УДК 373.2
ОСОБЕННОСТИ ПЕДАГОГИКИ МНОГООБРАЗИЯ В ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ
УЧРЕЖДЕНИЯХ
А .С .Евдокимова
FEATURES OF THE PEDAGOGY OF DIVERSITY IN PRESCHOOL EDUCATIONAL INSTITUTIONS
A.S.Evdokimova
Институт непрерывного педагогического образования НовГУ, ann7891@yandex.ru
Раскрываются результаты исследования гетерогенной образовательной среды до школьных образовательных учреждений. Автор статьи рассматривает многообразие как данность любого общества, независимо от его культурно-исторических особенностей, социально-классовой структуры, государственного устройства и общественного строя. В статье рассматривается понятие педагогики многообразия, приводятся её центральные проблемы и методологические основы. Особое внимание уделяется характерным признакам многообразия в дошкольных образовательных учреждениях. Ключевые слова: многообразие, педагогика многообразия, первичные признаки разнообразия, вторичные признаки разнообразия, инклюзия
The article describes the results of the heterogeneous educational environment study in the preschool educational institution. The author considers diversity as a reality of any society, regardless of its historical and cultural features, socio-class, state structure and social system. The article discusses the concept of diversity pedagogy, reveals its central problems and methodological foundations. Special attention is paid to characteristic features of diversity in the preschool educational institution. Keywords: diversity, pedagogy of diversity, the primary signs of diversity secondary indicators of diversity, inclusion
Изменения в современном мире, связанные с глобализацией экономических и социально-политических процессов, предопределили смену образовательной парадигмы в XXI веке. Неразрывная связь качества образования и качества жизни в обществе позволяет рассматривать образование как одно из средств расширения возможностей детей и взрослых, являющихся активными преобразователями своих социумов. Обучение при этом охватывает все ценности, дающие людям возможность научиться «жить вместе» в таком мире, который характеризуется плюрализмом и многообразием [1]. Многообразие присутствует в любом обществе, независимо от его культурно-исторических особенностей, социально-
классовой структуры, государственного устройства, общественного строя. Категорию «многообразие» следует понимать не как индивидуальную выразительность или ботаническую пестроту окружающего нас ландшафта, но как множественность самих ландшафтов, социальных реальностей, культур [2].
Многообразие людей и культур не подвергается оценке, а рассматривается как данность, существующая в каждом обществе. Только в том случае, если различия выстраиваются в иерархию, если их начинают делить на хорошие и плохие, если они становятся политикой группы или воспринимаются как помеха, тогда они становятся проблемой. И даже если человек ощущает себя более комфортно в однород-
ной среде, в большинстве сфер жизнедеятельности мы сталкиваемся с многообразием и должны констатировать, что многообразие и плюрализм сегодня являются во всем мире актуальными политическими, экономическими и социокультурным императивами. Поэтому принцип идеологического и политического многообразия закреплен в законодательстве многих стран. Идеологическое многообразие означает возможность нормального сосуществования в обществе различных (в том числе прямо противоположных) философских, политических, правовых, экономических, религиозных взглядов, идей, теорий. Каждый вправе (самостоятельно или совместно с другими лицами) свободно создавать, распространять, защищать свои взгляды и идеи, поэтому принцип идеологического многообразия находится в основе развития неотъемлемых прав человека на свободу мысли, слова, информации, совести, вероисповедания. Многообразие человека неразрывно связано с его индивидуальностью и идентичностью. Понимание многообразия индивидов в различных средах является основой продуктивного сотрудничества людей. Способы восприятия, мышления и оценочной деятельности индивидов зависят от культурного уровня, а понимание смыслов от характера их взаимодействия в социуме. Фактические различия индивидов не всегда социально значимы, поскольку они зависят от господствующего типа культуры. Различия могут восприниматься как норма или, наоборот, рассматриваться как отхожде-ние от нормы. Так, в обществе, где мало инвалидов, инвалидность рассматривается иначе, чем в команде паралимпийцев. Здесь инвалидность воспринимается как априори существующая и само собой разумеющаяся данность, которая больше не выступает как признак различия [3].
Разговор о многообразии в образовательном учреждении целесообразно вести в контексте дифференциальной психологии, психологии способностей, теории когнитивных моделей интеллекта [4]. Развитию идей педагогики многообразия в России способствовали не только научные исследования, но и ряд федеральных и региональных программ, а также многочисленные образовательные проекты, направленные на формирование толерантности у учащейся молодежи. Центральной проблемой педагогики многообразия является проблема определения критериев выделения групп учащихся, разработка содержания, принципов, методов, форм работы с данными группами с целью их адаптации в современном социуме.
Авторы пособия «Педагогика многообразия» к критериям многообразия в условиях развития современного общества относят виды и уровни одаренности детей; виды девиации детей из неблагополучных семей; виды физических отклонений детей; виды поликультурных различий детей; инклюзивное образование. По мнению ученых, методологическими основами педагогики многообразия являются следующие идеи:
— формирование гражданина планеты Земля, способного обеспечивать устойчивое общественное развитие человечества и своей страны;
— построение образовательного процесса в соответствии с возрастными, половыми, этническими
и другими специфическими индивидуальными особенностями учащихся;
— учащийся становится субъектом своего собственного развития, рассматривается как самоценная личность;
— обучение осуществляется через потребности, возможности, интересы и опыт школьников;
— усвоение знаний, умений, навыков из цели образования превращается в средство развития способностей и важных личностно и социально значимых качеств;
— создание определенной, личностно-значимой культурной среды в учреждении образования и на занятии;
— критерий ценности учителя не в том, что он больше знает, а в том, что умеет организовать процесс саморазвития учащегося и самого себя [5].
Известный исследователь феномена «многообразие» R.Thomas, являющийся первопроходцем теории менеджмента многообразия, рассматривает гетерогенные коллективы сотрудников без опоры на классические отличительные признаки: раса и пол. Ученый отмечает, что многообразие включает множество признаков. Нельзя ограничиваться только расой и полом. Есть еще такие признаки, как возраст, индивидуальные и корпоративные ценности, образование, функции и особенности личности. Следует обратить также внимание на жизненный стиль, сексуальные предпочтения, малую родину, связь с организацией, социальный статус, управляемость и неуправляемость. R.Thomas предпринимает попытку разделить отличительные признаки на две категории: видимые признаки, лежащие на поверхности (такие как возраст или раса), и признаки, которые не так легко увидеть: образование, жизненный стиль, сексуальная ориентация, жизненные ценности и т.д. Согласно концепции R.Thomas, многообразие включает не только различие, но и сходство. В этом плане он указывает на два уровня, на которых может исследоваться многообразие. Это индивидуальные признаки на микроуровне и общие черты людей на макроуровне [6].
Опираясь на исследования R.Thomas, можно выделить важные признаки многообразия. К первичным признакам многообразия относятся «врожденные» различия или те, которые имеют стойкое влияние на человека на протяжении всей его жизни. К первичным различиям относятся возраст, национальность, пол, физические возможности, раса и сексуальная ориентация. Данные характеристики являются ключевыми элементами для формирования имиджа и мировоззрения индивида. Вторичные признаки многообразия приобретаются и могут изменяться в течение жизни индивида. Они менее влиятельны, чем первичные, но оказывают серьезное воздействие на самосознание и мировоззрение человека, а также на восприятие его окружающими [3].
В ходе проведения исследования по выявлению признаков многообразия в дошкольном образовательном учреждении (ДОУ) было установлено, что к первичным признакам многообразия детей относятся: пол, возраст, национальность, физические воз-
можности. Вторичные признаки многообразия приобретаются ребёнком, как правило, вследствие семейного воспитания, а также в процессе обучения и развития в дошкольных образовательных организациях.
В настоящее время особое значение в организации дошкольного образования имеет Государственный Образовательный Стандарт Дошкольного Образования. Данный документ разработан на основе Конвенции ООН о правах ребёнка, Конституции Российской Федерации, законодательства Российской Федерации и обеспечивает возможность учёта региональных, национальных, этнокультурных и других особенностей народов Российской Федерации при разработке и реализации образовательных программ. Стандарт дошкольного образования ориентирует на социализацию и индивидуализацию развития ребёнка в возрасте от 2 месяцев до 8 лет. При этом в качестве ведущей стратегии в организации образовательной деятельности детей дошкольного возраста разных групп рассматривается инклюзивное образование. В современном образовании инклюзия рассматривается как реализация права любого ребенка на качественное образование и создание условий для реализации этого права. Это должен быть продуманный и чётко спланированный педагогический процесс, не ущемляющий права ни одной из групп учащихся. Инклюзивное образование предполагает создание необходимых условий для развития и воспитания в дошкольных образовательных учреждениях всех детей, в том числе и тех, кто имеет особые образовательные потребности. Следует отметить, что к детям с особыми образовательными потребностями относятся не только учащиеся с проблемами со здоровьем, но и те, кто, так или иначе, отличается от большинства воспитанников: говорящие на других языках, имеющие другой стиль жизни, способности к обучению. Кроме того, среди воспитанников дошкольных образовательных организаций обязательно есть дети, чей темп развития опережает обычный, «нормальный» для того или иного возраста. Индивидуальный и дифференцированный подходы могут обеспечить для одарённых детей лучшие условия развития, поскольку предполагают возможность обучения по персональному учебному плану и гибкость в использовании педагогических подходов.
Проведенный анализ многообразия в дошкольных образовательных учреждениях позволил нам выделить ряд его характерных признаков: различные типы семей и семейного воспитания, вариативность видов дополнительного образования, принадлежность детей к разным религиям, различная степень одаренности. Раскроем данные признаки.
Социальная политика в России в последнее десятилетие имеет направленность на повышение демографической ситуации в стране. В настоящее время можно наблюдать увеличение процента многодетных семей. Безусловно, это является положительной тенденцией, но дети из таких семей имеют некоторые психологические особенности, а именно: более низкую самооценку по сравнению с другими детьми, более высокую самостоятельность, но при этом низкий
уровень воли и настойчивости. Психологическими исследованиями установлена взаимосвязь между типом семейного воспитания и психическими свойствами ребёнка. Так, авторитарный тип семейного воспитания формирует неуверенность в себе у детей, они беспрекословно слушаются родителей и испытывают страх перед ними. В будущем такие люди чаще всего оказываются несамостоятельными, робкими, замкнутыми. Дети, развивающиеся в авторитетном типе семейного воспитания, воспринимаются окружающими как ответственные, прислушивающиеся к советам старших в отличие от детей, воспитывающиеся в семьях с либеральной моделью отношений, где последние являются зачастую агрессивными и импульсивными. Сегодня в обществе в равной степени встречаются все три типа семейного воспитания.
В настоящее время в российском образовании всё в большей степени прослеживается вариативность видов дополнительного образования детей. На современном этапе реализации ФГОС ДО в дошкольных образовательных учреждениях увеличивается спектр предлагаемых дополнительных услуг, а именно кружков и секций по интересам. Воспитанникам ДОУ предоставляется возможность получать дополнительное образование, удовлетворять потребность в реализации своих творческих способностей, занятиях физкультурой и спортом и т.д. Таким образом формируются группы обучающихся по тематической направленности, в которых учитываются педагогические и психологические особенности развития каждого ребенка. Дети, получающие такую возможность, демонстрируют уважение к своей семье, родителям, другим родственникам и окружающим их людям, а также к тем, кто от них отличается.
За последние несколько лет контингент детей посещающих детский сад претерпел значительные изменения. В связи с осложнившейся политической ситуацией увеличился приток в Россию семей из ближнего зарубежья. В результате, в одной группе дошкольного образовательного учреждения довольно часто стали встречаться дети разных национальностей и приверженные различным религиям. В связи с этим, актуальным является раннее воспитание толерантности у воспитанников ДОУ.
Одаренные дети выделяются среди своих сверстников своим высоким уровнем развития способностей. Процент одаренных детей, с точки зрения психологов, высок именно в дошкольном возрасте. Одарённый ребёнок нуждается в особой образовательной программе или услуге, формирующий знания и умения, выходящие за рамки тех, которые в норме обеспечиваются обычными образовательными программами, с целью обеспечения их вклада в собственное развитие и в развитие общества. Поэтому в настоящее время наблюдается положительная тенденция в области подготовки педагогов дошкольных образовательных учреждений к работе с данной группой детей.
Рассмотрев характерные признаки многообразия в ДОУ, можно сделать следующий вывод. Многообразие в дошкольном образовательном учреждении необходимо рассматривать в контексте дифференциальной психологии и психологии способностей,
теории когнитивных моделей интеллекта, влияния окружающей среды на особенности психического развития ребёнка дошкольного возраста. Особенностью данного подхода является то, что он позволяет выделить различные группы обучающихся с первичными и вторичными признаками разнообразия, установить закономерности. Возможность эффективной реализации целенаправленных психолого-педагогических мер поддержки таких групп зависит от целого ряда факторов, основным из которых является подготовка педагогов к организации продуктивного взаимодействия с детьми в условиях многообразия.
1. Образование для всех: выполнение наших коллективных обязательств // Декларация Всемирного Форума ЮНЕСКО по образованию в Дакаре. 26—28 апреля 2000 года. Дакар, 2000. 6 с.
2. Большой коммерческий словарь / Под ред. Т.Ф.Рябовой. М: «Война и мир», 2008. 399 с.
3. Менеджмент многообразия: учеб. пособие / М.Н.Певзнер, П.А.Петряков, И.А.Донина, В.В.Стадник, У.Альгермиссен. Великий Новгород, 2017. 451 с.
4. Дружинин В.Н. Психология общих способностей. 3-е изд. СПб.: Питер, 2007. 368 с.
5. Педагогика многообразия: учебное пособие / О.Грауманн, В.Гребенникова, М.Емельянова, Г.Нестеренко и др.; под общ. ред. Г.Нестеренко; науч. ред. С.Цымбал. Херсон: ОЛДИ-ПЛЮС, 2016. 420 с.
6. Менар К. Экономика организаций: пер. с франц. / Под ред. А.Д.Худокормова. М.: Инфра-М, 1996. 160 с.
References
1. Obrazovanie dlya vsekh: vypolnenie nashikh kollektivnykh obyazatel'stv [Education for all: meeting our collective commitments]. Deklaratsiya Vsemirnogo Foruma YuNESKO po obrazovaniyu v Dakare. 26—28 aprelya 2000 goda. Dakar, 2000. 6 p.
2. Ryabova T.F., ed. Bol'shoy kommercheskiy slovar' [Large commercial dictionary]. Moscow, 2008. 399 p.
3. Pevzner M.N. et al. Menedzhment mnogoobraziya: ucheb. posobie [Management of diversity: proc. manual]. Velikiy Novgorod, 2017. 451 p.
4. Druzhinin V.N. Psikhologiya obshchikh sposobnostey [Psychology of General abilities]. Saint Petersburg, 2007. 368 p.
5. Graumann O. et al. Pedagogika mnogoobraziya: uchebnoe posobie [Pedagogy of diversity: a textbook]. Kherson, 2016. 420 p.
6. Menar K., Khudokormov A.D. (ed.). Ekonomika organizatsiy [Economics of organizations]. Moscow, 1996. 160 p.