№ 6 (153) 2014
ИМУЩЕСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ В РФ
Дифференциальный метод корректировки при оценке стоимости судов и плавучих средств
Б.С. Гуральник
начальник отдела оценки ООО «СИМЕС», доцент Балтийской государственной академии рыбопромыслового флота, кандидат технических наук (г. Калининград) * •
Борис Самуилович Гуральник, [email protected]
Как известно, определение стоимости с использованием затратного подхода основывается на суммировании издержек на проектирование и строительство судов и предпринимательской прибыли. Иногда стоимость постройки в рамках затратного подхода определяется по цене, объявленной верфью-строителем. Однако технические характеристики строящегося на верфи и оцениваемого судов могут отличаться. Вследствие этого во избежание ошибки требуется корректировка цены.
Определение стоимости с использованием сравнительного подхода базируется на ценах проданных или выставленных на продажу судов-аналогов. Оцениваемое судно по техническим характеристикам, как правило, отличается от торгуемых на рынке, поэтому стоимости судов-аналогов тоже требуют корректировки.
При оценке недвижимости для расчета и внесения поправок рекомендуется использовать следующие методы [1]:
• метод парных сравнений;
• экспертный метод расчета и внесения поправок;
• статистические методы.
Однако в случае оценки судов эти методы применить затруднительно, поскольку технические характеристики судов не являются независимыми. В связи с этим при применении метода парных сравнений, как отмечает М.В. Войлошников, «введение поправок по каждому из отличий может приводить, по существу, к излишнему многократному учету поправки по одному из отличий, которое предопределяет остальные»
[2].
Аналогичным образом будет проявляться влияние поправок, вводимых экспертными методами.
Для применения статистических методов требуются выборки большого объема, подбор которых на практике затруднителен или невозможен, так как сегодня в России и в мире только отдельные типы судов строят большими сериями.
Дополнительную сложность при проведении корректировок создает ограниченность сведений о характеристиках и элементах судна, которые обычно приводятся в предложениях на продажу судов.
Возможным решением этой проблемы может быть использование предлагаемого в настоящей статье дифференциального способа корректировки стоимости аналогов. Этот способ основан на известной формуле разложения непрерывной функции многих переменных в ряд Тейлора.
Пусть мы имеем функцию fa, описывающую стоимость судна-аналога Ca в зависимости от целого ряда параметров та, па, ..., za:
Подписка в любое время по минимальной цене (495) 331-9789, [email protected]
ОЦЕНКА ВСЕХ ВИДОВ СОБСТВЕННОСТИ - ПРАКТИЧЕСКИЙ ОПЫТ
Ca = fa(ma> na> ■■■■ zJ-
Задача состоит в том, чтобы найти стоимость аналога, в характеристики и элементы которого внесены корректировки, приближающие его параметры к таковым для оцениваемого судна, то есть значение функции fa(ma, na, ■ ■■, za) при следующих аргументах:
f (m + Am , n + An , ■ ■■, z + Az ),
где Ama Ana, ■■■, Aza, - конечные значения приращений аргументов.
Тогда можно записать, что стоимость оцениваемого судна (СО) будет равна:
СО = f + Af ,
где Af a - искомое приращение функции, получающееся после изменения всех аргумен-тов^
Поскольку Afa есть функция многих аргументов, то она может быть разложена в ряд Тейлора, что позволяет найти приращение Afa, если при значениях аргументов ma, na, ■ ■■, za известна не только сама функция, но и ее частные производные:
Afa = (dfa/dma)Ama + (dfa/dna)Ana + - + (dfa/dza)Aza + IRn
В этой формуле остаточный член YRn представляет собой сумму производных высшего порядка и их произведения^ Если поставить условие о том, что приращения аргументов невелики, то без существенного ущерба для точности можно пренебречь остаточным членом, а также произведением таких приращений
Специалистами в области проектирования судов было замечено, что у судов одного назначения и имеющих близкие размерения, доли (составляющие), приходящиеся на массу корпуса, машин и механизмов, навигационного оборудования, специального оборудования, оказываются очень близкими Это положение широко применяется при проектировании нового судна с использованием специально подобранных прототипов^ В связи с этим для решения нашей задачи водоизмещение судна представим следующим образом:
М = Мк + mгд + mco + mнпo, (1)
где Мк - масса корпуса с устройствами и оборудованием;
mrfJ - масса главных двигателей, установленных на судне;
mcO - масса установленного на судне специального оборудования;
mHno - масса навигационного и поискового оборудования^
Статья нагрузки mcO в зависимости от типа судна включает свое специфическое оборудование- Например, на рыболовных судах эта статья будет включать массу промыслового устройства, а также технологическое оборудование рыбообрабатывающего цеха, холодильное оборудование морозильного отделения, мучной трюм (в случае обработки улова на борту судна^
На крановом судне специальное оборудование будет включать верхнее строение (кран) и обслуживающие его механизмьк
На землесосах специальное оборудование будет состоять из «сосуна», а также из оборудования и системы выдачи выбранного грунта на грунтоотвозные шаланды или на берег
Подписка в любое время по минимальной цене (495) 331-9789, iovrf@mail,ru
№ 6 (153) 2014
ИМУЩЕСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ В РФ
На некоторых типах судов специального оборудования может не быть.
Изменения главных размерений судна-аналога при его приведении к оцениваемому обусловят изменение массы корпуса на величину ДМК.
Масса главных и вспомогательных двигателей судна пропорциональна их мощности и, соответственно, при приведении энерговооруженности судна-аналога к оцениваемому, статья нагрузки тД получит приращение Дтгд.
Аналогично изменение производительности специального оборудования приведет к увеличению или уменьшению массы тСо на величину ДтСо.
Таким образом, водоизмещение судна-аналога (М*а) после приведения его характеристик и элементов к таковым для оцениваемого судна будет:
М* = М + ДМ + тгп + Д тгп
а Ка К ГД ГД
где М = М + т + т + т
м а Ка ГДа СОа
судна, то есть М*а = Мо.
+ тсО + ДтсО + тнПО Ма + (ДМК + Д тгд + ДтсО^ (2)
НПОа и при этом будет равно водоизмещению оцениваемого
Известно, что стоимость отдельных статей нагрузки в составе корпуса пропорциональна их массам (см. [3-5]. В таком случае с учетом названного допущения стоимость оцениваемого судна можно представить так:
Со Ск + Сгд + Ссо + CнПO, (3)
где Ск, Сгд, Ссо и СНПО - стоимости соответственно корпуса, главного двигателя, специального и навигационного оборудования.
Согласно международным правилам и конвенциям на всех судах в соответствии с классом Регистра должен быть определенный перечень навигационного оборудования, то есть состав этого оборудования на оцениваемом и судах-аналогах должен быть идентичным. Более того, при современной элементной базе установка дополнительного поискового и навигационного оборудования сверх конвенционных требований не вызывает значительное увеличение массы этой статьи нагрузки. В связи с этим при решении нашей задачи указанную составляющую нагрузки можно не рассматривать.
Если известна стоимость судна-аналога са, то стоимость массы его корпуса (Ск) в порожнем состоянии будет:
Ск са х кк
где кК - измеритель массы корпуса, определяемый по близкому судну аналогичному назначению.
Подобным образом можно представить стоимости остальных статей нагрузки уравнения (3) через стоимость судна-аналога и измерители их масс, соответственно кгд, ксО, кНПО
(СГД = сакгд; СсО = саксО; СНПО = сакНПО).
В итоге стоимость оцениваемого судна можно выразить через стоимость судна-аналога следующим образом:
Со = Ска + ДСка + Сгд + ДСгд +Ссо + ДСсо + Снпо = са + ДСка + ДСгд + ДСсо .
(4)
Рассмотрим приращение массы корпуса судна-аналога ДМК.
Подписка в любое время по минимальной цене (495) 331-9789, [email protected]
ОЦЕНКА ВСЕХ ВИДОВ СОБСТВЕННОСТИ - ПРАКТИЧЕСКИЙ ОПЫТ
Массовое водоизмещение судна М связано с объемным водоизмещением V известным соотношением:
М = pV,
где p - плотность морской воды.
Объемное водоизмещение судна определяется формулой:
V = L х B х T х 5 = L х B х kT х H х 5, (5)
где L, B, Т, H - соответственно длина, ширина, осадка и высота борта судна;
5 - коэффициент общей полноты судна;
kT = Т / Н.
Плотность воды в нашей задаче можно считать постоянной.
Приращение ДМК происходит за счет изменения главных размерений и коэффициента полноты корпуса, то есть является непрерывной функцией многих переменных, которая, как было указано, может быть разложена в ряд Тейлора. Таким образом, можно записать:
ДМК = p[(3V/dL)AL + (6V/6B)AB + (6V/dH)AH + (ЗШ5)Д5]. (6)
Используя выражение (5) для V можно найти частные производные в формуле (6) и преобразовать ее следующим образом:
ДМК = MKa^L/L + ДB/B + b^H/H + Д5/5). (7)
В таком случае увеличение стоимости корпуса судна-аналога, приведенного к размерам оцениваемого судна, будет:
ДСК = Са х kK ^L/L + ДB/B + L^H/H + Д5/5).
(8)
Если стоимость энергетической установки и оборудования машинного отделения судна, определенная через измеритель ее массы, равна Сгд, то стоимость одной лошадиной силы (киловатта) мощности (кгд$) будет:
кгд$ = СгД^д
где Ыгд - мощность главной двигательной установки.
В таком случае приращение стоимости за счет изменения мощности судовой энергетической установки на величину ДNГД для оцениваемого судна будет:
ДСгд = кгд$Д^гд-
Аналогичным образом получим стоимость единицы производительности специального оборудования: кС$ = Ссс/Осо, а приращение стоимости ДССО за счет изменения на оцениваемом судне производительности специального оборудования на величину Д0СО будет:
ДССО = кС$Д^СО'
Рассмотрим возможность применения такого подхода при корректировке стоимости плавучего крана. Данные об оцениваемом кране и кране-аналоге приведены в таблице 1.
Подписка в любое время по минимальной цене (495) 331-9789, [email protected]
№ 6 (153) 2014
ИМУЩЕСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ В РФ
Таблица 1
Данные об оцениваемом кране и кране-аналоге
Параметр Оцениваемый кран Кран-аналог
Стоимость, млн долл. - 0,650
Длина (L), м 34,32 34,00
Ширина (B), м 15,82 17,60
Высота борта (H), м 3,10 3,20
Мощность энергетической установки (Nra), л. с. 425 393
Грузоподъемность крана (G), т 16 25
Измерители массы корпуса кК, энергетической установки кгД и верхнего строения (крана) кСо, приведенные в таблице 2, взяты из весовой нагрузки подобного судна с аналогичным полноповоротным краном грузоподъемностью 16 тонн. Поскольку понтоны плавучих кранов имеют форму, близкую к параллелепипеду, изменение коэффициента общей полноты в расчетах не учитывалось (расчет выполнен в таблице 2).
Таблица 2
Расчет корректированной стоимости крана-аналога
№ п/п Параметр Кран- аналог
1 Стоимость аналога, долл. 650 000
2 Измеритель массы корпуса k) 0,662
3 Измеритель массы энергетической установки (km ) 0,0858
4 Измеритель массы верхнего строения (крана) (k^) 0,0879
5 Стоимость корпуса (Ск), долл. 430 300
6 ДСК = СK(ШL + ДB/B + LH/H) -26 006,6
7 Стоимость энергетической установки (СГД), долл. 55 770
8 km$, долл./л. с. 141,91
9 ДСГД = kГД$ДNe, долл. 4 541,1
10 Стоимость верхнего строения (С ), долл. 57 135
11 kC$, долл./т 2 285,4
12 ДСв = k^G, долл. -20 568,6
13 Округленная корректированная стоимость (сумма строк 1 + 6 + 9 + 12), долл. 610 000
Проведем аналогичные корректировки для определения стоимости рыболовного судна типа «Пулковский меридиан» (проект 1288).
Данные об оцениваемом судне и двух судах-аналогах приведены в таблице 3.
Подписка в любое время по минимальной цене (495) 331-9789, [email protected]
ОЦЕНКА ВСЕХ ВИДОВ СОБСТВЕННОСТИ - ПРАКТИЧЕСКИЙ ОПЫТ
Таблица 3
Данные об оцениваемом судне и двух судах-аналогах
Параметр Оцениваемое судно (проект 1288) Судноаналог (проект 488) Судно- аналог (проект 408)
Стоимость, млн долл. - 15,24 5,80
Год постройки 1992 1990 1982
Длина (LBP) , м 96,40 107,00 85,00
Ширина (B), м 16,00 19,02 15,90
Высота борта (H), м 10,20 12,22 10,00
Коэффициент общей полноты судна (S) 0,628 0,632 0,67
Водоизмещение порожнем (MJ, т 3 816 5 801 3 188
Мощность энергетической установки (Ne), л. с. 23 500 23 600 5 200
Масса промыслового устройства (mna), т 145 220 121
Производительность морозильной установки (Qмор), т/сутки 60 60 45
Производительность рыбомучной установки (Qрму), т/сутки 35 60 50
Расчет корректированной стоимости судов-аналогов выполнен в таблице 4.
Таблица 4
Расчет корректированной стоимости судов-аналогов
№ п/п Параметр Судно- аналог (проект 488) Судно- аналог (проект 408)
1 Стоимость аналога, долл. 15 240 000 5 800 000
2 Измеритель массы корпуса k) 0,762 0,762
3 Измеритель массы силовой установки (kra) 0,095 0,095
4 Измеритель массы промыслового оборудования (knO) 0,0381 0,0381
5 Измеритель массы морозильного оборудования (k^O) 0,0158 0,0158
6 Измеритель массы технологического (РМУ) оборудования (kTO) 0,00725 0,00725
7 Стоимость корпуса (Ск), тыс. долл. 12 192 4 420
8 СК = Ск (AL/L + AB/B + AH/H + A5/5), долл. -5 435,194 432,32
9 Стоимость силовой установки (СГД), тыс. долл. 1 520 551
10 k пГД$ 211,11 105,96
Подписка в любое время по минимальной цене (495) 331-9789, [email protected]
№ 6 (153) 2014
ИМУЩЕСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ В РФ
Окончание таблицы 4
11 СГД = Кд^^ тыс. долл. -42,222 190,731
12 Стоимость промыслового оборудования (СПО), тыс. долл. 609,60 220,98
13 ^ долл. 2 770,91 1 826,28
14 Спо = kпo$^mпo, тыс. долл. -207,818 43,831
15 Стоимость морозильного оборудования (СМО), тыс. долл. 252,80 91,64
16 kМО$, долл. 4 213,33 2 036,44
17 Смо = кмо$тыс. долл. - 30,547
18 Стоимость технологического (РМУ) оборудования, тыс. долл. 116,00 42,050
19 ^ долл. 1 933,33 841
20 Сто = кто$АОо тыс. долл. -48,3333 -12,615
21 Скорректированная стоимость (сумма строк 1 + 8 + 11 + 14 + + 17 + 20), тыс. долл. 9 506,434 6 484,814
Измерители массы корпуса кК, энергетической установки кгд, промыслового кпо, морозильного кМо и технологического кТо оборудования, приведенные в таблице 2 (строки 2-6), взяты из весовой нагрузки оцениваемого судна.
Проведя корректировку по форме, предложенной в таблице 4 для n судов-аналогов, можно вычислить стоимость оцениваемого судна путем построения регрессионных зависимостей в зависимости от времени эксплуатации судов-аналогов либо как среднее по n рассматриваемым судам-аналогам после приведения их возраста к возрасту оцениваемого судна.
ЛИТЕРАТУРА
1. Грязнова А. Г., Федотова М. А. Оценка недвижимости : учебник. М. : Финансы и статистика, 2005.
2. Войлошников М. В. Модели оценки судов, активов морских предприятий и ресурсов океана : учебное пособие. М. : Общероссийская общественная организация «Российское общество оценщиков», 2010.
3. Краев В. И. Экономическое обоснование при проектировании морских судов. Л. : Судостроение, 1981.
4. Грицан А. Б. Методы инженерно-экономического анализа в ценообразовании на суда и плавсредства. СПб. : Издательство «Бостон-спектр», 2004. Ч. 1.
5. Раков А. И. Оптимизация характеристик и элементов рыболовных судов. Л. : Судостроение, 1984.
Подписка в любое время по минимальной цене (495) 331-9789, [email protected]