Научная статья на тему 'Особенности оценки эффективности менеджмента в современных организациях'

Особенности оценки эффективности менеджмента в современных организациях Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
922
129
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Управление
ВАК
Область наук
Ключевые слова
МЕНЕДЖМЕНТ КАК ФОРМА УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / MANAGEMENT AS A FORM OF ADMINISTRATIVE ACTIVITY / УПРАВЛЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТЬЮ БИЗНЕСА / BUSINESS PERFORMANCE MANAGEMENT / МОНИТОРИНГ ЭФФЕКТИВНОСТИ И УСТОЙЧИВОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ / MONITORING OF THE EFFECTIVENESS AND SUSTAINABILITY OF THE ENTERPRISES / ДЕЛОВАЯ РЕПУТАЦИЯ / BUSINESS REPUTATION / ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЙ И ОТРИЦАТЕЛЬНЫЙ ГУДВИЛЛ / POSITIVE AND NEGATIVE GOODWILL

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Соклакова Ирина Владимировна, Бор В. Н., Макарова Е. Е.

В статье рассматриваются проблемы оценки эффективности менеджмента в современных организациях, выделяется понятие «эффективность» как обязательный элемент деятельности. В настоящее время существенно изменилась общественная среда, в которой функционируют организации. Переход России на рыночные основы хозяйствования не мог не отразиться на формах и методах управления организациями. Проблема достоверной оценки и рационального управления эффективностью бизнеса стала доминировать в практике управления с развитием процессов рыночной глобализации. Для бесперебойной работы организации регулярно требуется проводить мониторинг состояния и прогнозирования перспектив развития динамики эффективности сегментов бизнеса, что обеспечивает менеджмент и бизнесменов необходимой информацией для принятия своевременных решений в области стратегического, тактического и оперативного управления бизнесом. В этих условиях без бизнес-анализа становится невозможным построение эффективной системы менеджмента, ориентированного на стратегические цели, системы, обеспечивающей единство различных функциональных областей и горизонтов управления. Мониторинг — это специально организованное систематическое наблюдение за состоянием объектов, явлений, процессов с целью их оценки, контроля или прогноза. В статье предложены методика и алгоритм мониторинга эффективности и устойчивости предприятий, предусматривающие контроль результатов деятельности предприятия и зон обоюдовыгодных сделок, что позволяет расширить возможности управления эффективностью и устойчивостью предприятий, решая задачи наилучшего удовлетворения потребностей клиентов. Авторы уделяют внимание деловой репутации, которую можно рассматривать как рыночный индикатор положения компании в бизнесе. Описываются роль деловой репутации при оценке эффективности менеджмента организации, последствия положительной и отрицательной деловой репутации организации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Features Management Effectiveness Evaluation in Modern Organizations

The article deals with the problem of evaluating the effectiveness of management in modern organizations, highlights the concept of efficiency as a mandatory element of the activities. Currently, the social environment in which the organization operates has changed substantially. Russia´s transition to market economic fundamentals could not but affect the forms and methods of management of organizations. The problem of accurate assessment and management of business performance management has come to dominate the practice of management development processes of market globalization. For the smooth operation Organization requires regular monitoring and forecasting of development prospects of business segments efficiency dynamics to provide managers and businessmen the information they need to make timely decisions in the field of strategic, tactical and operational business management. Under these conditions, business analysis becomes vital for building an effective management system based on the strategic objectives of ensuring the unity of the various functional areas and management horizons. Monitoring is a specially organized, systematic observation of objects, phenomena and processes for assessment, control or prediction. The paper suggests a technique and an algorithm for monitoring the effectiveness and sustainability of enterprises, providing control of the results of activities and mutually beneficial transactions, thus expanding the possibilities of effectiveness management and enterprises' sustainability, serving the best customer satisfaction. The authors pay attention to business reputation, which can be regarded as a market indicator of the company´s position in the business. They describe the role of goodwill in assessing the effectiveness of the organization´s management, the effects of positive and negative goodwill of the organization.

Текст научной работы на тему «Особенности оценки эффективности менеджмента в современных организациях»

УДК 005.2161 DOI 10.12737/11514

Получено 27.03.2015 Одобрено 21.05.2015 Опубликовано 17.06.2015

Соклакова И.В.

канд. экон. наук, доцент, зав. кафедрой менеджмента НОУ ВО «Институт мировой экономики и информатизации» e-mail: irinasok2011@yandex.ru

Бор В.Н.

канд. экон. наук, доцент, зав. кафедрой «Менеджмент организации» Подольского института (филиал) ФГБОУ ВПО «Московский государственный машиностроительный университет (МАМИ)» e-mail: irinasok2011@yandex.ru

Макарова Е.Е.

канд. экон. наук, доцент кафедры «Менеджмент организации» Подольского института (филиал) ФГБОУ ВПО «Московский государственный машиностроительный университет (МАМИ)» e-mail: irinasok2011@yandex.ru

Особенности оценки эффективности менеджмента в современных организациях

Аннотация

В статье рассматриваются проблемы оценки эффективности менеджмента в современных организациях, выделяется понятие «эффективность» как обязательный элемент деятельности. В настоящее время существенно изменилась общественная среда, в которой функционируют организации. Переход России на рыночные основы хозяйствования не мог не отразиться на формах и методах управления организациями. Проблема достоверной оценки и рационального управления эффективностью бизнеса стала доминировать в практике управления с развитием процессов рыночной глобализации.

Для бесперебойной работы организации регулярно требуется проводить мониторинг состояния и прогнозирования перспектив развития динамики эффективности сегментов бизнеса, что обеспечивает менеджмент и бизнесменов необходимой информацией для принятия своевременных решений в области стратегического, тактического и оперативного управления бизнесом. В этих условиях без бизнес-анализа становится невозможным построение эффективной системы менеджмента, ориентированного на стратегические цели, системы, обеспечивающей единство различных функциональных областей и горизонтов управления. Мониторинг — это специально организованное систематическое наблюдение за состоянием объектов, явлений, процессов с целью их оценки, контроля или прогноза.

В статье предложены методика и алгоритм мониторинга эффективности и устойчивости предприятий, предусматривающие контроль результатов деятельности предприятия и зон обоюдовыгодных сделок, что позволяет расширить возможности управления эффективностью и устойчивостью предприятий, решая задачи наилучшего удовлетворения потребностей клиентов. Авторы уделяют внимание деловой репутации, которую можно рассматривать как рыночный индикатор положения компании в бизнесе. Описываются роль деловой репутации при оценке эффективности менеджмента организации, последствия положительной и отрицательной деловой репутации организации.

Ключевые слова:

менеджмент как форма управленческой деятельности, управление эффективностью бизнеса, мониторинг эффективности и устойчивости предприятия, деловая репутация, положительный и отрицательный гудвилл.

Soklakova I.V.

Ph.D. of Economics, Associate Professor, Head of the Department of Management, Institute of World Economy and Informatization

e-mail: irinasok2011@yandex.ru

Bor V.N.

Ph.D. of Economics, Associate Professor, Head of the Department of Management Organization, Podolsk Institute (Branch) of FSBEI НPE «Moscow State Engineering University (MAMI)»

e-mail: irinasok2011@yandex.ru

Makarova E.E.

Ph.D. of Economics, Associate Professor of the Department of Management Organization, Podolsky Institute (Branch) of FSBEI НPE «Moscow state engineering University (MAMI)»

e-mail: irinasok2011@yandex.ru

Features Management Effectiveness Evaluation in Modern Organizations

Abstract

The article deals with the problem of evaluating the effectiveness of management in modern organizations, highlights the concept of efficiency as a mandatory element of the activities. Currently, the social environment in which the organization operates has changed substantially. Russia's transition to market economic fundamentals could not but affect the forms and methods of management of organizations. The problem of accurate assessment and management of business performance management has come to dominate the practice of management development processes of market globalization.

For the smooth operation Organization requires regular monitoring and forecasting of development prospects of business segments efficiency dynamics to provide managers and businessmen the information they need to make timely decisions in the field of strategic, tactical and operational business management. Under these conditions, business analysis becomes vital for building an effective management system based on the strategic objectives of ensuring the unity of the various functional areas and management horizons. Monitoring is a specially organized, systematic observation of objects, phenomena and processes for assessment, control or prediction.

The paper suggests a technique and an algorithm for monitoring the effectiveness and sustainability of enterprises, providing control of the results of activities and mutually beneficial transactions, thus expanding the possibilities of effectiveness management and enterprises' sustainability, serving the best customer satisfaction.

The authors pay attention to business reputation, which can be regarded as a market indicator of the company's position in the business. They describe the role of goodwill in assessing the effectiveness of the organization's management, the effects of positive and negative goodwill of the organization.

Keywords:

management as a form of administrative activity, business performance management, monitoring of the effectiveness and sustainability of the enterprises, business reputation, positive and negative goodwill.

В современной организации особое внимание уделяется вопросу эффективности управления. Любой руководитель стремится управлять эффективно. Для устойчивого развития общества необходимо, чтобы каждая организация внесла свой вклад в развитие экономики и принесла прибыль.

В настоящее время существенно изменилась общественная среда, в которой функционируют организации. Переход России на рыночные основы хозяйствования не мог не отразиться на формах и методах управления организациями. Именно с проведением экономических реформ и развитием рыночных отношений связано появление в теории и практике понятия «менеджмент». Менеджмент как особый тип управления сочетает общие черты всякого управления и специфические черты, определяемые конкретными условиями социально-экономического развития. Менеджмент характеризуется тем, что этот тип управления осуществляется в рыночных условиях, т.е. в условиях экономической самостоятельности и предпринимательской деятельности организаций, в условиях конкуренции и риска [3].

Проблема достоверной оценки и рационального управления эффективностью бизнеса стала доминировать в практике управления с развитием процессов рыночной глобализации. Показательно, что уже один из первых представителей теоретиков менеджмента Г. Эмерсон считал эффективность основной задачей управления. Так, в 1900 г. он опубликовал книгу «Эффективность как основание для управления и оплаты труда», а в 1912 г. — «Двенадцать принципов эффективности», считающуюся его главной работой в области менеджмента. Г. Эмерсон при этом нисколько не заботился о «чистоте» самого понятия «эффективность», употребляя его в различных значениях. Однако он сделал чрезвычайно важный вклад в развитие этого понятия. Г. Эмерсон увидел в эффективности то, что не было выявлено у экономистов, — ее связь с функциональностью [8]. Неслучайно, что именно управленец, плотью и духом связанный с функциональностью, а не экономист, выделил и проявил эту связь, которая затем стала восприниматься как что-то само собой разумеющееся.

Практическое решение проблемы управления эффективностью бизнеса лежит в обеспечении оптимальной сбалансированности действий менеджмента компании в следующих плоскостях: • эффективность деятельности в различных временных горизонтах (прежде всего, эффективность ретроспективной, текущей и перспективной деятельности);

• эффективность отдельных составляющих бизнеса (операции и бизнес-процессы, структурные бизнес-единицы, компании в целом);

• эффективность различных направлений деятельности (операционная, инвестиционно-инновационная, финансовая, маркетинговая и др.). Все эти три направления позволят реализовать

принцип системного подхода к управлению эффективностью.

Кроме того, для менеджмента необходимо использование современных информационных технологий. Современные информационные технологии позволяют быстро передавать и обрабатывать информацию, просчитывать варианты управленческих решений, что необходимо для быстрого реагирования на изменения во внешней и внутренней среде организаций.

Необходимость функционирования организации в сложной и подвижной внешней среде требует оперативного анализа складывающейся ситуации, выявления проблем, определения путей их разрешения, выработки соответствующей ситуации поведения и стратегии развития. Для решения этих задач требуются гибкие формы управления, способные быстро адаптироваться к изменяющимся условиям. Ключ к эффективному бизнесу лежит не только в гибком и профессиональном операционном менеджменте, но и в правильных решениях в инвестиционных и финансовых сферах. Увлечение экономичностью, упрощение бизнес-процессов в ущерб инновационности и идентичности снижает долгосрочную конкурентоспособность бизнеса, следовательно, и перспективы его устойчивого экономического роста. Таким образом, достижение эффективности требует определения «правильных» целей и приоритетов, а также организации «правильного» процесса приближения к этим целям.

Для того чтобы построить в организации систему гибкого развития и управления, необходимо оценить, готова ли организация к серьезным переменам, каким требованиям она должна отвечать, чтобы перейти к гибкому развитию. Сегодня сущность обеспечения гибкости развития содержится в требованиях стандарта ISO 9000:2000, в котором сформулированы восемь принципов менеджмента качества. Выполнение организацией этих принципов будет свидетельствовать о том, что организация может создать у себя систему эффективного и гибкого управления и достигнуть успеха [4].

Управление эффективностью бизнеса представляет непрерывный итеративный трансформирующий бизнес-стратегию в действие процесс, включающий: разработку стратегии; планирование; мониторинг

и анализ результативности, производительности и экономичности; обоснование организационных и управленческих мероприятий по исполнению стратегии или ее корректировки. Для бесперебойной работы организации регулярно требуется проводить мониторинг состояния и прогнозирования перспектив развития динамики эффективности сегментов бизнеса, что обеспечивает менеджмент и бизнесменов необходимой информацией для принятия своевременных решений в области стратегического, тактического и оперативного управления бизнесом. В этих условиях без бизнес-анализа становится невозможным построение эффективной системы менеджмента, ориентированного на стратегические цели, системы, обеспечивающей единство различных функциональных областей и горизонтов управления. Мониторинг, в нашем понимании, — это специально организованное, систематическое наблюдение за состоянием объектов, явлений, процессов с целью их оценки, контроля или прогноза [1].

Проведение мониторинга стабильности функционирования предприятий, позволяет получить всестороннюю информацию о показателях работы предприятия. Рекомендуется исследовать следующие направления: производственную программу, состояние имущества, состояние доходности, состояние

финансирования деятельности и динамику производства продукции. Проведенный анализ позволит более детально проанализировать устойчивость функционирования предприятий, выявить существующие недостатки его работы и поможет определить дальнейшие стратегические действия.

Методика мониторинга представляет собой последовательность этапов его реализации посредством совокупности функций, методов, методик, форм, средств получения и обработки информации и информационных связей. Информационную основу мониторинга составляют разработанная система показателей, методики обработки информации и алгоритм использования информации, которые адаптируются к конкретным условиям каждого отдельного предприятия.

Источники первичной информации подразделены на внешние (получаемые из источников во внешней среде или в результате ее исследования) и внутренние. В циклическом процессе мониторинга реализуются этапы, представленные на рис. 1.

Схема алгоритма мониторинга представлена на рис. 2.

Предложенные методика и алгоритм мониторинга эффективности и устойчивости предприятий, предусматривающие контроль результатов деятель-

Рис. 1. Методическая схема мониторинга эффективности и устойчивости [1]

Состояние внешней среды, внешних социально-экономических систем, потребители, партнеры-поставщики и другие источники необходимой информации

Возмущающие воздействия внешней среды и заказы потребителей

Управляющее воздействие

Управляющая

система -*-

Структурированная

информация для ♦ Мониторинг лиц, принимающих эффективности

решения

и устойчивости предприятия

к.'

Входы (ресурсы) ■

Объекты управления

Выходы (услуги)

_ _ J

_ ^ ^

Информационные связи

Рис. 2. Принципиальная структурная схема мониторинга эффективности и устойчивости предприятия

ности предприятия и зон обоюдовыгодных сделок, позволяют расширить возможности управления эффективностью и устойчивостью предприятий, решая задачи наилучшего удовлетворения потребностей клиентов [1].

Таким образом, оценка и управление эффективностью предполагает использование современных технологий менеджмента, включающих в качестве центрального звена блок бизнес-анализа.

В современных условиях критерием эффективности может выступать деловая репутация организации. Если компании сформулировали для себя лишь финансовые цели, они, как правило, не достигают желаемых финансовых результатов, которых достигают компании с более широким диапазоном ценностных установок. Конкретнее этот более широкий диапазон ценностей можно определить как идеологию компании, ее деловую репутацию. Деловая репутация — важная часть бизнеса, ее невоз-

можно отделить от компании. Деловая репутация представляет собой своего рода «доброе имя» лица и учитывается в составе его нематериальных активов наряду с авторскими правами, ноу-хау и торговыми марками. Деловая репутация позволяет организации иметь большую норму прибыли по сравнению с текущей рыночной прибылью.

Деловая репутация — это целостное представление об организации как субъекте определенного вида деятельности, которое складывается из восприятия и оценки результатов и последствий этой деятельности, независимо от организационно-правовых форм или масштабов, различными заинтересованными лицами (стейкхолдерами) и контактными группами [2].

Для инвесторов в качестве оценки деловой репутации могут выступать открытость и прозрачность компании, динамика ее развития, уровень корпоративного управления, возможность обеспечения

требуемой нормы доходности вложенных средств. С точки зрения потребителей информативным критерием оценки репутации является качество выпускаемой продукции, ее цена, доступность и ценовая стратегия компании. Для кредиторов деловая репутация компании заключена в ее кредитной истории; для сотрудников — в системе работы с персоналом, мотивации менеджмента; для государства — в уровне социальной ответственности, полноте выплаты налогов и т.д.

В мировой практике используется понятие «гудвилл» (goodwill). Количественная мера стоимости компании (гудвилл) — это стоимостная оценка набора активов, которая может быть определена только в результате продажи всей совокупности активов как целостного имущественного комплекса в виде разницы между рыночной ценой компании и балансовой стоимостью ее активов. Учет деловой репутации связан с учетом нематериальных активов организации в российских стандартах отчетности. Гудвилл как элемент деловой репутации и рыночный индикатор финансового положения компании может быть положительной или отрицательной величиной. Положительное значение гудвилла означает, что финансовый аналитик (или рынок) полагает, что стоимость компании выше величины ее собственного капитала (чистых активов), отрицательное (badwill) — стоимость компании ниже суммарной стоимости активов и обязательств этой компании. Нулевая репутация обычно свойственна компаниям, только что вышедшим на рынок и не успевшим сформировать мнение о себе. Причиной возникновения отрицательного гудвилла может быть завышение стоимости активов, занижение величины обязательств, ожидаемые в будущем убытки от работы компании и др. Отрицательное значение гудвилла может быть следствием обесценения ценных бумаг, когда рыночная стоимость акций компании становится ниже их балансовой стоимости. Любая успешно работающая компания должна иметь положительный гудвилл, иначе она может стать объектом поглощения с целью распродажи ее активов по частям. Отрицательный гудвилл означает, что суммарная рыночная оценка активов превосходит цену, по которой оценивает компанию рынок.

Положительная деловая репутация становится важным орудием упрочнения позиций компании, поскольку позволяет ей иметь конкурентные преимущества на рынках труда, капитала, ресурсов, ценных бумаг и благодаря этому генерировать дополнительные доходы. Положительная репутация

не только облегчает доступ компании к различным ресурсам (кредитным, материальным, финансовым и т.д.), но и обеспечивает надежную защиту интересов компании во внешней среде, влияет на обоснованность принятия решений в области менеджмента [7]. Нематериальными активами являются приобретенные или созданные результаты интеллектуальной деятельности и иные объекты интеллектуальной собственности (или исключительные права на них), используемые в производстве продукции (выполнении работ, оказания услуг) или для управленческих нужд компании, имеющие срок использования свыше года. Деловая репутация компании в определенных условиях может рассматриваться как результат интеллектуальной деятельности и в качестве средства индивидуализации компании, и в качестве юридического лица. Из этого следует, что стоимость деловой репутации может быть отнесена к нематериальным активам, учитываться при налогообложении прибыли [5].

Гудвилл — важная и исключительно рыночная категория, которая в отличие от других активов, продаваемых на рынках, обладает рядом отличительных особенностей, к числу которых относятся:

1. Гудвилл является одним из наиболее эффективных критериев оценки результатов работы компании с учетом внешних и внутренних факторов.

2. Расчет величины гудвилла в рыночных ценах характеризуется волатильностью, т.е. его величина изменяется в зависимости от колебаний цен, курсов валют, инфляции и других макроэкономических показателей. Однако самые существенные изменения в оценку гудвилла вносят рыночные ожидания в отношении конкретной компании.

3. Гудвилл нераздельно связан с определенной организацией, т.е. его нельзя передать во временное использование или продать как товарный знак. Гудвилл имеет ценность лишь в контексте конкретной компании, т.е. в единстве со всеми ее составными частями — имуществом, капиталом, менеджментом и др. [6].

Таким образом, оценка гудвилла может быть использована в качестве самостоятельного и эффективного критерия финансовой стабильности организации. Использование такой оценки обусловлено необходимостью расчета капитализации компании, ее экономической добавленной стоимости. Отрицательные значения гудвилла можно использовать в качестве критерия возникновения потенциальной опасности для существования компании как самостоятельного юридического лица (банкротство, недружественные поглощения).

Литература

1. Бор В.Н. Совершенствование управления устойчивостью и эффективностью малых предприятий сферы услуг: автореф. дис. ... канд. экон. наук: 08.00.05. Шахты, 2009. 23 с.

2. Коротков Э.М. Деловая репутация промышленного предприятия в системе рыночной экономики // Вестник Южно-Российского государственного технического университета. 2012. № 2.

3. Коротков Э.М. Концепция российского менеджмента. М.: ДеКа, 2004.

4. Макарова Е.Е. Теоретические аспекты стратегического менеджмента // Современные исследования социальных проблем: Материалы IV Общероссийской науч.-практ. конф. с международным участием. № 1.1(09). Красноярск: Научно-инновационный центр, 2012. С. 269-272.

5. Соклакова И.В. Управление потенциалом развития современного предприятия: автореф. дис. . канд. экон. наук. М.: Государственный университет управления, 2005.

6. Соклакова И.В., Кузьмина Е.Ю. Повышение деловой репутации организации. Корпоративная социальная ответственность: учебник для бакалавров. Гл. 18 / под ред. Э.М. Короткова. М.: Юрайт, 2012.

7. Соклакова И.В. Формирование деловой репутации организации // Вестник университета (Государственный университет управления). 2013. № 22.

8. Эмерсон Г. Двенадцать принципов производительности. М.: Экономика,1992.

References

1. Bor V.N. Sovershenstvovanie upravlenija ustojchivostju i jeffektivno-stju malyh predprijatij sfery uslug. Kand. Diss. [Improvement of management by stability and efficiency of small enterprises of a services sector. Cand. Diss.]. Shahty, 2009. 23 p.

2. Korotkov Je.M. Delovaja reputacija promyshlennogo pred-prijatija v sisteme rynochnoj jekonomiki. Vestnik Juzhno-Rossijskogo gosudarstvennogo tehniche-skogo Universiteta. 2012, I. 2.

3. Korotkov Je.M. Koncepcija rossijskogo menedzhmenta [The concept of the Russian management]. Moscow, «DeKa» Publ., 2004.

4. Makarova E.E. Teoreticheskie aspekty strategicheskogo menedzhmenta [Theoretical aspects of strategic management]. Sovremennye issledovanija socialnyh problem: materialy IV Obshherossijskoj nauch.-prakt. konf. s mezh-dunarodnym uchastiem. I. 1.1(09). Krasnojarsk, Nauchno-innovacionnyj centr Publ., 2012, pp. 269-272.

5. Soklakova I.V. Upravlenie potencialom razvitija sovremen-nogo predprijatija. Kand. Diss. [Management development potential of the modern enterprise]. Gosudarstvennyj uni-versitet upravlenija. Moscow, 2005.

6. Soklakova I.V. Kuz'mina E.Ju. Povyshenie delovoj reputacii organizacii. Gl.18. Korporativnaja socialnaja otvetstvennost' [Improving the business reputation of the organization. Chapter 18. Corporate Social Responsibility]. Moscow, Jurajt Publ., 2012.

7. Soklakova I.V. Formirovanie delovoj reputacii organizacii [Formation of the business reputation of the organization]. Vestnik Universiteta (Gosudarstvennyj universitet upravlenija) [Bulletin of the University (State University of Management)]. 2013, I. 22.

8. Jemerson G. Dvenadcat' principov proizvoditel'nosti. M., Jekonomi-ka.1992.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.