ОСОБЕННОСТИ ОЦЕНКИ ИНВЕСТИЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ ПРЕДПРИЯТИЙ МАШИНОСТРОЕНИЯ ПРИ ПРЕДОСТАВЛЕНИИ МЕР
ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ О.В. Дударева
В статье рассмотрены основные аспекты оценки инвестиционных проектов предприятий машиностроения при предоставлении мер государственной поддержки, определены этапы процесса отбора инвестиционных проектов для включения в программу бюджетного финансирования, факторы оценки эффективности инвестиционных проектов предприятий машиностроения. В статье подчеркивается, что оценка эффективности реализуемых инвестиционных проектов является одной из форм финансового контроля и направлена на обеспечение целевого расходования средств и своевременного реагирования на обстоятельства, препятствующие надлежащему осуществлению или достижению целей инвестиционных проектов. В статье обоснована актуальность оценки инвестиционных проектов при предоставлении мер государственной поддержки с учетом анализа инвестиционной привлекательности и социальной эффективности инвестиций. Особое внимание уделено исследованию факторов повышения инвестиционной привлекательности машиностроительных предприятий
Ключевые слова: инвестиции, инвестиционный проект, государственная поддержка, финансирование
В основе отбора проектов лежат сведения, предоставляемые машиностроительными предприятиями, участвующими в конкурсном отборе.
В целях повышения качества и сокращения процесса оценки необходимо обеспечить унификацию предоставляемой информации, выработать единые доступные требования к форме предоставления документации (бизнес-
проекты, целевые программы, инвестиционные проекты), обеспечить открытость и доказательность принятия решений об одобрении проекта. На рисунке приведен формализованный, укрупненный процесс отбора инвестиционных проектов предприятий машиностроения, претендующих на бюджетное финансирование.
Соответствие государственным (региональным) стратегическим целям развития
Оценка уровня общественной значимости проекта
Уровень коммерческой и общественной эффективности, риски. Необходимость корректировки проекта с учетом обоснования комплекса мер государственной поддержки, выявление аль тер нити б
Формирование и оптимизация механизма реализации проекта. Оценка достижимости результата для участников проекта
Этапы процесса отбора инвестиционных проектов для включения в программу бюджетного финансирования
_
В ходе предварительной экспертизы (этап 2, рисунок) осуществляется укрупненная оценка общественной значимости прошедших формальный анализ инвестиционных проектов. Выявляется значимость и предварительный эффект реализуемого проекта для региона. Цель предварительной экспертизы выявить само наличие эффекта от реализуемого проекта и сконцентрировать усилия на наиболее привлекательных проектах для детального, всестороннего анализа.
Этапы 3 и 4 процесса отбора инвестиционных проектов предполагают формирование более детализированного алгоритма оценки.
Цель этапа 3 состоит в выявлении общественного и коммерческого эффекта инвестиционного проекта. Отсутствие общественного
Результаты, полученные в ходе содержательного анализа инвестиционного проекта служат основанием для внесения его в реестр
эффекта служит основанием для отклонения проекта.
Особенностью долгосрочной государственной стратегии развития в области финансирования инвестиционных проектов является выполнение условия коммерческой эффективности. Предлагаемый алгоритм дает возможность пересмотра (коррекции) особо значимых с позиции общественной эффективности проектов для выполнения условия наличия эффективности коммерческой.
Оценка общественного и коммерческого эффекта осуществляется на основе системы факторов (таблица 1). Изменение состава факторов происходит в соответствии с условиями реализации инвестиционного проекта в конкретном субъекте федерации.
1
проектов на основании соответствующего решения администрации области. Реестр инвестиционных проектов - это перечень инве-
Таблица
Факторы оценки инвестиционного проекта_
Наименование фактора Состав критериев
Реальность проекта Нормативно-правовые критерии: нормы национального, международного права, требования стандартов, конвенций, патентоспособности и др. Ресурсные критерии: научно-технические; технологические; производственные; объем и источники финансовых ресурсов.
Целесообразность (общественная полезность) проекта Соответствие цели проекта на длительную перспективу целям развития деловой среды. Риски и финансовые последствия (ведут ли они дополнения к инвестиционным издержкам или снижения ожидаемого объема производства, цены или продаж). Чувствительность проекта; возможность проектирования сценария и состояние деловой среды.
Приемлемость проекта (коммерческая эффективность) Стоимость проекта; Чистая текущая стоимость; Прибыль; Рентабельность; Внутренняя норма прибыли; Период окупаемости; Чувствительность потока дохода к горизонту (сроку) планирования, к изменениям в деловой среде, к ошибкам в оценке данных.
Надежность проекта (привлекательность организации-объекта инвестирования) Экономический и управленческий потенциал организации Имеющийся опыт реализации проектов Достигнутые результаты деятельности (динамика) Структура источников финансирования организации Уровень инновационности технологий и продукции (услуг) Доля работников предприятия в общем количестве занятых в регионе (городе) Доля предприятия в формировании доходной части регионального (городского) бюджета
стиционных проектов, реализуемых на территории региона и прошедших конкурсный отбор. Реестр формируется и ведется в соответствии с Положением о реестре, принимаемым администрацией региона.
Предварительная оценка инвестиционных проектов на предмет соответствия приоритетным направлениям социально-экономического развития области.
Расчет влияния инвестиционного проекта на социально-экономическое развитие области проводится на основе критериев оценки инвестиционного проекта и степени их воздействия на интегральную оценку эффективности использования средств бюджета на реализацию инвестиционного проекта по формуле:
Эип = Кг1 х (Ко1 х Зк1) + + Кгп х (Коп х Зкп),
где Эип - интегральная оценка эффективности использования средств областного бюджета на реализацию инвестиционного проекта;
Кгп - коэффициент значимости критерия по соответствующей группе критериев;
Коп - коэффициент значимости критерия оценки;
Значение критериев социально-экономических последствий реализации инве
Зкп - значение критерия эффективности инвестиционного проекта по соответствующей оценке;
п - номер критерия.
Степень соответствия инвестиционного проекта критериям оценки определяется по балльной шкале в диапазоне от 0 до 10 баллов.
Каждый критерий имеет несколько градаций. Каждой градации соответствует определенное количество баллов. Градация и значения критериев указаны в балльной оценке в таблице 1 к методике. Выбор градации критерия производится на основе соответствия инвестиционного проекта одной из градаций.
Расчет балльной оценки каждого критерия производится путем умножения его коэффициента значимости на балльную оценку той градации, которой соответствует инвестиционный проект.
Коэффициенты значимости по соответствующей группе критериев определяются на основании таблицы 2.
Таблица 2
стиционных проектов определяется с помощью таблицы 3 (фрагмент таблицы).
Номер группы критерия Наименование группы критериев Коэффициент значимости группы (Кгп)
1 Приоритетность инвестиционного проекта 0,2
2 Социальный эффект от реализации инвестиционного проекта 0,3
3 Изменения количества и качества предоставляемых услуг населению 0,1
4 Ограничения при реализации инвестиционного проекта 0,4
Таблица 3
Номер группы критерия Номер и наименование критерия оценки Коэффициент значимости оценки (Коп) Градация критериев Значение критерия в баллах (Зкп)
1. 1.1. Цель инвестиционного проекта 0,1 Имеется 10
четко сформулирована, в том числе Отсутствует 0
включая количественный показатель
(показатели) результатов реализации
инвестиционного проекта:
1.2. Соответствие цели инвестицион- 0,2 Имеется 10
ного проекта социально- Отсутствует 0
экономическим приоритетам, опреде-
ленным:
1.3. Комплексный подход к реализа- 0,3 Имеется 10
ции конкретной проблемы, т.е. реали- Отсутствует 0
зация инвестиционного проекта в
рамках долгосрочных или ведом-
ственных целевых программ (проек-
тов программ)
1.4. Принадлежность инвестиционно- 0,4
го проекта к определенной сфере дея-
тельности
Здравоохранение 10
Транспортная инфра- 9
структура
Жилищное хозяйство 8
Коммунальное хозяйство 7,1
Образование 6,8
Охрана окружающей 6,5
среды
Национальная безопас- 6,3
ность и правоохрани-
тельная деятельность
Социальное обслужива- 5,9
ние
Спорт и физическая 5,6
культура
Культура 4,2
Прочие сферы 0
*)для объектов транспортной инфраструктуры при оценке критерия ставится 10 баллов
**) для объектов нового строительства при оценке критерия ставится 10 баллов
На основе оценки каждого критерия определяется интегральный показатель оценки влияния инвестиционного проекта на социально-экономическое развитие области, т.е. оценка эффективности использования средств
областного бюджета на реализацию инвестиционного проекта.
Оценка социальной, экономической и бюджетной эффективности реализации инвестиционных проектов при предоставлении мер государственной поддержки
Оценка эффективности реализуемых инвестиционных проектов является одной из форм финансового контроля и направлена на обеспечение целевого расходования средств и своевременного реагирования на обстоятельства, препятствующие надлежащему осу-ВОДСТВА. 2015. № 3
ществлению или достижению целей инвестиционных проектов.
При оценке инвестиционных проектов в общественном секторе часто измерить затраты и результаты в денежной форме не представляется возможным в силу специфики проекта. Примерами могут служить проекты в области здравоохранения, образования, социальной защиты и др. Отсутствие возможности измерить затраты и результаты проекта в денежной форме с использованием рыночных цен не означает, что принципиально невозможно применять экономический анализ для оценки эффективности проектов, относящихся к данному типу. Эффективность понимается как степень достижения цели, поставленной перед проектом. При этом критерием отбора могут служить два параметра (в принципе они взаимосвязаны): либо достижение определенного эффекта с минимальными затратами, либо достижение максимального эффекта при фиксированных затратах.
После проведения экономического анализа проект может быть представлен для оценки и принятия решения о его финансировании за счет бюджетных средств. Для оценки каждый проект должен быть представлен в требуемой форме.
Из набора ранжированных проектных заявок необходимо отобрать проекты, для которых целесообразно провести детальные оценки эффекта от реализации, финансовых затрат и других параметров, характеризующих эффективность и результативность проекта.
При проработке проекта следует проанализировать влияние проекта на бюджеты, население и провести более детальный анализ проблемы, которая требует решения в рамках проекта. Влияние на основных агентов может быть исследовано как на качественном уровне, посредством простой декларации соответствующего воздействия проекта на определенное ведомство, отрасль, или группу населения, так и на количественном уровне.
Суммарный эффект для общества в целом должен также являться критерием отбора проекта для включения его в инвестиционную
программу. Вместе с тем необходимо отметить, что подробный анализ по приведенной схеме желательно проводить только для очень крупных проектов по причине сложности расчетов.
Под суммарным эффектом инвестиционного проекта понимается совокупная стоимостная оценка полученного (или планируемого к получению) в результате реализации инвестиционного проекта бюджетного эффекта и социальной эффективности проекта.
Под бюджетным эффектом инвестиционного проекта понимается влияние результатов осуществляемого проекта на доходы и расходы бюджета области (местного бюджета).
Под социальным эффектом инвестиционного проекта понимаются значащие для населения области (муниципального образования) последствия его реализации.
Суммарная эффективность инвестиционного проекта при принятии решения о финансировании из бюджета определяется как соотношение полученного суммарного эффекта и суммы, направленной из бюджета на финансирование соответствующего проекта.
Суммарный эффект рассчитывается по формуле:
СумЭ = БЭ + СЭп,
где СумЭ - суммарный эффект;
БЭ - бюджетный эффект;
СЭп - приведенный к финансовому показателю показатель социальной эффективности инвестиционного проекта.
Оценка социальной эффективности инвестиционных проектов производится с использованием единого унифицированного показателя социального эффекта. В качестве единого унифицированного показателя социального эффекта при проведении оценки определяется численность жителей, которые получают материальные преимущества, услуги социального характера (медицинские, образовательные и иные аналогичные услуги), рабочие места, возможность удовлетворить свои духовные потребности в результате реализации инвестиционного проекта. Социальная эффективность инвестиционного проекта определяется
изменением значения единого унифицированного показателя социального эффекта в ходе реализации проекта.
Приведенный к финансовому показатель социальной эффективности инвестиционного проекта определяется по формуле: СЭп = ДЧж х Омп,
где ДЧж - прирост численности жителей, которые получают материальные преимущества, услуги социального характера (медицинские, образовательные и иные аналогичные услуги), рабочие места, удовлетворить свои духовные потребности в результате реализации проекта;
Омп - стоимостная (финансовая) оценка материальных преимуществ, а также стоимости услуг социального характера в расчете на одного их получателя в результате реализации инвестиционного проекта. При наличии утвержденного норматива затрат на оказание данной социальной услуги показатель Омп признается равным этому нормативу (в необходимых случаях норматив пересчитывается на одного получателя услуги). Если в отношении услуги не установлены нормативы расходов на ее оказание, то показатель Омп приравнивается к показателю средних расходов на оказание аналогичной или близкой по технологии оказания социальной услуге, в том числе аналогичных и (или) подобных бюджетных услуг в других субъектах Российской Федерации (с корректировкой показателя с учетом природно-климатических, социально-экономических и других факторов).
Оценка инвестиционной привлекательности проекта при предоставлении мер государственной поддержки
В зависимости от сложности и сути замысла и эффективности реализации проекта результаты по его выполнению могут быть:
конкретными (продукция, организация, здание);
абстрактными (планы, здания, опыт, методические указания);
текущими (технология, документация); конечными (продукт, прибыль).
Таким образом, общий результат процесса реализации замысла, больше чем просто продукт, который должен производиться по завершении проекта. Это есть система целей, которые могут быть достигнуты в ходе выполнения проекта. Поэтому может быть дано определение проекта как системы: проект -совокупность определенных элементов (объектов материального и нематериального характера) и связей между ними, обеспечивающая достижение поставленных целей.
Проект как система характеризуется рядом свойств:
наличием внешней среды; непостоянством состава проекта; наличием элементов и связей между ними.
Под инвестиционной привлекательностью понимается гарантированное, надежное и своевременное достижение целей инвестора в результате деятельности данного инвестируемого производства.
Факторы инвестиционной привлекательности проектов можно разделить на две группы: финансово-экономические и внеэкономические. В большинстве случаев инвестора привлекают высокие финансовые показатели, однако, существуют ситуации, при которых вынужден реализовать проект, несмотря на его прямую экономическую непривлекательность. Например, если речь идет об экологических мероприятиях, которые практически всегда имеют отрицательные финансовые показатели; тем не менее, промышленные фирмы, заботящиеся о своем высоком имидже, ведут активную деятельность в этой области.
К другим внеэкономическим факторам инвестиционной привлекательности может быть отнесена отраслевая принадлежность как идеи для последующей практической реали-зации,так и предприятия.
Сверх привлекательный инвестиционный проект может быть отвергнут только потому, что у фирмы недостаточного опыта работы в той отрасли, где необходимо реализовать проект. Или, наоборот, фирма вынуждена искать
альтернативные сегменты рынка, если речь идет о межотраслевой диверсификации.
Отраслевая инвестиционная привлекательность определяется стратегией фирмы. Поэтому на рынке для обеспечения конкурентоспособности проводится маркетинговый отраслевой анализ, разрабатываются различные рейтинги отраслевой инвестиционной привлекательности.
Существенным внеэкономическим фактором, определяющим привлекательность для инвестора, является имидж и репутация.
С экономической точки зрения инвестиционная привлекательность определяется как внутренними характеристиками (доходность инвестиций, срок реализации проекта и др.), так и условиями привлечения финансовых ресурсов и их источников.
Инвестирование может осуществляться как за счет собственных, так и привлеченных средств. За исключением беспроцентных ссуд привлеченный капитал выдается на условиях возвратности, срочности и платности, то есть представляет собой кредиты в различной форме.
Для большинства инвестиционных проектов в случаях финансирования и за счет собственных средств, и за счет привлеченных финансовых ресурсов в основе лежит показатель цены капитала.
Цена капитала - отношение общей суммы платежей за использование финансовых ресурсов к общему объему этих ресурсов: 1-го источника в капитале компании. WACC= (К • Wd + М • Ws) / 100 где К - стоимость заемного капитала, Wd - доля заемного капитала в структуре капитала,
М - стоимость собственного капитала, Ws - для собственного капитала в структуре капитала.
Цена капитала определяет нижнюю границу доходности инвестиционного проекта -норму прибыли. Таким образом, принимая решение о начале реализации проекта, должен учитывать следующие факторы: цену собственного капитала;
цену привлеченного капитала;
структуру капитала (соотношение собственных и привлеченных средств).
Интеграция этих факторов в показателе цены капитала является базой для определения инвестиционной привлекательности проекта.
Цена собственного капитала определяется дивидендной политикой (цена привлечения акционерного капитала) пропорционально доле акционерного капитала в собственных средствах организации.
Цена собственного капитала для самофинансирования является нижним пределом рентабельности: решение о реализации проекта при доходности менее цены капитала может серьезно ухудшить основные финансовые показатели компании, привести к неплатежеспособности и банкротству.
Для внешнего инвестора цена собственного капитала является гарантией возврата вложенных средств, показателем достаточного уровня финансовой надежности объекта инвестиций.
Цена привлеченного капитала рассчитывается как средневзвешенная процентная ставка по привлеченным финансовым ресурсам
Цена привлеченного капитала зависит от внутренних и внешних факторов.
К внутренним факторам в первую очередь относится деловая репутация. На деловую репутацию фирмы влияют не только финансовые показатели ее деятельности, но и авторитет высшего менеджмента, сложившаяся система взаимоотношений с партнерами и конкурентами, имидж, политическая поддержка и др.
Внешние факторы, влияющие на цену привлеченного капитала, определяются макроэкономической ситуацией (уровнем инфляции, ставкой рефинансирования ЦБ РФ, темпами роста ВНП и др.), государственной инвестиционной политикой и ситуацией на финансовом рынке.
Инвестор при принятии решения о реализации проекта сталкиваются с проблемой
определения нижней границы доходности инвестиций, в качестве которой, как правило, выступает норма прибыли.
Норма прибыли определяется инвестором с разных точек зрения. Организация, реализующая проект, исходит из внутренних ограничений, к которым в первую очередь относятся цена капитала, внутренние потребности производства (объем необходимых собственных средств для реализации производственных, технических, социальных программ), а также внешние факторы, к которым относится ставка банковских депозитов, цена привлеченного капитала, условия отраслевой и межотраслевой конкуренции.
Руководство компании сталкивается, как минимум, с одной альтернативой инвестиций — вложить временно свободные средства в банковские депозиты или государственные ценные бумаги, получая гарантированный доход без дополнительной высокорисковой деятельности. Поэтому доходность инвестиционных проектов должна превосходить ставку по банковским депозитам и доходность предъявленных к погашению государственных ценных бумаг.
Механизм влияния конкуренции на определение внутренней нормы прибыли не работает впрямую: отраслевая доходность может быть выше, чем производственная рентабельность проекта. Это связано с различными масштабами производства: сохраняя конкурентоспособность продукции и удерживая под контролем значительную часть рынка, крупная компания может умышленно сбивать цены, обеспечивая достаточный объем прибыли значительными объемами продаж. Поэтому, устанавливая норму прибыли по средним значениям рентабельности ее, как правило, соизмеряют с масштабами производства.
Внешний инвестор, определяя норму прибыли инвестиционного проекта, руководствуется альтернативными вложениями средств. При этом соизмеряется риск вложений и их доходность: как правило, инвестиции с меньшим риском приносят инвестору меньший доход. Поэтому принятие решения о финансировании проекта инвестор согласует со своей финансовой стратегией (склонность к риску, отвращение к риску). Риск инвестиций в финансовые инструменты оценивают финансовые менеджеры. Инвесторы, принявшие
решение о финансировании инвестиционных проектов, уровень риска закладывают как надбавку к норме прибыли.
Оценку инвестиционной привлекательности при предоставлении мер государственной поддержки проекта оценивают, используя ряд показателей:
метод чистой текущей стоимости; метод срока окупаемости; метод индекса доходности и рентабельности проекта;
метод внутренней нормы доходности; расчет точки безубыточности проекта. Исходя из расчета представленных показателей, делается вывод об уровне инвестиционной привлекательности проекта и принимается решение о предоставлении государственной поддержки.
Литература
1. Туровец О.Г. Организация производства как важный фактор модернизации инновационного развития предприятия / О.Г. Туровец, В.Н. Родионова // Организатор производства. - 2013. - Т. 56. - № 1. - С. 23-26.
2. Красникова А.В. Синтетический подход к оценке стратегии повышения эффективности инвестиционной деятельности предприятия / А.В. Красникова // Вестник Воронежского государственного технического университета. - 2014. - Т. 10- № 2. - С. 75-79.
3. Туровец О.Г. Особенности выбора перспективных направлений развития наукоемких предприятий / О.Г. Туровец, С.П. Курбатова // Организатор производства. - 2012. Т. 52. - № 1. - С. 34-36.
4. Гунина И.А. Проблемные аспекты управления компетенциями в рамках механизма развития кадрового потенциала предприятия / И.А. Гунина, С.Г. Туленинова // Организатор производства. - 2012. - Т.55. - № 4. - С. 42-44.
5. Дударева О.В. Модель выбора стратегии повышения эффективности инвестиционной деятельности предприятия / О.В. Дударева // Вестник Воронежского государственного технического университета. Воронеж. - 2014. - Т.10. - № 4. -С. 126-131.
Дударева Ольга Владимировна, кандидат экономических наук, доцент кафедры Экономики и управления на предприятии машиностроения, Воронежский государственный технический университет, (г. Воронеж, Российская Федерация) [email protected]
THE METHODOLOGY OF INVESTMENT PROJECT ASSESSMENT IN PROVIDING
THE STATE SUPPORT
0.V. Dudareva, Voronezh State Technical University, Voronezh, Russian Federation, [email protected]
The article describes the main aspects of assessing the investment projects of machine-construction companies when providing the State support. It specifies the steps of the procedure of selecting investment projects which are to be included in the program of budget funding, and the factors of assessing the effectiveness of investment projects of machine-construction companies. It is emphasized that the effectiveness assessment of investment projects being implemented is one of the forms of financial control and is aimed at ensuring targeted expenditure and timely response to the circumstances impeding the proper implementation and attainment of the goals pursued by investment projects. The article proves the importance of evaluating investment projects when providing the State support, with account of the analysis of investment attractiveness and social efficiency of investments. Special attention is given to investigating the factors of enhancing the investment attractiveness of machine-construction companies
Key words: investments, investment project, State support, funding
References
1. Turovets O.G., Rodionova V.N. Organizacija proizvodstva kak vazhnyj faktor modernizacii innovacionnogo razvitija predprijatija [Production organization as an important factor of corporate innovative development modernization]. Organizator proizvodstva [Organizer of Production], 2013, № 1 (56), pp. 23-26.
2. Krasnikova A.V. Sinteticheskij podhod k ocenke strategii povyshenija jeffektivnosti investi-cionnoj dejatel'nosti predprijatija [The synthetic approach to evaluating the strategy of enhancing effectiveness of corporate investment activity]. Vestnik Voronezhskogo gosudarstvennogo tehnich-eskogo universiteta [The Bulletin of Voronezh State Technical University], 2014, № 2 (10), pp. 7579.
3. Tуrovets O.G., Kurbatova S.P. Osobennosti vybora perspektivnyh napravlenij razvitija nau-koemkih predprijatij [The peculiarities of selecting the perspective directions in the development of science-based companies]. Organizator proizvodstva [Organizer of Production], 2012, № 1 (52), pp. 34-36.
4. Gunina I.A., Tuleninova S.G. Problemnye aspekty upravlenija kompetencijami v ramkah me-hanizma razvitija kadrovogo potenciala predprijatija [. The problematic aspects of competence management within the mechanism of developing the personnel potential]. Organizator proizvodstva [Organizer of Production], 2012, № 4 (55), pp. 42-44.
5. Dudareva O.V. Model' vybora strategii povyshenija jeffektivnosti investicionnoj dejatel'nosti predprijatija [The model of selecting the strategy of increasing the efficiency of corporate investment activity]. Vestnik Voronezhskogo gosudarstvennogo tehnicheskogo universiteta [The Bulletin of Voronezh State Technical University], 2014, № 4 (10), pp. 126-131.