ОСОБЕННОСТИ ОЦЕНКИ СТОИМОСТИ СТРОИТЕЛЬСТВА МОРСКИХ И РЕЧНЫХ СУДОВ НА ОСНОВЕ ЗАТРАТНОГО ПОДХОДА
Лазарев А.Н., д.т.н., профессор, СПГУВК Буянова Л.Н., д.э.н., профессор
Рассматриваются особенности расчета рыночной, восстановительной и строительной стоимости морских судов. Приводится алгоритм расчета строительной (полной восстановительной) стоимости судов различными методами: индексным, калькуляционным, по весовым нагрузкам и по судну-аналогу.
Ключевые слова: рыночная стоимость, стоимость постройки судна, методы расчета стоимости.
FEATURES OF THE CONSTRUCTION COST ESTIMATES OF SEA AND RIVER VESSELS BASED ON THE COST APPROACH
Lazarev A., Doctor of Techniques, Professor, SPGUVK Buyanova L., Doctor of Economics, Professor
The features of the calculation of the market value, replacement cost and construction costs of sea and inland vessels are reviewed. An algorithm for calculating of the construction costs (complete replacement cost) of vessels in different ways: an index method, calculation approach, and the method of the weight loads on the ship-analogue.
Keywords: market value, the cost of construction of the vessel, the methods to calculate the cost of the vessel
Рассмотрим область применения и ограничения затратного подхода при определении рыночной стоимости такого специфического вида недвижимости «по закону», к которому относятся морские и речные суда и другие плавучие технические средства. Для недвижимости рыночная стоимость при применении затратного подхода определяется как:
РС = СС - НИ + С_
а для новой недвижимости:
РС(нов) = СС + С3
где СС - стоимость строительства недвижимости
C3 - стоимость земли.
Первой, основной особенностью по оценке рыночной стоимости судов является то, что отпадает необходимость определять стоимость участка земли, как свободного, а стоимость судна рассматривать только как стоимость строительства «улучшения», которым будет являться само судно. Таким образом, задача сводится к оценке рыночной стоимости строительства судна, которая, согласно многим нормативным документам последних лет является основным видом стоимости, используемым при осуществлении оценочной деятельности. Согласно последнего нормативного документа [1] «При определении рыночной стоимости объекта оценки определяется наиболее вероятная цена, по которой объект оценки может быть отчужден на дату оценки на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величину цены сделки не отражаются какие - либо чрезвычайные обстоятельства».
Практически аналогичные определения содержания понятия «рыночная стоимость» даются и в других нормативных документах [2,3,4,5,6].
При оценке рыночной стоимости объекта оценки применяются три подхода: затратный, рыночный и доходный, причем затратный подход основывается на предварительном определении «восстановительной» или «заменяющей» (стоимости замещения) стоимости.
Однако содержание понятий «восстановительная стоимость» (ВС) и «стоимость замещения» (СЗ) могут существенно различаться. Так в [5] ВС - это «стоимость воспроизводства копии имущества в ценах на дату оценки», а СЗ - это «стоимость аналога объекта в ценах на дату оценки», то согласно [4] как ВС, так и СЗ должны рассчитываться «с учетом износа объекта оценки» т.е. если согласно [5] под ВС и СЗ можно понимать воспроизводство новых подобных или аналогичных объектов, то согласно [4] нужно учесть величину накопленного износа, т.е. по существу определить рыночную стоимость на основе затратного подхода. А в [1,2,3,7] вообще отсутствуют понятия восстановительной стоимости и стоимости замещения.
В практической деятельности судостроительных предприятий (заводов, верфей и т.д.), осуществляющих строительство новых судов для продажи на открытом рынке, и предприятий, приобретающих новые суда для их эксплуатации (пароходства, судоходные компании и т.д.) в осуществляемых сделках оперируют понятием «стоимость строительства судна».
В случаях же применения термина «восстановительная» стоимость судна практик - эксплуатационник автоматически будет вкладывать в него смысл понятия «замещающей» стоимости, т.е. затрат необходимых для приобретения нового судна аналогичного назначения и равной полезности. В отечественной информационно - справочной литературе публикующей данные заводов строителей по ценам на новые суда можно встретить следующие термины: стоимость постройки судна (строительная стоимость) контрактная цена, типичная цена, стоимость головного судна, стоимость серийного судна, стоимость судна, цена судна, «идея» цены судна. Если при этом не оговариваются никакие другие условия сделок по «продаже - купле» судна (в первую очередь условия финансирования и сроки строительства), то с высокой степенью вероятности можно говорить, что во всех случаях разговор идет о расчетной сумме за которую на момент публикации информации продавец - (судостроитель) готов расчетливо и без принуждения передать полное право собственности на судно готовому купить покупателю. Эта же сумма является максимальной ценой обоснованно достижимой продавцом, т.е. полной восстановительной стоимостью. Эта же сумма может выступать в роли «идеи» цены при заключении контракта на сделку «постройка - продажа - купля» нового судна.
Полная восстановительная стоимость (ПВС) нового судна чаще всего рассчитывается одним из следующих методов:
- индексным;
- калькуляционным;
- по весовым нагрузкам;
- по судну - аналогу.
Индексный метод может быть рекомендован при оценке серийных судов, построенных в России по ценам действующим на дату
оценки:
/ М991-? ^=1998 ^=го
ПВСинд = 10-3х(к; ) - пх П И\х П К2хЦ- (тыс.руб.)
ини \ ц/ ?=1991 г=1999
где 10-3 - коэффициент деноминации рубля в 1997 году;
кЦ - среднегодовой темп роста цен в судостроении России (СССР) в период от года постройки до 1991 года: ц
И - индекс переоценки Госкомстата, устанавливаемый Госкомстатом в период 1991 - 1998 годов для переоценки морских и речных судов;
тт2
К и - среднегодовой уровень инфляции в России в период с 1999 года до проведения оценки судна;
ЦО - цена судна на дату постройки, тыс. руб.
Так как в судостроении СССР темпы роста цен официально не фиксировались, то для целей оценки рыночной стоимости судов можно принимать значение на уровне средних мировых темпов инфляции, т.е. на уровне 1,025 - 1,045, причем значение 1,025 относится к 60-м-70-м годам прошлого столетия, а более высокие значения к 80-м и началу 90-х годов.
Индексы переоценки для морских и речных судов Госкомстатом не устанавливались вообще, поэтому для их переоценки могут использоваться индексы для «прочих видов транспортных средств».
Этот метод может дать лишь ориентировочный диапазон ПВС, т.к. индексы и уровни инфляции напрямую не связаны с судостроением.
Калькуляционный метод расчета ПВС основан на предварительной калькуляции полной себестоимости постройки судна и принятом уровне рентабельности промышленной продукции (судостроения).
В промышленности при расчете себестоимости единицы товарной продукции затраты группируются по следующим калькуляционным статьям расходов:
А) Прямые затраты (статьи 1-6)
1. Материальные затраты МЗ^, на 1-е судно с учетом транспортно - заготовительных расходов.
2. Основная заработная плата ОЗЦ производственных рабочих, в том числе:
2.1. За вычетом доплат по сдельно - премиальным системам озп;
3 Дополнительная заработная плата производственных рабочих ДЗП^.
4. Отчисления на социальные нужды ОСН-х (единый социальный налог, взносы во внебюджетные фонды) по зарплате производственных рабочих.
5. Расходы на подготовку и освоение производства.
6. Специальные расходы РСПщ (стапель, слип, спецоснастка и т.д.).
Б) Распределяемые расходы (статья 7)
7. Расходы по обслуживанию производства и управлению РОПУ1
8. Прочие производственные расходы ППРг
9. Внепроизводственные расходы ВПР1
Расходы по обслуживанию производства и управлению РОПУ распределяются между отдельными видами продукции (заказами) пропорционально основной заработной плате производственных рабочих (без доплат по премиальным системам оплаты труда), отраженной в п.2.1. калькуляции себестоимости этой продукции (заказа). Нормативы (проценты) РОПУ могут устанавливаться дифференцированными (по цехам, по видам продукции и т.д.) или в целом по предприятию. Чаще всего они называются «нормативами (процентами) накладных расходов» или просто «накладные расходы»
РОПУ НР(%) =--------------^ х 100%
озпс ’
где РОПУС , - суммарные по предприятию годовые расходы по обслуживанию производства и управлению.
Определяются на основе специальных смет;
Полная себестоимость постройки і-го судна; равна сумме расходов по статьям 1-9, плановой калькуляции;
Р - установленная на предприятии рентабельность продукции (%)
ПВС =
МЗ1 + ОЗП1 + ДЗП + ОСН1 + Р спец + НР(%) x ОЗП' Y1 + ППР(%) 1 1 1 1 100 1 1 100
V
1+
А
ВПР(%)
100
Калькуляционный метод крайне редко применяется оценщиками, т.к. требует весьма трудоемких расчетов на каждой калькуляционной статье и привязки к конкретному предприятию.
Метод расчета ПВС судна по весовым нагрузкам принципиально схож с калькуляционным методом, но значительно упрощает процедуру расчета строительной стоимости судна.
Также как и при применении калькуляционного метода в первую очередь необходимо рассчитать основную заработную плату производственных рабочих (ОЗП) и материальные затраты (МЗ)
Исходными данными для расчета являются:
- нагрузки масс судна (весовые нагрузки, масса групп конструктивной разбивки;
- нормативы трудовых и материальных затрат по весовым нагрузкам.
Расчет материальных затрат можно вести прямым счетом, как в калькуляционном методе, но значительно проще провести его по
укрупненным нормативам материальных затрат ( Н'т тыс. руб. на 1 т. массы весовой нагрузки):
мз=х м »н,т,,
где М, -масса 1-ой весовой нагрузки.
При использовании нормативов материальных затрат в стоимостном выражении 1-го года, их следует проиндексировать на уровень цен текущего года.
Расходы на ОЗП рассчитываются исходя из нормативной трудоемкости постройки судна, а, в случае ее отсутствия можно воспользоваться нормативной базой по нормам выработки по каждому элементу судна Н'ь (т/тыс. нормо-ч).
М,
т. = У
/ , TTi, , тыс. нормо - ч,
H ь
где Mi -масса i-ой весовой нагрузки, т.
Процент накладных расходов принимается на основе анализа данных судостроительных заводов и верфей. Дальнейший расчет ПВС осуществляется аналогично калькуляционному методу.
При наличии нормативной базы в ценах на текущую дату этот метод можно считать наиболее достоверным.
Метод расчета ПВС оцениваемого судна на основе ПВС судна - аналога основан на предварительном выборе нового судна, максимально идентичного оцениваемому судна по основным стоимостно - образующим факторам, с известной его ценой. Такое судно принимается за судно - аналог. При этом контрактная или договорная цена судна - аналога принимается за его ПВС.
В формализованном виде последовательность определения рыночной стоимости оцениваемого судна затратным подходом на основе судна - аналога выглядит следующим образом:
1. Выбор судна - аналога (судов - аналогов), построенного «вчера» или «сегодня», т.е. в прошлом или в текущем году, с известной ПВС (ценой судна).
2. Выбор единицы сравнения.
3. Расчет стоимости единицы сравнения судна - аналога (удельной ПВС).
4.Сопоставление основных стоимостно - образующих технико - эксплуатационных характеристик судов - аналогов с соответствующими характеристиками оцениваемого судна.
5. Установление (расчетным или экспертным путем) поправочных коэффициентов для корректировки удельной ПВС судна - аналога по отношению к соответствующим характеристикам оцениваемого судна.
6. Расчет ПВС единицы сравнения оцениваемого судна.
1. Расчет ПВС оцениваемого судна.
Единицей сравнения грузовых судов в большинстве случаев является 1 тонна дедвейта.
Рассмотрим принцип корректировки удельной ПВС по некоторым стоимостно - образующим характеристикам, причем отметим, что при расчете корректирующих коэффициентов по одной из характеристик судна, все остальные характеристики должны быть сопоставимы друг с другом.
Серийность постройки
В зависимости от количества строящихся на верфи судов принято различать: головное судно, суда головной серии, суда серийной постройки.
Из практики ценообразования в судостроении известно, что стоимость постройки серийного судна на 25-40% меньше, чем стоимость постройки головного судна. По данным справочника «Суда России» [10], стоимость постройки серийного судна находится в диапазоне
0,66-0,11 от стоимости постройки головного судна, а в среднем составляет 0,1.
Место постройки.
Практика оценки судов показывает, что стоимость судна находится в прямой зависимости от места его постройки (страна местонахождения судостроительной верфи). Объясняется этот факт различием в разных странах систем оплаты труда, стоимости материальных ресурсов, финансовых и налоговых систем и т.д. В Европейском регионе, как показывает анализ статистики цен за последние годы на продукцию судостроения, наиболее высокие удельные цены приходятся на Англию, Германию, Финляндию, Швецию и т.д. (К=1,25 - 1,4). Промежуточное положение занимают цены на судостроение Хорватии, Словакии, Польши и т.д. (К=1,05 - 1,2) и наконец, наиболее низкие удельные цены соответствуют судам, построенным в России, на Украине, в Румынии, в Болгарии и т.д. (К=1). Оценщик обязан анализировать эту ситуацию на дату проведения оценки.
Класс Регистра.
Класс Регистра определяет не только возможный район использования судна, но и продолжительность его среднегодовой эксплуатации. Класс Регистра судна - аналога не должен отличаться более чем на два разряда от класса Регистра оцениваемого судна, иначе сравниваемые суда будут несопоставимы. Более предпочтительным является выбор двух судов - аналогов.
Дедвейт.
Известно, что между дедвейтом и удельной стоимостью 1 т DWT, существует обратная зависимость. Корректировкой удельной стоимости можно пренебречь, если разница в дедвейтах (tDWT = DWTm - DWT04) не превышает ±10% дедвейта оцениваемого
судна. В противном случае необходимо выбрать два судна - аналога с известными пвс и пвс2 и с дедвейта-
[ DWT < DWT^ < DWT2 . Удельную стоимость оцениваемого судна можно определить по выражениям:
ПВСоц = ПВС + (вс|/| ADWT1 |)x|ADWT2| ,
ПВСоц _ ПВС2 _ (вс\/|tDWT\ )x|tDWT3|,
\tDWT\ _ \dwt2 _ DWT\ - модуль разности дедвейтов
\tDWT2\ _ \DWTl _ DWT\ _ \DWT04 _ DWTX\ -
модуль разности дедвейтов оцениваемого судна и первого судна -аналога;
|ДЯШ3| = \DWT2 -DWToц\ = \DWTon -DWT2\ - модуль разности дедвейтов оцениваемого судна и второго судна -
аналога.
По металлоемкости.
Коэффициент, корректирующий удельную стоимость судна - аналога по отношению к массе корпуса оцениваемого судна находится по выражению:
(с ( _ Cк ) C к
К ____ 1___ V aн оц / ________ 1____
C т C т J
ан ан
- стоимость металлических корпусов судов соответственно аналога и оцениваемого:
т
Гaн
■ стоимость судна - аналога.
В свою очередь, стоимость корпусов судов можно определить по формуле:
Ск = С м + Сом = аМ х Цм + М х Цч
к м ом > М J- -г > ч
Н к
где См и М - соответственно стоимость (тыс. руб.) и масса металлического корпуса судна (т);
Сом " стоимость обработки металла корпуса судна (тыс. руб.);
Цм - цена 1 т. металла с учетом транспортно - заготовительных расходов (тыс. руб.); а >1 - коэффициент пересчета чистой массы металла в черную;
H к - норматив выработки по корпусной стали (кг. чистой массы на один нормированный человеко - час, кг/нормо - час);
Цч - отпускная стоимость 1 сметного нормо - часа, без учета материальных затрат, тыс. руб./нормо - час.
Можно рассчитать и абсолютное изменение стоимости корпуса оцениваемого судна по выражению: ACк =АМк * с;д
По данным судостроительных предприятий, удельная стоимость 1 кг. металлоконструкций корпуса судов Суд находится в диапазоне 2,0 - 10 $/кг и зависит от объема перерабатываемой стали и местонахождения верфи.
Относительное изменение массы корпусов судов определяется по формуле:
д М04
АМк = МуцдхD,,, -МГ = -+-хD„ -М",
с
где Моуцд и М оц - удельная и абсолютная масса корпуса оцениваемого судна соответственно т/т и т;
оц к
DaH - дедвейт (водоизмещение) оцениваемого судна, т; масса корпуса судна - аналога.
Метод расчета ПВС по судну - аналогу находит наибольшее применение при оценке рыночной стоимости на основе затратного подхода.
При использовании нескольких методов расчета ПВС необходимо согласовать результаты и получить средневзвешенное значение ПВС. Весами выступают коэффициенты доверия a, b, c, d, устанавливаемые экспертным путем:
м кн
ПВС _ а x ПВСкал + ь x ПВСинд + c x ПВСвн + d x ПВСа
причем a+b+c+d=1
Наиболее достоверным можно признать калькуляционный метод: а=0,35 - 0,4. Остальные веса: Ь=0,05 - 0,1; с=0,25 - 0,35; d=0,25 -0,35. Если калькуляционный метод не применяется, то Ь=0,1-0,15; с=0,3-0,4; d=0,35-0,55.
Литература:
1. ФСО №2: Федеральный стандарт оценки: «Цель оценки и виды стоимости». Утвержден приказом Минэконом развития России от 20 июля 2007 г. №255.
2. Стандарты оценки ШСБ. 6-е издание, дополненное. Перевод с английского, Альпина паблишерз. М., 2011. 187 с.
3. Федеральный закон «Об оценочной деятельности в Российской федерации» от 29 июля 1998 г. №135 №135-ФЗ в редакции ФЗ-30.06.2008 №108-ФЗ.
4. «Об утверждении стандартов оценки». Постановление Правительства РФ от 06 июля 2001 г. №519.
5. ГОСТ Р51195.0. 02-98 «Единая система оценки имущества. Термины и определения» Дата введения 01.01.1999.
6. Международные стандарты оценки Международного комитета по стандартизации оценки имущества МКСОИ (Т1АУБС). МСО-1 «Рыночная стоимость как база оценки». 1994
7. Международный стандарт оценки МКСОИ (Т1АУБС) МСО-2. «Базы оценки, отличные от рыночной стоимости». 1994.
8. Лазарев А.Н., Никифоров В.Г., Ростомянц Ю.А. «Оценка специальных видов собственности». СПб. - СПГУВК, 2006, 107с.
9. Лазарев А.Н. «Оценка рыночной стоимости судов речного флота». СПб. - СПГУВК, 2011, 34с.
10. Суда России. Каталог аванпроектов. Т.1 . Государственный научный центр РФ ЦНИИ им. акад. А.Н.Крылова. Санкт - Петербург 1994 г. 349 с
МЕХАНИЗМ ВОЗДЕЙСТВИЯ КОРПОРАТИВНЫХ ОРГАНИЗАЦИОННЫХ ИННОВАЦИЙ НА КАЧЕСТВО УПРАВЛЕНИЯ ЗНАНИЯМИ
Лунева Е.В., к.э.н., заместитель директора Клинского филиала Российского государственного социального университета по учебной работе Хизриев З.Х., преподаватель кафедры «Финансы и кредит» Гудермесского филиала Махачкалинского Института финансов и права
Статья посвящена исследованию механизма воздействия организационных корпоративных инноваций на повышение качества управления знаниями. Рассматриваются современные требования, предъявляемые экономикой знаний к управлению корпоративным интеллектуальным капиталом; выявляются качественные параметры управления знаниями фирмы; определяются конкретные организационные формы и структуры предприятия, способствующие повышению результативности управления знаниями в рамках наукоемкой фирмы. Основой исследуемого механизма являются развитая система интеллектуальной собственности, ментальные и смысловые инновации, сетевые формы производственной деятельности, специальные структуры, обеспечивающие разработку и тестирование нового организационного знания. Целевой функцией разработки и введения корпоративных организационных инноваций является создание самообучающейся фирмы, способной самостоятельно осуществлять расширенное воспроизводство новейших экономических знаний и продуктов.
Ключевые слова: Корпоративные знания, интеллектуальный и организационный капитал, организационно-экономические инновации, управление знаниями, качество управления знаниями, самообучающаяся организация, интеллектуальная собственность, сетевые формы социально-экономических взаимодействий, корпоративный дискурс, корпоративное доверие, организационная культура.
THE MECHANISM OF INFLUENCE OF CORPORATE ORGANIZATIONAL INNOVATIONS ON QUALITY OF MANAGEMENT OF KNOWLEDGE
Luneva E., Ph.D. in Economics, Deputy Director of Klin branch of Russian State Social University for Academic Affairs Khizriev Z., Lecturer, Finance and Credit chair, Makhachkala branch of Gudermes Institute of Finance and Law
Article is devoted research of the mechanism of influence of organizational corporate innovations on improvement of quality of management by knowledge. The modern requirements shown by economy of knowledge to management by the corporate intellectual capital are considered; qualitative parametres of management of knowledge offirm come to light; concrete organizationalforms and the structures of the enterprise promoting increase ofproductivity of management by knowledge within the limits of the high technology firm are defined. A basis of the investigated mechanism are the developed system of intellectual property, mental and semantic innovations, network forms of the industrial activity, the special structures providing working out and testing of new organizational knowledge. Criterion function of working out and introduction of corporate organizational innovations is creation of the self-trained firm capable independently to carry out expanded reproduction of the newest economic knowledge and products.
Keywords: Corporate knowledge, the intellectual and organizational capital, organizational-economic innovations, management of knowledge, quality of management of the knowledge, the self-trained organisation, intellectual property, network forms of social and economic interactions, a corporate discourse, corporate trust, organizational culture.
Организационный динамизм, который испытывают многие современные корпорации, с одной стороны, является закономерным следствием существенных изменений внутренней и внешней среды, в которой функционирует предприятие; с другой стороны, сам оказывает непосредственное воздействие на эту среду, в том числе и на существующую систему управления корпоративными знаниями. Цель статьи заключается в том, чтобы на основе анализа содержания корпоративных организационных инноваций и специфики современного управления знаниями наукоемкого предприятия, разработать научно-практические основы механизма инструментального воздействия отмеченных инноваций на повышение качественных параметров когнитивного воспроизводства. Достижение данной цели предполагает последовательное решение следующих исследовательских задач: прежде всего, предстоит концентрированно изложить и обосновать современное содержание корпоративных организационно-экономических инноваций; далее следует охарак-
теризовать требования, предъявляемые системой управления знаниями, к организационному «дизайну» предприятия; наконец, важно выявить и показать функциональную специфику воздействия элементов организационных инноваций фирмы на логику и содержание управления корпоративными знаниями.
Логика дальнейшего исследования и будет тестироваться логикой поставленных выше задач. Между тем, с самого начала необходимо акцентировать внимание на некоторых положениях современной экономической науки, которые становятся аксиоматичными, являясь исходными постулатами, составляющими методологический базис авторской парадигмы. Первое - это то, что следует «отталкиваться» от безусловности приоритета гуманистических оснований современной экономики, что предметно концентрируется вокруг приоритета человеческого и интеллектуального капитала личности и корпорации по отношению к капитулу вещественному. Второе обстоятельство связано с самостоятельностью позициони-