Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ПЕРЕДАЧИ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗА'

ОСОБЕННОСТИ ПЕРЕДАЧИ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗА Текст научной статьи по специальности «Гуманитарные науки»

CC BY
0
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
художественный образ / портрет / литературные приемы и формы / экзотизмы / литературные направления и течения / историческая эпоха. / artistic image / portrait / literary techniques and forms / exoticism / literary trends and trends / historical era.

Аннотация научной статьи по Гуманитарные науки, автор научной работы — Абдулхакимова Г. Т.

Цель статьи заключается в анализе художественных образов в литературных произведениях как возможность воссоздания в художественном тексте человека, его внутреннего психологического портрета, связанная с историческим развитием эпохи в том или ином временном пространстве. Такого рода исследование расширяет рамки изучения литературы и истории и создает почву для дальнейшего постижения художественного текста и художественного мира писателя. В отличие от других видов искусств, художественных произведениях автор способен через слова фиксировать человека в его движении, перемещении, переживания, показывать его различные эмоции, тем самым изображать способность героя выражать с помощью тела его отношение к миру, событиям, другим людям.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF THE TRANSFER OF AN ARTISTIC IMAGE

The purpose of the article is to analyze artistic images in literary works as an opportunity to recreate in a literary text a person, his internal psychological portrait, associated with the historical development of an era in a particular time space. This kind of research expands the scope of the study of literature and history and creates the basis for further comprehension of the literary text and the artistic world of the writer. Unlike other types of art, in works of art the author is able to record through words a person in his movement, movement, experiences, show his various emotions, thereby depicting the hero’s ability to express with the help of his body his attitude to the world, events, and other people.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ПЕРЕДАЧИ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗА»

УДК: 81'255.2

Абдулхакимова Г. Т.

Ассистент кафедры узбекского языка, педагогики и физической культуры Андижанский институт сельского хозяйства и агротехнологий

ОСОБЕННОСТИ ПЕРЕДАЧИ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗА

Аннотация. Цель статьи заключается в анализе художественных образов в литературных произведениях как возможность воссоздания в художественном тексте человека, его внутреннего психологического портрета, связанная с историческим развитием эпохи в том или ином временном пространстве. Такого рода исследование расширяет рамки изучения литературы и истории и создает почву для дальнейшего постижения художественного текста и художественного мира писателя. В отличие от других видов искусств, художественных произведениях автор способен через слова фиксировать человека в его движении, перемещении, переживания, показывать его различные эмоции, тем самым изображать способность героя выражать с помощью тела его отношение к миру, событиям, другим людям.

Ключевые слова: художественный образ, портрет, литературные приемы и формы, экзотизмы, литературные направления и течения, историческая эпоха.

Abdulkhakimova G.T.

Assistant of the Department of Uzbek Language, Pedagogy and Physical Culture Andijan Institute of Agriculture and Agrotechnology

FEATURES OF THE TRANSFER OF AN ARTISTIC IMAGE

Annotation. The purpose of the article is to analyze artistic images in literary works as an opportunity to recreate in a literary text a person, his internal psychological portrait, associated with the historical development of an era in a particular time space. This kind of research expands the scope of the study of literature and history and creates the basis for further comprehension of the literary text and the artistic world of the writer. Unlike other types of art, in works of art the author is able to record through words a person in his movement, movement, experiences, show his various emotions, thereby depicting the hero's ability to express with the help of his body his attitude to the world, events, and other people.

Key words: artistic image, portrait, literary techniques and forms, exoticism, literary trends and trends, historical era.

Введение. Художественный образ - это форма мышления в литературе, в которой перекрещиваются воображения и чувства при создании образа главного героя, описании его характера и образа жизни. Сложность в том, чтобы на основании фактов создать живой, неповторимый и сильный образ.

Любая художественная идея требует опредмечивания. Опредмечивание происходит за счет создания художественного произведения, которое существует во времени и пространстве. Оно должно быть объективно. Ни одно произведение не может существовать без создания художественного образа. Художественный образ в произведении передает историю человеческой жизни. Автор раскрывает при помощи образов свое отношение к поведению людей в различных обстоятельствах и пытается вызвать такое же отношение к ним у читателя при помощи средств выразительности, тем самым воссоздает образ действительности.

Объект исследования. Формы передачи художественного образа на разных этапах развития человечества принимает различные формы. Это происходит по двум причинам: изменяется сам предмет изображения (человек), изменяются и формы его отражения искусством. Отражении мира и изображение героев зависит от направления. Поэтому созданные герои художниками-реалистами, сентименталистами, романтиками, модернистами резко различаются друг от друга.

Художественный образ создается художниками: поэтами, писателями, живописцами, скульпторами, архитекторами. Но в каком-то смысле их сотворцами оказываются и те, кто читает об этих героях, то есть читатели, зрители, слушатели. Поэтому идеальный читатель не только воспринимает художественный образ, как передает художник слова, но и наполняет его своими собственными мыслями, ощущениями и эмоциями.

Целостная характеристика каждого отдельно взятого персонажа в литературе называется портретом. Если автор описывает особенности внешности, манеры поведения, привычки и образ жизни человека, значит он дает портрет героя. Портрет в литературе нужен для того, чтобы дать читателям представление о человеке, его внутреннем мире, отношениях с другими людьми.

Создавая портрет, автор дает характеристику каждому отдельному взятому персонажу. С помощью портрета героя читатель также может выражать свое личное отношение к персонажу: увидеть положительные или отрицательные качества персонажа, определить социальное и финансовое положение героя, понять мировоззрение человека, раскрыть внутренний конфликт героя, если у него противоречивая натура, проанализировать конфликт персонажа с другими людьми, акцентировать

внимание на контрасте между ними, прочувствовать внутренние переживания, страхи, увидеть мечты и стремления героя, суметь выразить симпатию или отвращение к отрицательному персонажу и понять, почему герой меняется в лучшую или худшую сторону на протяжении произведения. Читая художественное произведение, очень часто прослеживается, что портрет героя не всегда сопровождается авторскими комментариями. Потому что писатель предпочитает, чтобы читатель сам сделал выводы о персонаже. Поэтому во время чтения нужно уделять портрету особое внимание.

Не всегда черты внешности и внутренний мир персонажа совпадают, в зависимости от жанра и авторского стиля, целей, которые поставил перед собой писатель, они могут быть описаны по-разному. Существуют несколько видов портретов в художественной литературе. Одним из них является создание психологического портрета.

И это не просто описание внешности героя. Здесь изображается особенности внутреннего мира персонажа с помощью внешних черт.

Ярким примером для такого описания образа в русской литературе является Печорин, герой романа М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». Писатель делает акцент на неоднозначности образа. Молодой офицер, мыслями который может казаться древним стариком. Внешность Печорина и его мысли, поступки наглядно показывают противоречивость натуры. Офицер — человек неплохой, но все ему в жизни скучно, и по его вине страдают окружающие люди.

При создании Татьяны Лариной, героини романа в стихах «Евгений Онегин», Александр Пушкин использовал контрастный портрет. В восьмой главе произведения: «Но ей ничто не изменило: в ней сохранился тот же тон... у ней и бровь не шевельнулась, не сжала даже губ она». Здесь Татьяну автор сравнивает с неподвижной статуей, в которой совершенно нет никаких чувств. Но в финале девушка рыдает над письмом Онегина, где показываются ее подлинные эмоции. Такой резкий контраст в чувствах героини показывает, сколько страданий на самом деле пережила Татьяна, какая у нее нежная и ранимая натура.

Во многих произведения Льва Толстого встречам лейтмотивные описания героев. В таком варианте герой изображается понемногу на протяжении всего произведения. Автор акцентировать внимание на одних и тех же деталях несколько раз, чтобы они прочно ассоциировались у читателя с описанным персонажем. В романе-эпопее «Война и мир» автор регулярно упоминает о лучистых больших глазах княжны Марьи, подчеркивая ее красоту, немного широкий рот Наташи, обаятельной и живой, любознательной девушки. Наряду с этим автор описывает становление личности героя на протяжении всего времени действия произведения, подчеркивает его изменения в лучшую или

худшую сторону. Читатель видит изменения не только с внешним обликом, но и с внутренним миром персонажа.

Подробное изображение внешности героя в художественном произведении при первом его появлении в литературе называется экспозиционный портрет. При создании такого вида портрета, писатели акцентируют внимание читателей на тех деталях в облике персонажа, которые выдают в нем представителя конкретного социального слоя. Упоминаются особенности телосложения, жестов, мимики, стиля одежды и т. д.

Экспозиционное изображения внешности персонажа можно встретить у представителей «натуральной школы» середины XIX века в произведениях И. С. Тургенева, Ф. М. Достоевского, И. Гончарова и др. Они в деталях описывали мелких чиновников, купцов, разночинцев, чтобы в целом показать читателям особенности социальной группы, к которой принадлежит герой. Экспозиционное описание портрета больше всего присуще писателям-реалистам. Вот как описывает Гончаров своего Обломова: «среднего роста, приятной наружности», «с отсутствием сосредоточенности в чертах лица», «с лица беспечность переходила в позы всего тела», «мягкость... была выражением лица... души», «цвет лица... безразличный». Автор говорит вроде бы о привлекательном мужчине в самом расцвете сил, на самом деле он весь какой-то мягкий, неповоротливый, ни к чему не стремится и ничего не хочет. Обломов инфантилен и не имеет никаких жизненный целей. Его «ленивая» внешность доказывает безвольность характера молодого человека.

В литературе 19 века писатели широко использовали прием гротеска. Такой прием часто встречается в произведениях комедийно-фарсового характера. Создавая гротескного героя, автор внимание читателя акцентируется не на описании его духовного мира, а на материальное начало. Используя этот прием, писатель изображает человеческое тело с чрезмерно преувеличенной, причудливо- комической и нереалистично-фантастической форме. Образ персонажа не похож на общепринятые идеалы (стройной фигуры, привлекательного выражения глаз, правильных черт лица и т. д.). Часто встречаются слишком большие щеки, носы, животы, преподнесенные словно карикатурно.

Гротескное портретное описание использовал во всех своих произведениях Михаил Салтыков-Щедрин. В сказке «Дикий помещик» с первых строк можно увидеть образ помещика «И был тот помещик глупый, читал газету „Весть" и тело имел мягкое, белое и рассыпчатое». С помощью такого гротескного описания внешности героя автор подчеркивает его внутренние черты. Писатель очень ярко показал персонажа не только как глупого, но и ленивого, не привыкшего к тяжелой работ и предпочитающего вести праздную жизнь, наполненную приземленными удовольствиями.

Описав отдельные черты характера персонажа, показывая его жизненный образ, тем самым писатели создают правильный и четкий портрет. Но это недостаточно для полного раскрытия образа героя. Создать цельный и правдоподобный образ, который вызывает у читателя чувств такие как, симпатия, сострадание, восхищение, гнев, эмпатию и т. д. - вот основная задача автора.

В современной литературе многие авторы используют разные варианты введения портретных характеристик. Можно описать персонажа сразу, как только он появляется в произведении, или динамично, писатель открывает новые черты по ходу событий, так как он лучше пробуждает воображение читателя, и в процессе чтения человек не забывает важные детали.

Также используются длинные и краткие описания. Описывая не только внешность, но и образ жизни героя, его социальный статус, таланты, писатель использует первый вариант описания. Краткие описания должны быть более яркими, в них нужно акцентировать внимание читателя на самых запоминающихся деталях, используя цепкие сравнения и метафоры.

У любого героя, как и у обычного человека, есть свой смысл в жизни, который был создан для какой-то определенной цели. Он может проявить себя по-разному: желать славы, любви, профессиональной реализации, мира во всем мире или, напротив, мести, страданий других людей, незаконного обогащения. В этом отношении задача автора-показать читателям, что на самом деле хочет и к чему стремится персонаж, насколько важна для него поставленная цель.

Привычки - это самый распространенный прием, который писатели широко используют в своих произведениях, чтобы сделать портрет героя в литературе живым и естественным, наделяя их определенными привычками. Например, у него есть традиция пить кофе в определенном месте, перешагивать трещинки на асфальте, загадывать желание в 22:22, представлять себя героем фильма во время прогулок по городу.

В литературе есть образы, которые получили название «вечные» образы. Это персонажи литературных произведений, которые вышли за их рамки. Потому что похожих героев можно встретить в других произведениях писателей разных стран и эпох. Их имена стали нарицательными, а это значит, они употребляются в роли эпитетов, указывают на какие-то качества человека или литературного персонажа. Это, например, Фауст, Дон Жуан, Гамлет, Дон Кихот. Все эти персонажи утратили свое чисто литературное значение и приобрели общечеловеческое понятие. Они созданы очень давно, но снова и снова появляются в произведениях писателей, потому что в них выражено общезначимое, важное для всех людей характерные черты.

Немаловажное значение имеет и психология героя, совокупность средств, используемых в литературном произведении для изображения внутреннего мира персонажа его мыслей, чувств, переживаний. Это способ воспроизведения и осмысления характера героя, когда психологическое изображение становится основным. Мир, окружающий человека, формирует настроение и отражает его, влияет на поступки и мысли человека. Это детали быта, жилья, одежды, окружающая природа. Мимика, жесты, речь на слушателя, походка — все это внешние проявления внутренней жизни героя. Достоевский, например, в своем произведении «Преступление и наказание» описывал сны своего героя, которые являются важным средством определения психологии Раскольникова в романе, позволяющих автору глубже проникнуть в подсознание героя.

Пушкин был одним из первых, кто определил народность литературы.

Классики русской критики не относили к народности изображение только близких каждому писателю национальных характеров. Они допускали то, что, даже показывая жизнь другого народа, автор мог оставаться подлинно национальным, если смотрит на него глазами своего народа. Знаменитый критик Белинский говорил: «Истинно народным произведение может быть, если в нем полностью отражена эпоха».

Так или иначе в художественной литературе передается живой облик исторической эпохи в конкретных человеческих образах и событиях. Возникает лишь один вопрос, насколько верно и тонко художник понимает и изображает смысл исторических событий? Историзм присущ всем истинно художественным произведениям, независимо от того, изображают они современность или далекое прошлое. Примерами могут служить «Песнь о вещем Олеге» и «Евгений Онегин», «Капитанская дочка» Пушкина.

Вывод. Подводя итог ко всему сказанному, хотелось бы отметить, что в результате рассмотрения передачи образов в художественном произведении, используя разные тропы, приемы, можно отметить, насколько важное их значение для раскрытия художественной концепции человека, сформированной различными эпохами, литературными направлениями и течениями от сентиментализма, романтизма, реализма до модернизма и постмодернизма. Изучая характер и портрет героев, наблюдается, как через образ человека передается живой, настоящий облик определенной исторической эпохи.

Использованная литература:

1. Сапаров м. А. Словесный образ и зримое изображение (живопись — фотография — слово) //литература и живопись. — л.:наука, 1982.

2. Муталов И.Г. Художественные образы в поэзии. / ж. «Наука» 1986г.

3. Кривцун О.А. Эстетика; Громов Е.С. Начала эстетических знаний. мифтахетдина акмуллы // современные проблемы науки и образования. -2014. - № 6.; иг1: https://science-education.ru/ru/article/view?id=15825

4. Беляев н. И. Образ человека в изобразительном искусстве: индивидуальное и типичное / н. И. Беляев // вестник оренбургского государственного университета. — 2007.

5. Власов в. Г.. Художественное творчество, художественное мышление

6. https: //spravochnick.ru/literatura/literaturovedenie/hudozhestvennyy_obraz_v literaturovedenii/

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.