УДК 159.9.072
Сунцова Яна Сергеевна
кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры общей психологии Удмуртского государственного университета
Иванова Екатерина Анатольевна
магистрант кафедры психологии развития и дифференциальной психологии Удмуртского государственного университета
ОСОБЕННОСТИ ПЕРЕЖИВАНИЯ КРИЗИСА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ СТУДЕНТАМИ-ПСИХОЛОГАМИ С РАЗНЫМ УРОВНЕМ ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНОЙ ИСПОЛНЕННОСТИ
Аннотация:
Статья посвящена изучению кризиса профессиональной идентичности студентов психологического направления подготовки в аспекте их экзистенциальной исполненности. Актуальность исследования обусловлена тем, что профессиональ-ная идентичность личности в контексте ее экзи-стенциональной исполненности является ведущим показателем профессионального становления человека, демонстрирующего свое отношение к избранной профессиональной деятельности в настоящем и готовность рассматривать ее в качестве фактора самореализации в будущем. В условиях постоянной изменчивости социальной среды, конкуренции на рынке труда решение проблемы данного исследования может способствовать снижению количества отчисленных студентов. В ходе исследования выявлены уровневые и содержательные характеристики экзистенциальной исполненности студентов-психологов; с учетом полученных данных исследованы особенности переживания ими кризиса профессиональной идентичности. Установлено, что у испытуемых со средне-низким уровнем выраженности компонентов экзистенциальной исполненности достоверно выше выраженность «кризиса нереализованности», «кризиса бесперспективности», «кризиса опустошенности» и «общепсихологического кризиса», чем у студентов, уровень экзистенциальной ответственности которых находится на среднем уровне.
Ключевые слова:
экзистенциальная исполненность, кризис профессиональной идентичности, студенты-психологи
Suntsova Yana Sergeyevna
PhD in Psychology, Associate Professor, Department of General Psychology, Udmurt State University
Ivanova Yekaterina Anatolyevna
Master's Degree student, Department of Developmental and Differential Psychology, Udmurt State University
FEATURES OF EXPERIENCING THE CRISIS OF PROFESSIONAL IDENTITY BY PSYCHOLOGY STUDENTS WITH DIFFERENT LEVELS OF EXISTENTIAL FULFILLMENT
Summary:
The paper discusses the crisis of professional identity of psychology students in connection with their existential fulfillment. The relevance of the study is due to the fact that the professional identity of a person in the context of its existential fulfillment is a leading indicator of a person's professional development, demonstrating how a person relates to his chosen professional activity in the present and whether he considers it as a factor of self-realization in the future. In the constant volatility of the social environment, competition in the labor market a solution to the problem of this study can contribute to a reduction in the number of expelled students. In the course of the study, the level and content characteristics of existential fulfillment of psychology students were revealed; the peculiarities of experiencing the crisis of professional identity by psychology students with different existential fulfillment were studied. It is established that students of psychology with a medium-low level of expression of the components of existential fulfillment have significantly higher severity of the "crisis of unreal-ization", "crisis of hopelessness", "crisis of emptiness" and "general psychological crisis" than psychological students with an average level of expression of the components of existential fulfillment.
Keywords:
existential fulfillment, crisis of professional identity, psychology students
Профессиональная деятельность психолога предъявляет высокие требования к обучению и освоению этой профессии студентами. Обусловлено это в первую очередь тем, что предметом профессиональной деятельности психолога является сложный, противоречивый внутренний мир клиента, а также высока цена за ошибку при работе с ним. Для качественной подготовки психолога-практика необходимо понимание мотивационно-личностных факторов, участвующих в формировании профессионально важных компетенций будущего психолога, профессиональной составляющей его самосознания, профессиональной позиции в целом, а также тех факторов, которые затрудняют, усложняют достижение поставленных задач. Необходим учет этих феноменов в обучении студентов, выбравших путь психолога. Среди них экзистенциальная исполненность, индивидуальная выраженность компонентов которой может как поддерживать, так и нарушать траекторию профессионального становления студента-психолога. Это обстоятельство определяет актуальность данного исследования.
Термин «экзистенциальная исполненность» впервые использовал В. Франкл для того, чтобы описать «качество жизни в субъективном мироощущении индивида» [1, с. 68]. С позиции В. Франкла, «исполненность - это переживание внутреннего согласия с тем, что имеет место быть и с тем, что сделано» [2, с. 71]. Исходной мотивацией, сподвигающей человека на развитие, австрийский ученый считал смысл жизни, который является уникальным для каждого. Человек находится в процессе поиска своего смысла жизни с момента рождения, для него «важно каждую секунду знать, к чему он стремится и куда идет, и если смысл жизни не находится, то человек оказывается в состоянии "экзистенциального вакуума"» [3, с. 26]. Также проблема экзистенциальной исполнен-ности представлена в работах А. Лэнгле [4]; содержание понятия раскрыто Н.В. Коптевой [5]; экзистенциальная исполненность как фактор профессионального здоровья рассмотрена Правди-ной Л.Р. [6]; смысложизненные ориентации как переживание индивидом онтологической значимости жизни определены Д.А. Леонтьевым [7].
Изучение профессиональной идентичности студентов в контексте их экзистенциональной исполненности является ведущим показателем процесса профессионального становления, раскрывающего то, как студенты относятся к избранной сфере профессиональной деятельности в настоящем и рассматривают ли ее в качестве фактора самоактуализации в будущем. Исследования в области изучения профессиональной идентичности осуществлялись следующими учеными: Л.Б. Шнейдер [8], Ю.В. Сарычевой [9], П.В. Смирновой [10], Т.В. Мищенко [11]. Л.А. Го-ловей изучала кризисы профессионального развития в возрастном аспекте [12], А.А. Озерина создала типологию переживания кризиса профессиональной идентичности и рассмотрела специфику профессиональной идентичности студентов-бакалавров [13], Т.В. Малютина выделила компоненты профессиональной идентичности [14], В.Р. Манукян выявила особенности кризисов профессионального развития обучающихся в вузе [15]. А.-М. Ариас, Е.А. Карпова, Т.Г. Кукулите [16] проанализировали динамику профессиональной идентичности студентов вуза.
В условиях постоянной изменчивости социальной среды, конкуренции на рынке труда решение указанной проблемы может способствовать снижению количества отчисленных студентов, снижению количества выпускников, работающих не по специальности, росту реализованных в профессии специалистов. Поэтому целью данного исследования является изучение кризиса профессиональной идентичности студентов-психологов в связи с их экзистенциальной исполненностью.
Методы и методики исследования. В эмпирическом исследовании приняли участие 50 студентов (юноши - 6 человек, девушки - 44 человека), обучающихся на 2-3-ем курсах Удмуртского государственного университета по направлениям психологической подготовки. Для определения выраженности показателей экзистенциальной исполненности применялись методики А. Лэнгле и К. Орглера «Шкала экзистенции» (ШЭ) [17] и тест Дж. Крамбо, Л. Махолика, в адаптации Д.А. Леонтьева [18]. Интенсивность переживания кризиса у студентов определялась по анкете В.Р. Манукян «Кризисные переживания» (кризисы вхождения во взрослую жизнь в период профессионального обучения) [19]. Первичные данные исследования обрабатывались с помощью программы SPSS (версия 11.5). Применялись кластерный анализ (иерархическая кластеризация и метод k-средних), U-критерий Манна - Уитни для независимых выборок.
Результаты исследования и их обсуждение. На первом этапе изучена экзистенциальная исполненность студентов-психологов. Для выявления групп обучающихся, отличающихся по выраженности показателей экзистенциальной исполненности, был применен кластерный анализ, по итогам которого были определены две группы испытуемых: первая группа - 19 человек; вторая группа - 31 человек. Кластеризация данных осуществлялась по показателям экзистенциальной исполненности: экзистенция, смысложизненные ориентации. Результаты исследования выраженности компонентов экзистенциальной исполненности студентов-психологов двух групп представлены в таблице 1.
Таблица 1 - Количественные показатели выраженности компонентов
экзистенциальной исполненности студентов-психологов
Показатели Среднее значение
Студенты первой группы Студенты второй группы
1 2 3
Шкала экзистенции (ШЭ)
Шкала «Самодистанцирование» 29,84 24,38
Шкала «Самотрансценденция» 75,63 59,22
Шкала «Свобода» 49,26 33,71
Шкала «Ответственность» 51,11 40,35
Фактор «Личность» (когнитивная и эмоциональная доступность для себя и для мира) 105,47 83,61
Фактор «Экзистенциальность» (способность ответственно включаться в жизнь) 100,36 74,06
Интегральный показатель экзистенциальной исполненности (ЭИ) 205,84 157,67
Продолжение таблицы 1
1 2 3
Смысложизненные ориентации (СЖО)
Шкала «Цели жизни» 32,73 25,96
Шкала «Процесс жизни» 30,63 22,96
Шкала «Результат жизни» 26,26 18,87
Шкала «Локус контроля - Я» 22,63 17,29
Шкала «Локус контроля - Жизнь» 33,15 25,80
Интегральный показатель осмысленности жизни (ОЖ) 106,57 83,29
В результате исследования установлено, что у первой группы студентов-психологов на среднем уровне выраженности представлены шкалы экзистенции и смысложизненных ориента-ций. У второй группы средний уровень выраженности имеет шкала экзистенции «Самотрансценден-ция», остальные показатели экзистенции находятся в зоне низких значений; шкалы смысложизненных ориентаций, такие как «Цели в жизни», «Локус контроля - Я», «Локус контроля - жизнь» и «Общий показатель осмысленности жизни» выражены на среднем уровне, остальные шкалы на низком уровне [20].
Далее был использован ^критерий Манна - Уитни для определения различий в выраженности средних значений переменных, характеризующих экзистенциальную исполненность студентов. Результаты ^критерия доказывают наличие достоверных различий в средних значениях по всем показателям экзистенциальной исполненности студентов двух групп. При этом выраженность данных показателей выше у студентов первой группы. Они обладают более выраженными способностями занять «метапозицию», воспринимать себя, свои проблемы, желания, цели, чувства с позиции стороннего наблюдателя, что позволяет им более реалистично воспринимать происходящее и мыслить, чем студентам второй группы (показатель «Самодистанцирование» -U = 120,500; р < 0,0001). У студентов первой группы более богатый эмоциональный мир, чем у студентов второй группы (показатель «Самотрансценденция» - U = 61,500; р < 0,0001). Они более самостоятельны в принятии обоснованных решений, более способны к ясному формированию суждений, нахождению реальных возможностей действий (показатель «Свобода» -U = 34,000; р < 0,0001). Также студенты-психологи первой группы чаще, чем студенты второй, доводят до конца решения, принятые на основании личностно значимых ценностей, более включены в жизнь и чаще заботятся о себе (показатель «Ответственность» - U = 77,000; р < 0,0001). Установлено, что студенты первой группы более открыты в отношении мира, эмоционально отзывчивее, более склонны к внутреннему переживанию и сочувствию, чем студенты второй группы (показатель «Личность» - U = 23,000; р < 0,0001). Они обладают большей способностью решительно и ответственно включаться в жизнь и устраивать ее в соответствии со своими желаниями (показатель «Экзистенциальность» - U = 35,500; р < 0,0001). Интегральный показатель «Экзистенциальная исполненность» также достоверно выше у студентов первой группы ^ = 1,500; р < 0,0001), что свидетельствует о большей наполненности их жизни смыслом.
Выявлены достоверные различия в выраженности средних значений всех показателей смысложизненных ориентаций студентов двух групп. Выраженность данных показателей выше у студентов первой группы. У них более реалистичны и осмысленны цели относительно будущего (показатель «Цели в жизни» - U = 142,500; р < 0,002). Студенты первой группы выше оценивают процесс своей жизни как интересный, эмоционально насыщенный и наполненный смыслом (показатель «Процесс жизни» - U = 99,500; р < 0,0001). Также они более реалистично оценивают прожитый отрезок жизни со стороны его продуктивности (показатель «Результативность жизни» - U= 81,500; р < 0,0001). Оценка студентами первой группы собственной личности более реалистична (показатель «Локус контроля - Я» - U = 64,000; р < 0,0001), они более уверены в том, что обладают способностью самостоятельно осуществлять выбор и планировать жизнь в соответствии со своими целями, задачами и представлениями о ее смысле (показатель «Локус контроля - жизнь» - U = 72,500; р < 0,0001). Осмысленность жизни студентов первой группы также выражена на более высоком уровне ^ = 56,000; р < 0,0001).
Таким образом, исходя из выявленных различий в выраженности компонентов экзистенциальной исполненности испытуемых двух групп, первая группа студентов была названа «студенты-психологи со средними показателями экзистенциальной исполненности», а вторая группа - «студенты-психологи со средне-низкими показателями экзистенциальной исполненности».
На следующем этапе изучены кризисы профессиональной идентичности студентов-психологов двух выявленных групп.
Таблица 2 - Количественные показатели выраженности кризисов профессиональной идентичности студентов-психологов_
Показатели Среднее значение
Студенты-психологи со средними показателями экзистенциальной исполненности Студенты-психологи со средне-низкими показателями экзистенциальной исполненности
Шкала «Кризис нереализованности» 8,26 11,61
Шкала «Кризис бесперспективности» 13,37 20,13
Шкала «Кризис опустошенности» 15,74 20,35
Шкала «Общепсихологический признак кризиса» 4,58 6,61
Шкала «Кризис идентичности (самоопределения)» 5,47 6,52
Интегральный показатель выраженности кризиса процесса вхождения во взрослость 37,95 47,16
У студентов-психологов первой группы показатели изученных кризисов имеют средний уровень выраженности. У студентов-психологов второй группы показатели «кризис бесперспективности» и «кризис опустошенности» выражены на высоком уровне, остальные показатели на среднем уровне (таблица 2).
Далее был использован и-критерий Манна - Уитни для установления различий в выраженности средних значений показателей, характеризующих переживание студентами двух групп разных видов кризисов, отражающих процесс их вхождения во взрослую жизнь в период профессионального обучения. Результаты и-критерия Манна - Уитни доказывают наличие статистически значимых различий в средних значениях таких показателей, как «Кризис нереализованности» (и = 162,000; р < 0,008), «Кризис бесперспективности» (и = 142,000; р < 0,002), «Кризис опустошенности» (и = 175,500; р < 0,017), «Общепсихологический признак кризиса» (и = 194,000; р < 0,043). Выраженность данных показателей выше у студентов второй группы. Таким образом, они имеют более слабые представления о связи событий своей жизни, в большей степени склонны не замечать в своем прошлом существенных событий, полезных с точки зрения настоящего и будущего («кризис нереализованности»). Также у студентов второй группы более выражены переживания относительно бесперспективности профессионального роста, гарантии скучной жизни («кризис бесперспективности»). Они испытывают большие затруднения в построении жизненных программ, путей самореализации в новых возможных ролях, чем студенты первой группы («кризис опустошенности»). Конфликт (невозможность совмещения) одинаково важных потребностей и целей в жизни также имеет более высокий уровень выраженности у второй группы студентов («общепсихологический кризис»).
Выводы:
1. Установлено, что компоненты экзистенциальной исполненности у студентов-психологов, такие как «экзистенция», «смысложизненные ориентации» различаются по уровневым и содержательным характеристикам. Выявлено две группы испытуемых со средним и средне-низким уровнями выраженности компонентов экзистенциальной исполненности соответственно.
2. Изучен кризис профессиональной идентичности студентов-психологов по показателям: «кризис нереализованности», «кризис бесперспективности», «кризис опустошенности», «общепсихологический признак кризиса», «кризис идентичности (самоопределения)», «кризис процесса вхождения во взрослость».
3. Установлено, что у студентов-психологов со средне-низким уровнем выраженности компонентов экзистенциальной исполненности достоверно выше выраженность «кризиса нереализованности», «кризиса бесперспективности», «кризиса опустошенности» и «общепсихологического кризиса», чем у студентов-психологов со средним уровнем выраженности компонентов экзистенциальной исполненности.
Обобщая результаты эмпирического исследования, отмечу, что полученные результаты могут быть использованы при организации работы психологической службы вуза, психологическом сопровождении учебной деятельности обучающихся, прогнозировании возможных затруднений во время и после обучения, а также при планировании профилактической, консультационной, психокоррекционной работы с обучающимися.
Ссылки:
1. Франкл В.Э. Доктор и душа: логотерапия и экзистенциальный анализ / пер. с нем. Л. Сумм. М., 2017. 334 с.
2. Там же. С. 71.
3. Там же. С. 26.
4. Лэнгле А., Уколова Е.М., Шумский В.Б. Современный экзистенциальный анализ: история, теория, практика, исследования. М., 2014. 554 с.
5. Коптева Н.В. Теоретические и эмпирические конструкты экзистенциальных уверенности и исполненности в концепциях Р. Лэйнга и А. Лэнгле // Психология. Историко-критические обзоры и современные исследования. 2016. № 4. С. 20-32.
6. Правдина Л.Р., Васильева О.С., Гаус Э.В. Экзистенциальная исполненность как фактор профессионального здоровья // Инженерный вестник Дона. 2015. № 3 (37). С. 187.
7. Леонтьев Д.А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности : учебное пособие. М., 2003. 486 с.
8. Шнейдер Л.Б. Психология идентичности: учебник и практикум для вузов. 2-е изд., перераб. и доп. М., 2020. 328 с.
9. Сарычева Ю.В. Особенности мотивационной направленности, профессиональной идентичности, эмоционального выгорания в кризисе профессионального становления у студентов 4 курса / Ю.В. Сарычева, И.А. Курусь, И.В. Поно-маренко [и др.] // Казанский педагогический журнал. 2019. № 4 (135). С. 132-137.
10. Смирнова П.В. Психологические характеристики становления профессиональной идентичности: на примере профессии «психолог»: автореф. дис. ... канд. психол. наук. М., 2006. 21 с.
11. Мищенко Т.В. Становление профессиональной идентичности у студентов педагогического вуза : автореф. дис.. канд психол. наук. Ярославль, 2005. 23 с.
12. Головей Л.А. Кризисы профессионального развития и ресурсы личности в периоды юности и ранней взрослости / Л.А. Головей, Н.А. Александрова, М.В. Данилова [и др]. // Вестник Санкт-Петербургского государственного университета. Серия 16. Психология. Педагогика. 2013. № 2. C. 31-39.
13. Озерина А.А. Специфика профессиональной идентичности студентов-бакалавров // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 11. Естественные науки. 2011. № 1 (1). С. 100-104.
14. Малютина Т.В. Профессиональная идентичность, ее структура и компоненты // Омский научный вестник. 2014. № 5 (132). С. 149-152.
15. Манукян В.Р. Специфика кризисов профессионального развития на разных этапах обучения в вузе / В.Р. Манукян // Вестник СпбГУ. Серия 12. Социология. 2012. № 3. С. 62-69.
16. Ариас А.-М., Карпова Е.А., Кукулите Т.Г. Динамика профессиональной идентичности студентов вуза (психологический анализ) // Знание. Понимание. Умение. 2016. № 3. С. 241-253. 10.17805/zpu.2016.3.19.
17. Кривцова С.В., Лэнгле А., Орглер К. Шкала экзистенции (Existenzskala) А. Лэнгле и К. Орглер // Экзистенциальный анализ. 2009. № 1. С. 141-170.
18. Леонтьев Д.А. Тест смысложизненных ориентации (СЖО). 2-е изд. М, 2000. 18 с.
19. Манукян В.Р. Психологическое содержание и факторы возникновения кризиса профессионального развития у студентов вуза // Психологическая наука и образование. 2011. № 4. С. 109-117.
20. Иванова Е.А. Кризис профессиональной идентичности студентов-психологов в связи с их экзистенциальной испол-ненностью // XLVIII итоговая студенческой научная конференция Удмуртского государственного университета : материалы всероссийской конференции / отв. ред. А.М. Макаров. Ижевск, 2020. С. 355-358.
Редактор: Грицай Екатерина Анатольевна Переводчик: Мельников Евгений Вячеславович