В. И. Ковалева, специфическим психологическим механизмом, с помощью которого личность осуществляет субъективную регуляцию времени, выступает индивидуальная временная трансспектива (ИВТ). Это понятие означает сквозное видение из настоящего в прошлое и будущее, т. е. способность обозрения индивидом течения времени собственной
жизни в любом его направлении, возможность взаимосоотнесения прошлого, будущего и настоящего и связывания этих временных компонентов человеческой жизни в его сознании и подсознании. Временная трансспек-тива — это и субъективно данное в самосознании образование, и особый психологический механизм [6].
Точность восприятия времени зависит от ряда факторов, например, таких, как условия и содержание деятельности, эмоциональная сфера и пол воспринимающего субъекта [7]. В настоящем исследовании мы подробнее остановимся на влиянии возраста на точность восприятия времени. Исследования показали, что с определенными стадиями онтогенетического развития связаны способности к определенным формам оценки времени. Так, уже к 67 годам дети могут достаточно точно отмеривать короткие временные интервалы, но переоценивают их словесно в несколько десятков раз. Установлено, что у детей, подростков и юношей в возрасте от 7 до 19 лет переоценка временных интервалов может доходить до 175%. В полной мере способность к адекватной оценке времени формируется у детей к 15-16 годам. Снижение точности осознанной оценки происходит к глубокой старости.
На разных этапах онтогенетического развития люди по-разному относятся к прошлому, настоящему и будущему: молодым свойственна направленность в будущее, в пожилом возрасте более значимо прошлое, имеет место ретроспективная направленность мотивов.
Проведенный анализ показал, что в психологии накоплен разнообразный материал, отражающий отдельные стороны субъективного восприятия человеком времени жизни в разные возрастные периоды, например: сравнивалась протяженность будущего у молодых и пожилых людей; содержание жизненных задач и их удаленность в будущее у подростков; длина перспективы в возрасте от 19 до 48 лет. Однако, как нам кажется, особый интерес в исследовании субъективного времени жизни представляет подростковый возраст, когда начинается сознательное формирование отношения к будущему. Основным новообразованием этого возраста является психологическая готовность к личностному самоопределению, существенная характеристика которого — ориентированность в будущее. В конце подросткового — начале юношеского периода происходит определение личностью своей жизненной позиции и на ее основе жизненной стратегии [2]. Необходимость самоопределения служит для старшеклассника своеобразным «распутьем», на котором он «сворачивает» либо в сторону субъективности (предполагающей принятие ответственности за свою жизнь, самостоятельность жизненных выборов), либо в сторону пассивного следования жизненным обстоятельствам и отказа от попыток самому управлять течением своей жизни. В дальнейшем, в возрасте ранней юности формируется такая важнейшая структура, как мировоззрение, целостная картина мира и себя в нем; совершается профессиональное и личностное самоопределение, что связано с изменением восприятия времени; появляется жизненный план, осуществляется выбор путей его реализации по принципу «активное достижение — пассивное следование обстоятельствам», изменяется жизненная перспектива [3].
Кроме того, в процессе обучения перспектива служит значимым фактором отношения к учебе, влияет на постановку целей и мотивацию учения. Практически все исследования переживания времени жизни в подростковом возрасте посвящены, прежде всего, изучению будущего. Проблема же субъективного восприятия полной конструкции остается не изученной. Поэтому крайне актуальным представляется анализ целостной временной перспективы в подростковом возрасте.
Таким образом, целью настоящего исследования стало изучение особенностей переживания времени 14-летними подростками. Объектиссле-дования — восприятие времени. Предмет исследования — особенности переживания времени подростками 14-ти лет.
Методикаисследования
Выборку составили учащиеся восьмого и одиннадцатого классов средней школы Кировского района города Самары. Общее количество испытуемых — 51 человек, из них — 20 юношей и 31 девушка (табл. 1).
Таблица 1
Социально-демографическаяхарактеристикавыборкиисследования
Учащиеся 8-го класса (14-летние подростки) Учащиеся 11-го класса (17-летние юноши)
юноши девушки юноши девушки
12 13 8 18
Всего 25 человек Всего 26 человек
Как видно из таблицы 1, группы испытуемых примерно одинаковы по численности. Процедура исследования осуществлялась в период с ноября по декабрь 2008 года.
Для достижения поставленной цели в эмпирической части работы использовался комплекс методов. Для исследования временных отношений и особенностей переживания времени личности нами использовался вариант семантического дифференциала, разработанный О. Н. Кузнецовым для старших школьников и студентов. Данный вариант семантического дифференциала позволяет оценить переживание личного прошлого, настоящего и будущего [4].
Испытуемым предлагается 24 пары антонимов, при помощи которых они должны оценить свое личное прошлое (настоящее, будущее) по следующей шкале: «3» — сильно; «2» — средне; «1» — слабо; «0».
Для дальнейшего анализа предложенную шкалу мы перевели в семибалльную шкалу Лайкерта, в которой «длительное» обозначили 1 балл, а «мгновенное» — 7 баллов.
Для выявления особенностей восприятия времени четырнадцатилетними подростками применялся сравнительный анализ с использованием непараметрического критерия Манна-Уитни.
Особенности оценки переживания времени по&ростками Результатышсследования
Анализ результатов диагностики показал, что большая часть четырнадцатилетних подростков (56%) адекватно оценивает свое настоящее и проживает его полноценно. Подростки данной возрастной группы оценивают свое прошлое как мгновенное (4,5), кажущееся (4,7), серое (4,1), неощу-щаемое (4,2) и неритмичное (5,2). Свое настоящее они оценивают как неритмичное (5,2), кажущееся (4,7), расслабленное (4,7) и мгновенное (4,5). Свое будущее подростки представляют также неритмичным (5,2), мгновенным (4,5) и расслабленным (4,7). Они не так часто задумываются о будущем, в связи с этим они оценивают его как кажущееся (4,7) и серое (4,1), так как не имеют о нем более-менее четкого представления.
Полученные результаты объясняются тем, что они не так часто задумывались над событиями, которые были относительно недавно в дошкольном возрасте, и затрудняются в том, чтобы дать четкую и реальную картину. В то же время, прошлое для восьмиклассников относительно постоянное (1,8). У ребят еще недостаточно развита способность к целепо-лаганию, и они не могут в полной мере распределять свое личное время: иногда его очень много и оно «тянется» долго, иногда его катастрофически не хватает. Настоящее для них достаточно постоянно (1,8).
В отличие от восьмиклассников, 54% старшеклассников адекватно оценивают свое настоящее и проживают его полноценно, и 38% ребят ориентированы на один из временных отрезков своей жизни, как правило, на будущее. Семнадцатилетние подростки оценивают свое прошлое как мгновенное (4,2), расслабленное (4,1), достаточно изменчивое (4,3), открытое (4,4), и необратимое (4,3). Ребята реально оценивают своц прошлое — это является результатом их размышлений на эту тему, формирующимся мировоззрением. Именно в этом возрасте необходимость личностного, жизненного, профессионального самоопределения подталкивает юношей к оцениванию себя и своих актуальных и потенциальных возможностей.
Свое настоящее они оценивают как открытое (5,3) и мгновенное (5,1). Так как ребята активно занимаются подготовкой к поступлению в высшие учебные заведения, у них практически не остается времени для досуга. Вероятно, именно поэтому настоящее для них кажется мгновением. Оценивая свой сегодняшний день, они говорят, что настоящее для них близкое (4,9), изменчивое (4,0) и необратимое (4,0). Действительно, старшеклассники более адекватно оценивают и управляют своим собственным временем. К этому возрасту у них достаточно развиты целеполагание и самоуправление. Ребята ставят перед собой как стратегические, так и тактические цели, которые достигают. Они понимают, что упущенное время уже нельзя вернуть, и стараются добиваться ощутимых результатов «здесь» и «сейчас».
Свое будущее семнадцатилетние подростки хотели бы видеть более открытым (5,5) и более спокойным (5,3). Они мечтают о радостном (1,3), ярком (1,3) и светлом будущем (1,3). Скорее всего, это обусловлено тем, что на настоящий момент ребята испытывают тревогу по поводу своего профессионального будущего: на данный момент они активно занимаются
профессиональным самоопределением и хотели бы сделать правильный выбор профессии, которая дала бы ощущение безопасности в будущем.
Проведенный сравнительный анализ с использования критерия Манна-Уитни позволил выявить различия в оценке своего личного прошлого, настоящего и будущего подростками и юношами (Таблицы 2—4).
Таблица 2
Результатысравнительногоанализаоценкиличногопрошлого
подросткамииюношами(значимы1екоэффициенты1различий)
Как видно из таблицы 2, были обнаружены значимые различия по ряду критериев оценки переживания своего личного прошлого.
Подростки, по сравнению с юношами, оценивают своц настоящее как напряженное и радостное одновременно. Время для них летит стремительно и оценивается ими как яркое и цветное. Они, по сравнению с более старшими ребятами, считают его большим и затрудняются вычленить в нем отдельные части. Личное прошлое для них более реальное и постоянное. Вероятно, это обусловлено тем, что детство (именно о нем чаще всего вспоминали подростки) было не так давно. Скорее всего, именно этим обусловлено то, что они оценивают время как обратимое.
Таблица 3
Результатысравнительногоанализаоценкиличногонастоящего
подросткамииюношами(значимы1екоэффициенты1различий)
При сравнении оценок личного настоящего подростками было выявлено только одно значимое различие по критерию «Длительное». Четырнадцатилетние подростки, по сравнению с семнадцатилетними, оценивают своц настоящее как длительное. В то время как учащиеся 11-х классов оценивают свое переживание настоящего как мгновение. Вероятно, это
КриКдитериинщенк
НапряжДштеяьное
Радостное
Стремительное
Яркое
Большое
Неделимое
Цветное
Реальное
Постоянное
Обратимое
является следствием отсутствия личного времени, так как все ребята активно занимаются подготовкой к поступлению в высшие учебные заведения.
Таблица 4
Результатысравнительногоанализаоценкиличногобудущего
подросткамииюношами(значимыекоэффициентыразличий)
Четырнадцатилетние подростки, по сравнению с семнадцатилетними, оценивают своц личное будущее как очень радостное и тревожное. Они с трудом представляют его себе. Семнадцатилетние ребята, напротив, рассматривают будущее как спокойное, радостное и вполне ощущаемое. Это обусловлено тем, что старшеклассники имеют уже сформировавшееся самосознание и мировоззрение, которые позволяют им более реально оценивать происходящее с ними.
Выводы
Анализ результатов проведенного исследования позволяет утверж-
Критерии оЦЙНКИ? и бу влияние в цущеРвтвдо, ->зраитр ) че фоенкшии повека5)«^ и юношам ■ объектив и, чт£ поз ной време юля-етуеР ре нной харак дположить теристики важными перспекти-
рад°стн°е индивида. 1а еЬ^ои три58500 вр емейи.00 1,71 0,09
Тревожное Резул этаты^нас' 'ояЩегЪР ис следования [ окажутс [ ойЪйнно
Ощущаемоедля поним анийипедаг огаШ- ,50 р( дитёйяй и гого1,78то I ремейЯая
ва играет большую роль в гармоничном развитии личности ребенка в процессе обучения и воспитания. Усилия взрослых должны быть направлены на формирование хорошо структурированной, протяженной в отдаленное будущее перспективы.
ЛИТЕРАТУРА
1 Абакумова К. Н. Изучение особенностей временной перспективы в ситуации хронического соматического заболевания // Материалы научно-практических конгрессов IV Всероссийского форума «Здоровье нации — основа процветания России». Том 2, раздел «Здоровье нации и образование». М., 2008. 394 с.
2 Абулъханова К. А., Березина Т. Н. Время личности и время жизни. М. : Але-тейя, 2001. 304 с.
3 Белановская О. В. Временная перспектива жизненных планов в юношестве // Проблемы социальной психологии личности // Межвузовский сборник научных статей. Саратов : Изд-во Сарат. ун-та, 2004. Вып. 1. С. 78—88.
4 Болотова А. К. Психология организации времени : учебное пособие для студентов вузов. М. : Аспект Пресс, 2006. 254 с.
5 Букреева Н., Подъячева Т. Н., Волчек Е. Е. Изучение зависимости восприятия времени от возраста человека. URL: http://vestnik.ssu.samara.ru/gum/2006web1/ psyh/1002.pdf (дата обращения 22.11.2008).
6. Ковалев В. И. Категория времени в психологии (личностный аспект) // Категории материалистической диалектики в психологии / под ред. Л. И. Анциферовой. М. : Наука, 1988. С. 216—230.
7. Москвин В. А., Попович В. В. Философско-психологические аспекты исследования категории времени // Credo. 1998. ц 6 (12). URL: http://www. orenburg.ru/ culture/credo/12/5.html (дата обращения 24.11.2008).
FEATURES OF EXPERIENCE OF TIME TEENAGERS O. Kozhyrova
In article modern views on phenomenology of psychological time are considered, influence of age on accuracy of perception of time is shown, and also results of the carried out empirical research which has allowed to reveal distinctions in an estimation of the personal past, the present and the future teenagers of fourteen - and seventeen years are described.
Key words: psychological time, time prospect, perception of time, factors of perception of time.