Научная статья на тему 'Особенности оценки эффективности концепций развития авиа- транспортных предприятий'

Особенности оценки эффективности концепций развития авиа- транспортных предприятий Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
138
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кольцова Анастасия Андриановна

Оценка эффективности концепции развития авиатранспортной отрасли должна осуществляться с учетом специфики от-расли. Особенности расчета определяются принципами оценки эффективности и составом участников хозяйственных отноше-ний и их финансово-экономическими интересами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CALCULATION FEATURES OF EFFECTIVNESS APPRAISAL OF AVIATRANSPORT COMPANIES

Aviatransport system's development concept has to be appraised with regard to the industry' specific measurements. Calculation features are determined on the basis of effectivness' appraisal and the consistency of the business parties and their economic interests

Текст научной работы на тему «Особенности оценки эффективности концепций развития авиа- транспортных предприятий»

2006

НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК МГТУ ГА серия Менеджмент, экономика, финансы

№ 106

УДК 338:336

ОСОБЕННОСТИ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ КОНЦЕПЦИЙ РАЗВИТИЯ АВИАТРАНСПОРТНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ

А.А. КОЛЬЦОВА

Статья представлена доктором экономических наук, профессором Криволуцким Ю.В.

Оценка эффективности концепции развития авиатранспортной отрасли должна осуществляться с учетом специфики отрасли. Особенности расчета определяются принципами оценки эффективности и составом участников хозяйственных отношений и их финансово-экономическими интересами.

Оценка результатов концепций развития авиационного транспорта должна быть выполнена с использованием подходов к определению эффективности инвестиционных проектов. Эффективность определяется для некоторого участника или участников проекта.

Эффективность - это категория, которая отражает соответствие проекта целям и интересам его участников, которыми в данном случае являются:

авиакомпании, входящие в состав авиатранспортной коалиции или привлекаемые на договорных отношениях;

государство в лице фонда федерального имущества, которое имеет имущественные интересы во многих российских авиакомпаниях, являясь владельцем золотой акции (эксклюзивное право голоса), блокирующего или контрольного пакета акций (соответственно более 20% или более 51% акций);

государство в лице бюджетов различных уровней, которое имеет финансовые интересы, собирая налоги с предприятий авиатранспортного комплекса;

государство в лице Правительства РФ, которое имеет народнохозяйственные и общественные интересы, выполняя грузопассажирские перевозки;

соучредители авиакомпаний - акционеры, которые имеют имущественные и финансовые интересы; наемные работники авиатранспортных предприятий, которые заинтересованы в рабочих местах; внешние инвесторы (банки, инвестиционные фонды и др.), которые заинтересованы в размещении денежных средств под фиксированный или плавающий процент; потребители услуг авиатранспортных компаний.

Эффективность проекта функционирования авиатранспортной коалиции в целом оценивается для определения потенциальной привлекательности проекта для возможных участников и поисков источников финансирования.

Показатели общественной эффективности учитывают социально-экономические последствия деятельности авиатранспортных коалиций для РФ в целом, в том числе как прямые непосредственные результаты и затраты проекта, так и косвенные - внешние затраты и результаты в смежных секторах экономики, экологические, социальные и иные.

Показатели коммерческой эффективности результатов деятельности авиатранспортных коалиций учитывают финансовые последствия его осуществления для любого из перечисленных участников, в предположении, что они производят все необходимые для реализации проекта затраты и пользуются всеми его результатами.

Показатели эффективности проекта в целом характеризуют с экономической точки зрения последствия реализации концепции рыночной стратегии планирования авиатранспортных услуг, управления организационно-производственной структурой авиакомпании, управления инвестициями, в том числе в парк гражданских самолетов. Эффективность участия в проекте включает:

эффективность участия авиатранспортных предприятий-участников коалиции;

эффективность инвестирования в акции авиатранспортных предприятий (эффективность для акционеров, в том числе для государства, владеющего акциями, как правило, типа «Б»; авиакомпаний);

эффективность участия в проекте структур более высокого уровня по отношению к авиатранспортным предприятиям-участникам коалиции, в том числе:

региональную и народнохозяйственную эффективность — для отдельных регионов, к которым приписаны авиакомпании и предприятия наземного комплекса, и народного хозяйства РФ;

отраслевую эффективность — для авиатранспортной отрасли, финансово-промышленных групп, объединений авиатранспортных предприятий, холдинговых структур и авиатранспортных коалиций;

бюджетную эффективность (эффективность участия государства в проекте развития авиационного гражданского транспорта с точки зрения расходов и доходов бюджетов всех уровней).

В основу оценок эффективности положены следующие особенности реализации концепций развития авиатранспортного комплекса:

рассмотрение проекта на протяжении всего его жизненного цикла - от планирования рыночного спроса до обновления парка гражданских самолетов за счет различных источников финансирования, в том числе с использованием прибыли, кредитов, лизинга и др.;

моделирование денежных потоков - учет всех денежных поступлений и расходов в различных валютах, в том числе при реализации международных авиаперевозок;

сопоставимость условий сравнения различных вариантов реализации концепций, например, при «горячем» и «холодном» резервировании, лизинг и кредитование и др.;

учет фактора времени - учет смещения во времени между предоставлением услуг по грузопассажирским перевозкам на внутренних и международных рейсах или оплатой за эти услуги;

учет только предстоящих затрат и поступлений - учет только предстоящих в ходе реализации концепций развития авиатранспортной системы затраты и поступления в виде тарифов за грузопассажирские перевозки, в том числе и связанные с привлечением ранее созданного парка гражданских самолетов, а также предстоящие потери, непосредственно вызванные реализацией концепций развития авиатранспортных предприятий;

принцип сравнения с проектом и без проекта - оценка эффективности концепций управления авиатранспортными предприятиями должна производиться сопоставлением ситуаций не до использования концепции и после использования концепции, а без использования концепции и с использованием концепции;

учет всех наиболее существенных последствий развития авиатранспортных предприятий - при определении эффективности использования концепций должны учитываться все последствия ее реализации как непосредственно экономические, так и внеэкономические, например, изменение уровней шума на территориях, прилегающих к территории аэропорта;

многоэтапность оценки - на различных стадиях разработки и реализации концепции (экспресс -оценка, обоснование инвестиций, ТЭО, выбор схемы финансирования, экономический мониторинг) ее эффективность определяется заново, с различной глубиной проработки;

учет влияния на эффективность потребности в оборотном капитале, необходимом для функционирования создаваемых в ходе реализации концепции производственных фондов в виде парка гражданских самолетов и ремонтной базы для технического и предполетного обслуживания и капитального ремонта гражданских самолетов;

влияние инфляции - учет изменения цен и тарифов на различные виды товаров, работ, услуг и ресурсов в период реализации концепции и возможностей использования при реализации концепции нескольких валют;

учет в количественной форме влияния неопределенностей и рисков, сопровождающих реализацию концепции развития авиатранспортных предприятий.

Общественно значимыми считаются крупномасштабные, народнохозяйственные и глобальные проекты, к которым относится и концепция оптимального развития авиатранспортной сети.

Оценка проводится в два этапа.

На первом этапе рассчитываются показатели эффективности проекта в целом. При этом для локальных проектов оценивается только их коммерческая эффективность. Для общественно значимых проектов оценивается в первую очередь их общественная эффективность. При неудовлетворительной общественной эффективности такие проекты не рекомендуются к реализации и не могут претендовать на государственную поддержку. Если же их общественная эффективность оказывается достаточной, оценивается их коммерческая эффективность.

Второй этап оценки осуществляется после выбора схемы финансирования. На этом этапе уточняется состав участников проекта, определяется его финансовая реализуемость и после этого оценивается эффективность участия в проекте каждого из его участников (региональная и отраслевая эффективность,

эффективность участия в проекте отдельных предприятий и акционеров, бюджетная эффективность и

пр).

Для локальных проектов на этом этапе определяется эффективность участия в проекте отдельных предприятий-участников авиатранспортной коалиции, эффективность инвестирования в акции таких акционерных предприятий и эффективность участия бюджета в реализации проекта (бюджетная эффективность). Для общественно значимых проектов на этом этапе в первую очередь определяется региональная эффективность, если она удовлетворительна, дальнейший расчет производится так же, как и для локальных проектов. При необходимости на этом этапе может быть оценена отраслевая эффективность развития авиатранспортной системы.

Оценка эффективности концепций должна осуществляться на стадиях: разработки инвестиционного предложения; разработки обоснования инвестиций; разработки ТЭО концепции; реализации концепции (экономический мониторинг).

В процессе экономического мониторинга концепций развития авиатранспортных предприятий рекомендуется оценивать и сопоставлять с исходным расчетом только показатели эффективности участия авиатранспортных предприятий в проекте. Если при этом обнаруживается, что показатели эффективности, полученные при исходном расчете, не достигаются, рекомендуется на основании расчета эффективности инвестиций для участников проекта рассмотреть вопрос о целесообразности продолжения проекта, введения в него изменений и т.д., после чего пересчитать эффективность участия авиатранспортных предприятий в проекте и эффективность инвестирования в акции акционерных предприятий-участников авиатранспортной коалиции.

CALCULATION FEATURES OF EFFECTIVNESS’ APPRAISAL OF AVIATRANSPORT COMPANIES

Koltsova A.A.

Aviatransport system’s development concept has to be appraised with regard to the industry’ specific measurements. Calculation features are determined on the basis of effectivness’ appraisal and the consistency of the business parties and their economic interests.

Сведения об авторе

Кольцова Анастасия Андриановна, окончила МЭИ (1970), кандидат физико-математических наук, старший научный сотрудник НИИСИ РАН, автор более 50 научных работ, область научных интересов - методы математического моделирования, новые информационные технологии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.