Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ПЕРЕВОДА АНГЛОЯЗЫЧНЫХ СЕРИАЛОВ (НА МАТЕРИАЛЕ БРИТАНСКОГО ДЕТЕКТИВНОГО СЕРИАЛА «ПУАРО» ПО ПРОИЗВЕДЕНИЯМ АГАТЫ КРИСТИ)'

ОСОБЕННОСТИ ПЕРЕВОДА АНГЛОЯЗЫЧНЫХ СЕРИАЛОВ (НА МАТЕРИАЛЕ БРИТАНСКОГО ДЕТЕКТИВНОГО СЕРИАЛА «ПУАРО» ПО ПРОИЗВЕДЕНИЯМ АГАТЫ КРИСТИ) Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

975
170
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
аудиовизуальный перевод / дублирование / субтитрирование / закадровое озвучивание / переводческие трансформации / audiovisual translation / dubbing / subtitling / voiceover / translation transformations

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Д Е. Ткаченко, Е А. Яновская

Данная статья посвящена проблеме аудиовизуального перевода и его главным особенностям: рассматривается определение аудиовизуального перевода, его самые популярные виды и переводческие трансформации. На материале телевизионного сериала «Пуаро» по произведениям Агаты Кристи анализируются виды аудиовизуального перевода, проводится их сравнение c целью выявления изменений, происходящих с текстом при переводе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOME FEATURE OF TRANSLATING ENGLISH-LANGUAGE SERIES (BASED ON THE BRITISH DETECTIVE SERIES ‘POIROT’)

The article touches upon the problem of audiovisual translation and its main features: the definition of audiovisual translation, its most popular types and transformations are considered. On the material of the television series "Poirot" based on the works of Agatha Christie, the types of audiovisual translation are analyzed and compared in order to identify the changes that occur with the text during translation.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ПЕРЕВОДА АНГЛОЯЗЫЧНЫХ СЕРИАЛОВ (НА МАТЕРИАЛЕ БРИТАНСКОГО ДЕТЕКТИВНОГО СЕРИАЛА «ПУАРО» ПО ПРОИЗВЕДЕНИЯМ АГАТЫ КРИСТИ)»

Международной научно-практической конференции (16-17 ноября 2020 г.).: сборник научных статей. Саратов: Издательство «Саратовский источник», 2020. 319 с. С.65.

4. Vermeer, H. J. 2000. «Scopos and Commission in Translational Action», in Lawrence Venuti (ed.), The Translation Studies Reader, London. New York: Routledge, 221 -32.

5. Рубцова К.Р., Курбанов И.А.Ирония в романах английского писателя-постмодерниста Малькольма Брэдбери и особенности её перевода на русский язык. // «Лингвистическое образование на современном этапе: российский и зарубежный опыт»: сборник научных статей и материалов международной конференции. Сургут, 11-12 апреля 2017 г. / отв. ред. И.А. Курбанов. Сургут, 2017. 440 стр. С.268-275.

6. Bradbury M. To the Hermitage / M. Bradbury. L.: Picador, 2000. 497 p.

7. БрэдбериМ.С. В Эрмитаж / М.С. Брэдбери. М.: ООО Издательство АСТ. 2003. - 509 с.

8. Nabokov Vladimir. Lolita. Paris: Изд-во: Everyman's Library, 1955. 188 p.

9. НабоковВ.В. Лолита. СПб.: Изд-во: «Азбука», 2014. 448 с.

Д.Е. Ткаченко, Е.А. Яновская

Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского

УДК 81

ОСОБЕННОСТИ ПЕРЕВОДА АНГЛОЯЗЫЧНЫХ СЕРИАЛОВ (НА МАТЕРИАЛЕ БРИТАНСКОГО ДЕТЕКТИВНОГО СЕРИАЛА «ПУАРО» ПО ПРОИЗЕДЕНИЯМ АГАТЫ КРИСТИ)

Аннотация. Данная статья посвящена проблеме аудиовизуального перевода и его главным особенностям: рассматривается определение аудиовизуального перевода, его самые популярные виды и переводческие трансформации. На материале телевизионного сериала «Пуаро» по произведениям Агаты Кристи анализируются виды аудиовизуального перевода, проводится их сравнение c целью выявления изменений, происходящих с текстом при переводе.

Ключевые слова: аудиовизуальный перевод, дублирование, субтитрирование, закадровое озвучивание, переводческие трансформации.

SOME FEATURE OF TRANSLATING ENGLISH-LANGUAGE SERIES (BASED ON THE BRITISH DETECTIVE SERIES 'POIROT')

Abstract. The article touches upon the problem of audiovisual translation and its main features: the definition of audiovisual translation, its most popular types and transformations are considered. On the material of the television series "Poirot" based on the works of Agatha Christie, the types of audiovisual translation are analyzed and compared in order to identify the changes that occur with the text during translation.

Keywords: audiovisual translation, dubbing, subtitling, voiceover, translation transformations.

В настоящее время на российском рынке появляется всё большее количество англоязычной кинопродукции, одной из главных составляющих успеха которой является качественный перевод. Это обуславливает востре-

бованность перевода фильмов на русский язык. В связи с этим, а также в связи с интересом российских зрителей к иностранной кинопродукции, аудиовизуальный перевод становится приоритетным направлением исследования.

Аудиовизуальный перевод, согласно мнению лингвиста К.Е. Костро-ва, представляет собой «перевод многомодальных и мультимедийных текстов на другой язык и их перенос в другую культуру» [1, с. 143]. Главной трудностью данного вида перевода является соотнесение визуального и вербального компонентов. Исследователи не относят аудиовизуальный перевод ни к устному, ни к письменному. Он находится «между» двумя этими понятиями. Е.Б. Иванова отмечает, что «важнейшей особенностью аудиовизуального перевода является то, что в создании нового текста участвуют не один, а несколько авторов. Переводчик должен передать общую точку зрения, что и представляет особую сложность» [2, с. 10].

Существует три основных вида перевода кинотекста: дублирование, субтитрирование и закадровый перевод. Дублирование представляет собой сложный процесс, основным признаком которого является синхронизм. Переводчику необходимо не только перевести текст, но и обеспечить синхронизм слоговой артикуляции актёров с видеорядом, сохранив при этом звучание отдельных реплик. Согласно мнению О.С. Ахмановой, «дублированный перевод - вид озвучивания, при котором звуковая дорожка фильма оригинального текста заменяется на звуковую дорожку с записью текста на языке перевода» [3, с. 132]. Дубляж — наиболее затратный и сложный вид аудиовизуального перевода, в то же время, наименее искажающий художественный замысел автора. По словам Р.А. Матасова, «при переводе с помощью дубляжа, переводчик должен полностью переосмыслить материал, создать текст с нуля, основываясь на параллельных смысловых потоках, таким образом, чтобы он подходил в ситуации другого языка и другой культуры» [4, с. 377].

В странах, где существуют несколько государственных языков, обычно используются субтитры. Говоря о субтитрировании, следует отметить, что данный вид аудиовизуального перевода является одним из самых популярных, поскольку он позволяет избежать больших денежных вложений и временных затрат. Из определения В.Е. Горшковой следует, что «субтитрированный перевод — это текстовое сопровождение видео на языке оригинала или переводное сопровождение» [5, с. 52]. С технической точки зрения субтитры намного легче внедрить в аудиовизуальное произведение, чем другие виды озвучивания, поскольку субтитры не требуют последующей передачи полученного текста перевода при помощи аудио дорожки, и достаточно лишь добавить текст перевода в аудиовизуальное произведение без замены оригинальной аудио дорожки.

Закадровый перевод является востребованным для телевизионных каналов, документальных фильмов и фильмов, не выходящих в кинопрокат, так как он намного дешевле дубляжа, и озвучивание можно сделать в более сжатые, чем дубляж, сроки. В этом случае голоса актёров, озвучивающих

442

персонажей кинофильма, накладывается на оригинальный текст. Согласно определению Л.Л. Нелюбина, «закадровый перевод — вид озвучивания, который осуществляется таким образом, чтобы перевод был слышен поверх иностранной речи» [6, с. 119]. Тот факт, что переведённая речь актёров озвучивания слышна поверх оригинальной звуковой дорожки произведения, является основным отличием закадрового перевода от дубляжа. А.В. Козуляев отмечает, что при закадровом переводе количество ограничений минимально и считает, что закадровый перевод можно анализировать как одну из разновидностей синхронного перевода [7, с. 10].

Перевод медиа продукции является культурным процессом. Для создания качественного и легко воспринимаемого текста, переводчику необходимо детально рассматривать цели и основной смысл оригинала, при этом работа должна соответствовать культурному и лингвистическому представлению целевой аудитории [8].

При переводе любого текста, в том числе и кинотекста, используются различные переводческие трансформации. В настоящее время существует много работ, посвященных переводоведению, которые касаются концепции трансформации и классификации перевода. Этой проблемы касались Комиссаров В.Н., Бархударов С.Г., Латышев В.В., Есин С.Н. и др. В данной работе мы будем опираться на классификации переводческих трансформаций В.Н. Комиссарова. Лингвист полагает, что «переводческие трансформации — это преобразования, с помощью которых можно сделать переход от единиц оригинала к единицам перевода, когда нет словарного соответствия или оно не может быть использовано по условиям контекста» [9, с. 170]. В соответствии классификацией В.Н. Комиссарова, существуют следующие виды трансформаций:

1) Лексические:

• калькирование;

• транскрипция;

• транслитерация.

К этой же категории учёный относит и лексико-семантические трансформации: конкретизацию, генерализацию и модуляцию.

2) Грамматические:

• членение;

• объединение;

• уподобление;

• грамматическая замена;

• дословный перевод.

3) Лексико—грамматические:

• антонимический перевод;

• целостное преобразование;

• описательный перевод;

• компенсация.

Также представляется обоснованным выделить переводческие трансформации, предложенные Л.С. Бархударовым: опущение и добавление. Эти приёмы часто используются при переводе аудиовизуальных текстов.

В качестве материала для исследования был выбран детективный телесериал «Пуаро» (англ. Poirot) производства британских медиакомпаний «Carnival Films», «London Weekend Television» (LWT) и «Picture Partnership Productions». Сериал снимался с 1989 по 2013 год по произведениям Агаты Кристи. История трансляций сериала считается одной из самых успешных в истории британского телевидения. Герой сериала — знаменитый бельгийский детектив Эркюль Пуаро, созданный одной из самых известных женщин —писательниц Агатой Кристи. В формате перевода был взят многоголосый закадровый перевод от студии «Нота». В данной статье проанализированы фрагменты, взятые из 4 серии 11 сезона сериала. Был выполнен сравнительно - сопоставительный анализ оригинального текста и текста перевода, а также выделены основные трансформации, использовавшиеся при переводе сериала. Результат сопоставительного анализа, показал процентное соотношение переводческих трансформаций, использованных в переводе (Рисунок 1).

Применение переводческих трансформаций

I Дословный перевод Добавления и опущения Членение предложений I Целостное преобразование I Компенсация

Рисунок 1 - Соотношение трансформаций в переводе

Как видно из диаграммы, наиболее используемыми трансформациями являются:

Оригинал Перевод

I was always glad that I was older than Leonora. Я всегда радовался, что я старше Леоноры.

Комментарий: в данном случае был использован прием синтаксического уподобления, при котором синтаксическая структура оригинального текста преобразуется в сходную структуру языка перевода, т.е. сохраняется порядок слов, языковые формы и смысл оригинального текста.

Целостное преобразование:

Оригинал Перевод

Never mind. Не обращайте внимания.

Комментарий: в данном примере, разговорная фраза на оригинальном языке не имеет общих семантических компонентов с русским языком, поэтому используется приём целостного преобразования, т.е. происходит переосмысление всего предложения.

Компенсация:

Оригинал Перевод

-Chisel? - Chisel fits the bill. - Лопатка? - Может быть.

Комментарий: при осуществлении перевода единиц исходного языка некоторые элементы смысла пропадают в оригинале, но они передаются в тексте перевода другим средством, что в данном случае обуславливает выбор переводчика. Перевод «Chisel fits the bill» был выполнен при использовании приёма компенсации и на переводимом языке передан как «может быть».

Добавление:

Оригинал Перевод

I shall spend today observing from the platform. Сегодня я буду весь день наблюдать за раскопками с помоста.

Комментарий: в данном примере в текст перевода добавляются лексические единицы для передачи подразумеваемых, но оставшихся невыраженными семантических компонентов оригинала.

Опущение:

Оригинал Перевод

Mind you, I once knew a Mrs. Jones who was Master of Hounds in the mile-ranked. Правда, я знал одну миссис Джонс.

Комментарий: в данном случае целая часть предложения оригинального текста является избыточной с точки зрения переводчиков.

Таким образом, перевод аудиовизуальных текстов - крайне востребованный в данный момент вид переводческой деятельности ввиду распространения и большой популярности киноискусства, а именно от качества озвучивания зависит восприятие переводных иностранных фильмов зрительской аудиторией. Основной особенностью этого вида перевода является синхронизация вербальных и невербальных компонентов, т.е. требуется ра-

бота не только с текстом, но и с изображением, звуком, передачей тональности, сохранением модальности [10]. Самыми распространенными и используемыми в мире видами аудиовизуального перевода являются субтитрирование, дублирование и перевод для закадрового озвучивания. Каждый вид имеет свои специфические особенности и применяется в зависимости от целей перевода и возможных ресурсов. Одно аудиовизуальное произведение может иметь несколько вариантов аудиовизуального перевода. При работе с аудиовизуальным текстом, перевод подвергается различным изменениям. Применение переводческих трансформаций необходимо при переводе, так как они позволяют зрителю лучше понять произведения или даже создать впечатление, что данный текст был изначально создан на языке перевода.

Список использованной литературы

1. Костров К.Е. Аудиовизуальный перевод: проблемы качества // Вестник ВолГУ. Сер. 9. Исследования молодых ученых. 2015. № 13. С. 142-146.

2. Иванова Е.Б. Интертекстуальные связи в художественных фильмах: авто-реф. Ульяновск, 2002. 24 с.

3. Ахманова О.С. Словарь лингвистических терминов. М.: Едиториал УРСС, 1966. 571 с.

4. Матасов Р.А. Перевод кино/видео материалов: лингвокультурологические и дидактические аспекты: дис. канд. филол. наук. М.: Гос. ун-т.им. Ломоносова, 2009 244 с.

5. ГоршковаВ.Е. Перевод в кино. Иркутск: МИГЛУ, 2006. 278 с.

6. Нелюбин Л.Л. История и теория перевода в России: М.: Изд-во МГОУ, 2003. - 140 с.

7. Козуляев А.В. Обучение динамически эквивалентному переводу аудиовизуальных произведений: опыт разработки и освоения инновационных методик в рамках школы аудиовизуального перевода // Вестник Пермского национального исследовательского политехнического университета. Проблемы языкознания и педагогики. 2015. № 3. С. 3-24.

8. Тупикова С.Е., Никитина Г.А. Язык как хранитель культуры// Предложение и слово. Межвузовский сборник научных трудов. Ответственный редактор О.В. Мякше-ва. 2006. С. 531-535.

9. Комиссаров В.Н.Современное переводоведение. М.: Высшая школа, 2002. -

157 с.

10. Тупикова С.Е. Когнитивное моделирование реализации эмоционального аспекта посредством модусной категории тональности // Язык и мир изучаемого языка. 2015. № 6. С. 109-114.

11. Скоромыслова Н.В. Теоретический аспект перевода художественных фильмов // Вестник Московского государственного областного университета. 2010. 153 с.

12. http://lelang.ru/english/series/puaro-agaty-kristi-na-anglijskom-s-subtitrami-11-

sezon/

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.