Научная статья на тему 'Особенности переживания состояния маргинальности мигрантами'

Особенности переживания состояния маргинальности мигрантами Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
143
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАРГИНАЛЬНОСТЬ / MARGINALITY / МИГРАЦИЯ / MIGRATION / СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ / SOCIAL ADAPTATION / МЕХАНИЗМЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ЗАЩИТЫ / PSYCHOLOGICAL DEFENSE MECHANISMS / ЛОКУС-КОНТРОЛЬ / LOCUS-CONTROL

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Черная С.Е.

Cтатья посвящена постановке проблемы маргинализации в связи с ростом вынужденной миграции в современном обществе. Определены корреляции между личностными особенностями и типами адаптации к новой социокультурной среде. Результаты исследования позволяют определить более и менее конструктивные типы адаптации людей, переживающих состояние маргинальности в процессе аккультурации, и сопоставить полученные результаты с преобладающими у них психологическими защитами и уровнем субъективного контроля. Эти знания являются очень важными, а иногда и определяющими успешность коррекционной и консультативной работы, так как чем сложнее проходит процесс адаптации, тем дольше человек будет не в состоянии адаптироваться и интегрироваться в новое общество и культуру.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SPECIAL ASPECTS OF EXPERIENCING MARGINAL STATE BY MIGRANTS

The article is dedicated to the problem of marginalization due to the fact of increasing of forced migration in the modern world. The study foundthe correlation between personal characteristics and types of adaptation to a new socio-cultural environment.The results allow to define more or less constructive adaptation types for people experiencing marginal state in a process of acculturation and also to compare them to prevailing psychological defense mechanisms and locus-control level. This knowledge is very important and in some cases determines the success of correctional or consultative work, as the more complex adaptation proceeds, the longer a person will not be able to adjust and integrate into a new society and culture.

Текст научной работы на тему «Особенности переживания состояния маргинальности мигрантами»

Ученые записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского Социология. Педагогика. Психология. Том 2 (68). 2016. № 2. С. 109-115

УДК 316.624.2

ОСОБЕННОСТИ ПЕРЕЖИВАНИЯ СОСТОЯНИЯ МАРГИНАЛЬНОСТИ

МИГРАНТАМИ

Черная С. Е.

Таврическая академия КФУ им В И Вернадского, Симферополь E-mail: chemayasophiO@gmail.com

Статья посвящена постановке проблемы маргинализации в связи с ростом вынужденной миграции в современном обществе. Определены корреляции между личностными особенностями и типами адаптации к новой социокультурной среде. Результаты исследования позволяют определить более и менее конструктивные типы адаптации людей, переживающих состояние маргинальности в процессе аккультурации, и сопоставить полученные результаты с преобладающими у них психологическими защитами и уровнем субъективного контроля. Эти знания являются очень важными, а иногда и определяющими успешность коррекционной и консультативной работы, так как чем сложнее проходит процесс адаптации, тем дольше человек будет не в состоянии адаптироваться и интегрироваться в новое общество и культуру.

Ключевые слова: маргинальность, миграция, социальная адаптация, механизмы психологической защиты, локус-контроль.

ВВЕДЕНИЕ

В середине 19 века было замечено, что большинство пациентов психиатрических больниц - мигранты. Они подвержены множеству тяжелых переживаний, больше других склонны к депрессии, соматическим заболеваниям. Довольно часто мигранты подвержены суицидальным мыслям и намерениям [7]. Конечно, чтобы справиться с таким напряжением, от мигранта требуется активизация психологических защит и большие ресурсы совладания. Однако привычные механизмы психологической защиты и копинг-стратегии, которые и в собственной культуре далеко не всегда эффективны (если критерием эффективности считать продуктивное бытие личности), становятся просто вредны и опасны. В этом случае необходимый процесс аккультурации, т. е. постепенного освоения индивидом особенностей культуры и обычаев конкретной страны, протекает довольно тяжело и проявляется по-разному.

У мигрантов нет тех установок, которые есть у остальных членов референтной группы, в которую они стараются попасть, потому они колеблются между близостью и дистанцией, пытаются балансировать и прочувствовать грань. Это превращается в болезненный приключенческий процесс, вследствие которого человек уже перестает принадлежать родной группе, но еще не стал членом новой. Далее, он может либо заменить свои старые установки новыми и преодолеть

109

процесс аккультурации, и перестать быть чужаком, либо отвергнуть их и остаться маргиналом [5]. Роберт Парк, основатель «классической» социально-экологической теории, говоря о маргинальности, имеет в виду «положение индивидов, находящихся на границе двух различных, конфликтующих между собой культур» (в то время таковым было положение мулатов, мигрантов и других «культурных гибридов»), уточняя, что такой человек никогда не сможет стать частью одной из них в полной мере и останется, с одной стороны, личностью с расщепленным сознанием и внутренними конфликтами, а с другой - «ключевой личностью в контактах культур» [6].

Как следствие, маргинал теряет способность существовать как структурный элемент общества, обречен на разрыв социальных связей и невозможность добывать средства к существованию законными способами. Весьма проницателен в своих наблюдениях французский социолог А. Фарж: «Маргинальность - это не состояние автономии, а результат конфликта с общественными нормами», а маргинальный человек «схож со всеми, идентичен им и в то же время он калека среди подобных - человек с отсеченными корнями, рассеченный на куски в самом сердце родной культуры, родной среды» [4].

Довольно часто в отечественной (и не только) социологической литературе маргинал рассматривается как деструктивный для общества, на грани с криминальным или полностью криминальный, опасный субъект, а маргинальность приравнивается к чему-то неправильному, отклонению от норм и редко упоминается о том положительном влиянии, которое может оказать маргинальная ситуация на человека, а человек - на общество. Например, В. Тернер считает, что «пророки и художники имеют склонность к лиминальности и маргинальности, это "пограничные люди". Лиминальность, маргинальность и низшее положение в структуре - условия, в которых часто рождаются мифы, символы, ритуалы, философские системы и произведения искусства» [3].

Объект исследования - маргинальность в контексте социальной адаптации и дезадаптации мигрантов.

Предмет исследования - особенности психического состояния личностной маргинальности мигрантов.

Цель исследования - определить сущностные характеристики переживания состояния маргинальности в процессе аккультурации мигрантов и соотнести особенности их поведения с уровнем субъективного контроля и преобладающими психологическими защитами.

ИЗЛОЖЕНИЕ ОСНОВНОГО МАТЕРИАЛА

Существует взаимосвязь между типами адаптации людей, переживающих состояние маргинальности в процессе аккультурации, и преобладающими у них психологическими защитами, а также между типами адаптации и уровнем субъективного контроля.

В соответствии с целью и гипотезой исследования нами решались следующие

задачи:

110

1) осуществить теоретический анализ феномена маргинальности в психологии и социологии;

2) определить свойственный испытуемым уровень субъективного контроля и сопоставить этот показатель с характером адаптации к новой социокультурной среде;

3) соотнести характер адаптации к новой социокультурной среде с преобладающими защитными механизмами;

4) разработать практические рекомендации по адаптационной работе с людьми, пребывающими в состоянии маргинальности.

В настоящей статье освещены лишь результаты решения второй и третьей

задач.

Методы исследования:

- методика «Адаптация личности к новейшей социокультурной среде» (Л. В. Янковский);

- методика диагностики уровня субъективного контроля Дж. Роттера (адаптирована Бажиным Е. Ф., Голынкиной С. А., Эткиндом А. М.);

- тест-опросник механизмов психологической защиты «Индекс жизненного стиля», «LifeStyle Index» (LSI) (Р. Плутчик, Г. Келлерман, Х. Р. Конте, адаптация Е. С. Романова, Л. Р. Гребенников);

- анкета, на основании которой проводился первичный отбор респондентов.

Описание выборки и методов исследования

В данном исследовании для выделения группы людей в состоянии маргинальности мы опираемся на следующие определения маргинальности: «Культурная маргинальность возникает в ситуации (вынужденной или сознательно выбранной личностью) одновременного и однопространственного существования группы или индивида в контексте противоречащих друг другу социокультурных требований. Типичными примерами могут быть различного рода мигранты... Маргинальность может характеризовать и статус группы или личности, и их внутренние характеристики, социально-психологические особенности» [2], а также «маргинальность - качественное состояние человека или группы людей, оказавшихся в силу определенных обстоятельств (миграция, межэтнические браки и др.) на грани двух культур; они участвуют во взаимодействии этих культур, но полностью не примыкают ни к одной из них, в результате чего формируется двойственное самосознание, возникает психическое напряжение и т. д.» [2].

Группу респондентов составили 50 человек (25 мужчин и 25 женщин в возрасте от 18 до 45 лет): жители США (16), Израиля (11), Канады (10), Литвы (5), Франции (3), Германии (2) и ОАЭ (3), эмигрировавшие в эти страны от 1 года до 4 лет назад. Исследование проводилось в онлайн режиме, респонденты были отобраны с помощью социальных сетей. Изначально респондентов было значительно больше, поскольку взаимодействие с ними осуществлялось на таких форумах, как «Форум русских эмигрантов» (http://emigrantforum.ru/showthread.php), «Эмиграция. США. Канада. Европа» (https://vk.com/emigration_help). На эти форумы можно логиниться (входить) через социальные сети «Одноклассники», «Вконтакте», «Facebook». Однако более содержательное общение, а впоследствии

111

эмпирическое исследование было проведено лишь с теми респондентами, кто: во-первых, согласился, во-вторых, по ответам анкеты был охарактеризован нами как человек, испытывающий определенные трудности в процессе аккультурации.

Учитывая, что уровень субъективного контроля является достаточно стабильной личностной характеристикой [1], мы предположили, что она существенно не изменилась у испытуемых, независимо от периода аккультурации и давности или актуальности переживания состояния маргинальности.

Результаты и их интерпретация

1. Гипотеза исследования подтверждена и конкретизирована: у людей, пребывающих в состоянии маргинальности (в частности, в эмиграции), во-первых, обнаружена связь между преобладающими типами психологических защит и типами адаптации; во-вторых, между типами адаптации и уровнем субъективного контроля.

2. Наиболее неконструктивными и затрудняющими процесс адаптации механизмами психологических защит являются регрессия, определяющая такие типы адаптации, как депрессивность, ностальгия и компенсация, положительно коррелирующая с депрессивностью, ностальгией и отчуждением. Можно полагать, что данная защита свидетельствует о нарастании и общей инфантилизации личности мигранта и, соответственно, об усилении его пассивно-потребительской позиции в социуме.

3. Наиболее конструктивной психологической защитой (возможно, временно или ситуативно) является рационализация, положительно коррелирующая с адаптивностью и интерактивностью и отрицательно - с депрессивностью, ностальгией и отчуждением. То есть доминирование интеллектуальных, а не эмоциональных аспектов защитного поведения делает последнее более эффективным.

4. Высокие данные по шкале общей интернальности положительно коррелируют с неконструктивными типами адаптации: высокими показателями по шкалам «депрессивность», «ностальгия», «отчуждение».

5. Но и высокие показатели экстернальности также положительно коррелируют с неконструктивными типами адаптации - депрессивностью и ностальгией. Очевидно, что крайние значения локус-контроля связаны с проблемными типами адаптации.

6. Интернальность или экстернальность в отдельных сферах жизни связаны с типами адаптации несистемно и для каждого случая проинтерпретированы отдельно.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

1. В наше время проблема маргинальности редко рассматривается и переносится с индивида и его переживаний на состояние общества, в то время как феномен маргинальности все более явно прослеживается в контексте новой городской маргинальности, когда наряду с ускорением экономической модернизации, прогрессом и процветанием увеличивается количество бедных,

112

безработных и впоследствии социально изолированных и отчужденных людей [8]. Эта проблема касается как жителей урбанизированных, развитых стран, так и мигрантов из стран «третьего мира», переселившихся в надежде на благополучие.

2. Состояние маргинальности обусловлено, как правило, специфической маргинальной ситуацией, в данном случае миграцией. Хотя, несомненно, есть случаи, когда человек пребывает в состоянии маргинальности как бы изнутри, создавая ее себе сам. Таким образом, можно разделять экзогенную, ситуативно обусловленную, например миграцией, и эндогенную маргинальность, обусловленную определенными индивидуальными и личностными особенностями. Частным случаем эндогенной маргинальности может быть экзистенциальная маргинальность, основной характеристикой которой являются переживания смысловой пустоты, экзистенциального вакуума.

3. В итоге проведенного исследования подтверждено предположение относительно взаимосвязи между типами адаптации людей, переживающих состояние маргинальности в процессе аккультурации, и преобладающими у них психологическими защитами. В частности, исходя из того, что обнаружена значимая отрицательная корреляция между таким механизмом психологической защиты, как «рационализация», и высокими показателями по шкалам «ностальгия» и «отчуждение» (типы адаптации), а также положительная связь между рационализацией и адаптивностью, и интерактивностью, можно утверждать, что рационализация является в данном контексте вполне адекватным способом преодоления сложностей эмиграции, в том числе маргинального состояния. При конструировании коррекционной или консультативной работы с мигрантами необходимо учитывать благоприятное влияние когнитивно-эмотивной направленности работы, включения в процесс соответствующих техник.

4. В то же время другой механизм психологической защиты - компенсация -является неконструктивным и положительно коррелирует с проблемными типами адаптации: депрессивностью, ностальгией, отчуждением. Также регрессия, как механизм защиты, определяет неконструктивные типы адаптации: депрессивность и ностальгию.

5. Подтверждена и другая часть гипотезы относительно связи между психологическими защитами и уровнем субъективного контроля. Доказано, что крайности неконструктивны. В частности, высокие показатели и интернальности, и экстернальности положительно коррелируют с такими типами адаптации, как депрессивность и отчуждение. Высокий уровень интернальности связан также с ностальгией. Интересно, что локус-контроль относительно отдельных сфер жизни по-разному связан с типами адаптации. Например, высокий уровень интернальности в области достижений прямо связан с депрессивностью и ностальгией, высокая интернальность в области здоровья также положительно коррелирует с ностальгией, депрессивностью, отчуждением. В то же время высокая экстернальность в области здоровья связана с адаптивностью, конформностью, интерактивностью, т. е. конструктивными типами адаптации.

6. Перспективы дальнейших исследований видятся в разработке типологии эндогенной маргинальности, в том числе экзистенциальной, определяемой не

113

только и не столько социальной ситуацией, а в большей степени личностной уникальностью человека.

Список литературы

1. Геннеп А. Обряды перехода. - М.: Восточная литература, РАН, 1999 г., - 64 с.

2.Постмодернизм. Словарь терминов. - М.: ИНИОН РАН (отдел литературоведения) -INTRADA. Ильин И. П. 2001.

3. Тернер В. Ритуал и символ. - М.:Наука, 1983 г., - 231 с.

4. Фарж А. Маргиналы / А. Фарж, Е. Рашковский / // 50/50: Опыт словаря нового мышления; под общ. ред. Ю. Афанасьева, М. Ферро. М., 1989. - С. 146-149.

5. Шюц А. Смысловая структура повседневного мира: очерки по феноменологической социологии / Сост. А. Я. Алхасов; Пер. с англ. А. Я. Алхасова, Н. Я. Мазлумяновой; Научн. ред. перевода Г. С. Батыгин. - М.: Институт Фонда «Общественное мнение», 2003. - 336 с.

6. Park R. E. Human migration and the marginal man // American Journal of Sociology. - Chicago, 1928. - Vol. 33, № 6.

7. Stoller A., Krupinski J. Immigration to Australia - Mental Health Aspects. In: Zwingmann Ch., Pfister - Ammende M. Uprooting and After. New York, 1973.

8. Wacquant L. Urban Marginality in the Coming Millennium // UrbanStudies. 1999. Vol.36. № 20. P. 1639-1647.

UDC 316.624.2

SPECIAL ASPECTS OF EXPERIENCING MARGINAL STATE BY MIGRANTS

Chernaya S. Y.

The article is dedicated to the problem of marginalization due to the fact of increasing of forced migration in the modern world. The study foundthe correlation between personal characteristics and types of adaptation to a new socio-cultural environment.The results allow to define more or less constructive adaptation types for people experiencing marginal state in a process of acculturation and also to compare them to prevailing psychological defense mechanisms and locus-control level. This knowledge is very important and in some cases determines the success of correctional or consultative work, as the more complex adaptation proceeds, the longer a person will not be able to adjust and integrate into a new society and culture.

Keywords, marginality, migration, social adaptation, psychological defense mechanisms, locus-control.

References

1. Gennep A. Rites of the transition. Moscow. Izd. "Eastern Literature", RAS, 1999, - 64 p.

2.Postmodernism. Dictionary of terms. - Moscow: INION RAS (Department of Literature) - INTRADA. Ilyin I. P., 2001.

3. Turner V. Ritual and symbol. Izd. Science, 1983, 231 p.

4. Farzh, A. Marginali / A. Farzh, E. Rashkovsky /// 50/50: Experience of the dictionary of new thinking; In common. Ed. Yu. Afanasyeva, M. Ferro. M., 1989. - P. 146-149.

5. Shyutz A. The conceptual structure of the everyday world: essays on phenomenological sociology / Sost. A. Ya. Alkhasov; Trans. from english A. Ya. Alkhasov, N. Ya. Mazlumyanova; Sci. Ed. G. S. Batygin. Translation: Institute of the Foundation "Public Opinion", 2003, 336 p.

114

6. Park R. E. Human Migration and the Marginal Man // American Journal of Sociology. - Chicago, 1928. -Vol. 33, №. 6.

7. Stoller A., Krupinski J. Immigration to Australia - Mental Health Aspects. In: Zwingmann Ch., Pfister -Ammende M. Uprooting and After. New York, 1973.

8. Wacquant L. Urban Marginality in the Coming Millennium // UrbanStudies. 1999. Vol.36. №. 20. P. 16391647.

115

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.