для привлечения инвестиций и регулирования экономических процессов. Льготы позволяют регулировать общественные отношения, не сталкивая при этом интересы государства и налогоплательщика.
Определение льготы дано в статье 56 Налогового Кодекса РФ, где сказано "льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать".
Можно сказать, что можно квалифицировать три направления предоставления льгот:
- уменьшение налогооблагаемой базы;
- снижение ставки;
- возможность не уплачивать налог или сбор.
Отношения государства и налогоплательщика
относительно налоговой льготы неравнозначны. Решение принимает государство и поэтому система льгот закрепляется на законодательном уровне. Так НК РФ, предоставляет налогоплательщику право:
- использовать налоговые льготы, при наличии для этого основания;
- получать отсрочку, рассрочку платежей, налоговый кредит или инвестиционный налоговый кредит.
При этом НК РФ законодательно провозглашает права налогоплательщиков и гарантирует право на управление своими налоговыми выплатами в
рамках налогового администрирования.
Можно с определенной долей уверенности утверждать, что использование налоговых льгот должно носить плановый характер, и что целенаправленная работа на долгосрочную перспективу позволит снизить налоговые издержки, увеличить финансовые ресурсы предприятия при определенных условиях будет влиять на формирование конкурентной стратегии предприятия.
Разработка конкурентной стратегии заключается, по существу, в отыскании четкой формулировки того, как предприятие будет вести конкуренцию, какими должны быть его цели и какие средства и действия понадобятся для достижения этих целей [3]. Майкл Портер в своих исследованиях разработал колесо конкурентной стратегии (рис. 1) [3, 27].
На рис. 1 представлена комбинация целей и средств, которая поможет предприятию достичь конкурентного преимущества.
Как правило, при рассмотрении экономических проблем, большинство экономистов игнорируют вопросы налогообложения. Рассмотрим, какие ключевые направления деловой политики фирмы будут увязываться с налогообложением (табл. 1).
Таким образом, мы видим, что большинство ключевых направлений налогооблагаемо и использование налоговых льгот в стратегическом планировании позволит предприятию решить следующие задачи:
- снижение налоговой нагрузки;
- увеличение собственных оборотных средств.
Таблица 1
Наименование направлений Возникновение налоговых взаимоотношений Объект Налог
Целевые рынки - - -
Маркетинг - - -
Продажи + Объем продаж НДС Акцизы
Оптовые каналы сбыта - - -
Производство + - Водный налог Транспортный налог
Рабочая сила + ФОТ ЕСН, НДФЛ
Закупочная деятельность + Сумма закупок Налоговый вычет по НДС
Исследования и разработки - -
Финансы и контроль + Прибыль Налог на прибыль, налог на имущество
Производственная специализация - -
Рис. 1. Колесо конкурентной стратегии
Следует учесть значение льгот:
- для предприятий в части определения местонахождения бизнеса;
- для региона в части привлечения инвестиций.
Региональные и местные льготы могут создать существенную дополнительную привлекательность для привлечения инвестиций в регион.
Преференции (от лат. praeferentia - предпочтение) - в международной практике - льготы, предоставляемые государством в торговле с другой страной или группой стран [1, 235].
Предпочтения или преференции могут быть не только в международной торговле, но и в налоговых взаимоотношениях компании и государства, и тогда речь будет идти о налоговых преференциях.
Налоговые преференции возникают в области налоговых отношений, преобразования которых
влияют на унификацию и частичную отмену составных частей налоговых преференций, к которым следует отнести налоговые льготы, отсрочки, налоговые кредиты, совокупность которых направлена на создание экономических условий для роста экономики, развития предпринимательства и, соответственно, увеличения доходной части бюджетов различных уровней.
Рассмотрим региональные налоговые преференции и их влияние на реализацию межрегиональных финансовых проектов. Региональные налоговые льготы предоставляются в свободных экономических зонах (СЭЗ), к которым относятся Калининградская область, Горно-Алтайская область, республика Калмыкия.
Отдельной позицией выделим льготы, предоставляемые региональными властями при условии, что регион не является СЭЗ. Например, правительство Пермского края своим решением
№ 1685-296 от 30 августа 2001 года в статье 15 установило льготу по налогу на прибыль в виде снижения ставки налога по региональной части с 17,5 % до 13,5 %, т. е. снижение на 4 %, но для предприятий, чей налог на прибыль в месяц превышает 100 000 рублей.
Посмотрим, как данная льгота может повлиять на привлечение инвестиций для реализации проект "Белкомур". Рассмотрим характеристики проекта [7].
Проект магистрали "Белкомур" наконец вошел в стратегический план развития компании "Российские железные дороги" до 2030 года, сообщает пресс-центр правительства Пермского края.
Проект "Белкомур" получил более широкое развитие и теперь является частью комплексной программы промышленного и инфраструктурного развития Пермского края, республики Коми и Архангельской области.
Программа состоит из двух основных блоков: реализация инфраструктурных проектов (северный и южный участки "Белкомура", железная дорога Архангельск-Сухое море, Архангельский глубоководный порт) и производственных проектов, в которых участвуют промышленные предприятия трех субъектов РФ.
Уже окончательно решено, что железнодорожная магистраль "Белкомур" пройдет через Соликамск, Гайны, Сыктывкар к Архангельску. Проект внесли в стратегический план развития компании "Российские железные дороги" до 2030 года. Планируется, что ОАО "РЖД" войдет в состав учредителей "Межрегиональной инвестиционной компании "Северозапад Прикамье".
Компания "Северозапад Прикамье", которая занимается формированием заявки в инвестиционный фонд РФ, активно ведет работу по инвестиционному обоснованию проекта. Магистраль "Белкомур" поделена на северный и южный участки. Южный - дорога Соликамск-Гайны-Сыктывкар, протяженность которой 580 км (новое строительство). Ориентировочная стоимость ее возведения составляет порядка 53 млрд. руб. Северный участок - дорога Сыктывкар-Архангельск. Ее протяженность составляет 670 км, из них новое строительство - 215 км, примерная стоимость - 17 млрд. рублей.
В реализации комплексной программы от Пермского края готовы участвовать шесть промышленных предприятий: "Уралкалий", "Соли-камскбумпром", "Сильвинит", "Корпорация ВСМ-ПО АВИСМА", "Сода-хлорат" и "Березниковский содовый завод", которые уже представили свои
инвестиционные программы. Объем вложенных ими инвестиций составит более 70 млрд. рублей. Планируется, что увеличение объема промышленного производства к 2010-2012 годам произойдет до более чем 20 млрд. рублей. Грузопоток возрастет на 30-40%.
По последним данным, общая стоимость инвестиций по программе промышленного и инфраструктурного развития трех субъектов РФ оценивается примерно в 300 млрд. рублей, из которых средства федерального инвестиционного фонда - 75 млрд. рублей, частных инвесторов - 225 млрд. рублей. Прирост промышленного производства будет составлять примерно 90 млрд. рублей в год. При реализации проекта откроется около 25 тыс. новых рабочих мест.
Сроки окупаемости промышленных проектов рассчитаны от 3-х до 15 лет, окупаемость железнодорожной магистрали "Белкомур" - 6,5 лет. Предполагается, что доходы во все виды бюджетов при условии реализации всех проектов будут составлять примерно 25 млрд. рублей в год.
На сегодняшний день все три субъекта РФ, участвующих в комплексной программе, выделили по 25 млн. рублей на обоснование инвестиций. Также уже сформирован список промышленных предприятий, которые направят на эти цели 75 млн. рублей. Заявка в правительственную комиссию направлена к 1 ноября 2007 года.
К проекту "Белкомур" готова присоединиться Кировская область. На заседании рабочей группы по транспорту в ПФО представитель от Кирова обозначил, что дополнить проект может железная дорога Черная-Верхнекамская-Яр, которая соединит Северный транспортный коридор с Транссибом. Уже на первоначальном этапе этот участок можно использовать на 80-90%. Предложение Кировской области будет рассмотрено в течение месяца.
Летом 2006 года руководство Пермского края решило реанимировать проект строительства "Белкомура", но сделать на сей раз его приемлемым и для железнодорожников, и для частных компаний.
В начале июня 2007 года губернатор Пермского края Олег Чиркунов, глава республики Коми Владимир Торлопов и губернатор Архангельской области Николай Киселев в рамках Петербургского экономического форума подписали меморандум о реализации комплексной программы промышленного и инфраструктурного развития трех регионов.
Учитывая объем инвестиций, можно спрогнозировать на уровне среднеотраслевого показателя прибыль в сумме 45 млрд. рублей. Тогда фирмы, зарегистрированные в Пермском крае, смогут в рамках налоговых преференций сэкономить на четырехпроцентном снижении ставки налога на прибыль до 420 млн. рублей. Подобная экономия денежных средств привлечет в Пермский край дополнительных инвесторов.
Вместе с тем, следует особое внимание обратить на то, что в проектах подобных масштабов кроме Пермских инвесторов, таких как "Уралка-лий", "Соликамскбумпром", "Сильвинит", "Корпорация ВСМПО АВИСМА", "Сода-хлорат" и "Березниковский содовый завод", которые будут выступать в качестве инвесторов, обязательно будет большое количество подрядчиков вокруг компании "Северозапад Прикамье", а также субподрядчиков. В этой массе предприятий могут появиться фирмы-однодневки, основной функцией которых является снижение налоговой нагрузки, особенно по налогу на добавленную стоимость. Фирмы-однодневки ориентированы на совершение мнимых сделок, которые представляют собой действия, совершаемые для того, чтобы создать ложное представление о намерениях участников сделки. В подобных сделках очевидно прослеживается стремление запутать контролирующие органы, обойти закон и предать сделкам легитимный характер.
Учитывая межрегиональные особенности реализации проектов, подобных "Белкомуру", следует обратить внимание на опасность заключения сделок с фирмами - однодневками или фирмами - недобросовестными налогоплательщиками. Последствия подобных сделок сформулированы, например, в Постановлении №Ф08-5591/2005 от 28.11.2005 ФАС Северо-Кавказского округа, где сказано, что неблагоприятные последствия недостаточной осмотрительности в выборе контрагента не могут быть возложены на бюджет в виде необоснованного возмещения НДС.
Действующие в стране налоги, такие как НДС, налог на прибыль, ЕСН, теоретически являются взаимосвязанными. Во взаимосвязанном налогообложении присутствует определенная закономерность, которая характеризуется тем, что уменьшение налоговых обязательств в результате сделки у одного налогоплательщика неизбежно приводит к увеличению налоговых обязательств другого налогоплательщика - контрагента по сделке. Поэтому для налогов данной категории характерно определенная взаимосвязь и зависи-
мость в одновременном их исчислении и уплате у налогоплательщиков - контрагентов по сделке. По мнению начальника юридического отдела межрегиональной инспекции ФНС России по СФО А. Ильина, современную ситуацию в сфере взаимосвязанного налогообложения России характеризует следующее [5]:
1) неконтролируемый процесс создания и ликвидации организаций;
2) значительная и никак не учитываемая потеря налоговой базы взаимосвязанных налогов для государства;
3) широкое применение организаций-однодневок с целью снижения налоговых обязательств действующего налогоплательщика;
4) судебно-арбитражная практика, складывающаяся не в пользу налоговых органов по делам, в которых выясняется государственная регистрация контрагентов по договорам.
Особое внимание следует обратить на взаимосвязь налоговых преференций с госрегистрацией юридического лица, так как погоня за налоговой выгодой подчас толкает руководство предприятий на налоговые правонарушения.
Любая предпринимательская деятельность, к какой бы области она ни относилась, может быть представлена как непрерывная цепь взаимосвязанных сделок, направленных на возникновение, изменение, прекращение гражданских прав и обязанностей. Как правило, в совершении сделки участвуют две стороны, следовательно, и результат от ее совершения должен быть у двух сторон. Цели, основания и результаты совершенных хозяйствующими субъектами сделок определяют их отношения с налоговыми органами, поэтому изменения имущественного состояния участника возмездной сделки напрямую влияет на налоговые последствия [6].
Регистрация предприятий-контрагентов в разных регионах будет влиять на полноценную уплату налогов во взаимосвязанных организациях только тогда, когда все налогоплательщики (субъекты гражданско-правовых сделок) отражают в бухгалтерском и налоговых учетах и отчетности, начисленные и уплаченные налоги, при условии, что они состоят на учете в налоговых органах. Таким образом, взаимосвязанность налогов будет рассматриваться системно - с точки зрения исполнения налоговых обязательств всеми участниками сделки.
Имеется и международная практика, в соответствии с которой принято исходить из необходимости проявлять должную степень осмот-
рительности в отношении своих клиентов. Так, Европейский Суд по правам человека по делу "Андрей Финкельберг против Латвии", указал что "обязанность предпринимателя узнавать о налоговом положении своих торговых партнеров не может считаться неразумной или несоразмерной".
Учитывая вышесказанное, можно с уверенностью сказать, что налоговые органы территорий где будет проходить реализация проекта "Белкомур", будут отражать особое внимание на вопросы регистрации юридических лиц и собираемость взаимосвязанных налогов.
Одним из основных вопросов предоставления налоговых преференций является оценка их эффективности, которая как правило, подразумевает сопоставление полученного результата с затратами на его достижение.
Единой методики оценки эффективности налоговых льгот не существует.
Прежде всего, следует определить условия, при наличии которых целесообразно говорить о предоставлении предприятием налоговых льгот. К ним можно отнести:
- социальные аспекты, например, повышение уровня жизни;
- имиджевые аспекты - повышение инвестиционной привлекательности края;
- финансовые аспекты - влияние на краевой бюджет.
Перечисленные аспекты позволяют выделить два объекта воздействия налоговых преференций на межрегиональные экономические отношения:
1. Налоговые преференции могут считаться эффективными, если они приводят к увеличению экономических показателей региона.
2. Предоставление налоговых преференций приводит к увеличению налоговых доходов бюджета.
В качестве показателей эффективности предоставления налоговых преференций можно взять следующие:
- суммарное увеличение налоговых доходов бюджета;
- расширение количества налогоплательщиков;
- соотношение бюджетных потерь к сумме бюджета.
Одним из основных условий предоставления налоговых преференций следует рассматривать превышение дополнительных доходов бюджета в долгосрочном периоде над упущенной налоговой выгодой в краткосрочном периоде.
С этой точки зрения, представляет интерес следующая модель расчета эффективности предоставления налоговых преференций, предложенная М.В. Шмаковой [4].
ДТ. В = ТВ х х х (1 - рГ)
1П 1П \ г /
или
ДТШ В = (ТВт - рг) х X, (1)
где, ДТ В - величина снижения налоговых
' 1П
поступлений вследствие введения преференции по налогу = потери бюджета в 1-м году = дополнительная сумма, остающаяся в распоряжении налогоплательщика в (1 + 1)-м году; ТВ - налоговая база по налогу на прибыль. При построении модели автор основывался на условии обязательного включения налогоплательщиком высвободившихся сумм налога в развитие инновационной деятельности; t - ставка налога на прибыль (%); рг - величина преференции (данное выражение может быть модифицировано, его изменения будут зависеть от формы предоставления налоговой преференции: в первом случае преференция представляет собой снижение налоговой ставки, во втором - скидку).
ДТ В = ДТ В х
1П 1П
х (1+ г) х X х (1 - рг)
или
ДТ В = (ДТ В х
11П 11П
х (1+г) - рг) х X, (2)
где, г - рентабельность производства; ДЕЛЬТА Т В - изменение налоговых поступлений вследствие прироста налоговой базы в (1 + 1)-м году.
Таким образом, изменения налоговых поступлений в последующие годы можно отразить следующей записью:
ДТ . 1+1 = ДТ . 1 х
1П 1П
х (1+ г 1) х t х (1 - рг)
или
ДТ . 1+1 = (ДТ . 1 х
1П 1П
х (1+ г 1) - рг) х t , (3)
где, ДТ1П 1 - изменение налоговых поступлений в базисном периоде вследствие предоставления налоговых преференций; ДТ1п1+1 - изменения налоговых поступлений вследствие прироста налоговой базы в году, следующим за базисным.
Следует отметить, что описанная автором исследования модель требует соблюдения некоторых условий, к которым следует отнести:
ДТ 1+1 >= ДТ 1 , что будет свидетельствовать о равенстве или превышении дополнительных доходов бюджета в (1 + 1)-м году.
Следует иметь ввиду, что временные рамки, на которые производится расчет необходимо уравнять со сроком окупаемости проекта.
Кроме этого при расчетах следует так же учитывать отраслевую рентабельность и дисконтирование денежных потоков.
В заключении следует отметить, что вопрос оценки эффективности налоговых преференций
не является однозначным, особенно с точки зрения государства. Налогоплательщик имеет налоговую выгоду в количественном выражении в части снижения налоговых обязательств. Двойственная позиция государства заключается, с одной стороны, в привлечении в регионы инвестиций, с другой стороны, в условиях финансового кризиса возможно снижение поступлений в доходную часть бюджета.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Налоговый словарь. М.: Налог-ИНФО, 2004.
2. Малько А.В. "Стимулы и ограничения в праве". М.: Юрист, 2003.
3. Портер Майкл "Конкурентная стратегия". М.: Альпина, 2006.
4. Шмакова Н.В. "К вопросу об оценке эффективности налоговых преференций". Журнал "Налоги и налогообложение" № 6, 2007.
5. Ильин А.В. Российское взаимосвязанное налогообложение: проблемы функционирования и перспективы развития / Екатеринбург "Налоги и финансовое право", 2004.
6. Гусева Т. А. "Зависимость налоговых преференций от наличия госрегистрации юридического лица". Журнал "Налоговые споры: теория и практика" № 7, 2006.
7. www.rosbaltvolga.ru/2007/07/26/325426.html.
Лукашевич Н.С.
модель оценки кредитоспособности физического лица на основе теории нечетких множеств
Статья является продолжением исследования [3], в котором обоснована необходимость применения в потребительском кредитовании инновационных моделей оценки кредитоспособности физических лиц, отмечена проблема отсутствия алгоритмов проектирования подобных моделей. Результатом исследования стал алгоритм проектирования и моделей оценки кредитоспособности физических лиц.
Целью настоящей статьи является разработка модели оценки кредитоспособности физического лица. Модель оценки кредитоспособности в общем виде можно представить следующим образом
< 10 I, Ф, А); К (I); Т >, где 1д - кредитный рейтинг, интегральный показатель кредитоспособности заемщика; О - набор факторов кредитоспособности заемщика; Ь - набор оценок каждого фактора из набора О; Ф - набор весов, задающих значимость каждого фактора из набора О; А - подход (метод), заложенный в основу расчета 10; К - модель определения условий кредитования на базе 10; Т - налагаемые модельные ограничения.
В качестве метода построению модели выбрана теория нечетких множеств. В исследова-
нии [3] рассмотрены четыре группы методов, которые могут стать основой моделей оценки кредитоспособности. Для разработки модели на базе статистических методов необходима историческая выборка данных, к которой предъявляется жесткие требования однородности, достаточного размера и неизменности силы влияния значимых факторов в выборке на некотором временном интервале. Нейронные сети, способные к адаптации, запоминанию и моделированию поведения сложных, многосвязных и нелинейных систем, обладают недостатком, связанным с отсутствием строгих обоснований выбора структуры нейронной сети и алгоритма обучения и практической невозможностью извлечения приобретенных ею знаний [2]. Ограниченность методов на базе экспертных оценок в том, что в них присутствует субъективный элемент и возможность ошибочного суждения. У нечетко - множественных описаний есть главный недостаток, заключающийся в том, что параметры функций принадлежности и их вид, выбираются субъективно. В контексте решаемой задачи определяющими являются такие сильные стороны данного подхода как: возможность описания условий и решения задач на языке, близком