Научная статья на тему 'Особенности оценки эффективности инновационных стратегий в информационно-экономическом образовании'

Особенности оценки эффективности инновационных стратегий в информационно-экономическом образовании Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
49
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫСШЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / HIGHER PROFESSIONAL EDUCATION / ПОКАЗАТЕЛИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / INDICES OF EDUCATIONAL ACTIVITY / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ / COST EFFICIENCY / ИННОВАЦИИ / INNOVATIONS / ИНФОРМАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / INFORMATIONAL-ECONOMIC EDUCATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Меркулина И.А.

В статье рассмотрена образовательная деятельность российских высших учебных заведений в части подготовки кадров информационно-экономического профиля; введено понятие «информационно-экономическое образование»; обоснована необходимость разработки модернизированных методик расчета эффективности; проанализировано влияние финансово-экономического кризиса на ситуацию на рынке труда и в сфере высшего образования; проведена группировка показателей эффективности инновационных стратегий по ряду классификационных признаков; сформулированы особенности развития информационно-экономического образования в кризисных условиях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On innovation strategies in informational-economic education and their cost-efficiency evaluation

A concept of "informational-economic education" has been introduced and discussed. Informational-economic segment of educational activities of institutes and universities in the Russian Federation have been considered. The necessity to develop modernized methods of cost-efficiency evaluation has been proved. The influence of financial-economic crisis on current labour-market situation and higher education sphere has been studied. Indices of the cost-efficiency of innovation strategies have been grouped by several classification features. Further advance of informational-economic education within current crisis conditions has been discussed.

Текст научной работы на тему «Особенности оценки эффективности инновационных стратегий в информационно-экономическом образовании»

Проблемы высшего образования

Меркулина И. А.

Особенности оценки эффективности инновационных стратегий в информационно-экономическом образовании

В условиях углубляющегося глобального экономического кризиса инновационная деятельность подвержена гораздо большим рискам, чем это было еще буквально 1-2 года назад. Стандартные методики ее анализа построены в предположении о стабильно и поступательно развивающейся экономической ситуации и потому должны применяться критически и осторожно при планировании и разработке инновационных стратегий в заведомо нестабильной обстановке. Сказанное относится и к объекту исследования, рассматриваемому в настоящей статье, а именно - образовательной деятельности российских высших учебных заведений в части подготовки кадров информационно-экономического профиля.

Используемый ниже термин «информационно-экономическое образование» описывает такую организацию структуры подготовки специалистов в рамках высшего профессионального или послевузовского дополнительного образования, при которой в качестве основных блоков общепрофессиональной и специальной стадий обучения можно выделить группу дисциплин (курсов), нацеленную на рассмотрение современных информационных технологий, и группу дисциплин (курсов), раскрывающую особенности функционирования инновационной информационно-ориентированной экономики [1]. Помимо этого, подпадающая под это определение структура подготовки характеризуется наличием в своем составе группы синтетических дисциплин, посвященных теории и практике применения информационных технологий в тех или иных конкретных экономических задачах.

Применительно к оценке экономической эффективности обучения при внедрении инновационных стратегий может быть использована «инвестиционная идея», заключающаяся в том, что расчеты проводятся с учетом того, что любая новая организация обучения естественным образом связана с дополнительными инвестициями (издержками). Далее могут быть выделены отдельные составляющие эффективности, влияющие на улучшение синтетических показателей деятельности образовательного учреждения. Затем из стоимостного выражения суммы этих составляющих следует вычесть инвестиционные затраты, связанные с организацией и внедрением инновационных стратегий. Однако при таком подходе не удается четко обосновать определение «управленческой доли» эффективности, которая, по нашему мнению, объясняется как математической, так и экономической некорректностью расчетов: из-за неполноты аргументации, предписывающей отнести часть эффективности именно к управленческим инновациям.

Основными составляющими эффективности обучения можно считать экономическую, социальную и педагогическую. Сущностные характеристики эффективности функционирования, конкурентоспособности, результативности вуза (уровня подготовки выпускников) и качества предоставляемых образовательных услуг тесно взаимосвязаны. Государство формирует общую образовательную политику, задает

нормативы и стандарты, выполнение которых контролируют уполномоченные на это проверяющие органы.

Следование выработанным с общетеоретических позиций приемам оценки эффективности обучения, как и оценки эффективности инновационной деятельности, приводит к достаточно высоким трудозатратам из-за необходимости корректного учета различных видов эффекта, проявляющихся в разных предметных областях для разных субъектов и объектов управления. Поэтому вполне очевидна актуальность разработки модернизированных методик расчета эффективности, которые позволяют вывести как оценки качества обучения, так и оценки качества отдельных образовательных программ.

Анализ современного положения на рынке образовательных услуг позволяет сделать вывод о том, что к началу 2008 г. этот рынок вошел в стадию насыщения. Это стадия характеризуется также глобализацией рынка, следовательно, усилением конкуренции на нем. Все это в совокупности определяет выход на первый план проблематики качества оказываемых образовательных услуг, которая превышает значимость стоимости услуг, совокупных затрат потребителей и уровня сервиса.

Можно констатировать, что финансово-экономический кризис уже к текущему моменту существенным образом ухудшил ситуацию на рынке труда, что проявляется:

- в спаде производства и снижении инвестиционной активности в целом ряде отраслей общественного производства;

- в уменьшении числа вакансий;

- в изменении структуры потребностей работодателей в сотрудниках;

- в сокращении фондов оплаты труда на предприятиях.

С позиции вуза очевидные риски заключаются в возможности:

- сокращения объемов бюджетного финансирования;

- снижения притока абитуриентов, переориентирующихся в тяжелых экономических условиях с дальнейшего обучения на поиск работы, обеспечивающей средства к существованию;

- резкого сжатия слоя населения, для которого доступны варианты получения высшего образования на коммерческой основе;

- значительных увольнений среди профессорско-преподавательского состава из-за уменьшения количества обучаемых студентов и слушателей.

Одним из частных следствий изменения структуры потребностей работодателей в трудовых ресурсах является значимое сокращение числа вакансий по целому ряду экономических, юридических, управленческих и других специальностей, по которым, впрочем, уже в предкризисный период наблюдалось существенное и необоснованное перепроизводство специалистов с высшим образованием.

В своей оценке мы исходим из умеренно пессимистического прогноза хода развития глобального кризиса, при котором общий спад экономической активности продлится не менее нескольких лет, но при этом не произойдет дезинтеграции социальных институтов и иных катастрофических событий.

Итак, менеджмент высшего учебного заведения должен реагировать на запросы различных категорий потребителей, учитывать явные запросы, выявлять запросы скрытые. Проиллюстрируем, что понимается под явными запросами. Вполне естественно ожидать, что абитуриент, нацеленный на успешное трудоустройство после окончания курса обучения, ориентируется на вуз с общепризнанным высоким статусом. За счет доступности информации о вузе в глобальной сети могут добавляться сведения о профессиональном уровне профессорско-преподавательского состава, методиках

обучения, имеющейся материальной базе, сервисном комплексе. Скрытые, неявные потребности могут заключаться, например, и в стремлении студента получить дополнительные квалификационные знания и навыки.

Получение объективной и теоретически обоснованной оценки эффективности функционирования государственного вуза является непростой методологической проблемой. При этом существенное значение имеет временной лаг между внедрением образовательных инноваций и моментом, когда будет накоплена достаточная информация для их всесторонней оценки. Поэтому для внедрения в образовательный комплекс управляющих обратных связей требуется развитие методик прогнозирования ожидаемого эффекта от инноваций, мониторинга промежуточных, неокончательных результатов. В целом протекающие в вузе управленческие, организационные, информационные и иные процессы, прямо или косвенно влияющие на качество образовательных услуг, следует охарактеризовать как весьма сложную для анализа систему. Помимо их многообразия можно констатировать и наличие разнонаправленных тенденций, что дополнительно затрудняет вывод универсального количественного показателя эффективности. Для оценки эффективности деятельности необходимо сформировать иерархически организованную совокупность показателей, которые позволят сопоставить реальный (фактический или ожидаемый) результат и результат желаемый, целевой. Критерии эффективности должны опираться на эту систему показателей, давая возможность всесторонне оценить результат функционирования вуза как объекта управления.

Разрабатываемая система показателей и правила оперирования этими показателями образуют фундамент информационной базы для мониторинга эффективности функционирования вуза. Основные цели такого подхода во многом схожи с задачами, которые решает подобный мониторинг, применяемый в фирмах и организациях, действующих в иных сегментах рыночной экономики. Так, универсальными целями являются осуществление компетентного руководства деятельностью, выявление и мобилизация внутренних резервов, улучшение качества продукции и услуг, повышение рентабельности, в конечном итоге, достижение глобальной цели - успеха в конкурентной борьбе в определенном рыночном сегменте.

Базовые положения теории систем и системного анализа предписывают при разработке систем показателей оценки эффективности уделить особое внимание систематизации и классификации доступных исходных данных. Упомянутая выше иерархичность системы показателей означает необходимость учета взаимосвязей и взаимозависимостей, действующих в выбранной совокупности показателей. Предпринятая без такого системного подхода детализация показателей не может обеспечить объективного представления о степени эффективности анализируемой деятельности. Детальное исследование всего спектра направлений деятельности объекта управления подразумевает анализ результатов с учетом всей совокупности воздействующих на объект экзогенных и эндогенных факторов.

Одна из главных задач системного подхода состоит в таком описании сложной системы, которое бы позволило провести ее декомпозицию на составляющие, причем, декомпозицию, не приводящую к утрате основных свойств системы. Это должно позволить реализовать такую схему управления, которая обеспечит управляемость системы, повышение эффективности ее функционирования, ее конкурентоспособность и в то же время позволит сохранить «зоны самостоятельности», чтобы избежать избыточной сложности и громоздкости управляющих связей.

Группировка показателей эффективности может быть проведена по ряду вполне стандартных классификационных признаков.

1) При рассмотрении целевой структуры вуза как объекта управления естественно выделить 3 уровня, соответствующих одноименным уровням принятия решений:

- оперативного, позволяющего оценить степень выполнения краткосрочных задач без привлечения сложных алгоритмов анализа и аппарата прогнозирования;

- тактического, ориентированного на получение количественных показателей реализации среднесрочных целей;

- стратегического, позволяющего вывести комплексную агрегированную оценку, отражающую качественную сторону функционирования объекта по достижению стоящей перед ним стратегической цели (миссии объекта управления).

2) Признаки, связанные с факторами конкурентоспособности, можно классифицировать на 4 типа:

- финансово-экономические, позволяющие оценить экономические последствия предпринятых действий, охватывающие аспекты процесса формирования экономической устойчивости вуза и обеспечения положительного финансового результата деятельности, тем самым служащие финансовыми индикаторами адекватности стратегии вуза;

- маркетинговые, оперирующие существенными характеристиками потребителей услуг и целевого сегмента рынка в целом;

- процессные, описывающие качественный уровень услуги, а также обеспечивающие ее условия;

- эволюционные, отражающие имеющийся кадровый потенциал и перспективы его развития, а также вопросы совершенствования информационного обеспечения и инфраструктуры.

Оставшиеся две группировки носят вспомогательный характер.

По месту в иерархии отражаемых свойств показатели подразделяются на:

- частные, каждое из которых описывает какое-либо существенное свойство процесса, при этом весьма желательно, чтобы значение показателя могло быть рассчитано независимо от других показателей;

- обобщенные (агрегатные), рассчитываемые на базе нескольких других показателей и характеризующие некоторую совокупность свойств.

И, наконец, группировка по уровню значимости подразделяет показатели на:

- основные, устанавливающие меру соответствия результата деятельности поставленной цели;

- дополнительные, расшифровывающие причины отклонения достигнутых результатов от целевых (по стоимости, времени готовности и т.д.).

Сформулируем наши соображения об особенностях развития информационно-экономического образования в кризисных условиях. Будучи подверженным негативным явлениям, общим для всей высшей школы, это направление обладает явным дополнительным потенциалом, позволяющим высоко оценивать его перспективы.

Во-первых, синтез нескольких направлений подготовки (в данном случае, экономических, информационных и технических) позволяет студенту получить разностороннюю подготовку и существенно повысить свой рейтинг на рынке труда. В зависимости от конкретных потребностей работодателя на первый план может выдвигаться соответствующая компетенция специалиста.

Во-вторых, в рамках борьбы с растущей безработицей государство должно развернуть широкомасштабные программы переподготовки специалистов. Следует ожидать, что весьма существенной будет роль дистанционных образовательных

технологий, активно развиваемых по информационно-экономическим направлениям.

В-третьих, как было показано в наших предыдущих работах [2], важной сферой приложения знаний и умений информатика-экономиста является малый бизнес.

Рассматривая малый бизнес как один из ключевых инструментов преодоления последствий глобального кризиса, можно ожидать, что при должной государственной поддержке он сможет аккумулировать существенную долю высвободившейся рабочей силы. В этом контексте экономически грамотные специалисты, совмещающие навыки в различных вычислительных, коммуникационных, компьютерных технологиях и технологиях обработки информации, смогут решить целый ряд важных задач функционирования предприятий малого бизнеса.

В настоящей статье с позиции внедрения высокотехнологичных и интеллектуальных инноваций рассмотрена комплексная деятельность в рамках системы высшего профессионального образования. В текущих условиях нарастания негативных процессов в глобальной экономической системе становится чрезвычайно важным адекватно оценивать среднесрочный эффект (при горизонте прогнозирования в пределах 5-6 лет) от предлагаемых решений.

Общетеоретические подходы к методам оценки эффективности в случае анализа конкретных сторон образовательной активности высших учебных заведений должны быть расширены специально разработанными методиками, учитывающими специфические черты такого рода деятельности. Так, необходимо учитывать статус бюджетных вузов как государственных образовательных учреждений высшего профессионального образования, выполняющих важную социальную миссию по выпуску высококвалифицированных специалистов, ожидаемых и востребованных на современном рынке труда.

Таким образом, для комплексной системной оценки образовательного процесса и эффективного анализа результатов деятельности вуза может быть создана иерархически организованная система взаимоувязанных, взаимодополняющих показателей.

Литература

1. Меркулина, И. А. Информационно-экономическое образование: управленческий и организационный аспекты [Текст]/ И.А. Меркулина // Вестник университета (Государственный университет управления). - 2009. - № 1. - С. 72-78.

2. Меркулина, И.А. Малые предприятия как объекты профессиональной деятельности информатиков-экономистов [Текст]/ И.А. Меркулина // Вестник университета (Государственный университет управления). - 2008. - № 16 (26). - С. 396-402.

Караваева Е.П.

Методология кластерификации и ранжирования условий реализации маркетинговых программ колледжей и вузов при виндикации потребителя образовательных услуг в период рецессии

На страницах профильных экономических изданий в течение последнего года развернулась научная дискуссия, в которой ведущие отечественные и зарубежные исследователи (А. Г. Аганбегян, 2008; А.И. Клебанов, 2009; Л.Л. Крестинский, 2009; R.K.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.