Научная статья на тему 'Особенности педагогических подходов и принципов при формировании интеллектуальной компетентности школьников'

Особенности педагогических подходов и принципов при формировании интеллектуальной компетентности школьников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
648
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ОРГАНИЗАЦИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ / INTELLECTUAL COMPETENCE / INTELLECTUAL ACTIVITY ORGANIZATION / PEDAGOGICAL APPROACHES / PEDAGOGICAL PRINCIPLES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Марчук Елена Григорьевна

Представлены результаты экспериментального исследования процесса формирования интеллектуальной компетентности школьников в образовательном процессе. Установлены и показаны взаимосвязи педагогических подходов и принципов, обеспечивающие эффективное формирование интеллектуальной компетентности учащихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Марчук Елена Григорьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Features of Pedagogical Approaches and Principles at School Children Intellectual Competence Formation

The results of an experimental research of the process of school children intellectual competence formation in educational process are presented. The correlation between pedagogical approaches and principles that ensure the efficient formation of school children intellectual competence is defined and shown.

Текст научной работы на тему «Особенности педагогических подходов и принципов при формировании интеллектуальной компетентности школьников»

9. Сластенин В. А. Формирование личности учителя советской школы в процессе профессиональной подготовки. М., 1976.

10. Калмыкова З.И. Обучаемость и принципы построения методов ее диагностики. М., 1975.

11. Яковлева Н.М. Подготовка студентов к творческой воспитательской деятельности. Челябинск, 1991.

12. Узнадзе Д.Н. Общее учение об установке: хрестоматия по психологии. М., 1987.

13. Шадриков В.Д. Новая модель специалиста: инновационная подготовка и компетентност-ный подход // Высшее образование сегодня. 2004. № 8. С. 26-31.

E.G. Marchuk Features of Pedagogical Approaches and Principles at School Children Intellectual Competence Formation

The results of an experimental research of the process of school children intellectual competence formation in educational process are presented. The correlation between pedagogical approaches and principles that ensure the efficient formation of school children intellectual competence is defined and shown.

Key words and word-combinations: intellectual competence, intellectual activity organization, pedagogical approaches, pedagogical principles.

Представлены результаты экспериментального исследования процесса формирования интеллектуальной компетентности школьников в образовательном процессе. Установлены и показаны взаимосвязи педагогических подходов и принципов, обеспечивающие эффективное формирование интеллектуальной компетентности учащихся.

Ключевые слова и словосочетания: интеллектуальная компетентность, организация интеллектуальной деятельности, педагогические подходы, педагогические принципы.

УДК 373+371.3 ББК 74.2+74.202

Е.Г. Марчук

ОСОБЕННОСТИ

ПЕДАГОГИЧЕСКИХ

ПОДХОДОВ И ПРИНЦИПОВ

ПРИ ФОРМИРОВАНИИ

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ

КОМПЕТЕНТНОСТИ

ШКОЛЬНИКОВ

^^уть современного полного общего среднего образован ия состоит в формировании у школьника итоговой способности к самостоятельной интеллектуальной деятельности. Школа оказывается обязанной заботиться о жизненном успехе и благополучии своего выпускника в современном обществе [1]. В связи с этим теория компетенций, лежащая в основе компетентностного подхода, становится все более актуальной для мировой педагогической науки и практики. Соответственно образовательный процесс организуется на ценностях самостоятельной интеллектуальной деятельности и творческой реализации личности.

Однако, как показывает практика, в школе все еще доминирует ориентация на обучение с целью формирования знаний, умений, навыков. По-прежнему главное внима-

120 2011 • ВЕСТНИК ПАГС

ние уделяется предметной стороне, основывающейся на репродуктивных методах работы учителя с учащимися. Формы организации учебного процесса и взаимодействия между его участниками в недостаточной степени способствуют приобретению опыта самостоятельной интеллектуальной деятельности.

Изучение психолого-педагогической литературы и анализ опыта работы показали, что интеллектуальная компетентность не может быть изолирована от конкретных условий ее реализации. О ее развитии имеет смысл говорить только тогда, когда она проявляется в какой-либо ситуации, предполагающей мобилизацию способностей, настроенных на условия конкретной деятельности [2, с. 156]. На наш взгляд, формирование интеллектуальной компетентности школьника более эффективно, если творчески и последовательно применять комплекс соответствующих педагогических подходов и принципов.

До настоящего времени не выработано общеупотребимого определения интеллектуальной компетентности. По нашему мнению, под интеллектуальной компетентностью можно предложить понимать способность и готовность учащегося к пониманию специфики своих мыслительных операций, а также стремлению их оттачивать и совершенствовать; выполнению заданий, требующих креативного подхода в их решении; совершению операций анализа и синтеза; произведению логических умозаключений; оперированию отвлеченными понятиями; структурированию поступающей информации.

Процесс формирования интеллектуальной компетентности, по нашему убеждению, будет результативным, если в его основу положено взаимодействие системного, деятельностного, личностно-ориентированного, средового и компе-тентностного педагогических подходов.

Системный подход выступает общенаучной основой исследования. Он обеспечивает рассмотрение организации процесса и результата деятельности по формированию интеллектуальной компетентности обучающихся как педагогической системы, в состав которой входят смысловые компоненты, объединенные между собой связями и системообразующими факторами. Педагогическая система формирования компетентностей обучающихся является подсистемой современного общего образования, воплощая в себе основные его системообразующие факторы и особенности и обусловливая возможности конструктивного изменения с сохранением системного единства.

Деятельностный подход обеспечивает становление личности обучающегося, требует учитывать закономерности и характер ведущих видов деятельности, способствующих возникновению психических новообразований личности. В рамках гуманистической парадигмы образования он обусловливает активную позицию педагога в направлении формирования у обучающихся интеллектуальной компетентности [3]. Адресованные школьнику вопросы, замечания, задания стимулируют его активность, поддерживают и направляют учебную деятельность без излишнего фиксирования ошибок, промахов, неудачных действий.

Личностно-ориентированный подход служит конкретно-научной основой образовательного процесса и предполагает выявление практических аспектов решения изучаемой проблемы с ориентацией на разработку специального про-

2011 • ВЕСТНИК ПАГС 121

ектирования формирования интеллектуальной компетентности обучающихся. Этот подход позволяет осуществить построение данного процесса на основе принятия личности обучающегося как наивысшей ценности, обеспечения учета возрастных и индивидуальных особенностей обучающегося, определения специфики роли и места субъектов образования [4].

Средовой подход основан на понимании образования сквозь призму условий, необходимых для становления человека. В связи с этим следует рассматривать среду школы как фактор образования и развития обучающихся. Этот подход позволяет определить организационно-педагогические условия, при которых процесс формирования интеллектуальной компетентности обучающихся будет протекать эффективно.

Компетентностный подход используется в качестве важнейшего критерия отбора содержания образования и разработки учебных программ с ориентацией на формирование у обучающихся ключевых компетентностей. Ориентирующие педагогов на компетентностный подход к организации учебного процесса цели образования предполагают смену требований к существующим образовательным технологиям и критериям оценки результатов обучения. Для педагогов набор ключевых учебных компетентностей выступает в роли ориентира при разработке учебно-методических комплексов и построении образовательного процесса в компетентностном формате.

Перечисленные педагогические подходы определяют ключевые педагогические принципы: преемственности, мотивации учения и труда, гуманизации, культуросообразности, единства и непротиворечивости действий учебного заведения и образа жизни обучаемого.

Принцип преемственности призван разрешать противоречия между необходимостью обеспечения целостности общего образования и дискретным характером обучения. Под преемственностью большинство исследователей понимают передачу чего-либо от предшествующего к последующему. Сущность поступательной преемственности при обучении заключается в преобразовании настоящего и обосновании программы будущего с опорой на прошлое. Поскольку единый процесс обучения является механизмом осуществления преемственности поколений в различных областях, то успешно может протекать лишь при соблюдении преемственности между его отдельными этапами и составными частями.

Принцип преемственности обучения обусловлен объективно существующими этапами познания, взаимосвязью чувственного и логического, рационального и иррационального, сознательного и бессознательного. Преемственность касается содержания обучения, его форм и способов, стратегий и тактик взаимодействия субъектов в учебном процессе, личностных новообразований обучаемых. Она позволяет объединить отдельные учебные ситуации в единый целостный учебный процесс постепенного освоения закономерных связей и отношений между предметами и явлениями мира. В каждый временной интервал обучения педагог решает конкретные задачи, связь и преемственность которых создают условия для перехода учащихся от простого к более высокому уровню интеллектуальной компетентности.

122 2011 • ВЕСТНИК ПАГС

Последовательность в обучении позволяет разрешить противоречие между необходимостью формирования системы знаний, умений и навыков по предметам и целостного концептуального видения мира. Прежде всего это обеспечивается системным построением программ и учебников с учетом внутри- и межпредметных связей. Системный подход к обучению позволяет более четко структурировать учебный материал, создать комплекты учебных и наглядных пособий по изучаемым учебным предметам. Системное структурирование требует вычленения в изучаемом материале ведущих понятий и категорий, установления их связей с другими понятиями.

В образовательной практике принцип преемственности реализуется в процессе тематического планирования, когда педагог намечает последовательность изучения отдельных разделов, тем, вопросов, отбирает содержание, намечает систему уроков и других форм организации процесса обучения, планирует усвоение, повторение, закрепление материала и формы контроля. При поурочном планировании учитель располагает содержание темы таким образом, чтобы исходные понятия изучались ранее, а интеллектуальные задания следовали бы за изучением теории.

Принцип мотивации подразумевает создание педагогической системы, побуждающей школьников к активности, расширению коммуникативных навыков взаимодействия. Выполнение требований принципа мотивации учения создает такие условия, при которых потребность учеников в знаниях опережает процесс их приобретения, а формирование у учащихся знаний и умений происходит осознанно. Важно понимать системообразующую роль школьника в организации учебно-воспитательного процесса на всех уровнях, поэтому принцип мотивации наиболее успешно воплощается, если педагог применяет в своей деятельности личностно-ориентированный подход.

Формированию интеллектуальной компетентности школьников содействует выполнение требований принципа гуманизации образования, который включает в себя в первую очередь гуманное отношение к личности школьника, а также уважение его прав и свобод. Смыслобразующей функцией педагогической деятельности в соответствии с данным принципом становится развитие школьника, своеобразие и неповторимость его личности как субъекта познания, общения, деятельности. По очевидной причине наиболее полноценное раскрытие принципа гуманизации образования происходит в случае применения личностно-ориентированного подхода в обучении. Настоящей проблемой является практическое воплощение данного принципа в работе не только педагогических коллективов, но и каждого педагога в отдельности.

Принцип культуросообразности предполагает максимально использовать при формировании интеллектуальной компетентности культуру той среды, в которой находится учебное заведение. Таким образом, наиболее полно он раскрывается в средовом подходе.

Реализация принципа единства и непротиворечивости действий учебного заведения и образа жизни школьников должна привести к повышению взаимной ответственности педагогов и их учеников за результаты формирования интеллектуальной компетентности, установлению прочных связей и отноше-

2011 • ВЕСТНИК ПАГС 123

ний между всеми сферами жизнедеятельности учащихся. Глубже понять этот принцип позволяет деятельностный подход. Сам же принцип направлен на организацию комплексного педагогического процесса, а также установления связей между всеми сферами жизнедеятельности учащихся.

Как представляется, использование перечисленных педагогических подходов и принципов обеспечивает формирование высокого уровня интеллектуальной компетентности школьников. Это подтверждается экспериментальным исследованием, которое проводилось на уроках биологии в гимназии № 5 г. Саратова.

В педагогическом эксперименте принимали участие учащиеся 10-11-х классов. Эксперимент осуществлялся в естественных условиях в рамках текущего учебного процесса и состоял из двух этапов: констатирующего и формирующего.

Для анализа результатов проводилась диагностика уровня формирования интеллектуальной компетентности у школьников в образовательном процессе. Она позволила сделать предположение, что на момент проведения констатирующего этапа эксперимента учащиеся обеих групп (экспериментальной и контрольной) в основной своей массе были на одном уровне формирования интеллектуальной компетентности - репродуктивном.

Повторная диагностика показала, что в экспериментальной группе процент учащихся с репродуктивным уровнем формирования интеллектуальной компетентности стал значительно ниже, чем в контрольной (экспериментальная группа - 3%, контрольная группа - 78%). Процент учащихся с креативным уровнем сформированности интеллектуальной компетентности в экспериментальной группе оказался значительно больше, чем в контрольной (82% против 2%). Результаты сравнения уровней формирования интеллектуальной компетентности учащихся экспериментальной и контрольной групп представлены в таблице.

Динамика формирования интеллектуальной компетентности школьников в образовательном процессе, %

Уровень сформированное™ Экспериментальная группа (53 человека) Контрольная группа (54 человека)

Констатирующий эксперимент Формирующий эксперимент Констатирующий эксперимент Формирующий эксперимент

Репродуктивный 85,0 3,0 79,4 78,0

Эвристический 13,0 15,0 19,6 20,0

Креативный 2,0 82,0 1,0 2,0

Из данных, полученных в результате констатирующего и формирующего экспериментов, наглядно видно, что в экспериментальных классах произошел рост показателей, определяющих интеллектуальную компетентность школьников в образовательном процессе. Наше исследование доказало эффективность и перспективность выделенных педагогических подходов и принципов к процессу формирования интеллектуальной компетентности школьников.

124 2011 • ВЕСТНИК ПАГС

К.С. Кузнецова

Библиографический список

1. Бермус А.Г. Критерии качества непрерывного образования // Славянская педагогическая культура. 2003. № 2. С. 129-131.

2. Холодная М.А. Психология интеллекта: парадоксы исследования. 2-е изд. СПб., 2002.

3. Бондаревская Е.В. Воспитание как возрождение гражданина, человека культуры и нравственности // Деятельностный подход в психологии: проблемы и перспективы: сб. науч. трудов / Ростовский гос. пед. ун-т. Ростов н/Д, 1995. С. 8-9.

4. Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе // Советская педагогика. 1996. № 9. С. 5-6.

K.S. Kuznetsova

The Model of Schoolchildren

Pedagogical Support

in the Development

of Emotional Intelligence

The importance of pedagogical support of schoolchildren emotional intelligence formation in the context of modern society is shown. Stages of such pedagogical support, as well as criteria and indicators of children's emotional intelligence correlated with their corresponding levels are presented.

Key words and word-combinations: еmotional intelligence, pedagogical support, formation, stages, criteria, indicators.

Показана значимость педагогического сопровождения процесса формирования эмоционального интеллекта школьников. Представлены этапы подобного сопровождения, а также критерии, показатели эмоционального интеллекта детей, соотнесенные с соответствующими им уровнями.

Ключевые слова и словосочетания: эмоциональный интеллект, педагогическое сопровождение, формирование, этапы, критерии, показатели.

УДК 371.4 ББК 74.200

К.С. Кузнецова

МОДЕЛЬ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО

СОПРОВОЖДЕНИЯ

ШКОЛЬНИКОВ

В ПРОЦЕССЕ РАЗВИТИЯ

ЭМОЦИОНАЛЬНОГО

ИНТЕЛЛЕКТА

настоящее время многих исследователей в области педагогики и психологии привлекает к себе проблема связи чувств и разума, эмоционального и рационального, их взаимодействия и взаимовлияния.

Традиционно считалось, что совершенствование умственного развития индивида является залогом его благополучия в жизни, поэтому основное внимание уделялось академическим знаниям, повышению уровня Ю -коэффициента умственного развития человека. Однако в настоящее время наряду с академическим интеллектом выделяют интеллект эмоциональный, позволяющий человеку с помощью грамотного управления эмоциональной сферой положительно влиять на собственную социальную адаптацию и достижение намеченного. Согласно исследованиям современных ученых (И.Н. Андреева, Р. Бар-

2011 • ВЕСТНИК ПАГС 125

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.